Мировоззрение, его исторические типы
Скачать 84.68 Kb.
|
43) Сознание и язык. Виды и функции языка Язык – система знаков, с помощью которой происходит коммуникация, хранение и трансляция информации. Речь – особый тип языка, связанный с особым типом знаков – со словами. Общение с помощью слов свойственно только человеку, животные используют другие знаки. В отличие от других языков, с помощью которых люди общаются друг с другом, речь всегда связана с мышлением. Мышление не только выражается, но и формируется в языке. Язык имеет функции: обозначающую (слова и предложения обозначают что-то определенное), коммуникативную (подразумевает способность взаимопонимания), общественной природой (выражения в общезначимой форме, с некоторыми ограничениями). 44) Диалектика и метафизика Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях, развитии бытия и познания. Философское учении о развитии. Метафизика – философское учение, означающее неизменность первоначала бытия. Метафизика обычно противопоставляется диалектике, которая рассматривает явления в процессе их развития и уничтожения. Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. 45) Категории диалектики Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях, развитии бытия и познания. Категории: Сущность и явление, сущность – внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех противоречивых форм бытия, явление – обнаружение предмета, внешние формы его существования. Содержание и форма, содержание – единство всех составных элементов объекта, свойств, внутренних процессов, форма – способ существования и выражения содержания. Необходимость и случайность, необходимость – то, что продиктовано внутренними факторами, случайность – внешними. Причина и следствие, причина – то, что ведет к следствию, следствие – то, что вытекает из причин. Возможность и действительность, возможность – категория, фиксирующая тенденцию развития существующих явлений, действительность – категория, представляющая собой любой объект, который уже существует благодаря возможности. 46) Закон единства и борьбы противоположностей Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях, развитии бытия и познания. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего. Пример: атом представляет собой единство двух его необходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отрицательно заряженного электрона. Их единство определяют целостность атома. При разрушении и ядро, и электрон превращаются в объекты, существующие отдельно друг от друга. Соответственно, они перестают быть противоположностями. 47) Закон перехода количества в качество и обратно Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях, развитии бытия и познания. Всякое изменение имеет количественную сторону, то есть сторону, которая характеризуется простым увеличением или уменьшением, которое не меняет природы того, что изменяется. Но такое изменение не может продолжаться бесконечно. В какой-то момент приведет к качественному изменению, в этот момент происходит скачок к качественному изменению. Примеры: - нельзя до бесконечности нагревать воду, рано или поздно она превратится в пар. - на веревку нельзя бесконечно вешать груз, она порвется. 48) Закон отрицания отрицания Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях, развитии бытия и познания. Суть закона состоит в том, что на высшей ступени развития происходит возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но в измененном виде. Пример (Энгельса) – зерно ячменя. Когда зерно высаживается при правильных условиях, оно прорастает и превращается в растение. Прорастание – процесс отрицание. Зерно уже исчезло. Вместо него появились: корни, стебель, листва. Когда оно вырастет – произойдет второе отрицание. Растение умрет, но у нас будет еще больше зерен ячменя. 49) Познание как особый вид деятельности. Объект и субъект познания. Личностное знание. Познание – процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Философы, работавшие над понятием – Платон, Аристотель, Кант. Субъект познания — это источник познавательной активности, направленной на предмет познания. Объект познания — это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Личностное знание - вид знания, к которому относится то знание, которое не может быть легко передано другим. (Майкл Полани) Неявные знания могут быть переданы только через обучение или получены через личный опыт. Умение плавать может быть приобретено в результате наблюдений, личных тренировок. Другой пример неявного знания — знание языков. Человек, будучи погруженным в языковую среду, осваивает язык постепенно, не изучая правила грамматики. 50) Чувственное познание, его формы и методы. Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека. Эмпиризм – признает опыт единственным источником достоверного знания. Сторонники: Джон Локк, Гоббс, Бэкон. Продолжение эмпиризма – сенсуализм, согласно которому чувственные восприятия являются главными источниками знания. Представители – Гольбах, Дидро. Формы: Ощущение — отображение отдельных свойств объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств. Восприятие — отображение не отдельных свойств предмета, а их системы, целостности. Представление — чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствии этого предмета. Методы: наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; эксперимент — изучение явлений в контролируемых условиях; измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру); сравнение — выявление сходства или различия объектов. 51) Рациональное познание, его формы и методы. Рациональное познание – основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. Философы: Спиноза, Гегель, Кант. Формы: Понятие - категория, фиксирующая наиболее общие свойства. Суждение – утверждение или отрицание о чем-либо. Умозаключение — вывод из 2 суждений, которые называют посылками. Методы: Анализ, синтез, классификация, абстрагирование, аналогия, дедукция, индукция, моделирование, идеализация. 52) Концепции истины. Виды истины. Критерии истины. Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Впервые понятие «истины» введено Парменидом, как противопоставление мнению. Также понятием занимались Платон, Августин, Декарт, Фома Аквинский. Виды истины: Относительная истина — знание, зависящее от места и времени его получения. Абсолютная истина — это неизменное, раз и навсегда установленное знание. Объективная истина – знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества. Критерии истины: соответствие законам логики, ранее открытым законам, фундаментальным законам, простота формулы, практика, парадоксальность идеи. 53) Научное познание принципы, структура, уровни Научное познание – вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Над словом «понятие» работали: Платон, Аристотель, Кант. Принципы (по Карпенкову): детерминизма (все события связаны причинной связью), критерий истины (истина доказывается только практикой: опытами, экспериментами), относительность (относительно и ограничено научное знание). Научное познание включает в себя три основных уровня — эмпирический, теоретический и метатеоретический. На эмпирическом уровне познание осуществляется в процессе непосредственного взаимодействия с объектом. Метатеоретический уровень включает методологию (учение о методах, внутренних механизмах научного познания) и философию науки. Теоретический уровень – уровень познания, на котором при опоре на эмпирическую базу, явления изучаемой предметной области отражаются со стороны внутренних и существенных связей и закономерностей. Научное знание выступает в форме проблемы, гипотезы, закона и теории. 54) Методология научного познания Методология — это учение о структуре, логической организации, методах и средствах познания. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику. Основные задачи методологии: - определение стратегии научного познания - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта - изучение средств, обеспечивающих исследование, к которым можно отнести принципы, понятия, категории, ориентации и т.д. - разработка методологических новаций. 55) Теоретические и эмпирические методы научного познания Метод – способ деятельности в любой его форме. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику. Научными методами эмпирического исследования являются: Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений действительности. Описание - фиксация сведений об объекте средствами естественного или искусственного языка. Измерение - сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам. Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий. Среди научных методов теоретического исследования выделяют: Формализация — это отображение знания в знаковой форме (формализованный язык). Аксиоматический метод - способ построения научной теории, основанный на некоторых аксиомах, из которых все остальные утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства. Гипотетико-дедуктивный метод — это создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических (опытных) фактах. 56) Специфика социально-гуманитарного познания Естественные науки. Отвечают за изучение внешних по отношению к человеку, природных явлений. Изучают мир, опираясь на факты, аксиомы и так далее. Технические науки. Изучают преобразованную и поставленную на службу человеку природу. В отличии от естественных, являются более точными, так как изучают конкретные объекты, созданные человеком, ориентированы на конкретный результат, имеющий практическое применение. Гуманитарные науки. Гуманитарные науки имеют дело с единичными, уникальными фактами, событиями, котом в наименьшей степени присущи однородность и повторяемость. Изучают человека в его духовной сфере, умственной, нравственной, культурной. 57) Ценности современного информационного общества Информационное общество – общество, в котором информационные процессы происходят главным образом на основе использования информационно-коммуникационных технологий, а информационные ресурсы доступны всем слоям населения. Данным вопросом занимался Элвин Тоффлер. Он именует информационное общество «Третьей волной». Считает, что в ИО складываются новые виды семьи, стили работы и жизни. Такое общество он считает супериндустриальным. Концепция Фрэнсиса Фукуямы: переход от индустриального к информационному обществу имеет и негативную сторону по своим социальным последствиям. Таков «великий разрыв», состоящий из: увеличения числа разводов, внебрачных детей, преступности, упадка родственных связей. Ценности информационного общества: информация – сведения о понятиях, фактах, событиях, в передаче и принятии которых могут участвовать люди, знания – достоверные представления о предметах и явлениях действительности, интеллект – мыслительная способность, умственное начало у человека, определяющее его деятельность, технологии – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата. – применение научного знания для решения задач. 