ответы на философию спбгти. Мировоззрение это система взглядов на мир в целом и на место в нем человека. (метода) Мировоззрение
Скачать 0.85 Mb.
|
50.Духовная жизнь общества.Уровни и формы общественного сознания. Сфера духовной жизни общества - это сфера производства идей, взглядов, общественного мнения, обычаев и традиций; сфера функционирования социальных институтов, создающих и распространяющих духовные ценности: наука, культура, искусство, образование и воспитание. Это система общественных отношений по поводу производства и потребления духовных ценностей. Основными элементами духовной жизни общества являются: - деятельность по производству идей (теорий, взглядов и пр.); - духовные ценности (нравственные и религиозные идеалы, научные теории, художественные ценности, философские концепции и т.п.); -духовные потребности людей, которые обусловливают производство, распространение и потребление духовных ценностей; - духовные отношения между людьми, обмен духовными ценностями. Основой духовной жизни общества является общественное сознание – совокупность идей, теорий, идеалов, концепций, программ, взглядов, норм, мнений, традиций, слухов и т.п., циркулирующих в данном обществе. Общественное сознание связано с индивидуальным . общественное сознание нельзя рассматривать как сумму индивидуальных сознаний хотя бы потому, что отдельный индивид не усваивает в процессе социализации и жизнедеятельности всего содержания общественного сознания. С другой стороны, далеко не все, что возникает в сознании отдельного человека, становится достоянием общества. В структуре общественного сознания выделяют уровни отражения (обыденный и теоретический) и формы отражения действительности (право, политика, мораль, искусство, религия, философия и пр.) Уровни отражения действительности различаются по характеру их формирования и по глубине проникновения в сущность явлений. Обыденный уровень общественного сознания формируется как результат повседневной жизни людей Теоретический уровень общественного сознания дает более глубокое постижение общественных процессов, проникает в сущность изучаемых явлений; он существует в систематизированной форме (в виде научных теорий, концепций и т.п.) Формы общественного сознания различаются между собой по предмету отражения и по функциям, которые они выполняют в обществе. Политическое сознание представляет собой отражение политических отношений между классами, нациями, государствами. В нем непосредственно проявляются экономические отношения и интересы различных классов и социальных групп. Правовое сознание – представляет собой совокупность взглядов, идей, теорий, выражающих отношение людей к существующему праву – система устанавливаемых государством юридических норм и отношений.Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную функцию. Нравственное сознание (мораль) отражает отношения людей друг к другу и к обществу в виде совокупности правил поведения, норм нравственности, принципов и идеалов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Нравственность выполняет в обществе целый ряд важнейших функций: - регулятивную - оценочно-императивную - воспитательную Эстетическое сознание – художественное, образно-эмоциональное отражение действительности через понятия прекрасного и безобразного, комического и трагического. Искусство в современном обществе выполняет следующие функции: - эстетическую - гедонистическую - познавательную - воспитательную Религиозное сознание – особый тип отражения действительности сквозь призму веры в сверхъестественное. Религия как социальное явление помимо религиозного сознания включает в себя культ и ту или иную форму организации верующих (церковь или секта). Религия в жизни человека и общества выполняет следующие функции: - психотерапевтическую - мировоззренческую - воспитательную - регулятивную - интегративно-сегрегативную Религия, следовательно, явление противоречивое и однозначно оценить ее роль в жизни человека и общества нельзя. 