Главная страница

камальдинова. Мультимедиа технологии


Скачать 6.03 Mb.
НазваниеМультимедиа технологии
Анкоркамальдинова
Дата23.05.2023
Размер6.03 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла440020236.pdf
ТипУчебное пособие
#1153250
страница36 из 37
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37
Аналого-цифровой
преобразователь
(АЦП)
– устройство, выполняющее дискретизацию.
Разрядность (глубина кодирования звука) – это количество бит, которое необходимо для кодирования дискретных уровней громкости цифрового звука.
Частота звука – количество измерений амплитуды аналогового сигнала в секунду.
Ключевые термины лекции 4
Компьютерная графика представляет собой одно из наиболее мощных направлений развития компьютерных технологий. Данное направление мультимедийных технологи предназначено для передачи пользователю визуальных изображений.
Растровое изображениеграфическое изображение, состоящее из мельчайших точек, составляющих определенный узор - растр.
Векторная графика – представляет изображение как набор примитивов, в качестве которых обычно выбираются точки, прямые, окружности, прямоугольники, а также сплайны некоторого порядка.
Цветовая модель – термин, обозначающий абстрактную модель описания представления цветов в виде кортежей чисел, обычно из трех или четырех значений, называемых цветовыми компонентами или цветовыми координатами.
Аппаратно-зависимые цветовые модели – цветовые модели данной группы описываю цвет применительно к конкретному, цветовоспроизводящему устройству (например, монитору), – RGB, CMYK
Аппаратно-независимые цветовые модели – эта группа цветовых моделей для того, чтобы дать однозначную информацию о цвете – XYZ, Lab.

424
Психологические цветовые модели – эти модели основываются на особенностях восприятия человека –HSB, HSV, HSL.
RGB – аддитивная цветовая модель, как правило, служащая для вывода изображения на экраны мониторов и другие электронные устройства. Как видно из названия – состоит из синего, красного и зеленого цветов, которые образуют все промежуточные.
CMYK – цветовая модель для описания отраженных цветов.
Цветовые режимы – практическая реализация цветовых моделей.
Ключевые термины лекции 5
Видео (от лат. Video – «смотрю», «вижу») – под этим термином понимают широкий спектр технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального и аудиовизуального материала на мониторах.
PAL (англ. Phase Alternating Line – построчное изменение фазы) – система аналогового цветного телевидения, разработанная инженером немецкой компании «Telefunken» Вальтером Брухом и принятая в качестве стандарта телевизионного вещания в 1966 году в Германии, Великобритании и ряде других стран Западной Европы.
SECAM (от фр. Séquentiel couleur avec mémoire, позднее Séquentiel couleur à mémoire – последовательный цвет с памятью; произносится [сека́м])
– система аналогового цветного телевидения, разработка которой началась во
Франции в конце 1950-х годов.
NTSC (от англ. National Television System Committee – Национальный комитет по телевизионным системам) – система аналогового цветного телевидения, разработанная в США.
Количество кадров в секунду (частота) – это число неподвижных изображений, сменяющих друг друга при показе 1 секунды видеоматериала и создающих эффект движения на экране.
Развертка – процесс переноса видео информации, с носителя, на экран. Развертка видеоматериала может быть прогрессивной (построчной) или чересстрочной (интерлейсинг).
Разрешение – это свойство системы показывать мелкие детали. Чем выше разрешение, тем больше деталей мы видим.
Соотношение ширины и высоты кадра – важнейший параметр в любом видеоматериале.
Ширина видеопотока или битрейт (от англ. Bit rate – частота битов) – это количество обрабатываемых бит видеоинформации за секунду времени.
Ключевые термины лекции 6
Цифровое телевидение (DTV) – это новый тип технологии вещания, которая позволяет передавать программы с кинематографическим качеством

425 изображения и CD – качеством звука, а также, с рядом других усовершенствований.
DVB (Digital Video Broadcasting, Цифровое Телевизионное Вещание) – европейский стандарт цифрового телевидения.
ATSC
(Advanced
Television
Systems
Committee,
Комитет
Усовершенствованных Телевизионных Систем) – американский стандарт цифрового телевидения.
ISDB (Integrated Services Digital Broadcasting, Встроенные Сервисы
Телевизионного Вещания) – японский стандарт цифрового телевидения.
DTMB (Digital Terrestrial Multimedia Broadcast, Цифровое Наземное
Мультимедийное Вещание) DMB-T/H – эфирное/мобильное – китайский стандарт цифрового телевидения.
TV стандартного разрешения (SDTV) – базовый уровень с разрешением, аналогичным аналоговому. Передачи SDTV могут идти в обычном (4:3) или широком (16:9) формате.
TV повышенного разрешения (EDTV) – это шаг вперед по сравнению с аналоговым телевидением. Вещание EDTV ведется широком формате 480p (16:9) или обычном (4:3) и обеспечивает лучшее качество изображения, чем SDTV, но не столь высокое, как HDTV.
TV высокого разрешения (HDTV) – разрешений широкого формата
(16:9) обеспечивает наивысшее из всех форматов телевизионного вещания разрешение и качество изображения.
DVB (Digital Video Broadcasting) – семейство стандартов цифрового телевидения разработанных консорциумом DVB и стандартизированных
Европейским институтом телекоммуникационных стандартов.
Международный
соююз
электросвяязи
(МСЭ,
ITU)
– международная организация, определяющая рекомендации в области телекоммуникаций и радио, а также регулирующая вопросы международного использования радиочастот (распределение радиочастот по назначениям и по странам).
Ключевые термины лекции 7
MPEG (Moving Pictures Experts Group) – Экспертная группа по движущимся изображениям.
Кодирование видео – это процесс преобразования цифровых видео- файлов из одного формата в другой.
MPEG 1 предназначен для записи синхронизированных ви- деоизображений (обычно в формате SIF 352x288) и звукового сопровождения на CD-ROM (VideoCD) со скоростью считывания до 1,5 Мбит/с. Качество
MPEG 1 примерно соответствует обычному VHS-видео.
MPEG 2 поддерживает более высокие разрешения, поскольку поток данных в этом стандарте намного больше (до 40 Мбит/с), транслируется через телевизионные спутники.

426
I (Intra) – исходный (ключевой) кадр, который кодируется как обыкновенная картинка. I-кадры играют роль опорных при восстановлении остальных изображений.
P (Predicted) – предсказанные кадры, описывающие различия между текущим и предыдущим кадрами (типа I или P).
B (Bidirectional) – интерполированные в двух направлениях (вперед и назад) кадры, содержащие лишь указатели на предыдущие или последующие кадры типа I или P.
Внутрикадровое
(intraframe) кодирование, уменьшает психофизиологическую избыточность в отдельных кадрах;
Межкадровое(interframe) кодирование, уменьшает избыточность, oбусловленную межкадровой корреляцией.
Пакетный поток – описывает объединение элементарных потоков одной или нескольких телевизионных программ в единый поток данных, удобный для записи или передачи по каналам цифровой связи.
Программный поток объединяет элементарные потоки, образующие телевизионную программу. При формировании программного потока образуются блоки из PES-пакетов.
Транспортный поток может объединять пакетные элементарные потоки, переносящие данные нескольких программ с независимыми временными базами. Он состоит из коротких пакетов фиксированной длины
(188 байтов).
Ключевые термины лекции 8
Плазменная панель (газоразрядный экран) – устройство отображения информации, монитор, использующее в своей работе явления электрического разряда в газе и возбуждаемого им свечения люминофора.
Плазма (от греч. πλάσμα «вылепленное», «оформленное») – в физике и химии полностью или частично ионизированный газ, который может быть как квазинейтральным, так и неквазинейтральным.
Ячейка плазменной панели – газонаполненная частица, основной элемент структуры плазменной панели.
Ключевые термины лекции 9
Жидкий кристалл – мезофазау, переходное состояние вещества между твердым и изотропным жидким.
Время отклика – этот показатель означает минимальное время, за которое ячейка жидкокристаллической панели изменяет цвет.
Контрастность соотношение яркости матрицы в состоянии
«черный» и «белый».
OLED (Organic Light Emitting Device) представляет собой электронное устройство, выполненное путем размещения ряда тонких органических пленок между проводниками.

427
TOLED – прозрачные органические светоизлучающие устройства;
FOLED – гибкие органические светоизлучающие устройства;
SOLED – сложенные органические светоизлучающие устройства.
Пассивная матрица дисплея состоит из массива отображающих элементов и пикселей, расположенных на поверхности по строкам и столбцам.
Активная матрица дисплея представляет собой массив, который разделяется на строки и столбцы с пикселями, образуемыми на пересечении линий строк и столбцов.
Ключевые термины лекции 10
Трехмерная графика – раздел компьютерной графики, посвященный методам создания изображений или видео путем моделирования объемных объектов в трехмерном пространстве.
Компьютерная графика – область деятельности, в которой компьютеры наряду со специальным программным обеспечением используются в качестве инструмента, как для создания и редактирования изображений, так и для оцифровки визуальной информации, полученной из реального мира, с целью дальнейшей ее обработки и хранения.
3D-моделирование – это процесс создания трехмерной модели объекта.
Полигональная графика – объект задается набором полигонов.
Полигон – это плоский многоугольник.
Аналитическая графика – объекты задаются аналитически, т.е. формулами.
Фрактальная графика
объект задается набором фракталов.
Фрактал – это рисунок, который состоит из подобных между собой элементов.
Моделирование – создание трехмерной математической модели сцены и объектов в ней.
Текстурирование– назначение поверхностям моделей растровых или процедурных текстур (подразумевает также настройку свойств материалов – прозрачность, отражения, шероховатость и пр.).
Освещение – установка и настройка источников света.
Анимация – придание движения объектам.
Динамическая симуляция – автоматический расчет взаимодействия частиц, твердых/мягких тел и пр. с моделируемыми силами гравитации, ветра, выталкивания и др., а также друг с другом.
Композитинг (компоновка) – доработка изображения.
Вывод полученного изображения на устройство вывода – дисплей или специальный принтер.
Текстура – растровое изображение, накладываемое на поверхность полигональной модели для придания ей цвета, окраски или иллюзии рельефа.

428
Рендеринг или отрисовка – термин в компьютерной графике, обозначающий процесс получения изображения по модели с помощью компьютерной программы
Ключевые термины лекции 11
Стереодисплей – название для устройства визуального отображения информации (дисплея), позволяющего создавать у зрителя иллюзию наличия реального объема у демонстрируемых объектов и иллюзию частичного либо полного погружения в сцену, за счет стереоскопического эффекта.
Стереоскопические 3D-дисплеи формируют отдельные изображения для каждого глаза. Такой принцип используется в стереоскопах, известных еще с начала XIX века.
Автостереоскопические 3D-дисплеи воспроизводят трехмерное изображение без каких-либо дополнительных аксессуаров для глаз или головы (таких как стереоочки или шлемы виртуальной реальности).
Голографические
3D-дисплеи имитируют пространственное размещение световых волн в таком виде, как они располагались бы при отражении света от реального трехмерного объекта.
Объемные дисплеи используют различные физические механизмы для показа светящихся точек в пределах некоторого объема.
Автостереоскопические дисплеи – дисплеи, не нуждающиеся в дополнительных аксессуарах, и способные самостоятельно формировать стереоэффект путем направления нужного пучка света в нужный глаз.
Пассивные дисплеианаглифические, использующие метод получения стереоэффекта для стереопары обычных изображений при помощи цветового кодирования изображений, предназначенных для левого и правого глаза.
Активные дисплеи затворные очки (жидкокристаллические или поляризационные), синхронизированные с дисплеем и поочередно затемняющиеся с той же частотой, с которой дисплей выводит изображения
(кадры) для каждого глаза.
Эклипсные 120-герцовые ЖК-дисплеи основан на попеременном показе с высокой частотой изображений для левого и правого глаза и синхронного с показом нужного ракурса переключения оптических.
Чересстрочные стереодисплеи во многом повторяют давно известный принцип чересстрочного видео, выводя его на новый уровень.
В поляризационно-фазовых дисплеях используется оригинальный способ получения стереоэффекта, не применявшийся ранее. Он основан на представлении стереопары как суммы двух ортогонально-ориентированных поляризованных изображений.
Зеркальные стереодисплеи – современные зеркальные стереодисплеи в целом построены по схеме, основанной на совмещении двух ортогонально поляризованных изображений с двух дисплеев с помощью полупрозрачного зеркала и последующем разделении левого и правого ракурсов стереопары с помощью пассивных поляризационных очков.

429
Стереокинематограф – разновидность кинематографических систем, вызывающих у зрителя иллюзию глубины пространства.
Стереопара – два изображения одного и того же объекта съемки, зафиксированные двумя идентичными объективами с двух точек, по своему положению имитирующих положение глаз человека. При раздельном их рассматривании левым и правым глазами воссоздается пространственное изображение.
Ключевые термины лекции 12
Статистическая избыточность – корреляционные связи между соседними (по вертикали и горизонтали) отсчетами ТВ сигнала.
Структурная избыточность – итог особенностей стандарта разложения или, по иному, преобразования изображения в ТВ сигнал
Спектральная избыточность проявляется как результат излишне высокой частоты дискретизации.
Избыточность по восприятию связана с особенностями зрения человека. Например, цветовое разрешение нашего зрения ниже яркостного.
Обычные компакт-диски – они предназначены только для считывания данных и изготавливаются на заводе методом штамповки.
Вначале это был единственный тип дисков.
Компакт-диски CD-R – записывающие компакт-диски.
Компакт-диски CD-RW – перезаписываемые компакт-диски.
DVD-диски реализуют гибридную технологию, называемую UDF-
Bridge, которая сочетает как новую файловую систему UDF, так и более старую систему ISO-9660 организации файлов на компакт-дисках.
Blu-ray – новый формат, способный хранить большие объемы информации и воспроизводить высококачественные изображения и видео.
HD DVD (цифровой универсальный диск высокой четкости) – новый формат, способный хранить большие объемы информации и воспроизводить высококачественные изображения и видео.
Ключевые термины лекции 13
Бистабильный экран – экран, способный отображать и удерживать два цвета точек без приложения питания, в отличие от одностабильных экранов.
Электронная бумага (e-paper, electronic paper; также электронные чернила, e-ink) – технология отображения информации, разработанная для имитации обычных чернил на бумаге.
Электроувлажнение – специальная технология, которая с помощью электрического тока контролирует форму границы между разделенным водой цветным маслом.

430
Ключевые термины лекции 14
Виртуальная реальность (от лат. virtus – потенциальный, возможный и лат. realis – действительный, существующий) – создаваемый техническими средствами мир и передаваемый человеку через его привычные для восприятия материального мира ощущения: зрение, слух, обоняние и другие.
Прожективные виртуальные реальности – к этому классу виртуальных реальностей относятся все реальности, созданные, спроектированные, исходя из некоторых идей.
Пограничные виртуальные реальности – реальности представляют собой сочетание обычной реальности с виртуальной.
Дополненная реальность – дополняет физический мир. Вы видите все то же, что и глазами, но с различными «дополнениями», например, имя сотрудника рядом с его лицом, какую-то 3D модель, расположенную на физическом столе и т.д.
Ключевые термины лекции 15
Дизайн – это продолжение работы по организации материала, которая начинается с того самого момента, когда мы впервые задумываемся над новым проектом.
Ключевые термины лекции 16
Лидар – это технология дистанционного зондирования, которая использует лазерный импульс для сбора измерений, которые затем можно использовать для создания 3D-моделей, карт объектов и окружающей среды.
Лидар в дополненной реальности – это технология, которая позволяет пользователю просматривать виртуальный контент так же, как он существовал бы в реальном мире.

431
Список терминов и сокращений
A
AAC – Advanced Audio Coding – проприетарный (патентованный) формат аудиофайла с потерями
ASCII – American Standard Code for Information Interchange – стандарт на кодировку символов
APLC – Advanced Peak Luminance Control – усовершенствованное управление яркостью белого
AR – Augmented Virtual Reality – дополненная реальность
ATSC – Advanced Television Systems Committee – Комитет
Усовершенствованных Телевизионных Систем
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37


написать администратору сайта