ответы на философию спбгти. Мировоззрение это система взглядов на мир в целом и на место в нем человека. (метода) Мировоззрение
Скачать 0.85 Mb.
|
Людвиг Фейербах – последний крупный представитель немецкой классической философии и первый критик гегелевского идеализма, создатель так называемого «антропологического материализма». Фейербах слушал лекции Гегеля, оказало большое влияние на него, но разошелся с Гегелем в отношении к религии вообще и к христианству в частности, несовместимого, по мнению Фейербаха, с разумом и истиной. Анонимно издал работу «Мысли о смерти и бессмертии»(высказал сомнение в существовании бессмертной нематериальной души). После раскрытия авторства, за свободомыслие был лишен права преподавать в Германии. Опубликовал 3 работы, где уделил значительное внимание идеям материализма и атеизма и трактовал историю европейской философии как процесс освобождения человеческой мысли от власти религии. Подчеркивая противоположность религии и философии, он указал на слепое подчинение авторитету церкви, веру в чудеса как основу теологии и на свободу творчества, научного поиска в философии и науке. Эти мысли Фейербах развивал и в последующих сочинениях: «Философия и христианство» и «Сущность христианства». «Сущность христианства» (1841) – самое значительное философское произведение Фейербаха, где он выступил с позиций материализма и атеизма как активный критик идеалистической философии и религии. Раскрывая мистическую сущность гегелевской философии, Фейербах сделал вывод о ее идейной близости с религией. Главным объектом познания, по Фейербаху, является природа, включая человека как природное существо. Фейербах трактует все природные процессы материалистически. Человек – также продукт природы, которая создала «не только мастерскую его желудка, но и храм мозга». Однако, отвергнув гегелевскую философию, Фейербах отверг и диалектику Гегеля, поэтому его концепция, местами, метафизична (недиалектична). В гносеологии Фейербах выступил против агностицизма. Критикуя ограниченность сенсуализма и рационализма, Фейербах замечает: «Чувствами мы читаем книгу природы, но понимаем ее – не чувствами». Учение Фейербаха обычно называют антропологическим материализмом, поскольку в его концепции проблема человека занимает центральное место. Критика Фейербахом религии также опирается на антропологический принцип его философии. Немецкий мыслитель доказывает, что не Бог создал человека, а человек – Бога, причем создал по своему образу и подобию. Все божественные атрибуты – это доведенные до совершенства человеческие качества: человек смертен, Бог – бессмертен; человек видит, Бог - всевидящий; человек обладает силой, Бог – всесильный и т.д. Словом, Бог есть то, чем человек хотел бы быть. Бог – это идеал человека, вынесенный за пределы самого человека, это вознесенное на небеса воплощение всех человеческих стремлений. Анализируя причины возникновения религии, Фейербах усматривает их в тяжелых условиях жизни людей, порождающих чувства отчаяния, несвободы, бессилия, которые ищут выход в порождаемой фантазией надежде на посмертное воздаяние и потустороннем утешении. Поэтому, считает Фейербах, «нужда – отец религии, а воображение – ее мать». Религия парализует стремление человека к лучшей жизни, подменяя его покорностью судьбе и терпеливым ожиданием лучшей посмертной доли. Борясь против традиционных форм религии, Фейербах с то же время указывал на необходимость создания новой религии, религии любви человека к человеку. Любовь к Богу, по логике Фейербаха, есть ложная форма подлинной любви – любви к людям. Антропологический принцип лежит и в основе фейербахианской этики. Стремление к счастью рассматривается им как движущая сила всех человеческих усилий. Однако человек не может быть счастливым, ни вообще существовать без другого человека. Поэтому стремление к счастью разрушает рамки человеческого эгоизма и влечет за собой осознание нравственного долга по отношению к другому человеку. В историю философии Людвиг Фейербах вошел как крупнейший мыслитель-материалист и атеист, труды которого оказали заметное воздействие на философию XIX –XX вв. (в частности, явились, наряду с гегелевскими работами, одним из теоретических источников марксизма). 19.Диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса. Материалистическое понимание истории Марксистская философия – это целостная система философских, политических и экономических взглядов, разработанная в 40-70-х гг. XIX столетия немецкими мыслителями Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895). В марксистской философии можно выделить два раздела – диалектический материализм и исторический материализм Диалектический материализм – это философская основа марксизма, синтез материализма и диалектики. Основные идеи изложены в работах Ф.Энгельса «Анти-Дюринг» (1878) и «Диалектика природы» (1894). С позиций диалектического материализма материя находится в постоянном движении и развитии, обусловленном борьбой противоположностей. Природа развивается во всех своих проявлениях (включая мыслящую материю) исключительно по присущим ей самой закономерностям. В основе теории познания марксизма – учение об отражении объективного мира в сознании человека. Существенная роль в познавательной деятельности отводится практике – материальной деятельности людей по преобразованию окружающего мира. Трудовая концепция антропосоциогенеза, изложенная Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», также подчеркивает решающее значение активной практической деятельности людей в процессах возникновения, развития и существования человека и общества. ДОП: Исторический материализм представляет собой результат распространения идей материализма и диалектики на историю и социальную реальность. Суть «материалистического понимания истории» заключается в признании определяющей роли материального производства (экономической сферы общественных отношений) по отношению к другим сферам общественной жизни (социально-классовой, политической и идейной). Считая, что не сознание людей определяет их бытие, а напротив, «общественное бытие определяет общественное сознание», Маркс и Энгельс выделили в структуре каждого определенного общества два основных элемента: «базис» и «надстройку». «Базис» - экономическая основа общества, которая представляет собой систему производственных отношений, зависящих от уровня и характера развития производительных сил общества. «Надстройка» - система политико-юридических институтов (государство, политические партии и пр.) и различные формы общественной мысли (политика, право, мораль, искусство, религия и философия). Экономический базис и соответствующая ему надстройка образуют особый исторически определенный тип общества – общественноэкономическую формацию. Развитие и смена формаций (где движущей силой выступает классовая борьба) составляет процесс поступательного движения общества: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации; последняя состоит из двух этапов – социализма и собственно коммунизма. Марксизм был не только философским учением, но и социальнопреобразовательной программой, попытки реализации которой были предприняты в ХХ в. Споры по поводу элементов «научности» и «утопичности» в марксистском учении не утихают до сих пор. Это свидетельствует о том, что, несмотря на явные недостатки, марксизм остается явлением общеевропейского и мирового философского масштаба. 20.Русская философия: этапы развития, проблемы и характерные черты. Русская философия - совокупность философских идей и теорий, которые возникли на территории Русского государства, то есть представляют собой интеллектуальное творчество на русском языке и в рамках русской духовной культуры. В ее оценке как интеллектуального феномена существует две точки зрения: русская философия – чисто национальное явление, изолированное от европейской и мировой философской традиции; русская философия – часть мирового историко-философского процесса. Это связано с тем, что до XVIII века русская мысль развивалась практически независимо от западноевропейской, хотя в русле единой для европейской культуры христианской традиции. И в более поздний период, восприняв стиль мышления новоевропейского рационализма, русская философия продолжала поддерживать тесный контакт с сугубо русскими, православно-религиозными теоретическими установками и философскими практиками. Этапы развития русской философии: 1. X в. - начало XIX в. – «Предыстория» русской философии X-XI вв. – замена языческого мировоззрения христианским (Крещение Руси); XII-XIII вв. – раннесредневековая русская религиозная философия и теология; XIV-XVI вв. – развитие философско-религиозной мысли в постмонгольский период; XVII в. – начало замены древнерусского типа мышления новоевропейским; XVIII – начало XIX в. – период активного усвоения западных философских концепций; 2. Вторая половина XIX в. – возникновение самобытных российских философских концепций (славянофилы и западники); 3. Конец XIX – начало ХХ в. – «Серебряный век» отечественной философии; 4. Начало ХХ в. – 1991г. – развитие философии в рамках марксистско-ленинской традиции и, одновременно, продолжение традиций «Серебряного века» в творчестве философов русского зарубежья; 5. После 1991 г. – отказ от марксистско-ленинской идейной парадигмы, освоение бывшей до этого под запретом западной философии (в том числе – и русской религиозной философии «Серебряного века»), воссоединение с традициями мировой философской мысли. Таким образом, русская философия окончательно сложилась как специфический феномен мировой философской мысли только в XIX веке, тогда же сформировались ее характерные черты: критическое отношение к абстрактности классической западноевропейской философской мысли, ее «голому» рационализму и сциентизму (научное познание=наивысшая культурная ценность); стремление придать философским доктринам не только творческий, но и практический смысл, связать их с задачами нравственной эволюции человека, переустройства социума; концентрация внимания на проблемах человеческой личности и общества («антропосоциоцентризм» русской философии), поэтому «чистые» онтология и гносеология практически не встречаются в концепциях русских мыслителей; глубокая связь с религиозной, христианской проблематикой, творческое переосмысление христианских мифологем в соответствии с реалиями новой эпохи. 1 этап XI-XVIII века Теоретические источники: наследие античности, переработанное в христианской литературе Византии Митрополит Илларион «Слово о Законе и благодати» Монах Нестор «Повесть временных лет» «Моления Данилы Заточника», «Пчела» XV-XVI века (Татаро-монгольский протекторат, падение Византии, формирование русского государства) Старец Филофей – идея «Москва – третий Рим» - Россия единственная носительница «истинно христианского духа» Нил Сорский, Максим Грек XVII
XVIII – реформы Петра I Феофан Прокопович – глава «Ученой дружины», разработал философское учение о двух субстанциях в духе аристотелизма: материальной (подверженной разрушению) и духовной (бессмертной). М. Ломоносов – натурфилософия Григорий Сковорода – нравственная философия с опорой на Библию А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», «О человеке, его смертности и бессмертии» 2 этап – первый опыт самостоятельного философствования русских мыслителей
3 этап 1. Философские идеи в русской литературе Л. Н. Толстой Выделяются проблемы философии истории, сущности и назначения искусства, соотношения религии и нравственности. Но основная тема его философских размышлений – это смысл жизни, смерть и бессмертие, отчаяние и надежда, вера и неверие человека. Внутреннюю жизнь отдельного человека Толстой делает основой конструирования социальной жизни: нравственное преображение человечества начинается в сердце отдельного человека. Мысль, согласно которой царство Божие находится внутри нас Ф. М. Достоевский «Философия человека» «Преступление и наказание» - идея «исключительной личности» «Идиот» - проблема абсурдного мира «Бесы» - абсурдность мира и самоубийство (единственное проявление свободы) «Братья Карамазовы» - смысл жизни, гуманистическая сущность христианства 2. «Положительное всеединство» Соловьева (см. вопрос 21) 3. Космизм (см. вопрос 22) 4 этап – Советский период Этот период на сегодняшний день мало изучен. Существование философии в СССР было возможно только в рамках марксистско-ленинской парадигмы (хотя, в это же самое время в русском зарубежье успешно развивались традиции философии «серебряного века»). Какой-либо однозначной оценки вклада советской философии в историю мировой философской мысли пока нет. Меткое замечание Гегеля, что сова Минервы (древнеримской богини мудрости) вылетает в сумерки, вероятно, можно отнести и к этой ситуации. Должно пройти некоторое время, прежде чем можно будет дать взвешенные, лишенные идеологической тенденциозности характеристики философии советского этапа. Она уже в прошлом, но еще не история и не будет таковой, пока живы люди той эпохи. 21.Философия всеединства Вл. С. Соловьева и ее роль в развитии русской философской мысли. Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - крупнейший Русский мыслитель второй половины XIX века и первый из философов серебряного века. Основа его философии - учение о "всеединстве" как начале и цели мирового процесса: обособившийся и разделившийся на множество феноменов мир есть проявление единой сущности, с которой он должен вновь воссоединиться (когда-нибудь). Его работы: " Критика отвлеченных начал", " Духовные основы жизни", "Чтения о Богочеловечестве". Всеединство-идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирически разрозненных и конфликтных элементов и стихий бытия-природного, социального и духовного (многообразие форм бытия-проявление несовершенства нашего мира, которое должно быть преодолено в объединении с Абсолютом (Богом)). Соловьев критикует западную философию за "отвлеченную рассудочность". Противопоставляет ей идею "цельного знания" - синтеза рационального (философского), эмпирического (научного) и мистического знаний. Только цельное знание может постичь всеединство как совершенный синтез высших человеческих ценностей - Истины, Добра и Красоты. Человеку отведена особая роль - связующее звено между Абсолютом (Богом) и реальным миром. Следовательно, человеческая деятельность - главный фактор мировой эволюции, достижения всеединства. (Поэтому особую важность имеет нравственное начало в человеке) Доброе - космическая сила, направленная на "соборность" (единство человека с другими людьми и Абсолютом). Зло - сила, препятствующая этому процессу. Условия выполнения человеком его миссии - нравственное перерождение, превращение в "богочеловека", а человечества в "богочеловечество" (Вера не единственное и не обязательное условие нравственного перерождения). Важно: 1) дело прогресса продвигается не только верующими людьми, т. к. Бог действует и через неверующих в него (что подтверждает его величие). Следовательно, вера - не единственное и не обязательное условие нравственного перерождения. 2)не противопоставляет духовное и материальное. Истинная любовь - единство духа и плоти, их противопоставление - следствие распада несовершенного мира. 3)"Основным фактом" христианства считал не воскрешение Христа (Пасха), а рождение нового человека - Богочеловека (т.е. Рождество). Божественное начало в Христе не в способности творить чудеса, а в умении жить по законам Добра, Милосердия и Справедливости. В социально-политическом плане: идея свободной "теократии" ( тео-бог; теократия- форма правления, при которой власть находится в руках религиозного института и духовенства(юридическое)/-система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям и законам) - богочеловеческого союза людей, объединяющего все нации и снимающего социальные противоречия. Свободная теократия - это вселенская церковь, определяющая цели человечества на пути к "Царству Божьему", которая может возникнуть как слияние распавшихся за историю христианских церквей. ЗНАЧЕНИЕ Философия В.С.Соловьева стала первой крупной самобытной русской философской системой. Соловьев своим творчеством вызвал к жизни плеяду оригинальных, глубоких мыслителей, дал начало новому этапу в истории отечественной философии. Е.Трубецкой, С.Булгаков, Н.Бердяев, П.Флоренский, Н.Лосский, С.Франк и др. последовавшие за Соловьевым философы -не его последователи буквально. Но полемизируя с ним, черпая в его творчестве источник духовных сил, они создали свои труды, развивая "русскую идею", которая сохранила своё единство в многообразии. Дополнительное: Человек - "единственный посредник между Богом и материальным бытием" Позиция по расколу церкви: "Церковь Восточная - представитель божественной основы в человечестве. Церковь Западная - представитель человеческого начала". Следовательно, необходимо подняться на высшую ступень культурно-духовного синтеза. Завершённая этическая система "Оправдание добра" борется за воссоединение церквей. Единство всего - это связь Бога и мира, божественного и человеческого бытия. "Бог есть все" - устраняет дуализм. (Богочеловечество=София) Три основных нравственных чувства: Стыд - необходимость господства человека над материальной природой (в первую очередь над собственным физическим существом). Жалость - солидарность с живыми существами. Благоговение - добровольное подчинение высшему, божественному началу. 22.Философия русского космизма, его сущность, специфика и основные направления. |