Главная страница
Навигация по странице:

  • Стефан Цвейг

  • ппп. мироздание фурса. Мысли мудрецов востока


    Скачать 3.29 Mb.
    НазваниеМысли мудрецов востока
    Дата09.08.2022
    Размер3.29 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламироздание фурса.doc
    ТипРеферат
    #642817
    страница4 из 45
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45

    32

    Это, пожалуй, псе, что л смог доходчиво ответить на вопрос дочери, инте­ресующейся Восточной философией, о позиции пауки и вопросах мироздания. Л предыстория моего повеет попам пи такова. Мне оказалась близка эта тема. Двадцать лет назад, на экзамене по ядерной физике за аспирантуру, я в дискус­сии высказал сгоряча мысль, что, по моему мнению, п мире и пет ничего, кро­ме волн и резонанеов. Профессор, учёный с мировым именем, автор открытия фундаментального природного явления - прецессии нейтрона Владимир Гри­горьевич Барышевский как-то странно взглянул па меня, потом еще долго смотрел мимо меня, молча изял экзаменационный лист, поставил маленькую пятёрку, и я вышел.

    Я так и не понял, что подумал обо мне профессор: сказал я действительно что-то путное или сморозил глупость? Однако вес последующие годы я актив-но интересовался тем, что имело отношение к данной теме. Спустя двадцать лет я показал профессору рукопись своей статьи на эту чему и напомнил ему о дацпем разговоре адеух умных людей». Он усмехнулся и ответил, что и сейчас не всё гак просто в этом вопросе, однако статью рекомендовал опубликовать. И я решил, что без ссылки па авторитеты моё изложение собственных взглядов па мироздание может показаться малоубедительным. Пришлось основательно проработать научную литературу последних лет. И йог что я обнаружил.

    Еще' в конце двадцатых годов, осмысливая содеянное в атомной теории строения материи, Нильс Бор пришел к выводу, что «электро­ны реально не существуют; они существуют в вероятностном пере­ходном состоянии, пока не переводятся в единое состояние актом на­блюдения. Электроны и протоны могут действовать как волны и как частицы, в зависимости от типа эксперимента. За вероятностным поведением квантовых систем он не видел ничего, что могло бы ле­жать в глубине этого явления. Реальность непознаваема, потому что внутренне неопределённа». Это широко распространённая так назы­ваемая ортодоксальная интерпретация квантовой механики (её также называли копенгагенской интерпретацией).

    А вот к какому выводу пришёл его ученик, выдающийся физик Джон Уиллер3, ведущий авторитет по теории относительности, автор термина «черная дыра» в космологии, участник проекта по созданию атомной и водородной бомб, пытаясь в пятидесятые годы философски осмыслить выводы квантовой механики. «Реальность может быть не полностью физической. В некотором смысле наш космос может быть явлением, требующим акта наблюдения, - и, таким образом, самим сознанием... Нет ничего, кроме дыма. Я стопроцентно серьёзно от­ношусь к идее, что мир является плодом воображения».

    Стивен Вайнбсрг-лауреат Нобелевской премии, физик:

    «Предложенная в 50-е годы мультпмнровая интерпретация кванто­вой механики пытается объяснить, почему акт наблюдения физиком

    33

    г

    г

    1

    заставляет частицу, такую как электрон, выбирать только одну орбиту из многих, допускаемых квантовой механикой... В соответствии с дан­ной интерпретацией, электрон фактически следует по всем возможным орбитам, но в разных вселенных».

    Дэвид Бом — американский физик, философ, нацелился сделать физику ещё более философской. Он ушёл гораздо дальше Уиллера в проведении аналогий между квантовой механикой и восточной религи­ей. В конце сороковых годов он поставил под сомнение Копенгаген­скую интерпретацию, взгляды Н. Бора. В статье, опубликованной в 1952 году, Бом предположил, что частицы - это на самом деле части­цы, во все времена, не только когда за ними наблюдают. Их поведение определяет новая, ранее не известная сила, которую Бом назвал пилот­ной волной. Любое усилие по точному измерению свойств частиц раз­рушит информацию о них, физически изменив пилотную волну. Таким образом, Бом придал неопределённости чисто физический, а не мета­физический смысл.

    Бом интерпретировал принцип неопределённости как означающий «не то, что в квантовой системе есть неопределённость, а то, что есть присущая ей двусмысленность». Он разработал философию, назван­ную «запутанный порядок», которая пыталась соединить мистические и научные знания. Под очевидно хаотическим космом физических про­явлений всегда лежит более глубокий, скрытый, запутанный порядок. Применяя эту концепцию к квантовому коему, Бом предположил, что запутанный порядок - это квантовый потенциал, поле, состоящее из бесконечного числи колеблющихся пилотных воли. Частичное перекрывание одной волны другою генерирует то, что нам пред­ставляется частицами, составляющими чёткий порядок. Даже такие фундаментальные концепции, как пространство и время, могут быть проявлениями какого-то более глубокого, запутанного порядка.

    Карл Поппер - австрийский философ:

    «Квантовая механика и даже классическая физика учат, что ничто не является определённым, ничто не точно, ничто не является предска­зуемым; есть только предположенности к тому, чтобы определённые вещи случались».

    Роджер Пенроуз - английский физик:

    «Наука в своем движении вперёд продолжает навязывать границы своей власти:

    • Теория относительности Эйнштейна не допускает трансмиссии
      материи или даже информации на скоростях больше скорости света.

    • Квантовая механика диктует, что наше знание микрокосма
      всегда будет неточным.

    • Теории хаоса подтверждает, что даже без квантовой неопреде­лённости многие явления будет невозможно предсказать.

    о Теоремы Курта Гёделя'1 о неполноте отрицают возможность полного последовательного математического описания реальности.

    » Эволюционная биология напоминает нам, что мы - животные, получившиеся в результате естественного отбора не для того, чтобы открывать тайны природы, а для размножения».

    Мартин Харвнт - астрофизик и историк науки:

    «Мы можем обнаружить небесные явления только через информа­цию, падающую на нас с неба, большей частью с форме электромаг­нитного излучения».

    А.И. Всйник- член-корреспондент АН БССР:

    «Существует определённый вид волновой энергии (хроналыюй). Волны образуют интерференционные картины (голограммы), не­сущие всю информацию. В основе нашего физического тела лежит световая голограмма... Информация для клетки, организма имеет­ся в каждой клешне в виде голографического кода, находящегося в хромосомах».

    Филип Андерсон - физик, Нобелевский лауреат;

    «Реальность - это иерархическая структура, каждый уровень кото­рой в некоторой степени зависим от уровней выше и ниже».

    Джон Унллер: «Мир - это ничто, кроме плода воображения».

    Как видите, картина вырисовывается очень даже похожая на то, о чём мы говорили с вами ранее. Осталось выяснить, что является источ­ником этих волн и откуда берётся «zitSerbewagung», внутреннее движе­ние, энергия? Обратите внимание, упоминается «восточная мистика». В самый раз вкратце ознакомиться с этой мистикой, потому как даль­нейшая материализация научной мысли идет, как мы увидим, по пути сближения с ней.

    С позиции религии и философии Востока

    (без комментариев)

    Халдейские оракулы (VI в. до н.э.):

    «Земной Бог вечен, беспределен, молод и стар, волнообразной формы»5.

    Упсшгпиады (VII-III вв. до н.э. — XIV-XV вв. н.э.) - основа индий­ских религиозно-философских систем:

    «Вселенная есть периодическое проявление Единой, Однородной, Божественной субстанции, неизвестной Абсолютной Сущности... Все-

    35

    вн

    Пенная во всём в ней сущем называется Майей, ибо всё в ней временно, от мимолетной жизни светлячка до жизни Солнца... Тем ые менее Все­ленная достаточно реальна для сознательных существ, в ней обитаю­щих, и которые гак же не реальны, как и она сама6.

    Гермес Трисыегист - Верховный жрец Древнего Египта (4 тыс. лет до н.э.):

    ((.Ничто не реально на Земле... здесь явлены лишь внешности... Человек есть лишь внешность... величайшая иллюзия7».

    Каббала - тайное мистическое учение в иудаизме (окончательно оформилось в XIII в. в Испании):

    «Человек имеет тонкое тело из неразрушимой космической суб­станции, которое в виде ауры пропитывает и окружает смертное физи­ческое тело. Сознание человека является частью сознания Вселен­ной...».

