Главная страница

ответы на философию спбгти. Мировоззрение это система взглядов на мир в целом и на место в нем человека. (метода) Мировоззрение


Скачать 0.85 Mb.
НазваниеМировоззрение это система взглядов на мир в целом и на место в нем человека. (метода) Мировоззрение
Анкорответы на философию спбгти
Дата21.10.2021
Размер0.85 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаotvety_na_filosofiyu_1.docx
ТипДокументы
#252566
страница11 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

В материалистических концепциях, отрицающих существование сверхчеловеческой духовной реальности, понятия «материальное и идеальное» бытие зачастую трактуются как синонимы понятий «объективное и субъективное» бытие. При этом подчеркивается, что между объективным (материальным) и субъективным (идеальным) видами бытия существует тесная взаимосвязь:

- с одной стороны, субъективное, идеальное бытие возникает как результат отражения в его сознании объективного бытия предметов и явлений материального мира;

- с другой стороны, субъективное бытие человеческого «внутреннего мира» объективируется в человеческой деятельности, в предметах и явлениях культуры.

Не менее важной для онтологии всегда была проблема сущности бытия. Уже мыслители древности поставили вопрос о «истинном бытии» («истинно сущем»). Именно тогда сложились два основных подхода в трактовке сущности бытия: концепция «чистого бытия» и учение о «субстанции».

«Чистое бытие», - это существование как таковое, без каких-либо свойств, признаков, конкретных форм его проявления. Такой подход к сущности бытия впервые появился в элейской философии, в частности, у Парменида, который одним из первых начал оперировать философскими категориями максимальной степени общности – «бытие» и «небытие». Содержание категории бытия невозможно раскрыть без указания на то, что именно обладает бытием; бытие (существование) всегда есть бытие чего-то. Модель « чистого бытия» настолько абстрактна, что оказалась мало пригодна для изучения и объяснения процессов и явлений реального мира.

Второй подход в трактовке сущности бытия также зародился в древней философии и был связан с поиском некой первопричины, некого первоначала всех явлений и процессов в мире. Такое первоначало позже получило в философии название «субстанция»).

Субстанциальный подход к трактовке бытия оказался более плодотворным, не случайно именно его придерживались в своей онтологии большинство философов. Именно в рамках субстанциального подхода был поднят вопрос о количестве субстанций (что привело к возникновению монизма, дуализма и плюрализма), о соотношении материальной и духовной субстанций (возникли материализм и идеализм).

30.Учение о материи в истории философии.Материя и дух,их единство и противоположность.

Понятие «материя» стало употребляться в качестве философской категории с глубокой древности для обозначения единого «первоначала», которое несотворимо и неуничтожимо, не зависит ни от людей, ни от богов.

Представители раннего материализма положили начало субстратному пониманию материи: она трактовалась ими как субстрат, то есть, материал, вещество, из которого состоит все существующее. Первоначально в качестве материи рассматривали какое-либо чувственно- воспринимаемое природное явление.позже античные атомисты (Демокрит, Эпикур) субстратом, из которого состоят все тела, стали считать мельчайшие неделимые частицы атомы.

Субстратный подход к пониманию материи доминировал в науке и материалистической философии вплоть до конца ХIХ века. Однако открытия в физике на рубеже ХIХ – ХХ веков (радиоактивность, делимость атома, и др.), показали ограниченность субстратной концепции материи, в рамках которой под материей понимается фактически один из ее видов (например, сегодня это – элементарные частицы, кварки). В Новое время сложился гносеологический подход к определению материи, в рамках которого материальным объявлялось все, что существует объективно, то есть независимо от человеческого сознания, и что является источником наших ощущений (напр., П.Гольбах). Позже, развивая эти идеи, В.Ленин сформулирует определение материи как «объективной реальности, данной нам в ощущениях».

Сегодня возникла еще одна, так называемая «атрибутивная» концепция материи. Под атрибутом в философии и науке понимают необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта. Атрибутивными свойствами бытия в философии считаются движение, пространство и время.

В рамках атрибутивной концепции материю предлагают рассматривать не как носитель атрибутов, а как их совокупность. То есть, материя – не что-то существующее отдельно от движения, пространства и времени, а система всех этих атрибутов, взятая как целое.

Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них

Понятие «материя» выполняет ту же функцию, что и понятие «бытие»:, она может рассматриваться в качестве своеобразного обоснования существования не только материального мира, но и духовного.

Материя неисчерпаема, то есть многообразие конкретных объектов, в которых она существует, бесконечно. Прежде всего, можно говорить о строении материи на уровне неживой и живой природы

Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожаемость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д. . Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами. К ним относятся движении, пространство, время.

Дух - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный дух - душа или дух в себе, для себя, как таковой. Объективный дух - сфера права. Он является свободным волеизъявлением, а система права - царство свободы. Находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, обществе и государстве. Абсолютный дух - вечно действительная истина. Проходит три степени развития: искусство , религия ,философия. Идея познает саму себя, возвышается до чистого принципа, соединяя концепцию абсолютной идеи с ее началом. Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю».

31.Принцип материального единства мира и учение об иерархии структурных уровней материи.

учение о структурных уровнях материи.

Окружающий нас материальный мир можно разделить, во-первых, на микромир, макромир и мегамир, каждый из которых, в свою очередь, включает в себя различные уровни организации материального бытия:

- в неживой природе: 1)субмикроэлементарный уровень 2)микроэлементарный

3) ядерный 4)атомарный, 5)молекулярный, 6)уровень макротел, 7) планетарный, 8) галактический, 9) сверхгалактический или мегагалактический, 10) Вселенная в целом;

- в живой природе: 1) доклеточный 2)клеточный, 3) уровень многоклеточных организмов, 4) уровень видов и популяций, 5) уровень биоценозов 6) биосфера в целом;

- в социально-организованной материи: 1) человек (индивид), 2)семья и другие малые социальные группы, 3) большие социальные группы 4) человечество в целом.

Необходимо иметь в виду, что предложенная иерархия структурных уровней не закончена и несовершенна

Учение о материи как субстанции и ее структурных уровнях играет большую роль в обосновании принципа материального единства мира, или материалистического монизма, поскольку рассматривает все, что нас окружает, как то, или иное проявление материи или ее свойств (так, сознание в рамках материализма трактуется как свойство высокоорганизованной материи – мозга). Объединяя все мироздание в единое и взаимосвязанное целое, принцип материального единства мира играет большую методологическую роль в развитии современной науки, позволяя, например, отсеивать гипотезы, предлагающие сверхъестественное объяснение непонятным или малоизученным феноменам, оставляя их «открытыми» для изучения последующим поколениям ученых.

