Мировоззрение, его исторические типы
Скачать 84.68 Kb.
|
5) Две линии античной философии: Демокрит и Платон.Демокрит признавал два начала: атом и пустоту. Он считал атомы элементами, из которых состоит вся природа. При этом они неделимы и вечны. Находятся в постоянной движении и отличаются только формой, величиной и положением. Бесконечное число форм объясняет бесконечное разнообразие явлений и их противоположность друг другу. Из их соединений образуются тела, их распад ведет к гибели. Платон исходил из того, что мир реальных вещей есть бледное отражение мира идей. Он вечен, постоянен. Идеальный мир — это и есть бытие, сущее. А сущее понимается Платоном как вечное и неизменное. Изменений по Платону не происходит, идеальный мир постоянен. Идеализм Платона метафизичен.6) Сократ: проблемы человека Взгляды представлены в диалогах его учителя Платона. Принципом своих философских размышлений Сократ сделал выражение: «Познай самого себя». Это означало начало нового этапа в развитии философской мысли: назначение философии заключается не в изучении природы, а в познании человека. Но, как говорил Сократ, самое постыдное невежество - «выдумывать, вроде бы знаешь то, чего не знаешь». Именно поэтому свой принцип он дополняет еще другим: «Я знаю, что я ничего не знаю». Этот принцип означает, что человек хочет знать, он ищет истину, на веру не принимает традиционные догмы. Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную и твердую основу, на которой могло бы стоять здание нравственности, права и государства. Но Сократа не поняли и не приняли его современники. 7) Майевтика Сократа. О деятельности Сократа повествуют диалоги Платона, в которых Сократ выступает как главное действующее лицо. Метод майевтики состоит в вопросно-ответной форме диалога: собеседнику задается вопрос, ответ на который признается неполным. Задаются уточняющие вопросы. Цель – уточнение содержания понятия. 8) Философия Аристотеля Идеи неотделимы от вещей и имеют свое бытие в них. Идея и реальное явление существуют не отдельно друг от друга, а в неразрывном сочетании. Идея – только форма, дающая материи смысл. Аристотель считает, что никакого особого мира идей нет, и в начале жизни душа подобна чистой вощёной дощечке для письма (tabula rasa), на которой ещё ничего не начертано. Затем она постепенно заполняется «отпечатками», приобретаемыми из опыта. Аристотель, в отличие от Платона, убеждён, что мир явлений не есть «ложный призрак», а обладает подлинной реальностью и содержит в себе истину. Получая от него простые чувственные впечатления, душа при помощи индукции переходит к более сложным общим понятиям. 9) Поздняя античность. Эпикурейцы, стоики, скептики. Цель философии, по мнению Эпикура, указать человеку путь к счастью. В теории познания Эпикур был сенсуалистом, считая, что критерием истины является ощущение, а разум полностью зависит от ощущения. Эпикур говорил, что в своей философии он стремится освободить людей от трех видов страха: страха перед небесными явлениями, страха перед богами и страха смерти. Эпикур был материалистом: он пытался доказать, что все протекающие в мире процессы имеют причинно-следственный механизм. Нет ничего сверхъестественного, и так как нет субстанций, кроме материальных, то и причины могут быть также материальные. Если причина найдена, то Эпикур считает свою задачу выполненной. Узнав естественную причину явления, человек начинает побеждать страх перед этим явлением. Эпикур считал, что тела состоят из атомов, которые находятся в постоянном движении. Все изменения в телах происходят из-за перемещения атомов. Число атомов бесконечно, поэтому и Вселенная бесконечна. Вселенных бесконечное множество. Он утверждал, что смерти бояться не надо, так как душа состоит из атомов, а со смертью наше материальное тело распадается на атомы, распадается и душа. Душа смертна, и загробной жизни не существует. Смысл и цель жизни – в самой жизни. Эпикур предлагает избегать страданий, получать наслаждение. Не надо искать временных удовольствий: в еде, вине, в других телесных удовольствиях. Они либо скоро кончатся, либо могут превратиться в свою противоположность, как, например, переедание. Поэтому душевные наслаждения, душевный покой выше телесных. Идеал эпикурейского мудреца – человек, который может побеждать страсти своей души. Человек, который победил в себе страсти, становится независим от страстей. Такой человек становится блаженным, приобретает состояние, когда все страсти удалены. Такое состояние называется атараксия, т.е. состояние свободы от аффектов и страстей. Стоики утверждали, что философия состоит из логики, физики и этики. Логика есть исследование слова, больше всего уделяли внимание грамматике и учению о знаках – семиотике. В гносеологии стоики были абсолютными сенсуалистами. Они считали, что все наши познания возникают посредством органов чувств. На основе ощущений формируются представления, среди них выделяются те, которые повторяются, – так образуются понятия. В объективном мире их нет. Эти понятия являются лишь знаками материальных вещей. Понятие – имя предмета и реально не существует. Мир познаваем, и истинное познание возможно. В отличие от эпикурейцев, стоики считали, что мир один и един – пустоты нет. Весь мир пронизывает субстанция – пневма, Пневма – это божественный дух, но он материален.