Главная страница

[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


Скачать 4.43 Mb.
НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
Дата27.12.2017
Размер4.43 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
ТипДокументы
#13210
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница3 из 47
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47
18
символика погребений палеолита. Специфическая модальность археологических материалов ограничивает и обедняет послания, которые они передают. Этот факт нельзя упускать из виду, когда мы сталкиваемся со скудостью и тайнописью имеющихся в нашем распоряжении свидетельств. Противоречивые мнения о хранилищах костей

Хранилища костей пещерных медведей в Альпах и прилегающих к ним областях представляют собой наиболее многочисленные, но и вызывающие больше всего споров документы о религиозных идеях последнего межледникового периода. В пещере Драхенлох (Швейцария) Эмиль Бэхлер обнаружил скопления костей, главным образом, черепов и конечностей они были разложены вдоль стены пещеры, в природных нишах или в чем-то вроде каменных сундуков. С 1923 по 1925 г. Бэхлер исследовал другую пещеру, Вильденманнлислох; там он нашел несколько медвежьих черепов без нижних челюстей вперемежку с костями конечностей. Подобные же открытия были сделаны другими специалистами по древнейшей истории в различных альпийских пещерах. Самые важные в Драхенхёле (в Штирии) ив
Петерсхёле (во Франконии), где К. Хёрманн обнаружил медвежьи черепа в нише на высоте 1,2 мот пола. А в 1950 г. К. Эренберг нашел в Зальцофенхёле (Австрийские Альпы) в естественных нишах пещерной стены три медвежьих черепа и кости конечностей, уложенные по оси восток — запад».
Поскольку хранилища эти выглядели искусственными, ученые принялись за расшифровку их смысла. А. Гас провел аналогию с обычаем подносить высшему божеству «первинки»
(Primitialopfer), принятому некоторых арктических народов. Обычай состоял в том, чтобы выкладывать череп и крупные кости убитого животного на помост божеству предлагались головной и костный мозг, те. самое вкусное для охотника. С такой интерпретацией согласились, среди прочих, Вильгельм Шмидт и В. Копперс, увидевшие тут доказательство веры охотников на пещерных медведей последнего межледникового периода в Верховное Существо, Владыку диких зверей. Другие этнографы ассоциировали хранилища костей с культом медведя, практикующимся — или практиковавшимся до XIX в. — в северном полушарии. В культ входило сохранение черепа и крупных костей убитого животного стем, чтобы Владыка диких зверей мог наследующий год нарастить на них мясо. Карл Мейли счел, что передним нечто иное, как особая форма погребения зверей, которую он считает древнейшим из охотничьих ритуалов. По мнению шведского ученого, ритуал этот указывает напрямую связь между охотником и дичью первый погребением сохраняет останки животного, чтобы обеспечить его реинкар-
19
нацию — без вмешательства каких бы тони было божественных фигур.
Все вышеупомянутые интерпретации подверг сомнению ученый из Базеля Ф. Коби, утверждавший, что многие хранилища черепов образовались случайно ив силу передвижений самих медведей, которые роются в костях и сгребают их в кучи. Леруа-Гуран (стр. 31 и сл.) заявило своем полном согласии с такой радикальной критикой присутствие нагромождений черепов в каменных сундуках, вдоль стен или в нишах, вперемежку с крупными костями, объясняется геологическими факторами и поведением медведей. Его критика искусственного происхождения хранилищ кажется убедительной, тем более что результаты самых первых раскопок в пещерах оставляли желать лучшего но все-таки знаменательно, что однотипные скопления костей найдены в целом ряде пещер, и особенно — в нишах на высоте метра с лишним. К тому же Леруа-Гуран (стр. 31) признает, что в некоторых случаях вмешательство человека возможно».
Так или иначе, толкование хранилищ как жертвенников высшим существам было отвергнуто даже
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| приверженцами мнения В. Шмидта и В. Копперса. В своей последней работе о жертвоприношении у па- леоантропов Иоганнес Марингер пришел к следующим выводам (1) на уровне нижнего палеолита
(Терральба, Чжоу-Коу-Тянь, Леринген) жертвоприношения не зафиксированы (2) материалы среднего палеолита (Драхенлох, Петерсхёле и т.д.) можно интерпретировать по-разному, но их религиозный характер те. как жертвоприношений сверхъестественным существам) неочевиден; (3) о жертвоприношениях можно говорить, с большей или меньшей степенью определенности, не ранее верхнего палеолита (Виллендорф,
Мейендорф, Штелльмор, Монтеспан и др.).
15
Как и следовало ожидать, ученый обычно сталкивается либо с отсутствием неопровержимых документов, либо с семантической закрытостью тех из них, чья подлинность как будто не вызывает сомнений. Духовная жизнь палеоантропов — как и примитивных народов наших дней, заметим, — оставила по себе весьма хрупкий след. Только один пример аргументы, приведенные Коби и Леруа-Гураном, можно пустить вход, чтобы опровергнуть их собственные заключения — геологических факторов и поведения пещерных медведей было бы довольно, чтобы объяснить отсутствие ритуальных хранилищ вообще. А если говорить о семантической закрытости хранилищ костных останков, чья достоверность очевидна, то можно найти параллели в быту современных арктических охотников. Хранилище само по себе — это всего лишь выражение магико-религиозной интенции собственно смысл того или иного акта становится доступным только из информации, получаемой от членов соответствующего общества. Тогда мы и узнаём, представляют ли череп и кости жертвоприношение Высшему Существу, Владыке диких зверей, или, напротив, кости сохраняют в надежде, что на них снова нарастет мясо. Даже это последнее верование можно трактовать по-разному: животное родится вновь либо по воле Владыки диких зверей, либо потому, что в его костях осталась жить душа, либо, наконец, потому, что охотник предал его земле (чтобы спасти его кости от собак).
Надо всегда иметь ввиду множественность толкований документа с вероятными магико-религиозными интенциями. С другой стороны, не надо забывать, что при всем различии между современными арктическими охотниками и охотниками палеолита у них, в сущности, одна и та же хозяйственная деятельность и, вполне возможно, одна и та же религиозная идеология — специфически характерные для охотничьих цивилизаций. Следовательно, сравнение доисторических материалов с этнологическими фактами оправдано. Под таким углом зрения предлагалось истолковать находку в Силезии — ископаемый череп молодого бурого медведя, относящийся к ранней ориньякской эпохе его резцы и клыки подпилены, но коренные зубы — в первозданном виде. В. Копперс считает, что это — остатки медвежьего празднества наподобие того, что существует у гиляков с острова Сахалин и у айнов с острова Эдзо; прежде чем заколоть молодого медведя, ему особой пилой подпиливают клыки и резцы, чтобы он не поранил участников церемонии А поскольку вовремя той же церемонии дети осыпают раненное животное градом стрел, была предложена аналогичная интерпретация рельефов на стенах пещеры Трех братьев, изображающих медведей, которых забрасывают стрелами и камнями и которые изрыгают потоки крови Но такие сцены можно толковать по-разному.
Весомость архаической религиозной мысли подтверждается ее устойчивостью в веках. Так, вера в то, что животное может возродиться из костей, встречается в значительном числе культур Вот почему запрещается ломать кости животных, чье мясо съедено. Это представление, свойственное цивилизациям охотников и пастухов, но оно перешло ив более сложные религии и мифологии. Хорошо известный пример
— с козлами Тора, которых закололи и съели вечером и которых наутро бог вернул к жизни по их костям Младшая Эдда», гл Церемония крайне важная душу медведя посылают гонцом от людей к охранительному божеству, чтобы оно обеспечило успех предстоящей охоты Ср.:
J. Maringer.
The Gods of Prehistoric Man, p. 103 sq. et fig. 14.
18
Ср.:
Eliade.
Le chamanisme et les techniques archaïques de l'extase, е éd., p. 160 sq. с библиографией, цитируемой в сносках, и особ
Joseph Henninger.
Neuere Forschungen zum Verbot des Knochenzerbrechens, passim.
21
26).
19
Также широко известно видение Иезекииля (Иез 37: 1-8 и сл.): пророк был поставлен среди поля, и оно было полно костей. И, повинуясь приказу Господа, он заговорил сними Кости сухие Слушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог костям сим вот, Я введу дух в вас, и оживете. Произошел шуми вот движение, и стали сближаться кости. И видел я, и вот, жилы былина них, и плоть выросла. Наскальная живопись образы или символы?

Самые важные и многочисленные материалы по живописи и пластике дало исследование декорированных пещер. Эти сокровищницы палеолитического искусства сосредоточены на относительно ограниченной территории, между Уралом и Атлантическим океаном. Пластические образцы находили во множестве по всей Западной и Центральной Европе ив России — до реки Дон Но наскальные изображения сосредоточены в Испании, Франции и на юге Италии (за исключением единственной расписанной пещеры
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| на Урале, открытой в 1961 г Что прежде всего поражает, по словам Леруа-Гурана (стр. 83), так это исключительное сходство художественного содержания образы очевидно заимствованного характера остаются неизменными с 30 по 9 тысячелетие до н.э. и на пространстве от Астурии до Дона. По мнению
Леруа-Гурана (стр, речь идет о распространении через контакты единой идеологической системы, а именно — системы, знаменующей собой пещерную религию».
21
Поскольку рисунки находятся на значительном расстоянии от входа в пещеры, исследователи признают, что мы имеем дело со своего рода святилищами. Кроме того, многие из пещер были необитаемы, и трудность проникновения в них усиливала налет божественного. Чтобы добраться до расписных стен, надо преодолеть сотни метров пути — например, в пещерах Ньо и Трех братьев. Пещера Кабаре — это настоящий лабиринт, путешествие по которому занимает несколько часов. Попасть в нижнюю галерею пещеры Ласко, содержащей шедевры палеолитического искусства, можно не иначе как по веревочной лестнице через шахту глубиной 6,3 м. То, что эти живописные и рельефные творения обременены смыслом, сомнения не вызы-
19
Ср.: Gylfaginning, ch. 26.
20
Leroi-Gourhan.
Les religions de la préhistoire, p. 83.
21
Леруа-Гуран определил хронологию и морфологию палеолитического искусства. Он выделяет пять эпох доизобразительный период (50 тыс. лет до н.э.), примитивный период (30 тыс. лет до н.э.), когда появляются стилизованные фигуры архаический период (прибл. 20-15 тыс. лет до н.э.), характеризуемый высоким техническим мастерством классический период (входящий в мадленский, ок. 15-11 тыс. лет до н.э.), с замечательным реализмом форм, который деградирует исходит на нет в конечный период (ок. 10 тыс. лет до н.э.).
22
вает. В попытках его разгадать большинство исследователей прибегают к этнологическим параллелям. Иные сравнения неубедительны, особенно когда палеолитический материал настойчиво хотят дополнить, чтобы сблизить с каким-нибудь этнографическим аналогом. Но за рискованные сравнения вину несут только авторы — никак не метод, которого они якобы придерживаются.
Изображения медведей, львов и других диких зверей, пронзенных множеством стрел, и глиняные фигурки одного медведя и нескольких львов с глубокими круглыми отверстиями, найденные в пещере Монтеспан, интерпретировались как доказательство охотничьей магии Гипотеза правдоподобна, однако кое-что из этих изображений можно с таким же успехом истолковать как воспроизведение первобытной охоты. Правдоподобие усиливается тем, что ритуалы совершались в самых глухих местах святилищ — возможно, перед началом охоты или по случаю инициации подростков Сцена в пещере Трех братьев была истолкована как изображение танцора в шкуре бизона, который играет на инструменте, напоминающем флейту. Объяснение убедительно, поскольку в палеолитическом наследии известно пятьдесят пять изображений людей, одетых в шкуры, и часто в танцевальных позах К тому же это — типичное ритуальное поведение современных охотничьих народов.
Благодаря аббату Брейлю получил широкую известность Великий Волшебник из пещеры Трех братьев, настенный рельеф высотой 75 см. На рисунке Брейля, сделанном с этого рельефа, — существо с головой серны и с большими оленьими рогами, нос совиными глазами и клювом и с волчьими ушами. У него длинный лошадиный хвоста на руках — медвежьи когти. Только нижние конечности и члена также поза танцора указывают, что это человеческое существо. Однако последние фотографии, сделанные в пещере, фиксируют не все детали, так тщательно выписанные Брейлём.
25
Есть вероятность, что рельеф со времени его открытия в некоторых своих частях был поврежден (например, отсутствует второй рог, ноне исключено и то, что аббат Брейль сделал неточный набросок. На последних фотографиях Великий Волшебник не столь впечатляющ. Так или иначе, этот рельеф можно истолковать как изображение Владыки диких зверей или его персонификацию в колдуне. К тому же в Лурде недавно Бегуэн и Кастре реконструировали весь ритуал по глиняной медвежьей фигурке из Монтеспана; см. критику этой реконструкции в
P. Graziosi.
Palaeolithic Art, p. 152; ср.:
Peter J. Ucko
et
André Rosenfeld.
Palaeolithic Cave Art, pp. 188-189.
23
Шаре трактует отпечатки человеческих ступней в пещере Тюк д'обер как свидетельство инициации мальчиков. Его гипотеза принята некоторыми учеными и отвергнута Уко и Розенфельдом (Palaeolithic Cave
Art, pp. 177-178).
24
Ср.:
Maringer.
Ор. cit., p. 145.
25
Ср.:
Ucko
et
Rosenfeld.
Ор cit., fig. 89 et pp. 204, нашли сланец, на котором тоже виден человек в оленьей шкуре с лошадиным хвостом и увенчанной рогами головой.
Не менее знаменита и не менее дискуссионна упомянутая выше композиция из пещеры Ласко: раненый бизон вонзает рога в лежащего на земле, по видимости мертвого, человека его оружие, род копья с крюком, упирается в брюхо животного подле человека (с клювом вместо рта) сидит на жердочке птица. Эту сцену обычно интерпретировали как сцену охоты. В 1950 г. Хорст Кирхнер предложил рассматривать ее как шаманское камланье. Если так, то человек не мертва находится в трансе перед принесенным в жертву бизоном, а его душа путешествует по иным пределам. Птица на жердочке, мотив, типичный для сибирского шаманства, — это его дух-хранитель. По Кирхнеру, действо предпринято, чтобы помочь шаману, в
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| состоянии экстаза, предстать перед богами и испросить у них благословения на удачную охоту. Тот же автор считает, что загадочные жезлы командования — это колотушки для бубнов. Если принять его интерпретацию, то это будет означать, что колдуны палеолита пользовались барабанами, как и сибирские шаманы. Объяснение Кирхнера вызвало споры, и мы не считаем себя достаточно компетентными, чтобы высказываться поэтому поводу. Однако существование своего рода шаманства в эпоху палеолита вполне очевидно. С одной стороны, шаманство и посей день доминирует в религиозной идеологии охотников и пастухов. С другой, опыт экстаза как феномен неотрывен от человеческой сути. Невозможно представить себе время, когда бы человек не видел снов, не грезил наяву и не впадал в транс — те. не терял бы сознание, что толковалось, как путешествие души в иные пределы. Со сменой форм культуры и религии изменились разве что интерпретация и оценка опыта экстаза. Поскольку в духовном мире палеоантропов господствовали мистические отношения между человеком и животным, нетрудно предположить, какими полномочиями наделялся специалист по экстазу.
Так называемые рентгеновские рисунки, те. зарисовки скелета и внутренних органов животного, тоже связывались с шаманством. Они зафиксированы во Франции (мадленская эпоха, 13-6 тыс. лет до н.э.) ив Норвегии (6-2 тыс. лет до н.э.), а также в Восточной Сибири, у эскимосов, ив Америке, у оджибве, пуэбло и др. Но кроме того — в Индии, в Малайзии, в Новой Гвинее ив Северо-Западной Австралии Этот вид искусства характерен для охотничьих культурно ре-
26
Н. Kirchner.
Ein archäologischer Beitrag zur Urgeschichte des Schamanismus, pp. 244 sq., 279 sq. В той же связи мы можем упомянуть, что костяные барабанные палочки были найдены на Оленьем острове в Баренцевом море, в пластах, датируемых прибл. 500 г. до н.э.; ср.:
Eliade.
Chamanisme, p. 391.
27
Andreas Lommel.
Shamanism: The Beginnings of Art, p. 129 sq.
24
лигиозная идеология, которой он насыщен, — шаманского свойства. Потому что только шаман, обладающий сверхъестественным зрением, способен узреть свой собственный костяк Другими словами, он способен проникнуть в средостение животной жизни, в костную ткань. То, что перед нами — опыт, основополагающий для определенного типа мистики, доказано, среди прочего, тем фактом, что он до сих пор культивируется у тибетских буддистов. Присутствие женщины
Открытие женских изображений, относящихся к последнему ледниковому периоду, поставило перед учеными проблемы, которые обсуждаются до сих пор. Ареал этих статуэток, размером от 5 до 25 см, из камня и из кости, в том числе слоновой, весьма широк от Юго-Восточной Франции до озера Байкал в Сибири, и от Северной Италии до Рейна. Без всяких на то оснований они получили прозвище Венер. Самые знаменитые — Венеры из Леспюжа, Виллендорфа (Австрия) и Лосселя (Дордонь).
29
Однако благодаря тщательности в проведении раскопок самыми показательными образцами считаются находки в Гагарино и
Мезине на Украине. Найденные в тех же пластах, что и человеческие жилища, они, по всей вероятности, связаны с домашней религией. В Гагарино обнаружено шесть фигурок из мамонтовой кости, неподалеку от стен жилища. Они стилизованы выпяченный живот и нет черт лица. В мезинских фигурках еще меньше реализма, иногда женские формы сведены к геометрическим элементам (такого типа скульптура распространена по всей Центральной Европе, другие скорее похожи на птиц. Фигурки украшены разнообразными геометрическими знаками, среди прочих — свастикой. В объяснение их возможной религиозной функции Ханчар упоминает тот факт, что некоторые охотничьи племена из Северной Азии делают маленькие антропоморфные скульптуры под названием
дзули. В тех племенах, где дзули женского пола, эти идолы представляют мифическую прародительницу, от которой предположительно произошли все члены племени праматерь защищает семьи и жилища своих потомков, а те после возвращения с большой охоты подносят ей жертвы из пшеничной муки и жира.
Еще значительнее открытие Герасимовым в Мальте, в Сибири, деревни с прямоугольными домами, разделенными на две половины правая — мужская (найдены только предметы мужского употребления, левая — женская (только там найдены статуэтки женщин. На.

Chamanisme, p. 65 sq.
29
Franz Hancar.
Zum Problem der Venusstatuetten in eurasiatischen Jungpaläolithikum, pp. 90 sq., 150 мужской половине им соответствуют птицеподобные фигурки, хотя кое-какие из них можно интерпретировать как фаллосы.
30
Точно определить религиозную функцию женских статуэток невозможно Можно лишь предположить, что в них воплощалась женская сакральность и, следовательно, магико-религиозная сила женских божеств. Тайна, присущая женской природе, играла важную роль во многих религиях, как доисторических, таки нового времени. Центральное место оппозиции «мужское-женское» в ансамбле палеолитического искусства, те. в наскальной живописи и рельефах, статуэтках и каменных пластинках, впервые подчеркнул Леруа-
Гуран. Более того, ему удалось проследить единство этого символического языка на пространстве от франко-кантабрийского региона до Сибири. Прибегнув к топографическому и статистическому анализу,
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
17
Леруа-Гуран заключил, что фигуры формы, лица и т.д.) и знаки повсюду взаимозаменяемы например, изображение бизона приравнивается кранам или другим женским геометрическим знакам. Он отметили парность женских и мужских знаков например, бизон (женщина) — лошадь (мужчина. Расшифрованная в свете такого символизма, пещера превращается в мир, строго организованный и многозначный.
Леруа-Гуран не сомневается, что пещера — это святилище, а сланцы и фигурки — переносное святилище стой же символикой. Тем не менее он не настаивает на том, что по реконструированному им синтезу можно выучить язык палеолитической религии. Собственный метод запрещает ученому признать, что в наскальной живописи иногда запечатляются события. Если знаменитую сцену из Ласко другие исследователи трактуют как сцену охоты или шаманского камланья, то Леруа-Гуран замечает здесь только птицу, принадлежащую к определенной топографической группе и символически эквивалентную человеку или носорогу, которые являются его соседями на стене (стр. 148). Дальше гипотезы о символах, парных к ценностям разных полов (этой взаимозаменяемости может быть приписан религиозный смысл, Леруа-
Гуран не идет, подытоживая лишь тем, что изображения представляют собой крайне сложную и богатую систему, гораздо богаче и сложнее, чем это ранее предполагалось (стр. Теория Леруа-Гурана подверглась критике с разных точек зрения. Особенно его критиковали за непоследовательность в прочтении фигур и знаков и зато, что он не связал пещерные ритуалы сим же выдвинутой гипотезой о системе символов Как бы тони было, лепта См ММ. Герасимов. Палеолитическая стоянка Мальта, стр. 40, резюме в
Karl Jettmar.
Les religions arctiques et finnoises, p. 292.
31
Ср.:
Ucko et Rosenfeld.
Ор cit., p. 220; p. 195 sq. Подобную же критику выдвинул Анри Лот.
*
10
26
Леруа-Гурана значительна он показал стилистическое и идеологическое единство искусства эпохи палеолита и взаимодополняемость религиозных ценностей, скрытых под знаками мужской и женский. Аналогичная символика характеризует и деревню Мальту, где дом четко делится на две половины — для мужчин и для женщин. Системы, основанные на взаимодополняемости двух половых и космологических признаков и посей день преобладают у примитивных народов, найдем мы их ив архаических регионах. Возможно, принцип взаимодополняемости был нужен как для того, чтобы упорядочить мир, таки для того, чтобы объяснить тайну его периодического сотворения и обновления. Обряды, мысль и воображение у охотников палеолита
Последние открытия в области палеонтологии имеют между собой то общее, что они постоянно отодвигают начало человека и культуры все дальше вглубь времен. Сейчас уже видно, что человек гораздо старше, а его психоментальная жизнь гораздо сложнее, чем думали два десятилетия назад. Александру Маршаку удалось недавно продемонстрировать существование в верхнем палеолите системы обозначения времени, основанной на наблюдениях над фазами луны. Эти знаки, определяемые ученым, как «времяфакторные», те. накопленные постепенно, за долгий период, позволяют предположить, что некоторые сезонные или периодические церемонии назначались заранее, как это практикуется в наши дни у сибирских народов и у североамериканских индейцев. Система условных знаков оставалась в силе более 25 тыс. лет, от ранней ориньякской эпохи до поздней мадленской. По Маршаку, письмо, счет и собственно календарь, появившиеся в первых цивилизациях, по всей вероятности, связаны с символикой этой системы знаков, применявшейся в палеолитическую эпоху.
32
Можно по-разному воспринимать выдвинутую Маршаком теорию развития цивилизации, но факт остается фактом лунный цикл наблюдали, запоминали и применяли в практических целях примерно за 15 тыс. лет до открытия сельского хозяйства. Это проясняет значительную роль Луны в архаических мифологиях и особенно то, что лунная символика ставилась вряд, включающий такие разные понятия, как женщина, воды, растительность, змея, плодородие, смерть, возрождение и т.д.
33 32
Alexander Marshak.
The Roots of Civilization, p. 81 sq. Столь же значительна способность палеоантропов тщательно наблюдать и зарисовывать фазы растительной жизни (ср.:
A. Marshak.
Ibid, p. 172 sq. Idem: Le bâton de commandement de Montgaudier (Charente), p. 329 sq.).
33
Ср.:
Eliade.
Traité d'histoire des religions (éd. 1968), ch. 4 русский перевод Очерки сравнительного религиоведения. М, Из анализа извилистых линий — в резьбе или в рисунке на стенах пещер, — Маршак заключает, что эти меандры тоже составляют систему, поскольку в них можно разглядеть некую последовательность и умысел. Подобные линии уже находили в Пеш-де-л'Азе (Дордонь), в раскопках ашельского уровня (ок. 135 тыс. лет до н.э.), те. по меньшей мере за 100 тыс. лет до таких же находок верхнего палеолита. Линии идут вокруг и поверх изображений животных, указывая на определенный ритуал (акт индивидуального участия, по выражению Маршака). Смысл их определить затруднительно, нос какой-то точки отсчета (например, с рисунка в Петерсфельде под Баденом) линии приобретают характер бегущих углов и сопровождаются изображением рыб. Акватическая символика здесь очевидна. Однако, по мнению ученого, это непросто символы воды многочисленные отпечатки пальцев и изображения разных орудий говорят об акте индивидуального участия, в который акватическая символика или мифология входят составной частью.
34
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| Анализ ученого высвечивает ритуальную функцию палеолитических знаков и фигур. Эти образы и символы явно касаются историй, те. событий, соотносимых с временами года, с повадками животных, с сексуальной жизнью, со смертью, с таинственной силой сверхъестественных существ и некоторых людей знатоков сакрального. Можно рассматривать эти находки из палеолита как код, которым зашифрована символическая а значит, магико-религиозная) ценность образов ив тоже самое время их функция в церемониях, связанных с историями. Причем кусты, в которые сгруппированы разные символы, помогают угадать их место в магико-религиозных практиках палеоантропов — тем более что отчасти эти кусты перешли в охотничьи общества.
Как мы заметили выше (§4), допустимо реконструировать некоторые аспекты доисторических религий по ритуалами верованиям, типичным для первобытных охотников. Тут не обойтись одними этнографическими параллелями — методом, который более или менее успешно применяли все исследователи, кроме Леруа-
Гурана и Лэминг-Эмперэра.
35
Имея ввиду пропасть, пролегшую между доисторической культурой и культурой первобытной, можно все же очертить некото-
34
A. Marshak.
The Meander as a System. Автор утверждает, что традицию меандров нельзя объяснить ни охотничьей магией, ни половой символикой. Комплекс «змея-вода-дождь-гроза-туча» выявлен в неолитической Евразии, в Австралии, Африке и обеих Америках Отказ от применения этого метода навлек на них критику Уко (Paleolithic Cave Art, p. 140 sq): процитировав примеры разбора этнографической компаративистикой некоторых аспектов доисторических обществ (стр. 151 и слон предлагает анализ палеолитической наскальной живописи в свете австралийского и африканского материала (стр. 191 и сл).
28
рые фундаментальные конфигурации, потому что до недавних времен сохранялся целый ряд архаических культур, основанных на охоте, рыбной ловле и собирательстве — на окраинах земного шара (на Огненной Земле, в Африке среди готтентотов и бушменов, в Арктике, в Австралии и т.д.) или в чаще тропических лесов (у бамбути и пигмеев и т.д.). Несмотря на земледельческое окружение, их общественное устройство по крайней мере, в некоторых случаях) хранило свою первозданность до конца XIX в. Эти культуры, застывшие на стадии, сходной с верхним палеолитом, представляют собой род живых ископаемых.
36
Разумеется, не стоит буквально переносить модель религиозных практики мифологий с первобытнообщинных народов на людей древнего каменного века. Однако, судя по всему, экстаз типа шаманского, как мы уже отметили, был зафиксирован в эпоху палеолита. Это говорит, во-первых, о вере в существование души, способной покинуть тело и свободно путешествовать по миру, а во-вторых, в то, что вовремя этого путешествия душа может встретить сверхъестественные существа и попросить их о помощи или о благословении. Шаманский экстаз включает в себя и одержимость, те. способность входить в тела других людей или впускать в себя душу умершего, какой-либо дух или божество.
Другой момент раздельное бытие мужчин и женщин (
§6
) позволяет предположить существование тайных обрядов, в которых могут принимать участие только мужчины и которые совершаются перед уходом на большую охоту. Такие ритуалы являются прерогативой взрослых — как в мужских союзах
(Männerbünde); тайны открываются подросткам через ритуалы инициации. Некоторые авторы усматривали образы инициации в рисунках пещеры Монтеспан, но эта концепция была оспорена. Тем не менее, древность инициатического ритуала сомнений не вызывает. Сходство между собой целого ряда церемоний, описанных исследователями самых отдаленных уголков Земли (в Австралии, в Южной и Северной Америке свидетельствует об общности традиции, развитой уже в эпоху палеолита.
Если говорить о монтеспанском хороводе (какое бы толкование ни давали отпечаткам стоп молодых мужчин на глиняном полу пещеры, то Курт Закс, например, не сомневается, что такая ритуальная хо Концепция живых ископаемых успешно применялась в разных ответвлениях биологии, особенно в спелеологии. Троглобионты, населяющие сегодня пещеры, принадлежат фауне, давно отмершей. Это настоящие живые ископаемые, и часто они представляют древнейшие стадии эволюции — третичный период или даже мезозой (др. Раковица). Пещеры сберегают архаическую фауну, очень важную для понимания примитивных зооморфических групп, в ископаемом виде не сохраняющихся См
Eliade.
Naissances mystiques, p. 69 реография была хорошо известна людям палеолита Но хоровод распространен исключительно широко (по всей Евразии, в Восточной Европе, в Меланезии, среди индейцев Калифорнии и т.д.). Везде охотники водят хороводы — либо чтобы успокоить душу убитого животного, либо чтобы обеспечить умножение добычи.
39
Так или иначе, преемственность религиозной идеологии охотников палеолита тут очевидна. Ко всему прочему, мистическая солидарность отряда охотников и их жертвы наводит на мысль о профессиональных тайнах, известных только мужчинами эти тайны передаются подросткам средствами инициации.
Хоровод в современных архаических культурах замечательно иллюстрирует устойчивость доисторических обрядов и верований. Примеры ждут нас впереди. Пока упомянем, что расшифровать наскальную живопись Хоггара и Тассили позволил миф об инициации пастухов пеул — миф, который один образованный мали пересказал африканисту Жермену Дитерлену, а тот его опубликовал Со своей стороны, X. фон Зикард в монографии о боге Лиуба и его ономастических аналогах пришел к заключению, что этот африканский бог представляет самые ранние религиозные представления евро-африканских
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| охотников — по мнению шведского ученого, они существовали восемь с лишним тыс. лет до н.э.
41
В общем и целом, с большой долей вероятности можно утверждать, что ряд мифов был знаком людям палеолита — прежде всего, космогонические мифы и мифы о происхождении (человека, животного, смерти и т.д.). Возьмем лишь один пример. Космогонический миф повествует о первоначальных Водах и о Творце, который предстает либо в антропоморфном виде, либо в виде акватического животного, ныряющего на дно океана за материалом, необходимым для сотворения мира. Широчайшая распространенность этой космогонии и ее архаическая структура указывают на традицию, восходящую к самым древним временам.
42
Столь же широко, по всем континентам, от Австралии и Южной Америки до Арктики, распространены мифы, легенды и ритуалы, связанные с восхождением на небо и магическим полетом (крылья и перья убитой птицы — орла, сокола В основе Sachs.

World History of the Dance (1937), pp. 124. 208.
39
См. богатую документацию в
Evel Gasparini.
11 Matriarcato Slavo, p. 667 sq.
40
C. Dieterlen.
Koumen; Henri Lhote. Les gravures et les peintures rupestres de Sahara, p. 282 sq.
41
H. fun Sicard.
Luwe und verwante mythische Gestalten, p. 720 sq.
42
См. сравнительный анализ всех ее вариантов в
Eliade.
De Zalmoxis à Gengis-Khan, pp. 81-130.
43
Ср.:
Eliade.
Mythes, rêves et mystères, pp. 163-164; Chamanisme, pp. 319 sq., 350 sq.; 372 sq.; Religions australiennes, p. 137 этих мифов — сновидческий и экстатический опыт, чисто шаманский, ив их древности сомневаться не приходится.
Не менее широкое хождение имеют мифы и символы, касающиеся радуги и ее земного аналога — моста главных средств связи с иным миром. Возможно, существовало и нечто вроде космологической системы с основополагающей концепцией Мирового Центра, вокруг которого организовано пространство. В 1914 году В. Гэрте сгруппировал большое число доисторических знаков и изображений, которые можно истолковать как космические горы, пупы земли и парадигматические реки, определяющие четыре стороны света.
44
*
12
Если брать мифы о происхождении животных и о религиозных отношениях между охотником, жертвой и Владыкой диких зверей, то они, по всей вероятности, входят в иконографический комплекс палеолита криптограммами. Трудно представить общество охотников и без мифов о происхождении огня, тем более что большинство этих мифов отводит лидирующую роль отношению между полами. Наконец, мы должны всегда помнить о восприятии сакральности неба, небесных и атмосферических явлений само по себе созерцание неба принадлежит тому редкому опыту, который дает спонтанное откровение о трансцендентности и величии. Кроме того, экстатическое восхождение шаманов, символика полета, мысленное переживание высоты как освобождения отвеса, способствуют созданию образа неба — богатейшего источника и обиталища сверхъестественных существ богов, духов, культурных героев. Но также важны и значительны другие откровения ночь и темнота, убийство животного и смерть члена семьи, космические катастрофы, внезапные вспышки одержимости, безумия или братоубийства, заражающие все племя.
Нельзя недооценивать и магико-религиозную подоплеку речи. Даже некоторые жесты уже указывают на эпифанию священной силы или космического таинства. Не исключено и то, что жесты антропоморфных фигур, запечатленные в доисторическом искусстве, не только несли в себе смысловую нагрузку, но и наделялись реальной силой. Религиозный смысл «жестов-эпифаний» продержался в некоторых первобытных обществах до конца XIX в fortiori фонетическая изобретательность должна была послужить неисчерпаемым ис-
44
W. Gaerte.
Kosmische Vorstellungen im Bilde prähistorischer Zeit: Erdberg, Himmelsberg, Erdnabel und
Weltströme. Надо заметить, что большинство приводимых Гэрте примеров принадлежат к менее древним доисторическим культурам У некоторых племен Северной Австралии главный ритуал инициации девушки состоит в том, что ее торжественно представляют общине. Ее предъявляют, как взрослую — те. способную перенять поведение, подобающее женщине. Но оформить предъявление чего-либо ритуалом — будь это знак, вещь или животное
— значит заявить о присутствии священного, провозгласить чудо иерофании; ср.:
Eliade.
Religions australi- ennes, p. 120; другие примеры см
Eliade.
Naissances mystiques, p. 96 sq.
31
точником магико-религиозных сил. Еще до появления артикулируемой речи человеческий голос обладал способностью непросто передавать информацию, приказы или желания, но и вызывать к жизни новые миры
— взрывными звуками, акустическими изысками. Достаточно вспомнить об альтернативных мирозданиях, не только парамифологических и парапоэтических, но также и иконографических, которым дают жизнь либо подготовительные упражнения шаманов перед экстатическими путешествиями, либо повторение
мантр вовремя йогических медитаций, включающих как ритмизацию дыхания
(пранаяму), таки визуализацию мистических слогов».
По мере совершенствования речи нарастало ее магико-религиозное воздействие. Произнесенное слово развязывало такие силы, которые было трудно — или невозможно — обуздать. Убеждение это до сих пор живо во многих первобытных культурах. Его находишь ив самых развитых обществах — в магических формулах восхваления, издевки, проклятия и анафемы, сохранивших функцию ритуала. Экзальтация,
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| излучаемая словом как магико-религиозной силой, способна вселить уверенность, что речью можно подкрепить результаты ритуального действа. И, наконец, при оценке и толковании религиозного опыта надо принимать во внимание разнообразие типов личности. Один охотник отличался храбростью и ловкостью, другой — мощью своих экстатических трансов. Этим разнообразием тоже определяется вариативность толкования. В конечном итоге, религиозное наследие палеолита, при общности ряда фундаментальных идей, представляет собой весьма мозаичную конфигурацию.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47


написать администратору сайта