32.Философское учение о движении.Движение и покой.

В философии под движением понимается всякое изменение, изменение вообще (перемещение в пространстве, взаимодействие объектов, изменение их свойств, рост и размножение живых организмов и т.п.).

Понятие «движение» в философии всегда рассматривалось вместе с понятием «покой». Вопрос о соотношении движения и покоя занимал

значительное место уже в онтологических учениях античности.Так, если представители ионийской ветви древнегреческой философии (напр., Гераклит Эфесский) считали движение абсолютным в силу наблюдаемой изменчивости мира, то философы элейской школы (напр., Парменид, Зенон) настаивали на иллюзорном характере движения, логически обосновывая его невозможность в силу того, что при попытках мыслить движение, мы впадаем в противоречие.

Движение имеет противоречивый характер, поскольку любое изменение сочетается с сохранением того, что изменяется, следовательно, помимо движения существует и покой как отсутствие изменений, как устойчивость, как сохранение какого-либо состояния, достигнутого в процессе изменения объекта.

Современная философия диалектически подходит к проблеме соотношения движения и покоя, отмечая, что:

- движение и покой взаимосвязаны, ибо любое изменение включает в себя элемент устойчивости

- движение – абсолютно, а покой – относителен. Абсолютность движения означает его атрибутивность, иначе говоря, движение – неотъемлемое свойство всех видов бытия, оно вечно, универсально, постоянно.

Относительность покоя как особого момента устойчивости в цепи изменений материального объекта проявляется во временном отношении: рано или поздно он нарушится и данный объект станет иным.

Наличие в абсолютном потоке движения и изменчивости моментов покоя и устойчивости делает возможным существование всех вещей и явлений.

Впервые учение о формах движения разработал Ф.Энгельс. Главные его идеи состояли в следующем:

- движение осуществляется в определенных формах (типах движения), которые качественно различны и не сводимы друг к другу;

- каждая форма движения связана с определенным типом ее материального носителя и осуществляется по специфическим для данной формы законам;

- формы движения материи отличаются по степени сложности, причем «высшие» возникают на основе «низших»;

- формы движения материи при определенных условиях могут переходить, «превращаться» друг в друга;

- классификация форм движения материи является основой для классификации наук.

Ф.Энгельс выделил пять основных форм движения: механическое движение как простейшее; физическое движение; химическое движение; биологическое движение и социальное движение .

Сегодня, уточняя концепцию Энгельса, отмечают, что, во-первых, механическую форму движения нельзя принимать за «простейшую» в процессе эволюции материальных систем. Во-вторых, понятие «физическая форма движения» охватывает множество различных процессов в микро, макро

и мегамире, поэтому правильнее говорить о «физических движениях». В-третьих, наука открывает все новые формы движения. Однако, дело не в перечислении форм движения, а в понимании их роли и взаимосвязи в ходе эволюции.

Формы движения взаимосвязаны не только исторически как этапы эволюции. Высшие формы движения включают в себя низшие, но не сводимы к ним.

33.Проблема пространства и времени в философии и естествознании.Субстанциальная и реляционная концепции.

Под пространством понимают протяженность предметов и их расположение относительно друг друга.

Под временем понимается длительность процессов, их последовательность а также скорость их протекания.

Явление, изучаемое с точки зрения его пространственных свойств, есть предмет (нечто неизменное), а явление, изучаемое с точки зрения его временных свойств, есть процесс (нечто изменчивое).

В истории философии обсуждение темы пространства и времени привело, прежде всего, к вопросу об их онтологическом статусе.

Для субъективного идеализма пространство и время – субъективны и являются элементами субъективной реальности, то есть, человеческого сознания. Объективный идеализм и религиозная философия признавали объективный, независимый от человеческого сознания, статус пространства и времени, но связывали их существование с процессом творения мира (Богом, Абсолютной Идеей и т.п.).

Материалистические учения рассматривали пространство и время как элемент объективной реальности, связывая их, так или иначе, с сущностью бытия. В понимании характера этой связи исторически сложились два подхода: субстанциальный и реляционный.

При субстанциальным подходе (исторически первом) пространство и время рассматривались как самостоятельные субстанции, несвязанные друг с другом и с материей.

В ХУП веке субстанциальная трактовка пространства и времени получила дополнительное обоснование в классической механике и надолго утвердилась в европейской науке и философии. Введение Ньютоном понятий «абсолютного времени» и «абсолютного пространства» означало закрепление за ними статуса полной объективности и независимости от бытия (от материальных предметов и явлений.Кризис субстанциальных представлений о пространстве и времени наступил в период революции в физике конца Х1Х - начала ХХ века, когда для объяснения нового класса

изучаемых объектов (элементарных частиц) на смену ньютоновской классической механике пришла квантовая механика, появилась теория относительности, утвердились неэвклидовы формы геометрии. Это привело к формированию реляционного подхода к пространству и времени. Общая теория относительности, показала зависимость пространственно-временных параметров от скорости движения материального объекта. В общей теории относительности пространственно-временные параметры зависят от силы притяжения и изменяются вблизи мощных гравитационных объектов во Вселенной .Таким образом, реляционная концепция рассматривает пространство и время как неотъемлемые и взаимосвязанные атрибуты бытия, или, в терминологии философского материализма, как формы существования материи, которые отдельно от нее не существуют.

существуют многообразие причинно-временных явлений. Поэтому в современной онтологии возникло учение о различных видах пространства и времени, в рамках которого предлагается различать:

- физическое пространство и время, присущие объектам, изучаемым современной физикой и связанные с физическими формами движения материи.

- химическое пространство и время - та часть физического пространства и времени, в котором существуют и протекают химические процессы.

- биологическое пространство и время – термины, появившиеся с развитием биологии для выражения параметров, в которых существуют и протекают биологические процессы. - социальное пространство и время – понятия, активно «работающие» в современном социальном познании. Социальные способы организации пространства и времени появились с возникновением общественной жизни. Специфика социального пространства и времени связана с наличием в них целей, идей и идеалов, то есть, социальные пространство и время наделяются смыслами, которые привносит в них человек как активный субъект социокультурной деятельности. Понятие «социальное время» позволяет более глубоко осмыслить проблему темпов развития различных государств, которые неравномерны , поставить вопрос о направленности развития (прогресс, регресс или застой), принять решение об ускорении общественного развития и т.п.

Возникновение в рамках реляционного подхода многочисленных концепций пространства и времени привело к выводу о необходимости различать:

- реальное пространство и время как объективную реальность, как объективно существующие атрибуты бытия;

- перцептуальное пространство и

- концептуальные пространства и время

34.Развиие и прогресс.Диалектическая концепция развития.

С понятием «движение» тесно связано понятие развития, поскольку развитие – это один из видов движения.

Развитием называется необратимое, закономерное, направленное изменение объектов. 1. Развитие необратимо 2.Развитие закономерно, то есть протекает по определенным законам. философия анализирует развитие с позиций универсальных (всеобщих) законов развития

Диалектическая концепция развития рассматривает развитие, во-первых, не как простое увеличение или уменьшение, а как единство количественных и качественных изменений. Во-вторых, с позиций диалектического подхода, развитие, по закону «двойного отрицания» проходит определенные этапы, обозначенные Гегелем как «тезис» – «антитезис» – «синтез». Каждый из них «отрицает» предыдущий, то есть новое преодолевает старое, но не уничтожает его полностью, что обеспечивает преемственность в процессе развития и возможность его продолжения. В-третьих, диалектика, опираясь на закон единства и борьбы противоположностей, трактует развитие как саморазвитие, обусловленное противостоянием противоположных сторон, тенденций, процессов, присущих всем без исключения объектам действительности.

В настоящее время в понимании диалектического характера процессов развития большую роль играет синергетика – наука, возникшая в 60-е гг. ХХ века, основателями которой считаются И.Пригожин (Бельгия) и Г.Хакен (Германия). Синергетика изучает процессы самоорганизации и саморегуляции открытых систем, то есть систем, обменивающихся с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Возникнув первоначально как новое направление в научных исследованиях, синергетика совершила «революционный переворот» в науке, став основой современной постнеклассической, «синергетической» парадигмы, в рамках которой объекты научных исследований рассматриваются как исторически развивающиеся системы.Считается, что концепция самоорганизации открытых систем является сегодня естественнонаучной основой диалектических представлений о развитии.

3. Развитие имеет направленность

Прогресс– тип направления развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному. Противоположный тип направленности развития - регресс, содержанием которого являются процессы деградации, моменты застоя в развитии, возврата к изжившим себя формам и структурам.

Для определения направленности развития необходимо установить критерии прогресса, то есть указать признаки, на основании которых

производится оценка развития как «прогрессивного» или «регрессивного». Сложность решения данной проблемы обусловлена двумя обстоятельствами:

- поскольку понятие «развитие» не применимо к миру вообще, который изменяется, движется, а развиваются только отдельные его системы, постольку и понятия прогресс и регресс применимы только к отдельным процессам и явлениям;

- в силу многообразия процессов развития невозможно найти единый, универсальный объективный критерий прогресса

Однако в мире нет прогресса и регресса в чистом виде. Отдельные регрессивные изменения могут происходить при общем прогрессивном развитии системы и наоборот.

35.Детерменизм и индетерменизм.Закон причинности.

Наряду с принципом развития важнейшим принципом диалектического понимания бытия является принцип всеобщей связи явлений, постулирующий универсальную взаимосвязь и взаимозависимость всех процессов и явлений бытия.

Философские понятия, отражающие универсальные связи бытия, образуют две группы онтологических категорий, первая из которых раскрывает тип организации бытия, его структуру, вторая – детерминации бытия, его упорядоченность и обусловленность. К первой группе категорий бытия относятся: единичное и общее, содержание и форма, часть и целое, система и элементы и др.

Единичное и общее – категории, раскрывающие факт существования бытия в виде отдельных объектов и одновременно наличие в любом из них свойств, совпадающих с другими объектами. Содержание и форма - категории, выражающие наличие в каждом объекте двух взаимосвязанных сторон. Часть и целое – это категории, выражающие отношения между совокупностью элементов и связью, которая объединяет их в один объект и приводит к появлению у него новых свойств и закономерностей, отсутствующих у отдельных элементов. Категории часть и целое связаны с такими понятиями как система и элементы.

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Элемент – простой, неразложимый в данной системе компонент сложных объектов, который связан с другими элементами в системный комплекс. Структура – это относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого, это внутренняя упорядоченность элементов и их взаимодействий, которая определяет качество объекта.

Вторая группа онтологических категорий, куда относятся: сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность и др., раскрывает универсальные связи детерминации бытия, его обусловленности и

упорядоченности, позволяя в своей совокупности обосновать две важнейших онтологических идеи: принцип детерминизма и идею закономерности (закона).

Детерминизм –философское учение о закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, концепция противоположная детерминизму носит название «индетерминизм».

Основой принципа детерминизма является учение о причинности, то есть такой связи между явлениями, когда одно явление (причина) при определенных условиях порождает другое явление (следствие).

Причинно-следственная связь – это генетическая связь и носит необратимый характер. Современный детерминизм базируется на признании многообразия причинно-следственных связей: как необходимых, закономерных, так и случайных.

36.Необходимость и случайность.Понятие закона.

Необходимость и случайность - философские категории, выражающие различные степени детерминированности явления. Необходимость порождается главными, постоянно действующими причинами и характеризуется строгой однозначностью и определенностью, а зачастую, даже неизбежностью возникновения события. Случайность так же причинно обусловлена, но порождается непостоянными, незначительными, побочными для данного явления причинами .

Необходимость и случайность взаимосвязаны: то, что в одном аспекте выступает как необходимость, в другом является случайностью. Как отметил Гегель, случайность – форма проявления необходимости, а необходимость включает в себя случайность. Между тем, многие философы прошлого абсолютизировали необходимость и отрицали существование случайности. Например, Демокрит отрицал наличие в мире случайных причин, полагая, что люди называют случайным то явление, причина которого им не известна. Подобную точку зрения разделяли многие мыслители Нового времени (напр., Б.Спиноза, П.Гольбах). В этот период получил распространение «лапласовский» механистический детерминизм который полагал причинную связь однозначной, необходимой и постоянной. Закономерным следствием отрицания случайности и абсолютизации необходимости является фатализм– учение о всеобщей предопределенности явлений .

Закон – это объективная, необходимая, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь между явлениями. Таким образом, характерными чертами закона являются:

- объективность

- необходимость

- существенность

- устойчивость и повторяемость

По основным видам бытия выделяют:

- законы природы

- социальные закономерности

- законы человеческого мышления, изучаемые логикой.

По степени общности законы бывают:

- частные

- общие

- всеобщие

По характеру связей выделяют:

- законы развития

- законы структурно-функциональные

По специфике детерминации законы делятся на динамические и статистические.

