Курсовая работа - Мусульманское право в современном мире. Султанов А. ТГП - Курсовая. Мусульманское право в современном мире
Скачать 65.61 Kb.
|
Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия» Кафедра теории и истории государства и права КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: «Теория государства и права» на тему: «Мусульманское право в современном мире» Выполнил: Султанов Алмаз Айбекович, студент 1 курса очной формы обучения факультета юриспруденция группа Юб2004 Руководитель: Иванец Галина Ивановна, доцент кафедры, кандидат юридических наук. Оценка __________________________________ Подпись _________________________________ «__» ______________________________ 2021 г. Люберцы 2021 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ………………………………..………………………………………... 3 Общая характеристика мусульманского права …………………….. 6 Сущность мусульманского права ………………………………………... 6 История формирования мусульманского права: особенности становления и развития ………………………………………………………… 12 Источники мусульманского права ……………………………………… 16 Современное мусульманское право ………………………………….. 21 Мусульманское право в современных государствах …………............... 21 Проблемы мусульманского права в современном обществе ………….. 23 Заключение …………………………………………………………………….. 28 Список использованных источников ………………………………………. 31 Введение Исследовательский центр Pew Research в 2011 году опубликовал доклад1. В нём прогнозировался рост мусульманского населения с нынешнего показателя почти в 1,6 млрд чел. и достижение им отметки в более чем четверть от всей численности людей в мире. В этом докладе также приводятся данные по фертильности женщин, исповедующих ислам. В среднем на каждую мусульманку приходится 3,1 ребенка, тогда как у христианок этот показатель равен 2,6. Актуальность данной работы заключается в стремительном увеличении количества последователей ислама. Такие прогнозы дают понять, что ислам в будущем будет иметь достаточно большое влияние в мире. Вместе с ростом количества мусульман будет расти и роль мусульманского права. Мусульманское право оказывает существенное влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Оно широко действует в юридической и идеологической сфере, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Объектом исследования является мусульманское право как самостоятельная правовая система. Предмет исследования – нормы мусульманского права, их действие в современных условиях. Целью данной работы является выявить основные проблемы с которыми сталкивается мусульманское право в условиях развития глобализации и светского права. Для достижения данных целей необходимо: Раскрыть сущность мусульманского права Ознакомиться с отличительными особенностями развития мусульманского права; Охарактеризовать источники мусульманского права; Охарактеризовать систему мусульманского права в современном мире; Выявить основные проблемы мусульманского права в современном мире. В результате написания и изучения данной курсовой работы студент должен: Знать: Понятия ислам и мусульманское право; Особенности мусульманского права; Исторические особенности развития мусульманского права; Роль мусульманского права в странах востока; Самые насущные проблемы мусульманского права. Уметь: Применять понятия «мусульманское право», «шариат», «шиизм», «суннизм», «мазхаб»; Охарактеризовать мусульманское право и его источники; Распознавать основные причины возникновения конфликтов, противоречий между мусульманским и западноевропейским обществом. Методологическая основа курсовой работы включает: сравнительный анализ; изучение и анализ литературы; классификация; обобщение; наблюдение; Теоретической основой работы являются учебные материалы и научные статьи следующих авторов: Д. Рене, И. Ю. Крачковского, Э. Кулиева, Г.Э Адыгезалова, А. С. Даниеляна, Е. В. Епифанова, С. И. Сулимова, Д. Д. Трегубова, М. С. Хайдаровой, В. М. Корельского, В. Д. Перевалова, Е. М. Гордеевой, О. О. Ворожцовой, М. Санаи, И. А. Попова, О. Д. Михайловой, А. В. Молодчик, М. С. Нагорной и др. Структура курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА Сущность мусульманского права Важно обозначить, что в отличие от англосаксонской и романо-германской правовых семей мусульманское право является лишь одной из сторон ислама. Мусульманское право возникло в V-VIII вв. на территории Аравийского полуострова. Её развитие происходило одновременно с распространением глобального арабского религиозного учения. Его нормы носят исключительно божественный характер и не подлежат изменению человеком. Поэтому перед характеристикой мусульманского права, нам необходимо ознакомиться с принципами ислама. Ислам – одна из трех крупнейших религий (таких как христианство и буддизм), возникшая в VII в. н. э. в Мекке (Саудовская Аравия). Именно в Мекке жил сирота Мухаммед (571-632 гг. н.