51. Проблема социального развития: формационная,стадиальная и цивилизационная концепции. Разрабатывая вопрос об этапах социальной эволюции, К. Маркс создал так называемую формационную концепцию. Она трактует историю человеческого общества как последовательную смену общественно-экономических формаций, которые представляют собой конкретно-исторические типы общества. Было выделено пять таких формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, состоящая из двух фаз: социализма и собственно коммунизма. Все формации рассматривались как главные вехи социальной эволюции, а их последовательная смена – как основная тенденция общественного развития. Стадиальная концепция, в создании которой принимали участие видные американские социологи и политологи ХХ века Дэниел Белл, Збигнев Бжезинский, Джон Гэлбрейт и др., разбила социально-историческую эволюцию на три основных стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доиндустриальная стадия – период в развитии страны, когда в ее экономике доминирует аграрная (сельскохозяйственная) сфера. Индустриальное общество – стадия общественного развития, пришедшая на смену доиндустриальной. Индустриальное общество основано на машинном производстве, фабричной организации труда, единой национальной системе хозяйства, свободе торговли. Постиндустриальное общество – понятие, обозначающее современный этап развития целого ряда стран Запада. основные признаки этого общества: создание обширной сферы «экономики услуг», резкое увеличение слоя квалифицированных научно-технических специалистов, центральная роль научного знания как источника нововведений и политических решений, создание новой «интеллектуальной» техники. Развитие информационной техники и «компьютерная революция» привели к появлению в конце XX века термина «информационное общество». Цивилизационный подход к анализу общественного развития ввел английский историк и социолог Арнольд Тойнби. Согласно Тойнби, цивилизация - это устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками. Цивилизации возникают как «ответ на вызовы» извне. Сохранение цивилизации возможно только на основе ее духовно-религиозного обновления, поскольку, полагал Тойнби, именно религия является основным системообразующим фактором цивилизации. В конце ХХ века при осмыслении процессов развития общества возник новый вариант «цивилизационной» концепции, в рамках которой выделяется два основных качественно различных типа социальной эволюции – «восточная» и «западная» цивилизации. Восточная цивилизация – тип общественного и культурного развития, включающий в себя несколько специфических культурных образований («индо-буддийскую», «конфуцианскую» и «исламскую» культуры), обладающих общими чертами. Западная цивилизация – тип социокультурного развития, зародившийся еще в эпоху античности и окончательно сложившийся в европейских странах в эпоху Возрождения. 52.Сущность человека и смысл его бытия в мире как философская проблема. решение проблемы смысла человеческого существования во многом зависит от общей мировоззренческой установки мыслителя: материалист он или идеалист, атеист или верующий, к какой именно религиозной конфессии принадлежит – к христианству, буддизму, исламу, иудаизму и т.п. 1) Концепция– «человек разумный» относится к числу наиболее древних. Еще античные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель и др.) полагали, что сущность человека, его особое положение в природе объясняется наличием у него интеллекта. 2) Религиозная концепция - тоже одна из самых древних, но не утратившая своей актуальности и поныне, сущностным началом в человеке считает наличие в нем бессмертной души. 3) Теория– «человек работающий» (или «человек трудящийся») возникла в первой половине Х1Х века и разрабатывалась представителями различных философских школ, в первую очередь, позитивизмом и марксизмом. 4) Психоаналитическая концепция - оригинальная версия сущности человека, которую предложил в начале ХХ века основатель психоанализа З.Фрейд. точки зрения Фрейда, человек – «не хозяин в своем доме», ибо мотивы его поступков лежат в области бессознательного и самим человеком не осознаются. Сфера бессознательного в человеке, по Фрейду, - главный элемент его психики, а сознание – всего лишь «верхушка айсберга». 5) В философии русского космизма (начало ХХ в.) человек трактуется как центр мировой эволюции, действия которого определяют судьбы мироздания в преддверие грядущей глобальной катастрофы. «Космизм» человека - его сущностное начало трактовался русскими мыслителями по-разному: 6) Экзистенциальная концепция человека получила широкое распространение в западноевропейской культуре во второй половине ХХ века. Ее популярность во многом связана с литературной и общественной деятельностью французских философов-экзистенциалистов, нобелевских лауреатов в области литературы Ж.-П.Сартра и А. Камю. Смысл жизни индивидуален: он существует для индивида и у каждого – свой. Смысл жизни субъективен: его нет, пока субъект сам не выберет его для себя; многие люди, «не нашедшие себя» в жизни, ведут «бессмысленное» существование. Чтобы найти смысл жизни, человек должен быть личностью, способной наполнить свою жизнь смыслом. В конечном счете, каждый сам для себя должен решить: кто он и зачем живет в этом мире. 53.