37.Сознание,его структура,происхождение и сущность.Индивидуальное и общественное сознание.

проблема происхождения сознания. Все многообразие точек зрения на эту проблему, которые сложились в истории философии можно свести к трем основным:

1. Источник человеческого сознания - некая надмировая духовная сущность

2.Сознание, отождествляясь с понятиями «душа», «духовное начало», рассматривается как неотъемлемый элемент мироздания

3. Сознание как высшая форма отражения действительности.В ней появление сознания рассматривается не как результат эволюции материи как таковой, а как итог развития всеобщего свойства материи – отражения.

в современной философии при обсуждении проблемы сознания, предпочитают ограничиваться биологическими предпосылками сознания, анализируя психические формы отражения в живой природе

Сознание человека творчески активно; человек, в отличие от животных, способен оперировать абстракциями, обладает логическим мышлением.

— Сознание человека конструктивно

— Сознание человека целесообразно и целенаправленно

— Сознание человека обладает самосознанием.

— Сознание человека универсально по форме и объективно по содержанию.

— Сознание человека как высшая форма психического отражения появляется в ходе антропогенеза в результате трудовой деятельности, развития социальных связей и языка (см. 3.5.2). Сознание - социальное явление, как в историческом аспекте его возникновения, так и в процессе формирования сознания индивида.

В философии одним из основных аспектов прояснения сущности сознания является вопрос об его онтологическом статусе: является ли сознание самостоятельной субстанцией или нет?

Субстанциональность сознания обосновывали, так или иначе, все религиозно-идеалистические учения, отождествляя, понятие «сознание» с понятием «душа» (духовная субстанция). На субстанциональности сознания настаивали и представители дуализма (например, Р.Декарт).

В рамках материалистического подхода сознание, так или иначе, связано с материальными явлениями и процессами, что позволяет получать информацию о нем через их изучение.

Современный материализм анализирует связь сознания с материей в следующих основных аспектах:

- онтологический аспект – во-первых, как особый вид бытия (идеальное бытие, см. 3.1.1), во-вторых, как свойство высокоорганизованной материи – мозга;

- гносеологический аспект - как отражение объективной реальности в виде субъективных идеальных образов

- генетический аспект - как результат развития психики животных в процессе биологической эволюции и антропосоциогенеза;

- социокультурный аспект - как социальное явление, продукт исторического развития общества и культуры;

- функциональный аспект – как объективация идеальных образов сознания в речи, в человеческой деятельности, в предметах и явлениях материальной и духовной культуры.

Особенно важной характеристикой сознания считается его «идеальность». С идеальностью сознания тесно связана такая его характеристика, как субъективность. Сознание – это всегда чье-то сознание, то есть имеет конкретного материального носителя – субъекта. При этом нейрофизиологические процессы, протекающие в мозгу человека – объективны, поддаются научному исследованию как элемент объективной реальности, а содержание мыслей – субъективно, принадлежит внутреннему миру субъекта и включает в себя в свернутом виде всю его уникальную и неповторимую жизнь.

Как идеальная и субъективная реальность сознание функционирует и развивается по иным законам, нежели материальный объективный мир;

В последнее время в науке и философии получает признание информационный подход к интерпретации сознания, в рамках которого идеальные, субъективные образы сознания трактуются как особые способы получения, хранения и переработки информации, а нейрофизиологические процессы – как материальные носители этой информации. С этой позиции, например, влияние мыслей и сопутствующих им чувств и настроений на состояние организма человека интерпретируется как информационное управление: мысль воздействует на тело человека не сама по себе, а через нейрофизиологические процессы, которые являются ее материальными носителями.

В структуре сознания обычно выделяют познавательную, эмоциональную, волевую и аксиологическую сферы, а также самосознание.

Познавательная (когнитивная) сфера сознания связана с выполнением важнейшей функции сознания – информационно-ориентировочной. Познавательная сфера включает в себя различные познавательные способности человека ,память, которая обеспечивает хранение полученной информации и внимание, которое позволяет сознанию сконцентрироваться на определенном объекте или проблеме.

Эмоциональная сфера включает в себя чувства и аффекты – кратковременные, но сильные и бурно протыкающие переживания .

Волевая сфера сознания - это, прежде всего, воля – способность человека осуществлять свои желания, добиваться поставленных целей; сюда же относят мотивы, потребности, интересы человека, которые «включают» механизм волевых усилий.

Аксиологическая (ценностная) сфера включает в себя усвоенные человеком в процессе социализации, а также выработанные самостоятельно и закрепленные личным жизненным опытом ценностные представления и ценностные ориентации .

Самосознание - осознание человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов своего поведения и т.п. Словом, самосознание – это сознание, направленное само на себя. Самым высоким уровнем самосознания является понимание своего «Я» как индивидуального явления, своей неповторимости, уникальности. Все перечисленные выше структурные элементы сознания взаимосвязаны и участвуют в деятельности сознания: вначале человек осознает свои ощущения, формирует представления о ситуации, наполняет и те, и другие определенным значением и смыслом, испытывая при этом чувства и эмоции. Потом ощущения и представления обрабатываются идеями – знанием о сущности бытия, с использованием знания методов мышления. Волевая энергия побуждает человека воплощать эти знания в действия при регуляции их ценностными представлениями. Затем результаты вновь оцениваются, и действия корректируются.

Вопрос о сущности сознания предполагает прояснение его связи с бессознательным. Под бессознательным в широком смысле слова понимается совокупность психических процессов и состояний, не охваченных сознанием субъекта. «Сознательное и бессознательное» стали важными философскими категориями в связи с возникновением, развитием и широким распространением философии психоанализа. именно работы З.Фрейда, К.Г.Юнга, Э.Фромма и др. придали проблеме бессознательного в человеке статус развернутых теоретических концепций .

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как

сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.

Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Особенностью общественного сознания - оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.

38.Мышление и язык.Основные функции языка.

На взаимосвязь сознания и языка процессе эволюции обращал в свое время внимание Ф.Энгельс. В работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» он отмечал, что на сознании «с самого начала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков - словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание…».

Сознание человека органически связано с языком как способом своего существования. У человека в дополнение к первой сигнальной системе складывается вторая сигнальная система – речь, язык, специфически человеческая система связи, общения, передачи информации. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что слова обозначают отдельные предметы, их свойства, отношения.

В языке следует различать идеальное содержание (информацию) и ее материальный носитель. В рамках современно знаковой концепции языка материальный носитель информации (слово) обозначается термином «знак», а его идеальное содержание - «значение знака».

