Главная страница

Семинар по истории. Московская Русь и Литва центры объединения русских земель


Скачать 117.31 Kb.
НазваниеМосковская Русь и Литва центры объединения русских земель
АнкорСеминар по истории
Дата24.10.2022
Размер117.31 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла2_Vtory_7_voprosov.docx
ТипДокументы
#751644
страница1 из 4
  1   2   3   4

Тема 3:
3 вопрос: Московская Русь и Литва – центры объединения русских земель.
Рассматривая третий вопрос, учтите следующие позиции:

1) причины начала объединительного процесса в русских землях;
2) характеристика Литвы как центра объединения;
3) политический «ландшафт» Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия; причины возвышения Москвы;
4) основные этапы объединения княжеств Северо-Восточной Руси;
5) князья московской династии, внесшие набольший вклад в дело объединения;
6) отношения Московской Руси, Литвы и Орды.
4 вопрос: Феномен государственной централизации и ее начальные этапы в России (вторая пол. XV – нач. XVI в.).
При подготовке четвертого вопроса сосредоточьте свое внимание на следующих аспектах:

1) определение процесса государственной централизации; его роль в европейском средневековье; связь централизации и формирование национальной культуры;

2) начальные этапы централизации Российского государства (вторая пол. XV – нач. XVI в.): борьба с удельной системой, начало формирования централизованного аппарата управления, появление единого законодательства, формирование дворянства как опоры центральной власти, возникновение идеологии национальной монархии;

3) альтернативы дальнейшего социально-политического развития России в начале XVI в.
5 вопрос: Роль религии в средневековых обществах Запада и Востока.

Разберите следующие аспекты проблемы:

1) католическая церковь в средневековой Европе, борьба за лидерство в католическом мире (война гвельфов и гибеллинов);

2) русская православная церковь в XIII – XV вв. ее значение в политической и социально-экономической жизни Русских земель;

3) особенности развития исламских государств в XIII – XV вв.
Тема 4:
1 вопрос: Проблема генезиса абсолютизма. Эпоха Ивана Грозного в России.

При подготовке первого вопроса обратите внимание на следующие аспекты:

1) стабильная абсолютная монархия в рамках национального государства – основной тип социально-политической организации постсредневекового общества в Западной Европе;

2) дискуссия об определении абсолютизма; абсолютизм и восточная деспотия;

3) мнения ученых о роли правления Ивана Грозного в становлении русского абсолютизма; правление первого русского царя как поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси;

4) предпосылки и направления преобразований Ивана IV (по каждой реформе: дореформенная ситуация, цель преобразований, мероприятия, итоги);

5) фактическая сторона событий, связанных с опричниной;

6) существующие в науке точки зрения на причины и сущность опричнины; итоги правления Ивана Грозного.
2 вопрос: «Смутное время» в России: внутренний кризис и внешние вторжения.

При раскрытии второго пункта плана нужно рассмотреть:

1) причины наступления «Смутного времени»;

2) представления о сущности внутренних конфликтов (крестьянская или гражданская война?); особенности интервенции;

3) периоды Смуты, их содержание и значение;

4) роль нижегородцев в деле восстановления национальной государственности.
3 вопрос: Развитие государства, общества и церкви в XVIXVII вв.

При подготовке третьего вопроса обратите внимание на следующие аспекты:

1) государственный строй, система центрального и местного управления России XVI – XVII в., роль в их формирование Ивана IV;

2) влияние Смуты на развитие русской государственности; изменения, произошедшие в правление первых Романовых; причины укрепления самодержавия в этот период;

3) этапы формирования крепостного права; историческое значение Соборного уложения 1649 г.;

4) причины социальной нестабильности в послесмутное время и наиболее яркие ее проявления (бунты, восстания);
5) особенности взаимоотношений церкви и государства в России XVI – XVII в.; предпосылки и ход церковной реформы патриарха Никона; социально-политическая сущность церковного раскола и его последствия.
4 вопрос: Международные отношения в XVIXVII вв.

При раскрытии четвертого пункта плана нужно рассмотреть:

1) главные особенности и ключевые события международных отношений в Европе XVI – XVII вв.;

2) основные направления внешней политики России в конце XV – XVI вв.; достижения и неудачи на каждом из них в правление Ивана III, Василия III и Ивана IV, их причины и значение;

3) влияние на международное положение России Смутного времени; внешенеполитические задачи, вставшие пред страной после его окончания, мероприятия, проведенные для их решения, результаты (1620-1690-е гг.).
Тема 3:
3 вопрос:
1)
Причины объединения русских земель.

После ослабления власти Киева и постоянных междоусобных войн, Русь отчаянно нуждалась в объединении. Только целостное государство могло противостоять захватчикам и сбросить, наконец, татаро-монгольское иго. Особенностью объединения Руси было то, что не было одного четкого центра власти, политические силы были разбросаны по всей территории Руси. В начале 13 века существовало несколько городов, которые могли бы стать новой столицей. Центрами объединения Руси могли быть Москва, Тверь и Переяславль.
1.Опасность со стороны растущего Великого княжества Литовского.
2. Постоянная необходимость организовывать отпор татарским набегам и желание избавиться от дани Орде.
3. Развитие феодального землевладения, которому тесно в границах маленьких княжеств.
4. Конфликты власти и населения требуют усиления власти.
5. Главной экономической причиной является дальнейшее развитие феодальных отношений. Феодалы нуждались в сильной централизованной власти, которая могла бы держать в повиновении крестьян и ограничивать феодальные права и привилегии бояр-вотчинников.
В результате, именно вокруг Московского княжества стало образовываться новое централизованное государство.
2) Объединение вокруг Литвы.
Причины усиления. В X–XI веках литовские племена находились в состоянии зависимости от Киевской Руси. Однако вследствие распада единого русского государства уже в 1130-е годы они добились независимости. Там полным ходом шел процесс распада родовой общины. В этом смысле Литовское княжество оказалась в противофазе своего развития с окрестными землями, ослабленными сепаратизмом местных правителей и бояр. Как полагают историки, окончательная консолидация Литовского государства произошла в середине XIII века на фоне нашествия Батыя и усилившейся экспансии германских рыцарских орденов. Монгольская конница нанесла большой урон литовским землям, но вместе с тем расчистила пространство для экспансии, создав в регионе вакуум силы, которым воспользовались князья Миндовг и Гедимин для объединения под своей властью литовских, балтских и славянских племен. На фоне ослабления традиционных центров силы жители Западной Руси видели в Литве естественного защитника перед лицом опасности со стороны Золотой Орды и Тевтонского ордена.
Этнический состав. Население Великого княжества Литовского в XIV веке лишь на 10 % составляли балтские народы, впоследствии ставшие основой литовской, отчасти латышской и белорусской этнических общностей. Подавляющее большинство жителей, не считая евреев или польских колонистов, были восточными славянами.
Политическое устройство. Верховная власть принадлежала великому князю (также употреблялся термин «господарь»). Ему подчинялись удельные князья и паны. Однако со временем в Литовском государстве усиливались позиции знати и местных феодалов.
Социальная структура. Общественное устройство в Литве незначительно отличалось от того, что было характерно для русских земель. Большая часть пахотных земель входила в княжеский домен, который обрабатывали невольная челядь и тяглые люди — категории населения, находившиеся в личной зависимости от князя.
В XIV веке бо́льшая часть русских земель оказалась объединена вокруг Вильны — столицы возникшего Великого княжества Литовского и Русского. Тем самым их территория ушла из-под власти Рюриковичей и было покончено с формальным политическим единством Руси. Под властью литовских великих князей, потомков Гедимина, оказались княжества: Полоцкое, Турово-Пинское, Городенское, Киевское, большая часть Черниговского, Волынь, Подолье, Смоленск, что привело к ослаблению и затем быстрому прекращению в этих землях монголо-татарского ига. Князь Ольгерд заявлял о своём желании объединить в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемайтском всю Русь и даже негласно принял православие. В ослабленной Южной Руси литовцы не встретили конкурентов. Объединительная роль Литвы уменьшилась после того, как литовский князь Ягайло стал проводить политику объединения с католической Польшей.

3) Утрата независимости и самостоятельности. Зачастую русским князьям приходилось по несколько раз ездить в Золотую Орду, чтобы выпросить для себя ярлык. Форма передачи власти в княжествах при помощи ярлыка становилась все более распространенной. Разумеется, это отрицательно сказывалось на политическом единстве и исключало возможность объединения страны для отпора татаро-монгольскому игу. Нельзя отрицать и тот факт, что Древняя Русь полностью утратила политическое уважение на международной арене. Восстановить репутацию страны после нашествия татаро-монгольского ига удалось нескоро. Таким образом, можно точно сказать, что нашествие татар негативно повлияло на политическое развитие страны.
Главные объективные причины возвышения Москвы над другими городами и княжествами Удельной Руси:Удобное географическое положение.
Город был относительно удален от набегов монголов, а также здесь перекрещивались важные торговые пути.
Увеличение численности населения. Люди старались переселиться в эти земли, как более удобные для жизни.
Большинство населения поддерживало идеи объединения Руси.
Удаленность от Золотой Орды.

Пересечение важных торговых путей
4) Этапы объединения Руси:
В 13-м в. только начавшийся процесс объединения земель был прерван бесчинствами и разорением со стороны Золотой Орды, которая не хотела, чтобы Русь представляла собой сильное единое государство, поэтому всячески способствовала междоусобицам и разрозненности. И без того автономные княжества стали делиться на еще более мелкие территории, происходили постоянные отделения городов и земель, сопровождаемые войнами и разорением.

В 14-м в. Русь попала под влияние Литовского княжества, что дало толчок к объединению некоторых земель под властью великого князя литовского. В итоге в 14-15-м вв. Литва сумела подчинить себе Киевское, Полоцкое, Витебское, Городенское княжества, а также Чернигов, Смоленск и Волынь. Хотя эти территории потеряли независимость, они все же представляли собой некое подобие единого государства. В конце века Литва захватила большую часть русских территорий и подошла вплотную к Москве, которая к тому моменту стала центром политической власти оставшихся княжеств и земель. Был также и третий центр - северо-восток, где все еще правили потомки Владимира Мономаха, а князья из Владимира носили звание великих князей. К концу 14-го - началу 15-го в. произошли новые изменения. Владимир потерял свою власть и полностью подчинился Москве (Москва стала столицей в 1389 г.). Литва же присоединилась к Польскому Королевству и после ряда русско-литовских войн потеряла довольно большую часть русских территорий, которые стали тяготеть к Москве. Последний этап объединения Руси относится к концу 15-го - началу 16-го в., когда Русь окончательно стала единым централизованным государством со столицей в Москве и великим князем московским. С тех пор к государству периодически присоединялись новые территории.
Заключительный этап объединения Руси и итоги. Государство, которое только недавно стало единым, нуждалось в новом правителе и усовершенствованной политике управления. Прежние принципы больше не действовали, поскольку они были неспособны удержать княжества вместе, а так Русь снова могла оказаться поглощенной междоусобицами. Проблему решил Василий 3-й. Он ввел новую феодальную систему управления, а также вотчины, которые были значительно мельче, чем княжества. Все это позволяло избежать объединения больших территорий и городов под властью одного местного управленца. Власть над Русью теперь полностью принадлежала великому князю.
5) 1) Даниил Александрович (сын Александра Невского) 1283-1303 гг.
2) Юрий Данилович (сын Даниила Александровича) 1303-1325 гг.
3) Иван Калита (сын Даниила Александровича) 1325-1340 гг.
4) Симеон Гордый 1340-1353 гг.
5) Иван Красный 1353-1359 гг.
6) Дмитрий Донской (сын Ивана Красного, внук Ивана Калиты) 1359-1389 гг.
7) Василий I Дмитриевич (cын Дмитрия Ивановича Донского) 1389-1425 гг.
8) Василий II Васильевич Темный (сын Василия I) 1425-1433 гг.
9) Юрий Звенигородский Василий Косой. Дмитрий Шемяка 1434 г. 1434 г. 1446-1447 гг.
10) Иван III Великий (сын Василия II Темного).
6) К середине XIV века в Золотой Орде начались усобицы. Проблемы вспыхнули после смерти хана Узбека в 1341 году. Жестоко расправившись с другими претендентами, в основном своими братьями, к власти пришел Джанибек. Учитывая способ захвата власти, у него было множество врагов. В самом деле, Джанибек был убит собственным сыном в 1357 году. Так началась «Великая замятня», продолжавшаяся до 1380 года, за это время сменилось 25 ханов. В условиях развернувшейся смуты в Орде давление на Русь ослабло. В связи с этим некоторые источники называют Джанибека добрым ханом, хотя по-настоящему к хорошим отношениям с Русью стремился не он, а его жена Тайдула, потому что ее болезни лечил будущий митрополит Алексий.
В истории Руси активно проявили себя сыновья князя Гедимина Ольгерд и Кейстут, а также сын Кейстута Витовт. Князь Ольгерд предъявлял претензии на правление русскими землями, хотя в целом к Руси тяготел менее отца. Любопытно, что Ольгерд оставался язычником, хотя в самой Литве преобладало православие. Расширение территории Великого Литовского княжества происходило за счет земель Древней Руси – заняты были земли до Днепра, а также Смоленск и Верховские княжества. Кейстут был соправителем Ольгерда и больше внимания обращал на защиту Литвы от крестоносцев. После смерти Ольгерда его сын Ягайло выступил на стороне Мамая в походе на Москву, однако в Куликовской битве не участвовал. Кейстут сверг племянника, поскольку состоял в союзе с Москвой против Орды. Но в 1382 году Ягайло восстановил свою власть, а Кейстут попал в плен, где и был задушен. Сын Кейстута Витовт еще при жизни получил прозвище Великий. Его дочь София стала женой князя Василия I. Именно при Витовте был захвачен Смоленск, а граница Литвы дошла до Черного моря. Отношения с Русью были неоднозначными, поскольку Витовт три раза вторгался в границы Московского княжества и вообще всячески встревал в дела Руси.

4 вопрос:
1)
В средние века В средневековой Европе во всех государствах, кроме Византии, процесс централизации изживал себя. Зародилась новая система – феодализм. Он пришел на смену единой императорской власти. Средневековые короли были лишь «первыми среди равных». Многочисленные бароны и графы имели собственные земельные наделы, небольшие армии и обложенных налогом крестьян. Все это давало экономическую и политическую независимость от центра. Феодальная Европа ушла в прошлое, когда закончилось Средневековье, а государства начали приобретать национальный характер. В Англии, Франции и других крупных странах короли постепенно прибрали к своим рукам абсолютную власть. Подобная централизация - это долгий процесс, который охватывал жизнь нескольких поколений.
В России В России развитие централизации и обратных ей процессов происходили по схожему с Европой сценарию. Разница была только в том, что события на Руси опаздывали на пару столетий. Первое единое государство у восточных славян появилось в IX веке. Оно просуществовало двести лет, после чего распалось на дюжину маленьких княжеств. Эти государства наследовались по принципу лествичного права, когда власть передавалась внутри одной большой семьи среди представителей династии Рюриковичей. В каждом княжестве был свой правитель. Никакого единого центра не существовало. На фоне национальной угрозы в виде Золотой Орды, Литвы и католических рыцарей русские земли объединились вокруг небольшого городка - Москвы. Постепенно его князья захватили или унаследовали все княжества, а также создали единую систему исполнительной, законодательной и судебной власти. Так зародилось Русское царство, которое позже, в XVIII веке, стало империей.

2) Г
осударственный аппарат централизованного Русского государства: Русское государство возглавлял Великий князь, с конца XV в. он стал называться государем всея Руси. По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому власть Великого князя возросла. В XIV–XV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре становятся подданными Великого князя. Одним из средств укрепления великокняжеской власти была денежная реформа, проведенная в начале XVI в. Она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения. Великий князь не имел абсолютной власти, он управлял государством при поддержке совета боярской аристократии — Боярской думы. Боярская дума была постоянно действовавшим органом, построенным на принципе местничества (назначение на государственную должность зависело от знатности рода кандидата). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность. Состав Боярской думы постоянно менялся. В XIII–XV вв. действовала дворцово-вотчинная система управления.Главная роль отводилась княжескому двору во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами — путями, которые возглавляли путные бояре (конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути). Со временем придворные чины превратились в государственные должности. Централизация государства потребовала создания специального управленческого аппарата. С конца XV в. происходит становление новых органов центрального и местного управления — приказов. Это были постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие приказы. Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Приказы возглавлялись боярами, в их состав также входили приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные. К середине XVI в. приказная система управления вытеснила дворцово-вотчинную. Местное управление до конца XV в. основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками Великого князя в городах и волостелями в сельской местности. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. В начале XVI в. были учреждены новые дворянские и земские органы — губные и земские избы….
3) Василий III выступал за неограниченную власть государя. В борьбе с феодальной раздробленностью Руси и ее сторонниками активно пользовался поддержкой церкви. С тем, кто был неугоден, легко расправлялся, отправляя в ссылку или учиняя казнь. В полной мере проявлялся деспотичный характер, заметный еще в годы юности. В годы его правления значимость бояр при дворе значительно падает, зато увеличивается земельное дворянство. При реализации церковной политики он отдавал предпочтение иосифлянам. В 1497 г. Василием III был принят новый Судебник, базировавшийся на Русской правде, Уставных и Судных грамотах, судебных решениях по отдельным категориям вопросов. Он представлял собой свод законов и создавался с целью систематизации и упорядочения, существующих на тот момент норм права и являлся важной мерой на пути к централизации власти. Государь активно поддерживал строительство, в годы его правления были возведены Архангельский собор, Церковь Вознесения Господня в Коломенском, новые поселения, крепости и остроги. К тому же он активно, как и его отец, продолжал «собирать» русские земли, присоединив Псковскую республику, Рязань. Внутренняя политика России в 16 веке при Иване Грозном по-прежнему была направлена на централизацию власти, а также построение важных государственных институтов. С этой целью совместно с «Избранной радой» царем был проведен ряд реформ. Наиболее значимыми являются следующие. Организация Земского собора в 1549 г. как высшего сословно-представительского учреждения. В нем были представлены все сословия за исключением крестьянства. Принятие нового судебника в 1550 г., продолжившего политику предыдущего нормативно-правового акта, а также впервые узаконившего единую для всех единицу измерения налогов. Губная и земская реформы в начале 50-х годов 16 века. Формирование системы приказов, в т. ч. Челобитный, Стрелецкий, Печатный и т. д. Внешняя политика России в годы правления Ивана Грозного развивалась в трех направлениях: южное – борьба с Крымским ханством, восточное – расширение границ государства и западное – борьба за выход в Балтийское море.

5 вопрос:
1)
Противоборство двух германских династий Вельфов и Гогенштауфенов, а позднее политических партий – гвельфов и гибеллинов, по мнению историков, определило пути развития европейской демократии. Впрочем, начавшись в XII столетии во Флоренции, эта борьба поначалу не выходила за пределы Центральной и Северной Италии, но затем в нее очень быстро были втянуты Германия и Франция. К XII столетию вмешательство католической церкви в дела европейских государств стало настолько активным, что возник серьезный конфликт между клиром и миром. Сторонники папы Римского гвельфы выступали за ограничения власти императора Священной Римской империи, гибеллины же не желали мирится с растущим влиянием папского престола.
Борьба папской и императорской партий существовала давно, однако на сей раз в это противостояние были вовлечены итальянские города, причем власть в них в зависимости от экономических и политических обстоятельств могла меняться с калейдоскопической быстротой: сегодня заправляют гвельфы, а завтра их уже вытесняют гибеллины. Зачастую политические пристрастия гвельфов и гибеллинов не были столь однозначными. Лавируя между императором и Папой, они не могли добиться явного превосходства друг над другом, сохраняя силовой паритет. Такая конкуренция, по мнению историков, стала одним из слагаемых развития европейской цивилизации.
2)
Москва — духовный центр Руси. Русские люди восприняли монгольское разорение как Божье наказание за грехи. Русская церковь, хоть и была освобождена от уплаты дани, тоже испытала на себе ордынский гнёт. Ханы выдавали митрополитам ярлыки, в которых объявляли о дарованных привилегиях. Таким образом, иерархи всё же зависели от ханской милости. Церковь не призывала к открытой борьбе с Ордой, считая её власть неизбежным злом, но она поддерживала единство Руси. Общность веры сплачивала русских людей, помогала им легче переносить невзгоды и с надеждой смотреть в будущее.
Поддержка митрополита Петра много значила для Калиты. После смерти митрополита московские князья добились признания его местнопочитаемым святым. Русские люди верили, что теперь у Московского княжества появился первый небесный заступник.
Уровень процветания, достигнутый русской православной церковью к концу первого века монгольского владычества, чрезвычайно помог ее в духовной деятельности. К 1380 году ситуация круто изменилась : большинство духовенства перестало поддерживать хана. Теперь уже церковь не призывала к смирению и терпимости по отношению к монгольским завоевателям, а чуть ли не объявляет священную войну им, благословляя князей на дела ратные во имя отечества. Но и у монголов изменилось отношение к русским священникам. Народы во время феодальной раздробленности объединяла общая вера, церковь помогала объединению русских земель. Кафедра митрополита была перенесена в Москву – центр объединения русских земель. Василий II отказался принять унию об объединении православной и католической церквей под властью Папы, заключенную во Флоренции в 1439г. митрополитом Руси греком Исидором под предлогом спасения византийской империи от завоевания османами. Исидор был низложен, на его место избран рязанский епископ Иона, кандидатуру которого поддержал Василий II. – усиление церкви, обретение ею самостоятельноси.
3)
Особенности развития стран Востока. Под термином «Восток» в исторической науке принято понимать общество не только Азии, но и Африки и Океании. Ниже познакомитесь с развитием типичных цивилизаций Востока: индийско-южноазиатскийи китайско-дальневосточной (о возникновении и развитии ближневосточно-мусульманской вы узнали из предыдущих пунктов). Хотя эти цивилизации во многом различаются, они имеют и некоторые общие черты, дающие возможность оценивать их как принадлежащие к одному типу - восточного, который отличный от западного.

Характерные черты цивилизаций Востока:
 государство является верховным собственником земли.
кто имеет власть, тот имеет собственность;
основа общества и государства - сельская общин
 частная собственность играет лишь вспомогательную роль, а господствующей является государство;
наличие крупных городов, прежде играли роль административных, религиозных центров, а также центров международной торговли. На отличие от Европы, четкую границу перехода стран Востока от эпохи древнего мира к Средневековью провести почти невозможно. У них не было таких огромных изменений, как в Европе. Страны Востока развивались, как и в предыдущие века, в своих традиционных рамках. Во всех государствах Востока система хозяйствования была организована по следующей схеме. Те, кто обрабатывали землю, были объединены в общины, которые имели гарантированное право и обязанность обрабатывать ее и использовать для ведения хозяйства все необходимые ресурсы: воду, лес, предместья т.д. Вместе право владеть и распоряжаться землей и ее ресурсами находилось в руках государственного аппарата. Между обществом и государственным аппаратом существовало четкое связь. Выработанный избыточный продукт община передавала как налог государству, его перераспределяла в пользу аппарата и общества в целом (строились каналы, дороги, мосты, храмы и т.п.). Следовательно, тот, кто принадлежал в государственный аппарат, имел доступ к распределению производимых продуктов и, соответственно, получал их долю в собственность. Чем выше должность занимала человек в государственном аппарате, тем большую долю она получала. Поэтому мы говорим, что особенностью восточной цивилизации была наличие власти собственности. Чем эффективнее работал государственный аппарат, тем регулярнее и в достаточном объеме собирались налоги. Государство было крепкой и мощной. Ее могущество возрастала от производительности труда крестьянина или ремесленника. Но если в этом четком механизме случались сбои, то жизнь всего общества нарушалось: восстание, голод, гибель государств и т.п. Сбои этой системы происходили через две главные причины: когда объемы налогов через неразумную политику правителей превышали возможности производства или после внешнего вторжения, которое разрушало традиционную систему жизни.
  1   2   3   4


написать администратору сайта