Главная страница
Навигация по странице:

  • Ричард П. Феииман

  • ппп. мироздание фурса. Мысли мудрецов востока


    Скачать 3.29 Mb.
    НазваниеМысли мудрецов востока
    Дата09.08.2022
    Размер3.29 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламироздание фурса.doc
    ТипРеферат
    #642817
    страница2 из 45
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45

    12




    The book has a philosophical context and represents a synthesis of view­points at a problem of the universe: from the point of view of the East philoso­phy and religion and from the point of view of the modern science. Surprising sensations experienced by the modern researcher of these treasures, arise from the fact that many ideas of wise men of the East, that span over thousands of years, are strangely conformable to modern scientific representations. Behind the form and visual displays of material objects, the person in the spiritual de­velopment could intuitively make out the macro- and microcosm, find out movement inherent in all matter, and more deep wave processes behind that. Waves and rhythms are characteristic of all natural and social phenomena. Through the theory of electromagnetism, the quantum theory, the theory of a relativity, the theory of Grand Unification, the science has approached to the theory of superstrings. Parallels between views of ancient wise men and modern scientific representations are amazing. To understand all subtleties of their mani­festations is not simple. The present book aims to help with it.

    From the position of science, the book discusses those scientific problems and mystical phenomena that have not yet found a convincing scientific solu­tion. In cases of numerous explanations and hypotheses, the author states his own point of view and ideas. Among them students, post-graduate students and young scientists (physicists, chemists, biologists, philosophers, psychologists, doctors, ecologists) will find a lot of those that demands further development and, undoubtedly, will interest them.

    The book will allow:

    • Inquisitive youth to orient in the borders where the science comes to
      an end and the mysticism begins, to save consciousness of young people from
      the revealing inclination to the mystical, at the same time retaining a careful
      attitude to all manifestations of the unexplored;

    • Psychologists, philosophers, n euro physiologists, doctors, ecolo­
      gists... - to find a firm "physical ground" and thus to better comprehend mod­
      ern scientific representations in the professional area;

    « Physicists, chemists, biologists... - to connect to the most actual problem of modern knowledge the problem of consciousness, mind, its origin and functions

    e And everybody - to come to conclusion that the feeling and the belief being supported with mind and knowledge are stronger and brighter...

    In short, this book is for inquisitive minds.

    The book is written in the best style of physicists writing for a wide audience, and is a blend of scientific narration, radiating enthusiasm and masterful prose.

    Everyone who is interested in modem science and philosophy, will read this book with pleasure.

    Take the challenge! Also remember that while sitting one can wait only for had news, the good ones have to be met.

    U

    15


    "Я хотел бы, чтобы большинство из вас смогло оценить красоту нашего прекрасного мира и вместе с тем получить физическое представление о мире, ко­торое, я думаю, составляет сейчас главную часть ис­тинной культуры нашей эпохи".

    Ричард П. Феииман



    Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?

    Поль Гоген, 1897 г.

    ВВЕДЕНИЕ

    Н аука и религия — «два берега у одной реки>>

    «Религия отвечает па запросы сердца, отсюда её магическая сила, паута - па запросы ума, отсюда её непреодолимая мощь... Религия без доказатель­ства и паука без веры стоят друг против друга, не­доверчиво и враждебно, бессильные победить одна другую» *.

    Эдуард Шгоре - французский философ, конец XIX в.1

    итак, на одном берегу - наука, отвечающая на запросы ума строго, доказательно, воспроизводимо, но в пределах своих воз­можностей. На другом - религия, не находящая в сухих математи­ческих построениях и законах чего-то такого, что объяснило бы чувственную, психическую, духовную субстанцию всего сущего, вселяющую в мёртвое нагромождение атомов жизнь, одухотворяю­щую их, со святой верой в её существование. Наука не даёт такого ответа - умов тысяч поколений не хватило для этого. Необъяснимо­го так много, что голым материализмом все бреши не закроешь. Дух и душа для нейрологип, небеса для астрономии и сотворение мира для общей биологии... - ещё долго будут оставаться для любозна­тельных ((линией горизонта», ускользающей при приближении к ней. Гипотеза о рождении Вселенной в результате Большого взрыва стала почти общепринятой. Правдоподобный миф от науки утвер­ждает, что из одной точки, в один миг родились материя и движе­ние, развернулось пространство, потекло время. Вопрос о том, что было до рождения Вселенной, стал как бы незаконным. Но как раз