58) Общество как предмет анализа. Основные сферы жизнедеятельности общества. Общество – объединение людей, имеющих закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и общую законодательную систему. Функции: репродуктивная, производственная, регламентирующая (установление правил поведения людей в обществе), социализирующая (приобщение человека к достижениям цивилизации). Свойства общества как системы: целостность, универсальность (создание необходимых условий для удовлетворения любых потребностей), саморегуляция (обеспечение постоянного воспроизводства всей сложной системы социальных отношений). Сферы жизнедеятельности общества = формы общественного сознания: политическое сознание (совокупность чувств, отражающих отношение к власти), правовое сознание (система обязательных норм, правил поведения, выраженная в юридических законах), мораль (нормы и оценки поведения отдельных индивидов), религия (вера в сверхъестественное). Формы: политическое сознание (совокупность чувств, отражающих отношение к власти), правовое сознание (система обязательных норм, правил поведения, выраженная в юридических законах), мораль (нормы и оценки поведения отдельных индивидов), религия (вера в сверхъестественное). 59) Линейное и цикличное понимание общественно-исторического процесса Линейное и цикличное понимание смыкается с формационным подходом, который линейно понимает исторический процесс, а цикличное понимание – цивилизованный подход. Формационный подход сформировался в марксизме, благодаря Карлу Марксу. «Экономико философские рукописи 1844 года», где Маркс обосновывает понятие «формация». Формация – стадия общественной эволюции, характеризующаяся определенной ступенью развития производительных сил общества и соответствующим историческим типом экономических отношений, которые зависят от нее. Общество по Марксу четко распределено на формации, которые отражают эволюционный этап развития общества. С представителями формационного подхода поспорили представители цивилизованного подхода. Если Маркс считал, если общество развивается постепенно и формация развивается от низших к высшим, то и общество и культура развивается от низших к высшим. Представители цивилизационного подхода считали, что нельзя так четко и логично определять культуру и общество, потому что в разных культурах свои особенности, менталитет, переживания, влияющие на своеобразие той или иной культуры. К примеру: со стороны формационного подхода, племена Зеландии «отсталые», потому что у них нет техники, осознания экологических проблем. Со стороны цивилизованного подхода: для каждой культуры свои критерии развития, свой путь развития, общего пути нет. Концепция локальных цивилизаций прежде всего представлена в работах немецкого философа Освальда Шпенглера. Он отрицал наличие единой общечеловеческой культуры. Рассматривал культуру, как организм с ограниченной продолжительностью жизни. Западная культура сравнивалась с исчезнувшей древнегреческой культурой. Шпенглер утверждал, что западная культура вступила в стадию цивилизации, когда культура умирает. Гибель культуры – исчерпание ее души. Сходные представления – Арнольд Тойнби, у которого динамика цивилизации определяется законом «вызова и ответа», согласно которой каждый шаг вперед связан с адекватным ответом на вызов. Нечто подобное излагал Питирим Сорокин. В основе теории социокультурной динамики лежит циклическое колебание основных типов культур. В ходе своего развития общество создает различные социальные и культурные системы. Культурные системы объединяются в культурные сверхсистемы, основой которых является ценность. 60) Общественное сознание: структура и уровни Общественное сознание – сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. Фиксируются только те чувства, взгляды, которые характерны для общества в целом. Формы: политическое сознание (совокупность чувств, отражающих отношение к власти), правовое сознание (система обязательных норм, правил поведения, выраженная в юридических законах), мораль (нормы и оценки поведения отдельных индивидов), религия (вера в сверхъестественное). Уровни: обыденный и теоретический. Обыденный – отражает внешнее проявление процессов. Складывается в процессе повседневной жизни, чаще содержит эмоциональную оценку действительности. Теоретический – выступает как специально разработанная теория. Отражает суть явлений. 61) Формы общественного сознания Общественное сознание – сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. Фиксируются только те чувства, взгляды, которые характерны для общества в целом. Формы: политическое сознание (совокупность чувств, отражающих отношение к власти), правовое сознание (система обязательных норм, правил поведения, выраженная в юридических законах), мораль (нормы и оценки поведения отдельных индивидов), религия (вера в сверхъестественное). Уровни: обыденный и теоретический. Обыденный – отражает внешнее проявление процессов. Складывается в процессе повседневной жизни, чаще содержит эмоциональную оценку действительности. Теоретический – выступает как специально разработанная теория. Отражает суть явлений. 62) Мораль как форма общественного сознания, нравственные ценности Мораль – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Функции морали: Оценочная функция (разделяет поступки на хорошие и плохие), регулятивная (разрабатывает правила и нормы морали), воспитательная (занимается формированием системы моральных ценностей), контролирующая (следит за выполнением норм и правил), интегрирующая функция (поддерживает состояние гармонии внутри человека после совершения поступков). Нравственные ценности – значимые и важные, наделенные субъективным смыслом материальные и нематериальные объекты. Виды ценностей: материальные и моральные, экономические, социально-политические, конкретные, абстрактные. По принадлежности делятся на: личностные, групповые, коллективные, общественные, национальные, общечеловеческие. |