ппп. мироздание фурса. Мысли мудрецов востока
Скачать 3.29 Mb.
|
Во Jce религии мира - это только различные подходы к единой истине, ключи к ней, воплотившие в себе разные уровни организации (сознания) сообществ всех времён и народов. Они многогранны и сложны. Все великие религии имеют внешнюю и внутреннюю историю; одну - видимую, другую - скрытую. Внешнюю историю составляют догматы и мифы, преподаваемые публично, в храмах и школах, вошедшие в культ и отразившиеся в народных суевериях; внутреннюю -тайное учение, оккультная деятельность Посвященных, Пророков и Реформаторов, которые создавали, поддерживали и распространяли живой дух религий. Первая - открытая официальная история, тем не менее достаточно запутанная и противоречивая; история, которая представляется в рамках земных форм. Вторая - эзотерическое предание, тайное, трудно распознаваемое, разворачивалось в душе великих Пророков, которые неохотно доверяли свои мысли пергаментам, - в ней, в гармонии духовного и материального, проявляется внутренняя суть вещей. И этой внутренней истории не чужды научные подходы. То, что мы понимаем под «наукой древних храмов», - это проблески света коллективного разума человечества, скрытого от нас в физическом и ментальном смысле, источник великой мудрости, всю глубину которого нам ещё предстоит понять. Изучение, толкование и ревизия скрытых истин, недосказанных в религиозных источниках, и составляет суть всевозможных теософских, антропософских и иных взглядов и доктрин. Ревизией Библии занимались в своё время реформаторы Лютер и Кальвин, теософы: Блаватская, Оскотт, Безарт, антропософы: Штейнер, Рнттелынейер, Фрилннг... Многим грешат переводы, и это также даёт пищу для всевозможных иносказаний. Если на историю религий взглянуть непредвзято, глазами единой истины, которая даётся только, как уверяют теософы, внутренним посвящением, раскрывается единство в многообразии. То, что разворачивается перед духовным взором, совсем не похоже на учения, которые даёт церковь, ограничивающая божественное Откровение лишь догма- 40 ми христианства. Точно так же не похоже оно и на то, чему учит материалистическая наука, хотя последняя имеет более широкую точку зрения, ибо она ставит все религии на одну ступень и прилагает ко всем единый метод исследования. Её учёность глубока, её усердие достойно удивления, но она ещё не поднялась на точку зрения сравнительного эзотеризма, который раскрывает историю религий и историю человечества в совершенно новом свете, - так считают современные теософы. Эзотерическая доктрина, в отличие от религии, выражающей истину под покровом символов, которые в тёмном сознании толпы переходили в суеверия, открывает более широкие перспективы, согласуясь с законами мировой эволюции. Для мудрецов и теософов Востока и Греции истина являлась совершенно в ином свете. Не отстраняясь от физического мира, они сознавали, что истина пребывает прежде всего в нас самих, в началах нашего разума и во внутренней жизни нашей души. Для них душа была единая, божественная реальность и ключ, отмыкающий Вселенную. Кто они, эти мудрецы - созерцатели, мечтатели или факиры? Нет, более великих мир не знает! Их имена сияют, как звёзды первой величины, на небосклоне человечества: Кришна, Будда, Зороастр, Гермес, Моисей, Иисус. Это конструкторы умов, будители душ. организаторы общества. Они жили ради своих идей, готовые на всякое испытание, сознавая, что умереть за Истину есть величайший и наиболее действенный подвиг. Эти Мудрецы и Пророки были величайшими благодетелями, чья искупительная сила вырвала человечество из бездны низшей природы и отрицания, а их живая сила до сих пор питает его... Они создавали науки и религии, литературу и искусство.., они зажгли в сердцах людей огонь Веры и Надежды. По выражению Готфрида Вильгельма Лейбница, немецкого философа и математика, есть нечто вроде вечной философии, которая образует первичную связь между наукой и религией и утверждает их конечное единство. Древняя теософия, берущая начало в Индии, Египте и Греции, составляет целую энциклопедию: теогонию - науку об абсолютных принципах, тождественную с «наукой о числах» в их приложении ко Вселенной, или священную математику: космогонию - осуществление вечных принципов в пространстве п во времени, или инволюцию духа в материю; психологию — организацию человека, эволюцию души на протяжении всей цепи существований; физику- науку о царствах природы и их свойствах. Её истоки проявляется в триипостасной доктрине Кришны, которая придаёт брахманизму его могущество, а религии Индии - её неизгладимую печать. Для арийской расы зачаток и зерно её заключается в 41 Ведах. Будда, который, по хронологии брахманов, явился позднее Кришны на 2400 лет, выдал миру ещё одну сторону тайной доктрины -учение о метампснхозе и о ряде человеческих существований, связанных между собой законом кармы. Древность священной доктрины не менее поразительна и в Египте. Мысли Гермеса открылись для нас в глубинах царских гробниц, на свитках папируса «Книги мёртвых», которую в течение четырёх тысяч лет охраняли безмолвные мумии. Эзотерическая идея в Греции ярко выражена в мифологии Эллады, начертана в орфических отрывках и в синтезе пифагорейцев, в фантастической диалектике Платона. Оккультная традиция Израиля происходит из Египта, Халдеи и Персии; сохранена для нас во всей её глубине, хотя и под покровом странных и туманных форм, каббалой. Христианский эзотеризм содержится в Евангелиях, в высокодуховном учении Иисуса Христа. У него мы находим доктрину трёх Ипостасей и божественного Глагола, звучавших прежде, в течение тысячелетий, в храмах Египта и Индии. Каковы же основные принципы эзотерической доктрины? Дух есть единственная Реальность; материя - лишь его внешнее выражение, изменчивое, мимолётное, его динамизм в пространстве и времени. Творчество вечно и непрерывно, как сама жизнь. «Микрокосм» - человек, со своей тройственной организацией (дух, душа и тело), есть подобие и отражение «макрокосма» - Вселенной (мир божественный, мир человеческий и мир естественный), который, в свою очередь, есть тело Бога, абсолютного Разума, соединяющего в своей природе Отца, Мать и Сына (сущность, субстанцию и жизнь). Для мудрецов Индии и Египта все видимое развитие было лишь внешним аспектом мира, его отраженным движением. Они искали объяснения его в аспекте внутреннем, в движении прямом и изначальном. Они находили его в другом порядке законов, который открывается нашему разуму. Для древней науки безграничная Вселенная не была мёртвой материей, управляемой механическими законами, она была живым целым, одарённым разумом, душой и волей. Это великое тело Вселенной имело для неё бесконечное число органов, соответствующих его бесконечным способностям. Как в человеческом теле все движения происходят от мыслящей души и от действующей воли, так в глазах древней науки видимый порядок Вселенной был лишь отражением порядка Невидимого, т.е. космогонических сил и духовных монад всех царств, видов и родов, вызывающих своей непрерывной инволюцией в материю эволюцию жизни. Наука древних храмов имела целью раскрыть внутреннюю суть, распознать скрытый смысл вещей. Она не выводила разум из Mame- pun, но материю us разума; свет Разума проявляет все вещи, оживотворяет все формы и является субстанцией и органом Бога. Эта наука не приписывала рождение Вселенной слепому (случайному) сцеплению атомов, но зарождение атомов объясняла вибрациями мировой Души. Она двигалась по спирали, от общего к частному, от Невидимого к Видимому, от чистого Духа к организованной материи, от Бога к человеку. Этот нисходящий порядок Сил и Душ, порождающий встречный восходящий порядок, движение Жизни и Тел, представляет онтологию, или науку об общих свойствах сущего, и составляет основу эзотерической космогонии. В эзотерическом учении физическое тело является результатом неустанной работы души, которая действует на него посредством своего высшего начала так dice, как вечный Дух действует ни видимый мир, который есть не что иное, как его проявленный динамизм. Что такое душа? Это искра божественного Духа, частица Мировой Души, бессмертная Монада. Её таинственное рождение относится к началам организованной материи; развитие - через бесчисленные существования, продвижение по ступеням через все царства природы, будущее - в бездонном сиянии божественного сознания. Слепая и смутная в минералах, индивидуальная в растении, поляризованная в чувствительности и инстинкте животных, сила эта на протяжении всего медленного процесса стремится к сознательной Монаде; что же касается элементарной монады, то она является уже в низшем животном. Итак, душевный и духовный элемент существует во всех царствах, хотя в низших царствах он является в состоянии непробуж-дёпиом, зародышевом. Где начинается монада, в какую эпоху своего длинного космического существования элементарная душа стала человеческой? На эти вопросы нет ответа. То, что мы называем своей душой, есть эфирный двойник тела, в котором заключён бессмертный дух. Дух строит и ткёт для себя силой своей собственной деятельности своё духовное (астральное) тело. Духовное тело - это чувствительная оболочка духа, её волевое орудие, через которое тело оживляется и без которого оно было бы безжизненно. Астральное тело содействует всем процессам материального тела; в сущности, астральное тело и производит их, так как физическое тело без него -одна инертная масса. Хотя зто тело гораздо тоньше и совершеннее земного тела, оно не бессмертно, как заключённая в нём монада. Оно изменяется и очищается соответственно топ среде, через которую проходит. То, что составляет сущность каждого человека, развивается в течение миллионов лет на протяжении планетной цепи, проходя через все низшие царства и сохраняя во всех этих существованиях индивидуальное начало. Эта ещё неясная, но неразрушимая индивидуальность явля- 43 ется божественной печатью монады, в которой Бог хочет проявиться через сознание. Чем выше поднимаются ряды организмов, тем более развивает монада дремлющие в ней начала. Поляризованная сила делается чувствительной, становится инстинктом, а инстинкт - разумом. И по мере того как зажигается колеблющийся факел сознания, душа делается всё более независимой от тела, всё более способной вести свободное существование. Перед смертью душа предчувствует свою разлуку с телом. При приближении агонии душа обозревает всю свою земную жизнь в сжатых, быстро сменяющихся и ярких картинах. Когда весь свиток изжитой жизни развернулся, душа теряет сознание. Человеческая душа приходит из высших миров и после смерти возвращается туда же. Эзотерическая доктрина древнего Востока даёт учение о групповой душе каждого вида животных; собрав опыт, умирающее животное направляет индивидуальное сознание в общую групповую душу и тем обогащает её. Чарльз Дарвин указал на законы, следуя которым природа выполняет божественный план; законы эти: борьба за существование и естественный отбор. Он доказал изменчивость видов, сократил их число и установил происхождение. А вот его последователи, теоретики абсолютного трансформизма, желавшие произвести все виды от одного первоначального типа и ставившие их появление в полную зависимость от среды, делали большие натяжки в пользу чисто внешнего и материалистического понятия природы. Теософы категорически не согласны с такой постановкой вопроса: «среда объясняет появление видов не более, чем физические законы объясняют законы химические, не более, чем химия объясняет эволюционный принцип растения, а эволюция растения - эволюцию животного». Что касается больших отделов животного царства, они соответствуют вечным типам жизни, обозначающим различные ступени сознания. Появление млекопитающих после пресмыкающихся и птиц имеет причину не в изменении земной среды; изменённая среда представляет собой только условия. Появление это обусловлено новой эмбриологией, следовательно, и новой разумной жизненной силой, воздействующей изнутри, из той внутренней сути природы, которую можно назвать потусторонней по отношению к нашим физическим чувствам. Без этой сознательной жизненной силы невозможно объяснить появление даже самой ничтожной органической клетки в мире неорганическом. Человек, это подобие Мировой Души, синтезируя все законы эволюции и всю природу в своем теле, покоряет её и поднимается над ней для того, чтобы через сознание и через свободу вступить в беспредельное царство Духа. Эзотерическая доктрина допускает трансформацию зоологических видов не только вследствие второстепенного закона отбора, но и 44 вследствие основного закона проникновения в Землю «сверхфизических» сил, и воздействия разумных начал и невидимых сил на все живые существа. Если на Земле появляется новый вид, это означает, что более высокого типа души воплощаются в данную эпоху в потомков прежнего вида для того, чтобы поднять его на более высокую ступень, формируя и трансформируя его по своему образу. С точки зрения эволюционной теории, человек есть венец всех предыдущих видов. Но такой подход ставит объяснение