Знак – это материальный, чувственно-воспринимаемый объект, который несет в себе некую информацию.

Искусственные языки были созданы специально: системы символов для записи химических реакций, математические символы, ноты для записи мелодии.Основное достоинство искусственных языков состоит в том, что в них за каждым знаком закреплено совершенно определенное значение, исключающее двусмысленность и неопределенность, что особенно важно в научном познании. Знаки (слова) естественных языков, которые прошли длительный путь исторического развития и продолжают меняться как любое естественное, «живое» явление, многозначны.

функции. Они является способом хранения и передачи социальной информации, средством общения, средством управления поведением человека, средством выражения и объективации идеального, орудием мышления.

На связь мышления и языка следует обратить особое внимание

39.Проблема познания и познавательные способности человека.

Познание - это общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают

цели и мотивы человеческих действий. Особенность человеческого познания — его осознанность. При анализе процесса познания в его структуре выделяются два главных элемента: субъект и объект познания.

Субъект познания – это активный элемент познавательного процесса, источник познавательной активности, тот, кто осуществляет процесс познания. В качестве субъекта познания может выступать отдельный человек, как социальное существо.,общество в целом

Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. объект познания составляет только часть реальности, это та часть мира, с которой субъект познания вступил в практически-познавательные отношения.

Понятия «субъект» и «объект» познания соотносительны, поскольку и индивид, и коллектив, и общество в целом являются не только субъектами познания, но могут выступать как объекты познания (и самопознания).

Процесс познания – это процесс отражения действительности в сознании человека, но это не пассивное, зеркальное отображение видимого мира. В современной гносеологии принцип отражения сочетается с принципом деятельности. Познание во многом определяется и регулируется потребностями человека, его эмоциями и интересами, ценностными ориентациями.

Мысль человека в процессе познания способна проникнуть в сущность вещей и явлений, конструировать мысленные образы предметов, не существующих в реальности, предвидеть ход природных и социальных процессов (так называемое «опережающее отражение).

Основой познания является общественно-историческая практика: познание возникло как средство достижения целей, которые субъект познания ставил перед собой в трудовом процессе. Итак, познание – это активный процесс отражения объекта субъектом, который более точно было бы назвать процессом взаимодействия субъекта познания и объекта познания.

40. Формы чувсвенного и рационального познания.

философы выделили две основные формы, в которых сознание человека фиксирует результаты познавательной деятельности: чувственно-наглядные образы и абстрактные идеи. Этим двум формам знаний соответствуют два основных процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности человека:

- чувственное познание – процесс возникновения чувственно-наглядных образов и оперирование ими;

- рациональное познание – процесс формирования абстрактных идей, понятий и оперирующий ими процесс абстрактного (логического) мышления.

Чувственное познание - это активное отражение объекта познания с помощью органов чувств. Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление.

Ощущение – это отражение отдельного свойства объекта при его непосредственном (или опосредованном приборами) воздействии на органы чувств. Ощущения – основной канал получения информации о внешнем мире. Ощущения – субъективны, поскольку не существуют в отрыве от субъекта (человека), зависят от состояния его нервной системы, органов чувств, организма в целом, он профессии человека (есть данные, что ткачи различают до 40 оттенков черного цвета). В современной науке и философии принято трактовать ощущения как субъективный образ объективного мира, подчеркивая то обстоятельство, что субъективность – не препятствие для познания, а лишь форма, в которой отражается реальность в сознании человека. На основе ощущений как исходной формы чувственного познания формируются более сложные формы чувственного отражения – восприятия и представления.

Восприятие – это целостное чувственно-образное отражение объекта при его непосредственном (или опосредованном приборами) воздействии на органы чувств.

Специфика восприятия в отличие от ощущения состоит в следующих его особенностях:

- восприятие представляет собой целостный образ предмета, а не просто сумму его отдельных свойств;

- восприятие носит избирательный характер

- восприятие имеет осмысленный характер

Как и ощущения, восприятия субъективны

Представление – это наглядный образ предмета, не воздействующего в данный момент на органы чувств человека.

Рациональное познание — более сложный, чем чувственное познание способ отражения действительности посредством логического мышления. Основными чертами логического мышления являются его непротиворечивость, последовательность, определенность, обоснованность. С его помощью человек может выйти за пределы чувственного опыта и познать то, что в нем непосредственно не дано (например, сущность процессов и явлений).

Особенности рационального познания:

- это опосредованное отражение, поскольку разум связан с внешним миром через органы чувств; ощущения, восприятия и представления - исходный материал для логического мышления;

- это обобщенное отражение действительности: сравнивая и анализируя данные чувственного познания, мышление выделяет общие признаки и свойства у различных предметов;

- это абстрактное отражение, поскольку процесс обобщения сопровождается процессом отвлечения, абстрагирования (лат. abstrahere – отвлекать) от всего несущественного для данного класса предметов;

- это глубокое отражение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений.

Основными формами рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это мысль о предмете, воспроизводящая его существенные свойства и признаки.

Суждение – это мысль, где посредством одного или нескольких логически связанных между собой понятий нечто утверждается или отрицается о познаваемом объекте.

Умозаключение – это способ мышления, это логическое рассуждение, когда на основе двух или более суждений по законам логики выводятся другие суждения.

Интеллект (умственная способность) рассматривается как способность к мышлению, как универсальную тренированность мозга. Под мышлением (умственной активностью), напротив, понимается та конкретная деятельность, которая производится носителем интеллекта. Интеллект и мышление не являются изолированными формами познания, в процессе познания между ними постоянно осуществляется взаимосвязь.

Чувственное и логическое познание – основные формы познавательной деятельности человека. Однако существенное значение для постижения истины играют такие познавательные способности человека, как вера и интуиция.

Вера – это состояние субъекта познания, при котором отдельные элементы знания принимаются личностью без размышлений и доказательств. Веру обычно делят на религиозную и нерелигиозную. Интуиция - это непосредственное, без логического обоснования, постижение истины, основанное на предшествующем опыте и знаниях субъекта.

С понятием интуиции тесно связано понятие творчества.

41.Практика и познанание.Формы и функции практики в познании.

Практика - это деятельность людей, направленная на изменение окружающего мира. Основными видами практики являются:

- материально-производственная практика (деятельность людей в области промышленного производства и в сфере сельского хозяйства);

- социальная практика (деятельность людей по изменению общественных отношений: реформы, революции, классовая борьба и т.п.);

- научная практика (познавательная деятельность: наблюдение, эксперимент).

