Главная страница

ОМП Разумов, Молибога. Молибога Н. П. Осмотр места происшествия


Скачать 9.69 Mb.
НазваниеМолибога Н. П. Осмотр места происшествия
АнкорОМП Разумов, Молибога.rtf
Дата22.04.2017
Размер9.69 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаОМП Разумов, Молибога.rtf
ТипДокументы
#5222
страница12 из 45
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   45

графировании домов на улице, бордюров дороги, рельсов и т. п. Камера должна перемещаться параллельно этой линии (рис. 24), Следует иметь в виду, что при фотосъемке на местности выбирае­мая линия должна быть прямолинейной и располагаться горизон­тально. Если, например, за основу взять край тротуара улицы,, имеющей уклон, то на изготовленной линейной панораме все дома



Рис. 24. Фотографирование места происшествия способом линейной панорамной съемки

и деревья будут изображены с наклоном. Поэтому, если место про­исшествия характеризуется сложным рельефом, использование ли­нейной панорамной съемки может оказаться трудным делом.

В прямоугольном вытянутом помещении при фиксации пано­рамой обстановки и предметов, располагающихся вдоль удлинен­ной стороны, фотоаппарат может устанавливаться вдоль противо­положной стороны, а значит, параллельно снимаемому объекту

При отсутствии на месте происшествия предметов, которые мо>-гут служить ориентировочной линией, последняя проводится мыс­ленно между крайними передними точками объекта съемки. Если же проследить ее трудно, то ориентировочная линия намечается. ветками или иными подручными предметами, которые должны^ располагаться за пределами места происшествия.

Перемещение фотоаппарата при линейном панорамировании производится на расстояние, обеспечивающее отображение после-

дующего участка и фотографируемого объекта, а также дублирова­ние части предшествующего кадра. При этом следует учитывать те же замечания, которые были сделаны применительно к круго­вой панорамной съемке. Фотографируя определенную часть объек­та, замечают какую-либо приметную деталь, расположенную у того края кадра, в направлении которого предстоит переместить фото­камеру. Фотографируя последующую часть объекта, изображение этой детали помещают в границах очередного снимка, у противо­положного края кадра. При монтаже панорамы дублированные части обрезаются. Кроме того, следует иметь в виду, что способ линейной панорамы в принципе может использоваться для съемки лишь одноплановых объектов. Дело в том, что если таким спосо­бом фотографируют объекты, имеющие разную протяженность вглубь (разноплановые), то на смежных снимках одни и те же объекты будут смещены. И сделать компоновку таких снимков в панораму без искажения невозможно. В этих случаях рекоменду­ется использовать способ круговой панорамы, а линейную пано­раму целесообразно применять для запечатления одноплановых объектов, когда разместить изображение объекта в одном кадре невозможно — например, длинного дома, стоящего в узком пере­улке, трупа, находящегося в тесном помещении, а также при фик­сировании железнодорожной платформы, берега реки, поезда и т. п.

Общим для круговой и линейной панорам является обеспече­ние одинаковых условий экспонирования для всех кадров съемки; выдержка, диафрагма, наводка на резкость (глубина резко изо­браженного пространства) должны иметь равные значения. Одна­ко если объект имеет на разных участках неодинаковую освещен­ность, то для достижения одинаковой плотности кадров в значе­ния выдержки вносят нужные поправки. Если отдельные участки объекта съемки имеют неодинаковую протяженность в глубину, то могут вноситься поправки в значения диафрагмы, с соответст­вующей коррекцией выдержки.

При съемке панорам нужно следить за тем, чтобы близко к краям кадров не попадали движущиеся транспортные средства, пешеходы или тень от них.

Не следует пользоваться широкоугольными объективами, осо­бенно с большим углом поля зрения, так как монтаж панорамы будет затруднен из-за перспективных искажений, возникающих по краям кадров.

Для кругового панорамирования удобно использовать штативы, снабженные панорамными головками или головкой с градуиро­ванным лимбом. Такая головка позволяет поворачивать фотоап­парат для выполнения каждого последующего снимка на строго

Рис. 25. Фотосъемка с применением веревочного штатива
определенное число делений, соответствующее выбранному углу поворота. Этот угол должен быть немного меньше угла зрения объектива. При использовании нормального объектива камеру каждый раз можно поворачивать на 40°. Применение панорамной головки обеспечивает стабильность поворота фотоаппарата, позво­ляет точно установить камеру и определить границы кадров и их количество для съемки фиксируемого объекта. * В практике осмотров мест происшествий рекомендация о про­изводстве панорамной съемки с помощью штатива по разным при-



чинам не всегда выполнима. В таких случаях панорамное фотогра­фирование выполняется с рук. При этом важно не допустить на­клона фотоаппарата и соблюдать одинаковую высоту точек съем­ки^ для всех кадров в горизонтальной панораме, а в вертикаль­ной — исключить отклонение от центральной оси фотографируе­мого объекта.

При работе важно занять устойчивое положение — можно опе­реться корпусом на неподвижный предмет (стену, здание, столб, автомашину и т. д.). Фотоаппарат следует прочно удерживать дву­мя руками, плотно прижатыми к туловищу. Поворот фотокамеры осуществляют поворотом корпуса при неизменном положении ступ­ней ног.

Можно также воспользоваться заменителем штатива: наиболее прост и доступен так называемый веревочный штатив. Тонкий, прочный шнур пропускают через ушки фотоаппарата и закреп­ляют на нем. При съемке надо обеими ногами наступить на обра­зовавшуюся петлю и, натягивая шнур, поднять камеру до уровня глаз (рис. 25).

Позитивная печать с полученных кадров панорамы произво­дится с^ одинаковым увеличением для всех снимков .и одной вы­держкой. Снимки проявляются одновременно. Сушка отпечатков производится в одинаковых условиях. После этого монтируют па­нораму: в каждом снимке вначале удаляют левые и правые части, продублированные на другом снимке; подготовленные снимки подклеивают друг к другу полосками липкой ленты, следя за совмещением деталей на местах стыка.

В склеенной таким образом панораме затем ровно обрезаются верхний и нижний края. В панорамном снимке не должна повто­ряться одна и та же деталь и не должно быть пропуска изобра­жений отдельных частей обстановки места происшествия.

Круговая панорамная съемка на месте происшествия значи­тельно облегчается при использовании специального панорамного фотоаппарата “Горизонт”, который имеет угол охвата по горизон­тали 120°. Формат кадра негатива 24x58 мм дает возможность получать качественные отпечатки.

