Мода как социально - психологическое явление. Мода как социально психологическое явление
Скачать 54.53 Kb.
|
Глава 2. Мода как феномен социальных и психологических наук 2.1 Мода как социальный институт Мода как социальная норма характеризуется целым рядом особенностей: 1. Она носит конкретно исторический характер. Это значит, что она присуща только конкретным типам обществ и во временном измерении не носит универсального характера. Ростки моды существовали с незапамятных времен. Однако обычно они были ограничены одной социальной группой, состоянием одной страны. Мода дворян никак не влияла на стиль потребления крестьян и слабо – на горожан. Поэтому назвать эти изменения стиля употребления модой в современном смысле слова нельзя. В этом смысле мода существенно отличается от таких норм, как право, религия, мораль или обычай, пронизывающих все или почти все исторические эпохи. Только в XIX ст. мода превратилась в мощный регулятор общественной жизни. С этого времени можно говорить о появлении моды не как нормы отдельного состояния отдельной страны, а как универсальной нормы, ограниченной по времени, а не в социальном пространстве. 2. Одна из главных ценностей моды – ее современность. Она всегда современна, даже если возрождает нечто очень старое. Мода не может не быть современной, она такова по определению. Современность, мгновение – это ее главное достоинство. Старая мода – это уже антимода. Чем мода свежее, тем выше ее качество. В этом фундаментально ее отличие от обычая, в котором старина выступает в качестве мерила обоснованности [19]. Может возникнуть вопрос-отрицание: как же тогда мода на «старину», популярность вещей в стиле «ретро» и т.п.? Прежде всего следует уточнить: в данном случае «старина» – это принадлежность исключительно стандартов и объектов моды, а отнюдь не атрибутивных ценностей. Культурная традиция вообще является одним из основных источников, из которого черпаются модные стандарты, но эти извлеченные из традиции стандарты обозначают вышеуказанные модные ценности, в частности ценность современности. »Чтобы не отстать от современности, гоняюсь я за стариной», - это слова Ханугиной, героини мюзикла Гладкова и Энтина «Хоттабыч», и они достаточно точно характеризуют подобную ситуацию. Благодаря ценности современности происходит актуализация «старого» стандарта. Выражаясь парадоксально, «прошлое» обозначает «настоящее». Сама же возможность такого обозначения объясняется спецификой социального и культурного времени в моде: если при регуляции посредством обычая образцы поведения (стандарты) воспроизводятся непрерывно, то в моде – прерывисто. В этих случаях мы имеем дело с двумя типами времени: непрерывным – в обычае и прерывистым – в моде. Прерывность модного времени неразрывно связана с особенностями «социальной памяти» в моде, которой свойственно «забывание» предыдущих модных стандартов при сохранении «воспоминаний» о ценностях моды. Это позволяет участникам моды, да и не только им, воспринимать старые, но забытые культурные образцы в качестве «новых». Если же «старина» из области стандартов и объектов проникает в сферу атрибутивных ценностей и вытесняет в ней современность, то это значит, что модный стандарт превращается в традиционный, мода трансформируется в обычай. 3. Мода возможна только в обществе, где отсутствуют внутренние жесткие перегородки и открыто внешнему миру. Ей по определению присуще и такое качество, как «диффузность, универсальность», проявляющееся в двух основных измерениях: (1) мода не признает региональных и государственных границ, этнических перегородок, (2) мода игнорирует различия между классами и слоями общества. Однако универсальность моды ограничена только рамками «наше время». 4. Демонстративность моды – ее неотъемлемое качество. В моде понятия «быть» и «сдаваться» по существу совпадают. Модный объект приобретается для показа, демонстрации окружающим. Объект потребления становится модным только в отблеске восторженных глаз публики. Он не может как клад храниться в сундуке или в тайнике. Правда, масштаб демонстрации может быть разный: он колеблется от демонстрации модного поведения с помощью телевидения и периодики до показа в узком кругу собравшихся на вечеринку друзей и родственников [16]. Мода – одна из форм коммуникации, передачи информации от одних людей другим. В процессе коммуникации ее участникам необходимо узнавать друг друга и быть узнанными, видеть и быть увиденными, представляться другому и знакомиться с ним. С этой точкой зрения демонстративность имеет немаловажное значение.» Встречают по одежде, провожают по уму», - говорит пословица. Понятно, что акцент в ней сделан на второй части, но и первая сама по себе не лишена смысловой нагрузки: встречают-то все-таки по одежде. В переводе с фольклорного языка это означает, что демонстративность существенно способствует коммуникации в условиях, когда последняя носит непродолжительный и неглубокий характер. Такой же тип коммуникации занимает значительное место в современную эпоху с ее динамизмом и множеством поверхностных контактов. Отсюда потребность в быстрой и адекватной оценке субъ 5. Моде присуща массовость. В ней участвуют разные классы, социальные слои, профессиональные группы, демографические категории и т.