Главная страница
Навигация по странице:

  • §10. Наследство палеолитических охотников

  • [ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


    Скачать 4.43 Mb.
    НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
    Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    Дата27.12.2017
    Размер4.43 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    ТипДокументы
    #13210
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница4 из 47
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47
    Глава II. САМАЯ ДОЛГАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ОТКРЫТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ — МЕЗОЛИТИТ И НЕОЛИТ. Потерянный рай
    Конец ледникового периода, наступивший около 8000 г. до н.э., радикально изменил климат и ландшафт и тем самым — флору и фауну Европы к северу от Альп. Отступление льда вызвало миграцию фауны в северные районы. Постепенно лес пришел на смену степи. Охотники следовали за дичью, особенно за стадами оленей, но сокращающаяся численность дикого зверя вынуждала их селиться по берегам озер и на морском побережье и жить рыбной ловлей. Новые культуры, сформировавшиеся в последующее тысячелетие, получили название мезолитических. В Западной Европе они много беднее грандиозных творений верхнего палеолита. Зато в Юго-Западной Азии, и особенно в Палестине, именно мезолит явился осевым временем это время одомашнивания первых животных и зарождения земледелия.
    Немногое известно о религиозной практике охотников, преследовавших оленьи стада в Северной Европе. В отложениях ила на дне пруда в Штелльморе близ Гамбурга А. Руст обнаружил останки двенадцати оленей, целиком, с грузом из камней в грудной клетке или брюшной полости. Руст и другие авторы интерпретировали эту находку как приношение «первинок» какому-то божеству, вероятно, Повелителю диких зверей. Но X. Польхаузен указал на тот факт, что эскимосы сохраняют запасы мяса в ледяной воде озер и рек Однако, как признает и сам Польхаузен, это эмпирическое толкование не исключает возможности религиозного предназначения некоторых останков, поскольку документировано множество случаев жертвопри-
    1
    A. Rust.
    Die alt- und mittelsteinzeitliche Funde von Stellmoor;
    H. Miiller-Karpe.
    Handbuch der Vorgeschichte, vol.
    1, p. 224 sq.;
    H
    ,
    Pohlhausen.
    Zum Motiv der Rentierversenkung, pp. 988-989;
    J. Marinier.
    Die Opfer der paläolitischen Menschen, p. 266 ношения путем затопления, причем в различные эпохи и на пространстве от Северной Европы до Индии.
    2
    По-видимому, Штелльморское озеро было для мезолитических охотников священным местом. Руст собрал на месте затопления жертв различные предметы деревянные стрелы, костяные орудия, топоры, сделанные из оленьих рогов. По всей вероятности, эти предметы были жертвоприношением, подобно предметам бронзового и железного веков, найденным в некоторых прудах и озерах Западной Европы. Конечно, эти две категории находок разделяют более пяти тысячелетий, но преемственность данного типа религиозной практики не вызывает сомнений. Среди находок источника в Сен-Совёр (Компьенский лес) оказались неолитические кремневые кресала, намеренно расколотые в знак того, что они
    ex voto вотивные предметы, предметы галльской и галло-романской эпохи всех позднейших периодов, от средневековья до наших дней Следует также принять во внимание, что в этом последнем случае практика сохранялась, несмотря на культурное влияние имперского Рима и, что еще важнее, несмотря на многократные запреты со стороны Церкви. Будучи и сам по себе интересен, этот пример имеет парадигматическую ценность он прекрасно иллюстрирует преемственность определенных религиозных практики сакральных мест».
    В том же мезолитическом слоев Штелльморе Руст обнаружил сосновый столб с надетым на верхушку оленьим черепом. По мнению Марингера, этот культовый столб указывает на место ритуальных трапез мясо оленей поедалось, а головы приносились в дар божеству. Недалеко от Аренсбурга-Хопфенбаха, на мезолитической стоянке, датируемой 10 тысячелетием до н.э., Руст поднял со дна пруда скульптуру из ствола ивы, грубой работы, длиною три с половиной метра в ней можно различить голову, длинную шею и глубоко прорезанные полосы, которые, помысли исследователя, изображают руки. Этот идол был установлен в пруду, но вблизи от него не было найдено ни костей, ни каких-либо других предметов. По всей вероятности, он изображает сверхъестественное существо, хотя уточнить, какого свойства, не представляется возможным.
    4
    В сравнении со скудостью этих немногих свидетельств, оставленных охотниками на оленей, наскальные росписи Восточной Испании дарят историку религий богатейшую информацию. Натуралистическая наскальная живопись верхнего палеолита в Испанском Леванте»
    2
    Ср.: А. Closs.

    Das Versenkungsopfer, passim.
    3
    Eliade.
    Traité, p. 174 Очерки, стр. 194].
    4
    A. Rust.
    Die jungpaläolitischen Zeitanlagen von Ahrensburg, p. 141 sq.;
    J. Maringer.
    Die Opfer der paläolitischen
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    21
    Menschen, p. 267 sq. Мюллер-Карпе (Handbuch der Vorgeschichte, vol. 2, pp. 496-497, n. 347), не склонен видеть в этом предмете идола.
    34
    трансформировалась в жесткое и формалистическое геометрическое искусство. Скалы Сьерра-Морены покрыты антропоморфными и териоморфными рисунками (главным образом, оленей и муфлонов), выполненными несколькими штрихами и дополненными различными знаками (волнистыми полосами, кругами, точками и эмблемами солнца. Гуго Обермайер показал, что антропоморфные фигуры сходны с изображениями на раскрашенной гальке азильцев.
    5
    Поскольку эта цивилизация происходит из Испании, антропоморфные изображения на скалах и на гальке должны иметь сходное значение. В них видели фаллические символы, элементы письменности или магические знаки. Наиболее убедительным кажется сопоставление их с австралийскими
    чурингами. Про эти ритуальные предметы, чаще всего изготовленные из камня и декорированные различными геометрическими узорами, известно, что они представляют мистические тела предков. Чуринги прячут в пещерах или закапывают в определенных сакральных местах, и молодым людям сообщают о них лишь в конце инициации. У аранда отец говорит своему сыну следующее Это твое тело, из которого ты произошел при новом рождении или Это твое тело. Это предок, которым ты был, когда странствовал в своей прошлой жизни. Потом ты спустился в священную пещеру, чтобы отдохнуть».
    6
    Даже если раскрашенная галька из Мас-д'Азиль выполняла туже функцию, что и чуринги, невозможно выяснить, придерживались ли создатели этих изображений тех же представлений, что австралийцы. В тоже время нет сомнений, что азильская галька имела религиозный смысл.
    В Бирсекской пещере, в Швейцарии, было найдено 133 раскрашенных камня, почти все расколотые. Возможно, они были расколоты неприятелем или позднейшими насельниками пещеры. Во всяком случае, целью было уничтожение магико-религиозной силы, присущей этим предметам. По всей вероятности, пещера и другие места Испанского Леванта», украшенные наскальной живописью, были священными местами. Что касается солнечных дисков и других геометрических знаков, сопровождающих антропоморфные изображения, их значение остается тайной 5
    Цивилизация охотников и рыболовов, получившая название по стоянке в Мас-д'Азиль, пещере во Французских Пиренеях.

    Religions australiennes (1972), p. 100 sq. Ясно, что, согласно верованиям австралийцев, предок существует одновременно в мистическом теле,
    чуринга, ив человеке, в котором он воплотился. Следует добавить, что он также существует под землей ив виде «духов-детей» (ibid, p. Вспомним, что австралийцы, равно как и некоторые южноамериканские племена, верили, что их мифические предки либо превратились в звезды, либо вознесены на небо и живут на солнце и звездах.
    35
    У нас нет возможности определить происхождение и проследить развитие культа предков в доисторические времена. Судя поданным сравнительной этнографии, этот религиозный комплекс мог сосуществовать с верой в сверхъестественные существа или в Повелителей диких зверей. Нет оснований отрицать возможность того, что идея мифических предков входила в состав религиозной системы палеоантропов: она связана с мифологией происхождения — происхождения мира, игры, человека, смерти, — типичной для охотничьих цивилизаций. Эта идея, к тому же, получила всеобщее распространение и оказалась мифологически плодотворной, сохранившись во всех религиях (кроме буддизма хинаяны). Случается, что архаическая религиозная идея получает неожиданное развитие в определенные периоды и при определенных обстоятельствах. Если верно, что идея мифического предка и культ предков господствовали в Европе во времена мезолита, то правдоподобно, как полагает Марингер (стр. 183), что значение этого религиозного комплекса объясняется памятью о ледниковом периоде, когда далекие предки жили в своего рода охотничьем рае. Австралийцы, например, считают, что их мифические предки жили в золотом веке, в земном раю, где правила игра, а добро и зло были практически неведомы Этот-то райский мир австралийцы и пытаются воспроизвести вовремя праздников, когда отменяется действие определенных законов и запретов. Труд, технология и воображаемые миры

    Как уже было сказано, на Ближнем Востоке, особенно в Палестине, мезолит явился творческим периодом, хотя и носил переходный характер — между цивилизацией, основанной на охоте и собирательстве, и цивилизацией, в основе которой лежало культивирование злаков В Палестине охотники верхнего палеолита подолгу, видимо, жили в пещерах. Но первыми, кто предпочел определенно оседлую жизнь, были собиратели периода Натуфийской культуры Они жили как в пещерах, таки на открытых местах (например, в Эйнане, где входе раскопок была обнаружена деревня, состоящая из круглых хижин с местами для очагов. Натуфийцы открыли для себя питательную ценность диких злаков, скашивали их каменными серпами и размалывали зерна в ступе с помощью пестика Это был большой шаг вперед к земледелию. Одомашнивание животных также началось во.

    Religions australiennes, p. 57.
    9
    Название «натуфийский» происходит от топонима Вади эн-Натуф, где впервые были обнаружены следы
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    || этой мезолитической культуры.
    *15 10
    Emmanuel Anati.
    Palestine before Hebrews, p. 49 sq.;
    Müller-Karpe.
    Handbuch, vol. 2, p. 245 sq.;
    R. de Vaux.
    Histoire ancienne d'Israël, I, p. 41 sq.;
    Fred Wendorf, S. Rushdi, and R. Schild.
    Egyptian Prehistory: Some new concepts. —
    Science,
    vol. 169, 1970, pp. время мезолита (хотя широкое распространение оно получило лишь в эпоху неолита овца в Зави Хеми-
    Шанидаре ок. 8000 г. до н.э.; козел в Иерихоне, в Иордании, ок. 7000 г. до н.э. и свинья там же ок. 6500 г собака в Стэн Kappe, Англия, ок. 7500 г Ближайшими результатами культивации злаков стали рост населения и развитие торговли — феномены, характеризующие уже натуфийцев.
    В отличие от геометрического схематизма, типичного для рисунков и живописи европейского мезолита, натуфийское искусство натуралистично входе раскопок были найдены маленькие скульптурные изображения животных и человеческие фигурки, иногда в эротических позах Сексуальный символизм пестика, имеющего форму фаллоса, столь очевиден, что его магико-религиозное значение не оставляет сомнений.
    Два типа натуфийского захоронения — погребение тела целиком в согнутом положении и погребение черепов — были известны во времена палеолита и сохранятся в эпоху неолита. В отношении скелетов, раскопанных в Эйнане,
    13
    высказывались предположения, что это было погребальное жертвоприношение, но смысл ритуала остается неизвестным. Что же касается залежей черепов, натуфийские находки сравнивались со сходными захоронениями, найденными в Оффнете, в Баварии, ив пещере Хёленстайн в Вюртемберге все эти черепа принадлежали индивидам, которые были убиты, быть может, охотниками за головами или людоедами.
    14
    В обоих случаях мы можем считать, что это был магико-религиозный акт, поскольку голова (мозг) считалась вместилищем души. На основании сновидений, а также экстатических и параэкстатических переживаний с давних пор сложилось представление о существовании элемента, независимого от тела, — того, что в современных языках обозначается терминами душа, дух, дыхание, жизнь, двойники т.д. Поскольку этот духовный элемент представлялся в качестве образа, видения, привидения и т.д., постольку он должен был присутствовать во всем теле это был своего рода двойник последнего. Но локализация души или духа в мозгу имела заметные послед Все эти даты получены путем радиоуглеродного анализа. Об одомашнивании животных см
    Müller-Karpe.
    Handbuch, II, p. 250 sq. Входе недавних раскопок в долине Верхнего Нила был обнаружен донеолитический пищевой комплекс на базе злаков, датируемый 13 тыс. до н.э. См
    Fred Wendorf, S. Rushdi, and R. Schild.
    Egyptian Prehistory: Some new concepts. —
    Science,
    vol. 169, 1970, pp. 1161-1171.
    12
    См, напр, фигурку, найденную в Айн-Сахри
    (Anati,
    ор. cit., p. 160). См. также
    Jacque Cauvin.
    Religions néolitiques, p. 21 sq.
    13
    Одно из этих погребений можно причислить к самым ранним мегалитическим памятникам в мире
    Anati,
    ор. cit., р. 172. Об Эйнане ср.:
    Müller-Karpe,
    II, 349.
    14
    Anati.
    Ор. cit., p. 175;
    Maringer.
    The Gods of the prehistoric men, p. 184 sq. См. также
    Müller-Karpe,
    I, p. 239 sq.
    37
    ствия;
    15
    во-первых, существовало поверье, что можно присвоить себе духовный элемент жертвы, поедая ее мозг во-вторых, мозг, источник могущества, стал объектом поклонения.
    Помимо земледелия, в эпоху мезолита были сделаны и другие изобретения в числе важнейших — лука также изготовление веревок, сетей, крючков и лодок, пригодных для довольно долгих плаваний. Подобно более ранним изобретениям (каменным орудиям, различным изделиям из кости и рога, одежде и навесам из шкур и т.д.) и тем, которые будут сделаны в эпоху неолита (прежде всего, керамике, все эти открытия рождали мифы и парамифологические вымыслы, а иногда ложились в основу различных форм ритуального поведения. Эмпирическая ценность этих изобретений очевидна. Что не лежит на поверхности, так это важность той деятельности воображения, которую вдохновляло знакомство с различными
    модальностями материи. В процессе работы с куском кремня или примитивной иглой, соединения шкур животных или брусков дерева, изготовления рыболовного крючка или наконечника для стрелы, лепки глиняной статуэтки воображение обнаруживает неожиданные аналогии между различными уровнями реальности орудия и изделия наделяются бесчисленными символическими значениями, мир труда — микроуниверсум, на многие часы поглощающий внимание ремесленника, — превращается в таинственный и священный центр, исполненный смысла.
    Воображаемый мир, творимый и непрерывно обогащаемый близостью с материей, весьма трудно уловить по фигуративными геометрическим произведениям различных доисторических культур, зато он доступен нам по опыту нашего собственного воображения. Именно эта непрерывность в плане деятельности воображения и есть то, что в первую очередь помогает нам понимать существование людей, живших в те удаленные от нас эпохи. Нов отличие от современного человека, у человека доисторического деятельность воображения имела мифологическое измерение. Весьма вероятно, что значительное число сверхъестественных персонажей и мифологических эпизодов, которые встретятся нам в позднейших религиозных традициях, представляют собой открытия каменного века.
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    23
    §10. Наследство палеолитических охотников
    Различные достижения мезолита положили конец культурному единству палеолитических популяций и дали начало тому разнообра-
    15
    И не только для верований доисторической эпохи. Греки тоже помещали душу — а позднее (у Алкмеона
    Кротонского) сперму — в голове. Ср.:
    Onian.
    Origins of European Thought, pp. 107-108, 115, 134-136 sq.
    38
    зию и тем особенностям, которые позднее станут главной характеристикой цивилизаций. Остатки палеолитических охотничьих обществ начинают прокладывать себе пути в окраинные регионы или же те, доступ в которые труден в пустыни, обширные леса, горы. Но эта растущая удаленность и изоляция палеолитических обществ не означает, что исчезли поведение и духовность, типичные для охотника. Охота как средство поддержания существования сохраняется ив обществах земледельцев. Вероятно, какое-то количество охотников, которые отказались принимать активное участие в земледельческом хозяйстве, стали использовать в качестве охранников деревень — сначала от диких зверей, беспокоивших оседлое население и повреждавших возделанные поля, позднее — от грабителей. Вероятно также, что из этих групп охотников, выполнявших охранные функции, сформировались первые воинские организации. Как мы скоро увидим, воины, завоеватели и военная аристократия продолжают символизм и идеологию парадигматического охотника.
    С другой стороны, кровавые жертвоприношения, которые практиковались как земледельцами, таки скотоводами, в конечном счете, воспроизводят убийство дичи охотником. Тип поведения, в течение одного- двух миллионов лет неотделимый от человеческого (по меньшей мере, мужского) образа жизни, не так легко упразднить.
    Через несколько тысячелетий после победы земледельческой экономики
    Weltanschauung мировоззрение первобытных охотников снова скажется в истории. Вторжения и завоевания индоевропейцев и тюрко- монголов будут предприняты исключительно под знаком охотника, хищника. Члены индоевропейских военных союзов
    (Männerbünde) и кочующие всадники Центральной Азии вели себя в отношении оседлого населения, на которое они нападали, как хищники, — преследуя, душа и пожирая степных травоядных или домашний скот. Многочисленные индоевропейские и тюрко-монгольские племена носили эпонимы хищных зверей (прежде всего, волка) и вели свое происхождение от териоморфного мифического предка. Воинские инициации индоевропейцев предполагали ритуальное превращение в волка парадигматический воин усваивал поведение хищника.
    Ко всему прочему, преследование и убийство дикого животного становится мифологической моделью покорения территории
    (Landnâma) и основания государства У ассирийцев, иранцев и тюрко-монголов способы охоты и войны сходны до неразличимости. Повсюду в евразийском мире, от появления ассирийцев до начала нового времени, охота служит для суверенов и военной аристократии как школой и испытательным полем, таки любимым спортом. К тому же В Африке и других местах ритуальная охота устраивается по поводу инициаций и провозглашения нового вождя.
    39
    у многих примитивных народов доныне жизнь охотника пользуется большим престижем, нежели жизнь оседлого земледельца Сотни тысяч лет, прожитые в своего рода мистическом симбиозе с животным миром, оставили неизгладимые следы. Более того, оргиастический экстаз способен реактуализировать религиозное поведение древнейших палеогоминид — поедание жертвы в сыром виде это происходило в Греции, среди поклонявшихся Дионису (§124), или, уже в XX веке, у марокканских айссава.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47


    написать администратору сайта