    Платон (V-IV вв. до н.э.):

    «О чувственных вещах и явлениях, возможно не знание, но только вероятное мнение». Между «идеями» и чувственными вещами Платон поместил математические объекты, доступные рассудочному понима­нию.

    Сталло — «Concepts of modern Physics» :

    «Требования атомно-механистической теории привели выдающих­ся математиков и физиков к попытке заменить традиционные ато­мы материи особым видом вихревого движения в универсальной, однородной и сплошной среде (эфире)...»

    Е.П. Бла вате кап0:

    «Кусок дерева или камня неподвижен и непроницаем во всех от­ношениях, его частицы находятся в беспрестанной вибрации, ко­торая так быстра, что для физического глаза тело кажется абсо­лютно лишённым движения; и пространственное разделение между этими частицами в их вибрационном движении, рассматриваемое с другого плана бытия и восприятия, так же велико, как то, которое раз­деляет хлопья снега пли капли дождя».

    X. Джешшгс. Розенкрейцеры. Лондон; 187010:

    «Так все минералы.., все растения обладают рудиментарными чув­ствами, которые могут (через века) дать им возможность совершенст­воваться и трансмутировать в движущиеся новые создания низших и высших по своему развитию, позволяющие их изначальной искре света разрастаться и трепетать более высокими вибрациями... и устремлять­ся вперёд к более обширной информации, будучи целиком захваченной

    38

    планетными влияниями, управляемыми невидимыми духами великого Изначального Архитектора». Е.П. Блаватская":

    «Свет- первое, что упоминается при Сотворении, называется каб-балистами Сефира или Божественный разум... Свет есть жизнь, - го­ворит евангелист (и каббалист).., - всемогущие и разнохарактерные вибрации которого по божественному велению Архитектора рождают любую форму и любое из живых существ; из его разверстого чрева рождается материя и дух. В его лучах покоятся начала всех физических п химических действий...».

    Учение Гаутамы Будды (VII—VI вв. до н.э.):

    «Рассмотрите все субстанции. Сможете ли Вы отыскать среди них такие, которые сохраняют свою индивидуальность? Разве все они не распадаются рано или поздно на составные части и не рассеиваются?» Английский епископ Джордж Берклн — философ, XVIII в.: «...Все материальные объекты, а также пространство и вре­мя — иллюзия».

    А.И. Клизовский12:

    «Чтобы понять, каким образом из Единой Материи Единый Разум создает бесконечное множество разнообразных проявлений Единой Жизни, необходимо знать, что достигается это разностью вибраций или колебаний различных видов материи. Чем тоньше материя, тем большее число вибраций она производит, а так как в беспредельной Вселенной нет предела ничему, то нет предела делимости материи и нет предела различным вибрациям, производимым различными ви­дами одной и той же Единой Материи в различных формах Единой Жизни, от самых грубейших до самых тончайших... Эти вибрации ма­терии в каждой форме проявленного Бытия и в каждом явлении приро­ды есть тот жизненный импульс, которым проявляется жизнь. С пре­кращением вибрации в какой-нибудь форме прекращается жизнь, и материя, составляющая данную форму, распадается, иначе говоря, на­ступает то, что люди называют смертью... Вся эволюция жизни, или переход низших форм жизни в высшие, основана на этом принципе. Известные науке переходы одной энергии в другую - например, тепло­ты в свет или звука в цвет - основаны на разности вибраций... Весь космос наполнен вибрациями различной силы и напряженности, ис­ходящими из Первоисточника жизни. И каждая обитающая во Все­ленной форма жизни юлучает, в свою очередь, той или иной силы вибрации, которые находятся в прямой зависимости от её развития.

    37

    Сознание всякой формы жизни есть способность её отвечать на вибра­ции, способность реагировать на них.

    ...Нахождение законов психической энергии поможет установить новое устроение жизни. Связь Миров станет очевидной. Они укажут на преимущества высшей энергии и не только установят превосходство излучений человека над всеми до сих пор известными лучами... и, та­ким образом, значение духовности будет установлено в полной мере».

    Л. Бекконе:

    «Существование мыслящих тонкополевых структур, состоящих из материи самой разреженной формы этих форм жизни, способных из­менить свою плотность и переходить из одной степени видимости к другой, от области спектра, воспринимаемой фотопленкой, до полной физической плотности и видимости для нашего глаза, их существова­ние открыто не сегодня. Оно известно с далёких времён... И не будет чересчур смелым предположить, что сама ветвь развития, приведшая к таким эфирным формам жизни, гораздо древнее большинства форм жизни на Земле».

    К.Э. Циолковский:

    «Материя не сразу появилась такой твердости, как сейчас. Были стадии несравненно более разреженной материи. Она могла созда­вать существа невидимые... Сколько было эпох... для образования ра­зумных существ, непостижимых для нас! Есть факты, которым мы не верим, пока они не коснутся нас самих. Они говорят о вмешательстве каких-то непонятных сил в человеческие поступки».

    Франц Антон Месмер13:

    «Между макрокосмом и микрокосмом, между мировою душою и душою индивидуума, между созвездием и человеком существует мате­риально преображённая, трансцендентная связь; и вполне понятным явилось бы воззрение, что одни человек может волшебным способом влиять на другого магиею своей воли и умелым обращением».

    Профессор Э. Смоляков:

    «Появлению современного человека предшествовало бытие чело­века астрального, т.е. в виде топкополеиой структуры».

    Стефан Цвейг'4;

    «Может быть уже завтра физика, работающая со всё более и более тонкими измерительными приборами, докажет, что то, что мы сегодня воспринимаем просто как напор душевной силы, есть всё же нечто ве­щественное, есть доступная созерцанию тепловая волна, нечто от элек­тричества или от химии, энергия, допускающая взвешивание и измере-

    38

    ние, и что нам придётся вполне серьёзно считаться с тем, над чем отцы наши улыбались, как над дурачеством».

    Е.И. Рерих:

    «В науке мышления, в области философской Восток был, есть и будет нашим Учителем».

    В.И. Вернадский:

    «И теперь можно вдумываться в эти системы и читать произведе­ния древних философов, находя в них новые черты, находя в них такие отпечатки истины, такие отражения бесконечного бытия, которые ни­где, кроме них, не могут быть найдены... Они глубоко индивидуальны и вследствие этого непроницаемы до конца.,.».

    Примечании к гл. 1:

    1. Шкловский, КС. Вселенная, жизнь, разум. - М.: Наука, 1987. С. 99-10!.

    2. Crick, Fransis. Life Itself. New York: Simon and Schuster, 1981. What Mad
      Pursuit. New York: Basic Books, 1988. The Astonishing Hypothesis. New York:
      Charles Scribner's Sons, 1994.

    3. Угтлер, Дэ/сон — ученик Бора, автор выражения «это из частицы», спе­
      циалист по ядерной физике, теории относительности. В конце 60-х годов впёя
      термин «чёрная дыра», придумал «эксперимент с отложенным выбором» (о
      нём речь пойдёт позже), открывший для нас странность кнантового мира.

    4. Теоремы Курта Гёделя угверждагат, что любая совместная система акси­
      ом, которая ссылается на саму себя, за определённым уровнем сложности при­
      носит утверждения, которые не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты с
      помощью этих аксиом; отсюда система всегда является неполной. Вывод состо­
      ит в том, что
      а физике всегда будут открытые вопросы, как и в математике.

    5. Блаватская, Е.П. Разоблачённая Изида. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. Т. 1.
      С. 134.

    6. Блаватская, Е.П. Тайная доктрина. - СПб: Кристалл, 1998. Т. 1.
      С.316-317.

    7. Там же. С. 330.
    S. Там же. С. 566.

    9,Там же. С. 593.

    10.Блаватская, Е.П. Разоблачённая Изида. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. Т. 1.
    С. 380.

    //. Гам же.

    1. Юшзовскип, А.И. Основы миропонимания новой эпохи. - Рига, 1938.

    1. Цвейг, Стефан. Врачевание и психика. - СПб.: ТОО «Гамма», 1992.
      С. 16-17.

    1. Там же. С. 19.

    39

    Глава 2

    Н аука древних храмов
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45


    написать администратору сайта