Стоики считали материальное начало единственным и достаточным началом мира. Стоический мудрец – человек, который постиг смысл, характер провидения, рока, который управляет миром. Идеал жизни без страсти у стоиков – апатия. Скептики прежде всего ставили этические вопросы, считая главным решение проблемы, как жить в этом мире, как добиться счастливой жизни. Итак, задачей скептика является противопоставление всего друг другу любым возможным способом: явления – явлению, явления – мыслимому, мыслимого – мыслимому. 10) Основные черты средневековой философии Особенностью средневековой философии является тесная ее связь с теологией (учением о Боге), ярко выраженный религиозный характер ее проблем и способов их решения. Определяющими чертами средневековой философии являются монотеизм, теоцентризм, креационизм, провиденциализм и эсхатологизм. · В монотеизме Бог понимается не просто как единый, но как бы лежащий вне мира. · Креационизм означает восприятие мира как сотворенного Богом, причём сотворенного из ничего. · Провиденциализм – это непрерывное осуществление в истории божественного замысла по спасению мира и человека. · Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, предопределенного уже в самом его начале. 11) Специфика средневековой патристики Патристика - совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей, которых принято называть "святыми отцами (и учителями) церкви". Патристика сыграла выдающуюся роль в развитии христианской культуры. Бог создал мир, время, сам Бог находится вне времени, время - понятие человеческое, способность человека разлагать события на до, сейчас и после (Субъективное понимание времени). Именно с средних веков зарождается интерес к внутренней жизни ч-ка, к проблемам самопознания. 12) Специфика средневековой схоластики Схоластика — метод познания, основанный на проверке истин веры логическим, рациональным путем. Основная проблематика: вера и знание, доказательство бытия бога, общее и единичное (проблема универсалий). Основной задачей философии считалось обоснование религиозных догматов: прежде всего – доказательство существования Бога, доказательство бессмертия души и оправдание Бога за существование зла в мире (теодицея). Философия перестаёт искать истину, теперь считается, что все вечные истины уже открыты и излагаются в священных текстах. Их требуется только извлечь оттуда, правильно истолковать и свести воедино – вот для чего богослову могут пригодиться утонченные методы и многовековой опыт античной философии. Философия превращается в экзегетику. 13) Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики Фома Аквинский — философ и теолог, систематизатор схоластики, учитель церкви. Наибольшее влияние на философию Фомы оказал Аристотель. У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней высшим знанием о Боге. Она основывается на божественных откровениях. Аквинский выделял три типа мудрости, каждый из которых наделен своим «светом истины»: (тут надо списком сделать маркированным) - мудрость Благодати - мудрость веры, использующая разум - мудрость метафизическая — мудрость разума. Фома Аквинский различал два вида существования: 1. существование безусловное, 2. существование зависимое. Только Бог — подлинно, истинное бытие. Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Фома Аквинский как и Аристотель рассматривал материю пассивным субстратом, основой индивидуации. И лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида. Индивидуальность человека — личностное единство души и тела. Душа — животворящая сила человеческого организма; она нематериальна и самосущна; она — субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом, благодаря ей телесность обретает значимость — становясь человеком. В единстве души и тела рождаются мысли, чувства и целеполагания. Душа человека бессмертна. 14) Спор об универсалиях в средневековой философии Суть спора об универсалиях (общих понятиях) состояла в вопросе соотношения мышления и действительности. В схоластический период сформировались три подхода к решению этих вопросов, которые реализовались в трех основных направлениях схоластической философии – реализме, номинализме и концептуализме. Реализм - подлинная реальность - только общие понятия, идеи Номинализм - общие понятия не имеют онтологического статуса и есть лишь имена для обозначения единичных вещей. Концептуализмзанимал промежуточное положение между реализмом и номинализмом. Его можно считать умеренной формой номинализма. Концептуалисты (Пьер Абеляр, Дунс Скотт)думали, что реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий. 15) Характерные черты философии эпохи возрождения Основные черты: - антропоцентризм (мировоззрение, оценивающее мир через человека; -гуманизм (система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности); -пантеизм (всебожье); -гелиоцентризм (солнце-центр вселенной); - секуляризация(освобождение от религии и церковных институтов); -индивидуализм (начало зарождения капитализма). 16) Идеал человека и проблемы творчества в эпоху Возрождения В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Человек эпохи Возрождения склонен приписывать все достижения самому себе. Разносторонность – вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. Своеобразное «ограничение» человеческого творчества снимается в эпоху Возрождения, когда человек постепенно освобождается от Бога и начинает рассматривать самого себя как творца. Возрождение понимает творчество, прежде всего как художественное творчество, как искусство в широком смысле слова, которое в своей глубинной сущности рассматривается как творческое созерцание. Отсюда характерный для Возрождения культ гения как носителя творческого начала. Завершенная концепция творчества в XVIII веке создается И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность под названием продуктивной способности воображения. Кант наследует протестантскую идею о творчестве как предметно-преобразовательной деятельности, изменяющей облик мира, создающей новый, ранее не существовавший, «очеловеченный» мир и философски осмысливает эту идею. 17) Натурфилософия эпохи Возрождения. Кузанский, Галилей, Коперник, Бруно. Коперник Основные идеи Коперника, положенные в основу гелиоцентрической системы мира, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Это открытие опровергло теорию Аристотеля-Птолемея. Кузанский Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира. Бог в его философии получает наименование абсолютного максимума, который пребывает в единстве с миром. Бог содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм. Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность. Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу. В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к освобождению космологии от религиозного толкования. Джордано Бруно Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о бесконечности Вселенной. Эта Вселенная не сотворена, она неподвижна, существует вечно и не может исчезнуть. В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи. Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр — его звезда. Бруно утверждает, что природа есть Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало. Галилей Он открыл кратеры и хребты на Луне, разглядел Млечный Путь, увидел спутники Юпитера, благодаря сконструированному им телескопу увидел пятна на Солнце. Галилей открыл некоторые фундаментальные законы механики. В дальнейшем написал книгу «Диалог о двух главных системах мира — птолемеевой и коперниковой». Эта книга послужила поводом для обвинения Галилея в ереси со стороны католической церкви. Ученый был привлечен к суду римской инквизиции. Галилей призывал отбросить все фантастические построения и изучать природу опытным путем, искать естественные, собственно природные причины объяснения явлений. Галилей в научную методологию вводит количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способы исследования природы. Научная методология Галилея опиралась в первую очередь на математику и механику. Бог выступает у Галилея как перводвигатель, который сообщил движение планетам. Дальше природа стала обладать своими собственными объективными закономерностями, которые должны изучать науки. 18) Эмпиризм Нового времени. Ф. Бэкон, Д. Локк. Фрэнсис Бэкон Английский философ и политический деятель, основатель эмпирического направления философии. Философская идея: в основе познания лежит опыт. Чем его больше, тем ближе человек к истинному знанию. В связи с этим выдвинул афоризм “Знание сила”. Выдвинул идею об индукции (главный метод познания). Индукция - обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов. Недостаток индукции - ее недостоверность, вероятностный характер. Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на философию нового времени: гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы; определена новая цель философии — помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности; предпринята первая попытка классифицировать науки. Томас Гоббс Решительно отвергал теологическую философию; целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу; в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта; был убежденным материалистом; считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства; разработал теорию государства; Считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие — это получение органами чувств сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Он считал, главная проблема философии - общества и государства, т.к. цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов своей деятельности, а человек живет в обществе и гос-ве. Джон Локк Основные положения философии Дж. Локка: мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт; сознание — пустое помещение, которое в течение жизни заполняется опытом; источником опыта выступает внешний мир; цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; идеал человека — законопослушный, добропорядочный джентельмен, добивающийся результатов в профессии; идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную. 19) Рационализм Нового Времени. Декарт, Спиноза. Рене Декарт • обосновал ведущую роль разума в познании; • выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах; • стал автором теории дуализма; • выдвинул теорию о научном методе познания. Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В связи с этим выводит понятие субстанции: Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции также обладают главным качеством субстанции. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им). Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: • материальные (вещи); • духовные (идеи). При этом выделяет коренные свойства каждого рода субстанций: • протяжение — для материальных; • мышление - для духовных. Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека. С точки зрения дуализма Декартом решается испор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. Бенедикт Спиноза Нидерландский философ, пантеист. Основные работы Спинозы – «Этика, доказанная геометрическим способом» и «Богословско-политический трактат». Спиноза в своей философии преодолел дуализм Декарта. Он доказал положение, что природа есть причина самой себя, что природа есть Бог, ибо она выступает как природа творящая и природа сотворенная. По его мнению, есть одна лишь материальная субстанция, основными атрибутами которой являются протяженность и мышление. Таким образом, вся природа является живой и не только потому, что она есть Бог, но и потому, что ей присуще мышление. Спиноза доказывал, что движение не есть следствие какого-то божественного толчка, ведь природа – «причина самой себя», и движение составляет ее сущность и источник. Спиноза – последовательный детерминист: возникновение, существование и гибель явлений обусловлены объективными причинами. Причины существуют двоякого рода: внутренние и внешние. Первые присущи субстанции, а вторые – модусам. Его концепция детерминизма содержит рассмотрение не только причинно-следственных отношений, но и отношений случайности, необходимости и свободы. В центре социальной философии Спинозы стоят проблемы человека, государства, религии. Проблема человека – это проблема «свободного человека», который руководствуется разумом. Он, как и Гоббс был приверженцем концепции естественного права и общественного договора. 20) И. Кант: два периода творчества: агностицизм, этика. Творчество Иммануила Канта принято делить на два периода: — «докритический» — в этот период мыслитель обращался к философским проблемам естествознания, он предложил мысль о развитии мира, о том, что наша планета ранее имела совершенно иной облик, нежели сейчас; — «критический» — это период, когда Кант сделал предметом своего исследования человеческий разум, его структуру и познавательные возможности. Он считал, критический анализ структуры познавательного опыта человека может привести к выводу о том, что объективная реальность является принципиально непознаваемой для нас. Смысл кантовского агностицизма состоит в том, что чем вещь является для нас и то, что она представляет сама по себе, принципиально различны. И как бы мы ни старались проникнуть вглубь явлений, наше знание все равно будет отличаться от вещей, каковы они сами по себе. Вопросам этики Кант посвятил философскую работу «Критика практического разума». По его мнению, в идеях чистый разум говорит свое последнее слово, а далее начинается область практического разума, область воли. Ввиду того, что мы должны быть нравственными существами, воля предписывает нам постулировать, считать познаваемыми некоторые вещи в себе и вот почему практический разум имеет первенство перед теоретическим; он признает познаваемым то, что для теоретического только мыслимо. В силу того, что наша природа чувственна, законы воли обращаются к нам в виде приказаний; они бывают или субъективно-действительны, или объективно-действительны. Кант считает, что мы должны быть нравственными ради самой нравственности, добродетельными – ради самой добродетели; исполнение долга само по себе составляет цель хорошего поведения. Согласно идеям этики Канта, закон нравственности ни по своему происхождению, ни по своей сущности не зависит от опыта; он априорен и поэтому выражается только в виде формулы без всякого эмпирического содержания. Он гласит: «поступай так, чтобы принцип твоей воли всегда мог быть и принципом всеобщего законодательства». Этот категорический императив, не внушенный ни волей Бога, ни стремлением к счастью, а извлекаемый практическим разумом из своих собственных глубин, возможен только при предположении свободы и автономии нашей воля, и неопровержимый факт его существования дает человеку право смотреть на себя, как на свободного и самостоятельного деятеля. Правда, свобода – идея, и реальность её не может быть доказана, но, во всяком случае, ее необходимо