э.) на которого снизошли откровения, записанные в Коране. Он был объявлен посланником Аллаха, последним пророком. Приверженцы данной религии имеются на всех континентах и в большинстве стран мира. На арабском языке слово значение слова «ислам» происходит от глагола istaslama, что означает «подчиняться», «сдаваться»2. Таким образом, в религиозном контексте слово «ислам» означает «стремление достичь мира, добровольно отказываясь от своей воли ради истинной воли Бога» Данной религии характерны два отличительных аспекта: теология и шариат. В теологии устанавливаются догмы ислама, уточняются во что должен верить и во что не должен верить истинный мусульманин. В ней закреплены религиозные, морально-нравственные, гражданские и политические нормы. Шариат, собственно, то чем является мусульманские право, (в пер. с араб. – «путь следования») – это совокупность предписаний верующим, которые указывают на то, что мусульмане должны делать и что не должны. В Коране слово «шариат» используется для обозначения предписания Богом правильного пути, позволяющего правоверному мусульманину жить в благополучии в этом мире и попасть в рай в будущей жизни3 В источниках мусульманского права трудно найти управомочивающие или запрещающие нормы. В основном эти предписания сформулированы в виде обязанности или долга правоверного перед Аллахом. «…шариат основан на идее обязательств, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь.» 4 пишет французский правовед Рене Дэвид. Другой важной частью мусульманского права является фикх. Фикх следует понимать как знание правил внешнего поведения человека на основе изучения их источников или как наука об извлекаемых из этих источников нормах или оценках поступков человека. Мусульманское право в наше время характерно для стран Ближнего Востока и Аравийского полуострова (Афганистан, Иран, Саудовская Аравия, Ирак, Пакистан Судан и др.). Уникальность её также проявляется в его исключительности источников структуры, религиозности, особенности юридических терминов и конструкций, своеобразии норм и институтов. С одной стороны, религиозные нормы расположены в качестве ядра единого комплекса социально-нормативного регулирования, с другой – очень тесная связь правовых норм с богословием, этическими и религиозными решениями. В мусульманском праве выделяют 4 основных источника права. Первым, кто систематизировал источники права, сформулировавший эти понятия, разграничивший их между собой и установивший их соотношение и соподчинение был исламский богослов Мухаммад аш-Шафии 5. Так первым источником мусульманского права является Коран – священная книга ислама. Затем сунна (свод преданий о жизни и деятельности Мухаммеда). Третий источник – это иджма, единое соглашение, мнение признанных правоведов мусульманского общества. Четвертый и последний источник, кияс – суждение по аналогии юридических вопросах. По структуре в мусульманском праве отсутствует систематизация. В ней нет деления на частное и публичное; отсутствует также дифференциация отраслей права, которые характерны для романо-германской правовой семьи. Так как мусульманская правовая семья образовалась в средневековье, она достаточно строго относится к изменениям и новшествам. Так, например, её консерватизм проявляется в полном отсутствии современных отраслей права (информационное, экологическое и др.) Однако важно отметить, что многие традиционные отрасли, такие как уголовное, гражданское, судебное семейное и др. сохраняются, хотя и с некоторыми характерностями. Далее мы будем рассматривать особенности отраслей мусульманского права. Будут приводится выдержки из Корана. Для лучшего понимания, необходимо кратко описать его структуру. По структуре Коран представляет собой кодифицированный сборник коротких стихотворных произведений, состоящий из 144 сур, содержащих в себе более 6 000 аятов (стихов), напрямую друг из друга не вытекающих.4 Отрасль правового статуса личности. В ней закрепляется деление людей на правоверных и всех остальных. Про последних, неправоверных, многобожников, в Коране даже говориться, что их нужно убивать: (Коран сура 4, аят 91) «не берите же из них друзей, пока они не выселятся на пути Аллаха, если же они не выселятся на пути Аллаха, если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников»6 В нормах шариата также проявлялось явное гендерное неравенство. Коран дает мужчинам право контролировать жену. Если он не доволен поведением жены, то он имеет право словесно порицать, лишать близости и бить.7 «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины - благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, - поистине, Аллах возвышен, велик!»8 В Коране также содержаться много аятов, которые сильно принижают права женщин: муж может легко обвинить жену в измене без доказательств и привести её к смерти9; мусульмане могут жениться на несовершеннолетних девочках10; женщины по своей сущности не чисты и даже её поцелуй загрязнит мужчину, так женщину приравнивают сортиру.11 Особенность гражданского права в исламе («муамалат») заключается в регулировании режима собственности из того, что верховное право на любое имущество принадлежит Аллаху. Таким образом, используя придания Пророка о том, что некоторые природные объекты (земля, вода) не могут принадлежать частным лицам, в странах с мусульманской правовой системой производятся национализация и аграрные реформы. На основе муамалата основан институт вакуфного имущества, когда имущество (движимое, недвижимое) переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. Даритель хоть и терял титульное право на владение этим имуществом, но сохранял за собой право на управление этим имуществом и резервирование части доходов для себя и своих наследников12 Не мало внимания уделено семейному праву. Там подробно регулируются вопросы заключений и расторжения брака. Как цитировалось выше, принцип равенство полов в браке отвергался. Также мусульманин мог иметь до четырех жен, если он был в состоянии обеспечить их жильем и всем необходимым. «А если вы боитесь, что будете не справедливы с сиротами, то женитесь на тех, что приятны вам, на одной, двух, трех или четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы (пленницах и рабынях).»13 Уголовное право основано на принципе талиона. «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и помирится, тому награда будет от Аллаха.»14. Уголовное право ислама основывается на различии двух видов наказаний: твердо установленными (худуд) и дискреционными (тазир). Установленные наказания, причем весьма жестокие, следуют за следующие преступления: убийство, воровство прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, употребление спиртных напитков, бунт и вооруженное ограбление. В других случаях судья выносит решение на свое усмотрение. В литературе уголовному праву ислама дается следующая характеристика: «…для мусульманского уголовного права характерны архаичность, невысокая юридическая техника, лапидарность…»15 Наследственное право в Коране также регулировалось. Наследники делились на 3 категории по степени родства: 1) супруги, родители и дети наследователя; 2) браться и сестры, их предки; 3) дяди и тети, их дети. Доля каждого из наследников в ясной форме определена в Коране. Мусульманская правовая семья также делится на два основных вероучения: суннизм и шиизм. Они отличаются от друг друга и делятся на множество щкол. Ознакомимся с историей возникновения этих направлений и рассмотрим их отличительные признаки. Для полного понимания того, о чем пойдет речь далее нам необходимо дать определение слову халифат. Мусульманский ученый-правовед, Ибн Халдун писал, что халифат представляет собой руководство людьми в соответствии с шариатом в их небесных и земных делах, относящихся к власти, поскольку все земное у Аллаха восходит к интересам потустороннего мира.16 После своей смерти Мухаммед не оставил наследника. Необходимо было решить вопрос престолонаследия. Именно на основе этой проблемы возникли разногласия. В священной книге Коране и Сунне Пророка Мухаммеда имеется крайне мало положений, касающихся назначения и структуры публичной власти. Большинство мусульман (сунниты) были за сохранение халифата в его традиционном виде, только без обязательного замещения престола потомками Мухаммеда. При этом халиф обладает властью как ставленник общины верующих, а община наделена правом выбирать правителя по воле Аллаха. Шииты не признают халифат вообще. Они считают, что после пресечения династии Пророка исчезла и всякая легитимная светская власть.17 Это означало, что любая светская власть воспринимается как необходимое зло и не может претендовать на сакральный статус. Шииты признавали духовную власть, которыми являлись духовные учителя и руководители – имамы. Имам шиитов в отличии от халифа суннитов, прежде всего богослов и священнослужитель, а не политический деятель. Заканчивая рассмотрение сущности мусульманского права, необходимо подвести итоги. Таким образом, мусульманское право, в отличии англосаксонской и романо-германской правовых семей является неотъемлемой частью Ислама. Шариат являясь совокупностью предписаний для верующих, представляет собой мусульманское право. Для норм шариата характерен не диспозитивный метод, а императивный. Источниками мусульманского права являются: Коран, сунна, иджма и кияс. В структуре мусульманского права отсутствует систематизация, дифференциация. Шариату присуще архаичность и консерватизм, так в ней отсутствуют новые отрасли права. Рассматривая особенности традиционных отраслей мусульманского права можно выделить следующее: в отрасли правового статуса личности закрепляются деление людей по верованию: правоверные и остальные. Права женщин в данной отрасли принижаются. На основе гражданского права действует институт вакуфного имущества. В гражданском праве также подробно рассматриваются вопросы заключений и расторжения брака. Примечательно то, что мужчинам разрешалось жить в полигамии и иметь рабынь. Уголовное право в шариате основывалось на принципе талиона. В данной отрасли права выделяли два вида наказаний: твердо установленными и дискреционными. Подробно было прописано в Коране также и про наследственное право. Мусульманское право делится на два основных течения: суннизм и шиизм. Сунниты выступали за выборность халифов, а шииты считали, что халифом может стать только тот, кто имеет кровную связь с Пророком Мухаммедом. История формирования мусульманского права: особенности становления и развития Начало мусульманского права связывают с Пророком Мухаммедом (571-632 гг. н. э.). В своих публичных проповедях он излагал систему религиозных и правовых взглядов, полученных им, непосредственно от Аллаха. Изначально существовало несколько центров прото-юриспруденции, в которых образованные люди высказывали свои суждения по определенному вопросу. Такие центрами были Мекка, Медина, Куфа, Басра, Дамаск и Багдад. Авторитетными источниками в Мекке считались Ибн Аббас и Ата ибн Аби Рабах, в Медине – омар и его сын АбдАллах ибн Омар, в Куфе – Али и АбдАллах ибн Масуд, в Басре – Шуба ибн аль-Хажжаж, в Дамаске – аль-Авзаи, в Багдаде – Ибн Ханбаль.18 Как упоминалось выше, после смерти Пророка ислам разделился на два вероучения: сунниты и шииты. В каждой из этих направлений образовались свои школы (мазхабы). Так в суннитском направлении выделяют четыре основные школы, получившие свое название по именам их основателей: ханафитская - основатель Абу Ханиф ибн Сабит (6999-767); шафиитская – Мухаммед ибн Идоис аш-Шафии (767-820); маликитская – Малик ибн Анас (713-795) и ханбалитская – аш-Шафин Ахмад ибн Ханбалом аш-Шейбани (780-855). Шиизм также существуют правовые школы – джафаритская (имамитская) и зайдитская. Кратко рассмотрим каждую школу. Ханафитская школа отличается в нестрогой формулировке норм. Обсуждению юридических вопросов характерна склонность к логическим конструкциям. Крайне часто при судебных заключениях используют кияс (аналогия). Из-за такой особенности последователей школы Абу Ханифы прозвали людьми аналогии (ахли-ль-кияс). Приверженцы маликитской школы отличаются от ханафитской суровостью постановлений. Это связано с тем, что они придерживаются буквального толования Корана и преданий. Последователи Имама Малика имеют большую склонность к возвеличиванию предания и часто применяют его при рассмотрении юридических вопросов. Именно за это их называют людьми предания (асхабу-ль-хадисъ) Представители шафиитской школы не так либеральна, как ханафитская школа, но и не так сурова, как маликитская. Но стоит отметить, что они придерживаются формального принципа при обсуждении разных юридических казусов и споров. Ханбалитская школа проявляет особую склонность к буквальному пониманию изречений Корана и преданий. Они пренебрегают аналогией, мнением признанных правоведов мусульманского общества (иджма) и местным обычаями. Стоит подчеркнуть, что суннизм хоть и делится на разные школы, все они считаются одинаково правоверными в глазах суннитов и пользуются равным религиозно-правовым авторитетом. Данные школы рассматриваются, как вытекающее из одного источника истины. Мусульманам рекомендуется оказывать каждой школе должное почтение. Когда у последователей одной школы возникает отношение с последователями другой школы, обе стороны должны соблюдать правила религиозной учтивости. В настоящее время последователям ханафитского мазхаба являются мусульмане Афганистана, России, Средней Азии, Турции и больше части Индии. Мусульмане шафиитской школы – это мусульмане большинства государств Аравии, Египта, Малайзии. Последователи маликитского мазхаба живут в странах Северной Африки (в частности Судан) и Йемене. А представители ханбалитской школы в основном находятся в Саудовской Аравии. Каждая из этих школ оказало существенное влияние на мусульманское право. Так, например, во второй половине VIII в. последователями ханафитского мазхаба был разработан метод аналогической дедукции, который позволил упростить анализ правовых явлений. Значение этого принципа было столь велико, что он был принят в качестве одного из корней - источников мусульманского права, наряду с Кораном и Сунной. До Х в. значительное влияние на эволюцию мусульманского права проявили исламские правоведы и судьи (кади). Их влияние на мусульманскую правовую систему была достаточно значимым. Некоторые исследователи даже стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период основные правовые пробелы в мусульманском праве восполняются, на основе толкования Корана, также появляется множество новых предписаний. В X в. мусульманское правоведение превратилось в самостоятельную дисциплину, которую относят к категории религиозных наук. Предмет мусульманского правоведения изучает 2 категорий норм: ибадат - нормы, которые определяют отношение правоверных с Богом (правила культа и исполнения религиозных обязанностей); муамалят - нормы, которые регулируют взаимоотношения между мусульманами, государством и подданными. Муамалят также регулирует отношения с другими конфессиями и государствами. К XIII в мусульманское право практически утратило свою целостность и стал разделяться на разные ветви. Правовая политика государства обязывала народ придерживаться конкретной юридической школы. В результате национальное мусульманское право оказалось раздробленным и разведенным по разным национально-государственным "квартирам", получило территориальную "прописку". Подобно романо-германскому праву, периода кодификации, оно стало правом национальным. Дальнейшее развитие мусульманского права следовало по пути последовательного устранения внутренних несогласованностей, противоречий, которые существовали в рамках той или иной мусульманской школы, а также создание общих положений, принципов единых для всех мазхабов. Эти положения придали исламскому праву логическую структурность, стройность и усовершенствовали его регулятивный потенциал. Со второй половины XIX столетия начинается активное заимствование европейского права, по больше части романо-германского. В настоящее время в отдельных арабских странах (например, в Турции) романо-германская правовая система практически вытеснила мусульманские правовые нормы. В Алжире, Египте и других странах исламское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений, в основном в сфере "личного статуса" мусульман. В Иране, Пакистане, Ливии, Судане (страны, где доминируют фундаментальные позиции) действие мусульманского права более широкое. Оно включает различные институты, гражданского, уголовного, государственного права, других отраслей. Происходит своеобразный ренессанс исламско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям, что соответственно влечет за собой расширение предмета регулирования мусульманского права. Заканчивая данную подглаву следует подвести итоги. Своё начало мусульманское право берет с Пророка Мухаммеда. Далее после его смерти в исламе образовались два течения: сунниты и шииты. Данные течения в свою очередь подразделялись на мусульманские правовые школы (мазхабы). Суннизм делится на ханафитскую, шафиитскую, маликитскую, ханбалитскую школы. В шшизме выделяют две школы: джафаритская (имамитская) и зайдитская. Каждое из этих школ имело достаточное большое влияние на развитие мусульманского права. Также существовало несколько центров прото-юриспруденции (Мекка, Медина, Куфа, Басра, Дамаск и Багдад), где признанные богословы высказывали свои суждения по определенному вопросу в исламском праве. В усовершенствовании мусульманского права не маловажную роль играли исламские правоведы и судьи (кадьи). Многие спорные моменты, которые не были отражены в Коране и Сунне были решены благодаря им. |