Практика неразрывно связана с познанием и выполняет по отношению к нему определенные гносеологические функции.

Практика – источник познания, его цель и движущая сила. Практика ставит цели познанию, направляет его на решение назревших и наиболее актуальных для человечества задач

Практика не только ставит цели, но помогает правильно определить объект исследования, понять, что в нем наиболее существенно и важно на данном этапе. Практика поставляет познанию основные материальные средства исследования и тем самым определяет его конкретные возможности и границы.

Практика выступает и как источник всех фактических данных. Она непосредственно включается в познавательный процесс в форме наблюдения, предметного обследования, опроса, эксперимента.

Именно потому, что практика позволяет проверить и оценить результаты познания, она выступает как критерий истины. Характеризуя практику как критерий истины, следует подчеркнуть, что сама практика исторически ограничена

Границы истинностной оценки. Существуют продукты интеллектуальной деятельности человека, истинностная оценка которых невозможна. К ним относятся:

- представления людей о ценностях и идеалах (нравственных, художественных, социальных, политических и других);

- продукты художественного творчества, вымыслы и фантазии (если только они не выдаются автором за фотографически точное описание действительности);

- мировоззренческие положения (философские, религиозные), которые выдвигаются для объяснения действительности, но не могут быть в принципе верифицированы (подтверждены) или фальсифицированы

(опровергнуты), потому что ни логика, ни практика не способны дать для этого достаточно убедительного основания

42.Философское учение об истине.Проблема критерия истины.

Истина – это гносеологическая категория, которая характеризует отношение знаний к реальности, к объекту познания. Истина – это знание, соответствующее реальности, знание, представляющее собой правильное отражение действительности. В случае несоответствия знания действительности это будет заблуждение или ложь.

Заблуждение как непреднамеренное искажение действительности – неизбежный элемент познавательного процесса, вызванный исторической ограниченностью научного познания, неразвитостью научной практики. Ложь, в отличие от заблуждения, – это сознательное, преднамеренное искажение истины в корыстных целях, а распространение заведомо ложного знания является дезинформацией. Вся история человеческого познания – это история поиска истины и борьбы с ложью и заблуждениями.

Основателем трактовки истины как соответствия объекту познания считают Аристотеля. Такое учение в настоящее время называют классической концепцией истины или корреспондентной теорией истины.

Помимо классической концепции истины в философии существуют другие подходы к ее пониманию. В одних истинность знания связывают с его согласованностью, непротиворечивостью (когерентная теория истины), в других – с его практической полезностью (прагматическая теория). Однако истина остается истиной независимо от того, согласуется она с другими знаниями или противоречит им, полезна она или вредна.

В рамках классической концепции были выявлены основные свойства истины – это ее объективность, конкретность, абсолютность и относительность.

Объективность истины означает, что ее содержание должно соответствовать действительности и не зависит от познающего субъекта, от его мнения и желаний. понятие «истина» применяется только для

характеристики человеческих знаний.Объективные истины, которые мы постигаем – это человеческие истины.

Истина всегда конкретна. Соотнесение знаний с реальностью всегда осуществляется при определенных условиях. Поэтому нельзя говорить об истинности знания, взятого абстрактно, то есть без учета этих условий.

Всякая истина одновременно и относительна, и абсолютна. Необходимость различать понятия «относительная истина» и «абсолютная истина» связана с тем, что истинное знание соответствует предмету с разной степенью точности и полноты. Истина как цель познания и его результат не дается познающему субъекту сразу, полностью, в законченном виде.

Под относительной истиной понимается недостаточно точное и полное знание о предмете, то есть, знание, которое требует уточнения и дополнения в ходе последующего изучения данного явления. Относительность истины не обесценивает ее и не превращает в ложь или заблуждение.

Абсолютная истина - это точное, полное, законченное знание. Однако в реальности практически все истины имеют относительный характер, ибо они ограничены конкретными условиями изучения объектов и поэтому остаются в каких-то отношениях неточными и неполными. Но вместе с тем в каждой истине есть элемент абсолютной истины, поскольку ее достаточно для решения некого конкретного вопроса. Эта «крупица» абсолютной истины и есть то, что придает относительным истинам объективный характер.

Иногда под абсолютной истиной понимают исчерпывающие знания обо всем, что существует в мире. Однако абсолютная истина в этом смысле слова есть лишь предел, к которому человеческое познание способно только бесконечно стремиться, никогда не достигая его, поскольку движение к абсолютной истине в указанном смысле нельзя представлять в виде простого суммирования бесконечного числа относительных истин.

Для диалектического понимания истины в равной степени неприемлемы как догматизм, возводящий какие-то истины в абсолют, так и релятивизм, отрицающий в наших знаниях что-либо абсолютное (следовательно, и объективное). Релятивизм в вопросах истины – это путь к скептицизму (всеобщему сомнению) и агностицизму (отрицанию познаваемости мира).

Одной из важнейших проблем в гносеологии является проблема критериев истины, то есть способов, по которым можно отличить истинные знания от заблуждений или ложных представлений.

В познании применяются различные критерии истины. Среди них выделяется логический критерий, под которым понимается логическая последовательность мысли, ее строгое следование законам и правилам формальной логики. Выявление логических противоречий в рассуждениях или в структуре концепции становится показателем ошибки или заблуждения. Однако наиболее важным критерием истины считается практический критерий.

43.Многообразие видов познавательной деятельности человека.Специфика научного познания.

Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний, а также совокупный результат этой деятельности. Научное познание следует отличать от других способов и форм познавательной деятельности: от обыденного, философского, эстетического, религиозного, лженаучного, антинаучного и т.п.

Основными отличительными чертами науки являются:

1. Объективность. Наука призвана дать объективное знание, обезличенное и общезначимое, то есть знание, максимально очищенное от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений.

2) Точность, однозначность, логическая строгость научного знания, оно должно исключать всякую двусмысленности и неопределенность. Поэтому наука использует специальные понятия, создает свой категориальный аппарат. Категории и понятия научного языка имеют точный смысл, определения.

3)Системность. Различные элементы научного знания представляют собой не сумму разрозненных фактов и сведений, а логически

упорядоченную систему понятий, принципов, законов, теорий, научных задач, проблем, гипотез, логически взаимосвязанных, определяющих и подтверждающих друг друга. Системность научного знания предполагает логическую взаимосвязь и единство не только в рамках от дельных наук, но и между ними, что и создает основу для научной картины мира как целостного образования.

