ОМП Разумов, Молибога. Молибога Н. П. Осмотр места происшествия
Скачать 9.69 Mb.
|
Рис. 17. Конструкция штативного столика, используемого при проведении метрической стереосъемки Техника получения стереопары фотоснимков сводится к последовательному фотографированию обстановки места происшествия с противоположных концов специального горизонтального штативного столика (базисной планки). Штативный столик (см. рис. 17) состоит из ровной, гладкой лланки длиной 1100 мм (1), к которой прикрепляется полоса (2) из дюралюминиевого сплава или прочной пластмассы. В центре лланки врезается гайка (3) для крепления штатива. Из листа дюралюминиевого сплава выгибается фигурная деталь (4), к полочке которой с помощью штативного винта (5) крепится фотоаппарат. Эта деталь должна свободно перемещаться вдоль полосы, однако необходимо, чтобы зазоры между ними не допускали изменения положения оптической оси объектива фотоаппарата при съемке с разных концов штативного столика. Для удобства фиксации подвижной системы на полосе (2) делают небольшие про-лилы (6), в которых с помощью сквозной шпильки (7) может ук- репляться все устройство в крайних и промежуточных положениях. При съемке объектов, расположенных 'близко к фотоаппарату (например, в тесном помещении), целесообразно применять широкоугольные объективы — это позволяет охватить стереосъемкой: большой участок места происшествия и существенно повысить точность ^определения размеров предметов. Общим правилом должно быть использование наибольшего базиса, особенно при съемке удаленных предметов. К обязательным условиям, которые должны соблюдаться, когда применяют метод метрической стереосъемки обстановки места происшествия, относятся: — точность установки фотоаппарата по избранному при съемке базису или точное определение последнего; — обеспечение параллельности оптической оси объектива при: размещении фотоаппарата на левом и правом концах базиса; — горизонтальное положение камеры. Определение линейных параметров предметов на стереопаре производится на основании зависимости, которая существует между действительными размерами предмета и размерами его изображения на снимке, фокусным расстоянием объектива, удалением фотографируемого объекта от точки съемки и базисом съемки. Методика проведения измерений по стереопаре и выполнение расчетов описаны в специальной литературе '. Фотографирование по правилам метрической стереосъемки наиболее целесообразно применять на местах обнаружения трупа,, краж с большим количеством предметов и деталей обстановки, а также на местах дорожно-транспортных происшествий. В целях повышения качества фиксации обстановки целесообразно в комплект автомашины для выезда на место происшествия (ПКЛ) включать штативный столик с максимальным базисом Ю'ОО мм,, а в комплект следственного (экспертного) чемодана — его портативный вариант с базисом 400—500 мм. 3.3.4. МАСШТАБНАЯ СЪЕМКА Целям восстановления размеров предмета по его снимку служит масштабное фотографирование, являющееся простым и наиболее распространенным приемом измерительной съемки на ме- 1 Сырков С. М., Юрков И. С. Рекомендации по использованию простейшей стереофотограмметрии // Экспертная практика. М., 1978. Вып. 11. Ст. 70—74. сте происшествия. В отличие от съемки с глубинным масштабом оно не дает возможности восстановить пространственное размещение предметов на месте происшествия, а позволяет определить только длину и ширину плоскости отдельного предмета, параллельного плоскости пленки фотоаппарата. Поэтому на практике этот прием наиболее результативно используется для фиксации плоскости объектов (например, поверхностных следов обуви), следов с незначительным по высоте рельефом или предметов с небольшой протяженностью в глубину. Возможность устанавливать по снимкам фактические размеры предметов или их отдельных частей и признаков обеспечивается фотографированием объекта с масштабом. В качестве последнего используются специальная масштабная линейка, мягкий текстильный метр, рулетка, металлическая линейка и т. п. Масштабная фотосъемка выполняется с соблюдением ряда правил: — поверхность масштаба располагается в одной плоскости с поверхностью снимаемого предмета или следа; — поверхность предмета должна быть параллельна фокальной плоскости фотокамеры;' — середина фотографируемого объекта должна находиться в центре кадра. Размещение масштаба ниже или выше плоскости объекта приведет к ошибке в восстановлении размеров объекта в сторону увеличения либо уменьшения по сравнению с действительными параметрами. Так как это расхождение тем значительнее, чем больше разница в положении поверхностей объекта и масштаба, то последний необходимо располагать как можно ближе к фотографируемой плоскости. Иногда это условие выполнить невозможно, и масштаб приходится размещать на самом предмете. В этом случае необходимо применять масштабные линейки минимальной толщины, а также следить за тем, чтобы масштаб не закрывал особенностей и существенных деталей объекта. Есл.и и это условие нельзя выполнить, то такой объект фотографируют дважды — с масштабом и без него. Фотосъемка предмета, у которого отдельные детали и признаки располагаются на разных уровнях, производится с несколькими масштабами, размещаемыми на каждом из этих уровней. Для фотографирования на месте происшествия целесообразно иметь комплект из нескольких масштабных линеек, различающихся длиной и окраской, ценой деления, конструкцией. Для масштабной съемки крупных объектов, таких как окна, двери, .дорожка следов обуви и другие, удобно использовать мас- .штабную линейку длиной не менее 20 см с ценой деления 2—5 см и с соответствующей разметкой чередующихся черных и белых промежутков. Если есть возможность, то целесообразно применять линейку .или другой масштаб — который равен длине запечатлеваемого объекта или больше ее, так как в этом случае можно не соблюдать правило о параллельности плоскостей предмета и пленки фотоаппарата. При фотографировании таких мелких объектов, как следы рук, взлома, обуви и т. п., применяется масштабная линейка с ценой деления не более 1 мм. В комплекте целесообразно иметь масштабные линейки с черным фоном и белыми делениями и с белым фоном, но с разметкой, нанесенной черным красителем. Выбор цвета линейки зависит от условий съемки и должен соответствовать фону фотографируемого объекта. В ряде случаев полезной может оказаться масштабная линейка на прозрачной основе. Удобно также иметь линейки разового пользования для фотографирования повреждений на трупе. Во всех случаях самодельного изготовления линеек необходимо производить их разметку по типу шахматного поля с чередованием черных и светлых прямоугольников, размеры которых (в зависимости от типа линейки) должны быть кратны цене деления. В связи с тем, что при масштабной съемке объектов, расположенных на вертикальной или наклонной поверхности, нередко возникает проблема крепления линейки, рекомендуется заранее ее подготовить для съемки в данных условиях. С этой целью на оборотную сторону масштабной линейки наклеивают полоску медицинского лейкопластыря или аналогичного клейкого материала, надежно удерживающего линейку на вертикальной поверхности. Можно наклеить на линейку и полоску магнитной резины для удержания ее на металлических поверхностях, что особенно удобно при фотографировании транспортных средств по делам о до-рожно-транспортных происшествиях. Во время масштабной съемки нужно соблюдать условия, при которых цена деления масштабной линейки не должна превышать размер детали или особенности фиксируемого объекта. Недопустимо для фотографирования предметов, признаки которых имеют небольшие размеры, применять, например, мягкий метр. Он может использоваться при съемке достаточно крупных предметов, например дверцы сейфа, одежды и т. п., а также при фотографировании предмета сферической формы. При этом мягкий метр укладывается на всю его поверхность. Действительные размеры предметов вычисляют по увеличенному масштабному снимку (реко- мендуется пятикратное увеличение). Вычисление производится на основе найденного коэффициента изменения линейных величин, который определяется как отношение фактического размера масштаба к величине его фотографического изображения. Для получения действительных размеров предмета измеренные размеры его изображения на фотоснимке необходимо умножить на коэффициент изменения. Упростить процесс определения размеров предметов можно, если воспользоваться циркулем-измерителем и с его помощью переносить параметры предметов на изображение масштаба или вырезать в фотографическом снимке изображение масштабной линейки и использовать ее для определения всех размеров на этом же снимке. 3.4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ФОТОСЪЕМКИ НА МЕСТЕ ПРОИСШЕСТВИЯ Фиксация обстановки и отдельных элементов места происшествия нередко требует использования специальных методов фотографирования, повышающих информационную емкость фотоснимков. Некоторые из таких методов нами уже рассмотрены (метрическая фотосъемка, стереофотограмметрия); к числу других приемов относятся макросъемка, панорамное фотографирование, аэрофотосъемка и др. 3,4.1. МАКРОСЪЕМКА Объектами фиксации на месте происшествия нередко выступают небольшие предметы и следы, а также отдельные мелкие детали и особенности крупных предметов (например, след скольжения отвертки на дверце сейфа, след пальца руки и т. д.). Фотографирование таких объектов обычным способом не дает требуемых результатов по фиксации их структуры, рельефа, мелких особенностей. Фотографирование малоформатными камерами с предельно близких дистанций позволяет получить изображение предмета, уменьшенное по сравнению с оригиналом в 10—11 раз. Например, масштаб съемки фотоаппаратом “Зенит” с объективом “Индустар-50” с минимально допустимого расстояния в 0,65 м составляет 1 : 11,4. При таком масштабе увеличения за счет недостаточной разрешающей способности объектива и фотоматериала не будет обеспечена достаточно четкая передача формы мелких Таблица 4 , объектов и их внешнего строения, произойдет искажение и даже утрата мелких признаков и особенностей. Попытки исправить. малый масштаб съемки чрезмерным увеличением при проекционной печати в таких случаях несостоятельны и не дают положительного результата из-за значительного ухудшения резкости изображения. Чтобы снимок точно и подробно передавал все мелкие признаки объекта, в подобных случаях нужно увеличить масштаб-съемки. Фотографирование объектов с масштабом (на фотопленке) в пределах от 1 : 10 до 5 : 1 (в некоторых источниках указа^ но — до 20 : 1) относят к макросъемке. Макросъемка осуществляется с помощью специальных устройств — некоторых видов современных объективов, в том числе макрообъективов, с использованием положительных насадочных линз, присоединяемых к объективу, или удлинительных колец, которые располагаются между объективом и корпусом фотоаппарата, а также с помощью специальной макроприставки. Независимо от способа макросъемки необходимо учитывать ряд общих особенностей, характерных для фотографирования в указанном масштабе. Одна из главных особенностей макросъемки заключается в том, что для получения изображений в крупном масштабе съемку необходимо вести с небольших расстояний (иногда порядка нескольких сантиметров) от объектива. При этом соответственно-уменьшается площадь, которая может быть зафиксирована кадром фотоаппарата. На месте происшествия макросъемка чаще: всего выполняется камерами с размерами кадра 24X36 мм. Охват пространства этим форматом кадра в зависимости от масштаба^ изображения приведен в табл. 4. Зная размер подлежащего фиксации предмета, эти данные можно использовать для выбора наиболее оптимального масштаба изображения. Вторая особенность макросъемки — уменьшение глубины резко изображаемого пространства, которая тем меньше, чем больше относительное отверстие объектива и чем крупнее масштаб изображения. Это обстоятельство необходимо учитывать прежде всего при макросъемке объемных предметов, когда требуется получить резкое изображение на всю их глубину. Из-за уменьшения глубины резко изображаемого пространства возрастают требования к точности фокусировки и выбору диафрагменного числа. Выбор оптимальной диафрагмы зависит от высоты объекта съемки. При фотографировании, например, следов рук совсем не обязательно закрывать отверстие объектива, так как для плоских объектов глубина резко изображаемого пространства не имеет значения. Кроме того, при открытой диафрагме достигается, Определение размеров площади, охватываемой форматом кадра, в зависимости от масштаба съемки
максимальная яркость изображения и повышается точность наводки на резкость. При фотографировании объемных предметов, таких как следы взлома, следы рук на сложной поверхности, для повышения глубины резкости необходимо диафрагмировать объектив, но до определенных значений, которые различаются в зависимости от типа объектива. Установлено, что при закрытии диафрагмы объектива с фокусным расстоянием 50—60 мм четкость изображения не ухудшается до значений 5,6—8. Диафрагма 22 хоть и дает большую глубину резко изображаемого пространства, но резкость изображения ухудшается за счет явления дифракции, которая сказывается тем сильнее, чем меньше диафрагма. При фотографировании мелких предметов может быть достигнуто такое положение, при котором дальнейшее увеличение глубины резкости будет бесполезным, так как вследствие дифракции изображение в целом ухудшится. Поэтому при макросъемке следует избегать использования максимальных цифровых значений диафрагмы. Объектив с указанным фокусным расстоянием рекомендуется закрывать до диафрагменного значения 8, максимум 11. Если используется объектив с фокусным расстоянием 90—135 мм, то допускается применять диафрагму 16—22. При макросъемке достаточно толстого предмета глубины резкости может не хватить для четкой передачи этого объекта, да- -же если будет установлена диафрагма, соответствующая самому концу шкалы. В этом случае необходимо уменьшить масштаб изображения и увеличить расстояние до объекта съемки до тех значений, при которых будет достигаться требуемая глубина резкости при оптимальной диафрагме (8—16). Кроме этого в таких случаях необходимо обеспечивать точную наводку на резкость. Для того, чтобы получить наилучший в отношении резкости результат, нужно фокусировать объектив на участок, находящийся на расстоянии около 1/3 толщины (высоты) снимаемого объекта (отсчет ведется от передней плоскости резко изображаемого пространства). Это связано с тем, что для нормальных объективов глубина резкости изображаемого пространства больше простирается назад от главной плоскости фокусировки, чем вперед от нее (это 'Правило соблюдается до масштаба увеличения не более 1 : 1). Принято считать, что глубина резкости у короткофокусных объективов больше, чем у длиннофокусных. Однако это не так. Для одинаковых значений диафрагмы при фотографировании одного предмета объективами с различным фокусным расстоянием в одном масштабе глубина резкости одинакова. Поэтому на увеличение глубины резкости выбор объектива не влияет. Применять при макросъемке объективы с большим фокусным расстоянием целесообразно лишь в тех случаях, когда затруднена съемка мелких объектов в труднодоступных местах с близкого расстояния, так как с увеличением фокусного расстояния объектива возрастает расстояние от снимаемого объекта до плоскости пленки, при сохранении масштаба увеличения. Осуществляя наводку на резкость, следует иметь в виду, что изменение расстояния от объекта до объектива влияет на резкость изображения сильнее, чем изменение расстояния от объектива до фотоматериала. Поэтому при макросъемке рекомендуется фокусировать изображение, перемещая съемочный аппарат относительно объекта (или наоборот), при неизменном расстоянии от объектива до фотоматериала. Третья особенность макросъемки заключается в том, что при ее осуществлении значительно уменьшается освещенность изображения фотографируемого дредмета. Вызвано это тем, что изображение получается не в главной фокальной плоскости, а в плоскости, находя'щейся от задней главной плоскости объектива на сопряженном фокусном расстоянии. Поскольку, по законам оптики, освещенность уменьшается пропорционально квадрату расстоя- нпя, то и выдержка должна быть увеличена по сравнению с обычной в соответствующее число раз, в зависимости от масштаба изображения. Следует иметь в виду, что при этом значительно уве-личивается неравномерность освещенности по полю кадра. Для более точных расчетов изменения выдержки используется формула Г=(р+1)2^, где I — время выдержки при обычной съемке; Т — -время выдержки при макросъемке; р — линейное увеличение. Для определения коэффициента поправки выдержки удобно пользоваться таблицей. Если фотокамера оборудована экспонометром, действующим через съемочный объектив, то во многих случаях можно -прямо считывать комбинации диафрагм и выдержек. При отсутствии такой возможности экспозиция определяется обычным экспонометром, а затем вносится поправка с использованием табл. 5, 6. Освещение объекта макро-съемки на месте происшествия в целом может быть как естественным, так и искусственным. Естественное освещение в большинстве случаев наиболее благоприятно для крупномасштабной съемки. Верхнее одностороннее освещение от естественного источника света оказывается достаточным для выявления на снимке формы и особенностей плоского или имеющего четко выраженный рельеф объекта. Если нужно выявить Таблица 5 Увеличение выдержки против нормальной при изменении масштаба съемки
Определение коэффициента увеличения выдержки при использовании удлинительных колец
структуру поверхности, то используют так называемое скользящее (косое) освещение, когда угол падения света к оптической оси объектива составляет 70—85°. При таком освещении возникающие от выступающих частей длинные тени со стороны, противоположной источнику света, могут перекрывать или маскировать отдельные 1мелкие детали объекта. Для их устранения применяется подсветка с помощью отражательного экрана (зеркала) или источника искусственного света (рис. 18). Создаваемая им освещенность должна быть в 1,5—2,5 раза ниже, чем от основного потока света. Нужное освещение макрообъекта в помещении, а также в ночное время создается любыми легочниками света, имеющимися на месте происшествия,— как специальными осветителями, так и подручными бытовыми осветительными приборами. Наиболее целесообразно использовать два источника искусственного света, которые позволяют получить как верхнее (лобовое) освещение, так и боковое или скользящее освещение (рис. 19, а). Выделение деталей достигается удалением осветителей на различные расстояния от объекта или с применением источников различной мощности. Освещение предмета одним источником света в большинстве случаев требует обязательной подсветки с помощью отражательного экрана или зеркала — для выравнивания освещенности в тенях (рис. 19, б). Как уже отмечалось, особенностью макросъемки является необходимость увеличивать выдержки и уменьшать относительное отверстие объектива, что затрудняет и без того сложные условия съемки. Поэтому интенсивность освещения в макросъемке имеет .достаточно большое значение. Например, если расстояние между лампой и объектом увеличить в два раза, то на объект попадает только 1/4 часть первоначального света. Поэтому при использовании источников искусственного света рекомендуется для создания требуемой интенсивности освещенности приближать их к объекту съемки на минимально возможное расстояние. Это позволит получить необходимое диафрагмирование и уменьшение выдержки, что .имеет большое значение для достижения качественных результатов. Хорошая освещенность дает также возмоность отказаться от использования штатива — вполне удовлетворительные снимки могут быть получены при съемке с руки. |