Главная страница

[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


Скачать 4.43 Mb.
НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
Дата27.12.2017
Размер4.43 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
ТипДокументы
#13210
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница2 из 47
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47
§2. Закрытость доисторических памятников
Если рассматривать палеоантропов как полноценных людей, то надо допустить, что у них был набор своих верований и своих обрядов, поскольку, как мы констатировали выше, опыт священного входит в саму структуру сознания. Другими словами, если встает вопрос, была или нет религия у доисторического человека, защитникам отрицательной точки зрения следует представить доказательства в ее поддержку. Теория об отсутствии у человека эпохи палеолита религии возникла и получила распространение, по всей вероятности, сразу после открытия его сходства с антропоидами, впору расцвета эволюционизма. Но вывод некорректен важно не анатомо-остеологическое строение тела доисторического человека (действительно сближающее его с приматами, а плоды его труда
— они же демонстрируют деятельность разума, который иначе как человеческим не назовешь.
Правда, если сегодня все уже в принципе согласились, что у палеоантропов была религия, то охарактеризовать ее содержание на практике трудно или вообще невозможно. Тем не менее, исследователи еще не объявляют о своем поражении до нас дошло определенное число документов, свидетельствующих о жизни палеоантропов, и есть надежда, что в один прекрасный день их религиозный смысл будет расшифрован. Иначе говоря, есть надежда, что эти свидетельства сложатся в некий язык (точно также, как благодаря гению Фрейда творчество бессознательного, которое до него считалось нелепостью или бессмыслицей сны, грезы наяву, фантазмы и т.п., — вывели на свет существование языка, в высшей степени важного для познания человека).
Этих свидетельств, на самом деле, относительно много, пусть они некрасноречивы и не слишком разнообразны человеческие кости, главным образом, черепа, каменные орудия, краски (чаще всего крас-
3
Эта весьма архаическая идея дожила до средиземноморской античности не только животных приносили в жертву вместо людей (обычай, повсеместно распространенный, но и людей — вместо животных. Ср.:
Walter
Burkert.
Homo Necans, p. 29, n. 34.
12
ная охра, красный железняк, различные предметы, найденные в захоронениях. От эпохи верхнего палеолита до нас дошли рисунки на гальке, наскальная живопись и рельефы, костяные и каменные статуэтки. В отдельных случаях (захоронения, предметы искусства) — ив ограниченных пределах — можно усмотреть, по крайней мере, признаки религиозных интенций, но большинство памятников доориньякской эпохи (30 тыс. лет до н.э.) — те. орудия труда — свидетельствуют по видимости только о своем утилитарном применении.
Немыслимо, однако, чтобы орудия не наделялись сакральными свойствами и не вдохновляли на мифологические сюжеты. Первые технологические открытия превращение камня в орудие нападения и защиты, овладение огнем, — не только обеспечили выживание и развитие человека как видано и создали мир мифо-религиозных ценностей, пробудили креативное воображение и дали для него пищу. Достаточно изучить роль орудий в религиозной жизни и мифологии первобытных народов, которые до сих пор остаются на стадии охоты и рыболовства. А представление о магико-религиозной ценности оружия — из дерева ли, камня или металла — до сих пор живо у сельского населения Европы, и не только в его фольклоре. Мы не будем рассматривать здесь примеры кратофании и иерофании через камни, валуны, гальку читатель найдет их водной из глав нашего Трактата по истории религий».
*
5
Главное, что породило бесчисленные верования, мифы и легенды, — это овладение пространством с помощью метательного оружия. Взять хотя бы богатую мифологию, сложившуюся вокруг копий, которые пробивают небесный своди тем самым дают человеку доступна небо, вокруг стрел, которые рассекают тучи, пронзают демонов или образуют цепочку до неба, и т.п. Стоит вспомнить, по крайней мере, некоторые из верований и мифов, окружающих утварь, орудия труда и особенно оружие, дабы представить все, что уже не сообщают нам впрямую обработанные камни палеолита. Семантическая закрытость свойственна не одним только доисторическим документам. Любой документ, даже нашего времени, непроницаем в духовном смысле до тех пор, пока его не расшифруют, включив в соответствующую смысловую систему. Орудие, будь оно доисторическое или современное, может явить только свою технологическую сторону все, что его изготовитель или его владельцы думали, чувствовали, о чем мечтали, на что надеялись в связи с ним, от нас ускользает. Но надо хотя бы попытаться представить себе нематериальную ценность доисторических орудий. В противном случае можно склониться к совершенно ошибочной концепции истории культуры. Есть опасность, например, спутать эпоху возникновения мифа с датой, когда он был впервые зафиксирован Если со времен железного века доходят до нас традиции, несущие секреты ремесла рудознатства, металлургии и изготовления оружия, — было бы опрометчивым полагать, что перед нами беспрецедентные акты изобретательства, потому что в эти традиции перешло, пусть и отчасти, наследие каменного века.
Палеоантропы жили преимущественно охотой, рыбной ловлей и собирательством около двух миллионов лет. Но первые археологически подтвержденные указания на религиозный мир охотника эпохи палеолита дает франко-кантабрийская наскальная живопись (30 тыс. лет до н.э.). Более того, если взять религиозные представления и поведение современных охотничьих народов, то с отчетливостью понимаешь почти полную невозможность доказать каких существование, таки отсутствие у палеоантропов. Современные
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| охотничьи народы видят в животных существ, себе подобных, но наделенных сверхъестественной силой они верят, что человек может обернуться зверем и наоборот что души умерших могут переходить в животных наконец, что люди могут вступать в своеобразные мистические отношения с животными (это получило название
нагуализм). Если же говорить о сверхъестественных существах, фигурирующих в религии охотничьих народов, то они, как известно, бывают разного характера териоморфные звероподобные спутники или охранительные духи типа Верховного Существа — Владыки диких зверей, которые защищают и жертву, и охотника духи кустарника и духи разных животных.
Кроме того, для охотничьих цивилизаций характерно особое религиозное поведение. Например, убийство зверя считается ритуалом, подразумевающим, что Владыка диких зверей заботится, чтобы охотник убивал только для пропитания и чтобы мясо не пропадало зря кости, особенно череп, имеют особую ритуальную ценность (возможно, в силу убеждения, что в них остается душа или жизнь твари и что именно на скелет Владыка диких зверей нарастит новую плоть поэтому череп и главные кости животных выставляются на ветвях дерева или на высоком месте. Наконец, по верованиям некоторых народов, душа убитого зверя отсылается в его духовный дом (ср.: медвежий празднику айнов и гиляков/нивхов); существует и обычай предлагать Верховному Существу по куску от каждого убитого зверя (пигмеи, филиппинские негритосы и др) или череп и главные кости (самоеды и др ау некоторых суданских народов юноша, впервые убивший зверя, вымазывает его кровью стены пещеры В прямом его приложении такой метод привел бык датировке немецких народных сказок 1812-1822 гг., когда их опубликовали братья Гримм.
5
Для простоты мы берем обзорную работу
J. Haeckel.
Jäger und Jagdritten. — Religion in Geschichte und
Gegenwart, е éd., 1959, t. 3, col. Как много из этих представлений и ритуалов можно отождествить по археологическим памятникам, находящимся в нашем распоряжении Самое большее — жертвоприношения черепов и крупных костей. Нив коем случае нельзя недооценивать богатство и сложность религиозной идеологии охотничьих народов, пусть практически невозможно доказать, была она или нету людей палеолита. От веры и от мыслей, как известно, ископаемых не остается. Поэтому иные ученые предпочитают вообще не рассуждать о духовной жизни эпохи палеолита — вместо того, чтобы реконструировать ее через сравнение с нынешними охотничьими цивилизациями. Такая радикальная методологическая позиция чревата своими опасностями. Объявление белым пятном громадной области в истории человеческого разума может привести к выводу, что на протяжении всех этих тысячелетий деятельность разума ограничивалась сохранением и передачей технологии. Такое мнение непросто ошибочно — оно фатально для познания человека.
Homo faber был в тоже самое время
homo ludens, sapiens и Если нельзя реконструировать его религиозные представления и практики, то надо, по крайней мере, найти аналогии, которые могут, хотя бы косвенно, пролить на них свет. Символический смысл погребений

Самые ранние и многочисленные ископаемые документы — это в первую очередь костные останки. Начиная с мустьерской эпохи мы можем суверенностью говорить о погребениях. Но есть черепа и нижние челюсти, относящиеся к гораздо более древним временам, например, найденные в Чжоу-Коу-Тяне, датируемые 400-300 тыс. лет до н.э.) Поскольку там речь о могильниках не шла, сохранение этих черепов можно объяснить религиозными причинами. Аббат Брейль и Вильгельм Шмидт предположили, что мы имеем дело с обычаем, зафиксированным у австралийцев и у других первобытных народов — сохранять черепа умерших сородичей и носить их с собой вовремя кочевья племени. При всем ее правдоподобии, гипотеза не нашла поддержки у большинства ученых. Те же факты интерпретировались как свидетельство о людоедстве, на ритуальной основе или без оной. Именно так А. Бланк объяснил повреждение черепа неандертальца, найденного водной из пещер Монтечирчео; человека якобы убили, проткнув ему правый глаз, и затем расширили отверстие, чтобы извлечь мозг для ритуальной трапезы. Но и это объяснение единодушно принято не было 6
J. Maringer.
The Gods of Prehistoric Man, p. 18 sq.
7
Леруа-Гуран не уверен, что человека убили и съели
(Leroi-Gourhan.
Les religions de la préhistoire, p. 44).
Марингер, который не принял гипотезу антропофагии в Чжоу-Коу-Тяне (The Gods of Prehistoric Man, p. 20), тоже отверг объяснение Бланка (там же. стр. 31 и сл.) Тем не менее см
Müller Karpe.
Altsteinzeit, pp. 230 sq.,
240; К. Roper.

A Survey of Evidence for Intrahuman Killing in the Можно предположить, что вера в загробную жизнь демонстрируется с древнейших времен употреблением красной охры как ритуального субститута крови, те. символа жизни. Обычай посыпать трупы охрой распространен универсально, во времени ив пространстве — от Чжоу-Коу-Тяня до западных берегов Европы, по всей Африке до мыса Доброй Надежды, в Австралии и на Тасмании, по всей Америке до Огненной Земли. Что касается религиозного смысла предания тела земле, то этот вопрос всегда вызывал самые ожесточенные споры. Никто не сомневается, что погребение должно иметь определенную философскую подоплеку — но какую Во-первых, не стоит забывать, что даже если тело просто-напросто
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| бросали в чаще леса, расчленяли, отдавая на растерзание птицам, или если жилище покидали, оставляя там тело умершего, то это не свидетельствует об отсутствии представлений о загробной жизни fortiori тем более в их пользу свидетельствуют погребения иначе как понять, зачем люди прикладывали усилия по закапыванию тела в землю Загробную жизнь могли понимать отвлеченно, те. как продолжение жизни души, что подтверждает явление умершего в снах. Однако некоторые виды захоронений (тело в согнутом положении и, возможно, связанное) получили толкование как принятие мер предосторожности против физического возвращения покойника. Правда, нельзя исключить вероятие того, что согнутое положение мертвого тела выражало отнюдь не страх перед живыми трупами (зафиксированный у некоторых народов, а, напротив, надежду на возрождение нам известен ряд случаев намеренного погребения в позе эмбриона.
Среди лучших примеров погребения с магико-религиозной подоплекой упомянем тешикташское в Узбекистане (ребенок, обложенный рогами каменных козлов шапедьосенское в Коррезе (рядом с телом найдены кремневые орудия и куски красной охры) и феррасийское в Дордони (могильные холмики с хранилищами кремневых орудий. Сюда же отнесем могильник в пещере на горе Кармил с десятью захоронениями. Вокруг достоверности и смысла съестных приношений или предметов, помещаемых в могилы, все еще идут дискуссии самая известная — о женском черепе из пещеры Мас-д'Азиль с искусствен.

Les religions de la préhistoire, p. 54.
9
Недавние археологические открытия показали, что гематит добывали в свазилендском руднике 29, а в родезийском — 43 тыс. лет назад. Его добыча в африканских рудниках продолжалась на протяжении тысячелетий. Карьеры гематита в окрестностях венгерского озера Балатон, датируемые прибл. 24 тысячелетием до н.э., демонстрируют технические способности палеоантропов и развитые связи между ними.
Ср.:
R.A. Dan.
The antiquity of mining in South Africa; The Birth of Symbology, p. 21 sq.
16
ными глазами, уложенном на нижнюю челюсть и рог северного оленя.
10
В эпоху верхнего палеолита предание тела земле приобретает всеобщее распространение. В могилах эпохи найдены тела, посыпанные красной охрой, и предметы с функцией украшения (раковины, подвески, ожерелья. Раскопанные поблизости от могил черепа и кости животных, возможно, говорят о ритуальных трапезах или даже о жертвоприношениях. Леруа-Гуран (стр) придерживается мнения, что вопрос о похоронном имуществе, те. о личных вещах умершего — дело весьма спорное. И весьма важное, добавим, потому что наличие этих вещей подразумевает веру не только в загробную жизнь, но ив то, что умерший продолжает свой род занятий вином мире. Подобные идеи подтверждены множеством находок в разных культурных слоях. Во всяком случае, Леруа-Гуран (стр) признает подлинность ориньякской могилы в Лигурии, где рядом со скелетом обнаружены четыре из тех загадочных предметов, которые получили название жезлы командования. Значит, по крайней мере, часть могил несомненно указывает на веру в посмертное продолжение человеком личного рода занятий.
11
Подводя итоги, скажем, что могильники подтверждают веру в загробную жизнь (употребление красной охры) и дают дополнительные подробности ориентирование могилы на восток, что свидетельствует о старании связать судьбу души сдвижением солнца, а, стало быть, о надежде на воскресение, те. на жизнь после смерти признаки веры в продолжение человеком своих занятий вином мире жертвоприношения в виде личных украшений и останков трапез, указывающие на существование погребальных обрядов.
Достаточно рассмотреть погребение у какого-либо первобытного народа нашего времени, чтобы оценить богатство и глубину религиозной символики этой, по видимости, столь простой церемонии. Рейхель-
Долматофф дал детальное описание современного (1966) погребения девушки у индейцев коги, племени, говорящем на языке чибча и обитающем в горах Сьерра-Невадада-де-Санта-Марта в Колумбии Выбрав место для могилы, шаман тата) исполняет ряд ритуальных жестов и объявляет Вот селение Смерти вот дом для погребальных церемоний вот оно, чрево. Я
отворю дом. Дом запертая его отво-
10
По мнению Леруа-Гурана, эта находка представляет детрит кухонных отходов, на которые случайно и навряд лис религиозным смыслом попали человеческие кости (стр Заметим другие ученые считают, что число достоверных свидетельств, найденных в могилах, значительно больше С.
Reichel-Dolmatoff.
Notas sobre el simbolismo religioso de los Indios de la Sierra Nevada de Santa Marta. —
Razon y Fabula

Revista de la Universidad de los Andes,
nr. 1, 1967, pp. 55-72.
17
рю». После чего объявляет Дом открыт, — показывает людям место, где следует копать могилу, и отходит в сторону. Умершую девушку заворачивают в белые пелены, а зашивает их ее отец. Вовсе это время ее мать и бабушка исполняют монотонный, почти бессловесный напев. На дно могилы кладут россыпь зеленых камешков, устричные раковины и раковину улитки. Потом шаман пытается поднять тело, делая вид, что оно очень тяжело. И поднимает с девятой попытки. Тело кладут головой на восток, и дом затворяется, те. яму засыпают землей, вокруг нее совершают еще ряд ритуальных движений, а затем все уходят. Церемония продолжается два часа.
Как замечает Рейхель-Долматофф, археолог далекого будущего, вскрыв эту могилу, найдет всего лишь скелет, лежащий головой на восток, камешки и раковины. Ритуалы и, конечно, их религиозную подоплеку не восстановить по этим ископаемым остаткам Добавим, что этот символизм окажется недоступными
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| современному наблюдателю, если он незнаком с религией коги. Ведь тут важно, как пишет Рейхель-
Долматофф, наречение кладбища селением Смерти и домом для погребальных церемоний, могилы — домом и чревом (чем объясняется эмбриональная поза тела, уложенного на левый бок, следующее затем называние жертвоприношений пищей для Смерти и ритуал отворения и затворения «дома-чрева».
Кроме того, индейцы коги отождествляют мир — чрево Всеобщей Матери с каждым селением и культовой постройкой, с каждым жилищем и могилой. Девятикратным поднятием тела шаман указывает на его возвращение в зародышевую стадию через девять месяцев созревания — в обратном порядке. А поскольку могила уподобляется вселенной, погребальные жертвоприношения приобретают космическую значимость. К тому же пища для Смерти несет в себе и сексуальную ассоциацию (в мифах, сновидениях и брачных установлениях индейцев коги принятие пищи символизирует половой акт) и, соответственно, означает семя, которое оплодотворит Матерь. Раковины устриц обременены весьма сложной символикой, не замыкающейся на признаках пола они представляют живых членов семьи. Раковина же улитки символизирует мужа умершей девушки если ее не положить в могилу, девушка, как только попадет виной мир, будет требовать себе мужа и тем призовет смерть наголову кого-то из молодых членов племени.
14
На этом мы завершаем наш анализ религиозной символики погребения у индейцев коги. Еще раз подчеркнем, что при чисто археологическом подходе эта символика недоступна для нас точно также, как До Рейхель-Долматоффа никому, в сущности, это не приходило в голову Обычай весьма распространенный. Они посей день бытует в Восточной Европе, где тех, кто умер молодым, венчают с еловым деревом.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47


написать администратору сайта