Мировоззрение, его исторические типы
Скачать 84.68 Kb.
|
63) Эстетическое сознание и роль эстетических ценностей в общественной жизни Эстетическое сознание – системный образ действительности, обладающий рядом особенных свойств. Существенная особенность – эмоциональность. Искусство - образное осмысление действительности. Функции – открывает широкие возможности приобщения к духовным ценностям, формирует взгляды на нравственные ценности, помогает превращению знаний в убеждения, развивает творческие способности, влияет на практическую деятельность. Эстетические ценности – явления психики, которые лежат в основе осознания действительности в форме конкретно-чувственных, художественных образов. К эстетическим чувствам и ценностям относятся категории: возвышенное и низменное, героическое и трусливое, комическое и трагическое, прекрасное и безобразное. 64) Религия как форма общественного сознания. Свобода совести Религия – система взглядов, построенная на твердой вере во что-либо из нематериального мира. Функции – установление определенных рамок для поведения человека, формирование картины мира и положения человека в ней, помогает справиться с социальным напряжением, способствует сохранению и развитию социального и культурного наследия. Свобода совести — естественное право человека верить в Бога, или быть атеистом. Ценность – вера. 65) Социально-философские теории развития общества (Платон, Т.Мор, Т.Кампанелла, Ф.Бэкон) Платон разработал учение об идеальном государстве. Согласно ему, идеальное государство является аристократией. В идеальном государстве править должны философы. В государстве Платона введена общность, частная собственность запрещена. Томас Мор предложил идею «Социальной утопии». Согласно ему, в государстве все должно быть общественным. В идеальном государстве не должно быть денег. В свободное от работы время (6 часов) люди развивают свои таланты, занимаются искусством и наукой. Томмазо Кампанелло – создатель произведения «Город Солнца». В нем государством управляет священник, именуемый Солнцем, или же Метафизиком. В городе социальный уклад – общность жизни, осуществление которой контролируется администрацией. Все питаются вместе, нет рабов, все трудятся по 4 часа в день. Фрэнсис Бэкон разработал теорию «Новой Атлантиды», в которой проникнута мысль о том, что развитие приведет в будущем к наступлению золотого века. В ней Бэкон рисует счастливую, комфортную жизнь мудрого, небольшого народа островитян. У них есть: микрофон, телефон, вечный двигатель, паровая машина и воздушный шар. 66) Формационный и цивилизованный подход к развитию общества Формационный подход сформировался в марксизме, благодаря Карлу Марксу. «Экономико философские рукописи 1844 года», где Маркс обосновывает понятие «формация». Формация – стадия общественной эволюции, характеризующаяся определенной ступенью развития производительных сил общества и соответствующим историческим типом экономических отношений, которые зависят от нее. Маркс выделяет 5 формаций: 1. Первобытнообщинная 2. Рабовладельческая 3. Феодальная 4. Капиталистическая 5. Коммунистическая Общество по Марксу четко распределено на формации, которые отражают эволюционный этап развития общества. С представителями формационного подхода поспорили представители цивилизованного подхода. Если Маркс считал, если общество развивается постепенно и формация развивается от низших к высшим, то и общество и культура развивается от низших к высшим. Представители цивилизационного подхода считали, что нельзя так четко и логично определять культуру и общество, потому что в разных культурах свои особенности, менталитет, переживания, влияющие на своеобразие той или иной культуры. К примеру: со стороны формационного подхода, племена Зеландии «отсталые», потому что у них нет техники, осознания экологических проблем. Со стороны цивилизованного подхода: для каждой культуры свои критерии развития, свой путь развития, общего пути нет. Концепция локальных цивилизаций прежде всего представлена в работах немецкого философа Освальда Шпенглера. Он отрицал наличие единой общечеловеческой культуры. Рассматривал культуру, как организм с ограниченной продолжительностью жизни. Западная культура сравнивалась с исчезнувшей древнегреческой культурой. Шпенглер утверждал, что западная культура вступила в стадию цивилизации, когда культура умирает. Гибель культуры – исчерпание ее души. Сходные представления – Арнольд Тойнби, у которого динамика цивилизации определяется законом «вызова и ответа», согласно которой каждый шаг вперед связан с адекватным ответом на вызов. Нечто подобное излагал Питирим Сорокин. В основе теории социокультурной динамики лежит циклическое колебание основных типов культур. В ходе своего развития общество создает различные социальные и культурные системы. Культурные системы объединяются в культурные сверхсистемы, основой которых является ценность. 