Главная страница

Магистерская диссертация (14) (3). Министерство науки и высшего образования Российской Допустить к защите в гак


Скачать 72.53 Kb.
НазваниеМинистерство науки и высшего образования Российской Допустить к защите в гак
Дата31.08.2022
Размер72.53 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМагистерская диссертация (14) (3).docx
ТипРеферат
#657345
страница3 из 6
1   2   3   4   5   6
Глава 2. История становления и развития принципа народов и наций на самоопределение и принципа территориальной целостности государств

Изменение территории государств (отделение части территории - сецессия или же объединение независимых территорий в единое государство) не является характерным только для XX и XXI веков. Это цивилизационный процесс развития человечества, который подчиняется своеобразным объективным закономерностям. За время своего существования, данное явление претерпевало разного рода изменения, обусловленные особенностями того или иного исторического этапа. Например, оно обретало форму династийно-монархических заговоров, которые были направлены на обеспечение интересов различных элит, или же, напротив, выступало как мотив (побудитель) национально-освободительных движений, а иногда и революций. Данное часто вело к изменениям на политической карте мира.

Изменения в государственно-правом развитии изучались еще древнегреческими и римскими историками и философами, средневековыми мыслителями Европы и Азии, учеными мужами эпохи Возрождения и Реформации, а также исследователями XVIII, XIX и XX веков.

Первым документом, который зафиксировал раздел сфер влияния является Тордесильясский договор, который был заключен между Испанией и Португалией 7 июня 1494 года. Данный документ подразумевал вечную монополию этих двух держав на господство в отношении внеевропейского мира. Его отказались признавать Англия, Нидерланды, Франция - европейские страны, которые тоже осуществляли активную колонизацию деятельность.

Началом современной системы государств выступает Вестфальский мир 1648 года, который завершил, так называемую, «Тридцатилетнюю войну» на территории Священной Римской империи германской нации. Посредством Вестфальского мира была установлена совершенно новая система международных отношений, основывавшаяся на принципе территориальной целостности государств. Цель - разрешение проблемных территориальных вопросов.

Но уже, по прошествии чуть более чем 100 лет, отделение 13 североамериканских британских колоний, провозглашенное в Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (далее - США) от 04.07.1776 и Великая Французская революция 1789 года послужили факторами, сместившими основной упор в пользу концепции национального самоопределения. Эта концепция выдвигалась в роли демократического идеала, который возможен при представительном правлении. Теоретики данной концепции считали ее универсальной, то есть способной быть положительно воспринятой и применяться всеми народами/нациями.

Декларации независимости США от 04.07.1776 говорит о самоопределении как о священном праве народа, дарованном Создателем, изменить или отвергнуть форму правления, когда она попирает неотчуждаемые права человека. Данное положение нашло подтверждение в «Билле о правах». «Билль о правах» - неофициальное название 1 – 10 поправок к Конституции США, предложенных Джеймсом Мэдисон 25 сентября 1789 года и вступивших в силу 15 декабря 1791 года силу.

В это же время, в 1777 году, в Европе был отменен Тордесильясский договор. Несмотря на это, в XX веке ряд государств ссылался на положения данного документа:

- Чили, защищая свой антарктический сектор;

- Индонезия, вступая во владение Нидерландской Новой Гвинеей;

- Аргентина, обосновывая свои притязания на Фолклендские острова.

Политическая мысль Эпохи Просвещения, провозглашало то, что государства должны основываться желании народа, а не монарха. Такое развитие политической мыли привело к следующему. Народы/нации теперь не просто подданные того или иного монарха, а единое сообщество людей, связанное, в большинстве случаев, по этническому признаку, которое может иметь политическую волю. Концепция национального самоопределения, в таком виде, непосредственно угрожала установленному в то время миропорядку.

Следовательно, возникновение принципа народов и наций на самоопределение, как принципа политического, непосредственно связано с революционными событиями на территории будущих США и Франции в крайней трети XVIII века. Это утверждение отмечалось в одном из исследований группы французских ученых.

Идейно-смысловое содержание принципа народов и наций на самоопределение нашло обогащение во время национально-освободительных движений ряда европейских народов/наций от Османской империи, в рамках объединения Италии и Германии и среди народов/наций, населявших территории Австро-Венгерской империи.

После Великой Французской революция 1789 года на смену концепциям династического суверенитета и божественного права монарха распоряжаться подвластными ему территориями пришли концепции, которые основаны на идеях создания национального государства, самоопределения народов/наций, народного суверенитета.

В той или иной степени, концепция самоопределения народов/наций, получила выражение в теории «Народного суверенитета» Жан-Жака Руссо - франко-швейцарский философ, писатель, мыслитель.

Английский педагог и философ Джон Локк обосновывал с помощью концепции самоопределения право народов/наций на революцию.

Швейцарский юрист Эмер де Ваттель считал самоопределение народов/наций связующем звеном между суверенитетом народа и государством.

Новый международный порядок был создан по итогам Венского конгресса 1814 - 1815 годов (далее - Венский конгресс). На нем была разработана система договоров, которая ставила перед собой цель - восстановить монархии, разрушенные Великой Французской революцией 1789 года и, так называемыми, «Наполеоновскими войнами», вместе с тем, были определены новые границы европейских государств.

На Венском конгрессе самоопределение народов/наций не было принято в роли юридического основания изменения политической карты Европы.

Это не смогло остановить процесс образования национальных государств.

На Берлинском конгрессе 1878 года, который был созван с целью произвести изменения условий Сан-Стефанского мирного договора 1878 года, что увенчал Русско-турецкую войну 1877 - 1878 годов, впервые прозвучал термин «самоопределение наций». Данный термин всегда отождествлялся с термином «движение за независимость». Пройдя сложное, большое развитие «самоопределение наций» обрело широкое признание, что привело к его закреплению в программных документах огромного количества политических партий и общественных движений. Также, «самоопределение наций» нашло отражение в решении Лондонского Конгресса II Интернационала в 1896 году, в котором сформулированы основы данного принципа в контексте упоредочения межнациональных отношений.

На закате Первой мировой войны принцип самоопределения народов/наций стал мобилизирующим. Он воспринимался как, своего рода, обоснование дезинтеграционных процессов в Австро-Венгерской и Османской империях. Тогда предполагалось, что каждое новое государство должно иметь реальные шансы на экономическую и политическую самостоятельность, что в современной доктрине обрело термин «эффективность».

В отечественной юридической литературе досоветского периода была доминирующей концепция «принципа национальностей», которая основана на идеи воссоединения каждой национальности в свое государство, не взирая на какие-либо условия.

После Первой мировой войны 1914 - 1918 годов старая политическая система Европы начала распадаться. Принцип самоопределения народов/наций получил поддержку в идеологически разнообразных трудах многих политических деятелей. Например, российского революционера, теоретика, советского политического и государственного деятеля Владимира Ильича (Ульянова) Ленина.

Суть его подхода состояла в следующем:

- право на самоопределение наций не сама цель, а социальное, экономическое, культурное развитие данной цели, которое должно служить жизненным потребностям;

- право на самоопределение наций вплоть до отделения не обязательно предполагает возникновение отдельного национального государства, что противопоставляется концепции «принципа национальностей», данное не зависит от конкретных условий и рассматривается в качестве исключения из большевистской «посылки централизма»;

- право на самоопределение наций должно признаваться в независимости от численности и уровня развития той или иной нации, вместе с тем, степень развитости экономики, уровень культуры, территориальное расположение, плотность проживания, исторические условия влияют на форму создаваемого национального государства.

В Декрете о мире от 26(8).10(11).1917 было обращено внимание на предоставления народам/нациям право, посредством свободного голосования и с условием полного вывода войск присоединяющей или более сильной нации, решить без какого-либо, даже малейшего, принуждения вопрос о формах своего государственного существования.

Так, российский революционер, советский дипломат Георгий (Юрий) Васильевич Чичерин говорил, что в международную программу большевиков необходимо ввести схему, где за всеми угнетенными колониальными народами должно быть признано право на отделение.

Данное положение весьма принципиально. Его должно было претворять в практической деятельности при заключении международных договоров с Персией, Китаем, Турцией.

В тоже время, западный политический истеблишмент, в условиях, когда нарастала угроза несогласия с существующим миропорядка, долгое время создавал видимость того, что принцип самоопределения наций является скорее этической категорией, нежели правовой.

В связи с этим, весьма показательно смотрится заключение международной комиссии юристов, которая была образованна Советом Лиги Наций в 1920 году в целях рассмотрения спора между Финляндией и Швецией из-за Аландских островов, или, как его называют, Аландского кризиса. Данное заключение было утверждено Советом Лиги Наций. В этом заключении было сказано следующее: принцип самоопределения народов занимает значительное место в политической мысли современности. Но, необходимо отметить то, что данный принцип не упоминается в Уставе Лиги Наций. Его признание не может быть достаточным для рассмотрения соответствующего принципа в роли позитивного международно-правового правила.

Следовательно, принцип самоопределения народов/наций оказал непосредственное влияние на установление в международном праве системы мандатов, проведение референдумов о территориальной принадлежности, предоставление национальным меньшинствам международных гарантий.

То есть, на практике, в первой половине XX века, самоопределение народов/наций применялось лишь косвенно к территориям, находившемся под мандатом Лиги Наций, и к колониям, перешедшим под господство других стран по итогам Первой мировой войны 1914 - 1918 годов. Тогда Уставом Лиги наций фактически было установлено неравенство народов/наций. Так ст. 22 Устава Лиги наций гласила, что земли, которые получили статус одномандатных территорий должны были находиться под управлением так называемыми «развитыми нациями». Это положение, по своей сути, узаконивало колониальную систему.

После прихода к власти в Германии к власти национал-социалистов в 1933 году и начала Второй мировой войны в 1939 году принцип самоопределения народов/наций обретает иное значение, более императивное.

Так, в Атлантической хартии, говорится о том, что никакие территориальные изменения не могут производиться без свободно выраженного согласия со свободно выраженным желанием заинтересованных народов/наций. Также, в данном документе провозглашается об установлении после войны мира, предоставляющего возможность всем странам в безопасности жить на своей территории. Атлантическая хартия указывала на насущность уважения права всех народов/наций выбирать для себя любую угодную им формулу правления и на стремление народов/наций восстановить суверенные права и самоуправление, насильственно лишенных этого.

Во многом эти положения и стали прообразом принципа народов и наций на самоопределение.

Это нашло выражение в Декларации Правительства СССР от 24.09.1941. В ней сказано, что СССР, который во внешней политике руководствуется принципами самоопределения и суверенитета, отстаивает право всех народов/наций на государственную самостоятельность и территориальную неприкосновенность и право установить тот строй и ту форму правления, которые он считает необходимыми для своего существования.

Здесь уже прослеживается тесная диалектическая связь территориальной целостности государств и самоопределения народов/наций.

Вместе с тем, Правительство СССР, заявлявшее о последовательном осуществлении всех этих принципов, делало оговорку о том, что применение на практике принципов Атлантической хартии неизбежно сообразуется с историческими обстоятельствами, нуждами, особенностями той или иной страны.

Правительства СССР, США и Великобритании в Декларации об освобожденной Европе снова подтвердили незыблемость принципа самоопределения народов/наций.

Принцип самоопределения народов/наций укрепился в политико-правовой мысли в период буржуазных революций, определявшись как «принцип национальностей». Он имел огромное значение в борьбе за создание национальных государств на территории Европы. Вместе с тем, он не был признан в качестве общепризнанного.

Усилиями СССР и стран, которые поддерживали его, было достигнуто признание принципа самоопределения народов/наций как одного из самых важных в международном праве.

На наш взгляд, определяющим в понимании принципа народов и наций на самоопределение являлось его обсуждение во время принятия Устава ООН.

Самым спорным аспектом является определение «к кому/к чему» относится право на самоопределение. Юридическое оформление принципа народов и наций на самоопределение предполагало применение данного принципа только к территориям, которые являлись колониями, пополнившими ряды членов ООН в качестве суверенных государств в период деколонизации 50-х - 60-х годов XX века.

Эдуардо Хименес де Аречага - уругвайский юрист, пришел к выводу о том, что упоминание принципа самоопределения народов/наций наполнено очень огромным внутренним содержанием и имеет важное значение. Почти разрешены те проблемы, которые поднимаются в главе XI Устава ООН и исчезает система опеки, которая создана на основании глав XII и XIII Устава ООН.

Рассматривая координацию проблем самообороны государств и самоопределения народов/наций, он исходил из не отвержения Уставом ООН права на революцию. Уругвайский юрист предполагал, что отсутствие объективно-справедливого критерия определения народа/нации, имеющего право на самоопределение, нужно избегать применения силы, которая направлена поддержку сепаратизма. Обратное привело бы к лишению ценности содержания п. 4 ст. 2 и ст. 51 Устава ООН.

Этот принцип должен совершить свою историческую цель - ликвидировать систему колониализма.

В то время, когда на зависимых территориях Азии, Африки, Латинской Америки активно разворачивались национально-освободительные движения, колониальные державы желали сохранения территорий, когда-то ими завоеванных.

Например, до 1974 года Португалия рассматривала Гоа, как неотъемлемую часть своей территории - провинцию, что было закреплено в конституции страны.

Подобное имело место быть со многими другими территориями.

Через 54 года, после антиколониальной резолюции ООН, в 2019 году Международный Суд признал незаконным отторжение от Маврикия архипелага Чагос, который по сей день контролируется Великобританией, в 1965 году.

Западные ученые юристы-международники внесли свой вклад в ниспровержение принципа народов и наций на самоопределение. Они утверждали том, что, закрепляя данный принцип в своем уставе, ООН подразумевала его распространение только лишь на народы/нации, находящиеся в колониальной зависимости. Он должен помочь этим народов в борьбе за независимость.

Подобное понимание принципа народов и наций на самоопределение закреплялось в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года.

Вместе с тем, ООН говорит и о возможности самоопределения обладают народов, которые находятся под иностранной оккупацией или же гнетом расистских идеологией.

Многие юристы и политологи характеризовали принцип народов и наций на самоопределение как теоретический, ложный. Они видели в нем полную неопределенность, которая может начать разрушения государств и наций, предостерегали от безрассудного применения рассматриваемого, не находя ему места в международном праве.

Альфред Берт Картер Коббан - английский историк, профессор истории Франции Университетского колледжа Лондона, проведя анализ становления и развития принципа народов и наций на самоопределение, поставил под сомнение возможность существования данного принципа.

То есть принцип народов и наций на самоопределения, по нашему мнению, изначально оказался в самом центре формирования основных международно-правовых принципов. Колониальные державы признавали рассматриваемый принцип лишь на словах, стремясь при этом свести на нет его реализацию. В обоснование этого они ссылались на возможную опасность применения принципа народов и наций на практике, при котором вероятны нарушения общественного правопорядка, прав и интересов других государств, вместе с тем, указывая на неопределенность «народ» и «нация». Даже Комиссия по правам человека ООН предпринимала попытки утверждать том, что в ст. 1 и ст. 55 Устава ООН закреплялось не самоопределение народов/наций, а уважение к государственному суверенитету.

Григорий Иванович Тункин - советский и российский юрист-международник, указывал на слабые места положений Устава ООН о самоопределении. По его мнению, формула самоопределения народов не развернута. Но, вместе с тем, он рассматривал их как важный шаг в развитии международного сообщества.

В Уставе ООН нет положений, которые закрепляют невозможность использоваться рассматриваемого принципа народами/нациями, не находящимися в колониальной зависимости. То есть, если народ/нация желает самоопределения, он, в большинстве своем, его достигает. При этом, остается открытым вопрос о признании нового статуса территории самоопределившегося народа/нации.

Рассматривая Устав ООН, можно сказать, что данный документ наделил принцип народов и наций на самоопределение императивным характером. Он безусловно входит в число основных международно-правовых принципов, который имеет природу jus cogens и erga omnes. Он определил задачи и обязанности государств в этом направлении. К ним относятся:

  • принятие мер по ликвидации колониализма;

  • содействие всеобщему признанию и соблюдению прав и основных свобод человека;

  • воздержание от любых насильственных действий, которые лишают народы/нации права на самоопределение, свободы, независимости.

Ханс Мартин Бликс - шведский политик и дипломат, считал, что принцип народов и наций на самоопределение есть одна из тех норм, которая должна применяться по решению международных организаций. Генеральная Ассамблея ООН, возможно, не является идеальной для выполнения этой эгиды. Но только она приняла эту функцию на себя.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1514 принцип народов и наций на самоопределение увязана с принципом территориальной целостности государств. Это просматривается в большинстве кейсов, которые стали предметом обсуждения Генеральной Ассамблеи ООН и Международного Суда ООН. К ним относятся:

- Гибралтар;

- Мальвинские (Фолклендские) острова;

- Западная Сахара и Марокко.

Звучало утверждение о том, что основное правило самоопределения народов/наций - необходимость принятия во внимание воли народа соответствующей территории касательно своего политического статуса. Историческая принадлежность той или иной территории имело большое влияние на судьбу народа/нации, которая проживает на ней.(24)

Проанализировав одно из консультативных заключений Международного Суда ООН можно сделать вывод о том, что свободное самоопределение народов/наций заключается в необходимости принимать во внимание волю народа/нации. Вместе с тем, Международный Суд ООН обще говорил о исключении из этого. Это допустимо в случаях, если население территории не представляет собой народ/нацию.

Считаем, что в современном мире принцип народов и наций на самоопределение не ограничивается народами, которые в прошлом не находились под колониальным владычеством. Ст. 1 и ст. 55 Устава ООН указывают на всеобщий характер принципа народов и наций на самоопределение определено формалистически.

Декларация о принципах международного права от 24.10.1970 по-прежнему содержит требование упразднения колониализма и существенно расширяет сферу применения принципа народов и наций на самоопределение, но и распространяет его на народы/нации суверенных государств.

Владислав Леонидович Толстых - российский юрист-международник, считает, что самоопределение народов наций норма, которая включает три альтернативные идеи:

  • регулирует процесс возникновения новых субъектов международного прав, предоставляя народам, не имеющим государственности, право на нее;

  • постулирует существование интересов народов, отличных от интересов и правительств, и необходимость их защиты;

  • рассматривается как дополнительное основание прав человека, наряду с достоинством.

В современном мире рассматриваемый принцип есть один из способов возникновения государства. Также есть признание возможности противоборства интересов народа/нации и государства. Необходимо говорить о действиях/бездействии правительств государств, которые не отвечали потребностям народа/нации и не устраняют его проблемы. Это нужно рассматривать как реализацию принципа народов и наций на самоопределение. При этом необходимо взаимодействие рассматриваемого со всеми основными принципами. По нашему мнению, необходимо рассматривать права человека в качестве дополнительных оснований для самоопределения народа.

В данном контексте, в отношении территорий - возможных субъектов самоопределения, которые не имеют статуса государственных образований, принцип народов и наций на самоопределение тесно связан с основными правами человека. Такого рода самоопределение необходимо осуществлять на основе равенства, не принуждая к нему. В таком случаи результатом самоопределения будет являться создание независимого государства на соответствующей территории или же объединение ее с уже существующим суверенным государством при условии достижения политического согласия.

Принцип народов и наций на самоопределение на прошел исторических эпохи политико-правовой релевантности:

Первый (с середины XIX века). Самоопределение воспринималось принципом, дающим возможность народам/нациям, которые говорят на одном языке, объединившись, создать свое государство.

Второй (деколонизация). В 1945 году был принят Устав ООН, который провозглашал, в числе прочих, принцип народов и наций на самоопределение. Это воспринялось народами/нациями территорий, находящихся под колониальной зависимостью, как предоставление им права вести борьбу со своими метрополиями за независимость и создавать суверенное государство.

Третий (нынешний). Ведутся попытки соединения в единое понимание принципа народов и наций на самоопределение его этнокультурного понимания, то есть возможности групп людей, которые объединены по этническому и культурному признакам, создавать свои политические образования и понимание рассматриваемого принципа как возможности колониальных территорий провозгласить независимость.

Такого рода позиций придерживаются и многие ученые.

Они допускают подобный подход к периодизации развития принципа народов и наций на самоопределение. Вместе с тем, они выражают серьезное сомнение по поводу уместности противопоставления самоопределения как принципа и как права. Не существует и какой-то непреодолимой стены между самими понятиями.

Право - юридически обязывающая норма, которая предполагает соответствующие права или обязанности.

Принцип - политическая категория, но это неосвобождает от обязательности следовать его положениям.

Данная особенность принципа международного права вытекает из ст. 58 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. Она определяет принцип международного права в качестве императивной нормы общего международного права, которая принимается и признается таковой международным сообществом и уклонение от нее недопустимо и которая может изменяться только нормой общего международного права.

Необходимо обратить внимание на то, что Декларация о принципах международного права 1970 года ставит знак равенства между данными понятиями. Данный документ в тексте раскрывает по существу формы осуществления права на самоопределение народов/наций, используя, при этом, в названии термин «принцип».

Подчас, теория и практика понимают принцип народов и наций на самоопределение как действие, совершаемое единожды - право выбора формулы государственного существования. Хотя, содержание рассматриваемого принципа гласит, что самоопределение есть действующее право народа/нации свободно определять политический статус.

По нашему мнению, главной целью принципа народов и наций на самоопределение является обеспечение народа/нации возможности, используя демократические процедуры, определять характер своего общества, государства, его основные внутреннеполитические и внешнеполитические направления деятельности, не взирая на разного рода вмешательства извне.

Совет по правам человека ООН, также говорит об осуществлении принципа народов и наций на самоопределение исключительно в рамках закона, при этом избегая каких-либо насильственных действий. Его поддерживают и другие международные органы. Того же мнения придерживается множество авторитетных ученых в области международного права.

Английский юрист-международник Сэр Ян Браунли говорил о том, что принцип народов и наций самоопределения дополняет другие принципы международного права и применяется в контексте экономического самоопределения и консолидирует титул, который возникает по результату незаконного захвата территории. Вместе с тем, рассматриваемый принцип запрещает вмешательство, которое направленно против национально-освободительных движений. Он рассматривает соответствующую территорию как terra nullius.

Интерес вызывают размышления о военной интервенции как о средстве обеспечения самоопределения или факторе, нарушающем его. Эффективность формирующегося субъекта превалирует и его незаконное происхождение не будет препятствовать признанию как государства. Возможно, незаконность происхождения должна быть рассмотрена как главнейший фактор в соответствии с принципом ex injuria non oritus jus. Самоопределение местного образования, а также, законность применения силы необходимо рассматривать в качестве отдельных вопросов. Незаконное вмешательство не должно нанести ущерб ранее существовавшему праву территории на самоопределение.

Из этого можно сделать ряд выводов:

- помощь сторонних государств участникам национально-освободительным движениям в реализации самоопределения может быть допустима;

- субъект, который претендует на создание собственной государственности, при этом государство, созданное в период иностранной военной оккупации, не может быть независимым;

- нет запрета на признание, вновь созданного государства, при этом применяются критерии государственности, которые основаны на квалифицированной эффективности.

Вместе с тем, внимания заслуживает понимание принципа народов и наций некоторых ученых, которое исходят из различий понятий «народ» и «нация». Они считают, что народ - географическое понятие. Народ есть, п их мнению) группа людей, которая проживает внутри определенных государственных границ. Требование самоопределения исходит от большинства населения, далеко выходящего за пределы этнической общности.

В случаях отсутствия конституционного обеспечения самоопределения можно проследить направленность политической борьбы. Если требование самоопределения имеет этническое происхождение, то последовательное и систематическое решение вопроса самоопределения практически исключается. В таком случаи существует вероятность установления дискриминации и неравенства на самоопределяющейся территории. При определении целей национального самоопределения нужно акцентировать внимание на установление собственной государственной юрисдикции соответствующей страны, получении автономии или ее расширения. Возможно создание конституционно-политического механизма, предоставляющего народу/нации управлять своей территории.

Талия Ярулловнаа Хабриеваа - советский и российский учёный-правовед, внесла вклад в раскрытие содержания принципа народов и наций на самоопределение. Она дает четкую характеристику современного понимания рассматриваемого принципа. Принцип народов и наций на самоопределение есть признанная норма, которая является принципом конституционного и международного права. По ее мнению, представляет свободный выбор каждого народа/нации формы своего существования, а также социальных, экономических, политических, административных, организационных форм. При таком свободном выборе принцип народа/нации на самоопределение, исключает волюнтаристские решения, которые связаны с необходимостью учитывать объективные данные народа/нации, его жизненные условия и внешнее окружение. Вопрос о форме самоопределения должен решаться исключительно в рамках и на основании в рамках соответствующих этнических данных, на основании международного права.

Однако, на наш взгляд, в этой формуле заложено определенное противоречие. В конституциях многих государств не закреплен принцип народов и наций на самоопределение.

Принцип, же, территориальной целостности государств появился в XVIII веке во время Великой французской революции 1789-1794 годов. Именно тогда зародилась концепция, заключающаяся в отказе от завоевания одним государством территорий других с использованием военной силы. Вместе с тем, данная концепция говорила об ограничении права монарха распоряжаться территорией государства. В 1790 году проявился проект декрета, выпущенный Национальным собранием Франции. В нем говорилось о том, что вторжение государства на территорию другого несет угрозу свободе и безопасности всех государств и, что теперь французский народ запрещает себе предпринимать какую-угодно войну, которая направлена на увеличение ее территории.

То есть, можно говорить о том, что принцип территориальной целостности государств базируется на суверенитете того или иного государства.

В связи с этим, необходимо упомянуть тееорию «государственного суверенитета». Ее разработчиком является французский политик, философ, экономист, юрист Жан Боден. Он утверждал о том, что суверенитет является абсолютной и постоянной властью государства. А также, абсолютная власть над гражданами и подданными. В период написания этого труда во Франции активно разгорались религиозные войны. Носитель суверенитета - монарх.

В дальнейшем, эта теория была развита в трудах англичан Локка и Гоббса.

Руссо выдвинул идею о том, что носитель суверенитета государства есть некое «коллективное существо», то есть народ. Оно состоит из совокупности элементарных единиц общества. Важное место в этой идеи занимает развитие «общественного договора». Общественный договор - форма гипотетического соглашения между обществом и сувереном, которая гарантирует социальный мир. Руссо утверждал о том, что власть может быть легитимной если она всецело сосредоточена у народа.