Биологические и социальные в человеке. Основные факторы антропогенеза. Наличие в человеке двух начал – биологического и социального – свидетельствует о противоречивости, антиномичности человеческого бытия. С одной стороны, человек – создание природы. Он есть животное.Но если биология человека не способна объяснить человека как существо мыслящее и деятельное, то правомерно утверждать, в противоречии с вышесказанным, что человек не есть создание природы. Он творит себя сам по законам своего собственного неприродного бытия – бытия социального. Человек – понятие, обозначающее факт принадлежности к человеческому роду биосоциальное существо, субъект исторического процесса, создатель всех форм материальной и духовной культуры. Современная наука утверждает, что возникновение Homo sapiens произошло в ходе эволюции отряда приматов семейства гоминид. Первым представителем зарождающегося человеческого рода был «Человек умелый», способный создавать примитивные орудия труда, затем возник– «Человек прямостоящий» (питекантроп). Одна из его ветвей – неандертальский человек . Его потомки – кроманьонцы Считается, что в процессе антропогенеза особенно большое значение имели два обстоятельства: ухудшение условий существования гоминид (скорее всего в связи с изменением климата) и действие генетических механизмов эволюции (пока не очень ясных науке), которые обусловили цефализацию – рост головного мозга. Главным фактором, который обеспечил выживание в изменившихся условиях, стала трудовая деятельность. Труд явился силой, которая сформировала человеческое сознание, благодаря нему человек стал человеком. Труд, во-первых, предполагает систематическое употребление и изготовление орудий труда; во-вторых, – коллективный характер деятельности; в-третьих, - общественное разделение видов деятельности; в-четвертых – необходимость сохранения и передачи новому поколению жизненно важной информации о трудовой деятельности. Появление языка и речи, которые выполняют не только коммуникативную функцию, но и выступают средством мышления, формой хранения и передачи социальной информации – важнейший этап в становлении человека. Другим важнейшим условием эволюции человека стало формирование социальных связей и отношений, то есть, возникновение общества, - новой, по сравнению с природной, социокультурной среды обитания, которая формировала в человеке новые, «сверхприродные», социально-культурные потребности. В условиях общественной жизни человек стал развиваться под контролем двух взаимодействующих программ: биологической и социокультурной. 54.Индивид и личность.Проблема социализации личности Индивид – понятие, обозначающее отдельно взятого человека, единицу человеческого рода, одного из многих. Личность – это человеческий индивид, рассматриваемый с точки зрения его социальных качеств (интеллектуальных, нравственно- волевых, социо-культурных), проявляющихся в индивидуальных особенностях его сознания и поведения. Люди появляются на свет как индивиды , обладающие индивидуальностью. Формирование личности начинается в первые годы жизни и осуществляется в ходе процесса социализации – усвоения норм и правил поведения в обществе, приобщения к системе социо-культурных ценностей и овладения системой социальных ролей – стереотипов поведения в различных ситуациях (в семье, на работе, в общественных местах и т.п.). Личность иногда определяют как систему социальных ролей человека в группах, мнением которых о себе он дорожит. Личностью в широком, социально-философском смысле этого термина становится каждый человек, за исключением случаев тяжелых врожденных дефектов головного мозга. Вместе с тем, целый ряд личностных качеств зависит от физиологических особенностей организма, в том числе и нервной системы (например, темперамент). На базе темперамента в процессе жизни и деятельности вырабатывается характер .Индивидуальные психологические особенности личности выражаются также в способностях – свойствах личности, благоприятствующих успешному выполнению какой-либо деятельности. Природные свойства организма – это биологический фундамент личности, который определяет возможности и задатки ее развития, а социальная среда, воспитание и образование, усилия самого человека, – в какой мере эти возможности будут реализованы. 55.Свобода человека как философская проблема.Фатализм и волюнтаризм.Свобода и ответственность. Мыслителей, поэтому, издавна волновал один из центральных вопросов специфики человеческого бытия: обладает ли человек свободой, в том числе – свободой выбора? Свобода человека – один из «проклятых» вопросов философии, споры вокруг которого начались ещё со времён Сократа. В истории философской мысли по этому поводу сложились две основных, взаимоисключающих друг друга концепции: фатализм и волюнтаризм. Фатализм - – мировоззрение, рассматривающее каждое событие в мире, каждый человеческий поступок как проявление «рока», «судьбы», некого изначального предопределения, исключающего из существования человека случайность и возможность свободного выбора своего жизненного пути. Существуют несколько типов фатализма: 1) Мифологический фатализм трактует предопределение как «рок» или судьбу. 2) Теологический фатализм рассматривает все события истории и человеческой жизни как результат божественного предопределения 3) Философский вариант фатализма возник на основе отождествления причинности и необходимости (закономерности) Волюнтаризм –мировоззрение, противоположное фатализму и не только признающее у человека наличие свободной воли, но и постулирующее право личности на абсолютную свободу действий не считаясь с объективными обстоятельствами. свобода человека состоит не воображаемой независимости от природных или общественных законов, а в знании этих законов и выстраивании своей деятельности в соответствии с ними Проблему свободы человека как независимости от внешних обстоятельств не следует смешивать с проблемой свободы воли, которая заключается в том, обусловлены или нет какими-то посторонними причинами сами намерения человека, его мысли и желания, его воля. Допущение свободы воли – необходимое обоснование нравственности, условие возможности изменения личности. Таким образом, проблема свободы воли тесно переплетается с проблемой ответственности личности за свои действия, переходя из теоретической сферы в область сугубо практическую (нравственную и юридическую). Так, с точки зрения классика французского экзистенциализма Ж.-П. Сартра, человек просто «обречён» быть свободным, ибо свобода составляет неотъемлемую внутреннюю сущность человека и специфику его бытия. Проблема свободы и ответственности весьма актуальна в наши дни. 56.Глобализация и глобальные проблемы современной цивилизации.Проблема социального прогресса Футурология – наука, предлагающая прогнозы будущего развертывается процесс формирования принципиально нового типа социальной реальности. Этот процесс идет одновременно в двух основных направлениях: 1) становление в наиболее развитых странах нового типа общества; 2) образование глобального, охватывающего весь мир социального организма (глобализация). Новый тип общества, идущий на смену индустриальному, называют по-разному: «постиндустриальное общество», «сверхиндустриальная цивилизация», «информационное общество», «технотронное общество» и т.п. Переход от индустриального общества к постиндустриальному – далеко не гладкий процесс. Глобальные проблемы – это проблемы, затрагивающие интересы каждого человека, каждой страны, человечества в целом. Они носят общепланетарный, интернациональный характер, проявляют себя как объективный фактор развития общества во всех регионах планеты. Их глобальность определяется, прежде всего, тем, что от их решения зависит существование человечества в целом, и что они не могут быть разрешены в рамках отдельных государств или группы стран. Глобальные проблемы взаимосвязаны, но условно их можно разделить на три группы: интерсоциальные, экологические и антропосоциальные. 1) Интерсоциальные проблемы возникают как результат взаимодействия государств, их союзов, различных регионов планеты. 2) Экологические проблемы возникли как результат взаимодействия общества и природы 3) Антропосоциальные проблемы – это проблемы, связанные с взаимодействием человека и общества магистральным направлением в решении глобальных проблем является не только совершенствование технологических процессов по типу природных, но и достижение высокого уровня экологической культуры всего человечества. Глобализация – это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции стран и народов. Он сопровождается такими явлениями как мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капиталов, человеческих и производственных ресурсов, унификация законодательств, экономических и технологических процессов, сближение культур различных стран. В сущности, лишь в современную эпоху человечество обретает единство не только антропологическое – как биологический вид, но и социальное – как охватывающая весь мир целостная социальная система. Глобальность возникающего на наших глазах нового типа социальной реальности ведет к фундаментальной перестройке всемирно-исторического процесса. глобальный человеческий мир как единое целое не может двигаться к будущему сразу несколькими путями. |