67) Рационализм и иррационализм о природе и сущности человека Рационализм сложился в 16-17 веках. Происходит от латинского слова «ratio», означающего «разум». Суть понятия заключается в том, что вся жизнедеятельность подчинена разуму, он является единственным источником познания. Философы-рационалисты: Рене Декарт, Бенедикт Спиноза. Декарт считал, что любое полученное знание нужно проверять. Помогает в этом человеку разум. Придерживался позиции, что нельзя ничего принимать на веру. Любую информацию следует подвергнуть тщательному анализу. «Мыслю, следовательно, существую» - его знаменитое сужение (означает преобладание разума над чувствами). Спиноза: мир познаваем. Но человек познает его поверхностно, если руководствуется только своими чувствами. При помощи разума человеку открывается истина. Иррационализм – фил. учение, ограничивающее, полностью отрицающее возможность человеческого разума в процессе познания, делает основой миропонимания нечто недоступное разуму. Наиболее ярко представлен в «философии жизни». Основная ее идея заключается в том, что понятие материи заменяется понятием «жизнь», как иррационального потока, порыва. Материя понимается, как потухший остаток, застывшая форма жизни. Разум убивает жизнь, останавливает ее непрерывное движение. Поэтому для познания нужен не разум, а интуиция, переживание жизни. 68) Творчество как способ бытия человека Творчество – процесс познания и человеческой деятельности, свойственной как индивиду, так и социальной группе. С творчеством связанны такие понятия, как: одаренность, фантазия, произведение искусства, открытие. Проблематике творчества уделял внимание Аристотель. Придавая довольно большое значение чувствам человека, он подчеркивал чрезвычайно важную роль искусства в его жизни. Также данным вопросом занимался Августин Блаженный. Он описывал творчество как акт божественной личности по «вызыванию бытия из небытия». Выделял волю, имеющую дело с тем, чего нет, и создающую нечто, в отличии от разума, работающего с тем, что есть. Проблема разграничения гениальности и таланта. Талант – врожденная склонность к некоторым специальным видам деятельности, предполагает более быстрое и легкое обретение мастерства. Гений включает в себя оригинальность, творчество, способность работать в областях, не изученных предварительно. 69) Проблемы бытия человека в современном глобальном мире Глобальные проблемы современности - комплекс проблем, от которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Виды глобальных проблем: политические (войны, международный терроризм), экономические (продовольственная, эконом. кризисы, энергетич. проблемы), социальные (бездуховность, здравоохранение), экологические (истощение природных ресурсов, парниковый эффект). Разберем 2 проблемы: Энергетическая проблема – большая часть потребляемой энергии приходится на не возобновляемые источники: нефть, газ. Хоть и открываются новые источники добывания нефти и разрабатываются новые технологии по ее добыче, может наступить момент, когда источников будет не хватать. 2 пути решения – энергосберегающие технологии и использование возобновляемых источников энергии (солнце, ветер). Продовольственная – около 1 миллиарда человек, живущих в развивающихся странах, испытывают нехватку продовольствия. Приводят к этому: высокая плотность населения, недостаток природных ресурсов, воды. Продовольственная помощь из других стран не устраняет источник проблемы, поэтому ее нельзя считать долгосрочным решением проблемы. 70) Смысл жизни и предназначение человека Проблема смысла жизни решается в рамках науки «философская Антропология». Появилась она в 20 веке благодаря немецкому философу Максу Шелеру, который в работе «Положение человека в космосе» ввел такую дисциплину и обосновал ее необходимость. В этот период (1923) научная революция, происходящая в технических науках, меняет положение человека в обществе. Необходимость переосмысления человека в обществе, как социального существа, рождается, рождает необходимость в специальной науке «философская антропология». Концепция Макса Шелера: человек с одной стороны биологическое существо, а с другой – разумное существо. В человеке есть субстанция, выделяющая его из мира животных, потому что животное тоже разумное, тоже обладающее инстинктом. У человека есть «дух». Под духом Макс Шелер понимал: независимость от органического, свободу, отрешенность от принуждения и давления, от жизни и всего, что к ней относится. У существа, имеющего душу, есть «мир». Приводится пример: собака может годами жить в саду, побывать во всех его уголках, и никогда не составит его целый образ. Проблемой смысла жизни занимался философский антрополог Виктор Франкл. В своей работе «Смысл жизни и предназначение человека» он ставит и решает проблему смысла жизни. Концепция: считал, что у человека есть 3 способа сделать свою жизнь осмысленной. Первый: путем совершения поступков (трудом), второй – путем переживания к кому-то, к природе или искусству, третий – переживание жизненных ситуаций, заставляющих нас страдать (приспосабливаясь, извлекается смысл). Предназначение: ставит каждый человек себе сам. Человек сам выбирает, как он себя рассматривает: как тело, как душу, а затем размышляет, куда ему идти. Когда человек распознает свое предназначение, он становится увереннее, видит четко свою цель, начинает жить в гармонии с миром. Предназначение – река жизни, по которой мы плывем. |