ОМП Разумов, Молибога. Молибога Н. П. Осмотр места происшествия
Скачать 9.69 Mb.
|
|
| | к | | к | м | 6а |
| | | | я | | я •с' |
| | г о | | 4 <5 | и у | О.К |
| | | | с. | ,_ | в" |
| | га | | п | | о |
| | о. | | | л К | 03 _ |
с с и | Наименование | Фокусное ние, мм | Светосила | Угол поля градус | Разрешают; в центре, л | Кратчайшее стояние на: резкость, л- |
1. Объективы для зеркальных камер типа “Зенит”
“Мкр-20М” | 20 | 3,5 | 96 | 50 | 0,18 |
“Мир-10А” | , 28 | 3,5 | 75 | 42 | 0,2 |
“Мир-24> | 35 | 2 | 66 | 40 | 0,3 |
“Мир-1” | 37 | 2,8 | 60 | 50 | 0,7 |
“Зенитар-М” | 50 | 1,7 | 45 | 48 | 0,4 |
“Индустар-61 Л/3” | 52 | 2,8 | 46 | 42 | 0,3 |
“Юпитер-9” | 85 | 2 | 29 | 33 | 0,8 |
“Вега-13М” | 100 | 2,8 | 24,5 | 47 | 1,0 |
“Юштер-37-А” | 135 | 3,5 | 18 | 45 | 1,2 |
“Таир-ПА” | 135 | 2,8 | 18 | 44 | 1,2 |
“Юпитер-21А” | 200 | 4 | 12 | 36 | 1,7 |
2. Объективы для дальномерных камер типа “ФЭД”, “Зоркий” | |||||
“Руссар (МР-2)” | 20 | 5,6 | 95 | 38 | 0,5 |
“Орион- 15” | 28 | 6 | 75 | 50 | 1 |
“Юпитер -12” | 35,7 | 2,8 | 62,5 | 41 | 1 |
“Индустар-61 Л/Д” | 52 | 2,8 | 46 | 42 | 0,3 |
“Юпитер-9” | 85 | 2 | 28,8 | 33 | 1,15 |
“Юпитер -1 1” | 133 | 4 | 18,5 | 43 | 2,5 |
тов съемки рекомендуется использовать дополнительные источники света.
При фиксации общего вида осматриваемых помещений желательно использовать также панорамный фотоаппарат “Горизонт” с углом охвата объекта при съемке по горизонтали в 120 градусов. Он обеспечивает возможность отобразить одним кадром большую часть фотографируемого помещения, причем, чтобы получить доброкачественные негативы, надо пользоваться высокочувствительными пленками.
Если есть возможность, освещение помещения усиливается за счет имеющихся в нем осветительных приборов (настольных ламп, различных светильников и т. п.) — с учетом того, что наилучшим для фотографирования панорамным фотоаппаратом является рас-
сеянное освещение. Значительно реже при фотосъемке на месте-происшествия применяются объективы с большим фокусным расстоянием. Их удобно использовать для детальной съемки объектов,, следов, находящихся в углублениях, в местах, к которым невозможно приблизиться на расстояние, требующееся для фиксации предметов в крупном масштабе. Телеобъективы применяют при съемке на местности — для запечатления участков, имеющих различные уровни по высоте. Они незаменимы при фиксации объектов, расположенных в труднодоступных местах, например при, фотографировании концов обрезанных электрических проводов, внешнего вида балконов на верхних этажах, следов обгорания по делам о пожарах.
3.2.4. ОСВЕЩЕНИЕ ПРИ ФОТОГРАФИРОВАНИИ НА МЕСТНОСТИ
При фотографировании осматриваемых участков местности в светлое время суток благоприятным является рассеянное освещение— в пасмурную погоду — или направленно-рассеянное — когда солнце прикрыто прозрачными облаками.
Более всего такое освещение подходит для запечатления общего вида места происшествия в лесу, парке, на узких улицах, в проходах между постройками и т. п. Оно не образует теней, которые могут скрывать отдельные важные детали места происшествия или затруднять их изучение на снимке. Вместе с тем следует учитывать, что для производства детальной и узловой съемки освещенность предметов, находящихся, например, под деревьями, при рассеянном св'ете может оказаться недостаточной. К тому же оно-может быть неравномерным. В таких случаях притененные участки нужно подсветить. С этой целью наиболее удобно использовать электронную импульсную лампу-вспышку (применение которой на практике по непонятным причинам ограничивается лишь съемкой в помещении или в темное время суток). Ее же можно применять для узловой и детальной съемки объектов с сильным контровым освещением, когда источник света находится за ними, а иная точка съемки почему-либо невозможна.
При использовании лампы-вспышки необходимо обеспечить согласование освещенности, создаваемой ее световым потоком, с естественным освещением участков фотографируемых предметов, т. е. выбирать такую экспозицию, такие значения выдержки и диафрагмы, при которых обеспечивается нормальная плотность экспонирования как подсвеченных лампой-вспышкой затемненных уча-
стков, так и остальных предметов, имеющих высокую естественную освещенность. Решение этой задачи облегчается, если пользоваться фотокамерой, позволяющей производить съемку с импульсной лампой на малых выдержках (1/60 сек., 1/1125 сек.).
Для подсветки затемненных участков можно пользоваться также отражательными экранами, в качестве которых обычно берут различные све'тлые предметы: листы белой бумаги, простыни, предметы со светлой окраской. Если подсветка этими способами невозможна, экспозицию для фиксации отдельных или нескольких предметов определяют по их теневым частям. Для этих целей удобно пользоваться узконаправленными экспонометрами типа “Свердловск”.
Боковое и верхнее передне-боковое солнечное освещение тоже является достаточно благоприятным для получения качественных фотоснимков, так как позволяет выявить фактуру материала и границы объемных предметов. Такое освещение не затрудняет фиксацию положения зданий, построек и других подобных объектов относительно "окружающей территории. Оно не ухудшает результаты фотографирования, если объектами съемки являются участки открытой местности, на которых просматриваемые с точки съемки следы и вещественные доказательства не закрыты тенями от окружающих предметов.
Прямое солнечное освещение, которого не всегда возможно избежать при съемке места происшествия, создает глубокие контрастные тени. Эти тени могут перекрывать следы и вещественные доказательства, важные детали обстановки. На снимках общего вида при этом определить положение следов и других предметов,, окраска которых совпадает с, окружающим фоном, нелегко, а иногда — из-за неточного подбора экспозиции — и невозможно. В этих случаях также можно пользоваться дополнительной подсветкой импульсной лампой-вспышкой (для фотоаппаратов, работающих с лампой-вспышкой на выдержках не более 1/125 сек., и пленок, имеющих чувствительность не более 64 ед. ГОСТ). Кроме того, местоположение следов и предметов, находящихся на теневых участках места происшествия, нужно отметить фишками из набора цифр 'со светлой окраской, полосками белой бумаги, ткани и т. п. Если основные следы и вещественные доказательства расположены на теневом участке местности, то, чтобы получить снимки с хорошо различимыми деталями, определять экспозицию лучше по теневому участку. Если следы и вещественные доказательства расположены как на освещенной части места происшествия, так и на затененном участке, а экспозиция, позволяющая получить снимок с проработкой деталей на свету и в тени, из-за значительного интервала яркости освещенных и теневых объектов исключается, необходимо произвести фотосъемку дважды. Один раз — с экспозицией, определенной по теневым, второй раз — по освещенным участкам.
Если фотографирование места происшествия производилось на местности при ярком солнечном свете, с фиксацией предметов, имеющих большие интервалы яркостей, то в процессе обработки фотопленки следует подбирать выравнивающие типы проявляющих растворов, позволяющих максимально реализовать фотографическую широту фотоматериала. Аналогично подбираются проявители и фотобумага при позитивной печати с негативов.
Для съемки участка, освещенного направленным солнечным светом, надо по возможности выбирать такую точку, чтобы на фиксируемый объект не отбрасывалась тень фотооператора.
Не рекомендуется производить фотосъемку против солнца, так как изображение при этом получается вялым, крупнозернистым, без проработки деталей. Если другую точку съемки выбрать нельзя, следует расположить фотоаппарат так, чтобы на него падала тень от дерева, дома, опоры линии электропередачи и т. п., или искусственно создать тень каким-либо предметом. Опытные фотографы при этом в одной руке удерживают фотоаппарат, а другой создают тень.
Направленный солнечный свет может сформировать на объекте съемки чередование света и тени, которое наблюдается, если предмет находится в тени ветвей деревьев, штакетного или сетевого забора, изгороди и т. п. При таком освещении форма, особенности внешнего строения и детали объекта съемки на фотоснимках 'плохо различимы, а иногда и не видны. Поэтому при производстве детальной и узловой съемок подобных объектов необходимо устранить световые пятна — отвести в сторону ветви дерева, кустарника, планки забора.
Если сделать это невозможно, нужно прикрыть снимаемый объект от прямых солнечных лучей непрозрачным экраном (куском картона, ткани, фанеры) или смягчить направленный свет экраном из прозрачной ткани.
При фотографировании зданий, магазинов, имеющих большую площадь застекления, надо выбирать такие точки съемки, чтобы в кадр -видоискателя не попадали яркие солнечные блики, или использовать поляризационные фильтры а также следить за тем, чтобы не фиксировалось отраженное изображение фотооператора.
При -выполнении детальной фотосъемки на открытой местности к дополнительному освещению прибегают в тех случаях, когда необходимо зафиксировать объемные следы, а естественное
-освещение не позволяет выявить рельеф поверхности объекта. При фиксации следов обуви, транспорта, и особенно следов на снегу, целесообразно применять косоладающие лучи дополнительного освещения.
3.2.5. ФОТОСЪЕМКА В НОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Фотографирование общего вида места происшествия на ^больших участках .территории в ночное время является сложным и трудоемким" процессом. Импульсная лампа в этих условиях не поможет: одной вспышкой обеспечивается удовлетворительное освещение лишь небольших построек, например газетных киосков, индивидуальных гаражей, частей зданий, небольших транспортных средств, трупов и повреждений на них, отдельных предметов, следов и т. п. (причем целесообразно использовать мощные импульсные лампы типа “Луч-70” с энергией одной вспышки не менее 100 джоулей). Для фотографирования же больших участков местности этого света недостаточно, и нужно обеспечивать дополнительное освещение или производить съемку с длительными выдержками. Прежде чем рассмотреть методику такой съемки, следует отметить, что в некоторых случаях целесообразно отложить •фотографирование до светлого .времени суток, когда оно будет выполнено с меньшими усилиями, чем ночью, и даст более надежные результаты. Очевидно) что это можно делать только при том условии, что размещение деталей обстановки места происшествия относительно окружающей территории, построек, зданий, рельефа местности не претерпевает изменений и остается в прежнем состоянии после осмотра. Так, важное для выяснения обстоятельств совершения преступления размещение магазина, из которого похищены ценности, относительно окружающей местности и построек остается постоянным. В этом случае фотографирование может быть без ущерба для полноты фиксации произведено в более удобное светлое время (что не исключает осуществления ночью всего необходимого и возможного объема съемки с помощью лампы-вспышки). Факт переноса фотографирования должен быть отмечен в протоколе осмотра. Желательно, чтобы между снимками, сделанными в ночное и светлое время суток, просматривалась связь.
На практике, однако, нередко возникают ситуации, при которых перенос фотосъемки невозможен, так как размещение деталей и месторасположение предметов в ходе осмотра не могут быть сохранены в неизменном виде. Между тем взаимное расположение
предметов, следов, состояние предметов, их связь с окружающей местностью, как правило, имеют столь существенное значение, что отсутствие таких снимков значительно затрудняет уяснение обстоятельств расследуемого события. Наиболее часто это имеет место при расследовании дорожно-транспортных происшествий, когда важно зафиксировать'' не только позу трупа, но и его положение относительно транспортных средств, разметки и краев дороги и т. п. Фотографирование общего вида таких мест происшествий в условиях неблагоприятного освещения является обязательным.
Одним из непременных условий получения качественных фотоснимков в ночное время является использование длительных выдержек, которые могут составлять от 1 секунды до 3—5 мину г.. Поэтому комплект фотоаппаратуры должен быть дополнен приспособлениями для съемки на больших выдержках. Это может быть фотоштатив для устойчивой установки фотоаппарата на поверхности, штатив-струбцина для крепления фотокамеры на дереве, автомобиле и другом неподвижном предмете. Нужно иметь спусковой тросик, позволяющий свести к минимуму сотрясение фотоаппарата при спуске затвора. Если выдержка при съемке не превышает секунды, можно пользоваться нагрудным штативом или простым самодельным веревочным штативом-заменителем. Последний представляет собой петлю из прочного шнура, прикрепляемого к фотоаппарату. Для придания ему устойчивости надо наступить на петлю и, поднимая фотоаппарат до уровня глаз, натянуть шнур.
Вместе с тем надо уметь выполнить качественную фотосъемку и тогда, когда штатива нет. Для этого необходима тренировка, выработка навыков создания устойчивого положения фотоаппарата для фотографирования на больших выдержках. Простейшие приемы таковы: фотоаппарат без чехла устанавливают на ровной, горизонтальной, неподвижной поверхности и, придавливая его двумя руками к опоре, производят фотографирование; фотоаппарат прижимают к вертикальному ребру угла здания, угла кузова грузовой автомашины, бетонной опоры и т. д.; фотооператор занимает устойчивое положение, прислонившись спиной к стене здания, к дереву, электроопоре, и, расположив фотоаппарат на уровне глаз, прижимает им голову к поверхности опоры, что обеспечивает фотоаппарату достаточно устойчивое положение, позволяющее при определенных навыках снимать на выдержках до одной секунды и больше.
Другим важным условием для качественной фотографической фиксации обстановки места происшествия ночью является хорошее освещение. В качестве одного из наиболее простых вариантов обес-
печения достаточного освещения на местности можно рекомендовать использование мощных галогенных осветителей с удлинителями (если есть возможность подключить их к электрической сети). Для этого наиболее удобно пользоваться комплектом осветительной аппаратуры, поставляемой для органов внутренних дел, в который входят два галогенных осветителя на легких штативах-опорах и с длинными шнурами. Вдали от населенных пунктов в качестве приемлемых источников света можно использовать фары автомобилей или реактивные осветительные патроны.
Выбирая освещение для съемки в ночных условиях на местности, следует иметь в виду, что по мере удаления от источника света освещенность уменьшается прямо пропорционально квадрату расстояния и поэтому детали участков объекта съемки, расположенных вдали от осветителя, обычно не просматриваются. В результате важные и существенные элементы обстановки места происшествия могут оказаться неосвещенными, а значит, и не запечатленными на снимках. В связи с этим следует обеспечивать достаточную освещенность на всем участке местности, подлежащей . фотографической фиксации, с помощью нескольких дополнительных осветителей (автомобильных фар, переносных осветителей, ламп-вспышек и т. п.), освещая ими в первую очередь наиболее важные детали обстановки.
Размещают осветители с учетом постоянных источников света, которые имеются на месте происшествия (уличные фонари, освещенные окна, подъезды домов и т. п.), и их положения относительно элементов обстановки. Если фотосъемка производится на освещенной улице, то дополнительным источником света можно пользоваться 'в том случае, когда детали обстановки места происшествия находятся на слабоосвещенном участке. При отсутствии постоянных источников света обычно используют свет автомобильных фар: вокруг территории места происшествия располагается несколько автомобилей с таким расчетом, чтобы были освещены наиболее важные предметы дороги, дорожная разметка, следы, ориентиры и т. д. Лучше всего для этих целей подходят специальные автомобили с дополнительными фарами, как стационарно закрепленными, так и фарами-искателями. Фотографирование при таком освещении производят на длительных выдержках, используя описанные выше приемы. Для уменьшения выдержек можно пользоваться высокочувствительными пленками (“А-2”, “КН-4”, “Фото-250” и др.) или применять специальные проявители, позволяющие увеличивать светочувствительность пленок в несколько раз. Например, хорошо зарекомендовал себя следующий простой проявитель:
сульфит натрия безводный 100 г,
гидрохинон5 г,
бура3 г,
борная кислота3,5 г,
бромистый калий1 г,
фенидон0,2 г,
водадо 1 л.
Химикаты перечислены в порядке их растворения. Бромистый" калий и фенидон растворяют отдельно. Фенидон можно растворять в кипятке или спирте. Достижение необходимой чувствительности пленки зависит от времени проявления (см. табл. 2).
Таблица 2:
| Полученная чувствительность, ед. ГОСТа, для пленок | |
Время проявления, мин, | | |
”ри /=22 °С | “А-2” (180 ед.) | 64 ед. |
4 | 130—180 | 45 |
6 | 350 | 90 |
8 | 500 | 180 |
10 | 850—900 | 270 |
12 | 1000—1200 | 350 |
20 | 2000 | —— |
Для более точного определения экспозиции при фотографировании в ночное время целесообразно пользоваться чувствительными экспонометрами, из которых наиболее удобны “Свердловск-2”,. “Свердловск-4” и “Ленинград-6”. Что касается методов измерения,, то в ночных условиях наиболее точным является измерение света,, падающего на объект съемки, т. е. определение освещенности объекта съемки. В этом случае на измерительный элемент экспонометра устанавливают молочную насадку, размещают его у объекта съемки и направляют в сторону фотоапапрата.
Можно измерять отраженный свет сюжетно важной поверхности и предмета, т. е. определять яркость объекта. Для этого со-светодатчика экспонометра удаляют рассеивающую молочную насадку, направляют чувствительный элемент на измеряемую поверхность (на расстоянии нескольких сантиметров) и, следя, чтобы собственная тень не мешала измерению, регистрируют показания прибора. Метод интегрального (суммарного) определения яркости объекта при направлении на него экспонометра прямо”, от фотоаппарата в ночных условиях не применяется.
Хороший результат при ночной фотосъемке может быть получен и при использовании одной или нескольких импульсных ламп. Во-первых, очень удобно пользоваться дополнительными лампами-вспышками типа “ФИЛ”, имеющими специальные фотоэлементы, которые обеспечивают беспроводную синхронизацию с основной лампой, установленной на фотоаппарате. Расположив на месте происшествия два-три таких дополнительных осветителя, удается получать качественные узловые и обзорные снимки подлежащих фиксации объектов.
Если используют одну дополнительную импульсную, лампу, то фотоаппарат устанавливают на штативе, открывают затвор и лампой-вспышкой поочередно освещают все наиболее важные детали.. Если есть возможность осуществить дополнительную подсветку, например фарами автомобиля, то это лучше делать в конце выдержки, когда произведена засветка нужных участков светом лампы-вспышки.
Чтобы была уверенность в положительных результатах ночнонг фотосъемки общих и средних планов места происшествия, необходимо дублировать кадры, увеличивая превоначальную выдержку в два—четыре раза. Для съемки в ночных условиях не опасны передержки, поскольку при очень длительной выдержке будет получен снимок, близкий по своему характеру к обычному, сделанному при дневном свете. Гораздо хуже недодержка: она не позволяет обеспечить достаточную плотность негатива и важные детали обстановки места происшествия могут остаться незапечатленными.
Целесообразно пользоваться широкоугольными объективами, которые обеспечивают достаточную глубину резко изображенного пространства (даже при открытой диафрагме). Важно также то, что широкоугольные объективы позволяют приблизить фотоаппарат к объекту съемки и, следовательно, как можно ближе расположить источники света для подсветки находящихся на месте происшествия предметов.
3.2.6. ОСВЕЩЕНИЕ ПРИ ФОТОГРАФИРОВАНИИ В ПОМЕЩЕНИИ
Основными факторами, влияющими на качество и полноту фотографической фиксации обстановки места происшествия в помещении, являются недостаточное или необычное освещение, а также замкнутость и ограниченность пространства объекта фиксации. Все это усложняет запечатление не только общего вида по-
мещений, в которых происходили преступные события, но и от-,дельных узлов и деталей обстановки места происшествия.
При фотографировании в помещении, как правило, применяют импульсную лампу, что, конечно, упрощает процесс фотосъемки, но не снимает полностью проблему рационального освещения.
Размещается импульсная лампа обычно на одной линии с фотокамерой и вблизи от нее; при этом световой поток совпадает с .направлением"съемки. В результате, если требуется зафиксировать общий вид помещения, снимки получаются с высвеченными плоскостями, обращенными к камере, образуются глубокие краевые тени. Изображения предметов теряют объемность и выглядят плоскими. Особенно наглядно отрицательные стороны такой схемы освещения проявляются, когда фотографируются удлиненные и значительные по площади помещения (коридоры, торговые залы и др.).
Разумеется, это не означает, что следует отказаться от импульсных ламп при съемке в условиях недостаточного освещения, однако они должны применяться с учетом требований, предъявляемых к освещению фотографируемого интерьера помещения.
Наиболее благоприятным для передачи формы, размещения и фактуры предметов в помещении является верхне-передне-боковое •освещение. Оно может быть обеспечено за счет как только естественных или только искусственных источников света, так и их комбинаций.
В дневное время естественное освещение может оказаться приемлемым и достаточным для фотографирования общих планов. Поэтому большие, светлые помещения могут фотографироваться в условиях дневного освещения без применения дополнительных источников света. Экспозиция при этом определяется по экспонометру; если требуются большие выдержки, то используется один из описанных ранее приемов.
Однако в помещении могут оказаться слабоосвещенные или затененные части, предметы, попадающие в тень от других предметов, особенно на полу помещения или в его углах. Здесь очень .важно учитывать, что освещение помещения передается на негативе значительно контрастнее, чем воспринимается зрением человека при непосредственном осмотре. Это связано с большой разницей между фотографической широтой светочувствительного материала и способностью человеческого глаза одновременно различать ярко освещенные детали и детали, находящиеся в глубокой тени. Поэтому кажущаяся глазу достаточной освещенность затененных предметов на фотоматериале оказывается крайне недостаточной для проработки' деталей в тенях, и на снимках может быть
утрачена важная информация, подлежащая фиксации. В связи с этим такие места должны быть дополнительно освещены, для чего можно использовать отражательные экраны и дополнительные источники света. Наиболее часто с этой целью .применяются импульсные лампы, размещение которых производится с учетом точки съемки по отношению к источнику естественного света.
Лампа-вспышка располагается таким образом, чтобы ее световой поток освещал затененные стороны предметов обстановки, т. е. по отношению к основному источнику света она располагается сбоку. Такое 'размещение лампы можно рекомендовать, если фотоаппарат находится сбоку или со стороны источника естественного освещения (рис. 11, 12). Если же точка съемки выбирается напротив источника естественного света, то применение дополнительного осветителя обязательно и импульсная лампа размещается рядом с фотоаппаратом или несколько сбоку от него (рис. 13).
Следует иметь в виду, что в зависимости от времени года и времени суток, от размера световых проемов и т. п. естественное освещение по своей интенсивности может выступать как основное и как дополнительное по отношению к освещенности, создаваемой импульсной лампой.
При отсутствии естественного освещения фотосъемка производится с помощью лампы-вспышки и иных осветительных средств. Для получения снимков, передающих с большой полнотой форму и размещение предметов обстановки места происшествия в помещении, целесообразно съемку производить с помощью двух синхронно действующих импульсных ламп или двух выносных осветителей. Одна из ламп используется в этом случае как основной, вторая — как дополнительный источник света. Он устанавливается сбоку в двух-четырех метрах и далее от фотокамеры — в зависимости от размера помещения, положения фотографируемых предметов и т. п. Такое размещение осветителей можно рекомендовать в квадратном или близком к квадратному помещении. При фотографировании" коридоров, узких комнат для создания более равномерной освещенности на всю глубину снимаемого пространства второй, дополнительный источник располагается от объектива на расстоянии, близком к половине длины помещения.
Так как наиболее выгодным освещением в помещении является рассеянный свет,' а импульсная лампа дает прямой направленный свет, рекомендуется рефлектор лампы при съемке направлять вверх, на светлый потолок или назд — на светлоокрашенную стену.
Нужно следить, чтобы отраженный направленный свет от рефлектора не попадал в объектив камеры. Поэтому при выборе точ-