Мировоззрение, его исторические типы
Скачать 84.68 Kb.
|
1) Первичность практики - Теория и практика не противопоставляются как разные сферы деятельности; напротив, теория и анализ являются инструментами или «картами» для поиска правильного пути в жизни.2) Против материализации теорий и концепций - Дьюи критиковал философов, принимающих категории (ментальные или физические) как данность, на том основании, что они не понимают номинальную сущность любых концепций, изобретаемых человеком для решения тех или иных задач. Это приводит к метафизической или концептуалной путанице. 3) Натурализм и антикартезианство Прагматики стремятся объяснить, преимущественно психологически и биологически, как соотносятся между собой субъект и объект познания, и как это соотношение сказывается на реальности. 4) Примирение антискептицизма и фаллибилизма 5) Применение термина в историографии 32) Философия жизни Философия жизни является направлением философии, изучающим "жизнь из неё самой". Основателем этого направления является Ф. Ницше. Философия жизни не является учением о жизни, а способом философствования, рассуждения, который стремится понять жизнь. Философия жизни положила начало для развития таких направлений, как экзистенционализм, герменевтики, феноменологии. Отличие же философии жизни от традиционной мысли заключается в том, что как раз через понятие жизни ее последователи стремятся решительно размежеваться с классической философией, ее мировосприятием. Традиционную философию, особенно философию нового времени, представители философии жизни обвинили в том, что она создала культ разума и науки, в жертву которым была принесена именно жизнь — и жизнь природы, и жизнь человека. 33) Психоанализ Фрейда Психоанализ Фрейда (фрейдизм) состоял в систематизированном объяснении бессознательных связей через ассоциативный процесс. Фрейд предложил новую структуру личности человека, разделив её на эго («Я»), суперэго («сверхЯ») и Ид («оно»). Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события, и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, т. е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Основатель психоанализа при разработке своей теории использовал многолетний опыт, полученный им в результате врачебной практики. Основные положения психоанализа Зигмунда Фрейда. Поведение человека, знания и опыт формируются в результате его бессознательных иррациональных влечений. Человек, пытающийся осознать эти влечения, провоцирует функционирование защитных механизмов, которые мешают процессу осознания. Конфликты между сознательным и бессознательным могут выражаться в неврозах, депрессиях, страхах и других нарушениях психики. Освободиться от влияния бессознательного можно через его осознание (например, с помощью психолога). Таким образом, ключевая идея психоанализа сводится к тому, что мотивы поведения человека не осознаются им, поэтому требуют интерпретации. Классический психоанализ Фрейда представляет собой терапию, в ходе которой пациент называет врачу все свои мысли, сновидения, ассоциации. Психоаналитик анализирует эти данные, создает гипотезы бессознательных конфликтов и сообщает информацию о них в трансформированном виде, выводя на новый уровень осознания. 34) Неофрейдизм к. Юнг, Э. Фромм Неофрейди́зм — направление в психологии, основанное последователями Зигмунда Фрейда, в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека. Последователи Фрейда (представители неофрейдизма) считают, что ведущую роль в положении человека играют социальные и культурные процессы. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Юнг. Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление превалировало над чувством у мужчин, а чувство имело более высокий приоритет по сравнению с мышлением среди женщин. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался. Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с целостным личностным эскизом, и окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено, таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа. Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы. Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам. Анализируя результаты тестирования людей, Юнг предположил, что некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро. Фромм. По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. По его мнению, Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры. Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие человека к самому себе. Он утверждал, что человек является единственным существом, наделенным совестью. И что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам. Эрих Фромм показывает необходимость в изменении образа жизни, основанном на готовности человека отказаться от различных форм обладания (имения) ради того, чтобы, в первую очередь быть самим собой. 35) Экзестенциализм ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ или философия существования, – философское направление, возникшее накануне 1-й мировой войны в России, после 1-й мировой войны в Германии и в период 2-й мировой войны во Франции. Как и философия жизни, экзистенциализм хочет понять бытие как нечто непосредственное и преодолеть интеллектуализм как традиционной рационалистической философии, так и науки. Бытие, согласно экзистенциализму, не есть ни эмпирическая реальность, данная нам во внешнем восприятии, ни рациональная конструкция, предлагаемая научным мышлением, ни «умопостигаемая сущность» идеалистической философии. Бытие должно быть постигнуто интуитивно. Экзистенциализм стремится преодолеть психологизм и раскрыть онтологический смысл переживания, который выступает как направленность на нечто трансцендентное самому переживанию. Главное определение бытия, как оно открыто нам, т.е. нашего собственного бытия, именуемого экзистенцией, есть его незамкнутость, открытость трансценденции. 36) Герменевтика Герменевтика (гр. hermenentike — истолкование) — искусство толкования различных текстов, символов, смыслов социокультуры. Активно использовалась в теологии (истолкование учений, священных текстов, Библии), филологии как интерпретация художественных текстов древних авторов на современный живой язык. Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Фридрихом Шлейермахером (1768-1834) — протестантским теологом и философом. В его трудах заметно влияние И.Канта и особенно Г.Фихте («Наукоучение»). Главную функцию герменевтики видел в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуально-стилистической особенности произведения. Герменевтика как философское знание — это анализ самого процесса понимания движения к истине. Герменевтика — это не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины. Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения. Мир культурных ценностей внутри него составляет язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все составляющие культуры. Одним из выдающихся представителей герменевтики XX века по праву считается Ханс Георг Гадамер (1900). В своих теоретических концепциях он опирался на «понимающую психологию» В.Дильтея, теорию «жизненного мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера. Последнего признавал своим непосредственным учителем. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую философию понимания. Ее предметом, наряду с историко-гуманитар-ными науками, является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии 37) Онтологические проблемы философии. Основные формы бытия Бытие – в широком смысле существование. Бытие – предмет изучения онтологии. Бытие – в узком смысле, характерном для фундаментальной онтологии Хайдеггера, это аспект существования сущего, в отличии от его сущности. Впервые Парменид обращает внимание на такой аспект всего сущего, как бытие. Учение Аристотеля о бытии представлено в «Метафизике», там он его делит на действительность и возможность. Формы бытия: Бытие природы. бытие вещей, тел, процессов, нетронутых человеком. бытие вещей и процессов, созданных человеком (города, мебель, орудия труда). Бытие человека. человек, как вещь среди вещей. человек как субъект, а не объект. Бытие духовного. индивидуальные процессы сознания и бессознательного. достояния общества, а не отдельного человека. Бытие социального. человека отдельного в обществе и в прогрессе истории, как социального субъекта. совокупность жизнедеятельности общества как целостного организма, включая культурно-цивилизационные процессы. 38) Материя как философская категория. Уровни организации материи Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Понятие использовалось Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель считал материю вечной, несотворимой, неуничтожимой. Томас Гоббс определял материю, как тело, рассматриваемое в отношении его формы. Структурно материя организованна на 3 уровня: Неорганическая материя (Элементарные частицы, ядра, атомы, молекулы и т.д.) Органическая материя (РНК, ДНК, клетка и т.д.) Социально-организованная материя (совокупность упорядоченных систем: семья, коллективы и т.д.) 39) Движение и развитие. Формы движения материи. Типы связей между ними Движение – особое свойство материи, которое выражает ее способность изменяться и переходить из одного состояние в другое. Развитие — определённый вид движения. Можно сказать, что всякое развитие есть уже тем самым движение, но далеко не всякое движение позволительно признать развитием. Развитие необратимо. Конкретные виды движений можно классифицировать по типам и по формам: 1) по типам. Выделяются два основных типа движений: а) Первый тип связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, то есть не изменяют своего качества. Примеры: идущий человек, включённый телевизор. б) Движения второго типа сопровождаются перестройкой внутренней структуры предметов, что ведет к изменению качеств первоначальной вещи и превращении её в совершенно другую вещь. Такой тип движения, которому свойственны также необратимость и определённая направленность, называется развитием. Примеры: эволюционные процессы в звёздах, рост различных организмов. 2) по формам. Существуют пять основных форм движения материи, выделенных еще Ф.