д. Мода присуща большим социальным системам и носит глобальный характер. Ее функционирование не может ограничиваться, как это иногда ошибочно полагают, рамками отдельных элитарных групп или замкнутых субкультур, существование которых поддерживается скорее действием разного рода обычаев и ритуалов. Присутствие диффузности в ценностной структуре моды не позволяет говорить о сколько-нибудь четкой группе самосознании, о понятиях «мы» и «мы-группа», объединяющего всех участников моды. Участники моды чувствуют принадлежность к некоему большому и неопределенному, диффузному целому. Они не образуют социальной организации с формально установленными функциями. Модным стандартам свойственна общепринятость, Социальные функции моды Начну с того, что такое социальная функция. Это влияние того или иного явления на социальную систему, его последствия для социальной системы в целом. Суть этой функции в моде в том, что мода регулирует поведение индивидов и групп, составляющих социальную систему, а также способствует адаптации последней к изменяющимся внутренним и внешним условиям ее существования. Но это всеобщая функция моды, которая имеет ряд отдельных подфункций. Каждая концепция, исследующая понятие моды, выделяет определенную основную функцию. Да, трактовка моды как эстетического явления порождает представление о том, что ее основная функция – удовлетворение эстетических потребностей. Но понимание функций моды часто определяет понимание исследователем ее сущности; иными словами, общая концепция моды преимущественно функционалистическая: через функции описывается мода как таковая. Американский социолог и социальный психолог Г. Блумер выделяет следующие наиболее типичные трактовки социальных функций, которые заключаются в том, что мода обеспечивает возможность: 1) безобидной игры фантазии и капризы; 2) безболезненного и обоснованного отказа от тирании обычая; 3) социально санкционированное вторжение в сферу новизны; 4) демонстрации и выставления на показ своего я; 5) замаскированное выражение сексуальных интересов; 6) вызывающей зависть демаркации элитарных классов; 7) внешней и поддельной идентификации людей, обладающих низким статусом, с высокостатусными группами [12]. С его точки зрения, в общем виде социальная роль моды состоит в том, что она способствует коллективному приспособлению к движущемуся миру и в движущемся мире разнообразных возможностей. В свою очередь именно в таком мире, как справедливо считает Блумер, и может существовать мода. Исходя из этого, он выделяет три его социальные функции, которым приписывает особое значение. Во-первых, мода внедряет определенную меру единодушия и единообразия посредством отбора из разных культурных моделей одной, которая интерпретируется как норма, и таким образом принуждая к ее принятию. В противном случае, если бы разные конкурирующие между собой модели принимались в равной степени, возникала бы ситуация беспорядка и вавилонского столпотворения. В этом отношении мода в движущемся обществе выполняет ту же регулирующую функцию, что обычай в неподвижном обществе. Во-вторых, мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготовку к ближайшему будущему, причем она упорядочивает этот процесс перехода от прошлого к будущему. Представляя новые разнообразные культурные модели и подвергая их коллективному отбору, мода становится средством приспособления к изменяющемуся, непостоянному миру. В-третьих, модный процесс воспитывает и формирует общность восприятия и вкуса, так как текущая «мода» в противоположность странности и неуместности прошлых «мод» понятна и естественна. Также выделяют и другие функции, а вышеупомянутые трактуются другими исследователями по-другому. Функция создания и поддержания однообразия и разнообразия в культурных образцах. Единообразие и разнообразие плодотворно рассматривать как две стороны одной и той же функции моды. В зависимости от критерия различения этих двух сторон от фазы модного цикла и особенностей взаимодействия моды и социальной системы на первый план выдвигается унифицирующая или дифференцирующая функция моды. Однообразие проявляется в том, что благодаря моде один и тот же культурный образец (художественный стиль, фасон одежды, материал, размер и т.д.) усваивается и принимается в качестве своего обилием индивидов, разными социальными группами и глобальными обществами. Самая высокая степень единообразия достигается на высшей фазе модного цикла, когда этот культурный образец, оказавшийся «в моде» (модный стандарт), охватывает максимум поклонников. Поддерживаемое модой единообразие, как справедливо отметил Блумер, играет важную положительную роль, обеспечивая согласие в современных условиях, когда разные культурные образцы конкурируют между собой. К этому можно добавить, что модное единообразие способствует взаимопониманию и развитию контактов между глобальными обществами, а сегодня насущная проблема. Следует сказать, что в результате социальной, экономической и культурной дифференциации модный стандарт неодинаков в разных группах, он дробится на ряд модификаций. Одна и та же «мода» чаще всего проявляется во множестве вариантов, например, определенный вид промышленных изделий разных классов, из разных материалов, с разным набором функций и т.д. Самое главное же то, что одним и тем же «модам» в разных социальных и культурных средах приписываются самые разные значения, они связываются с самыми разными ценностями, и в этом смысле «унифицирующая» мода также играет дифференцирующую роль. Что касается социальных групп, то функция единообразия-разнообразия является в значительной степени функцией групповой демаркации – нивелирование с помощью модных стандартов («мод»). Инновационная функция. Это одна из основных и наиболее очевидных функций. Поскольку действие моды распространяется на разные сферы социально-экономической и культурной жизни, она увеличивает инновационный потенциал общества, готовность к внедрению и принятию новшеств в соответствующих областях. Она оказывает влияние на обновление промышленной продукции, технологии, художественных стилей и т.д. В каждом обществе, социальной группе, в каждом секторе их жизнедеятельности существует определенная степень готовности к нововведениям – инновационности. Мода – источник, результат и показатель высокой степени инновационности. Поскольку ритм социально-экономической и культурной жизни неодинаков в разные периоды, степень инновационности одного и того же общества или группы изменяется. Стимулируя инновационность, мода способствует адаптации общества, групп, индивидов к изменяющимся условиям их существования, как внутренним, так и внешним [11]. Сегодня происходит традиционализация многих «мод», капризов и забав. Разумеется, модные стандарты традиционализируются сравнительно редко, но продолжительность модных циклов бывает все же весьма значительна. Отдельные «моды», как бы ни были преходящие, все же нельзя уподобить мыльному пузырю. Они имеют социальную и культурную продолжительность, могут достаточно долго сохраняться, а затем возрождаться. Некоторые из них способны превращаться в стойкие, традиционные культурные образцы. Значит можно утверждать, что выполняемая модой функция инновации нередко способствует сохранению и возрождению культурных образцов. 2.2 Социально-психологический феномен моды Мода действует в социальных системах, для которых характерны следующие черты: динамичность; социальная дифференцированность и мобильность; открытость (развитые каналы коммуникации); избыточность (развита система тиражирования материальных и культурных благ, существует множество конкурирующих модных образцов). Принадлежность человека к той или иной социальной или возрастной группе определяет возможность выбора его отношения к моде. Модное подражание приобщает личность к системе групповых ценностей. Мода связана с разными сторонами развития общества, в ней находят отражение все аспекты культуры и общественной жизни, вызывающие внимание всего общества. Все политические события, привлекающие внимание общества, оказывают влияние на возникновение новых модных стандартов и образцов. Переход к массовому производству готовой одежды и предметов быта, формирование массовой культуры создали основу для демократизации моды – доступности новых модных стандартов и образцов практически для всех социальных групп, потому что возможности современного производства позволяют практически немедленно предложить потребителям модные образцы разной стоимости. Развитие средств массовой информации также позволяет сразу получить информацию о возникновении новой моды, познакомится с образцами международной моды. Все это приводит к сокращению продолжительности модных циклов. Мода - это циклическое изменение интересов, установок и ценностных ориентаций определенных социальных слоев и групп, которое происходит под влиянием изменения социальных, физических и психологических условий жизни. Некоторые исследователи моды отрицали существование четких ритмов в ее развитии, другие пытались определить скорость смены и период возвращения модных стандартов и объектов моды. К примеру: американские ученые Дж. Ричардсон и А. Кребер исследовали развитие женской одежды за последние 300 лет и установили продолжительность колебания моды в 111-115 лет. Французский историк и теоретик моды Ж. Вильхельм определил продолжительность модных циклов: в средние века – 10 лет, в 18 веке – 5 лет, в 70-е годы 20 века – 1 год. Циклические изменения формы костюма изучали в Московском текстильном институте (сейчас МГТУ им.Косыгина) и обнаружили циклы продолжительностью 100 лет, 72 года, 48 лет, Мода в условиях рыночной экономики формирующая и регулирующая запросы массового потребителя, способствовала искусственному ускорению смены циклов. Цикличность моды позволяет прогнозировать моду. Новые коллекции модной одежды демонстрируются примерно за полгода, а проектируются за год до наступления сезона. В дизайне используется понятие «проектный прогноз» (дизайн-прогноз) [14]. В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем: Оценка перспектив развития прогнозируемого явления, так как прогнозирование моды в костюме плодотворно может быть при проведении аналогии с новыми тенденциями в различных видах искусства: изучение формально-эстетического языка в архитектуре, скульптуре, живописи, компьютерной графике и т.д. Условное продолжение в будущее тенденций, закономерностей, развитию которых когда-то и сейчас хорошо известны. Создание модели с учетом ожидаемых или желаемых тенденций, перспективы развития которых известны. Прогноз моды основывается на социологических прогнозах: прогнозе образа жизни, демографическом прогнозе, прогнозе занятости и уровня образования и т.д. Социологические прогнозы делаются на основе опросов, изучения структуры и характера деятельности человека или социальной группы, предметной среды обитания человека, условий его жизни. В западных фирмах, занимающихся прогнозированием, есть специалисты, которых называют «тренды-скауты». Они изучают стихийную моду улицы, посещают все модные места (ночные клубы, дискотеки), премьеры, места скопления большого количества людей (рок-концерты, стадионы, торговые центры и т.д.), выявляя новейшие тенденции, например у нетрадиционных способах ношения одежды, сочетании элементов, предпочтение определенным стилям. Кроме того, предсказать будущие модные тенденции можно внимательно проанализировав последние коллекции дизайнеров одежды. Мода важна для людей, ведь она позволяет людям выглядеть красиво в глазах друг друга, также с помощью нее легко самовыражаться. Мода задаёт так называемый стандарт внешнего вида человека. Для многих людей мода – это хобби и любимое увлечение. На протяжении всего существования человечества на моду влияло большое количество факторов: экономические, политические, психологические и социальные. Известно, что мода меняется с годами, но также она в какой-то степени остается неизменной. Поэтому ее спокойно можно назвать психологическим механизмом, ведь мода, как и психологический механизм – это действующая или ситуативно возникающая целостная психологическая система средств, которая обеспечивает выполнение тех или иных регулятивных функций и включает в себя основные подсистемы регуляции [10]. В XXI веке мода захватывает все новые социальные пространства. Противоречивость моды проявляется в процессе социализации человека. Подражание моде ведет к определенной автоматизации, стандартизации поведения, делает человека похожим на других. Это освобождает человека от необходимости тратить энергию в сфере быта, самообслуживания, тем самым экономит силы для реализации других дел, творческой деятельности, что соответствует психологическим особенностям молодежи как социальной группе. Поскольку современный молодой человек в условиях разнообразия жизни не всегда в состоянии правильно решить вопросы, связанные с одеждой, прической, предметами быта и т.д., следование моде лишает его психологических проблем выбора своего поведения. В то же время с помощью моды молодежь реализует свои устремления и получает возможность выделиться на общем фоне, подняться в социальной структуре, заняв более высокий статус. Молодежь стремиться самоутвердиться в жизни, найти свое место в обществе, чему мода активно способствует. Тесная связь моды с демонстративным потреблением обусловлена общность их базовых характеристик (демонстративность и динамизм) [3]. В итоге внешняя норма модного поведения воспринимается молодым человеком как его внутренней потребностью, и, тем самым, превращается в ценность. |