4) Обоснованность, воспроизводимость и проверяемость всех элементов научного знания. Для этого наука использует специальные методы исследования, логику и способы обоснования и проверки истинности знания. Видом обоснования в науке является доказательство. также для получения новых знаний, наука использует специальную аппаратуру. Многие науки современности просто не могут существовать и развиваться без специальной техники научных исследования, от совершенствования которой во многом зависит прогресс научного познания в данной сфере.

5) Предметность. Научное знание предметно, то есть каждая конкретная наука постигает не все законы изучаемого объекта, а только некоторые из них.

6) Абстрактность. Предметы изучения науки носят абстрактный характер, поскольку являются результатом обобщения .Абстрактные объекты научных исследований – это обобщенные образы реальных объектов, имеющие только те признаки, которые присущи всем объектам данного класса.

7) Наука имеет свои идеалы и нормы научной деятельности. Они составляют основание этики науки и регулируют научную деятельность.

8) В связи с этим наука обладает определенной рациональностью – относительно устойчивой совокупностью правил, норм, стандартов, эталонов, ценностей духовной и материальной деятельности, принимаемых и одинаково понимаемых всеми членами общества. Научная рациональность носит конкретно-исторический характер и как бы задает границы того, что считается «научным», а что – «ненаучным» в тот или иной период.

9) Наука практична, то есть, научное знание, в конечном счете, предполагает его практическое применение.

10) Наука ориентирована на предвидение: раскрывая закономерности функционирования и развития изучаемых объектов, она создает возможность прогнозировать их дальнейшее развитие. Кроме того, наука ориентирована на получение знаний о будущих, вероятных, новых объектах исследования.

В обществе увеличивается разнообразие потребности, а значит, и деятельность становится более разноплановой и разнообразной.

В общем смысле выделяют практическую деятельность человека (преобразование реальных объектов) и духовную (изменяющую сознание людей).

В формате истории и исторического развития можно выделить созидательную или разрушительную деятельность. А также прогрессивную деятельность (направленную на прогресс - изменения) и реакционную (консервативную).

По формам объединения людей - это будет массовая, коллективная или индивидуальная деятельность.

В зависимости от сферы - это будет политическая, экономическая, религиозная и др. деятельность.

В соответствии с правилами установленными обществом и ценностями общества можно выделить законную/незаконную, моральную/аморальную деятельность.

По новизне целей и способов достижения можно определить деятельность как однообразную, монотонную, шаблонную или наоборот творческую, инновационную. Чем больше в деятельности правил и инструкций, тем ближе она к первому полюсу, чем больше свободы

44.Эмпирический уровень научного познания. Методы эмпирического исследования.

Эмпирическое исследование представляет собой непосредственное или опосредованное (через приборы) изучение и описание явлений, то есть, оно предполагает контакт исследователя с существующими вне его сознания объектами. Главной задачей в эмпирическом познании является получение научных фактов. С этой целью наука использует разнообразные методы эмпирического исследования: сбор геологических образцов, археологические раскопки, изучение исторических документов, социологические опросы, анкетирование и пр. Однако основными эмпирическими методами познания являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – это метод изучения процессов и явлений в их естественном виде. В процессе наблюдение исследователь не вмешивается в ход их функционирования и развития. Он не меняет условий их существования, никак на них не воздействует (классический пример – наблюдение астронома за звездами). Вместе с тем, научное наблюдение – это целенаправленное и специально организованное восприятие явлений. Главное требование к научному наблюдению – объективность и точность даваемых им сведений.

Эксперимент, в отличие от наблюдения, предполагает управляемое и контролируемое воздействие на изучаемый объект с целью получения информации о нем, при котором объект может изучаться в искусственно созданных условиях.

В зависимости от цели, поставленной экспериментатором, различают следующие виды экспериментов: измерительные, проверочные, поисковые и контрольные .

Итогом наблюдений и экспериментов, а также других эмпирических методов познания, должно быть установление научных фактов. Однако, содержание научного факта, как правило, не сводится просто к фиксации данных наблюдений или эксперимента. Эти результаты должны повторяться (воспроизводиться) в одних и тех же условиях у достаточно многих представителей научного сообщества. К числовой фиксации таких результатов может применяться статистическая обработка. Для выражения факта применяется специальный эмпирический язык науки. В гуманитарных науках факты могут быть наполнены определенным ценностным смыслом, то есть проходят социально-политическую или индивидуальную, личностную оценку.

Таким образом, научные факты представляют собой особое знание, основанное на логическом осмыслении данных наблюдения и эксперимента и их интерпретации в свете каких-то теоретических предпосылок. эмпирические факты «теоретически нагружены». Смена научных теорий часто приводит и к изменению фактологического базиса науки.

Накапливая факты и подвергая их систематизации, классификации, обобщению, ученые находят зависимости между ними – эмпирические законы или закономерности. Однако эмпирический уровень познания не выходит за рамки эмпирического описания явлений и не объясняет их сущности. Объяснение найденных эмпирических фактов и закономерностей требует перехода на более высокий, теоретический уровень научного познания.

45.Теоретический уровень научного познания.Методы теоритического исследования.

теоретический уровень научного познания.

Теоретическое знание, в отличие от эмпирического, строится умственным путем, при отсутствии контакта с изучаемыми объектами действительности. Теоретик работает не с самими объектами, а с их мысленными образами. Специфическим признаком теоретического познания является создание идеальных объектов, раскрывающих сущность наблюдаемых явлений. В процессе теоретического познания идеальные объекты различным образом комбинируются, и из них строятся мысленные модели изучаемых явлений.

Теоретическое исследование, направленное на объяснение эмпирических фактов и закономерностей, может развиваться двояким путем.

Первый путь - нефундаментальное теоретическое исследование. Оно состоит в том, что объяснение эмпирическим фактам ищется в уже имеющихся в науке теориях. Но когда на этом пути добиться успеха не удается, приходится вступать на второй путь – путь фундаментального теоретического

исследования, который связан с разработкой принципиально новой научной теории.

46.Научная теория:виды,структура,основные функции.

Научная теория – это логически упорядоченная система знаний о каких-либо явлениях, в которой строятся их мысленные модели и формулируются законы, объясняющие и предсказывающие наблюдаемые факты и закономерности. Теория – это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

В теориях часто употребляются теоретические понятия, обозначающие ненаблюдаемые мысленные «объекты». В структуре теории выделяют ряд элементов: принципы и законы, составляющие ядро научной теории, а также базовые понятия и категории, научные факты, формулы и теоремы, гипотезы.