Энгельсом: а) Механическая форма - это перемещение различных тел в пространстве. Примеры: падение камня, полёт птицы. б) Физическая форма – это изменение физических свойств предметов. Примеры: таяние льда, электризация тела. в) Химическая форма – это различные химические превращения, изменение химического состава веществ. Примеры: ржавление железа, образование оксидов. г) Биологическая форма – это процессы, проходящие в живых организмах. Примеры: рост и развитие организма, обмен веществ. д) Социальная форма – это различные процессы и явления в обществе. Примеры: общение людей, процесс образования какого-либо государства. 40) Пространство и время как способы бытия материи: 2 концепции Пространство – форма бытия материи, показывающая расположение одного объекта относительного другого. Время – объективно-реальная форма бытия материи, отражающая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний движущейся материи. В обыденном сознании время воспринимается как последовательность событий. Две концепции пространства и времени: - субстанциальная — рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов (Демокрит, Эпикур, Ньютон); - реляционная — рассматривает пространство и время как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют (Лейбниц). 41) Возникновение сознания и его социальная природа. Сознание и мозг Нельзя говорить, что сознание – функция мозга. В настоящее время изучено около 90 процентов функций мозга, и по результатам исследований нельзя сказать, что такое сознание, что есть связь между мозгом и тем, что человек называет сознанием, где этот отдел расположен. Отождествляя функцию мозга и сознанием, мы возвращаемся в 18 век. Проблема сознания в античной философии не существовала. Однако, под тем, что сегодня в философии называется сознанием понималась душа у Сократа, логос у Гераклита, «психе» у Аристотеля. При этом у всех философов «сознание» понималось в качестве активно действующей силы, влияющей на поведение человека. По Аристотелю, душа имеет разные уровни организации, самый высший – разум. Разум – свойство души, влияет на активность тела. В средневековой философии сознание человека понимается как субъективное начало, которое не самостоятельно. Августин Блаженный полагал о том, что сознание (душа) проявляется в самопознании и самоанализе. В 17 веке «сознание» впервые вводится Рене Декартом, также он обозначает проблему психофизического дуализма. Если мы рассмотрим человека, то он есть 2 субстанции: пространственная и мыслящая субстанция. В 17 веке Лейбниц вводит для определения сознания понятие «апперцепция», под которой он понимает рефлективный акт (автоматический) перехода бессознательных психических состояний в осознаваемые представления. По Лейбницу мы фиксируем, что у человека есть сознание тогда, когда он думает над тем, что он говорит и думает. В 19 веке складывается натуралистический подход. Он связан с развитием материализма, марксисткой философией, одним из свойств материи является отражение. Сознание выступает как высшее физическое свойство и способность человека отражать действия внешней среды. Несмотря на то, что это идеальная форма воспроизведения действительности, сознание всегда связано с речью и является функцией мозга. Отражение – воздействие одного явления на другое, при котором воспроизводится свойство первого во втором измененное или преобразованное средой, в которой осуществляется воздействие. Обладает свойствами: Обобщения сведений об окружающей действительности, критическая оценка данных, преобразовательное. В современной американской философии, сознание понимается как субъективная реальность, то есть реальность осознаваемых состояний индивида, который непосредственно удостоверяют для него то, что он существует. Для характеристики сознания используются такие понятия, как: ментальное, субъективный опыт, квалия. Понятие сознания охватывает как отдельные явления (ощущения, мысли, желания), так и целостное образование, объединяемое «я». Для понимания природы сознания, в американской философии существует понятие «философский зомби», под которым понимается серия мысленных экспериментов, посвященных проблеме сознания. 42) Сознание и самосознание В 17 веке Лейбниц вводит для определения сознания понятие «апперцепция», под которой он понимает рефлективный акт (автоматический) перехода бессознательных психических состояний в осознаваемые представления. По Лейбницу мы фиксируем, что у человека есть сознание тогда, когда он думает над тем, что он говорит и думает. Понятие сознания охватывает как отдельные явления (ощущения, мысли, желания), так и целостное образование, объединяемое «я». Обладает свойствами: Обобщения сведений об окружающей действительности, критическая оценка данных, преобразовательное. Проблема сознания решалась в немецкой классической философии. Иммануил Кант разработал теорию «трансцендентального» сознания, под которой понимал единство сознания субъекта и мира явлений, которые он осознает, как самосознание. Самосознание – познание и оценка человеком самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как субъекта индивидуального, так и коллективно-социального. |