3.4,3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ

Задаче обеспечения наиболее полной и качественной фото? графической фиксации обстановки места происшествия в наиболь­шей степени соответствуют средства съемки на цветографических материалах. Цветная фотография обладает значительным преиму-

ществом перед черно-белой, которое обусловлено прежде всего тем, что она дополнительно запечатлевает такую важную осарак-теристику предметов, следов и других вещественных доказательств, как цвет. А ведь в криминалистике зачастую чрезвычайно важно знать, какого цвета были тот или иной предмет или какие-либо его детали.

Как известно, цвет трудно поддается точному определению при помощи человеческого глаза, даже если пользоваться специальным криминалистическим атласом. Поэтому описание цвета объектов, являющихся .вещественными доказательствами, в протоколе осмо­тра может оказаться неточным. В этом случае цветная фотография оказывает следствию очень ценную помощь, особенно когда веще­ственные доказательства невозможно приобщить к делу или когда они имеют неустойчивый, изменяющийся с течением времени цвет.

Кроме того, на черно-белых фотографиях различные предметы, следы, мелкие особенности и детали нередко оказываются трудно­различимыми — на пестром фоне с затененными участками, пере­груженном посторонними предметами. Так, фотосъемка на откры­той местности при ярком солнечном освещении не позволяет каче­ственно запечатлеть обстановку в связи с тем, что такое освещение создает на объектах съемки контрастное чередование света и те­ни. Такие ситуации возникают при фотографировании трупа в гу­стом кустарнике, следов борьбы и пятен крови на местности, мел­ких предметов в траве и т. д. В результате на черно-белых сним­ках форма, особенности внешнего строения, детали объекта съемки плохо различаются, искажаются или даже не видны. Если же в таких случаях применить методы цветной фотографии, то все пе­речисленные недостатки будут устранены и по фотоснимкам мож­но буДет1 легко во всех деталях восстановить обстановку места происшествия. Преимущества цветной фотографии наглядно де­монстрируются ири съемке следов повреждений на теле трупа по­терпевшего, и особенно на его внутренних органах. Так, с помо­щью черно-белой фотографии практически невозможно зафикси­ровать признаки внутреннего кровоизлияния, гематомы, в то время как на цветных фотоматериалах они отчетливо видны.

Трудно переоценить значение цветной фотографии при фикса­ции следов крови, что нередко имеет первостепенное значение для установления механизма нанесения телесных повреждений и выяс­нения обстоятельств происшедших событий.

Цветная фотосъемка места происшествия может производиться как на негативные, так и на обращаемые пленки.

Несмотря на то, что методы фотографирования на цветографи­ческих материалах в целом мало отличаются от приемов черно-

белой фотографии, тем не менее имеется ряд особенностей, кото­рые необходимо учитывать для того, чтобы получить высококаче­ственные изображения, обеспечивающие правильную цветопереда­чу. Прежде всего, воспроизведение цветовых оттенков зависит не только от свойств цветографических материалов, но и от условий съемки. Умение правильно эти условия учитывать и использовать и составляет главную задачу специалиста при фотографировании места происшествия.

Известно, что существуют пленки для фотографирования при естественном (дневном) освещении и в лучах ламп накаливания. Среди негативных цветных пленок все большее распространение получают так называемые маскированные пленки, которые могут использоваться при любом типе освещения (например, “Орвоколор НЦ-19”. Для съемки на месте происшествия наиболее подходят и пленки для дневного освещения (“ДС-4”, “ЦНД-32”), так как позволяют фотографировать и при естественном освещении, и при свете импульсных ламп. Пленки для ламп накаливания (“ЦНЛ-32”, “ЦНЛ-64”) могут применяться для съемки в помещении при освещении галогенными осветителями типа “Свет-1000” и зер­кальными лампами.

Если тип пленки не соответствует условиям освещения, изобра­жений с правильной цветопередачей не получится, так как они не поддаются коррекции в процессе печати.

При фотографировании на цветные фотоматериалы ни в коем случае нельзя пользоваться смешанным освещением — это приво­дит к искажению цветопередачи. Например, если на пленку “ДС-4” объект фотографируется с применением электронной лампы-вспыш­ки, нужно следить, чтобы он при этом не освещался светом ламп накаливания.

Далее, очень важно правильно определить условия экспониро­вания. Экспонометрическая задача в цветной фотографии имеет особенности, связанные со спецификой свойств пленки и всего цветофотографического процесса в целом. Прежде всего необхо­дима более высокая, чем в черно-белой фотографии, точность опре­деления экспозиции. Недопустимо делать это на глаз. Если в чер­но-белой фотографии ошибка в выдержке даже в два раза еще допустима, то при цветной съемке такая ошибка дает искажение цветопередачи, которое часто не удается исправить коррекцией при печати. Это связано со значительно меньшей фотографической широтой цветной пленки. Современная черно-белая негативная пленка способна удовлетворительно воспроизвести объекты с ин­тервалом яркостей 1 : 200, а цветная негативная обеспечивает пра­вильную цветопередачу в соотношении яркостей в среднем 1 : 50.

Для точного определения экспозиции при съемке на цветную пленку необходимо пользоваться экспонометром, соблюдая прк этом все требования техники экспонометрических измерений. Мож­но измерять как освещенность, т. е. количество падающего на объ­ект света, так и яркость объекта, т. е. свет, отраженный от него по направлению к камере. Наилучший результат дает метод изме­рения яркости отдельных участков объекта съемки. Очень важно научиться измерять яркость той или иной детали объекта — так, чтобы в светоприемное устройство экспонометра попадал свет, идущий только от этой детали. При этом нужно точно представ­лять себе рабочий угол экспонометра, в пределах которого будет располагаться деталь. Экспонометр в таких случаях должен на­ходиться на расстоянии не более чем 30—50 см от поверхности объекта (иногда ближе) и не отбрасывать тень на измеряемый участок.

Для правильного определения экспозиции следует точно знать светочувствительность фотопленки, учитывая, что в результате дли­тельного хранения она значительно снижается. Так. в течение первого года хранения светочувствительность цветной фотопленки снижается вдвое. Такие пленки еще обладают свойствами, обеспе­чивающими получение на них цветных изображений удовлетвори­тельного качества, но при съемке следует вносить поправку на по­терю светочувствительности (на одно деление открывается диа­фрагма, или в два раза увеличивается выдержка). Более длитель­ное хранение приводит не только к еще большей потере светочув­ствительности— ухудшается контрастность пленки, растет ее вуаль, происходит изменение цветового баланса, что создает боль­шие трудности в получении качественных изображений.

Для того чтобы предотвратить или замедлить необратимые хи­мические изменения в эмульсии, цветные пленки рекомендуется хранить в холодильнике.