    * Здесь и далее а цитатах выделено актором. 2 зак. 3066

    17

    здесь, в особенной «мировой точке», в которой обращается в беско­нечность кривизна, а с нею и плотность вещества, н где теряют свою силу физические законы, наука приблизилась к библейскому мифу создания Вселенной. Поразительным было воображение древ­них, создававших мифы.

    «Всякий, кто серьёзно занимался наукой, убеждается в том, что законы Вселенной несут на себе отпечаток Высшего Разума, настолько превосходящего человеческий, что мы, с нашими скромными возможностями, должны благоговейно склониться черед ним» — к такому выводу пришёл гений XIX в. Альберт Эйн­штейн.

    Эти слова заставляют задуматься каждого здравомыслящего чело­века. Многие видные ученые, в том числе В.И. Вернадский 2, Н.В. Ти-мофесв-Ресовскин 3, допускали существование Космического Разума, как некоего энергоинформационного поля - «ноосферы», связанного с разумной жизнедеятельностью на Земле. Вся наука была постоянным осознанием того, что события не происходят произвольным образом, а отражают определённый скрытый порядок, который мог или не мог быть установлен божественными силами.

    В 1983 году римская католическая церковь официально указала на приемлемость физики и космологии. Таким образом, спустя 350 лет был реабилитирован Галилей.

    Католическая церковь признаёт теорию Большого взрыва и свя­зывает момент взрыва с созданием мира Богом. Действительно, ни­где наука не приближалась так близко к вопросу существования Вога, как в теории Большого взрыва. Существование начала Все­ленной во времени и пространстве и тем более осознание того фак­та, что Вселенная начиналась при весьма исключительных обстоя­тельствах, в особой (сингулярной) точке, начиная с которой даль­нейшая эволюция Вселенной происходила в соответствии с извест­ными физическими законами, казалось бы, является аргументом в пользу Бога. Нет ли другого объяснения этой исключительности? Ясно одно, Бог предоставил возможность постижения истины и описания рождения и эволюции Вселенной разуму человека и не делает из этого секрета. Случайно ли это? Известный российский учёный (физик-теоретик) А.А. Анселыи считает, что нет, но это уже вопрос веры, а не науки.

    «В сети с успехами, достигнутыми научными теориями в опи­сании событий, большинство ученых пришло к убеждению, что

    18

    Бог позволяет Вселенной развиваться в соответствии с определён­ной системой законов и не вмешивается в её развитие, не наруша­ет эти законы», - таково мнение Стивена Хокннга, профессора Кем­бриджского университета1.

    Мы имеем мир, развивающийся по определённым законам. Пре­красный материальный и духовный мир и бесстрастные законы. Зако­ны имеют Божественную силу. Воля каждого: исполнять их или нет, -это тоже закон. Здесь заключены все радости и все беды человеческие. Против Божьей Воли или, если хотите, Законов природы, идти не сле­дует. В рамках этих Законов жёстко ограничена наша свобода выбора. Конечно, есть некие допуски ± Д: и в температуре человеческого тела, и в температуре океана, да и во всём. Только в первом случае мы име­ем дело с допустимым диапазоном температур, совместимых с жизнью человека, а во втором - с жизнью всей планеты Земля. Мир находится в хрупком равновесии. За нарушение законов наказывают сами Зако­ны: катастрофами, эпидемиями, болезнями... Все болезни без исключе­ния - последствия нарушений Законов природы, бытия, духа и носят системный характер. Болеет природа, болеет нравственность - болеют люди.

