Главная страница

ответы на философию спбгти. Мировоззрение это система взглядов на мир в целом и на место в нем человека. (метода) Мировоззрение


Скачать 0.85 Mb.
НазваниеМировоззрение это система взглядов на мир в целом и на место в нем человека. (метода) Мировоззрение
Анкорответы на философию спбгти
Дата21.10.2021
Размер0.85 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаotvety_na_filosofiyu_1.docx
ТипДокументы
#252566
страница1 из 12
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

1.Мировоззрение, его сущность и исторические типы. Специфика философского мировоззрения.

Мировоззрение – это система взглядов на мир в целом и на место в нем человека. (метода)
Мировоззрение – это система человеческих знаний о мире и о месте человека в нем, выраженное в ценностных установках личности и социальных групп в утверждениях относительной существенности природного и социального мира. (Быданов)
Мировоззрение – это ядро, стержень сознания, самосознания и познания личности. (Быданов)
Сущность: Мировоззрение представляет собой самое общее понимание действительности.
И связано с ответами на такие вопросы как:

  • Возникновение и сущность окружающего нас мира

  • Смысл жизни и назначение человека

  • Что есть добро и зло

  • Прекрасное и безобразное

  • Великое и низменное и т.п.

Именно мировоззрение обусловливает:

  • Жизненную позицию личности

  • Убеждения личности

  • Идеалы личности

  • Ценностные ориентации.

Исторические типы. Выделяют три основных типа мировоззрения:

  1. Мифологическое

  2. Религиозное

  3. Философское

1.МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ:

  1. Чувственное миропонимание

  2. Приверженность традиции

  3. Символизм и аллегоричность

  4. Отсутствие рационального понятия

Исторически первый тип понимания природной и социальной действительности, присущий ранним стадиям развития человечества.
Для него ХАРАКТЕРНО образно-чувственное восприятие мира, очеловечивание окружающей природной среды, одушевление фрагментов космоса. В отличие от философии, мифологическому мышлению СВОЙСТВЕННО неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, пространственных и временных отношенийи т.п. В мифологических представлениях первобытных людей отсутствовало понятие об естественных причинно-следственных связях, стирались грани между чудом и повседневностью, живым и неживым, духом и материей. В качестве нерасчлененного, синкретического единства первобытная мифология включала в себя зачатки религии, философии, нравственности, искусства, политических теорий, которые обрели самостоятельность в классовом обществе в результате распада мифологического мировосприятия. Тем не менее, окончательно мифологическое мировоззрение не исчезло. Отдельные проявления современного мифотворчества можно найти в литературе и искусстве, а также в общественном сознании в виде так называемых «социальных» или «политических» мифов.

2.РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ:

  1. Преобладает чувственное мировосприятие

  2. Вера- принцип

  3. Система догматов

  4. Разум - подчинён положениям

Религиозное мировоззрение, в отличие от мифологического, удваивает мир на естественный (природный) и сверхъестественный (сверхприродный), поэтому вера в сверхъестественное рассматривается как главный признак религии. Это - вера в существование особого, чувственно не воспринимаемого мира, где не действуют законы природы, но обитающие там бессмертные и бесплотные существа (боги, ангелы, демоны и пр.) могут вмешиваться в процессы реальной действительности (феномен «чуда»).
Поэтому, как считает религия, установив с ними контакт через различные культовые действия (обряды, молитвы и пр.) люди могут разрешить целый ряд своих проблем. Представления о сверхъестественном встречаются не только в религии, но и в искусстве (фантастические образы, сказочные персонажи), и в философии («мир идей» Платона, «мировая Воля» А.Шопенгауэра и т.п.). Однако в отличие от религии, искусство не требует верить в реальность художественных образов.

Религиозное мировоззрение носит ЧУВСТВЕННО-ОБРАЗНЫЙ ХАРАКТЕР и опирается на эмоциональную сферу человека.