Для точности цветопередачи большое значение имеет фон, на котором расположен объект съемки. При ярко окрашенном фоне наблюдается перераспределение цвета объекта. Это объясняется, во-первых, существованием эффекта переноса цвета на объект, а во-вторых, тем, что объект может дополнительно освещаться све­том, отраженным от обширного цветного фона или от располо­женных по соседству других окрашенных предметов. Поэтому, если на месте происшествия выполняется детальная фотосъемка объек­та, то этот объект следует располагать на нейтральном сером фоне. Если необходимо зафиксировать объект с правильной цве­топередачей, а он неподвижно находится на ярко окрашенном фоне, рекомендуется из серого картона или серой ткани изготовить маску для устранения влияния фона.

Светофильтры в цветной фотосъемке практически не применя­ются, за исключением редких случаев, когда для коррекции цве­товой температуры осветителей используют специальные конвер­сионные светофильтры. В некоторых случаях в цветной фотогра-.фии по аналогии с черно-белой для регулирования времени экспо­нирования используют нейтрально-серые светофильтры.

Большое значение для правильной цветопередачи имеет про­цесс печати снимков с негативной-пленки. Дело в том, что в про­цессе печати, применяя те или иные корректирующие светофиль­тры, можно с одного и того же негатива получить отпечатки раз­ного цвета, в результате чего цвет изображенных на фотоснимке предметов может не соответствовать действительности. Поэтому при изготовлении цветных фотоснимков, предназначенных для криминалистических целей, необходимо тщательно следить за пра­вильностью цветопередачи. Конечно, с наибольшей эффективно­стью это можно сделать лишь в том случае, если при печати иметь перед собой сфотографированный объект и сравнивать его с по­лучающимся изображением. Но понятно, что такая возможность бывает далеко не всегда, и подобный метод контроля использует­ся редко.

Достаточно объективным критерием, хорошо зарекомендовав­шим себя на практике, является метод проверки точности воспро­изведения цветов с помощью нейтрально-серой шкалы, которая представляет собой ряд ахроматических полей различной оптичес­кой плотности —-от белого до черного.

Применение нейтрально-серой (или просто серой) шкалы осно­вано на том принципе, что правильному воспроизведению серого на цветном фотоснимке соответствует правильное воспроизведение остальных цветов. Серую шкалу следует поместить рядом с фото­графируемым объектом с тем, чтобы они были зафиксированы в одинаковых условиях. Это позволит во время печати, сравнивая цвет полей сфотографированной шкалы с цветом тех же полей, полученных на фотоснимке, быстро и точно найти необходимые корректирующие фильтры '.

Серую шкалу нетрудно изготовить из обычной черно-белой бумаги. Можно взять полоску листа фотобумаги с матовой поверх-

1 Требование использовать нейтрально-серую шкалу распространяется лишь на узловую и детальную фотосъемки. Для других видов съемок оно носит ре­комендательный характер. Кроме того, применение серой шкалы необязательно в тех случаях, когда сам объект съемки содержит несколько различных по оп­тической плотности деталей серых тонов.

ностью, разделить ее на несколько равных полей и засветить так, чтобы после проявления поля имели разное почернение. Для раз­личных видов съемки целесообразно иметь комплект серых шкал длиной 10—15, 30 и 90 см. Шкалы можно изготовить, засветив пять-шесть листов фотобумаги с различными выдержками, а затем нарезать из них квадраты нужных размеров, которые наклеить на полосы плотной бумаги или картона в порядке убывающей плот­ности. Если на серую шкалу нанести деления, то ее можно исполь­зовать как универсальную линейку для цветной масштабной фо­тосъемки.

При съемке необходимо следить, чтобы освещенность серой шкалы не отличалась от освещенности снимаемого объекта. Кроме этого важно избегать попадания на шкалу (как и на фотографи­руемый объект) отраженного света от фона или близко располо­женных цветных предметов (красной кирпичной стены, зеленой листвы и т. п.), так как в этом случае шкала будет иметь оттенок того же цвета, что и отражающая поверхность. Если обстоятель­ства не позволяют в' таких случаях произвести съемку объекта в другом месте, то нужно' между этим объектом и отражающей по­верхностью поместить-преграду белого или серого цвета.

Описанные особенности съемки на цветные фотографические материалы в полной мере относятся к фотографированию как на негативные, так и на обращаемые пленки. При фотографировании мест происшествия могут применяться оба типа этих фотомате­риалов, которые имеют как свои достоинства, так и недостатки. Так, фотографирование и обработка по способу обращения имеют такие преимущества, как возможность получать изображение, от­личающееся (в сравнении с негативным процессом) исключитель­но высоким качеством цветопередачи и хорошей резкостью, поз­воляющей демонстрировать слайды с большим увеличением, а так­же сокращение времени общей фотолабораторной обработки, от­сутствие трудоемкого процесса печати снимков.

В то же время этому способу присущи такие недостатки, как трудность тиражирования изображений 1, необходимость наличия специальной аппаратуры для просмотра изображений, приобщен­ных к материалам уголовного дела, требование более точного опре­деления экспозиции, так как устранить экспозиционные ошибки-фотографирования практически невозможно.

С учетом изложенного следует считать, что при осмотре места

1 В ряде стран разработан и широко используется позитивный процесс с обращением, позволяющий на специальной фотобумаге с диапозитивов печатать цветные фотоснимки.

происшествия кроме фотосъемки на черно-белую пленку наиболее целесообразно фотографировать на цветную негативную пленку, а при необходимости производить дополнительную съемку и на цвет­ные обращаемые фотоматериалы.

Тенденция развития практических приложений цветной фото­графии, прежде всего в плане совершенствования и упрощения процессов обработки, повышения качества изображений, улучше­ния соответствующего технического оснащения органов внутренних дел позволяют достаточно обоснованно полагать, что в ближайшее время методы цветной фотографии займут преимущественное по-.ложение при фотографировании места происшествия.

3.4.4. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ

В ЗАТРУДНЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Некоторые приемы фотографирования обстановки места происшествия в сложных условиях мы уже рассматривали: съем­ка в условиях плохой освещенности, ночью, фотографирование больших пространств, тесных помещений и др. Кроме этого на практике встречаются и другие ситуации, затрудняющие получе­ние качественных фотоснимков. Чаще всего это связано с погод­ными условиями: дождем, туманом, снегом, морозом.

Во время дождя в результате рассеивания света капельками влаги освещенность снижается. Чем сильнее дождь и чем больше расстояние от точки съемки до фотографируемого объекта, тем заметнее наблюдается снижение различаемости деталей предме­тов.

Наличие в воздухе большого количества влаги приводит к по­лучению снимков с пониженной контрастностью. Ухудшается так­же резкость фотографического изображения. Для получения до­статочно резкого и контрастного изображения рекомендуется сни­мать по возможности с короткими выдержками и увеличивать вре­мя проявления пленки.

Если фотографировать с выдержками менее 1/125 сек., падаю­щие капли дождя отобразятся в виде точек или смазанных корот­ких черточек. С увеличением выдержки возрастают и размеры прочерчиваемых каплями линий. При очень продолжительной вы­держке на негативе могут отобразиться струи воды, загораживаю­щие все отдаленные предметы.

Во время сильного дождя при солнечном освещении фотографи­ровать ввиду значительного рассеивания света не следует — надо выбрать момент, когда солнце скроется за тучами.

Смоченные дождевой водой тротуары, мостовые, стены домов,, автомашины хорошо отражают падающий на них свет. Возникаю­щие на неровностях объекта съемки блики подчеркивают его фор­му и структуру поверхности, но, будучи очень крупными и яркими, могут снизить различимость отдельных частей фотографируемых предметов.

Максимальное количество изображений бликов на снимках по­лучается, когда съемка ведется против источника света. Устранить их или ослабить можно двумя способами: выбором наилучшей точ­ки съемки и применением поляризационных светофильтров.

При фотографировании во время дождя необходимо следить за тем, чтобы капли воды не попадали на объектив камеры, так как это очень сильно, влияет на качество изображения. Если вода по­падает на окуляр видоискателя, то возникнут сложности при ца-водке на резкость. Поэтому во время дождя фотосъемку следует вести из какого-либо укрытия, из-под зонта или полиэтиленовой накидки и одевать на объектив бленду. Попавшие на объектив капли удалять нельзя — это может повредить защитное покрытие просветленной оптики объектива. Нужно подождать, пока влага испарится, и затем осторожно протереть объектив мягкой полот­няной тканью.

Определенные трудности представляет фотографирование че­рез дымку и туман. В этих условиях дальность видимости ограни-чивается, так как в атмосфере содержится значительное количе­ство водяных паров, частиц пыли и дыма, находящихся во взве­шенном состоянии. Основным средством устранения вредного влия­ния воздушной дымки являются светофильтры. В зависимости от плотности тумана и воздушной дымки выбирается соответствую­щий по плотности светофильтр — от светло-желтого до оранжево­го, а в отдельных случаях и светло-красного (табл. 7).

Влияние рассеянного света при тумане можно ослабить, если сократить расстояние между камерой и объектом съемки. Особен­но заметно влияние тумана при фотографировании ночью с им­пульсными лампами, отраженный свет которых делает труднораз­личимыми предметы обстановки, удаленные от камеры.

С определенными трудностями связана съемка во время сне­гопада. Даже при слабом снегопаде резко снижаются освещен­ность и видимость предметов, особенно отдаленных. Во время силь­ного снегопада расстояние, с которого можно видеть те или иные предметы, уменьшается до нескольких десятков метров. Контуры изображения на снимках оказываются размытыми. Попавшие на объектив или падающие в непосредственной близости от него сне­жинки, особенно крупные, отображаются на снимках в виде боль-

Таблица 7

Светофильтры применяемые при фотографировании в затрудненных условиях

Марка светофильтра


Кратность све­тофильтров для изоа лнхрома-тических пле­нок


Краткая характеристика действия / светофильтра


Ж-1,4*


1,5 (практи-


Частично задерживает фиолетовые и си-


светло-желтый


чески можно


ние лучи. Полностью исключает действие уль-




не учиты-


трафиолетового излучения. Слегка ослабляет




вать)


желтые и красные тона.


Ж-2* .


2


Задерживает фиолетовые, синие, частично


желтый




ослабляет голубые лучи. Фиолетовые и темно-






синие предметы на отпечатке изображаются






черными. Заметно высветляет желтые и крас-






ные тона. Рекомендуется при съемке зимой в






солнечную погоду, когда тени на снегу ста-






новятся отчетливо видимыми. Ослабляет воз-






душную дымку, туман.


0-2,8 *


3


Задерживает фиолетовые, синие, голубые и


оранжевый




частично зеленые лучи. Фиолетовые и синие






объекты на отпечатке — черные. Желтые и






красные тона выходят в значительной степени






светлыми. Уничтожает воздушную дымку.






Заметно ослабляет туман. Повышает кон-






траст, особенно удаленных объектов.


К-5,6 *


6


Задерживает фиолетовые, синие, зеленые,


красный




голубые и часть желтых лучей. Желтые и






красные тона выходят очень светлыми. При-






меняется в туманную погоду и для выделе-






ния удаленных предметов при сильной дым-






ке. Фиолетовые, сине-голубые цвета выходят






черными.


ЖЗ-2*


2


Действие аналогично действию светофиль-


желто-зеленый




тра Ж-2 *. Красные тона получаются темнее.






Высветляет зеленые тона. При съемке плен-






кой “Фото-250” кратность фильтра выше, осо-






бенно при свете лампы накаливания, и будет






приблизительно равна 4 *.


Г-1,4*


1,5 (практи-


Снижает действие желтых, оранжевых,


голубой


чески можно


красных лучей на светочувствительный мате-




не учиты-


риал. При дневном освещении улучшает про-




вать)


работку деталей в теневых участках, осве-






щенных отраженным светом неба. Снижает






контраст.


Продолж. табл. Т

Марка светофильтра


Кратность све­тофильтров для изопанхрома-тических пле->юк


Краткая характеристика действия светофильтра


ПФ-4*

поляризацион­ный


4


Уменьшает или устраняет блики и зер­кальные отражения. При съемке на открытой, местности действует как слабый светло-жел­тый светофильтр. При съемке на цветную-пленку улучшает тональность, увеличивает яркость и различимость градаций тонов. При съемке на цветную обратимую пленку днев^ ного света и в пасмурные дни устраняет из­лишний сине-пурпурный тон.


ших светлых пятен. Если снегопад очень сильный, то падающий? снег сливается со снегом, лежащим на земле, деревьях, и многие-детали становятся совершенно незаметными. Поэтому в таких слу­чаях съемку лучше отложить до окончания или ослабления снего­пада. При необходимости в сильный снегопад можно фотографи­ровать лишь объекты, расположенные в пределах видимости, на небольшом расстоянии от камеры, предварительно приняв меры к тому, чтобы на объектив фотоаппарата не попадал снег. При-фотографировании в снегопад рекомендуется производить дубли­рование из трех-четырех кадров на каждый объект съемки для того, чтобы затем можно было выбрать негатив, на котором изо­бражение сюжетно важных деталей не перекрыто светлыми пят­нами от снежинок.

Для достижения максимальной резкости изображения следует пользоваться по возможности наиболее короткими выдержками и не применять искусственных источников освещения, создающих условия для дополнительного рассеивания света, что приводит к ухудшению качества снимков.

Имеется ряд особенностей съемки в условиях солнечного осве­щения участков, покрытых снежным покровом. В этом случае хо­роший результат будет получен, если воспользоваться желтым све­тофильтром, который позволяет увеличить контрастность изобра­жения, отобразить на снимках форму, размещение и направление имеющихся на снегу следов.

При ярком солнечном свете фотографирование объектов на снегу может вызвать некоторые трудности. Надо учитывать, что, поскольку экспозиция в этом случае определяется по яркости сне-

га, детали темных предметов на снимке не прорабатываются — необходима съемка с экспозицией, определенной для темных пред­метов.

При фотографировании места происшествия зимой, при низких температурах следует учитывать возможность отказа в работе фо­тоаппарата: сильно охлажденный затвор работает с замедлением и может вообще перестать действовать. Для того чтобы этого не допустить, следует принимать меры к утеплению камеры и созда^ нию при съемке необходимых условий. В перерывах между съем­ками фотоаппарат рекомендуется хранить в автомашине или в одежде. Кроме того, можно использовать простую конструкцию утеплителя в виде специально сшитого из теплозащитного мате­риала чехла или утепленного ящика. При необходимости частого фотографирования в условиях низких температур целесообразно' изготовить для камеры утепленный бокс с приспособлением, поз­воляющим вести съемку, не вынимая фотоаппарат из утеплителя, или использовать каталитическую грелку “НК-1”, которой поль­зуются рыболовы и охотники.

Не все модели фотоаппаратов одинаково реагируют на низкие температуры. В этих случаях рекомендуется работать на малых выдержках (1/125 сек. и меньше), исключив экспозицию с выдерж­кой 1/30 сек.; кроме того, предпочтение следует отдать камерам,, имеющим шторные затворы с металлическими шторками (типа: “Практики”). Фотоаппараты с тканевыми шторками (“Зенит”,, “ФЭД”, “Зоркий”) морозы переносят хуже, особенно если они дол­го находятся в эксплуатации. Новые камеры на морозе работают лучше.

Следует учитывать еще одну особенность фотографирования в, зимнее время. При резком изменении температуры — например,., если внести холодный аппарат в теплое помещение — на объекти­ве может образоваться влага. То же происходит, если на объектив, при низкой температуре попадает выдыхаемый воздух. На сним­ках, сделанных таким потускневшим объективом, контуры изобра­жений получаются размытыми, нерезкими. Поэтому фотографиро­вать камерой, внесенной в теплое помещение с мороза, можно-лишь после того, как с объектива испарится сконденсировавшаяся влага.

Фотографированию на месте происшествия нередко мешают световые блики и отображения окружающих предметов в различ­ных отражающих поверхностях — стекле, воде, пластмассе и т. п. Например, отражение окружающей обстановки в стекле витрины, препятствует фиксации положения и формы размещенных в ней

предметов. Чтобы устранить это, применяются поляризационные светофильтры.

Для удаления рефлексов, зеркальных отражений немаловаж­ную роль играют направление и угол, под которым производится фотосъемка. Блики наиболее эффективно можно устранить при фотографировании под углом около 50° по отношению к объектам съемки. Имеет значение и угол поворота светофильтра, который подбирают визуально — оценивая степень ослабления бликующих деталей. Наиболее удобны для работы с таким фильтром зеркаль­ные фотоаппараты, например “Зенит”. В фотоаппаратах такого ти­па одетый на объектив светофильтр вращают до получения нуж­ного эффекта. При съемке дальномерными камерами вначале уста­навливают угол поворота поляризационного светофильтра, вра­щая его перед глазом. По достижении нужного результата заме­чают угол поворота и одевают фильтр на объектив фотоаппарата.

3.4.5. АЭРОФОТОСЪЕМКА

При фотографировании обстановки мест, совершения неко­торых видов преступлений возникает необходимость фиксации до­вольно обширной территории. Осуществляемая при этом ориенти­рующая фотосъемка, которая выполняется методом круговой па­норамы, не всегда позволяет в полном объеме определить взаимное расположение и размеры объектов из-за существенного различия масштабов изображения на переднем и заднем планах. В таких случаях ориентирующую съемку рекомендуется выполнять свер­ху, с высоты многоэтажных домов, осветительных вышек и дру­гих близко расположенных высотных точек. Однако это не всегда возможно, особенно если место происшествия находится за преде­лами населенных пунктов. Практика показывает, что в таких случаях целесообразно использовать методы аэрофотосъемки и фотографирование производить с борта вертолета.

Применение вертолета позволяет запечатлеть недоступные для других средств фотографирования места и способствует получению плановых, ориентирующих фотоснимков с практически постоянным по всему кадру масштабом.

Для фотографирования обстановки места происшествия может применяться плановая или перспективная аэрофотосъемка.

При плановой аэрофотосъемке оптическая осъ объектива фото­камеры должна располагаться перпендикулярно земной поверхно­сти, а вертолету целесообразно находиться в зависшем состоянии. Выбирая фотоаппаратуру для плановой аэрофотосъемки места

происшествия, следует учитывать ряд требований, предъявляемых к камере. Прежде всего, она должна обеспечивать возможность съемки с малых высот (50—100 мм), достаточный захват местно­сти (80—90 % от высоты полета) и хорошую разрешающую спо­собность получаемых изображений местности (20—40 мм), а так­же иметь большую светосилу объектива (не менее 1 : 2,8). Огра­ничиваемая условиями безопасности полета, указанная минималь­ная высота зависания вертолета значительно превышает расстоя­ние, позволяющее выполнять ориентирующую съемку, и поэтому нужно применять объективы, имеющие сравнительно большое фо­кусное расстояние.

Следует учитывать и ряд особенностей аэрофотосъемки с завис­шего вертолета: малую и нулевую скорость полета, сравнительно малые высоты съемки, более высокие требования к детальности изображения, вибрацию и угловые колебания фотоаппарата. В на­ибольшей степени изложенным требованиям соответствует аэрофо­тоаппарат “АФА-БА/21С”.

Наиболее оптимальным является размещение аэрофотоаппара­та на полу грузового отсека вертолета, с использованием лючков подхода к фаре подсветки груза на внешней подвеске '.

Стационарное укрепление камеры, возможность дистанционно­го управления, система амортизации и т. д. дают возможность по­лучать высококачественные снимки места происшествия, по кото­рым путем несложных расчетов можно определить реальные раз­меры предметов. Облегчить расчеты позволяют методы масштаб­ной съемки, при которой вблизи фиксируемых объектов уклады­вается квадратный масштаб. Для контроля масштаба использует­ся также изображение объектов, размер которых известен.

Составляя фотО'Па,нора1му местности, необходимо обеспечивать взаимное перекрытие изображаемых участков на соседних сним­ках в продольном и поперечном направлениях. При поперечном перекрытии свыше 60 % соседние аэрофотоснимки образуют сте­реопары, которые можно использовать для определения размеров предметов методами стереофотограмметрии.

Плановую аэрофотосемку можно производить и обычным фото­аппаратом, который целесообразно укрепить на полу вертолета (с учетом его конструктивных особенностей).

Перспективная аэрофотосъемка производится при наклонных по отношению к земной поверхности положениях оптической оси

1 Опыт применения аэрофотосъемки при осмотре мест дорожно-транспорт-ных и других видов происшествий камерой “АФА-БА/21С”, установленной на вертолете “МИ-2”, накоплен криминалистами и работниками ГАИ МВД Латвии. Подробные материалы по этому вопросу • опубликованы в “Сборнике МВД СССР” (1981. Вып. 20).

объектива. Она обладает некоторыми преимуществами перед пла­новой съемкой, так как позволяет более легко распознавать на­земные объекты. Это связано с тем, что перспективный аэрофото­снимок имеет более привычный вид и крупный масштаб на перед­нем плане.

Перспективная аэрофотосъемка места происшествия, как пра­вило, выполняется обычным фотоаппаратом, в том числе и мало­форматной камерой, хотя предпочтение следует отдать среднефор- • матным фотоаппаратам. Для этого вида съемки не обязательно зависать над местом происшествия — фотографирование можно выполнять в движении, при облете района места происшествия. При этом рекомендуется использовать короткие выдержки (не бо­лее 1/250 сек.), с тем чтобы устранить влияние значительной ви­брации вертолета. Выбор объективов зависит от предполагаемой высоты полета и условий съемки; целесообразно, чтобы в комплек­те фотоаппаратуры было несколько объективов — от широкоуголь­ного до телеобъектива, что позволит уже в ходе полета выбрать наиболее оптимальные варианты фотографирования.

Практика показывает, что перспективная съемка вполне может
производиться через окна вертолета, заранее очищенные от загряз­
нений. Более качественные снимки можно получить, если фотогра­
фировать через открытую дверь. Но для этого фотооператора необ­
ходимо пристегивать специальными ремнями, которые имеются в”
оснастке вертолета; их надо заранее приготовить. 1

Лица, которые будут выполнять аэрофотосъемку, должны пред­варительно побывать на подлежащей фотографированию местности и наметить наиболее заметные ориентиры: реку, мост через нее, отдельные здания, линии электропередач, железные и автомобиль­ные дороги и т. п. Это позволит во время полета быстро сориенти­роваться над местом происшествия, которое сверху выглядит ина­че, чем с нижних точек. Выбранные ориентиры целесообразно на­нести на полетную карту. Во время съемки между фотооператором и пилотом обязательно должна быть связь (радиопереговорное устройство) — с тем, чтобы в условиях сильного шума от моторов. можно было корректировать направление полета для запечатления нужных участков местности.

Практика показывает, что ^применение аэрофотосъемки наибо­лее эффективно для фиксации мест дорожно-транспортных проис­шествий. Хорошие результаты она дает и в случаях расследования преступлений с особо тяжкими последствиями. Например, при со­ставлении плана оперативно-следственных мероприятий по фактам однотипных преступлений, связанных с убийством или ^изнасило­ванием, которые были совершены в пределах известного района.,

большую помошь может оказать аэрофотопанорама территории места происшествия. Имеются примеры положительного использо­вания аэрофотосъемки при исследовании причин взрыва на пред­приятиях. .В этом случае плановые аэрофотоснимки места проис­шествия имеют большое значение для проведения технической экс^ пертизы. В целях выяснения всех обстоятельств авиационных ка­тастроф могут также использоваться данные, полученные в ходе аэрофотосъемки места падения самолета и его обломков.

Указанными примерами не ограничиваются возможные вариан­
ты эффективного использования аэрофотосъемки при осмотре мест
происшествий.

3.5, ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ

ОФОРМЛЕНИЕ ФОТОСЪЕМКИ

НА МЕСТЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

Значение фотографии как средства фиксации обстановки,
места происшествия, деталей, следов и иных вещественных-дойзу
зательств для качественного расследования преступлений трудно-
переоценить. Однако все это имеет значение лишь в том Случае^
если результаты фотографирования будут оформлены в соответст­
вии с требованиями уголовно-процессуального закона. Вез прои
цессуального закрепления фотоснимки не могут быть использованы1
следственными и судебными органами для уточнения или уёта-
новления доказательственных фактов. , . ; ,.",:;:

Сведения о применении при производстве того или иногр-еяед1-1 ственного действия технических средств фиксации, которые вно­сятся в протокол, перечислены в ст. 85 УПК Украины. В протоколе указываются: технические средства, условия и порядок их исполъ^ зования, объекты, к которым они были применены, и полученные результаты.

Как правило, к моменту окончания осмотра места происшест­вия и составления протокола готовые снимки получить невозмож­но. Поэтому процессуальное оформление фотографирования на ме­сте происшествия состоит из двух этапов:

— отображения факта фотографирования в протоколе осмотра места происшествия;

— оформления и удостоверения результатов фотосъемки.

3.5.1. СВЕДЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ПРОТОКОЛ ОСМОТРА

Помимо записи о произведенной фотосъемке в протокол осмотра вносятся следующие сведения:

— об использованных фотоаппаратуре и фотоматериалах;

— об условиях применения фотоаппаратуры;

— о порядке ее применения;

— об объектах фотографирования.

Сведения об использованных фотоаппаратуре и фотоматериа­лах включают в себя наименование модели (марку) фотоаппара­та, марку объектива, характеристику негативного материала, а также марку светофильтра. Причем желательно указать, при фик­сации каких именно объектов применялся светофильтр,— это по­зволит при необходимости более достоверно оценить передачу световых соотношений и контрастов сфотографированных объектов.

Обязательно указывается марка установленного на камере объ­ектива, причем для таких рапространенных объективов, как “Ин-дустар-50”, “Мир-1”, “Руссар” и т. п., этого достаточно: все остальные данные легко определяются. Если же применялся объ­ектив, технические характеристики которого неизвестны, целесооб­разно внести в протокол данные о его фактическом расстоянии. Эти данные имеют большое значение в тех случаях, когда возникает необходимость восстановить размеры предметов по их изображе­ниям на фотоснимке и провести фототехническую экспертизу.

В обозначении бытовых фотопленок содержится указание на их светочувствительность. В этом случае в протоколе осмотра мож­но ограничиться наименованием таких материалов — “Фото-64”, “Фото-250”, “ЦНД-32” и т. п. Если использовалась негативная ки­нопленка, то кроме наименования (“КН-3”, “НК-2”, “А-2” и т. д.) в протокол следует внести данные о ее светочувствительности, зна­чениях диафрагмы, выдержки и количестве отснятых кадров.

К условиям применения фотографирования в качестве сред­ства фиксации относятся освещение объектов съемки и состояние погоды. Характер освещения, время осмотра и состояние погоды (дождь, туман, снег и т. д.) обычно отражаются во вводной части протокола осмотра места происшествия. Обязательным является указание на использование при съемке искусственных источников света, создающих направленное освещение (электронная лампа-вспышка, “Свет-1000”, автомобильные фары и т. д.).

Если фотографирование переносится на более удобное — с уче­том состояния погоды или освещения — время суток, то в прото­коле осмотра должны быть изложены причины переноса фотосъем-

ки и перечислены объекты, подлежащие фотографированию в дру­гое время.

В сведениях о порядке использования фотоаппаратуры указы­ваются специальные способы и приемы, примененные при фотогра­фировании на месте происшествия (панорамная, измерительная, стереофотограмметрическая, цветная съемка, макросъемка и т. п.). Точки размещения фотоаппарата, выбранные для получения ори­ентирующих и обзорных снимков, отмечаются на схеме места про­исшествия. Если панорамная съемка производилась специальной аппаратурой, например фотоаппаратом “Горизонт”, это указыва­ется в протоколе.

При метрической съемке с глубинным масштабом в протокол осмотра вносятся данные о цене деления глубинного масштаба и о способе его размещения (с началом отсчета от камеры, произ­вольно) .

Если для запечатления обстановки места происшествия приме­нялась простейшая стереофотограмметрия, в протоколе необходи­мо зафиксировать размеры базиса съемки. В случае применения цветной фотографии нужно указать, использовался ли при этом эталон для контроля за правильностью цветопередачи (серая ней­тральная шкала, цветной эталон).

При макросъемке в протоколе целесообразно привести номер или длину удлинительного кольца, а также перечислить объекты, при фотографировании которых применялся этот способ.

Чтобы выполнить требование закона об указании объектов, в отношении которых применялись технические средства фиксации, в протоколе следует перечислить наименования объектов съемки. Если эти объекты обозначались цифровыми указателями, то нуж­но отметить, какой номер присвоен каждому объекту. Так как таб­лички цифровых указателей могут служить мерой масштабного -фотографирования обстановки места происшествия, то в протоко­ле надо записать их абсолютные размеры.

Внесение в протокол осмотра перечисленных сведений позво­ляет установить связь между информацией, зафиксированной на приложенных к этому процессуальному документу негативах и снимках, подтвердить подлинность и достоверность фотографий как источников информации об обстановке места происшествия, ее де­талях и обнаруженных следах. Чтобы эта связь была более оче­видной, можно рекомендовать также фиксацию в начале и в кон­це пленки, на которую производится фотографирование, специаль­ной таблицы с данными о дате осмотра, его участниках и адресе места происшествия. Таблицу можно легко изготовить на обычном листе белой бумаги, надписи выполнить от руки фломастером.

• Негативы произведенной в ходе осмотра места происшествия съемки, о которой сделана запись в протоколе, в обязательном по­рядке к нему прилагаются (ст. 85 УПК. Украины). Бывают случаи, когда по каким-либо причинам, в том числе из-за ошибок, допу­щенных при фотографировании или при обработке пленки, изго­товить снимки нельзя. В таких ситуациях лицо, производившее фо­тосъемку, составляет справку, в которой указывает причины не­возможности получения снимков (неисправность камеры, случай­ная засветка, неправильное проявление и т. п.). Такая справка составляется и по фактам, когда для печати непригодны отдель­ные негативы. Справка, заверенная следователем, приобщается к материалам уголовного дела.

3.5.2. ОФОРМЛЕНИЕ ФОТОТАБЛИЦ

Фотоснимки места происшествия должны, быть изготовле­ны в кратчайшие сроки —: не превышающие трех суток с момента окончания следственного действия. В случае совершения отдель­ных тяжких преступлений они изготавливаются немедленно после окончания осмотра.

Оптимальным форматом снимков общего вида места происше­ствия и нередко узловых является 13X18 см. Это не относится к фотоизображениям мелких предметов, сделанным методами мак­росъемки, а также таких объектов, как следы обуви, транспорта, поврежденное оконное стекло и т. п. Размеры таких снимков опре­деляются требованиями четкой передачи формы и признаков, ха­рактеризующих объекты. В этих случаях наиболее часто приме­няется формат 9X12. Его же удобно использовать и при изготов­лении снимков с кадров панорамной съемки.

Монтаж снимков в фототаблицу может выполнить сам следо­ватель. По запросу следователя специалист подготавливает нега­тивы и снимки и направляет ему с сопроводительным письмом, в котором указывает: количество отпечатанных снимков, их разме­ры, по какому делу и т. п.

Следователь оформляет получение снимков и негативов запи­сью в журнале регистрации фоторабот и расхода фотоматериалов.

Монтаж фотоснимков производится на бланках фототаблиц, приложенных к протоколу осмотра места происшествия, или на листах плотной бумаги. Недопустимо наклеивать снимки на блан­ки из тонкой писчей бумаги, так как при хранении они скручива­ются. Рекомендуется пользоваться специальным фотоклеем, но лучше всего для этих целей подходит резиновый клей: он не остав­ляет помарок и не деформирует фототаблицу.

Располагать снимки на фототаблице следует так, чтобы четко просматривалась связь между снимками общепланового характера и остальными, чтобы положение каждого узла, следа или детали

•обстановки на месте происшествия бпределялось с помощью ори­ентирующих, обзорных и узловых снимков.

Распространенным приемом является размещение снимков в той последовательности, в какой производился осмотр места про­исшествия и описаны обстановка, обнаруженные предметы и выяв-

,ленные следы. При этом придерживаются схемы фотографирова­ния при осмотре — от снимков общего вида (ориентирующих и

•обзорных) к узловым и детальным. Не рекомендуется на одном листе размещать снимки, относящиеся к различным участкам ме­ста происшествия или к различным узлам осмотра.

На месте происшествия может быть несколько узлов осмотра. В этом случае фотоснимки целесообразно сгруппировать по каж­дому узлу отдельно. Например, в одну группу следует объединить все фотоснимки, на которых фиксируются повреждения на автомо-

•биле, сбившем человека, в другую— снимки, показывающие пов­реждения, причиненные потерпевшему, и т. п. В число фотогра­фий, объединенных отношением к одному узлу осмотра, желатель­но включить снимок, показывающий положение узла на месте про­исшествия.

Фотоснимки целесообразно объединять в группы и в том слу­чае, если содержащаяся в них информация относится к локаль­ным участками места осмотра, например к разным помещениям внутри одного здания. Размещение снимков внутри группы произ­водится от более общих планов к частным.

Большую наглядность имеют фототаблицы, состоящие из ком­плексных узловых таблиц. Последние представляют собой разме­щенные на одном листе фотоснимки, относящиеся к отдельному '•узлу обстановки места происшествия. В центре помещается узло­вой фотоснимок, а вокруг него — детальные снимки со стрелками-указателями, показывающие расположение следов, отдельных предметов на центральном фотоснимке.

В криминалистической литературе предложен и такой способ, как размещение снимков в протоколе осмотра по ходу изложения

•его текста (в тексте оставляют промежутки, куда будут наклеены фотоизображения объектов, о фиксации которых упоминается в описании).'Фотоснимки в этих случаях должны быть изготовлены к моменту составления протокола. Более приемлемым представ­ляется другой вариант: уже имея фотоснимки, изготавливают ко-ошю протокола осмотра места происшествия, в которую и наклеи­вают фотографии. Следователь заверяет эту копию.

В литературе описан также способ комплексного оформ-ления фототаблицы и схемы к протоколу осмотра места происшествия: схема и фотографии помещаются на одном большом, плотном ли­сте бумаги (например, формата А1 или А2). Перед монтажем этот лист размечают пунктирными линиями на прямоугольники раз­мером со стандартный канцелярский лист (формат А4-21ХЗО см). Такая разметка нужна для того, чтобы лист можно было сложить для подшивки в дело. В средней части листа вычерчивают мас­штабную схему места происшествия. Вокруг схемы наклеивают обзорные снимки, располагая их рядом с условными обозначения­ми на схеме тех объектов, которые на этих снимках запечатлены. На схеме тушью обозначают точки съемок и их направления — соответствующим образом пронумеровав точки съемки и снимки. Рядом с обзорными размещают узловые, детальные фотоснимки и размечают их стрелками, которые указывают расположение на уз­ловых и обзорных фотографиях предметов, зафиксированных на детальных снимках. Если не хватает места для монтажа всех фо­тографий, то узловые и детальные снимки можно поместить (по-изложенной методике) на отдельных листах формата А4 или АЗ. При наличии хороших ориентирующих фотоснимков, на которых запечатлены все узлы места происшествия (съемка произведена с верхней точки), их можно наклеить вместо схемы — в центре листа.

Если предполагается, что изготовленная таким образом ком­плексная фототаблица будет использоваться часто, то лист реко­мендуется разрезать по линиям сгиба и склеить с помощью поло­сок из прочного материала на тканевой основе (коленкора, лейко­пластыря и т. п.).

Фототаблицы должны иметь заголовки, в которых указывается^ приложением к протоколу осмотра какого места происшествия являются снимки и дата осмотра. Если фототаблица состоит из нескольких бланков, то общий заголовок печатается на каждом из. них.

Фотоснимки, прилагаемые к протоколу осмотра, снабжаются пояснительным текстом. Его следует тщательно подготовить, так. как такой текст является связующим элементом между содержа­нием протокола и информацией, зафиксированной фотоснимками. Пояснительный текст должен раскрыть суть изображенного на снимке, помочь проследить связь между фотоснимками общего плана и узлами, деталями осматриваемого места происшествия, между снимками, отображающими один и тот же объект, но с разных направлений съемки. Текст должен быть, составлен так,, чтобы из него можно было понять, на что следует обратить вни-

мание при изучении снимка, уяснить задачу, которая достигалась фотографированием данного объекта. В пояснительном тексте-недопустимо излагать какие-либо суждения относительно отобра­женного на снимке, давать правовые оценки.

Под снимком указываются наименования объектов съемки, их

местонахождение.

Отдельные предметы, следы и вещественные доказательства, по­ложение малозаметных и плохо различимых объектов могут, как мы уже упоминали, отмечаться цифровыми указателями, стрелка-­ми и т. п. В тексте, помещенном под снимками, эти обозначения расшифровываются при фотографировании. Если не использова­лись номерные указатели, а изображения отдельных объектов не­обходимо выделить среди других, производится разметка на сним­ке: эти изображения отмечают стрелками, которые нумеруют. Рас шифровка дается под снимками.

Целесообразно, чтобы пояснительный текст составлял следова­тель, производивший осмотр. Это позволит избежать ошибок и

неточностей.

Тексты в фототаблице должны быть отпечатаны на пишущей

машинке.

Все фотоснимки в таблице заверяются печатью следственного” подразделения или органа дознания, сотрудник которого произво­дил осмотр, или — если таблица подготовлена специалистом, уча­ствовавшим в осмотре — печатью криминалистического подраз­деления. Фототаблицу подписывают следователь и специалист, уча­ствовавший в осмотре и производивший фотографирование обста­новки места происшествия (независимо от того, кто осуществлял монтаж).

Прилагаемые к протоколу негативы помещают в конверт. Плен­ку либо складывают, либо разрезают по межкадровым промежут­кам. Разрезать пленку нужно таким образом, чтобы конечные кад­ры на отрезках были дублирующими или позволяли установить-связь между кадрами, например по изображениям одного и того, же предмета. Упаковку, в которую помещаются негативы, заклеи­вают и опечатывают; делаются соответствующие пояснительные надписи; проставляются подписи следователя и специалиста, про­изводившего фотографирование. Конверт подшивается в уголовное дело непосредственно за фототаблицей или подклеивается к обо-•ротной стороне последнего листа бланка таблицы.

Представляется целесообразным присоединять к фототаблице-(в отдельном конверте) контрольные отпечатки, изготовленные контактным способом со всех негативов произведенной на месте происшествия съемки.

4

1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   45


написать администратору сайта