Теория государства и права_Мелехин А.В_Уч пос_2004 -367с. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права
Скачать 2.36 Mb.
|
Контрольные вопросы
Рекомендуемая литература
287
288 21. Правосознание и правовая культура 21.1. Понятие, структура, виды и функции правосознания Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. На его содержание, как одну из форм общественного сознания, оказывает воздействие ряд факторов: социально-политические, экономические, культурные и, конечно же, правовые. Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Формирование правосознания становится в XIX-XX веках процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. Ибо если вообще эволюция Homo sapiens (человека разумного) имеет своим предназначением развитие духовного начала в природе или самоорганизуется для этого, то нынешний всплеск правосознания в общественном сознании — один из этапов этого развития. От мифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому — так можно определить основной вектор в продвижении общественного сознания к дальнейшим рубежам и высотам. Правосознание, имея длительную историю становления и развития, на определенных этапах знает свои взлеты и падения, эволюционные и революционные периоды. Оно было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право. Юридическое мировоззрение, которое при этом становилось господствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную. Языческие боги римлян — это герои многих произведений искусства: они судятся, спорят, помогают или вредят людям. Они символы тех или иных правовых течений, процессов, оценок, идеалов. Принципы свободы, равенства, справедливости, гуманизма обретали все более многообразные и совершенные формы выражения в правосознании, праве разных народов и государств. Для буржуазного общества характерной чертой является юридическое мировоззрение, которое рассматривает право как первооснову, фундамент общественной жизни. Юридическому мировоззрению присущ формальный подход к анализу жизненных отношений и институтов. В развитых государствах реализуются принципы концепции «правового государства», «верховенства права», осуществляются права человека, получившие выражение и закрепление в ряде актов международного сообщества и прежде всего во «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.), «Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах»(1966 г.), «Международном пакте о гражданских и политических правах» (1966 г.). Чем дальше забирается человечество в неисповедимые глубины прогресса, тем ярче проявляет себя юридическая природа сознания, тем важнее становится этапная задача — следовать многим положениям, раскрытым теорией права в правосознательной сфере человеческого общежития. Правосознание — это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию). Правосознание — одна из специфических форм общественного сознания. Оно состоит из трех элементов:
Функции правосознания: 1. Познавательная, ей соответствует определенная сумма юридических знаний. 2. Оценочная, суть ее в определенном отношении личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению. 3. Регулятивная. Эта функция осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций. Правосознание является элементом правовой культуры. Основные черты правосознания:
290 • ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т.е. выступает своеобразным «внутренним механизмом» регулирования деятельности людей. Деформация правосознания — это его искажение, «разрушение» позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п. Дефекты правосознания — не только противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, но и более глубокие деформации: отрицание правовой системы и даже необходимости таковой; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам; утверждение, что цель оправдывает средства, и т.п. Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов: когда, например, все стражи порядка — это «менты»; когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен; когда появляются герои — «воры в законе», авторитеты преступного мира. Правосознание может формироваться ещё в детстве, когда, расшалившегося ребенка пугают тюрьмой или милиционером вместо того, чтобы внушить ему мысль, что милиционер-это его защитник, помощник. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского. Виды деформации правосознания Правовойинфантилизм— бесформированность, недостаточность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. Правовой нигилизм — отрицание социальной ценности права; осознанное игнорирование требований закона, та часть правосознания, которая резко критически относится к требованиям уважения и соблюдения права. «Перерождение» правосознания — крайняя степень искажения правосознания, включающая преступный умысел. Это антипод законности. Правовой дилетантизм — вольное обращение с законами, либо с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям. Правовой фетишизм — гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. 291 Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности. Причем правовой нигилизм может достигать таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы и правотворческих, и правоприменительных ее сигментов. Причины правового нигилизма самые разные — от вполне обоснованных протестов против тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как ненужного социального института. В России одной из идеологических причин возникновения правового нигилизма явилось утверждение об «отмирании» права. В 1962 году в стране с представлением о построении коммунизма пышно расцвели и идеи о решающей роли общественности в борьбе с правонарушениями. Отдавались «на поруки» преступники, вовсю работали товарищеские суды с их некомпетентностью. В итоге произошло умаление права, сформировалось нигилистическое отношение к нему. Формы выражения правового нигилизма:
Правовая демагогия — особый вид социальной демагогии, состоящий в общественно опасном, внешне эффектном воздействии отдельного лица либо различных объединений граждан на чувства, представления, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности для достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы народа и благосостояния государства. Правовой нигилизм — глубинная основа правовой демагогии. 292 Виды правосознания: 1.По субъектам:
2.По уровням: обыденное (эмпирическое), научное, профессиональное. 21.2. Понятие правовой культуры Правовая культура — это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества. В результате исследования правосознания различных слоев и групп населения установлено, что основные различия законопослушных лиц и правонарушителей заключаются не в правовой осведомленности (нормы права все знают или не знают примерно одинаково). Причина в другом — это в отношении к праву и к практике его применения. Наиболее резко это выражается в правовых установках и ценностных ориентациях. Интенсивность, степень выраженности, острота проявления этих различий оказались особенно высокими у юристов-профессионалов, что, впрочем, вполне естественно. Профессиональная юридическая культура включает в себя в качестве основы профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы (области) культуры, которые функционируют во взаимодействии с политической, эстетической, религиозной и другими проявлениями культуры. Правосознание как элемент правовой и профессиональной культуры, юридической культуры, а также сама она реализуется (объективируется) в механизме поведения и фактическом поведении (деятельности). В отличие от правосознания и профессионального сознания правовая культура и профессиональная юридическая культура включает в себя только положительные, социально полезные и ценные компоненты правовой деятельности, которые накоплены человечеством в ходе его развития и которые, в конечном счете, способствуют социальному прогрессу, цивилизации. 293 21.3. Правовое воспитание Правовое воспитание — это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе. Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых званий, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности. Элементами правовой культуры являются: квалифицированное правотворчество и правоприменение; правосознание народа, социальных групп и отдельных граждан. Свою регулирующую роль в обществе право выполняет в тесном взаимодействии с другими социальными нормами; политическими, нравственными, правилами общественных организаций, обычаями, традициями. Идейное целевое единство социальных норм не исключает различий между правовыми и другими социальными нормами. Эти различия проявляются: в содержании и характере регулирования ими общественных отношений; в способах их установления; в формах выражения; в способах охраны и степени определенности мер воздействия, применяемых к их нарушителям. Социальные нормы каждого вида имеют свои особенности, по-разному осуществляют регулирование различных сторон общественной жизни. Нормы политических партий по силе общего воздействия на развитие общества занимают одно из ведущих мест. Нравственность или мораль — это признаваемая абсолютным большинством населения совокупность правил поведения, выработанных в соответствии с определенными, в конечном счете, экономическими условиями жизни, взглядами о добре и зле, долге и справедливости, совести и чести, похвальном и постыдном и т.д. Нормы общественных организаций — это установленные их учредительными или руководящими органами правила поведения, выраженные в уставах и решениях, направленные на выполнение задач данной общественной организации (профсоюзы). Обычаи и традиции порождаются образом жизни. Для их соблюдения нужна внутренняя убежденность человека. Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, 294 законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Концентрированным выражением правосознания как формы общественного сознания является правовая идеология, т.е. система правовых взглядов, основывающихся на определенных социальных и научных позициях. Психологическую сторону правосознания составляют привычки, чувства, эмоции людей в отношении правовых явлений. Правосознание включает знание действующего права, его основных принципов и требований, но не сводится к нему. Для правосознания не менее важен оценочный момент и поведенческие установки. Правосознание подчинено общим закономерностям развития общественного сознания. Оно выступает как специфическое отражение экономических, политических и иных отношений данного общества, положения классов и индивидов в системе общественного производства и социально-политической структуры. Существенное влияние на правосознание оказывают другие формы общественного сознания — политическое сознание и мораль, общественная психология, исторические традиции, сложившийся образ жизни. Взаимосвязи правосознания и права носят сложный характер. С одной стороны, правосознание предшествует праву, поскольку последнее выражает взгляды и установки господствующих в обществе классов. Сложившаяся в данном обществе правовая система, в свою очередь, выступает в качестве одного из важнейших факторов, воздействующих на правосознание. Наконец, функционирование права, его применение и соблюдение зависят от уровня правосознания. |