    Мы получили «в наследство» тело, разум и душу — по отдельности. Естественные науки, достигшие большой высоты, совершенно устра­нили человеческую душу и её воздействие на окружающее; религия игнорирует требования разума, медицина не хочет знать о душе, ни о духе человека. «Современный человек ищет удовольствие без сча­стья, счастье без знания и знание без мудрости» s.

    Как поступить? Можно принять на веру всё, о чём говорят религии мира, доверясь сердцу, признать существование Высшего, Непостижи­мого Принципа, Разума, Божества... и его творение и, всецело поло­жившись на Божью Волю, отказаться от дальнейших усилий познания мира, как это предлагали отцы Копенгагенской интерпретации кванто­вой механики. Но вряд ли такое поведение отвечает Великой цели че­ловеческого существования. Можно поступить иначе. Те, кому досту­пен больший кругозор, кого увлекает таинственность бытия, кто спо­собен видеть удивительное в целостности, взаимозависимости и гар­монии мироздания, не могут не замечать всеобщую канву мироздания, паутину жизни. Эту канву учёные обнаруживают сейчас и в далёких галактиках — таинственном «великом притягателен ь «призрачной» ма­терии и в загадочной сути реликтового излучения, в удивительной красоте и симметрии законов природы, сложных органических струк-

    19

    тур и молекул, и в строгом следовании всего сущего скрытым и не все­гда понятным законам.

    Можно искать истину, нащупывал ньютоновские связи в бесконеч­ных причинно-следственных связях и траекториях, в координатах Де­карта. Или, используя язык теории вероятностей, как это сделали осно­воположники квантовой механики, проникнув в микромир, пытаться вырваться из уз принципа неопределённости Гепзенберга, ощутить фундаментальное глубинное единство (холизм) мира и пытаться по­нять причину всех таинств, скрытых в мистическом - квантовом entan­glement. Мы были свидетелями, как редукционизм Ньютона - Декарта перешёл в вероятностный мир с волновой функцией в основе. Следует ожидать, что п вероятностный механизм приведёт к ещё более глубо­кому знанию, лежащему в основе мироздания - су перетру псш, и нако­нец к голографической волновой картине мира!?.

    Красоты проявленного мироустройства и фундаментальная сим­метрия, как нить Ариадны, указывают учёным направление к источни­ку движения, эволюции. Но, как известно, для того чтобы двигаться к истоку, нужно быть готовым плыть против течения. Одно из таких ис­следовании - теория Большого взрыва - привело к точке сингулярно­сти.

    Все наблюдаемые процессы в живой и неживой природе, включая наши сознательные и бессознательные поступки, подчинены Великим законам. «Всё, что происходит, есть результат Закона, вечного, непре­ложного, пребывающего в постоянном действии» - выкристаллизова­лось в сознании поколений. В чём причина всех причин? Течёт время, а ответа на этот вопрос нет. Разумом этого не понять, оставим это сердцу. А вот логически связать и сопоставить то, что подвластно этим законам, проследить, куда они направлены и к чему это ведёт, - чело­веку по силам.

    Эзотерическая «наука древних храмов» утверждает, что Бог не проявляется в мире непосредственно, а лишь путём всемирных и незыблемых законов, которые служат выражением его мысли, осуществляемой человечеством, которое является представителем Его во времени и пространстве.

    Современная наука уточняет, что первая и главная функция фун­даментальных законов - утверждать, творить жизнь «против тече­ния», из хаоса, в противодействии фундаментальному Второму нача­лу термодинамики. В рамках этих законов формируется реальность:

    20

    порядок из хаоса в одном месте и хаос из порядка - в другом. Удов­летворительное решение природа нашла в создании «пузырьков», «островков» жизни, термодинамически выделенных над хаосом ква­зистационарных состояний, создавая разность уровней, требующую постоянного притока энергии. Во всем сохраняется равновесие, веч­ность и бесконечность. И лишь флуктуации в ту или иную сторону от равновесия побуждают к движению, превращениям, жизни и смерти. Это естественный ход событий. Ничего сверхъестественного в при­роде нет и быть не может. В мире не зафиксировано самопроизволь­ное увеличение энергии в замкнутой системе, не обнаружены сверхъ­естественные (сверхфизпческие) силы и взаимодействия, кроме че­тырёх известных науке. Есть познанное и непознанное. Говорить о неких потусторонних силах абсурдно - это означает подозревать Бога в неком скрытом замысле. Пророчества, объясняемые теологами как непосредственное общение с Богом, отрицаемое натуралистическом философией как чистое суеверие, в действительности - не что иное, как выражение мировых законов, утверждённых Божественным Ра­зумом.

    Всюду, за признанием всевластия Великих Законов, мы должны видеть некую систему организации, механизм и средство для их ис­полнения. Развитие сознания - не что иное, как процесс воплощения всё тех же законов природы, паттерн организации, направляемый не­понятой (с точки зрения науки) Волей. Сознание - мера организации материи, обратно пропорциональная энтропии, мере беспорядка, - об­ладающее определённой мощью, качеством, которое принято связы­вать с разумом.

    Ни один из известных законов в отдельности, ни все вместе взятые не указывают на источник вечного движения или хотя бы первого Толчка. С точки зрения современной науки нельзя смотреть на разви­тие человечества иначе как на вечное движение к истине, неизвестной п непостижимой. Материалистическая наука в принципе не может дать ответ. Причина и цель жизни останутся навсегда непроницаемыми для человеческого ума!?

    Знание держится на особой человеческой страсти, страсти к по­знанию. Эта ни с чем не сравнимая страсть - сама по себе большая загадка.

    Как писал А. Эйнштейн: «Самос прекрасное и глубокое чувство, которое мы можем испытать, - это ощущение мистического. Оно есть

    21

    сеятель всей истинной науки. Тот, кому незнакомы подобные чувст­ва, кто не способен более удивляться и замирать в благоговении, тот всё равно что мёртв. Знать, что вещи, непостижимые для нас, дейст­вительно существуют, проявляясь как высочайшая мудрость или са­мая лучезарная красота, которую нашим убогим чувствам дано вос­принять только в самых примитивных формах, - это знание, это ощущение лежит в основе подлинной религиозности... Я утверждаю, что космическое религиозное чувство - сильнейшая и благородней­шая из пружин научного исследования. Только тот, кто знает, какими огромными усилиями и в первую очередь самоотверженностью даёт­ся разработка новых путей в теоретической науке, сумеет понять, какой силон должно быть исполнено чувство, способное подвигнуть на труд, столь далёкий от реалий повседневной жизни. Лишь косми­ческое религиозное чувство может сообщить человеку такую силу. Один наш современник не ошибся, сказав, что в наш материалисти­ческий век серьёзные учёные - единственные по-настоящему рели­гиозные люди» 6.

    Мы живём созерцанием таинства разумной жизни, воспроизводя­щей себя па протяжении всей вечности, и смиренной попыткой попять хотя бы малейшую частичку разума, проявленного в природе, размыш­лением по поводу чудесного устройства Вселенной, которое мы смут­но улавливаем, отыскиваем в ней таинственные «чёрные дыры»7, «чёр­ную материю»* и «червоточины»9 в пространственно-временных кон­фигурациях в надежде подчинить само Время.

    Препятствием на тернистом пути знания на протяжении тысяче­летий остаётся дуализм - разрыв между материей и разумом или, как издавна повелось, между материальным и духовным. Нет согласия на этот счёт и сейчас. Возможно, истина где-то посередине. Только вот где эта заветная середина? Над этим ломали головы мудрецы всех времён и народов. Религии и философии Востока, Египта, Гре­ции и Западной Европы... представляют широчайшую палитру взглядов и концепций, гениальные догадки и предвидения — плоды непостижимой народной мудрости. Но всё это предлагается на веру. И только наука шаг за шагом расставляет точки над «i» в спорных вопросах. И вот тут возникают вопросы иного плана: как, какими органами древние воспринимали непрерывное движение материи на всех уровнях, называя их вибрациями разного порядка, - то, к чему мы подошли только сейчас, создавая теорию суперструн.., и многое-многое другое?
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45


    написать администратору сайта