Главная страница

ОМП Разумов, Молибога. Молибога Н. П. Осмотр места происшествия


Скачать 9.69 Mb.
НазваниеМолибога Н. П. Осмотр места происшествия
АнкорОМП Разумов, Молибога.rtf
Дата22.04.2017
Размер9.69 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаОМП Разумов, Молибога.rtf
ТипДокументы
#5222
страница11 из 45
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   45

Рис. 18. Схема освещения объ­ектов макросъемки, имеющих выраженный рельеф поверхно­сти, в сочетании естественного и искусственного источников света







Рис. 19. Схема освещения объ­ектов макросъемки: а — с по­мощью двух осветителей; б— с помощью отражательного экрана



Для освещения макрообъекта можно применять и импульсные лампы, но это нецелесообразно, так как приходится решать ряд сложных проблем, затрудняющих получение высококачественных фотоснимков.

Прежде всего, при использовании лампы-вспышки трудно зара­нее программировать конечный результат макросъемки. Это мож­но делать лишь в том случае, если пользоваться специальной им­пульсной лампой с имитатором света '. Кроме того, импульсные лампы создают такой мощный световой поток, что даже при пре­дельном максимальном значении диафрагмы негатив получается непригодным для проекционной печати. Поэтому возникает необ­ходимость снабжать рефлекторы специально изготовленными устройствами, снижающими мощность светового потока, использо­вать маломощные вспышки или располагать рефлектор отдельно от фотокамеры на таком удалении от объекта, которое обеспечит необходимую интенсивность его освещенности.

Еще одна проблема возникает при определении экспозиции макросъемки с импульсной лампой. Дело в том, что для достиже­ния оптимального соотношения между максимальной глубиной резкости и минимальными дифракционными эффектами необходи­мо работать при определенном значении диафрагмы.

Значение выдержки на экспозицию при макросъемке с лампой-вспышкой обычно не влияет. Правильность определения экспози­ции зависит лишь от расстояния между рефлектором и объектом, определить которое расчетами достаточно сложно, и поэтому це­лесообразно опытным путем — дублированием кадров на различ­ных расстояниях — добиваться требуемого качества негативов.

Иногда требуется создать рассеянное, бестеневое освещение. (Такое освещение рекомендуется для бликующих предметов, сле­дов на шероховатой, неровной поверхности и т. п.) Простейшим приемом является использование цилиндра, изготовленного из марли, неплотной белой материи или бумаги. Фотографируемый предмет помещается внутрь цилиндра. При съемке бликующих по­верхностей можно также использовать поляризационный свето­фильтр.

Макросъемку на месте происшествия наиболее удобно произ­водить зеркальными фотоаппаратами. В практической деятельно­сти с этой целью обычно применяются фотоаппараты типа “Зе­нит”. В самом простом варианте макросъемку можно производить

1 Имитатор света представляет собой рефлектор лампы-вспышки со встроен­ной лампочкой накаливания. Позволяет предварительно моделировать освещен­ность объекта импульсной лампой.

этим фотоаппаратом — если использовать некоторые типы совре­менных объективов. Так, объектив “Зенитар-М” позволяет вести съемку с расстояния 40 см, что соответствует масштабу съемки 1 : 5; при использовании объектива “Индустар-61 Л/3” достигается масштаб увеличения 1:4, а объектив “Мир-10 А”, у которого на­водка на резкость ведется с 20 см, дает масштаб 1 : 3, что соответ­ствует полю охвата 7,2X10,8 см. Такой масштаб увеличения уже обеспечивает качественную фотосъемку большого числа объектов (следов крупных орудий взлома, следов ладоней, патронов и т.д.). Существует также простой способ проведения круномасштаб-ной фотосъемки, если объектив зеркальной камеры установить в перевернутом положении. Для этого можно самостоятельно изго­товить специальный адаптер-кольцо, имеющий с одной стороны посадочную резьбу МХ42Х 1, а с другой — резьбу под светофильтр (например, М 49X0,75). При определенных навыках объектив в перевернутом положении можно при съемке удерживать и рукой. Такой способ позволяет обеспечить масштаб увеличения от 1 : 1,5 (объектив “Гелиос-44”) до 3 : 1 (объектив “Мир-10А”) и более. Дополнительное выдвижение объектива для осуществления ма­кросъемки с требуемым масштабом увеличения обеспечивается, как правило, использованием комплекта из трех удлинительных колец, размещаемых между объективом и камерой. Подбор кольца или сочетания колец происходит опытным путем или с помощью таблиц, которые имеются в каждом комплекте удлинительных ко­лец.

При выборе удлинительных колец с посадочной резьбой М42Х1 в наборе, состоящем из трех колец, и для учета поправки выдержки можно воспользоваться табл. 6, рассчитанной для объ­ектива “Индустар-50”.

Получение больших значений, масштаба увеличения может быть достигнуто при использовании нескольких комплектов удли­нительных колец или с помощью макроприставки.' Ее целесооб­разно применять в тех случаях, когда фотографируются мелкие предметы и следы, фиксация особенностей и признаков которых возможна только в крупном масштабе (1 : 1 и более). Наибольшее растяжение меха приставки увеличивает негативное изображение с объективом “Гелиос-44” в три раза, кратность увеличения с объективом “Мир-1” составляет на таком расстоянии до 4,5.

При проведении макросъемки особое значение приобретает кон­троль за положением фотокамеры, ее устойчивость по отношению к внешним сотрясениям. Фотокамеру можно представить как свое­го рода оптический рычаг с объектом на одном конце, объективом

в качестве точки опоры и изображением — на другом конце. При нормальных условиях фотографирования расстояние между объек­тивом и изображением очень мало по сравнению с расстоянием ог объектива до объекта. Однако при масштабе увеличения более чем 1 : 1 это соотношение меняется, и вследствие “действия рыча­га” любое смещение объекта или камеры (что равнозначно) на изображении становится существенно преувеличенным.

Для уменьшения смещения изображения на негативной фото­пленке (которое является следствием неустойчивости положения камеры) необходимо сокращать время экспонирования. С этих позиций удобно использовать импульсную лампу, которая обеспе­чивает экспонирование продолжительностью около 1/1000 сек (для лампы “ИФК-50” —0,004 сек., для “ИФК-120” — 0,0012 сек.) В тех случаях, когда используется искусственное освещение и тре­буется съемка с длительной выдержкой (более чем 1/60 сек.), ма­кросъемку лучше всего производить со штатива. При хорошем освещении на выдержках 1/60 сек. и меньше макросъемка может осуществляться и без штатива, с рук. Резкость изображения в этом случае достигается перемещением фотоаппарата отно­сительно объекта съемки. Объектив при этом целесообразно, если позволяет освещенность, заранее диафрагмировать.

При недостаточной освещенности, большом масштабе увеличе­ния, больших выдержках, малом диафрагмировании фотоаппарат устанавливают на штатив. Наводка на резкость, как обычно, осу­ществляется с полностью открытой диафрагмой. Необходимая по условиям съемки диафрагма устанавливается после наводки на резкость. Для спуска затвора в этих случаях лучше пользоваться спусковым тросиком. В исключительных случаях — при больших увеличениях и недостаточной устойчивости фотоаппарата на шта­тиве — затвор оставляют открытым, а экспозиция отсчитывается прерыванием светового потока с помощью картонки или выключе­нием и включением осветителей. Место происшествия при этом должно быть умеренно затемненным.

Устойчивость положения фотоаппарата при макросъемке мо­жет быть достигнута, если изготовить специальные упоры, кото­рые одним концом укрепляются на оправе, а другим — прижима­ются к поверхности с плоским объектом съемки. Такой упор пред­ставляет собой легкий, но достаточно прочный металлический кар­кас, не ухудшающий освещенности объекта, который для задан­ного масштаба изображения имеет соответствующие высоту и раз­меры рамки, находящейся в основании конструкции (рис. 20). Аналогичное приспособление может быть изготовлено и в виде ци­линдра из прозрачного плексигласа. На одном конце циляндрд на-

резается резьба под светофильтр (например, М 49x0,75). Для фо­тосъемки следов рук обычно используются все три удлинительных кольца. В этом случае цилиндр изготавливается длиной 90 мм.

В связи с тем, что макросъемкой, как правило, фотографиру­ются объекты не только с целью фиксации их формы и внешнего строения, но и для регистрации их размерных параметров, в ряде случаев необходимо сочетать макросъемку с масштабной съемкой. В этих целях в изображение объекта вводится указатель масшта­ба, который фотографируется одновременно с объектом. В связи
Рис 20 Простое приспособление, позволяющее значительно облегчить фотогра­фирование следов рук на месте происшествия. К кольцу от светофильтра на четырех стойках крепится рамка произвольной формы. Для полного набора колец № 1—3 высота приспособления — 86 мм

с тем, что он должен располагаться в главной плоскости фокуси­ровки, важно иметь масштаб как можно меньшей толщины. Этим целям удовлетворяет масштабная линейка, отпечатанная на фото­бумаге. Масштабная линейка должна иметь деления ценой не ме­нее 0,5 мм и равномерную, четко обозначенную шкалу. Обычные масштабные линейки лучше не использовать, так как их градуи­ровка часто неравномерна, что и выявляется при увеличении '.

3.4.2. ПАНОРАМНАЯ СЪЕМКА

Панорамное фотографирование на месте происшествия изводится с помощью обычного или специального фотоаппарата.

Под панорамной съемкой обычным фотоаппаратом понимается фотографирование объекта по частям последовательно несколь­кими кадрами, когда каждый последующий кадр является продол­жением предыдущего. Полученные отпечатки частей объекта мон­тируются в один снимок. В результате получается изображение объекта с широким углом обозрения.

Панорамное фотографирование на месте происшествия исполь­зуют в следующих ситуациях:

— когда фиксируется обстановка на значительном участке местности, который одним кадром охватить невозможно;

— когда нет точки съемки, позволяющей отобразить объект одним снимком, при фиксации размещения предметов вдоль боль­шей стороны в удлиненном помещении, при неудобном рельефе местности и т. д.;

— когда избранный масштаб съемки исключает возможность запечатления объекта в одном кадре. Так, целесообразно исполь­зовать панорамную съемку для получения изображения трупа,, .когда масштаб съемки избирается-с таким расчетом, чтобы пока­зать не только его размещение, но также характер и особенности имеющихся на нем повреждений (панорама трупа) и т. п.

Различают два способа панорамного фотографирования — кру­говой и линейный,— выбор которых зависит от условий съемки на месте происшествия. Если пространство позволяет выбрать точку для круговой панорамной съемки, то обычно используется именно этот способ. В стесненных условиях, когда на месте происшествия

1 Для изготовления качественной масштабной линейки с ценой деления 0,5 мм на листе ватмана рисуют увеличенную линейку с четким обозначением делении (длиной 60—80 см), а затем перефотографируют ее. При этом необхо­димо учитывать усадку бумаги, из-за которой контактная печать не рекомен­дуется.

сосредоточено большое количество объектов, препятствующих фо­тографированию, или если требуется сохранить одинаковый мас­штаб изображения по всей длине протяженного объекта, приме­няется линейная панорамная съемка.

Круговое панорамное фотографирование производится из одной точки путем поворачивания камеры вокруг вертикальной оси. Каж­дый последующий кадр должен включать 10—15 % площади пре­дыдущего снимка (рис. 21). Это определяет и угол поворота ка­меры, который для нормального объектива малоформатной камеры составляет около 40° (для того чтобы изготовить фотопанораму на 180°, потребуется сделать пять снимков; круговая панорама будет состоять из десяти снимков).

Прибегая к панорамной съемке зеркальным фотоаппаратом, следует помнить, что видимый размер поля зрения окуляра мень­ше поля кадра, запечатляемого на пленке. Так, для фотоаппарата типа “Зенит” ненаблюдаемая в окуляре часть изображения фото­графируемого объекта составляет 22 % длины кадра по горизон­тали. Это достаточно много, и при определении части предыдуще­го кадра, подлежащего дублированию в последующем, нужно обя-.зательно учитывать данное обстоятельство. Если этого не делать, то для панорамной съемки местности на 180° потребуется не пять, а семь-восемь и более снимков. Чтобы этого не произошло, при съемке зеркальной камерой типа “Зенит” рекомендуется пользо­ваться следующим правилом: левый край последующего кадра -в видоискателе должен точно соответствовать правому краю преды­дущего кадра, если фотоаппарат поворачивается по направлению

•часовой стрелки, и наоборот — если он поворачивается против ча-'.совой стрелки.

При круговой панорамной съемке необходимо строго выдержи­вать размещение фотоаппарата на одном уровне. В противном слу­чае склеенная панорама может оказаться настолько узкой, что будет утрачена большая часть запечатленной обстановки места происшествия; это неминуемо произойдет при совмещении фото­снимков, изготовленных с различным положением изображений по высоте. Чтобы этого избежать, при определении границ последую­щих кадров рекомендуется ориентироваться не на края предыду­щих кадров, а на изображение в кадре в верхних или нижних углах рамки видоискателя. Поэтому при панорамном фотографи­ровании можно пользоваться более универсальным правилом: изо-

•бражение какой-либо точки объекта съемки в левом нижнем (или верхнем) углу рамки видоискателя последующего кадра должно точно соответствовать изображению этой же точки в првом ниж­нем (или верхнем) углу предыдущего кадра.




Панорамное фотографирование из одной точки может быть осуществлено с отображением снимаемого пространства в окруж­ности 360°. Такая панорама является полной. Большей частью во время осмотра производят неполное (частичное) панорамирова­ние места происшествия и окружающей обстановки. Фотоаппарат размещается за пределами или по периферии места происшествия с таким расчетом, чтобы на снимках оно полностью отобразилось.

В отдельных случаях панорамирование целесообразно произво­дить из центра места происшествия: когда важно показать распо­ложение следов, вещественных доказательств и других предметов вокруг того места, где произошло расследуемое событие. Такое размещение камеры можно применить для фиксации следов авиа­катастрофы, при фотографировании места взрыва, места убийства во дворе и т. д., что позволяет получить полную развертку окру­жающей обстановки, следов, вещественных доказательств и проис­шедших изменений относительно центра места происшествия.

Круговое панорамирование применяется чаще всего при фото­графировании места происшествия на открытой местности. Может оно применяться и для съемок обстановки в закрытых помеще­ниях: например, фотопанорама части жилой комнаты удобно из­готовить, выбирая точку съемки в углах и делая каждый раз не более двух—трех снимков (рис. 8). Нельзя снимать круговым

Рис. 21: а — фотографирование места происшествия способом круговой панорамной съемки;

| — ориентирующий снимок, выполненный

панорамным способом с одной точки
панорамированием объекты, близко расположенные к фотоаппара­ту, поскольку различие в расстоянии от фотоаппарата до частей предмета, попадаемого в кадр, создает большие перспективные искажения. Это следует учитывать при фиксировании следов тран­спортных средств, дорожки следов ног человека и т. п. Недопусти­мо с близкого расстояния выполнять круговую панорамную съем­ку трупа: на снимках он получится в виде “бочки” с неестествен­но утолщенным туловищем, тонкими и короткими ногами. Для фо­тографирования таких объектов применяется линейная панорам­ная съемка.

Линейная панорамная съемка — это последовательная съемка •фотоаппарато'м, перемещаемым из одной точки в другую парал­лельно фиксируемому объекту. Такой прием применяется для фото­графирования предметов или участков местности, имеющих выра­женную линейную протяженность по горизонтали или вертикали '(прямолинейный участок дороги, участок железнодорожного по­лотна, участок берега реки, улицы, высокое здание и т. п.). При съемке предмета с преобладанием размеров по горизонтали пано­рама будет горизонтальной, по вертикали — вертикальной. Воз­можна комбинация вертикального и горизонтального панорами­рования.

Съемка объектов, имеющих значительную высоту, может быть
произведена из окон или с балконов расположенного напротив
многоэтажного дома, с вышки, пожарной лестницы, подъемной
площадки аварийной машины. Иногда требуется сфотографиро­
вать объект, части которого расположены в различных направле­
ниях. Например, по делу о пожаре возникла необходимость изго­
товить линейную панораму электропроводки, один участок которой
располагается горизонтально, а другой — вертикально. Такая па­
норама является комбинированной — горизонтально-вертикальной
(рис. 22). , -- .

Объектом линейного панорамирования может быть также лю­бой произвольно расположенный объект, имеющий значительную протяженность. С помощью линейной панорамы можно зафикси­ровать объект, имеющий большие размеры. В этих случаях пано­рама составляется из фрагментов, образующих несколько верти­кальных и горизонтальных рядов. Такая панорама называется многорядной или многоярусной (рис. 23).

При линейном панорамировании съемка производится фотоап­паратом, который устанавливается в точках, удаленных на оди­наковое расстояние от объекта. Чтобы выдержать это правило, на месте происшествия намечают ориентировочную линию съемки. Такой линией может служить, например, край тротуара при фото-



Рис, 22. Схема комбинированной ступенчатой панорамы

Рис. 23. Схема многоярусной панорамы

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   45


написать администратору сайта