появления человека в один ряд с появлением первой водоросли или первого моллюска в глубине моря. Всё это постепенное творчество требует— как и каждое рождение - проникновения в Землю невидимых сил, творящих жизнь. И вопросы о том, где начинается жизнь и какова её цель, остаются открытыми. Предсказания «Тайной доктрины» Тайпсш доктрина - главный труд нашей великой соотечественницы Елены Петровны Блаватской1. Если воспользоваться подзаголовком к Тайной доктргше, то назвать этот труд следует «синтезом науки, религии и философии». По существу, это религиозные и философские истины Веданты и буддизма - всё лучшее, что есть в индуизме, религии мудрости; доктрина, которая учит, что всё сущее одушевлено или преисполнено Всемирной Душой, или Духом, и что ни один атом в нашей Вселенной не может пребывать вне этого вездесущего Принципа. Учёных, читавших Тайную доктрину, восхищала способность автора предвидеть грядущие открытия в различных областях науки. В те времена физики и химики считали атом конечным строительным кирпичиком Вселенной; Е.П. Блаватская утверждала о его бесконечной делимости. Антропологи скупо отмеряли возраст человечества в пределах полумиллиона лет, она же, как и нынешние исследователи, говорила о миллионах лет. Она каким-то удивительным образом знала о том, что становилось достоянием науки лишь позднее, например о взаимопревращаемости вещества и энергии; о трансмутации элементов; об иллюзорной природе материи, воспринимаемой физическим глазом; что пустоты как таковой в природе не существует, что нет её и в вакууме; что Луна - не осколок Земли, как предполагали астрономы, а старше её. «Тайная доктрина», вышедшая в 1888 году, предвосхитила последующие научные открытия. В конце XIX в., в то время как учёным казалось, что наука близка к завершению, книга предсказывала грядущие огромные перемены в науке между 1888 и 1897 годами: «...покров Природы будет прорван, и материалистическая наука получит смертельный удар». Всё так и случилось. 45 год. Вильгельм Конрад Рентген (Вюрцбург. Германия) со общил об открытии Х-лучем. год. Антуан Анрп Бекксрель (Париж) - явление радиоак тивности. год. Сэр Дж. Дж. Томсон - открытие электрона. год. Мари и Пьер Кюри - радий. Словом, к концу XIX в, стало ясно, что в физических представлениях происходит настоящая революция. Начало XX в. Немецкий учёный Maicc Плашс приходит к выводу, что энергия может поглощаться и излучаться только определёнными порциями - квантами. На смену механике Ньютона пришла квантовая механика, теория с огромной предсказательной мощью. В /905 году Альберт Эйнштейн выводит свою знаменитую формулу Е = тс". В научный обиход прочно входит понятие эквивалентности массы вещества и его энергии, а также то, что пространство и время - не независимые параметры континуума, а тесно связаны друг с другом. (На рабочем столе Эйнштейна в это время, как утверждала его племянница, лежала книга госпожи Е.П. Блаватской!) Предсказания Тайной доктрины в области физики. 1. Делимость атома. «Атом именно делим и должен состоять 03 частиц, или субатомов,.. Именно на доктрине иллюзорной природы материи, а не на бесконечной делимости атома основана вся наука Оккультизма».2 С подачи И. Ньютона представление о «твёрдых и непроницаемых частичках», или атомах, служащих строительными кирпичиками Вселенной, оставалось незыблемым. С открытием электрона в 1897 году «кирпичики» рассыпались... и вся картина вылилась в бесконечную делимость атома. Наука двигалась в этом направлении отдельными шажками - сначала она обнаружила электроны, затем протоны, нейтроны, кварки... и целый букет других частиц - каждый раз полагая, что вот теперь-то нашли конечную «частицу-кирпичик». В данный момент она, наконец, добралась до чистых волн - в теории суперструн, что вполне согласуется с Тайной доктриной. «В 1984 году, - пишет Стивен Хокинг, - мнение учёных изменилось, и они стали склоняться в пользу так называемых струнных теории... То, что раньше считалось частицей, теперь понимается как волна, движущаяся вдоль струны, подобно волнам на натянутой нити воздушного змея» "'. Как отмечал Вернер Гензенберг: «Нам придётся отказаться от философии Демокрита и концепции фундаментальных элементарных частиц. Вместо этого мы должны будем принять концепцию фундаментальной симметрии, которая вытекает из философии Платона»'1. |