3.ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ!!!(ЕГО СПЕЦИФИКА ПОСЛДЕНИИ АБЗАЦЫ)

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

  1. Основана на знании, а не на вере/вымысле

  2. Рефлексивна (т.е. имеет место критически обращать мысли на самого себя)

  3. Логичность

  4. Четкие понятия и категории

Философское мировоззрение качественно отличается от мифологического и религиозного типов мировоззрений, прежде всего, тем, что, отвергая слепую веру, стремится к максимальной обоснованности и доказуемости всех своих выводов, базируется на рационально-логическом, теоретическом объяснении мира с использованием категориального аппарата. (Категориальный аппарат представляет собой систему понятий, воспроизводящих разные стороны изучаемого наукой объекта)

Вместе с тем, многие мировоззренческие проблемы (сущность мира, смысл жизни и назначение человека) являются для философии и религии общими, что и обеспечило в истории культуры их тесную взаимосвязь и конкурентную борьбу за умы людей. Связь религии и философии особенно ярко проявляется в существовании такого феномена, как религиозная философия, в которой религиозные представления выступают неотъемлемыми элементами философской системы.

Философия, не только система знаний, но и особая форма мировоззрения. Фундаментальные философские концепции невозможно не только подтвердить на опыте («верифицировать»), но и опровергнуть («фальсифицировать»).

Основные философские положения носят характер мировоззренческих постулатов (аксиом), выбор которых делается самим человеком, обусловливая, тем самым, общий характер мировоззренческой позиции личности, еѐ жизненные цели, идеалы, поступки. Мировоззрение, в том числе и философское, включает в себя элементы знаний о мире. Любая философская система (научная, ненаучная, религиозная) ставит основные мировоззренческие вопросы как теоретические, то есть с позиций рациональной оценки, используя понятия, категории и методы, присущие научному мышлению, систематизируя и логически обобщая всю совокупность результатов интеллектуального, эмоционального и практического постижения мира и человека. Однако философ, в отличие от ученого, никогда не довольствуется объективной научной картиной мира, «вписывая» в нее свое, субъективное понимание смысла мироздания, сущности жизни человека и его назначения в мире.

2.Философия, ее предмет, методы, функции, структура.

Философия – (с самого начала складывалась как) наука о всеобщих закономерностях познания, мышления и бытия. (Метода)

(Оп-е, как мировоззрения) Философия – особая форма общественного созания и познания мира, вырабатывающего систему знаний об оснонвых и фундаментальных принципах человеческого бытия о наиболее общих, существенных характеристиках, человеческого обращения к природе, обществу и духовной жизни. ( Быданов)

(опр-е, как науки) Филсофия – это наука о всеобщих закономерностях и принципах бытия, о природе и причинах познания. (Быданов)

Философия – «любовь к мудрости» (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – возникла в VI веке до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции

Впервые слово «философия», употребил древнегреческий математик и философ Пифагор.

Философия ОРИЕНТИРОВАНА на выработку обобщенной системы взглядов на мир и место в нем человека.
МЕТОДЫ философии: диалектика, метафизика, догматизм, софистика, герменевтика, эклектика
ПРЕДМЕТОМ философии является все сущее, все смысловые обобщения частных наук, нашедших свое выражение в универсальных законах бытия и мышления.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:

  1. Мировоззренческая

  2. Методологическая

1.МИРОВОЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Под мировоззрением, как уже отмечалось, понимается система взглядов на мир как единое целое и место в нем человека. Мировоззрение людей складывается под влиянием различных факторов: образования, воспитания, жизненного опыта, исторических событий и т.п. Мировоззрение человека, не знающего философии и неспособного к самостоятельному философскому мышлению, носит неглубокий, противоречивый, несистематизированный характер. Стихийно сложившееся мировоззрение ведет к неумению ориентироваться в сложностях современной общественной жизни и культуры, к потере жизненных ориентиров и, как следствие - к жизненным неудачам и неудовлетворенности своей судьбой. Философия – мировоззренческая наука, то есть философские размышления о смысле жизни, о сущности мироздания и т.п. приводят человека к выработке мировоззрения. В создаваемых философами системах, учениях, концепциях, в конечном счете, обобщаются и систематизируются разнообразные варианты имеющихся у людей мировоззренческих взглядов и убеждений. Это и позволяет идеям, рожденным в головах великих философов, получать признание и распространение в обществе.

Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она выступает как средство выражения и обоснования определенного мировоззрения, как теория решения мировоззренческих проблем.

2.МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Метод – это способ действия. Совокупность методов проведения какой-либо работы называют методикой, а знания о методах и методиках – методологией. В каждой сфере человеческой деятельности имеются свои специфические методы и, следовательно, своя система методологических знаний. Но наряду со специфическими методами в каждой деятельности используются и общие методы. Например, в разных областях применяются математические методы и методы логического мышления - анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование и др.; все более широкое использование получают в настоящее время игровые методики (деловые, учебные и иные игры).

Методологическая функция философии заключается в том, что в ней вырабатывается самый общий тип методологического знания, которым можно руководствоваться во всех сферах человеческой деятельности.
В различных видах деятельности методологическая функция философии реализуется по-разному. В жизни отдельной личности она проявляется через влияние мировоззренческих убеждений на выбор жизненных целей и способов их достижения. В искусстве методологическая функция философии выражается в ее воздействии на развитие художественного стиля, на общую ориентацию художника в жизни и понимание им смысла своего творчества. Особенно важна методологическая функция философии в научном познании.
К философии приходится обращаться при решении вопросов о том, что такое истина и в чем ее отличие от заблуждения, что такое научный факт и научный закон, каким критериям должны соответствовать научные гипотезы и т.п. Все это – общеметодологические вопросы научного познания, без решения которых наука не может успешно ни существовать, ни развиваться. Союз науки с философией – необходимое условие прогресса научного знания.

Мировоззренческая и методологическая функции философии - основные, но ими не исчерпывается роль философии в жизни человека и общества. Так, философия может выполнять познавательную (гносеологическую) функцию, если мыслитель включил в состав своей философской концепции научные факты и теории. В революционные периоды развития науки, когда она стоит на пороге возникновения принципиально новых теорий, философия выполняет эвристическую функцию, выступая в качестве методологического средства для определения путей и перспектив дальнейшего развития научного знания. Если в структуре конкретного философского учения содержится нравственная философия, то оно может выполнять воспитательную функцию. Помогая человеку понять себя, обрести смысл жизни, избавиться от страха перед неизвестностью будущего философия реализует свою гуманистическую функцию. Философское учение, в идеях которого выражаются интересы какой - либо социальной группы (класса, нации), ее отношение к общественным явлениям, политические программы ее действий по изменению действительности, выполняет идеологическую функцию. Последняя непосредственно связана с социальной функцией философии – ее способностью в каждую эпоху осмысливать главные проблемы общественной жизни, перспективы развития общества, ибо, по меткому замечанию Г.Гегеля философия – это «эпоха, схваченная в мыслях».

СТРУКТУРА (КЛАССИФИКАЦИЯ)

  1. ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии, исследующее основные принципы бытия, определяющие устройство мира;

  2. ГНОСЕОЛОЕГИЯ – учение о познании, теория познания, изучающая общие принципы, формы и методы человеческого познания;

  3. АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях, исследование того, что люди ценят (например, добро, красоту, справедливость и т.п.);

  4. ЛОГИКА – философская наука о законах и формах человеческого (рационального) мышления;

  5. ЭТИКА – теория морали, изучающая ее возникновение, сущность, нравственные категории;

  6. ЭСТЕТИКА – наука об эстетическом отношении человека к миру, о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе, в жизни;

  7. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития общества, его взаимосвязь с природой, с человеческой деятельностью;

  8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – учение о сущности человека, его месте и роли в мироздании, смысле человеческого бытия;

  9. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – наука, изучающая общие принципы объяснения исторического процесса и исторического познания

  10. ГЕРМЕНЕВТИКА – (О СМЫСЛАХ-ЛЕКЦИЯ) - это наука о толковании текстов(ИНТЕРНЕТ)

3.Особенности древнеиндийской философии и ее основные школы.

Философия Древнего Востока, во-первых, имеет мифогенный характер, то есть, возникает и развивается, опираясь на предшествующую мифологическую традицию.
Во-вторых, в центре внимания мыслителей Древнего Востока всегда находился человек – его жизнь и смерть, внутренний мир и поведение в обществе. Иначе говоря, для древневосточной философии характерен антропоцентризм. Философия Древнего Востока развивалась, прежде всего, как совокупность нравственных и социально-политических теорий.
В-третьих, восточная философия носит религиозный характер, ибо по своему содержанию и последующему развитию всегда была связана с религией (западная философия – с наукой). На Древнем Востоке знание носило сакральный (лат. sacri – священный) характер и не было таким общедоступным, как на Западе. Философ на Востоке – это учитель (Гуру – в Индии, Цзы – в Китае), постигший истину, зачастую, иррациональным способом (медитацией). Не случайно крупнейшие философские школы на Древнем Востоке со временем эволюционировали в религии (например, буддизм стал мировой религией, а даосизм и конфуцианство - национальными религиями Китая), а их основатели (Сиддхартха Гаутама, Лао-Цзы и Конфуций) стали объектами поклонения и религиозного почитания. Восточная философия, таким образом, уже в древности сформировала особый тип мировоззрения и соответствующий ему тип личности, вектор активности которой направлен на себя. Человек на Востоке стремится изменить свое сознание и поведение так, чтобы не разрушить уже сложившуюся до него мировую гармонию. Главными ценностями провозглашались «не-невежество», «не-алчность» и «не-насилие»: идеал мудрого, доброго и не разрушающего свой мир человека. В этом – непреходящее значение и актуальность древневосточной философии.
Философия Древней Индии:

Теоретической основой древнеиндийской философии являются Ведысборники религиозных и предфилософских текстов. Как и все древние книги, веды долгое время существовали в устной форме и передавались непосредственно от учителя к ученику.
Этот факт нашел отражение в названии сборника религиозно-философских ведических текстов: Упанишады – буквальный перевод: «сидящие около и внимающие наставлениям». Для записи ведических текстов был создан специальный язык – санскрит, в переводе с которого слово «веды» означает «знание». В Упанишадах содержатся почти все основные мировоззренческие понятия и идеи, ставшие основой для большинства философских школ:

  • майя (санскр. – иллюзия) – представление об иллюзорном характере чувственно-воспринимаемого мира;

  • Брахман - мировая душа, высшая объективная реальность, невидимая духовная сущность мира;

  • атман – индивидуальная душа, субъективное психическое начало («Я»), часть Брахмана, находящаяся в любом живом существе;

  • йога (санскр. – связь, оковы) – идея о неразрывной связи атмана и материального тела, зависимости духа от плоти;

  • сансара (санскр. – переселение) – представление о переселении души (атман) в другую материальную оболочку после смерти предыдущего тела;

  • карма (санскр. – деяние, поступок) – идея воздаяния за все совершенные в течение жизни поступки, в соответствии с которыми душа переселяется в новое тело. От кармы зависит сущность тела (человек, животное, насекомое и пр.), его пол, здоровье; у человека – еще и внешний вид, социальное происхождение и т.п.;

  • нирвана (санскр. – угасание, затухание, небытие) – состояние покоя, блаженства, абсолютной свободы; высшее состояние сознания, достичь которое из всех живых существ может только человек, ставший буддой;

  • будда (санскр. – просветленный) – человек, достигший предельного духовного развития, постигший высшую истину.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта