Главная страница
Навигация по странице:

  • (Источник

  • Контрольные вопросы

  • Цель

  • Источник

  • Задание 2

  • Задание 4.

  • Саньярова Н.С. Метод. указания по выполнению СРО. 2017.. Министерство образования и науки республики


    Скачать 152.82 Kb.
    НазваниеМинистерство образования и науки республики
    Дата09.09.2022
    Размер152.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСаньярова Н.С. Метод. указания по выполнению СРО. 2017..docx
    ТипСводный план
    #669327
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5
    Тема 15. Рецензирование текста по специальности. (10 ч.)

    Цель: уметь писать рецензию.

    Задание 1*. Внимательно изучите рецензию. Соответствует ли рецензия композиции?
    Рецензия

    на учебник «Профессиональный русский язык для технических вузов»

    (по специальности «Автоматизация и управление»).

    Рецензируемый учебник «Профессиональный русский язык для технических вузов», подготовленный Маратовой Р. К. и Раимбековой Н. С., является по многим причинам актуальным и своевременным. Во-первых, учебник написан для студентов-казахов технических вузов, обучающихся по специальности «Автоматизация и управление»; во-вторых, учебник адресован преподавателям, работающим в сфере профессионально-технического образования; в-третьих, учебник написан строго в соответствии с требованиями ГОСО и Типового учебного плана; в-четвертых, в учебнике тщательно расписан программный материал в соответствии с заявленными темами, в-пятых, предлагается обширный и разнообразный материал АРМ (активный раздаточный материал).

    Естественно, что такая подача материала, которая в принципе учла все аспекты в практике преподавания данного курса, вызывает глубокую признательность авторам. И преподаватели, и студенты получили учебник, который отличает цельность, системность, добротность и завершенность. Теоретический материал представлен в достаточной степени, а иногда, возможно, и с избытком, как это может показаться на первый взгляд в темах «Перевод. Виды перевода». Пристрастие авторов к переводческой теме проявляется в той скрупулезности и тщательности, с которыми эта тема разработана. Это объясняется тем, что для технических вузов она является новой и совершенно не разработанной в методическом плане. Авторы-составители сумели, во-первых, грамотно систематизировать и отфильтровать нужное из обширного теоретического материала, во-вторых, снабдить его методически выверенным комментарием, в-третьих, подобрать иллюстративный материал, соответствующий специальности «Автоматизация и управление», в-четвертых, представить по мере необходимости сравнительно-сопоставительный анализ двуязычного материала. В итоге теоретический материал дозированно и поэтапно отрабатывается в виде конкретных заданий, среди которых есть задания и повышенной трудности.

    Отметим, что и другие теоретические темы даны в учебнике не в усеченном, а в полном объеме, что избавляет студентов от поиска дополнительных сведений и тем самым способствует глубокому освоению материала и качественному выполнению самостоятельной работы. Разнообразный иллюстративный и фактологический материал окажет неоценимую помощь и практикующему педагогу, которому предоставлена возможность широко варьировать его в зависимости от изменяющихся учебных ситуаций и контингента обучаемых.

    Завершается учебник списком использованных источников и четырьмя приложениями: «Унифицированный язык моделирования UML», «Список аббревиатур автоматизации и управления», «Двуязычный словарь переводческих терминов» и «Учебный словарь русско-казахских терминов и терминосочетаний», которые могут служить наглядным иллюстративным материалом при проведении практических занятий, самостоятельной работы студентов с преподавателем.

    Заслуживает похвалы и оформление книги, в которой, кроме привычных текстов, даны эпиграфы к каждой теоретической теме, портреты ученых, логотипы, соответствующие темам занятий.

    Таким образом, рукопись учебника «Профессиональный русский язык для технических вузов» Маратовой Р. К. и Раимбековой Н. С. заслуживает высокой оценки и рекомендуется к публикации. Материалы учебника будут небезынтересными не только для студентов, но и для коллег-русистов других технических вузов, а также и для всех тех, кто проявляет интерес к профессиональному русскому языку, к культуре полиязычного общения в целом.
    Рецензент

    кандидат филологических наук,

    доцент АУЭС Толегенова М. М.
    Комментарий. Композиция рецензии состоит из следующих частей:

    1. Изложение содержания рецензируемой работы;

    2. Описание позиции автора статьи (книги);

    3. Оценочная часть, где излагается отношение автора рецензии к позиции автора статьи и даётся развёрнутая аргументация этой оценки;

    4. Заключительные выводы автора рецензии.

    Задание 2. Прочитайте статью Барашенкова B. C. Искусственный разум. Феномен мышления// Человек. – М.: Наука, 1991. - № 4. - С. 64-70.

    Сравните аннотацию, реферат и рецензию. Прокомментируйте.

    Аннотация

    Статья доктора физико-математических наук, заведующего отделом Объединенного института ядерных исследований в. Дубне Барашенкова B. C. «Искусственный разум. Феномен мышления», опубликованная в журнале «Человек» 1991, № 1, посвящена проблеме создания искусственного разума.

    В статье говорится, о широких возможностях современных кибернетических устройств, а также называются факторы, характеризующие феномен мышления, без учета которых нельзя говорить об искусственном разуме.

    Реферат

    Статья под заголовком «Искусственный разум. Феномен мышления» написана доктором физико-математических наук B. C. Барашенковым и опубликована в журнале «Человек» № 1 за 1991 год.

    В данной статье речь идет о проблеме искусственного разума.

    Автор рассказывает о современных ЭВМ и ставит вопрос о возможности создания разумных машин.

    В начале автор отмечает, что современные кибернетические устройства выполняют операции, считавшиеся до недавнего времени привилегией человеческого мозга. На примере «экспертных систем» он объясняет действия таких машин и утверждает, что это качественно новая ступень интеллектуальной деятельности, когда на основе имеющееся информации вырабатывается - именно вырабатывается, подчеркивает ученый, - новое знание. Однако автор не может назвать их думающими.

    Далее говорится о том, что недостает ЭВМ, чтобы считаться мыслящими, разумными.

    Автор пишет, что любая вычислительная машина действует по инструкции, работает на основе заранее составленной для нее программы, мотивированно изменить которую она не в состоянии. Всякая же интеллектуальная задача, подчеркивает автор, представляет собой поиск способа достижения поставленной пели. Ученый подводит нас к мысли, что феномен мышления характеризуется, самое главное, способностью ставить задачу и самопрограммироваться на ее решение, а также способностью к обобщению.

    В конце статьи автор анализирует вопрос о связи между мышлением и чувством «я» и утверждает, что в сложной, быстро меняющейся обстановке существовать может только автомат, осознающий себя, способный выразить свое состояние. У не осознающего себя робота нет будущего.

    Таким образом, можно прийти к выводу, что современные ЭВМ, не обладающие пока перечисленными характеристиками, нельзя назвать мыслящими, а значит нельзя еще говорить об искусственном разуме.

    Рецензия

    Тема статьи доктора физико-математических наук В. Барашенкова - одна из самых актуальных в эпоху НТР: и ученых, и далеких от науки людей волнует мысль о возможности существования нечеловеческого интеллекта.

    Тема раскрывается автором с научных позиций, но доступно и ярко.

    Используя интересные примеры, иллюстрации, ученый рассказывает о новых кибернетических устройствах, способных сочинять стихи, музыку, создавать художественные полотна, анализировать человеческие заболевания, устанавливать режим технологических процессов и многое другое, что совсем недавно считалось интеллектуальной, духовной деятельностью только человека.

    В ходе рассуждений автор убеждает нас, что, хотя современные ЭВМ находятся на качественно новой ступени интеллектуальной деятельности, их нельзя еще считать думающими, мыслящими.

    В связи с этим на первый план правомерно выдвигается вопрос о феномене мышления, о том, что его характеризует, как представление о мышлении связано со способностью осознавать собственное «я», убедительно звучит тезис о том, что характеризует феномен мышления, это способность ставить задачу и самопрограммироваться на ее решение, а также способность к обобщению.

    Видимо, не все бесспорно в рассуждениях автора, и его точки зрения, конечно лее, не нова и отнюдь не сенсационна, что признает он сам, но стержень, ключ к проблеме, на наш взгляд, найден верный. Все дело, безусловно, не в непостижимых способностях суперсовершенной ЭВМ, а в мотивированности действий, и мышление машины - это, прежде всего, следствие масштабности, глубины разума человека.

    (Источник: Г. К. Воробьева, Л. С. Корчик, Е. Ю. Куликова. Современный научный текст в преподавании РКИ студентам-лингвистам. – М.: РУДН, 2008. – 257 с.).

    Контрольные вопросы:

    1. Что означает понятие «рецензия»?

    2. С какой целью пишут рецензию?

    3. Какова композиция рецензии?

    4. Какие конструкции используются при написании рецензии?


    Тема 16. Написание отзыва о прочитанной книге, просмотренном спектакле, посещении музея или выставки. (15 ч.)

    Цель: уметь писать отзыв о произведении искусства в публицистическом стиле.

    Задание 1. Прочитайте отзыв на книгу «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого. Прокомментируйте.

     В 1936 году известный русский писатель А. Н. Толстой написал свою сказку о деревянном человечке «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая стала любимым произведением детей. В своем предисловии к сказке он говорит, что основой ему послужила итальянская сказка «Пиноккио или Похождения деревянной куклы». Буратино с итальянского языка переводится как деревянная кукла. Образ этого веселого и забавного человечка с длинным носом придумал итальянский писатель К. Коллоди. Толстой не просто пересказал итальянскую сказку, он придумал различные приключения для Буратино и его друзей. Написанная история происходит в одном итальянском городе. Об этом можно судить по именам героев – Карло, Пьеро, Джузеппе, а также по используемой денежной единице - гульдене.

      В основе сюжета этой сказочной повести лежит борьба Буратино и его друзей с Карабасом Барабасом, Дуремаром, котом Базилио и лисой Алисой – борьба добра со злом, за овладение золотым ключиком. Этот ключ для Карабаса Барабаса является символом богатства и власти над бедняками. Для Буратино, папы Карло, Артемона, Пьеро и Мальвины золотой ключик - символ свободы. Им нужен театр, чтобы ставить спектакли.

    Еще эта сказка о дружбе. Друзей у Буратино много: это и Мальвина, пытающаяся привить ему хорошие манеры, и Пьеро, влюблённый в девочку, с голубыми волосами, и другие герои. Когда Буратино не обнаруживает своих друзей в пещере, он начинает понимать, как они важны для него и идет им на выручку. Буратино пережил много приключений с самого первого дня своего появления на свет, когда его мысли были «маленькими-маленькими, коротенькими, пустяковыми-пустяковыми», до того момента, когда он понял: «Надо спасти товарищей - вот и всё». Он вызывает наше восхищение, но это не мешает нам смеяться над его забавными проделками. Этот деревянный длинноносый мальчишка - хороший товарищ и верный друг, имеющий свои слабости и недостатки.

    Карабас Барабас, продавец пиявок Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио олицетворяют в произведении злые силы. Толстой высмеивает их на протяжении всей сказки. Мы смеёмся вместе с ним, вспоминая, например, как свирепый Карабас Барабас, засунув свою бороду в карман, чихает без остановки, из-за чего на кухне всё дребезжит и качается.

     Сюжет сказки развивается стремительно. Порой даже не знаешь, кому из героев надо сочувствовать, а кого следует считать злодеем. Удивительно, но даже отрицательные герои вызывают нашу симпатию. Возможно, поэтому вся сказка - от начала до конца - читается на одном дыхании, весело и легко.

    По сказке создан замечательный фильм. Алексей Толстой так гениально ее написал, что многие фразы без изменений вошли в него.

    (Источник: Welcome // Режим доступа: http://evgenyavalent.ucoz.ru/publ/2-1-0-48, свободный (дата обращения: 25.06.2017).

    Задание 2*. Прочитайте отзыв на картину И. Н. Крамского «Неизвестная». Прокомментируйте.

    Неизвестная

    Портреты Крамского отличаются глубиной раскрытия не только психологии, характера модели, но и ее прелести и очарования.

    Поиски Крамским красоты в жизни, желание подняться над будничностью, из обычного сделать необычное, прекрасное, радующее глаз выразились в знаменитой картине «Неизвестная».

    Жажда прекрасного, способность очаровываться внешней красотой, гармонией, совершенством была в художнике так сильна, как вера в необходимость самопожертвования, как преклонение перед силой человеческого духа, перед мужеством и стойкостью характера.

    Сравнивая этюд к «Неизвестной» с картиной, мы видим в его основе тот же сюжет, ту же композицию и ту же модель. Беспристрастно и объективно раскрывая характер портретируемой, Крамской не наделяет ее ни красотой, ни обаянием; женщина и чопорна и надменна, губы презрительно сжаты, глаза высокомерно прищурены. Лицо полное и чуть одутловатое.

    В картине возникает совсем другой образ. Чуть изменен поворот головы - она гордо поднята, с легким как бы снисходительным поклоном повернута влево. Это придает женщине грациозность и изящество вместо сдержанной чопорности. Все черты лица тоньше, изящней, изменилось выражение больших блестящих глаз, густо опушенных ресницами. Эстетическое наслаждение доставляет виртуозная передача нежной женской руки, затянутой в перчатку, бархата шубки, плотно облегающей фигурку, страусового пера, колышущегося на ветру. Крамской тонко чувствует красоту всего этого, но искусное изображение аксессуаров не отвлекает внимание художника от внутреннего смысла образа.

    Эта красивая, но малопривлекательная женщина холодна и надменна. Она очень сдержанна, замкнута, но ее властный характер не трудно разгадать и в манере держаться и в бесстрастном взгляде глаз. Внешняя красота, изысканность женщины не скрыли ее человеческой холодности. В этом портрете Крамской воплотил определенных тип женщины, в котором красота, лишенная душевного обаяния, составляет главную черту характера.

    Образ «Неизвестной», сочетающий в себе красивость и одновременно душевную пустоту, - единственный в творчестве художника, но столь интересный и значительный, что невольно становится своеобразной загадкой, скрывающей истинный замысел художника.

    (Источник: Л. В. Хамидова, Л. А. Шахова. Практическая стилистика и культура речи. Учебные задания. – Тамбов: ТГТУ, 2001. – 34 с.)

    Задание 3. Напишите отзыв на понравившийся вам рассказ.

    Задание 4. Прочитайте сочинение-отзыв на спектакль. Прокомментируйте.

    Год назад я ходила в театр Ленинского комсомола на пьесу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Спектакль мне очень понравился. Театр мне тоже очень понравился. Там очень красиво: висят портреты артистов, всюду ходят люди. В зале тоже очень красиво. Кресла, сцена создают очень хорошее настроение.

    Спектакль тоже очень понравился, так как в нем звучат очень хорошие песни, которые исполняет оркестр. В спектакле играют замечательные артисты Караченцов и Абдулов. Они также часто снимаются в кино. Спектакль мне очень понравился, потому что в нем хорошо играют артисты и в театре было очень красиво.

    Это был очень хороший и интересный спектакль...

    Впервые мне пришлось столкнуться с подобным спектаклем. Его неординарность, яркость, зрелищность, прекрасная музыка не просто взволновали, а оставили глубокий след. Это произошло потому, что герои заставляли плакать и смеяться, сопереживать и ненавидеть, осуждать и сочувствовать на протяжении всего спектакля. Хоакин (Н. Караченцов) был живым человеком. Он ошибался, но упрямо шел к своей цели, беззаветно любил свою Родину - Чили, свободу. Все это, как мне кажется, удалось воплотить в своем образе Н. Караченцову. Тереса - главный женский образ, покорил меня своей женственностью и совершенной кристальной чистотой. Пабло Неруда воплотил в образе Тересы свою многострадальную Родину, и образ Родины, ее поддержка чувствовались все время благодаря образу Тересы.

    Говоря о спектакле, нельзя не упомянуть о музыке. Рыбникову удалось передать дух того времени, нравы и обычаи чилийцев, их неукротимый дух и волю, раскрыть содержание и помочь понять главную мысль. Эти впечатления заставили меня полюбить мужественный чилийский народ...

    Великий реформатор сцены, замечательный театральный педагог К. С. Станиславский считал, что «...вслед за изучением сценических чувств актера должно прийти и изучение чувств зрителя...». Нам кажется, что обучение написанию сочинений на основе театральных впечатлений - лучшее средство не только для изучения чувств зрителя (школьника), но и, главное, для формирования и совершенствования этих чувств, для развития его речи, для приобщения к творчеству.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта