ппп. мироздание фурса. Мысли мудрецов востока
Скачать 3.29 Mb.
|
и см, присущих субатомному царству, до длины волны фотонов порядка 5,5-10й1 см (около 80 радиусов Земли). Наличие фундаментальных, всеобъемлющих закономерностей, распространяющихся на Вселенную, говорит о том, что в мире всё взаимосвязано и взаимообусловлено в своём движении и развитии, а следовательно, имеет и своё начало, подчиняется великим, непознанным (а может быть, и непознаваемым) законам Космоса, Духа... В битве при Ватерлоо мог погибнуть Жак вместо Поля или Ганс вместо Джона - это в большей степени дело случая, хотя сноровка и выносливость каждого из них, несомненно, имели значение, но на исход битвы никак не могли повлиять.I 1*1 П ^ ЛТ/LI I. I I I t* t^lflD T 1 T I Ifнадёжный союзник. еградирует и сторону обезьян. Колес того, подозреваю, что п свин ближайший сородич; об этом говорит не только удивительная схожесть поведения в определённых ситуациях, но и тот факт, что внутренние органы свиньи для пересадки человеку подходят наилучшим образом». Это. конечно, шутка, по, как говорят, кн каждой шутке есть доля... шутки». В человеке идёт (с непредсказуемым результатом) борьба между разумом и животным наследием: генетически закреплёнными инстинктами, страстями, желаниями. «Чувство всегда одержит верх над разумом» - говорит народная мудрость. Более ста лет теософы, рерпховцы искренне зовут религии всех мастей к примирению и согласию. И это верно: Бог един! Но призывают познать Высшую Истину сердцем и ни в коем случае не разумом. Как это понимать? Как признание силы чувства, страсти, инстинкта или ограниченных возможностей разума? Силу необъятную человеку даёт разум, а во что обратится эта сила - во зло или во благо - порой решают, к сожалению, животные инстинкты. От них не избавиться. Они как горб, нести который суждено от рождения до смерти. И стал бы человек всемогущим, как Бог, если бы не этот «горб». Других ограничений вроде бы нет, если верить мудрецам Востока. И нет надежды на то, что можно что-либо изменить. Беды человека - в его природе, в его сущности. Отобрали «радетели» за народное счастье собственность у людей на одной трети планеты, и всех - в колхозы. Казалось бы, всё должно быть лучше, п дружнее, и веселее. Аи пет, перемолов в бездушном эксперименте миллионы судеб и жизней, повернули «оглобли» на 180". Оказалось, что не ^i™. гт ■ 111 a i"i Етп11^*-1итТ(з1т л 11 и i i наш пи г»/■*'!* п г\ ппй/"гпа1 ттн ЦП Т i гч гппщп пмл стинкт собственности. Л ведь цели были благороднь ство, братство... А что же взамен? Капитализм - это тоже анахронизм, изжившая себя общественно-экономическая формация, которая обездушивается изо дня в день, возводя всё в большую степень неравенство людей, накапливает агрессивность и, как образно писал Жан Жорес, «несёт в себе войну, как туча бурю». Дж. П. Морган, один из столпов капитализма прошлого века, получил в своё время такую характеристику: «умён, жесток, беспринципен». Я думаю, эта характеристика наилучшим образом отвечает всей формации. Мне катастрофически не везет. До сих пор не довелось встретить ни одного «нового» белоруса (русского), который представлял бы из себя некое творческое, порядочное и честное предпринимательство, кроме как тех, кто пытается (и добивается) обогащаться чужими руками, чужими мозгами и чужими деньгами при соучастии (под «крышей») коррумпированной власти или преступной братии. Как правило, это люди с повышенной врождённой жадностью, жестокостью, беспринципностью... И характер их действий всегда один - одурачивание (оболванивание) своих сородичей. Легко добиваются власти и богатства в нашем пещерном обществе те, кто может, не моргнув глазом, предать друга, брата, мать... Если мыльный пузырь раздувать без меры, он лопнет. Закон мыльного пузыря имеет отношение к 'терпению, злости, ценам.., т.е. ко всему, что имеет свойство безмерно накапливаться. «Только частная собственность может эффективно управлять экономикой» — этот тезис кое-где возведён в ранг аксиомы экономики. Здесь, надо полагать, ставка делается на то, что жадность, алчность, хитрость и жестокость собственника более предпочтительны в производственных отношениях, чем добросовестность, честность и порядочность лишённого собственности наёмного работника. Сомнительный в этическом плане тезис. Негатив, который неизбежно культивируют отношения частника (с вышеуказанными характеристиками) и наёмного работника (обделённого и бесправного), не способствует процветанию гуманизма у первого и взаимности у последнего; кроме того, по закону мыльного пузыря, нега'тпв имеет свойство накапливаться и лопаться... Нет сомнения в том, что агрессию в человеке с рождения подогревает неравенство - физическое и социальное. Прослеживается она и на генетическом уровне. У преступников, как уверяют психологи, чаще встречается хромосомный набор XYY (с одной лишней половой хромосомой), указывающий на повышенную агрессивность. Мы не будем вдаваться в подробности этого явления, им занимается отдельная наука. Посоветуем ради интереса понаблюдать за теми, кого называют Homo sapiens, скажем, на трибунах стадиона, где идёт коррида, и многое станет понятным. Эразм Роттердамский: «В общем, если поглядеть с луны... на людскую сутолоку, то можно подумать, будто видишь стаю мух пли комаров, дерущихся, воюющих, интригующих, обманывающих, блудящих, рождающих, падающих, умирающих». Н.Ф. Фёдоров, русский энциклопедист: «История как факт есть взаимное истребление, истребление друг друга и самих себя, ограбление и расхищение через эксплуатацию и утилизацию всей внешней природы (т.е. Земли), есть собственное вы- 468 471 Исход битвы был предрешён: соотношением сил, выучкой войск, вооружением, стратегией. А эти факторы, как и само столкновение, были обусловлены законами более широкого, историко-политического плана и т.д.; то есть обусловленность, закономерность возрастают, а роль случая, возможность выбора, число степеней свободы уменьшаются по мере увеличения масштабности события, усложнения организации. И бразды правления всем этим, похоже, сводятся «на один KXI, в одни руки». А.И. Клизовскин: «Главная драма человеческой жизни состоит в том, что, кроме всем известных и понятных законов физического мира, существуют законы духа, непонятные и известные лишь немногим, и, одновременно с тем, свобода воли человека исполнять их или не исполнять. Закон свободной воли - один из великих космических законов». Осталось только устранить связь, отключить управляющие мозгом, разумом, мыслью животные мотивы, побуждения.., и навсегда перерезать провод-пуповину, если таковые имеются, - но как? Или остаётся просить пощады и ждать, что это сделает Тот, кто создал такую фатальную ситуацию. Иммануил Кант, Иоганн Гёте и др. мыслители до Дарвина допускали, что в основе структуры природы могут лежать общие математические принципы или правила. Даже после Дарвина многие биологи: Томпсон, Батесон, Гудвин, Кауффман были убеждены в существовании, в дополнение к естественному отбору, некой силы, генерирующей порядок, который нейтрализует всеобщее движение к термодинамической похожести. Стюарт Кауффман: «Одна случайность не могла создать жизнь; у нашего косма должна быть где-то скрыта некая фундаментальная тенденция генерирования порядка». Он рассматривал антихаос как дополнение к естественному отбору Дарвина и даже ставил его на первое место. Джон Экклс (Нобелевская премия за изучение проводимости нервной системы): «Разум существует независимо от своего физического субстрата». С этим нельзя согласиться в полной мере - несколько рюмок водки или доза наркотика существенно меняют параметры разума. Однако если это так, то следует искать некий информационный канал. Но это уже с Божьей помощью». Экзистенциальное человеческое страдание возникает, по мнению буддистов, когда мы цепляемся за постоянные формы и категории, созданные разумом, вместо того чтобы принять непостоянную, преходящую природу всех вещей. Главная идея заключается в том, что изо- 472 лировтшое, индивидуальное «я» — это иллюзия. Будда учил, что все постоянные формы - вещи, события, люди и идеи - не что иное, как майя, интеллектуальное понятие, за которым, по сути, нет никакой реальности. В силу собственного невежества (авидья), мы делим воспринимаемый мир на отдельные объекты, которые кажутся нам прочными и постоянными, но которые на самом деле переменчивы и преходящи. Цепляясь за свои жёсткие категории, не понимая текучести жизни, мы обречены переживать страдание за страданием. Позиции современной науки близки такому представлению. Согласно теории Сантьяго, мы творим своё «я» точно так же, как творим объекты. Наше «я», или «эго», не существует независимо, но является результатом нашего внутреннего, структурного соиряокения. Мы осознаём себя, осознаём свою индивидуальную идентичность - и всё же, когда мы ищем независимую «самость» в рамках мира нашего опыта, все эти поиски заканчиваются неудачей. Происхождение этой дилеммы определяется нашей тенденцией создавать абстракции изолированных объектов, включая изолированное «я», и потом верить в то, что они принадлежат объективной, независимо существующей реальности. Идентичность, индивидуальность и автономия отнюдь не означают изолированности и независимости. Как напоминают нам Линн Маргулнс и Дориан Саган, «независимость — это политический, а не научный термин». Вера в то, что эти фрагменты — внутри нас самих, в нашей окружающей среде и в нашем обществе - действительно изолированы, отчуждает нас от природы и от своих же братьев-людей, тем самым ослабляя нас. Для восстановления в полной мере нашей человечности мы должны снова обрести опыт связности, единства со всей тканью жизни. Человечество, возникшее как часть биосферы, вышло из состояния равновесия с этой оболочкой Земли, что неизбежно должно привести к критической ситуации. Настало врелш говорить (нет - кричать!) о системных нарушениях в функционировании биосистем, включая человека, и о болезнях, как следствии этих нарушений. Таблетки в данной ситуации ничего уже изменить не могут. Понять это трудно, но придётся. Сила абстрактного мышления побуждает нас обращаться с естественной окружающей средой так, как если бы она состояла из изолированных частей, предназначенных для эксплуатации различными заинтересованными группами. Более того, мы распространили этот «фрагментарный» взгляд и на своё человеческое общество, деля его на различные национальные, расовые и религиозные группы. Никого уже не интересует то, что |