постулировать, в нее необходимо верить тому, кто хочет исполнить свой этический долг. 21) Категорический императив Канта Понятие в учении И. Канта о морали, представляющее собой высший принцип нравственности. Понятие категорического императива было сформулировано И. Кантом в его труде «Основы метафизики нравственности» и подробно исследовано в «Критике практического разума». По Канту: Человек может совершать поступки, исходя из принципов, благодаря наличию воли. Если человек устанавливает для себя принцип, зависящий от какого-либо объекта желания, то такой принцип не может стать моральным законом, поскольку достижение такого объекта всегда зависит от эмпирических условий. Понятие счастья, личного или общего, всегда зависит от условий опыта. Только безусловный принцип, т.е. не зависящий от всякого объекта желания, может иметь силу подлинного морального закона. 22) Философия Гегеля: диалектика, принцип триады, система и метод. Диалектика Он сформулировал 3 закона диалектики: 1. Закон единства и борьбы противоположностей (борьба противоположностей способствует развитию). 2. Закон преобразования количественных отношений в качественные (из-за неразрушения меры при изменении количественных отношений и при достижении определенной стадии происходит качественное изменение). 3. Закон отрицания (любая стадия процесса развития непременно сменяется новой стадией, на смену которой приходит еще более новая стадия). Иллюстрацией закона отрицания является спираль. Первоосновой всего сущего, считал Гегель, является абсолютная идея. Своей конечной целью абсолютная идея имеет познание самой себя и восстановление своей целостности, нарушенной своим же развитием. Целью существования человека есть познание абсолютной идеи. Система Гегеля видится консервативной, поскольку абсолютная идея неизбежно возвращается к себе самой. С другой стороны, диалектика – это учение о процессе развития мира, поэтому Абсолютная идея также должна развиваться. Противоречия между философией Гегеля с логикой и диалектическим миром заключается в том, что система является консервативной и замкнутой, а мир диалектичным, т.е. предполагается, что развитие этой системы есть бесконечность. Триада Это объединение каких-либо двух противоположных понятий и какого-либо третьего понятия, которое выражает внутреннее единство двух противоположных понятий. Примером является триада бытие — ничто — становление, в которой становление выражает внутреннее единство бытия и ничто. В общем случае, триада имеет вид: понимание — диалектическое суждение — спекулятивное суждение. Триада вместе со снятием, совершающим переход к новой триаде, образуют законченный шаг логического процесса в спекулятивной логике. Cнятие — это момент развития, который имеет двоякий смысл: он означает прекратить, положить конец, но также и удержать, сохранить. Снятие— это переход от опосредования к непосредственному, а также перемещение термина из старой триады с места спекулятивного суждения в новую триаду на место понимания. 23) К. Маркс: материалистическое понимание истории, структура формации. Материалистическое понимание истории Данное понимание истории исходит из решающей роли материального производства непосредственной жизни. Необходимо изучать реальный процесс производства и порожденную им форму общения, то есть производственные отношения. Оно показывает, как возникают различные формы общественного сознания – религия, философия, мораль, право и т. д. – и каким образом они детерминируются материальным производством. Оно всегда остается на почве действительной истории, объясняет не практику из идей, а идейные образования из материальной жизни. Оно считает, что каждая ступень развития общества застает определенный материальный результат, определенный уровень производительных сил, определенные производственные отношения. Новые поколения используют производительные силы, приобретенный предшествующим поколением капитал и таким образом одновременно создают новые ценности и изменяют производительные силы. Маркс открыл новый континент-поле – это экономическое поле, на котором создаются материальные ценности, выступающие в роли фундамента всякой общественной жизни. Он рассматривал общество как сложное структурированное целое, которое условно можно разбить на четыре большие сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая из этих сфер представляет собой целую систему различных элементов, находящихся в постоянном взаимодействии. Экономическая сфера есть единство производства, потребления, обмена и распределения. Всякое производство есть вместе с тем и потребление. Но всякое потребление есть вместе с тем и производство. В свою очередь, производство и потребление не существуют без обмена и распределения. Эти четыре элемента экономической сферы можно разделить на субэлементы. Так что сама экономическая сфера сложна и многогранна. То же самое касается и других сфер. Социальную сферу представляют этнические общности людей (род, племя, этнос, народ, нация и т. д.), а также различные классы – рабы, рабовладельцы, крестьяне, буржуазия, пролетариат и другие социальные группы. Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, политические партии, политические отношения, политические институты и т. д.). Государство и политические структуры очень дифференцированы. Духовная сфера тоже обладает сложной структурой. Она включает в себя философские, религиозные, художественные, правовые, политические, этнические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. д. Все эти элементы находятся во взаимной связи и взаимодействии. Структура формации К. Маркс выделял 5 общественно-экономических формаций: Первобытнообщинную Рабовладельческую Феодальную Капиталистическую Коммунистическую, первой стадией которой является социализм. Таким образом, развитие мировой истории представляло собой движение от первобытнообщинного общества через рабовладение, феодализм, капитализм к коммунизму. Смена общественно-экономических формаций осуществлялась путем революций и составляла всеобщий закон исторического развития: все страны и народы должны были пройти в своем развитии все формации и оказаться в коммунизме. Но теория формаций, сформулированная К. Марксом, обобщала исторический опыт Европы. Многообразие развития мира не позволяло распространить критерии формационной теории на все государства. Поэтому страны с особым характером развития были отнесены К. Марксом к "азиатскому способу производства. 24) Философия эпохи просвещения: основные направления, представители, проблемы. Основные направления: 1. Деизм (Вольтер, Монтескье. Руссо, Кондильяк) - критиковали пантеизм (отождествление Бога и природы), отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей - Бог только творит мир и больше в его жизни не участвует. 2. Атеистическо-материалистическое (Мелье, Ламетри. Дидро, Гельвеций, Гольбах) - отвергали сами идею существования бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. 3. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) (Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон) - занимались проблемой разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. Основными проблемами, над которыми работали философы, были природа человека и общества. Франсуа. Вольтер подверг острой критике религию и феодальную идеологию. Опираясь на взгляды английских философов, Вольтер близко подошел к идее вечности материи, ее объективного существования и вечного движения, склонялся к признанию причинности природных и общественных явлений, исключал религиозное объяснения конкретных явлений природы. Сознание, по. Вольтеру, является атрибутом материи и зависит от строения тела. Вместе с тем, первопричину движения и мышления он считал божественнонной. Не отрицая религию как таковую, он требует религиозной свободы человека. Проповедует необходимость равенства людей, которую он понимает, как политическое равенство перед законом и правом. Общественный строй должен обеспечивать политическую и правовую равенство людей. Эгоизм, страсти и влечения является первопричиной всех человеческих поступков, которые приводят к деятельности и объединяют людей, вызывая образование городов и государств. 25) Русская философия: основные направления, проблемы. Направления: — славянофилы (заложили основу русской религиозной философии) — западники (критиковали церковь и тяготели к материализму) — народничества (его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм) — почвенники (их идея — национальная почва как основа социального и духовного развития России) В то время часто поднималась проблема богословия. Особое влияние на нее имел исихазм - учение, основанное византийским богословом Григорием Паламой. Под его влиянием в высших кругах церкви образовались два направления - иосифляне и нестяжатели. Исхиаты противопоставляли представлению о непостижимости бога утверждение о том, что бог является человеку через энергию сущностей. Иосифляне считали, что книги Священного писания являются единственным средством обоснования любых теоретических положений, а нестяжатели, напротив, считали недостаточными слепую веру для достижения истины. Идеи нестяжателей разделял также Максим Грек, написавший «Беседу души и ума», где он обращается к проблемам познания, проблемам человека и его духовного совершенства, рассматривает диалектику добра и зла. 26) Философия всеединства. В. Соловьев. Всеединство - идея о мировой целостности и гармонии (все существует во всем) Главной темой всеединства является то, что все люди имеют родство между собой. Такая теория произошла из религии, так как Библия гласит о происхождении людей от Адама и Евы. На основе принципа всеединства он стремился: в онтологии – преодолеть дуализм духа и материи; В гносеологии – воссоздать цельное знание; этике – утвердить единую для всех абсолютную мораль; религии – обосновать необходимость слияния христианских церквей и образование Вселенской церкви; истории – представить единство и целостность человечества на пути воссоединения с Богом. Философ разрабатывает концепцию цельного знания, в котором должен осуществиться универсальный синтез научного, философского и религиозного знания. 27) Природа человека и творчества в философии Бердяева. По Бердяеву, дух есть свобода, но дух и свобода не безличны, они всецело принадлежат личности. Именно личность есть подлинный творец культуры. Бердяев различает понятия «личность» и «индивид»: личность — это категория духовно-религиозная, индивид — это категория натуралистически-биологическая”. Центральной темой его философского творчества является человек, что его философия в высшей степени антропологична. Проблема творчества есть проблема о том, возможно ли новое, ещё не бывшее в мире? Творчество в его понимании есть тайна, метафизическая сила в человеке и характеризуется мыслителем апофатически. Творчество – это не перераспределение материи, не просто деятельность человека или процесс разных видов деятельности, а экзистенциальный акт человека, как акт субъекта, личности. Объяснить же творчество как акт свободы и бытия можно лишь из интерпретации личности как экзистенциального акта и из понимания термина «бытие» в философии Н.Бердяева. «Бытие», акт бытия - не есть бытие рационализированное объектно и вещно, но есть первичная реальность, исходящая из глубин экзистенции человека. Поэтому творческий акт имеет личностный характер. 28) Русский космизм: Н.Федоров, Э.Циолковский, В.Вернадский. «Русский космизм» впервые стал обосновывать идею объединения людей исходя из экологических и нравственных причин. Важнейшей чертой этого направления стало соединение воедино таких проблем, как проблема выхода в космос, сохранение природной среды и т.д. Её основоположниками были Вл. Вернадский и К. Циолковский. Циолковский Циолковский не считал себя верующим и отвергал наличие двух начал во Вселенной: материального и духовного. Он выдвигал три начала: время, пространство и сила. Без материи не существует ни времени, ни пространства, ни силы, и наоборот. Главным для него было учение о монизме материи. Его материя, а значит и атом, оживотворена, действует по законам не только физического, но и психологического мира. По его мнению, нельзя допустить, чтобы чувствительной признавалась только часть Вселенной, т.е. собственно живая материя. Так как «атом всегда жив», ему свойственно чувство радости и страдания. Вернадский Открытие Вернадского — осознание того, что современная эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере. «учения о ноосфере». Биосферу Вернадский определил как область Земли, охваченную живыми организмами. Важнейшим признаком разнородности биосферы служит то, что в живом веществе процессы протекают иначе, чем в костной материи. В живом веществе они идут в масштабе исторического времени, в костном — в масштабе геологического. Федоров Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме - Н.Ф. Федоров. В работе “Философия общего дела” он представил религиозную утопию. Он подчеркивает, что “человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира”. В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мир на основе соединения науки и религиозной веры, преодоления “небратского” отношения между людьми, объединения их вокруг проекта “Общего Дела”. Спасение мира – задача самого человечества. Решение этой задачи предполагает научное управление природой, освоение новых миров в космосе и власть над смертью. 29) Концепция ноосферы Вернадского. Содержание учения В. И. Вернадского заключается в том, что появление на Земле человека начало качественно новый этап в эволюции планеты. Активность человека многократно ускоряет все эволюционные процессы, темпы которых быстро растут с развитием производительных сил, ростом технической вооруженности цивилизации. Определяющей идеей учения В. И. Вернадского о ноосфере является обоснование единства человечества и биосферы. В.И. Вернадский неизбежно пришел однажды к необходимости анализа роли Человека в этих глобальных процессах. В результате рождается учение, которое позже получило название «учения о ноосфере». 30) Позитивизм и его формы. Позитивизм выступает против философии как метафизики. Это философия позитивного знания, которая отвергает познавательную ценность философского исследования. Этапы позитивизма: эмпириокритицизм – Мах, Авенариус. неопозитивизм – Корнак, Витгенштейн. Основной тезис: всё подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук. Основной внешний конфликт позитивизма — борьба с метафизикой, которая манипулирует терминами, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т. п. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения должны использоваться особые «протокольные предложения». Под протокольными предложениями подразумевались те, которые выражают факты абсолютно просто, без изменения или добавления чего-либо. 31) Прагматизм проблематика и особенности Прагматизм — философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Философия прагматизма отрицает осмысленность метафизики и переопределяет истину в какой-то области знания как временный консенсус между людьми, которые эту область исследуют. Основные принципы прагматизма |