Главная страница

[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


Скачать 4.43 Mb.
НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
Дата27.12.2017
Размер4.43 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
ТипДокументы
#13210
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница7 из 47
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   47
§19. Сошествие в ад Инанна и Думузи
Триада планетарных богов состояла из Нанны-Син (Луна, Уту (Солнце) и Инанны, богини звезды Венеры и любви. Божества Луны и Солнца окажутся в зените своего могущества в вавилонскую эпоху. Что же касается Инанны, соответствующей аккадской Иштар, а позднее Астарте, то ей предстояло обладать культовой и мифологической актуальностью, недостижимой ни для какой другой богини Ближнего Востока. В своем апогее она была одновременно богиней и любви, и войны, простирая свою власть и на жизнь, и насмерть. Подчеркивая полноту ее могущества, ее представляли гермафродитом
(Ishtar barbatä). Личность ее была полностью очерчена уже в шумерскую эпоху, и главный миф о ней был одним из наиболее значительных творений древнего мира. Он открывается любовной историей Инанна, богиня- хранительница Эреха, вступает в брак с пастухом Думузи,
18
который становится таким образом властителем города. Инанна во весь голос выражает свою страсть и свое счастье Я живу в радости. Мой Господин достоин священного жезла. Ив тоже время она торопит свершение трагической судьбы, предназначенной ее мужу Омой любимый, муж сердца моего. я вовлекла тебя в гибельное желание. ты коснулся своими губами моих, ты прижал лицо к моим губами потому тебе суждена роковая доля
(Kramer, стр. Эта роковая доля была решена вдень, когда честолюбивая Инанна решила спуститься в ад, чтобы забрать власть у своей старшей сестры Эрешкигаль. Будучи госпожой Великого Верхнего Царства, она
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| претендует на то, чтобы править и Нижним Миром. Ей удается проникнуть во дворец Эрешкигаль, но по мере того, как она миновала Семь Дверей, привратник снимал с нее платья и украшения. Инанна является перед сестрой совершенно нагой — те. лишенная всей своей силы. Эрешкигаль устремляет на нее взгляд смерти, и тело ее застывает. По истечение трех дней ее преданный друг Ниншубура, следуя наставлениям, которые Инанна ему дала перед уходом, сообщает о случившемся богам Энлилю и Нанне-Син, но они отказываются вмешиваться, ведь проникнув в Страну Мертвых — страну, которой правят нерушимые законы, — Инанна вздумала заняться запретными делами. Тем не менее Энлиль находит решение он сотворяет двух посыльных и отправляет их в ад, снабжая пищей жизни и живой водой. Прибегнув к хитрости, они оживляют труп, который висел на гвозде, и Инанна уже готова выйти, как вдруг Семь Судей Ада (Ануннаки) останавливают ее, говоря Где это слыхано, чтобы со Подругой версии, она было сначала предпочла крестьянина Энкимду, но ее брат, бог-солнце Уту, уговорил ее передумать ср.:
S. N. Kramer.
The Sacred Marriage Rite, p. 69 sq.; idem. Le Rite de Marriage Sacré Dumuzi-
Inanna, p. 124 sq. Если нет иных указаний, переводы из Крамера цитируются по этой статье.
65
шедший в ад поднялся обратно без ущерба Если Инанна хочет подняться из ада, пусть предоставит замену!».
19
Инанна возвращается на землю в сопровождении отряда демонов, галла они должны вернуть ее назад, если она не отдаст им другого божественного существа. Сначала демоны хотели схватить Нишубуру, но Инанна их останавливает. Потом все они направляются к городам Умма и Бад-Тибира. Городские боги-покровители в ужасе ползают в пыли у ног Инанны, и богиня, смилостившись, решает поискать замену себе в другом месте. Наконец, они являются в Эрех. К своему удивлению и негодованию Инанна обнаруживает, что
Думузи, вместо того, чтобы проливать слезы, сидит на своем троне в богатых одеждах, судя по всему, довольный тем, что стал единственным хозяином города. Она вперила в него взгляд — взгляд смерти Она произнесла слово — слово отчаяния Она вскричала — криком проклятия "Вот этот (говорит она демонам, уведите его!"».
20
Думузи умоляет своего шурина, бога-солнце Уту, превратить его в змея и бежит в жилище своей сестры
Гештинанны, а затем в свою овчарню. Там его хватают демоны, подвергают пытками уносят в ад. Эпилог остается неизвестным из-за пробела в тексте. По всей видимости, слезы Думузи разжалобили Эрешкигаль, иона облегчила его печальную судьбу, решив, что он будет проводить в Нижнем Мире только полгода, а на другие полгода его заменит сестра Гештинанна» (Крамер, стр. Тот же самый миф излагается в аккадской версии Сошествия Иштар в ад, однако с некоторыми существенными вариациями. До того, как были изданы и переведены шумерские тексты, можно было подумать, что богиня направилась в Страну, откуда нет возврата после смерти Таммуза, и именно для того, чтобы его вернуть. На такую интерпретацию наталкивают некоторые детали, которых нет в шумерской версии. Прежде всего, это катастрофические последствия пленения Иштар: по аккадской версии, с исчезновением богини полностью прекратилось воспроизведение как человеческого рода, таки животных. Это бедствие можно было понять как разрыв иерогамии богини любви и плодородия и ее возлюбленного супруга Таммуза. Катастрофа мыслилась, по аккадской версии, как космическая. Сами Великие Боги, придя в ужас от неминуемой перспективы прекращения Жизни, вынуждены были вмешаться и освободить Иштар.
Удивляет в шумерской версии психологическая, те. человеческая, мотивировка осуждения Думузи: все, похоже, объясняется гневом Перевод
Jean Bottéro.
Annuaire.., 1971-1972, p. 85.
20
Перевод
Bottéro, ibid.
p. 91. В другой версии жест Инанны объясняется страхом. Когда демоны схватили ее, угрожая увести в Нижний мир, она в ужасе предает в их руки Думузи! Этому юноше (говорит она им, наденьте на ноги цепи и т.д. (ibid.).
66
Инанны, когда она обнаружила своего супруга торжественно восседающим на ее троне. Это романтичное объяснение, по-видимому, воспроизводит более архаическую идею ритуальная, те. небезвозвратная, смерть неотвратимо следует за всяким актом творения или рождения. Цари Шумера, а затем и аккадские, воплощают Думузи в иерогамии с Инанной,
21
что в какой-то мере подразумевает принятие ритуальной смерти царя. В таком случае приходится предположить за историей, излагаемой в шумерском тексте, некое таинство, которое Инанна учредила с целью обеспечить вселенский цикл плодородия. Можно угадать намек на это таинство в презрительном ответе Гильгамеша на предложение Иштар стать ее мужем он напомнил ей, что это она учредила ежегодный плач по Таммузу,
22
Плач этот, однако, был ритуальным спуск юного бога в подземное царство оплакивали на восемнадцатый день месяца таммуз (июнь-июль), ипритом все знали, что по прошествии шести месяцев он вернется.
Культ Таммуза распространен на Ближнем Востоке более или менее повсеместно. В VI веке Иезекииль (Иез
8:14) ругал женщин, которые оплакивали Таммуза даже на пороге Храма. В конечном счете, Таммуз превращается в драматический и элегический образ юных богов, ежегодно умирающих и возрождающихся. Шумерский же его прототип был, вероятно, более сложной фигурой. Цари, которые его воплощали и таким образом разделяли его судьбу, ежегодно праздновали возрождение мира. Но чтобы возродиться вновь, мир должен быть уничтожен докосмогонический хаос также предполагал ритуальную смерть царя, его спуск в преисподнюю. Иначе говоря, две космические модальности — жизнь/смерть, хаос/космос, беспло-
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
37
дие/плодовитость — составляли две стороны единого процесса. Это таинство, зародившееся после открытия земледелия, становится обобщенным принципом объяснения мира, жизни и человеческого бытия. Оно выходит за рамки драмы растительной жизни, поскольку в равной мере правит космическими ритмами, судьбой человека и его отношениями с богами. Миф описывает неудачную попытку богини любви и плодородия завоевать царство Эрешкигаль, те. отменить смерть. Отсюда и человек, как и некоторые из богов, должен принять чередование жизнь/смерть. Думузи-Таммуз исчезает, чтобы вновь возникнуть через шесть месяцев. Это чередование — периодическое присутствие и отсутствие бога — несло в себе возможность возникновения таинств, посвященных спасению человека и его загробной судьбе. Значимость роли Думузи-Таммуза, ритуально воплощаемой шумерскими царями, состояла в сближении судеб бога и че-
21
Ср.:
Kramer.
The Sacred Marriage Rite, p. 63 sq.; Le Rite de Mariage Sacré, p. 131 sq.
22
Табличка VI, 46-47. Перевод Bottéro (p. 83): Это ведь ты учредила всеобщий траур по Тамузу, твоему первому мужу».
67
ловека. И всякий смертный, в конце концов, получал надежду на такую царскую привилегию. Шумеро-аккадский синтез

Большая часть шумерских городов-храмов были объединены Лугальзагеси, правителем Уммы, около 2375 г. до н.э. Это было первое известное нам проявление имперской идеи. Поколением позже это предприятие было повторено, с еще большим успехом, аккадским царем Саргоном, но шумерская цивилизация сохранила при этом все свои структуры. Изменение касалось только правителей городов-храмов: они признавали себя теперь данниками аккадского завоевателя. Империя Саргона рухнула через сто лет в результате нападений кутиев, варваров, кочевавших в верховьях Тигра. С этого момента история Месопотамии выглядит, как повторение одного итого же сюжета политическое единство Шумера и Аккада разрушается извне, варварами, правление которых, в свою очередь, подрывают внутренние распри.
Так что власть кутиев длилась не более одного века, и ее сменило, тоже на один век (ок. 2050-1950 гг.) правление царей Третьей династии Ура. Это была эпоха наивысшего взлета шумерской цивилизации, но и последний период политического могущества Шумера. Под давлением эламитов, вторгавшихся с востока, и амореев, шедших с запада, из сирийско-аравийской пустыни, империя рухнула. В течение двух с лишним веков Месопотамия была разбита на множество государств. Только около 1700 г. Хаммурапи, аморейский правитель Вавилона, смог их объединить. Он сдвинул центр империи к северу, в город, где перед этим правил. Основанная им династия, казавшаяся всемогущей, продержалась менее века. С севера амореев атаковали новые варвары, касситы, и около 1525 гони, в конце концов, взяли верхи господствовали в Месопотамии на протяжении четырех веков.
Переход от городов-храмов к городам-государствам и к империи — феномен большого значения для истории Ближнего Востока Для наших целей важно напомнить, что шумерский язык, уже после того, как на нем перестали говорить (примерно кг, сохранял роль литургического и вообще ученого языка на протяжении еще пятнадцати веков. Похожей оказалась судьба других литургических языков — санскрита, иврита, латыни, старославянского. Шумерский религиозный консерватизм продолжился в структурах аккадских. Той же самой осталась верховная триада — Ану, Энлиль, Эа (Энки). Триада астральная заимствовала частично семитские имена соответствую Первые свидетельства о таких институтах, как профессиональная армия и бюрократия, идут именно оттуда. Со временем их переняли другие государства.
68
щих божеств Луна — Син (происходит от шумерского Суэн), Солнце — Шамаш, Венера (звезда) — Иштар
(Инанна). Преисподней продолжали править Эрешкигаль и ее муж Нергал. Немногие изменения, вызванные имперскими потребностями, — такие, например, как перенос на Вавилон высшего религиозного статуса и замена Энлиля на Мардука — потребовали столетий для своего внедрения Что касается храма, ничего существенного в его общем плане [...] по сравнению с шумерскими временами не изменилось, разве только размер и число построек».
2
Тем не менее, ранее существовавшие структуры обогащаются вкладом семитского религиозного гения. Упомянем для начала двух национальных богов — вавилонского Мардука и, позднее, ассирийского
Ашшура, — которые были возведены в ранг божеств универсальных. Знаменателен также вес, который обрели в культе личные молитвы и покаянные псалмы. Одна из самых красивых вавилонских молитв адресована всем богам, включая тех, которых молящийся, по его смиренному признанию, не ведает. О, Господь, велики грехи мои О, бог, которого я не знаю, велики грехи мои. О, богиня, которую я не знаю, велики грехи мои. Человек не знает ничего, он не знает даже, грешит он или творит добро. Омой Господь, не отвергай своего слугу Грехов моих семижды семь. Изгладь мои прегрешения В покаянных псалмах кающийся признает свою вину и громогласно сознается в своих грехах. Исповедь сопровождается специфическими ритуальными жестами коленопреклонением, простиранием ниц и
«расплющиванием носа (о землю).
Великие боги — Ану, Энлиль, Эа — постепенно теряют главенствующее положение в культе. Верующие
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| обращаются больше к Мардуку и астральным божествам, Иштар и, особенно, Шамашу. Со временем последний становится сугубо универсальным божеством. Один из гимнов утверждает, что богу солнца поклоняются везде, даже у иноземцев Шамаш покровительствует справедливости — наказывает злодея и вознаграждает правого Подчеркивается непостижимость богов они вызывают священный ужас, особенно своим устрашающим светом. Свет выступает как атрибут прежде всего божественный, ив той мере, в какой царь разделяет божественную природу, они сам сияет 24
Jean Nougayrol.
La religion babylonienne, p. 217.
25
Ibid.
p. 236.
26
Перевод по
F.J. Stephens. — ANET,
pp. 39-92. Цитируются стихи 21-26, 51-53, 59-60.
27
См. перевод в
ANET,
pp. 387-389.
28
A. Leo Oppenheim.
Ancient Mesopotamia, p. 176;
E. Cassin.
La splendeur divine, p. 26 sq., Еще одно творение аккадской религиозной мысли — ворожба. Отмечается также множество видов магии и развитие оккультных дисциплин (особенно астрологии, которые становятся позже популярны по всему азиатскому миру и Средиземноморью.
В целом, можно сказать, что семитский вклад характеризуется значительным весом личного элемента в религиозной практике и возведением некоторых богов в высший ранг. В тоже время этот новый и грандиозный месопотамский синтез несет в себе трагическое видение человеческой судьбы. Сотворение мира

Космогоническая поэма, известная под именем «Энума элиш» (по первым ее словам Когда наверху, представляет собой, наряду с Эпосом о Гильгамеше», наиболее важное произведение аккадской религии. По величественности, драматическому напряжению, усилию связать вместе теологию, космогонию и сотворение человека, ей нет равных в шумерской литературе. В «Энума элиш» рассказ о начале мира подчинен цели восхваления Мардука. Темы, несмотря на новое толкование, остаются древние. Прежде всего
— первоначальный образ нерасчлененного водного целого, из которого выделяется первая пара, Апсу и
Тиамат. (Иные источники уточняют, что Тиамат представляет море, а Апсу — пресную водную массу, в которой плавает Земля) Как и многие другие первичные божества, Тиамат одновременно — и женщина, и существо двуполое. Смешение соленых и пресных вод порождает другие божественные пары. О второй из них, Лахму и Лахаму, практически ничего неизвестно (по одному из преданий, ими пожертвовали, чтобы сотворить человека. Что же касается третьей пары, Аншар и Кишар, их имена на шумерском означают совокупность высших элементов и совокупность низших элементов».
Проходит время (тянутся дни, множатся года Из иерогамии этих двух взаимодополняющих
«совокупностей» рождается бог Неба Ану, который, в свою очередь, порождает Нудиммуда (= Эйя, Эа).
30 Своими играми и криками молодые боги тревожат покой Апсу. Последний жалуется Тиамат: Их поведение невыносимо. Яне могу ни отдохнуть днем, ни спать ночью. Я хочу их уничтожить, чтобы положить конец их возне. И да воцарится у нас тишина, чтобы мы могли (наконец) поспать (I, 37-39). В этих строках можно прочесть нос Табличка I, 13. Если нет других указаний, цитаты приводятся по переводу Пола Гарелли и Марселя
Лейбовича— La naissance du monde selon Akkad, pp. 133-145. Использовались также переводы Лаба, Хейделя,
Шпейсера и Кастеллино.
30
Из великой шумерской триады исчез Энлиль. Его место занимает Мардук, сын Эйя.
70
тальгию материи (те. формы бытия, соответствующей инерционности и бесчувствию субстанции) по первоначальному покою, сопротивление всякому движению как первичное условие космогонии. Тиамат с бранью набросилась на супруга. Она испустила вопль боли и страдания [...]: "Что такое Мысами разрушим то, что сотворили Конечно, их поведение безобразно, но надо быть терпеливыми и мягкими (I, 41-46). Однако Апсу уговорам не поддавался.