Теория как наиболее сложная и наиболее развитая форма научного знания, выполняет целый ряд функций:

- объяснительную – выявляет причинно-следственные, существенные взаимосвязи и зависимости данного явления;

- синтетическую и системную – объединяет и систематизирует разрозненные знания об объекте в целостную систему;

- методологическую – на основе теории создаются новые подходы и методы изучения объекта;

- эвристическую (предсказательную) – на основании теории можно делать прогнозы о последующем развитии объекта;

- практическую – возможность практического применения нового знания; не случайно говорят, что «нет ничего более практичного, чем хорошая теория».

Существуют два основных метода построения научной теории: аксиоматический и гипотетико-дедуктивный.

Аксиоматический метод построения научной теории состоит в том, что за исходные положения теории принимаются не подлежащие доказательству аксиомы, а все остальные положения теории логически выводятся из аксиом по правилам дедуктивного вывода.

При гипотетико-дедуктивном методе построения теории она формулируется как система гипотез, из которых выводятся эмпирически проверяемые следствия.

Гипотеза – это вероятностная форма теоретического знания, представляющая собой научно обоснованное предположение, истинность которого не определена.

Научные гипотезы должны удовлетворять ряду методологических требований, которые не обеспечивают их истинность, но дают им «право» считаться научными формами знания.

Кроме того, на теоретическом уровне применяется целый ряд специфических методов научного познания: - формализация, идеализация, мысленный эксперимент, математическое моделирование и др.

Метод - это способ деятельности, совокупность приемов познания и преобразования действительности. метод – это совокупность правил, приемов, способов и лежащих в их основе идей и принципов, обусловленных объективными законами отражаемой действительности.

Отрасль знания, которая исследует методы, называется методологией. Осознанное применение методов в познании позволяет усилить познавательные возможности человека, направить и упорядочить процесс познания, обеспечить последовательное решение возникающих при этом задач.

Классификация методов научного познания может быть проведена по разным основаниям:

По характеру, основной роли в познании, а также по соотношению в их содержании общих идей, принципов и конкретных правил, методы можно разделить на следующие виды:

- методы-подходы

- методы-приемы

По степени общности можно выделить следующие методы:

- всеобщие

- общенаучные

- специфические

По функциональному назначению:

- методы эмпирического уровня научных исследований

- методы теоретического уровня научного познания

- эвристические методы

Знание и умелое применение методов позволяет существенно повысить результативность познавательной и практической деятельности, до минимума свести ошибки и заблуждения на пути добывания истинных знаний о мире.

47.Понятие общества как сложной самоорганизующейся системы.Взаимосвязь общества и природы.

Общество – это выделившееся из природы системное образование, представляющее собой совокупность исторически изменяющихся форм совместной жизнедеятельности людей.

Большинство концепций сущности общества и специфики общественных отношений можно разделить на три группы в зависимости от характера их подхода к анализу социальных явлений: на идеалистические, материалистические и натуралистические.

Идеалистический подход к анализу общественных явлений

С позиций «исторического идеализма» основой и главной причиной развития общества является духовное, разумное начало.

Материалистический подход к анализу общественных явлений предполагает, прежде всего, выделение в обществе двух классов явлений - материальных и духовных – и установления соответствующего взаимоотношения между ними.

Натуралистический подход, который называется также «географическим детерминизмом», рассматривает человеческое общество как естественное продолжение природных процессов и поэтому его развитие всецело определяется природными факторами

Таким образом, в социальной философии формируются основные теоретические позиции и подходы к изучению общества; её задачей является разработка общей теоретической концепции социальной реальности, на базе которой определяются объекты и методы исследования отдельных социальных наук.

историю человечества можно рассматривать как историю взаимодействия общества и природы, выделив в этом процессе четыре этапа.

Первый этап начинается с появления «человека разумного» и носит название «присваивающей экономики

Второй этап взаимодействия общества с природой – этап «производящей экономики»

Третий этап - «промышленной экономики»

четвертый - «коэволюционный этап» взаимодействия природы и общества (то есть этап их совместного и взаимозависимого развития).

Природную реальность (или просто природу в узком смысле этого термина) можно представить в виде некого множества материальных объектов, существующих в пространстве и развивающихся во времени долгое время вне и независимо от человеческого общества.

Социальная реальность это совокупность общественных явлений, которые выступают по отношению к членам общества как

надындивидуальные, объективно сложившиеся обстоятельства их существования.

48.Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

Понятие «сфера общественной жизни» есть не более чем абстракция.

Выделяют следующие сферы жизни общества: экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая сфера характеризуются следующими параметрами:

- это необходимая для нормального функционирования общества область деятельности людей, посредством которой удовлетворяются их определенные потребности;

- каждая сфера характеризуется определенными общественными отношениями, возникающими между людьми в процессе определенного вида деятельности (экономической, социальной, политической или духовной);

- как относительно самостоятельные подсистемы общества сферы характеризуются определенными закономерностями, по которым они функционируют и развиваются;

- в каждой сфере формируется и функционирует совокупность определенных учреждений, которые создаются людьми для управления данной социальной сферой.

Экономическая сфера жизни общества - определяющая, названная К.Марксом базисом общества (то есть его фундаментом, основой). Она включает в себя отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Её назначение – удовлетворение экономических потребностей людей.

Экономическая сфера – генетическая основа всех других сфер общественной жизни, ее развитие – причина, условие и движущая сила исторического процесса. Значение экономической сферы огромно:

- она создает материальную базу существования общества;

- непосредственно влияет на социальную структуру общества

- опосредованно влияет на политические процессы в обществе

- опосредованно влияет на духовную сферу, непосредственно – на ее инфраструктуру – школы, библиотеки, театры и т.п.

Социальная сфера общественной жизни - это область, где исторические общности (нации, народы) и социальные группы людей (классы и пр.) взаимодействуют по поводу своего общественного положения, места и роли в жизни общества. Основными элементами социальной структуры общества являются классы, страты (социальные слои), сословия, городские и сельские жители.Политическая сфера жизни общества – область функционирования политики, политических отношений, деятельности политических институтов (прежде всего – государства) организаций (политических партий, союзов и т.п.). Специфика политической сферы в следующем:

- она складывается как результат сознательной деятельности людей, классов, партий, стремящихся овладеть властью и управлением в обществе;

- для достижения политических целей классы и социальные группы создают политические учреждения и организации, выступающие как материальная сила воздействия на государство, власть, экономические и политические структуры в обществе.

49.Материальная жизнь общества,структура

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта