Главная страница
Навигация по странице:

  • Мирча Элиаде ИСТОРИЯ ВЕРЫ И РЕЛИГИОЗНЫХ ИДЕЙ T OM ОТ КАМЕННОГО ВЕКА ДО ЭЛЕВСИНСКИХ МИСТЕРИЙ Mircea Eliade HISTOIRE DES CROYANCES ET DES IDEES RELIGIEUSES

  • Глава II. САМАЯ ДОЛГАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ОТКРЫТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ — МЕЗОЛИТИТ И НЕОЛИТ ......................................................................................................20

  • ЕВРОПЫ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, ДОЛИНА ИНДА .......................................................57

  • Глава VI. РЕЛИГИЯ ХЕТТОВ И ХАНААНЕЕВ ................................................................68

  • Глава IX. ИНДИЯ ДО ГАУТАМЫ БУДДЫ: ОТ КОСМИЧЕСКОГО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ДО ВЫСШЕГО ТОЖДЕСТВА «АТМАН-БРАХМАН» .101

  • Глава XIII. ЗАРАТУСТРА И РЕЛИГИЯ ИРАНЦЕВ .......................................................139

  • Сокращения..............................................................................................................................169

  • Orientatio. Орудия для изготовления орудий. Приручение огня

  • [ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


    Скачать 4.43 Mb.
    НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
    Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    Дата27.12.2017
    Размер4.43 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    ТипДокументы
    #13210
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница1 из 47
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    || Сканирование и форматирование
    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) yanko.lib.ru@rambler.ru
    || yanko_slava@yahoo.com
    || http://yanko.lib.ru
    || Icq# 75088656 || Библиотека http://yanko.lib.ru/gum.html
    || update
    01.10.05
    Мирча Элиаде ИСТОРИЯ ВЕРЫ И РЕЛИГИОЗНЫХ ИДЕЙ
    T
    OM ОТ КАМЕННОГО ВЕКА ДО ЭЛЕВСИНСКИХ МИСТЕРИЙ
    Mircea Eliade
    HISTOIRE DES CROYANCES ET DES IDEES RELIGIEUSES
    Tome I. DE L'AGE DE LA PIERRE AUX MYSTERE D'ELEUSIS
    PAYOT PARIS
    КРИТЕРИОН МОСКВА 2002 Издание осуществлено при финансовой поддержке
    Российского фонда фундаментальных исследований (по проекту № е издание, исправленное
    Переводы
    Н.Н. Кулаковой, В.Р. Рокитянского, ЮН. Стефанова
    Научный редактор
    В.Я. Петрухин
    Редактор
    Н.Н. Кулакова
    Ответственный редактор
    А.А. Старостина
    ISBN 5-901337-02-6 ISBN 5-901337-09-3 (том I)
    © Editions Payot, 1976
    © Издательство «Критерион», 2002
    © Перевод, 2001 Н.Н. Кулакова,
    В.Р. Рокитянский, ЮН. Стефанов © Послесловие, комментарии, 2001
    В.Я. Петрухин
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    || Введение ........................................................................................................................................7
    Глава ВНАЧАЛЕ. МАГИКО-РЕЛИГИОЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА
    §1. Orientatio. Орудия для изготовления орудий. Приручение огня. Закрытость доисторических памятников ..................................................................................................10
    §3. Символический смысл погребений. Противоречивые мнения о хранилищах костей. Наскальная живопись образы или символы. Присутствие женщины. Обряды, мысль и воображение у охотников палеолита...............................................................................17
    Глава II. САМАЯ ДОЛГАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ОТКРЫТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ —
    МЕЗОЛИТИТ И НЕОЛИТ ......................................................................................................20
    §8. Потерянный рай. Труд, технология и воображаемые миры ......................................................................................................21
    §10. Наследство палеолитических охотников. Одомашнивание пищевых растений мифы о происхождении .................................................................23
    §12. Женщина и произрастание. Сакральное пространство и периодическое обновление мира. Неолитические религии Ближнего Востока. Духовный строй неолита ..............................................................................................................................29
    §15. Религиозный контекст металлургии мифология железного века Глава III. РЕЛИГИИ МЕСОПОТАМИИ .............................................................................32

    §16. История начинается в Шумере...»..............................................................................................................32
    §17. Человек и его боги. Первый миф о потопе. Сошествие в ад Инанна и Думузи...............................................................................................................35
    §20. Шумеро-аккадский синтез. Сотворение мира ...........................................................................................................................................38
    §22. Священная природа месопотамского властителя. Гильгамеш в поисках бессмертия ................................................................................................................41
    §24. Судьба и боги.................................................................................................................................................42
    Глава IV. РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ ......................................................................................................................................44
    §25. Незабываемое чудо В первый раз ...........................................................................................................44
    §26. Теогонии и космогонии ................................................................................................................................45
    §27. Обязанности воплощенного бога. Восхождение фараона на небеса ..................................................................................................................48
    §29. Осирис, убиенный бог. Синкопа анархия, отчаяние и демократизация загробной жизни. .......................................................51
    §31. Теология и политика соляризации ...........................................................................................................53
    §32. Эхнатон, или неудавшаяся реформа ............................................................................................................54
    §33. Окончательное слияние Ра-Осирис Глава V. МЕГАЛИТЫ, ХРАМЫ, ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ЗАПАД
    ЕВРОПЫ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, ДОЛИНА ИНДА .......................................................57
    §34. Камень и банан ..............................................................................................................................................57
    §35. Церемониальные центры и мегалитические конструкции ........................................................................59
    §36. Загадка мегалитов»......................................................................................................................................60
    §37. Этнография и предыстория ..........................................................................................................................61
    §38. Первые города в Индии ................................................................................................................................62
    §39. Доисторические религиозные концепции и их параллели в индуизме ....................................................63
    §40. Крит священные пещеры, лабиринты, богини ..........................................................................................64
    §41. Характерные черты минойской религии .....................................................................................................66
    §42. Преемственность доэллинских религиозных структур..............................................................................67
    Глава VI. РЕЛИГИЯ ХЕТТОВ И ХАНААНЕЕВ ................................................................68
    §43. Анатолийский симбиоз и хеттский синкретизм .........................................................................................68
    §44. Бог, который скрывается. Победа над драконом ....................................................................................................................................70
    §46. Кумарби и верховная власть. Конфликты между поколениями богов .......................................................................................................72
    §48. Ханаанейский пантеон Угарит....................................................................................................................73
    §49. Баал захватывает власть и побеждает дракона ...........................................................................................74
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    3
    §50. Дворец Баала..................................................................................................................................................75
    §51. Баал сталкивается с Муту: смерть и возвращение к жизни. Религиозные взгляды ханаанеев Глава VII. КОГДА ИЗРАИЛЬ БЫЛ МЛАДЕНЦЕМ ..................................................78
    §53. Две первые главы Бытия. Потерянный рай. Каин и Авель. Дои после потопа. Религия патриархов. Авраам, Отец веры ....................................................................................................................................83
    §58. Моисей и исход из Египта ............................................................................................................................84
    §59. Я есмь сущий .............................................................................................................................................86
    §60. Религия эпохи Судей первая фаза синкретизма Глава VIII. РЕЛИГИЯ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ. ВЕДИЙСКИЕ БОГИ ............................89
    §61. Протоистория индоевропейцев ....................................................................................................................89
    §62. Первый пантеон и общий религиозный словарь ........................................................................................90
    §63. Трехсоставная индоевропейская идеология. Арии в Индии. Варуна, первичное божество дева и асуры ................................................................................................94
    §66. Варуна: Царь вселенной и колдун рита и майя ....................................................................................95
    §67. Змеи и Боги. Митра, Арьяман, Адити..........................................................................................................96
    §68. Индра, победитель и демиург. Агни, пресвитер богов жертвенный огонь, просвещение, интеллект. Бог Сома и напиток «не-смерти» .................................................................................................................99
    §71. Два Великих Бога ведийской эпохи Рудра-Шива и Вишну....................................................................100
    Глава IX. ИНДИЯ ДО ГАУТАМЫ БУДДЫ: ОТ КОСМИЧЕСКОГО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ДО ВЫСШЕГО ТОЖДЕСТВА «АТМАН-БРАХМАН» .101
    §72. Морфология ведийских ритуалов ..............................................................................................................101
    §73. Высшие жертвоприношения ашвамедха и пурушамедха .......................................................................102
    §74. Инициатическая структура ритуалов посвящение (дикша), посвящение на царство (раджасуйя)....103
    §75. Космогония и метафизика ..........................................................................................................................105
    §76. Учение о жертвоприношении в брахманах ...............................................................................................107
    §77. Эсхатология отождествление с Праджапати через жертвоприношение ...............................................108
    §78. Тапас: техника и диалектика самоистязания ............................................................................................109
    §79. Аскеты и «экстатики»: муни, вратья.........................................................................................................110
    §80. Упанишады и духовные поиски риши: как отказаться от плодов собственных деяний .................112
    §81. Тождество «атман-брахман» и опыт внутреннего света ....................................................................113
    §82. Две модальности брахмана и загадка атмана, плененного Материей Глава ЗЕВС И ГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ .......................................................................116
    §83. Теогония и борьба между поколениями богов .........................................................................................116
    §84. Триумф и всевластие Зевса. Миф о первых поколениях. Прометей. Пандора ......................................................................................118
    §86. Последствия первого жертвоприношения. Человек и судьба. Значение радости бытия Глава XI. ОЛИМПИЙЦЫ И ГЕРОИ ..................................................................................123
    §88. Великий павший боги кузнец-колдун: Посейдон и Гефест. Аполлон примирение противоречий ........................................................................................................124
    §90. Оракулы и очищение. От видения к знанию. Гермес, спутник человека .......................................................................................................................127
    §93. Богини. I: Гера, Артемида. Богини. II: Афина, Афродита .....................................................................................................................129
    §95. Герои.............................................................................................................................................................131
    Глава XII. ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ
    §96. Миф Персефона в Аиде .............................................................................................................................134
    §97. Инициации публичные церемонии и тайные ритуалы ...........................................................................135
    §98. Можно ли проникнуть в тайну .................................................................................................................136
    §99. Тайны и «таинства».................................................................................................................................137
    Глава XIII. ЗАРАТУСТРА И РЕЛИГИЯ ИРАНЦЕВ .......................................................139
    §100. Загадки. Жизнь Заратустры: история и миф ..........................................................................................................140
    §102. Шаманский экстаз?....................................................................................................................................141
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    4
    §103. Откровение Ахурамазды: человек волен выбирать между добром излом. «Трансфигурация» мира ...........................................................................................................................143
    §105. Религия Ахеменидов .................................................................................................................................145
    §106. Иранский царь и празднование Нового Года. Проблема магов. Скифы ...........................................................................................................................147
    §108. Новые аспекты маздеизма: культ хаомы.................................................................................................147
    §109. Возвеличение бога Митры. Ахурамазда и эсхатологическое жертвоприношение ............................................................................149
    §111. Странствия души после смерти. Воскресение плоти Глава XIV. РЕЛИГИЯ ИЗРАИЛЯ ВО ВРЕМЕНА ЦАРЕЙ И ПРОРОКОВ ................152

    §113. Царская власть апогей синкретизма .......................................................................................................152
    §114. Яхве и творение .........................................................................................................................................154
    §115. Иов: испытание праведника .....................................................................................................................155
    §116. Эра пророков. Пастух Амос. Нелюбимый Осия. .............................................................................................................157
    §118. Исаия: остаток Израиля вернется. Обет, данный Иеремии..............................................................................................................................159
    §120. Падение Иерусалима. Миссия Иезекииля...............................................................................................160
    §121. Религиозная ценность ужаса истории»..................................................................................................161
    Глава ДИОНИС, ИЛИ ВОЗВРАЩЕННОЕ БЛАЖЕНСТВО
    §122. Явления и исчезновения дважды рожденного бога. Архаичность некоторых народных праздников .....................................................................................164
    §124. Еврипид и оргиастический культ Диониса .............................................................................................165
    §125. Когда греки вновь открывают присутствие Бога....................................................................................167
    Сокращения..............................................................................................................................169 Критическая библиография ..................................................................................................170

    §1. Для ориентации в доисторическом периоде см ........................................................................170
    §2. Чтобы понять, почему ученые не решались признать наличие у палеоантропов последовательной и развитой религиозности, ..................................................................................170
    §3. Существенные данные о погребениях эпохи палеолита изложены в ......................................171
    §4. Эмиль Бахлер сообщает о результатах своих раскопок. Существует обширная библиография научных трудов, посвященных пещерной и наскальной живописи и резьбе ...............................................................................................................................172
    §6. О женских статуэтках см. документацию, собранную в. Александр Маршак впервые представил свое открытие в .......................................................173
    §8. А. Руст (A. Rust) опубликовал ряд трудов о раскопках, ............................................................174
    §9. Самое лучшее и наиболее полное рассмотрение проблемы доисторического искусства Палестины см. О ритуальной охоте в Африке. О культивации растений и приручении животных .................................................................174
    §12. О мистическом эквиваленте женщина — возделанная почва ............................................175
    §13. Об археологических свидетельствах из Иерихона и их интерпретации ...............................176
    §14. О древнейшей европейской цивилизации ................................................................................176
    §15. Об открытии металлов и развитии металлургической техники см. Для общего ознакомления с шумерской историей, культурой и религией см ....................177
    §17. Для сопоставления мифов о сотворении человека см. Существенную библиографию мифа о потопе см. Об Инанне существует обширная библиография существенные работы отмечены Е.О.
    Эдзардом (Е.О. Edzard) в ...................................................................................................................178
    §20. Превосходную характеристику вавилонской религии дал J. Nougayrol в ............................178
    §21. «Энума Элиш» переводили часто. Самые недавние переводы ..............................................179
    §22. Об akitu:........................................................................................................................................179
    §23. Мы использовали переводы ......................................................................................................180
    §24. Рассматривая вопрос о литературе мудрости, мы использовали переводы Роберта X.
    Пфейфера..............................................................................................................................................181
    §25. Об общей истории Египта .........................................................................................................181
    §26. Систематическое изложение египетских космогоний, дополненное аннотированными переводами текстов, см. О божественности египетских царей. Вознесение фараона на небеса, о котором рассказывается в Текстах пирамид, описано в:
    ...............................................................................................................................................................183
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    5
    §29. Существует обширная литература об Осирисе.........................................................................183
    §30. О Первом Междуцарствии. О Среднем царстве .....................................................................................................................184
    §32. О «Амарнской» революции .......................................................................................................184
    §33. To, что Edouard Naville назвал Молебствием Солнцу. О мегалитических культурах существует обширная библиография ......................................186
    §35. Из обширной литературы о Стонхендже упомянем лишь несколько недавних работ .........186
    §36. Гордон Чайлд суммировал свои взгляды по проблеме распространения мегалитической религии в кн .......................................................................................................................................186
    §37. Некоторые авторы, в противовес экстравагантным теориям Г. Эллиота Смита ...................187
    §38. Общую библиографию по Хараппе и Мохенджо-Даро см ....................................................187
    §39. Об индуистской религии. Фундаментальным исследованием предыстории и протоистории Крита остается. Об обнаженных богинях см. О преемственности доэллинских структур ..............................................................................189
    §43. Об истории и культуре хеттов:...................................................................................................189
    §44. Различные версии мифа анализируются в. Об Иллуянке:................................................................................................................................190
    §46. О Кумарби: ...................................................................................................................................190
    §47. Фрагменты из сочинения Филона Библского Финикийская история. Об истории Палестины по окончании раннего бронзового века см .....................................191
    §49. О Баале: ........................................................................................................................................191
    §50. О богине Анат можно прочесть ив работах о Ваале; см. также ............................................192
    §51. О Муту:.........................................................................................................................................192
    §52. О культе Баала в Угарите:...........................................................................................................192
    §53. В главе о древней истории Израиля мы использовали, в основном, следующие работы. Об Эдеме и мифах о рае ср.: .......................................................................................................193
    §55. О союзе сынов божиих» с дочерьми человеческими ........................................................193
    §56. О кочевых семитах II тыс .........................................................................................................194
    §57. О кровавых жертвоприношениях. Фигура Моисея в последнее время стала предметом ряда оригинальных интерпретаций. В своей книге «Law and Covenant in Israel and the Ancient Near East»....................................195
    §60. Некоторые недавние теории о поселении израильтян в Ханаане ...........................................195
    §61. История исследований — в частности, история гипотез о первоначальной родине индоевропейцев и их миграциях обобщена в ..................................................................................196
    §62. О теориях Макса Мюллера (Мах Müller): .................................................................................196
    §63. Самое лучшее введение в труды Жоржа Дюмезиля:................................................................197
    §64. О проникновении ариев в Индию .............................................................................................197
    §65. О дева и асурах в ведический период. О Варуне:......................................................................................................................................198
    §68. Для краткого ознакомления с фигурой Индры: ........................................................................199
    §69. Гимны, обращенные к Агни, переведены с комментариями. Гимны, посвященные Соме, переведены с комментариями L................................................200
    §71. Об Ушас:.......................................................................................................................................200
    §72. Ясное и краткое описание ведийских ритуалов. Об ашвамедхе: .............................................................................................................................201
    §74. Об инициатическом символизме дикши:...................................................................................201
    §75. В Индии миф о космогоническом погружении вводу сохранился в сравнительно архаической форме. Согласно другой традиции, Праджапати сам был произведением тапас..............................202
    §77. О брахмане. О manac: .......................................................................................................................................202
    §79. Об аскете (муни) с длинными волосами ....................................................................................202
    §80. Несколько упанишад переведено на английский язык ............................................................202
    §81. Ведийские и брахманические концепции о посмертном существовании ..............................203
    §82. О двух модальностях Брахмана ср.:...........................................................................................203
    §83. Историческое изучение и герменевтический анализ греческой религии. О Метиде, первой жене Зевса, проглоченной ими о последствиях, которые это имело. Литературные источники о Кроне собраны в ..........................................................................205
    §86. О греческих жертвоприношениях. О мойре и айса:............................................................................................................................206
    §88. Об этимологии .............................................................................................................................206
    §89. Об Аполлоне ...............................................................................................................................207
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    6
    §90. В «Эвменидах» Эсхил объясняет религиозный смысл оправдания Ореста, убившего свою мать. ......................................................................................................................................................207
    §91. О греческом шаманизме. О Гермесе ....................................................................................................................................207
    §93. Как полагал Росчер, Гера первоначально была лунной богиней. ...........................................208
    §94. Общепринятой была интерпретация Афины как догреческой богини, покровительницы минойских или микенских царей. Эрвин Роде сделал героев предметом главы IV своей книги .................................................209
    §96. Греческий термин, та, мистерия, ..........................................................................................209
    §97. Реконструкцию календаря церемоний (на базе надписи, датируемой приблизительно 330 г. дон. э. Синезий сохранил короткий фрагмент из юношеской работы Аристотеля. О культе Деметры:.......................................................................................................................212
    §100. История исследований в области иранской религии прекрасно изложена в ......................212
    §101. О превращении исторического персонажа в архетип см .....................................................213
    §102. ГС. Нюберг был первым, кто настаивал на шаманистском характере экстаза Заратустры:
    ...............................................................................................................................................................213
    §103. Жорж Дюмезиль увидел в Амеша Спента сублимированных заменителей индоиранских божеств. Об обновлении мира. О демонизации дэвов: ...............................................................................................................214
    §106. О ритуальной функции Персеполя — священного города, построенного Дарием для празднования Навруза,........................................................................................................................215
    §107. О проблеме магов и их связи с зороастризмом. В отличие от стихотворных гат Заратустры, Ясна семи глав написана в прозе. Об этом тексте ...................................................................................................................................................215
    §109. «Яшт» 10 переведен с полным комментарием. О yazata Tištrya (персонификация звезды Сириус) и жертвоприношении ей Ахурамазды:
    ...............................................................................................................................................................215
    §111. Источники, используемые в §§111 и 112, написаны большей частью на пехлеви..............215
    §112. Миф о vara Йиму и о катастрофической зиме .......................................................................216
    §114. О Псалмах на восшествие на престол. Книга Иова имеет прологи эпилог в прозе и основную часть в стихах. Об Илии:.....................................................................................................................................217
    §117. Об Амосе и Осии: ......................................................................................................................217
    §118. Об Исаие:....................................................................................................................................217
    §119. О Иеремии:.................................................................................................................................218
    §120. О Иезекииле: ..............................................................................................................................218
    §121. О понятии день Яхве»: ............................................................................................................218
    §122. История трактовок Диониса — предмет еще неопубликованной докторской диссертации. Празднества в честь Диониса анализируются в. E.P. Додд провел сравнительный анализ некоторых специфически дионисийских черт, описанных в Вакханках .................................................................................................................218
    §125. Мы вернемся к дионисийским мистериям в главе о религиях эллинистического периодатом, .................................................................................................................................................219
    Указатель..............................................................................................................................................................220
    А ........................................................................................................................................................220
    Б.........................................................................................................................................................220
    Г.........................................................................................................................................................221
    Д ЕЖ З И Й КЛ МН ОП ........................................................................................................................................................223
    Р.........................................................................................................................................................224
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    || С ТУ ........................................................................................................................................................224
    Ф........................................................................................................................................................224
    Х Ц Ч Я Ч ........................................................................................................................................................225
    Ш.......................................................................................................................................................225
    Э ........................................................................................................................................................225
    Ю.......................................................................................................................................................225
    Я ........................................................................................................................................................225
    Послесловие.........................................................................................................................................................225
    Комментарии........................................................................................................................................................226
    В библиографии Содержание ..........................................................................................................................................................................230
    Введение
    Для историка религий знаменательно всякое проявление священного каждый ритуал, каждый миф, каждое верование и каждый образ божества отражают опыт священного и потому несут в себе понятия бытия, смысла, истины. Приведу свои же слова Трудно представить, как мог бы действовать человеческий разум без убеждения, что в мире есть нечто бесспорно настоящее и нельзя представить, как могло возникнуть сознание, если бы человек не придавал смысл своим импульсами переживаниям. Осознание же настоящего и полного смысла мира тесно связано с открытием священного. Через опыт священного человеческий разум постиг разницу между тем, что проявляется как настоящее, мощное, обильное и имеющее смысли тем, что лишено этих качеств, те. существует в виде хаотического и зловещего потока явлений, возникающих и исчезающих случайно и бессмысленно. Коротко говоря, священное входит в саму структуру сознания, а не представляет некую стадию его истории. На самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку,

    — само по себе есть религиозное действо, потому что принятие пищи, половые отношения и труд имеют сакраментальную ценность. Другими словами, быть — а еще вернее, стать — человеком означает быть религиозным («La Nostalgie des Origines», 1969, p. 7 Я рассматривал диалектику священного и его морфологию в прежних публикациях, от Трактата по истории религий (1949)
    *
    ' до небольшой работы, посвященной австралийским религиям (1973).
    *
    2 Замысел данного труда подразумевает другой угол зрения. С одной стороны, я подверг разбору манифестации священного в хронологическом порядке (тут важно не путать эпоху религиозной концепции с датой самого раннего документа, ее удостоверяющего с другой стороны — и насколько это позволяют имеющиеся документы,
    — я особо выделил переломные моменты, прежде всего, моменты творческого порядка, в разных традициях. То есть я попытался дать обзор ключевых открытий в истории религиозных идей и верований.
    Всякое проявление священного важно для религиеведа; ноне менее очевидно и то, что культ бога Ана, например, или теогония и космогония, данные в «Энума элиш», или сага о Гильгамеше выявляют религиозную креативность и оригинальность народов Месопотамии ярче, выпуклее, чем, скажем, апотропейные отворотные ритуалы изгнания Ламашту или мифы о боге Нуску. Иногда весомость религиозного творения обнаруживается его оценкой через века. Совсем немного известно об Элевсинских мистериях и о ранних проявлениях орфизма; но то, что они завораживали лучшие умы Европы на протяжении двадцати с лишним веков — это религиозный факт, в высшей степени значимый, и его последствия еще в полной мере не осознаны.
    6
    Конечно, столетия спустя Элевсинская инициация и тайные орфические обряды, которые вызывали восхищение некоторых поздних авторов, уже испытали влияние склонного к мифологизированию гностицизма и отражали синкретизм традиций Древней Греции и Востока. Но именно такая концепция мистерий и орфизма оказала влияние на средневековый герметизм, итальянское Возрождение, на оккультные традиции XVIII века и на романтизм так что мистерии и Орфей, вдохновившие современную европейскую поэзию, от Рильке до Томаса Элиота и Пьера Эмманюэля, — это мистерии и Орфей ученых, мистиков и теологов Александрии.
    Верность нашего критерия для определения приоритетной лепты, внесенной в историю религиозных идей, есть, конечно, вопрос, открытый для дискуссий. Однако в пользу этого критерия свидетельствует ход развития многих религий именно из-за глубинных кризисов и креативности, ими порожденной, религиозные традиции способны к обновлению. Достаточно привести пример Индии, где напряженность и отчаяние, вызванные религиозным обесцениванием брахманского ритуала, дали ряд выдающихся творений духа (упанишады, упорядочение йогических техник, идеи Гаутамы Будды, мистическая набожность и т.д.), каждое из которых представляет собой отдельное и смелое разрешение одного итого же кризиса (см. гл. IX,
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    8
    XVII, XVIII, Многие годы я лелеял замысел небольшой емкой книги, которую можно прочесть за несколько дней. Потому что чтение на одном дыхании дает в первую очередь представление о фундаментальном единстве религиозных феноменов и одновременно — о неистощимой новизне способов их выражения. Читатель такой книги получил бы возможность подступиться к ведийским гимнам, к брахманами упа- нишадам спустя всего несколько часов после того, как передним предстали идеи и верования палеолитической эпохи, Месопотамии, Египта он открыл бы для себя Шанкару, тантризм и Миларепу, ислам, Иоахима Флорского или Парацельса наутро после размышлений о Заратустре, Гаутаме Будде и даосизме, об эллинистических мистериях, взлете христианства, о гностицизме, алхимии или о мифологии
    Грааля; он встретил бы немецких просветителей и романтиков, Гегеля, Макса Мюллера, Фрейда, Юнга и
    Бонхеффера вскоре после Кетцалькоатля и Виракочи, двенадцати альвов и Григория Паламы, ранних каббалистов, Авиценны или Эйсайя.
    Увы, этот компендиум еще не написан. Так что пока мне придется довольствоваться трехтомным трудом в надежде, что когда-нибудь я все же сумею уложить его в один том страниц на 400. Данный компромиссный вариант я выбрал, в частности, последующим двум причинам с одной стороны, я счел целесообразным процитировать определенное число текстов, сколь важных, столь и недостаточно известных с другой стороны, я хотел снабдить заинтересованных читателей относительно полной критической библиографией. Поэтому я свел до абсолютного минимума сноски к тексту и собрал в специальном разделе библиографию и дискуссионные материалы по некоторым вопросам, либо вообще незатронутым в тексте, либо затронутым слишком суммарно. Так что этот труд можно читать подряд, не отрываясь, и лишь пожеланию сверяться с приведенными во второй его части источниками и резюме современного положения исследований в тех или иных пунктах. Книги обзорного характера и предназначенные для аудитории без специальной подготовки обычно помещены списком в конце каждой главы. Структура истории религиозных идей в настоящем ее виде потребовала более сложного критического аппарата. Чтобы облегчить пользование им, главы разбиты на параграфы, каждый под своим заглавием и со сплошной нумерацией, так что читатель походу дела может легко справляться с библиографией и краткими очерками современного состояния изучаемых вопросов во второй части книги. Для каждого параграфа я постарался подобрать наиболее важную и новую критическую библиографию, не опуская работ, методологической ориентации которых я не разделяю. За редким исключением, я не упоминаю работ, опубликованных на скандинавских, славянских и балканских языках. Также чтобы облегчить чтение, я упростил транслитерацию восточных терминов и собственных имен.
    За вычетом нескольких глав, эта книга воспроизводит содержание различных курсов по истории религий, которые я читал в Бухарестском университете с 1933 по 1938 год, в Сорбонне с 1946 погоди, с 1956 года — в Чикагском университете. Я принадлежу к той категории историков религий, которые, независимо от своей специализации, стараются следить за достижениями в смежных областях знания и без тени сомнения информируют студентов о проблемах, встающих перед их дисциплиной. То есть я считаю, что любое историческое исследование подразумевает определенную степень осведомленности во всемирной истории и что от необходимости соотносить свои изыскания с контекстом мировой истории ученого не избавляет никакая узкая специализация. Я также разделяю ту точку зрения, что изучению Данте и Шекспира и даже Достоевского и Пруста помогает знание Калидасы, театра Но или Царя обезьян. Дело тут не в тщеславном ив конечном счете, бесплодном псевдоэнциклопедизме. Просто не стоит упускать из виду глубокое и неделимое единство истории человеческого разума.
    Это единство духовной истории человечества — открытие недавнее и еще не вполне усвоенное. Его значению для будущего нашей дисциплины я посвящу последнюю главу III тома. В той же финальной главе, входе обсуждения разного рода кризисов, развязанных мэтрами редукционизма — от Маркса и Ницше до
    Фрейда, — после
    8
    обзора достижений антропологии, истории религий, феноменологии и новой герменевтики, читатель сможет вывести собственное суждение о единственном, но важном религиозном творении современного западного мира. Я имею ввиду последнюю стадию десакрализации. Этот процесс представляет значительный интерес для историка религий, поскольку иллюстрирует полный камуфляж сакрального — точнее, его отождествление с «профанным».
    За пятьдесят лет работы я многому научился у своих учителей, коллеги у своих студентов. Ко всем им, уже ушедшим или ныне здравствующим, я чувствую самую искреннюю признательность. Я благодарю также мадам Мишель Фроманту, месье Жан-Люка Бенозильо и Жан-Люка Пиду-Пайо, которые взяли на себя труд просмотреть текст этого первого тома. Как все, что мною написано с 1950 года, эта книга не получила бы завершения без постоянного участия, любви и преданности моей жены. С радостью и благодарным чувством я пишу ее имя на титульном листе труда, который, может быть, станет моим последним вкладом в дисциплину, дорогую для нас обоих.
    М.Э. Чикагский университет Сентябрь 1975
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    || Глава ВНАЧАЛЕ. МАГИКО-РЕЛИГИОЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА.
    Orientatio. Орудия для изготовления орудий. Приручение огня
    Несмотря на всю важность проблемы очеловечения для понимания религиозного как феномена, мы не будем обсуждать ее здесь. Достаточно напомнить, что вертикальное положение тела уже отмечает отрыв человека от типичного для прегоминид состояния. Удержать позицию прямохождения было невозможно без постоянно бдящего сознания. Человек выпрямился — ив силу этого пространство приобрело структуру, недоступную для антропоидов четыре горизонтальных вектора, отходящих от центральной вертикальной оси. Иначе говоря, пространство выстроилось вперед, назад, направо, налево, вверх и вниз от человеческого тела. Из нового и порождающего опыта — ощущения себя ввергнутым в необозримую, неведомую и угрожающую беспредельность — развились разные способы
    orientatio; потому что нельзя сколько-нибудь долго прожить посреди хаотического коловращения, без всяких точек отсчета. Ощущение пространства, упорядоченного вокруг некоего центра, объясняет смысловую нагрузку парадигматической разбивки территорий, стоянок и жилищ и их космогонический символизм (ср. Столь же решающее отличие от образа жизни антропоидов видно в обращении с орудиями труда. Человек эпохи палеолита непросто пользуется орудиями труда, но и умеет их изготовлять. Правда, существуют виды обезьян, которые употребляют разные предметы в качестве орудий, и даже известны случаи, когда они их слегка подправляют для своих целей. Но человек палеолита, сверх того, производит Хотя человек уже не осознает его экзистенциальной ценности, опыт ориентированного пространства сохранился ив современном обществе.
    10
    орудия для изготовления орудий. К тому же его отношение к ним гораздо сложнее он запасает их впрок, те. не ограничивает их применение отдельной ситуацией, отдельным моментом, как обезьяны. Важно также отметить, что орудия не служат продолжением человеческого тела — самые ранние из известных обработанные камни предназначались для функций, не входящих в телесные умения, а именно, для скола и отбивки (действий, недоступных для зубов или когтей. Крайне медленные темпы, какими развивалась технология, не подразумевают такую же замедленность в развитии интеллекта. Нам известно, что стремительный взлет техники в последние два столетия не отразился пропорциональным образом на интеллекте западного человека. Кроме того, по словам Андре Вараньяка, каждое открытие влекло за собой опасность коллективной смерти. Техническая неповоротливость человека эпохи палеолита обеспечила его выживание.
    Приручение огня, те. овладение навыком его добывать, сохранять и перемещать, с определенностью отмечает окончательное отделение палеоантропа от его зоологических предшественников. Самое древнее свидетельство о приручении огня (прибл. 600 тыс. лет до н.э.) найдено в Чжоу-Коу-Тяне
    *
    4
    , но, возможно, люди овладели огнем и много раньше, ив разных местах.
    Этими несколькими общеизвестными фактами надлежало предварить анализ, который последует, чтобы напомнить читателю поведение доисторического человека говорит о нем, как о существе, наделенном интеллектом и воображением. Что касается активности бессознательного снов, фантазий, видений, мифотворчества и т.д., — то она, предположительно, разнится стем, что мы имеем у наших современников, лишь интенсивностью и масштабом. Однако термины масштаб и интенсивность надо понимать в их наиболее сильном и драматическом смысле. Ибо человек есть конечный продукт решения, принятого в изначальном времени решения убивать, чтобы жить. Коротко говоря, гоминиды успешно оторвались от своих предшественников, став мясоедами. Около двух миллионов лет люди палеолита жили охотой плодов, корней, моллюсков и т.п., собираемых женщинами и детьми, не хватало, чтобы обеспечить выживание рода. Охота привела к разделению труда между мужчиной и женщиной и тем самым способствовала очеловечению ведь среди хищных животных и во всем животном мире такого разделения не существует.
    Кроме того, систематическая травля и убийство диких зверей привели к созданию уникальной системы отношений между охотником и его жертвой. Мы еще вернемся к рассмотрению этой проблемы. Пока же просто констатируем, что откровение о мистической соли См
    Karl Narr.
    Approaches to the Social Life of Earliest Man, p. 605 sq.
    11
    дарности» охотника и жертвы дается просто самим актом убийства пролитая кровь во всем схожа с человеческой. В конечном счете, эта мистическая солидарность с дичью являет родство между человеческим обществом и животным миром. Убить зверя на охоте, а позже — заколоть домашнее животное — эквивалентно жертвоприношению, в котором жертвы взаимозаменяемы Добавим, что все эти концепты возникли на последних этапах очеловечения. Они все еще действуют — в измененном, переосмысленном, закамуфлированном виде — тысячелетия спустя после исчезновения цивилизаций палеолита.
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47


    написать администратору сайта