Когда молодые боги узнали о решении своего прародителя, они застыли в безмолвии (I, 58). Но всезнающий Эйя» опередил события. С помощью магических заклинаний он погружает Апсу в глубокий сон, забирает у него и надевает на себя его сияние и, предварительно связав, убивает. Эйя становится таким образом богом вод, которые он называет с этих пор
апсу. В самой глубине апсу, в палатах судеб, в святилище первообразов» (I, 79) его супруга Дамкина рождает Мардука. В тексте превозносится грандиозное великолепие, мудрость и всемогущество бога, рожденного последним. И тогда Ану снова восстает на старших. Он вызвал четыре ветра и поднял волны, чтобы обеспокоить Тиамат» (1, 108). Боги, лишившись отдыха, обращаются к матери Когда убивали Апсу, супруга твоего, ты, вместо того, чтобы защитить его, осталась в стороне, ни слова не сказала (I, На этот раз Тиамат решила действовать. Она создала чудовищ, змей, огромного льва, яростных демонов и других — обладателей беспощадного оружия, бесстрашных воинов (114). И между своих перворожденных богов [...] она возвеличила Кингу» (147 и сл.). Тиамат прикрепила к груди Кингу таблицы Судеб и возложила на него верховную власть (155 и сл.). Наблюдая эти приготовления, молодые боги
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| струсили. Ни Ану, ни Эйя не осмеливаются бросить вызов Кингу. И только Мардук принимает бой, но лишь при условии, что верховная власть отходит ему. Боги поспешно соглашаются. Исход битвы между двумя войсками решается поединком Тиамат и Мардука. Как только Тиамат открыла пасть, чтобы его проглотить (IV, 97), Мардук метнул четыре бешеных ветра, которые надули ее тело. Она таки осталась с раздутым животом и разинутым ртом. Тогда он выпустил стрелу, которая проткнула ей живот, разорвала внутренности и пронзила сердце. Так победив ее, он отнял у нее жизнь, бросил труп на землю и встал на него (IV, 100-104). Сторонники Тиамат попытались спастись бегством, но Мардук их связали поломал их оружие (111); потом он заковал Кингу вцепи, сорвал с него таблицу Судеб и прикрепил ее на грудь себе
(120 и сл.). Под конец он вернулся к Тиамат, рассек ее череп и разъял труп на две части, как раковину
(137); одна половина стала небесным сводом, другая землей. Мардук вознес на небо копию дворца апсу и установил пути светил. Пятая табличка рассказывает обустройстве планетарной вселенной, об установлении
71
времени и об образовании земли из членов Тиамат (из ее глаз текут Тигр и Евфрат, из петли ее хвоста он сотворил веревку, связующую небо и землю, V, 59; и т.д.).
И, наконец, Мардук решил сотворить человека, чтобы возложить на него служение богам, для их облегчения (VI, 8). Побежденные и закованные вцепи боги все еще ждали наказания. Эйя предложил, чтобы в жертву был принесен кто-то один. Когда узников спросили, кто развязал войну, подбил Тиамат на бунт и вступил в бой (VI, 23-24), все назвали одно имя — Кингу. Ему перерезали жилы, и из его крови Эйя создал человеческий род (VI, 30).
31
Далее поэма описывает строительство святилища в честь Мардука (те. его дворца).
Используя традиционные мифологические темы, «Энума элиш» рисует космогонию довольно мрачную и антропологию пессимистическую. Для возвышения юного Мардука богам первоначального времени, прежде всего, Тиамат, придаются демонические свойства. Тиамат — уже не только примитивная хаотическая целостность, предшествующая всей космогонии, она оказывается в итоге создательницей бесчисленных чудовищ ее творческое начало оборачивается чисто негативным. Процесс творения, каким он представлен в «Энума элиш», очень скоро попадает под угрозу из-за желания Апсу уничтожить молодых богов, то есть пресечь в зародыше создание Вселенной. (Какой-то мир уже существовал, поскольку боги размножались и где-то обитали, однако это был модус существования чисто формальный) Убийство Апсу открывает серию «убийств-творений», поскольку Эйя непросто занимает его место, но вносит вводную массу первые зачатки организации (на этом месте он установил свое обиталище [...], он учредил святилище. Космогония есть результат конфликта между двумя группами богов, но войско Тиамат включает в себя также чудовищ и демонических тварей. Иначе говоря, сама первоначальность, как таковая, представляется источником негативного творчества. Небо и землю Мардук создает из останков
Тиамат. Эта тема, встречающаяся ив других традициях, допускает различные интерпретации. Будучи создана из тела первичного божества, Вселенная несет в себе его субстанцию, но можно ли говорить о субстанции божественной после того, как Тиамат была «демонизирована»?
Таким образом, Космос обладает двойной природой амбивалентный, если непросто демонический, материал, и божественная, приданная ему Мардуком, форма. Небесный свод образован из половины трупа Тиамат, но звезды и созвездия становятся обиталищами или образами богов. Земля сама по себе составлена из другой половины Тиамат и ее различных органов, но она освящена городами и хра-
31
Добавим, что существуют другие традиции касательно космологии и сотворения человека.
72
мами. В конечном счете, мир оказывается результатом смешения хаотической и демонической первоначальности, с одной стороны, и божественной творческой силы, участия и мудрости, с другой. Эта космогоническая формула, наверное, самая сложная из тех, к каким пришла месопотамская мысль. Она объединила в смелом синтезе все структуры божественного сообщества. Некоторые из них стали непонятны или неприменимы.
Что касается сотворения человека, то здесь продолжена шумерская традиция (человек сотворен, чтобы служить богам) — особенно версия, которая возводит его происхождение к принесению в жертву двух богов
Лахму. Добавляется, однако, отягчающее обстоятельство хотя Кингу был одним из первых богов, он обернулся демоном, предводителем войска чудовищ и демонов, созданного Тиамат. Человек, таким образом, состоит из материи демонической — крови Кингу. Разница с шумерской версией существенная здесь можно говорить о трагическом пессимизме, поскольку человек предстает обреченным в силу самого своего генезиса. Его единственная надежда — в том, что лепил его Эйя, ион, стало быть, обладает формой, созданной великим богом. В этом смысле творение человека и начало мира симметричны. В обоих случаях первоматерия состоит из субстанции первоначального божества, падшего, демонизированного и умерщвленного победоносными молодыми богами. Священная природа месопотамского властителя
В Вавилоне поэму «Энума элиш» читали в храмах на четвертый день празднеств Нового Года. Этот праздник — по-шумерски
загмук начало года, по-аккадски
акиту
— длился первые двенадцать дней
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| месяца нисан. Он включал целый ряд действий. Назовем наиболее важные из них 1) день царского искупления, соответствующий заточению Мардука; 2) освобождение Мардука; 3) ритуальные битвы и триумфальная процессия в Бит Акиту (дом новогоднего празднества) под водительством царя, завершающаяся пиршеством 4) иерогамия царя с храмовой жрицей, олицетворяющей богиню 5) определение судеб богами.
Первое действие мифо-ритуального сценария — унижение царя и заточение Мардука — обозначает регрессию мира в докосмогонический хаос. В святилище Мардука первосвященник снимал с царя символы его власти (скипетр, кольцо, мечи корону) и бил по лицу. Затем, стоя на коленях, царь делал заявление о своей невиновности Яне совершал греха, о Господь моей страны, я не оставлял заботу о твоей божественности. Первосвященник отвечал от имени Мардука: «Не
73
бойся... Мардук услышит твою молитву. Он расширит твое царство...».
32
Тем временем народ искал Мардука, заточенного в горе, — формула, обозначавшая смерть божества. Как мы видели в случае Инанны-Иштар, эта смерть не считалась окончательной, однако богиню надо было выкупить из преисподней. Мардука тоже заставляли спуститься вниз, далеко от солнца и света В конце концов его спасали, и боги воссоединялись (те. их статуи ставили рядом) для определения судеб. (Этот эпизод соответствует утверждению Мардука в качестве верховного божества в «Энума элиш».) Царь ведет процессию к Бит Акиту, зданию, расположенному за пределами города. Процессия представляет воинство богов, выступающее против Тиамат. По одной из надписей Синнахериба можно предположить, что так имитировалась первоначальная битва. Царь олицетворял Ашшура (бога, который сменил Мардука).
34
Иерогамия происходила после возвращения с пиршества в Бит Акиту. Последним актом было определение судеб каждого месяца года. Определяя их, осуществляли ритуальное сотворение года, те. обеспечивали благополучие, плодородие, богатство вновь рожденного мира.
Акиту представляет собой месопотамскую версию довольно распространенного мифо-ритуального сценария, по которому, в частности, праздник Нового Года рассматривался как повторение космогонии.
36
Поскольку периодическое возрождение Космоса составляет великую надежду традиционных обществ, мы будем часто обращаться к теме новогоднего праздника. Отметим сразу, что множество эпизодов акиту встречается (если ограничиться Ближним Востоком) в Египте, у хеттов, в Угарите, в Иране, у мандеев. Так, например, хаос, ритуально реализуемый в последние дни года, ознаменовывался оргиастическими эксцессами типа сатурналий — попранием всех общественных норм, тушением огней и возвращением мертвых (представляемых масками. Бои между двумя группами актеров отмечались в египетских, хеттских и угаритских документах. Обычай фиксировать судьбы будущих 12 месяцев в течение 12 дней, вставляемых для вырав-
32
Цит. по Н. Frankfort.

La royauté et les dieux, p. 409.
33
Классические авторы говорят о склепе Бела (Мардука) в Вавилоне. Весьма вероятно, что речь идет о
зиккурате храма Этеменанки, считавшемся временной могилой бога Некоторые указания позволяют предположить, что разыгрывалось сражение между двумя группами актеров Точно также Мардук определял в «Энума элиш» законы, управляющие вселенной, которую он только что сотворил Ср.:
Eliade.
Le mythe de l'éternel retour (изд. 1969), p. 65 sq.; Aspects du mythe, p. 56 sq.
*
23
74
нивания календаря, еще сохраняется на Ближнем Востоке ив Восточной Европе.
37
*
24
Роль царя в акиту недостаточно известна. Его унижение соответствует возвращению мира в хаос и заточению Мардука в горе. Царь изображает бога в битве против Тиамат ив иерогамии с храмовой жрицей. Однако идентификация с богом отмечается не всегда по сценарию своего унижения, как мы видели, царь обращается к Мардуку. В тоже время сакральная природа месопотамского суверена подтверждается совершенно достоверно. Мы упоминали священный брак шумерского царя, представляющего Думузи, с богиней Инанной: эта иерогамия происходила входе новогоднего праздника (§19). Для шумеров царская власть была дана небом ее источник считался божественными эта идея сохраняется до самого конца ассиро-вавилонской цивилизации.
Сакральная природа суверена утверждалась множеством способов. Его называли царем стран (те. мира) или четырех сторон света. Первоначально эти титулы предназначались богам Точно как у богов, вокруг его головы сиял сверхъестественный свет Еще до рождения боги предопределяли его верховность. Хотя признавалось земное происхождение царя, он рассматривался как сын богов (Хаммурапи объявляет, что рожден Сином, Липит-Иштар — Энлилем). Это двойное происхождение делало царя наилучшим посредником между богами и людьми. Царь представлял народ перед богами и брал на себя грехи своих подданных. Иногда он должен был принять смерть за их преступления по этой причине у ассирийцев был заместитель царя В текстах говорилось, что царь живет в непосредственной связи с богами, в сказочных садах, где растет Древо Жизни и течет Живая Вода (На самом деле это они его свита съедали пищу, ежедневно подносимую статуям богов) Царь — посланец бога, пастырь народа, призванный богом установить на земле справедливость и мир. Когда Ану и Энлиль призвали Липит-Иштара царствовать в стране и
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| установить в ней справедливость [...], тогда я, Липит-Иштар, скромный пастух из Ниппура [...], установил справедливость в Шумере и Аккаде, как повелел Энлиль».
43 37
Ср.: Le Mythe de l'étemel retour, p. 81 sq.
38
Ср.:
Frankfort.
La Royauté, p. 303 sq.
39
Этот свет — по-аккадски
меламму
— соответствует иранскому
хварэна;
ср.:
Oppenheim.
Ancient
Mesopotamia, p. 206;
Cassin.
La splendeur divine, 65 sq.
*
25 40
Labat.
Le Caractère religieux de la royauté assyro-babylonnienne, p. 352 sq.,
Frankfort.
Ор cit., 342 sq.
41
Именно царь является садовником, который заботится о Древе Жизни ср.:
Widengren.
The King and the
Tree of Life in Ancient Near Eastern Religion, особ. pp. 22 sq., 59 sq.
42
Ср.: Введение в Кодекс Хаммурапи» (I, 50). —
ANFT,
p. Пролог к Кодексу Липит-Иштара». —
ANET:
159. См. тексты, переведенные в
J. Zandee.
Le Messie, pp. 13,
14, Можно сказать, что царь разделял с богами их природу, но богом не становился. Он представлял бога, и на архаических стадиях культуры это подразумевало, что в каком-то смысле он был тем, что представлял. Во всяком случае, месопотамский царь как посредник между миром людей и миром богов осуществлял собственной персоной ритуальный союз между двумя модальностями существования, божественной и человеческой. Благодаря этой своей двойной природе царь рассматривался, по крайней мере, метафорически, как творец жизни и плодородия. Однако он не был богом, еще одним членом пантеона каким был египетский фараон ср. §27). Верующие не обращали к нему свои молитвы, наоборот, они просили у богов благословения для их Царя, поскольку последний, несмотря на свою близость к божественному миру, несмотря на иерогамию с некоторыми богинями, не достигал преобразования своей человеческой природы. В конце концов, он оставался смертным. Все помнили, что даже легендарный
Гильгамеш, царь Урука, потерпел фиаско в своей попытке достичь бессмертия. Гильгамеш в поисках бессмертия
«Эпос о Гильгамеше» — это, конечно же, самое знаменитое и популярное из вавилонских произведений. Его герой, Гильгамеш, царь Урука, прославился уже во времена архаические. Найдены шумерские версии многих эпизодов его легендарной жизни. И все-таки, несмотря на эти перенятые мотивы, Эпос о
Гильгамеше» является продуктом гения семитского. Именно на аккадском языке была создана из разрозненных эпизодов одна из самых трогательных историй о поисках бессмертия или, точнее, об окончательном провале попытки, которая имела, казалось бы, все шансы на успех. Эта сага, открывающаяся сценами эротических эксцессов ее героя, царя-тирана, раскрывает, в конечном счете, неспособность радикально преодолеть человеческую природу с помощью чисто героических достоинств.
Между тем Гильгамеш был на две трети существом божественным, сыном богини Нинсун и смертного.
44
Уже в самом начале текст превозносит его многознание и созданные им грандиозные строения. Но тут женам представляют деспота, насилующего женщин и юных девушек и изматывающего мужчин на непосильных работах. Жители призывают богов, и те решают создать существо гигантского роста, способное противостоять Гильгамешу. Этот полудикарь, которому дают имя Энкиду, мирно живет с дикими зверями, пьет сними вместе В соответствии с шумерской традицией — верховного жреца города Урук; ср.: А.
Heide!.
The Gilgamesh
Epic, p. из одного источника. Гильгамеш узнает о его существовании сначала из сна, потом от видевшего его охотника. Он подсылает к нему куртизанку, чтобы та околдовала его своими чарами и заманила в Урук. Как и задумали боги, два героя, встретившись, меряются силой. Гильгамеш оказывается победителем, но проникается к Энкиду дружескими чувствами и берет его в товарищи. Все же планы богов не сорваны с этого момента Гильгамеш тратит свои силы в героических приключениях.
В компании с Энкиду он направляется в далекий сказочный кедровый лес, который охраняет могущественное чудовище Хувава. Герои убивают его, срубив предварительно его священный кедр. Вернувшегося в Урук Гильгамеша замечает Иштар. Она предлагает ему жениться на ней, но он высокомерно отказывается. Иштар умоляет своего отца Ану создать Небесного быка, чтобы уничтожить Гильгамеша и его город. Сначала Ану отказывается, но потом, когда Иштар пригрозила вызвать мертвых из ада, соглашается. Небесный бык нападает на Урук, и от его рева люди царя падают сотнями. Однако Энкиду ухитряется схватить егоза хвост, и Гильгамеш вонзает ему в затылок меч. Разгневанная Иштар взбирается на городскую стену и проклинает царя. Опьяненный победой, Энкиду отламывает бедро быка и бросает под ноги богини, осыпая ее оскорблениями. Это кульминационный момент в жизни двух героев, но одновременно это и пролог к трагедии. В туже ночь Энкиду снится, что он приговорен богами. Наутро он заболевает и через двенадцать дней умирает.
Неожиданный поворот событий меняет Гильгамеша до неузнаваемости. Семь дней и семь ночей он оплакивает друга и отказывается его хоронить. Он надеется, что его плач вернет того к жизни. И только при первых признаках разложения тела он сдается, и Энкиду с пышными почестями предают земле. Царь уходит
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| из города и бродит по пустыне, причитая Неужели и меня не станет, как Энкиду?» (табличка IX, столбец I, строка 4).
45
Мысль о смерти ужасает его. Героические подвиги не утешают. Поэтому его единственной целью становится избежать человеческой судьбы, обрести бессмертие. Он знает, что знаменитый Ут- напишти, спасшийся при потопе, все еще живи отправляется его искать.
Его странствия полны испытаний в духе инициации. Он приходит к горам Машу и обнаруживает дверь, через которую каждый день проходит Солнце. Дверь охраняют два человека-скорпиона, увидеть которых достаточно, чтобы умереть (IX, II, 7). Бесстрашный герой скован страхом и униженно падает ниц, но люди- скорпионы распознают божественную часть Гильгамеша и разрешают ему проникнуть Если нет других указаний, цитаты приводятся по переводу
Contenait.
L'Épopée de в туннель. Через двенадцать часов хождения в темноте Гильгамеш попадает по другую сторону гор, в волшебный сад. Затем доходит до берега моря, встречает нимфу Сидури испрашивает, где найти Ут- напишти. Сидури пытается уговорить его изменить свои планы Когда боги делали человека, они предназначили его для смерти, а жизнь оставили себе. Набей живот, Гильгамеш, и веселись дни и ночи. Сделай из каждого дня праздник, пляши и играй день и ночь...».
46
Однако Гильгамеш упорствует в своем решении, и Сидури направляет его к Ур-Шанаби, лодочнику Ут- напишти, который находился поблизости. Они пересекают Воды смерти и выходят на берег, где живет Ут- напишти. Гильгамеш спрашивает, как ему удалось достичь бессмертия. Так он узнает об истории Потопа и о решении богов породниться с Ут-напишти и его женой, поселив их в устьях рек. Но для тебя кто созовет богов на совет, чтобы ты обрел жизнь, которую ищешь (IX, 198). Дальше следует неожиданное продолжение «Попробуй-ка не спать шесть дней и семь ночей (IX, 199). Речь, несомненно, идет о самом трудном из посвятительных испытаний победа над сном, бдение равносильно преодолению человеческой природы Надо ли это понимать так, что Ут-напишти, зная, что богине удовлетворят просьбу Гильгамеша о бессмертии, предложил ему получить бессмертие через инициацию Герой уже выдержал некоторые испытания переход через туннель, соблазны Сидури, преодоление Вод смерти. Это были испытания героического типа. На сей же раз речь шла об испытании духовном, поскольку только исключительная сила воли могла продержать человека бодрствующим шесть дней и семь ночей. Гильгамеш тут же засыпает, и
Ут-напишти саркастически восклицает Гляньте на сильного человека, возжелавшего бессмертия, — сон, как буйный ветер, подхватил его (203-204). Он спит шесть дней и семь ночей, и когда Ут-напишти его будит, Гильгамеш еще и ворчит, что ему не дали даже вздремнуть. Однако он вынужден признать очевидное и снова ударяется в плач Что мне делать, Ут-напишти, куда идти Демон захватил мое тело, в комнате, где я сплю, живет смерть, и куда бы я ни пошел, смерть всегда рядом (230-34).
Гильгамеш снова готовится в путь, нов последний момент Ут-напишти по совету жены открывает ему секрет богов — место, где находится растение, восстанавливающее молодость. Гильгамеш спускается на дно моря, достает растение и, довольный, отправляется назад. Через несколько дней пути он замечает источник с чистой водой Табличка X, столб. III, 6-9; перевод
Jean Nougayrol.
Histoire des Religions, I, p. 222.
47
Ср.:
Eliade.
Naissances mystiques, p. 44 sq.
48
Спрашивается, почему он не съел его сразу, как сорвал, но отложил на потом ср.:
Heidel.
Ор. cit., p. 92, пи спешит умыться. Привлеченная запахом растения, из воды выплывает змея, съедает растение и сбрасывает с себя старую кожу Рыдая, Гильгамеш жалуется Ут-напишти на свою несчастную судьбу. Этот эпизод можно толковать как неудачу еще одного испытания типа инициации герой не смог воспользоваться неожиданным подарком, те. ему не хватило мудрости. Текст обрывается на возвращении Гильгамеша в
Урук, где он зовет Ур-Шанаби подняться на городскую стену и полюбоваться зданиями.
50
В Эпосе о Гильгамеше» мы видим драматическую картину человеческой судьбы, определяемой неизбежностью смерти. С другой стороны, этот первый шедевр мировой литературы дает понять, что некоторые могут рассчитывать на бессмертие без помощи богов при условии, что выдержат ряд испытаний типа инициации. С этой точки зрения история Гильгамеша — это скорее повесть о провале инициации. Судьба и боги
К сожалению, нам неизвестен ритуальный контекст месопотамской инициации, если предположить, что он существовал. Инициатический смысл поисков бессмертия надо расшифровывать по особости испытаний, которым подвергся Гильгамеш. Романы о короле Артуре представляют туже ситуацию, они тоже изобилуют символами и посвятительными мотивами, хотя невозможно определить, составляют ли они прямой ритуальный сценарий, воспроизводят ли кельтскую мифологию, сакральное герметическое знание или просто являются плодом воображения. Нов случае этих романов мы, по крайней мере, знаем посвятительные традиции, которые предшествовали их написанию, в то время как предыстория сценария инициации, предположительно заключенного в похождениях Гильгамеша, нам неизвестна.
Утверждается, и не без оснований, что аккадская религиозная мысль делает акцент на человеке. В конечном
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| счете, история Гильгамеша парадигматична: она заявляет о непрочности человеческого существования, о невозможности даже для героя достичь бессмертия. Человек сотворен смертными сотворен единственно для услужения богам. Эта пессимистическая антропология была сформулирована уже в «Энума элиш», и мы обнаруживаем ее же в других важных религиозных текстах. Диалог хозяина и слуги кажется продуктом нигилизма, усугубленного неврозом хозяин не знает даже, чего он хочет. Он подавлен тщетой всякого человеческого усилия Поднимись на Это хорошо известная фольклорная тема сбрасывая старую кожу, змея обновляет свою жизнь Табличка XII в шумерском варианте была добавлена позднее изложенные в ней истории не имеют прямого отношения к рассказу, который мы здесь привели.
79
возвышения старых руин и пройди их вдоль и поперек, посмотри на людские черепа прошлых времени нынешние кто здесь злодей, а кто милостивый благодетель?».
51
В другом знаменитом тексте, Диалоге о человеческом ничтожестве, который называют Вавилонским
Экклезиастом», отчаяние еще горше. Курит ли благородный лев, насытившись лучшим мясом, фимиам, чтобы утешить свою богиню. А я, разве я уклонялся от жертвоприношений Нет, я молился богам, я приносил положенные жертвы богиням (строка 51 и сл.). С самого детства этот добродетельный человек старался понять мысль бога, скромный и благочестивый, он внимал богине. Между тем, бог дал мне вместо богатства скудость (строка 71 и сл.). И, наоборот, негодяй и безбожник разбогател (строка 236). Толпа прославляет слово знаменитости, поднаторевшей в преступлениях, но унижает существо скромное, не совершавшее насилия. Злодей оправдана добродетельного преследуют. Разбойнику достается золото, а слабый тем временем голодает. Могущество дурного человека они укрепляют, а немощного губят, слабого сокрушают (строка 267 и сл.).
52
Это отчаяние идет не от размышлений на тему тщеты человеческого существования, но от чувства общей несправедливости плохие люди торжествуют, молитвы не помогают, боги кажутся безразличными к человеческим делам. Со II тысячелетия схожие духовные кризисы происходят ив других местах (в Египте, Израиле, Индии, Иране, Греции) с разными последствиями, поскольку реакция на нигилистические переживания этого типа варьируется в зависимости от специфического для каждой культуры религиозного духа. Нов месопотамской мысли богине всегда оказываются бесчувственными. Водном из текстов описаны физические и умственные страдания невинного человека, которого сравнивали с Иовом. Это настоящий праведник он страдает, лишенный помощи богов. Бесчисленные болезни превратили его в существо, погрязшее в собственных нечистотах. Близкие уже оплакивали его как мертвого, когда в ряде снов ему открылось, что Мардук его спасет. Словно в экстатическом трансе, он собственными глазами видит бог уничтожает демонов его болезни и вырывает из его тела боль, как с корнем вырывают растение. В итоге праведник, уже здоровый, выражает благодарность Мардуку, пройдя ритуально через 12 дверей его храма в Вавилоне.
53
В конечном счете, делая акцент на человеке, аккадская религиозная мысль показывала пределы человеческих возможностей. Расстоя-
51
A Pessimistic Dialogue between Master and Servant, строка 84; перев. R.H. Pfeiffer. —
ANET,
p. 438.
52
A Dialogue about human misery, перев. Pfeiffer. —
ANET,
pp. 439-440.
53
I will praise the Lord of Wisdom, перев. Pfeiffer. —
ANET,
pp. 434-437.
80
ние между богом и человеком непреодолимо. Но при этом человек незамкнут в своем одиночестве. Во- первых, он причастен стихии духовности, которую можно считать божественной это его дух, илу (букв. бог Затем у него есть надежда посредством ритуалов и молитв получить благословение богов. И главное, он знает, что составляет часть вселенной, проникнутой гомологиями он живет в городе, представляющем собой
imago mundi, где храмы и зиккураты выступают как Центры Мира. Тем самым обеспечивается сообщаемость человека с небом и богами. Вавилон был Баб-ил-ани, Воротами богов, поскольку именно в этом месте боги сходили на землю. Очень многие города и святилища назывались Связью Неба и Земли Другими словами, человек жил не в замкнутом мире, отделенном от богов и полностью изолированном от космических ритмов. Кроме того, система соответствий между Небом и Землей позволяла понять и земные реалии, и влияние на них небесных прототипов. Вот пример поскольку каждой планете соответствовал какой-то металл и какой-то цвет, все, что было окрашено, находилось под влиянием какой-либо планеты. Но каждая планета принадлежала какому-то богу, который тем самым оказывался представлен соответствующим металлом В результате, ритуальным образом манипулируя тем или иным металлическим предметом или полудрагоценным камнем определенного цвета, человек считал, что попадает под покровительство того или иного божества.
Наконец, многочисленные техники прорицания, большая часть которых была развита в аккадскую эпоху, давали возможность узнать будущее. Считалось, что таким образом можно избежать некоторых несчастий. Разнообразие техники значительное количество оказавшихся доступными письменных документов свидетельствует о престиже, котором пользовалось гадание во всех социальных слоях. Наиболее разработанным из методов было гадание на внутренностях жертвенного животного, самым же дешевым — гадание на воде вводу заливалось немного масла (или наоборот, и толковались знаки, которые можно
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| было прочесть по формам пятен, образуемых двумя жидкостями. Астрология, развившаяся позже других техник, практиковалась главным образом в окружении правителей. Что касается тол Это наиболее важный элемент личности. Другие — это
иштару его судьба,
па-массу его индивидуальность похоже на статую) и
шеду сравнимо с гением
ср.:
A.L. Oppenheim.
Ancient
Mesopotamia, pp. 198-206.
55
Ср.:
Eliade.
Le Mythe de l'éternel retour, p. 26 sq.
56
Золото соответствовало Энлилю, серебро — Any, бронза — Эйя. Поскольку Шамаш заменил Энлиля, он стал покровителем золота ср.: В.
Meissner.
Babylonien und Assyrien, II, pp. 130 sq., 254.
81
кования снов, то его к началу II тысячелетия дополнили методами отвода дурных предзнаменований.
57
Все техники гадания имели целью обнаружение знаков, дешифровка которых производилась по некоторым традиционным правилам. Таким образом, мир открывался уже структурированными управляемым законами. Расшифровав знаки, человек достигал знания будущего, или, иначе говоря, овладевал временем, поскольку он предвидел события, которые только должны были произойти. Внимание, уделяемое знакам, приводит к открытиям, имеющим реальную научную ценность. Некоторые из этих открытий были подхвачены и усовершенствованы греками. Однако вавилонская наука оставалась наукой традиционной в том смысле, что научное знание сохраняло целостную структуру, те. несло в себе космологические, этические и экзистенциальные импликации.
58
Похоже, что приблизительно кг. творческая эпоха месопотамской мысли завершилась. В течение последующих десяти веков интеллектуальная деятельность сводилась, по всей видимости, к упражнению эрудиции и компиляциям. Но мировое влияние месопотамской культуры, отмечаемое с самых древних времен, сохраняется и растет. Идеи, верования и техники месопотамского происхождения циркулируют от Средиземноморья до Гиндукуша. Знаменателен тот факт, что вавилонские открытия, которым суждено было широкое распространение, касались, в той или иной степени, связи между Небом и Землей, макрокосмом и микрокосмом. Nougayrol.

La divination babylonienne, особ. р. 39 sq.
58
Также, как, например, китайская медицина и алхимия.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   47


написать администратору сайта