Принцип народного суверенитета определился в качестве основы того, что представления народа в роли субъекта, который обладает правом собственности на территорию государства. При изменении территории необходимо согласие народа. То есть, при территориальных изменениях государства стало обязательным голосование народа.

Огромное значение в изучении проблематики целостности государства внесла работа Доленко «Политика и территория». В ней рассмотрены положения о территориальной организации государства, политика государства по формированию и укреплению территориальной общности людей, а также процессы, которые происходят на постсоветском пространстве.

Аналогичное значение имела работа Бабунина «Территория государства. Правовые и геополитические проблемы».

В данной работе подвергаются анализу характеристики государства, его правового режима, а также влияние территориального фактора.

В начале XX века еще не были заключены договоры о неприкосновенности территориальной целостности государств. Переговоры зачастую заходили в тупик и парой приводили к подписанию формальных договоренностей, не предусматривающих санкций для государств в случае их нарушения.

Государства самостоятельно вели деятельность по обеспечению безопасности своей территориальной целостности, что позволяло более сильным государствам поглощать более слабые. Отсутствие договоренностей меду странами по поводу территориальной неприкосновенности спровоцировало разложение существовавшей на тот момент структуры международных отношений.

Первым документов, закрепляющем принцип территориальной целостности государств был Устав Лиги Наций. Одна из норм, содержащихся в нем, обязывала членов Лиги Наций уважать территориальную целостность и политическую независимость друг друга. Война исключается как способ изменения территорий. Агрессия должна пресекаться.

Амбиции участников Лиги Наций подорвали устои организации. Причиной этому явились интересы и цели стран-победительниц Первой Мировой войны 1914 - 1918 годов, старавшихся усилить собственную мощь не только за счет проигравших стран, но и государств, которых даже не допустили за стол переговоров. Государства-победители создали марионеточную организацию, исполнявшую ее волю. Это привело к размыванию основ организации и большей нестабильности системы. Эти и многие другие факторы привели ко началу Второй Мировой войне 1939 – 1945 годов.

После Второй Мировой войны была создана ООН. Именно, в Уставе ООН был зафиксирован принцип территориальной целостности в его современном виде.

Устав ООН закрепил непосредственную взаимосвязь между территориальной целостностью государств и запретом на использование силы в качестве инструмента во внешней политике и стал новым этапом в развитии рассматриваемого принципа.

Также и в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24.10.1970 принцип территориальной целостности государств занял значимое место, как и в Декларации об укреплении международной безопасности, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2734 (XXV) от 16.12.1970. Эти документы содержат положения, которые не позволяют использовать военную силу и другие виды агрессии в целях оккупации или же присвоения чужих территорий. Так же, чрезвычайно важна норма, закрепляющая идею о том, что никакое территориальное приобретение в результате угрозы силой или ее применения не должно признаваться законным.

Все положения Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24.10.1970 о территориальной целостности рассмотрены и занесены в итоговый документ Всемирной конференции по правам человека 1993 года, которая проводилась под эгидой ООН - Венской Декларация и Программе действий. В этом документе была закреплена недопустимость нарушения или ослабления территориальной целостности государств. Но, вместе с тем, содержатся оговорки, которые касаются принципа народов и наций, находящихся под колониальной и иной зависимостью, на самоопределение.

Таким образом, можно сделать вывод, что разработка концепций народов и наций на самоопределение и территориальной целостности государств была начата довольно давно.Особое значение она приобрела в середине XX века в связи с распадом колониальной системы, образованием десятков новых государств в Африке, Азии и Латинской Америке. Социально-политические и этно-религиозные конфликты периодически дают знать о себе в различных частях света и XXI веке. Статус вновь возникающих государственных образований, как правило, связанных отсечением от действующих государств части их территории и населения, служит источником внутригосударственной и международной напряженности, неизбежно ведет к межгосударственным конфликтами и оказывает негативное воздействие на геополитическую обстановку в отдельных регионах, а подчас и в мире, в целом.

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта