Главная страница
Навигация по странице:

  • Подзаконный нормативный правовой акт

  • Нормативный договор

  • Доктрина и религиозные тексты.

  • 10.3. Действие нормативных правовых актов

  • Теория государства и права_Мелехин А.В_Уч пос_2004 -367с. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права


    Скачать 2.36 Mb.
    НазваниеМосковский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права
    АнкорТеория государства и права_Мелехин А.В_Уч пос_2004 -367с.doc
    Дата09.04.2018
    Размер2.36 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТеория государства и права_Мелехин А.В_Уч пос_2004 -367с.doc
    ТипДокументы
    #17838
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница14 из 33
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   33

    Нормативный правовой акт — установленный государством акт, содержащий общие правила поведения (норма права). Данная форма права известна всем обществам. По юридической силе нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты.

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ дает следующее определение нормативного правового акта — «изданный в

    1 Тихомиров Ю. А. Международно — правовые акты: природа и способы
    влияния. // Журнал Российского права. 2002. № 1.

    2 Гущин В. В. Реализация в национальном праве международно — правовых
    норм в области прав человека. // Проблемы правовой защиты личности. Сборник
    статей. М.: Микрон — принт. 2000. С. 20-26.

    165

    установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом»1:

    Историческую эволюцию закона целесообразно рассматривать как один из аспектов эволюции права в целом. Идея верховенства права исторически значительно старше идеи верховенства закона (как и самого закона). Выделяют две тенденции развития права и закона — европейская и восточная (Восток в данном случае — понятие цивилизационное, а не географическое. Речь идет о странах, которые (исключая Африку, южнее Сахары) относятся к неевропейской, восточной цивилизации (см.: Васильев Л.С. История религий Востока, М., 1983 г.)). В рамках каждой из них существуют свои разновидности верховенства права (и закона): в Европе — англосаксонская и романо-германская, на Востоке — индусская, исламская и т.д. Так, если в Европе еще в древности складывается светская концепция закона, то на Востоке — до прихода европейцев — понятие закона либо отсутствует (обычное право, индуизм), либо имеет иной смысл, нежели в европейском праве. Здесь сам характер правопонимания обусловил верховенство права по отношению к обществу и государству.

    Исламский фикх и индусская драхма представляют собой не подлежащую обсуждению модель справедливости, в соответствии с которой может строиться поведение каждого члена общины во все времена. Эта концепция верно отражает соотношения права и общества в классическом исламе и индуизме. Потому не столь далек от истины арабский автор Г.М. Бадр, утверждающий, что мусульманское общество было основано на господстве права задолго до того, как эта идея стала краеугольным камнем западных обществ (Bard Ct.M. Islamic law: its relation to other legal systems)) The American journal of comparative law 1978 N 2 p. 191). Заметим, что такое верховенство права складывается независимо от того, существует ли в традиционной правовой системе концепция закона. Например, вначале право (божественный закон) предшествует обществу и государству и выступает в качестве их первоосновы. Потому в идеале то и другое должно соответствовать праву (см.: Coulson N5. А history of Islamic law/Edinburg, 1964.p.36).

    Такое качество закона, как особый порядок его принятия, здесь отсутствует. Напротив, процесс создания закона окутан таинственностью и мистификацией. Священные нормы шариата в исламе есть откровение Бога, «услышанные» его пророком Мухаммедом и изложенные в Коране.

    БВС РФ. 2003. № 3.

    166

    Законодательная власть принадлежит лишь Богу и пророку Мухаммеду как прямому выразителю божественного закона.

    Доктора ислама могут определять соответствие актов правителя, явлений и процессов общественной жизни священному закону. Заключение об этом дается в форме фетвы, которая со временем превращается в самостоятельный источник права.

    «Рукотворные» нормы, изменяющиеся с течением времени, не могут нарушать божественного закона. Отсюда важность доктрины как источника права, определяющего степень допустимости отступлений рациональных правил от «неизменных» норм шариата. Со временем доктрина становится важнейшим источником права.

    В Европе в раннеклассовую эпоху также формируется дуализм доктрины и структуры права, а для средневековья совершенно не характерны представления о том, что государство может создавать и изменять право. Однако здесь уже в древности складывается светская, а не религиозная концепция закона. Возникнув в античном Риме, она оказала заметное влияние на развитие понимания законов в странах Европы. Так, сами термины «закон»; «законодательство» во многих европейских языках происходит от латинского lex (множественное число leges). Значительно технико-юридическое влияние римского права. Роль закона возрастает по мере создания централизованных государств и особенно усиливается в период абсолютизма. Но его верховенство утверждается лишь с наступлением буржуазной эпохи и только в странах романо-германской правовой семьи.

    Сегодня под верховенством закона в большинстве стран понимают, прежде всего, верховенство конституции. Конституцию определяют как центр, ядро правовой системы, источник государства и т.д. Неодинаковая юридическая сила иных законов порождает проблему их соподчиненности. Она дополняется проблемой соотношения закона и подзаконных актов, а в федеративных государствах — соотношения нормативных актов федерации и ее субъектов. Закон может определяться как по материальным, так и по формальным критериям.

    С тех пор как право приобрело национальный характер, закон — в силу его связей с верховной властью государства — можно рассматривать как проявление государственного суверенитета. Два аспекта суверенитета — внутренний и внешний — обусловливают и соответствующие аспекты проблемы верховенства закона. В принципе верховенство закона отражает лишь внутренний аспект суверенитета, т.е. верховенство государственной власти внутри страны. Внешний аспект суверенитета проявляется в соотношении закона международного права, значимость этой проблемы возрастает по мере усиления интеграции государств.

    Европейская доктрина предполагает формальное закрепление закона в системе источников права и наличие политико-правовых гарантий верховенства закона, а также ряда не правовых условий.

    167

    Верховенство закона неразрывно связано с его легитимностью. В принципе легитимности закона — это правовой аспект, изложенный М. Вебером, общей концепции легитимного порядка и легитимной власти, предполагающих соответствие социальных действий подвластных и властвующих высшей идее, существующей в обществе.

    Американский ученый Р. Пилон утверждает, что термин «легитимность», в обычном его понимании, обозначает ту точку, где сходятся право и мораль. По мнению некоторых ученых, слово «закон» подразумевает легитимность. Оно, как отмечал Р. Давид, призвано выделять акты, выражающие волю тех, кто правит, при условии, что они признаются в качестве законодателей (David R. Op.cit. p. 53).

    Верховенство закона реально лишь при наличии и формально юридического и сущностного критерия легитимности, ибо учет последнего из них может означать доминирование целесообразности над законностью, а только первого — провоцировать использование закона в антигуманных целях. Сама возможность «корректировки» законов в соответствии с требованиями легитимности свидетельствуют о существовании источников права, конкурирующих с ним.

    Критерием легитимности законов выступает конституция. Критерием ее легитимности — высшие принципы справедливости. В процессе судебного конституционного контроля происходит отсев не конституционных законов (норм), т.е., по существу, их корректировка с позиции легитимности. Одновременно корректируется путем толкования сама конституция.

    По существу, в чистом виде концепция верховенства законов реализовалась лишь в классическом мусульманском праве. В бывшем Советском Союзе и странах социалистического содружества провозглашение этого принципа было фикцией в силу отсутствия разделения властей и характерного для тоталитарных режимов примата политики над правом.

    В ряде скандинавских стран не признается иерархия и четкое соподчинение права, следовательно, отсутствует и принцип верховенства законов.

    Но и в тех правовых системах, где принцип верховенства закона провозглашается, действие его далеко не безусловно. Это связано с тенденцией к ограничению позиций парламента в пользу органов исполнительной власти. Поэтому реальное место закона в системе источников права во многом определяется соотношением компетенции парламента и правительства (президента). Кроме того, обычно допускается корректировка закона конституционными или общими судами.

    Возможны два подхода к проблеме верховенства закона. «Узкий» состоит в формально-юридическом определении закона в системе источников права. «Широкий» предполагает рассмотрение источников права во взаимосвязи и взаимодействии с политической,

    168

    идеологической, социальной и другими системами. Тогда принцип верховенства закона приобретает многомерность и рассматривается сквозь призму демократии (или ее отсутствие), идей, положенных в основу правопонимания, характера отношения в обществе и т.д. Представляется, что именно такое видение проблемы позволяет раскрыть реальную роль и назначение закона в той или иной правовой системе.

    В России законы делятся на конституционные и обыкновенные. К конституционным законам относятся, прежде всего, сама Конституция и законы, которые упоминаются в Конституции (всего их около 20).

    По органу, принимающему закон, в Российской Федерации различают законы федеральных представительных органов и законы федеральных органов субъектов Федерации. По объему и объекту регулирования законы делятся на общие и специальные. Общие законы посвящены определенной сфере общественных отношений. К ним относятся: Основы законодательства; основные принципы законодательства; кодексы. Специальные законы регулируют более узкие сферы общественных отношений (например, Законы РФ «О милиции», «О залоге» и др.)

    Подзаконный нормативный правовой акт — это документ, издаваемый в соответствии с законом и ему не противоречащий, содержащий нормы права, конкретизирующие, детализирующие и организационно обеспечивающие действие закона. Он является понятием собирательным и представляет собой иерархию актов, начиная от высших представительных органов, Президента, Правительства и кончая актами местных органов власти и управления. В федеративном государстве необходимо также различать подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации.

    Указом Президента РФ от 5.12.1991г. на Министерство юстиции была возложена функция по государственной регистрации издаваемых министерствами и ведомствами нормативных актов, которые регулируют права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1992г. было утверждено Положение о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов. Начало регистрации установлено было с 15 мая 1992г.

    Новое направление в деятельности Министерства юстиции представляет собой контрольную функцию, преследующую цель обеспечить соблюдение законности. Таким способом исполнительная власть осуществляет внутренний контроль за министерствами и ведомствами, направленный на пресечение возможных нарушений в процессе осуществления ими своих нормотворческих функций.

    К подобной практике проявляют интерес правительства и органы юстиции государств — участников СНГ (Украина, Казахстан,

    169

    Узбекистан и др.), а также республики в составе РФ (Карелия, Коми и др.). В некоторых субъектах федерации органами юстиции уже введена и успешно осуществляется регистрация нормативных актов, издаваемых органами управления.

    Вместе с усложнением структуры государственных органов, наделением ряда вновь создаваемых органов экономического регулирования полномочиями по изданию нормативных актов и общим расширением нормотворческой компетенции государственных органов имеет место значительное увеличение видов источников права. Превращение органов исполнительной власти в основное орудие определения политики — государственное управление в широком смысле — и связанный с этим отказ от верховенства парламента приводят к отказу от существовавшего ранее иерархического построения системы источников права. Акты правительства приобретают особое значение не только по своему фактическому удельному весу, но и с точки зрения формальных критериев. В значительной мере происходит уравнение нормативных актов правительственных органов с законодательными актами, издаваемыми парламентом.

    Множественность источников права наиболее ярко проявляется как отражение возрастающей роли и объема нормотворческой деятельности органов исполнительной власти в таких странах, как Франция, Великобритания, США.

    Конституция Франции 1958 г., чрезвычайно расширив сферу нормотворческой деятельности исполнительной власти, вместе с тем не определила системы нормативных актов. Не фиксирована, прежде всего, нормотворческая компетенция правительства и центральных органов управления Ст. 21 Конституции говорит лишь о том, что премьер-министр «осуществляет регламентарные полномочия». Ст. 13 определяет при этом, что акты, обсужденные в Совете Министров, подписываются президентом Республики. На практике сложилась следующая система правительственных нормативных актов: ордонансы, декреты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления.

    В Англии можно отметить следующие виды правительственных нормативных актов: постановления, приказы, правила, указания, распоряжения, циркуляры, уведомления.

    Множественность источников права типична и для США. К разнообразию видов нормативных актов, издаваемых органами исполнительной власти, добавляется еще и неопределенность их соотношения, регулирование однородных вопросов разнородными нормативными актами.

    Президент США, объединяющий полномочия главы государства, главы исполнительной власти (правительства) и верховного главнокомандующего вооруженными силами, издает следующие виды

    170

    нормативных актов: исполнительные приказы, административные приказы, планы реорганизации, директивы, прокламации, военные приказы. Министерствами и иными федеральными ведомствами издаются приказы, инструкции, правила производства и процедуры. Нормативные положения формулируются также в актах, носящих самые различные наименования: директива министерства, меморандум министра, циркуляр, публичное заявление.

    Нормативный договор, под которым понимается соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Такие договора бывают внутригосударственными и международными.

    Федеративные государства, как правило, строятся на основе договора между федеральной властью и субъектами федерации. Такие договоры регулируют предметы ведения сторон и их полномочия.

    Доктрина и религиозные тексты.

    Под доктриной как источником права понимается наука ( теория, концепция или идея), которые во всех без исключения случаях используются в правотворческом и правореализующем процессе. В романо-германской правовой семье доктрина имеет первостепенное значение, так как в течение длительного времени она была основным источником права, которое было выработано в университетах в период XVIII-XIX вв. В литературе отмечается, что относительно недавно с победой идей демократии и кодификации доктрина уступила свое первенство закону.

    Особенно заметно значение доктрины, а также религиозной догмы в мусульманском праве, основанном на принципе авторитета религиозных догм и религиозных деятелей. Поэтому заключения древних юристов, знатоков ислама здесь имеют официальное юридическое значение. Аналогичная ситуация в индуистском праве.

    Для мусульманского и индуистского права характерно переплетение с религией. Так, мусульманское право имеет четыре источника. Это, прежде всего, Коран — священная книга ислама, состоящая из высказываний Аллаха последнему из его пророков и посланцев Магомету (570-632); Сунна — сборник традиций, связанных с посланцем Бога; иджма — единое соглашение мусульманского общества; кияс или суждение по аналогии. Мусульманское право — это право общины верующих. Существующие в мусульманских государствах законы фактически воспроизводят указанные источники.

    Индуистское право также основано на божественной доктрине, изложенной в книгах, именуемых шастры — драхма, артха и кама.

    171

    10.3. Действие нормативных правовых актов

    Для практики имеет непосредственное значение проблема действия нормативных актов. Она включает в себя четыре аспекта:

    • на какие общественные отношения данный нормативный акт распространяется (предметное действие);

    • с какого времени и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);

    • на какую территорию она распространяет свое регулирующее воздействие (действие в пространстве);

    • каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

    Действие нормативных правовых актов рассматривается применительно к следующим аспектам: времени, пространству и кругу лиц.

    Нормативные правовые акты во времени начинают действовать с момента вступления их в законную силу. Этот момент определяется: днем принятия акта правотворческим органом; истечение установленного законом срока после его опубликования; временем, указанным в самом акте или в специальном акте о введении его в действие. Акт утрачивает силу по истечении срока действия акта, в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовавший акт, на основании прямого указания компетентного органа о его отмене.

    Принципиально важен, особенно для практики, вопрос об обратной силе закона. По общему правилу «закон обратной силы не имеет». Исключение составляют уголовный закон и закон об административной ответственности, которые имеют обратную силу в следующих случаях: если закон распространяет действие на факты, возникающие до его вступления в законную силу; если это устанавливается самим законом; если закон смягчает или устраняет ответственность.

    В пространстве пределы действия нормативных актов определяются территорией, на которую распространяется суверенная власть конкретного государства, либо территорией, указанной в самом законодательном акте (например, районы Крайнего Севера).

    По кругу лиц нормативный акт распространяет свое действие на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных в нем ограничений в отношении официальных представителей других государств, дипломатов и других лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом.

    172
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   33


    написать администратору сайта