Главная страница
Навигация по странице:

  • Структура культуры: Материальная

  • Состав ляющие ду ховной ку льту ры

  • Формы культуры: - элитарная(высокая); - народная; - массовая.

  • Народная ку льтура включает

  • 3.Понятие массовой культуры

  • 4. Наука – один из новых институтов в структуре ку льтуры

  • Типология и формы культуры. Типология и формы культуры. Лекция. Мировую и национальную ку льтуру


    Скачать 25.17 Kb.
    НазваниеМировую и национальную ку льтуру
    АнкорТипология и формы культуры
    Дата05.11.2021
    Размер25.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТипология и формы культуры. Лекция.docx
    ТипДокументы
    #263762

    3.Типология культуры

    Культура как многоуровневая система
    Принято подразделять ку льтуру по ее носителю. И прежде всего

    выделяют мировую и национальную ку льтуру .

    Мировая культура– это синтез лучших достижений всех нацио-нальных ку льтур различных народов, населяющих нашу планету .

    Национальная культура – синтез ку льтур различных классов. Со-циальных слоев и групп соответствующего общества, своеобразие

    которой проявляется в духовной сфере: язык, литература, музыка, жи-вопись, религия; в материальной сфере: особенности эк ономического

    уклада, ведения хозяйства, традиции тру да и производства.

    В соответствии с к онкретными носителями выделяются также

    ку льтуры сообщественностей: классовая, городская, сельская, про-фессиональная, молодежная; ку льтура семьи; культура отдельного че-ловека.

    Структура культуры:

    Материальная - включает в себя объекты, созданные руками че-ловека(их называют артефактами): паровая машина, книга, храм,

    ору дие тру да, жилой дом, галстук, украшения, плотина и многое дру-гое.

    Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют

    символическ ое значение, выполняют определенную функцию и пред-ставляют известную ценность для группы или общества.

    Духовная - её образуют нормы, правила, образцы, эталоны, мо-дели и нормы поведения, зак оны, ценности, церемонии, ритуалы, сим-волы, мифы, идеи, обычаи, традиции. Это тоже резу льтат деятельности людей, но не руками, а разумом.

    Нематериальные объекты нельзя видеть, слышать, осязать, они

    существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим об-щением.

    Таким образом, под материальной ку льтурой понимают средства

    производства, ору дия тру да, продукты тру да, способы практическ ой

    деятельности по созданию средств производства и потребления.

    Под духовной ку льтурой понимаются деятельность, направленная

    га духовное развитие человека и общества, а также(резу льтаты) про-дукты этой деятельности, к оторыми являются новые идеи и новые зна-ния, духовные ценности.

    Состав ляющие ду ховной ку льту ры:

    - политическая ку ль ту ра;

    - правовая;

    - эстетическая;

    - этическая(нравственная);

    - религиозная.
    Субкультура и контркультура.

    Су бку льтура(от лат . Sub – под)- это в чем-то ограниченная ку ль-ту ра опре деле нной социальной общности, ограниченность к о торой об ус-лов лена бедностью ее социальных связей, затру дненностью доступа к

    ку льтуре в целом или сознательной самоизоляцией

    Характерные черты:

    -«стиль», предполагающий создание и поддержание определенного

    образа(костюм, прическа и т .д.). Зада ча стиля состоит в том, чтобы

    отделить заново су бку льтуру от остальных субку льтур, и ку льтуры

    в целом;

    - манеры поведения(походку , мимика, своеобразная жестику ляция и

    т .д. );

    - жаргон.

    Контркультура- при определенных условиях су бку льтура переходит в контрку льтуру(от лат . сontra – против) – совокупность социаль-но-ку льтурных уст ановок, крайне негативно ориентированных по отношению к ценностям господствующей ку льтуры и даже противо-тоящих этой ку льтуре. Сам термин введен в научный оборот амери-канским социологом Т . Роззаком.

    Основные э лементы контрку ль ту ры:

    -«наркотическая ку льтура»;

    -«восточная мистика»;

    -«окку льтизм»;

    -«сексуально-революционная мистика тела».
    Формы культуры:

    - элитарная(высокая);

    - народная;

    - массовая.

    1. Элитарная культура

    Элитарная, или высокая, ку льтура создается привилегированной

    частью общества либо по её заказу профессиональными творцами.

    Составные части элитарной ку льтуры:

    - изящное искусство;

    - классическая музыка;

    - классическая литература.

    Особенности

    - элитарная ку льтура опережает уровень восприятия ее среднеоб-разованным человек ом. Девиз элитарной ку льтуры – «Искусство ради

    искусства»;

    - типичным проявлением эстетическ ого изоляционизма, к онцепции

    «чистого искусства» является деятельность ху дожественного объе-динения«Мир искусства»(Россия, 10-е гг . XX в.).

    2. Народная культура

    В отличии от элитарной народная ку льтура создается анонимны-ми творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народ-ную называют любительск ой ( но не по уровню, а по происхождению),

    или к оллективной.

    Еще одно название народной ку льтуры– фольклор.

    Он всегда:

    - локализован, так как связан с традициями данной местности;

    - демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

    Народная ку льтура включает:

    - мифы;

    - легенды;

    - сказания;

    - эпос;

    - сказки;

    - песни;

    - танцы.

    По своему исполнению элементы народной ку льтуры могут быть:

    - индивидуальными(изложение легенды);

    - групповыми (исполнение песни, танца);

    - массовыми(карнавальные шествия).
    3.Понятие массовой культуры

    - масс о в ая к у ль т ура р ас с читана на по тр е б ле ние все ми лю д ьми нез ависимо

    от мес та их про жив ания. Масс ов ая к у ль т у ра ор ие нт ир у е тся в пе рв ую о че -р е дь на к о ммер чес кие цели, пр е д по лаг ает ее пасс ивное по тр еб ле ние , а по -эт ому способна выступать средством манипу лирования сознанием

    п о т р е б ит е ля ;

    - массовая ку льтура может стать и становится инструментом внедре-ния в массовое сознание желательных для определенных социальных

    групп стереотипов поведения, может стиму лировать у«массы» но-вые, неведомые ей ранее потребности, формировать определенные

    стандарты эстетическ ого вкуса;

    - истоки к онцепции массового общества и соответствующей ему мас-совой ку льтуры следует искать в умонастроениях тех социальных

    классов, к оторые в резу льтате качественного капитализма при пере-ходе к массовому производству утратили свои сословные приви-легии, а потому идеализировали патриархальный уклад жизни;

    - наиболее ярким предшественником критик ов массового общества и

    массовой ку льтуры был Ф. Ницше, благодаря своей обостренной

    артистическ ой чувствительности предвосхитившей б у дущую роль

    массы, к оторая преклоняется перед всем заурядным;

    - подробный и блестящий по стилю анализ«массы», массовой психо-логии и массовой ку льтуры дал известный испанский философ Х. Ортега и Гассет в книге«Восстание масс».

    Основополагающие институты культуры:

    - миф;

    - религия;

    - искусство;

    - наука.

    1. Миф – наиболее древняя система ценностей. В целом ку льтура дви-жется от мифа к логосу , т .е. от вымысла и условности к знанию и к

    зак ону;

    - фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость

    смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично. В

    современной ку льтуре миф создает средства и способы символи-ческ ого мышления, он способен ценности современной ку льтуры

    интерпретировать через идею«героическ ого»;

    18

    - миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболи-зировать ее, подчеркивать и даже выпячивать.

    2. Религия - религия стала доминировать в ку льтуре вслед за мифом.

    Г лавное в религии - это вера в Бога, или вера в сверхъестественное,

    в чу до, в то, что не постижимо разумом рациональным путем;

    - ценности светск ой ку льтуры и ценности религии часто не гармонич-ны и противоречат друг другу;

    - ку льтура модифицирует становление религии, но утвердившись ре-лигия начинает изменять ку льтуру , так, что развитие ку льтуры идет

    под зна чительным влиянием религии

    3. Искусство - искусство в истории ку льтуры существовало и дей-ствовало параллельно с мифом и религией;

    - искусство продуцирует свои ценности за счет ху дожественной дея-тельности, ху дожественного освоения действительности. Его задача

    сводится к познанию эстетическ ого, к ху дожественной интерпрета-ции автором явлений окружающего мира;

    - искусство обогащает ку льтуру духовными ценностями через ху до-жественное производство, через создание субъективированных пред-став лений о мире, через систему образов, символизирующих

    смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи;

    - роль искусства в развитии ку льтуры противоречива. Оно одновре-менно к онструктивно и деконструктивно, оно может воспитывать в

    духе возвышенных идеалов и наоборот;

    - в целом искусство способно поддерживать открытость системы цен-ностей, открыт ость поиска и выбора ориентации в к у льт уре, что в ко -не чном с чете воспитывает духовную независимость человека, свобо ду

    духа. Для к у ль т уры это важный потенциал и фак тор ее развития.

    4. Наука – один из новых институтов в структуре ку льтуры. Однако

    значение этого института быстро растет , а современная ку льтура ис-пытывает г лубокие изменения под влиянием науки;

    - духовная эволюция через миф, религию и философию привела че-ловечество к науке, г де достоверность и истинность получаемых

    знаний проверяются специально разработанными средствами и спо-собами. Наука принадлежит современной ку льтуре, порождает ци-вилизацию и связывает их в целостное образование;
    - творческие возможности науки огромны, и они все более г лубоко

    преобразовывают ку льтуру . Наука обладает нек оторой ку льтуроген-ной ролью, она придает культуре рационалистические формы и ат-риб уты;

    - ку льтура всег да нравственно нагружена, она в этом смысле более

    органична сущности человека, а наука более отчуждена, более ус-ловна. В истории человечества наука действует как цивилизирую-щая сила, а культура – как одухотворяющая сила.


    Глоссарий:

    Культура обыденная – совокупность идей, принципов, процес-сов, явлений ку льтуры, связанных с повседневной жизнью людей.

    К ультура э тническая – к у ль т ура определенного этноса творческая

    форма его жизнедеятельности по воспроизведению и обновлению бытия.

    Культурная картина мира – конкретно-историческая система

    миропредставлений и мироощущений, включающая совокупность как

    рационально-понятийных, так и чувственно-образных способов вос-приятия и постижения мира.

    Культурные нормы – понятия, очерчивающие стандарты деятель-ности людей.

    К ультурные универсалии - понятия, выражающие те чер ты к у ль т ур-ных явлений, к от орые встре чаются в любых к у ль т урах: древних и новых,

    малых и больших, отличающихся по этническим характеристикам.

    Типология культур – классификация, упорядочение всех явлений

    выявленных в истории ку льтур по как ому-либо критерию(основанию,

    признаку), присущему всем ку льтурам.


    написать администратору сайта