Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнения по развитию ритма

  • Упражнения по развитию голоса

  • Упражнения по развитию высоты голоса

  • I. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения

  • Упражнения по освоению ритмики слова

  • Упражнения по отработке интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении

  • II. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения

  • III. Работа над интонацией восклицательного предложения

  • IV. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи

  • Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) учебное пособие


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеН. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) учебное пособие
    Дата01.03.2018
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла3_Preodolenie_rechevykh_narusheniy_u_doshkolnikov_korrektsia_ste.doc
    ТипУчебное пособие
    #37494
    страница4 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    §   автоматизация звука С в словах, содержащих обратный слог УС с ударением на нем: ус, трус, вкус, капуста, вкусный ит. д.;

    §   автоматизация звука С в словах, содержащих обратный слог УС без ударения на нем: уснул, устал, успех, фокус, парус, автобус и т. д.;

    §   автоматизация звука С в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с обратным слогом УС с ударением и без ударения на нем: Круглый арбуз. Вкусная капуста. Усталый ребенок уснул. Белеет парус вдалеке. И т. д.

    2. Автоматизация звука С в обратных слогах в сочетании с гласным О (О-----С, ОС):

    §   автоматизация звука С в словах, содержащих обратный слог ОС с ударением на нем: нос, рос, мост, хвост, воск, оспа и т. д.;

    §   автоматизация звука С в предложениях, содержащих слова с обратным слогом ОС с ударением на нем: Вот пес. У дятла острый нос. Береги нос в мороз. Уходи мороз — март тепло принес. И т. д.

    3. Автоматизация звука С в обратных слогах в сочетании с гласным А (А------С, АС):

    §   автоматизация звука С в словах, содержащих обратный слог АС с ударением на нем: таз, нас, вас, квас, астра, каска, маска, паста, ананас и т. д.;

    §   автоматизация звука С в словах, содержащих обратный слог АС без ударения на нем: остатки, доска, костер, голос, волос и т. д.;

    §   автоматизация звука С в предложениях, содержащих слова с обратным слогом АС с ударением и без ударения на нем: На клумбе астры. У Вани громкий голос. Остатки доски кинули в костер. И т. д.

    4. Автоматизация звука С в слогах в сочетании с гласным Ы (Ы С, ЫС):

    §   автоматизация звука С в словах, содержащих обратный слог ЫС с ударением на нем: мыс, быстро, выступ, выставка и т. д.;

    §   автоматизация звука С в предложениях, содержащих слова с обратным слогом ЫС с ударением на нем: Автомобиль едет быстро. Папа выслал ботинки. По полю рыскал волк. И т. д.

    Автоматизация звука в сочетании с любым гласным осуществляется от слогов к слову, а затем к предложению, с тем чтобы быстрее и естественнее ввести звук в данной структуре слога в различный по своей сложности контекст. После автоматизации звука поочередно с различными гласными в структуре слога типа ГС звук также автоматизируется в речевом материале, включающем структуру слога СГ.

    III. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

    Поскольку фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов (звукопроизношения и просодики) и поскольку у детей со стертой дизартрией имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, в процессе логопедического воздействия проводится работа по формированию интонационной выразительности речи.

    Проведению этой работы предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы.

    Работа над ритмом проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур.

    Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры: //, ///, ////, // //, // // // //, /// ///. //// ////. /. U/, //, //, /и/и и т. д., где / -громкий, а и — тихий удар.

    Упражнения по развитию ритма

    Восприятие ритма

    1.        Прослушать изолированные удары (//, ///, //// и т. д.). Определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.

    2.        Прослушать серии простых ударов (// // // //, /// ///. //// //// и т.д.)- Определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.

    3.        Прослушать серии акцентированных ударов (/uu /, / /, //uu// и т. д.). Определить, сколько и какие удары были предъявлены, путем показа карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.

    Воспроизведение ритма

    1.        Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные изолированные удары.

    2.        Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные серии простых ударов.

    3.        Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) серии акцентированных ударов.

    4.        Записать условными знаками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).

    5.        Самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные).

    Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи строится с учетом современных лингвистических представлений об интонации. Любое высказывание, независимо от его длительности, оформлено фонетически как некое целое. Звуковым средством, помогающим оформить высказывание таким образом, является интонация, которая имеет объективное лингвистическое значение.

    Интонация складывается из нескольких компонентов: частоты основного тона голоса (мелодики), интенсивности (фразового ударения), длительности (темпа), паузы и тембра. Эти акустические характеристики интонации тесно взаимодействуют между собой, выполняя при этом различные функции.

    Мелодика служит, во-первых, средством членения речевого потока и, во-вторых, средством для связывания отдельных его частей. Более чем другие компоненты интонации, мелодика определяет коммуникативный тип предложения.

    Выделение какой-либо части высказывания является функцией другого компонента интонации — интенсивности. Выделить можно любую часть высказывания в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть. Такое участие интенсивности в оформлении высказывания связывают с логическим ударением.

    Длительность (темп) как компонент интонации характеризует относительную скорость произнесения отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой и обусловлена содержанием высказывания, функцией составляющих его слов: служебные слова

    произносятся быстрее, чем знаменательные; среди знаменательных медленнее произносятся слова, несущие основную смысловую нагрузку.

    В оформлении высказывания важную роль играет и пауза, употребляемая в речи, во-первых, для отделения одной синтаксической единицы от другой, во-вторых, для выражения связи между ними и, в-третьих, для передачи того или иного эмоционального оттенка.

    Одним из компонентов интонации, служащим только для выражения ее эмоционального аспекта, является тембр (чистота, яркость звучания голоса) (Е. А. Брызгунова, Л. Р. Зиндер, Н. Д. Святозарова и др.).

    С учетом вышесказанного логопедическая работа осуществляется над всеми компонентами интонации и проводится в следующей последовательности: формирование интонационной выразительности в направлении 1) от обобщенного представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур, 2) от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи, 3) от усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале, 4) от различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.

    Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.

    1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи

    В задачи этого этапа входит:

    §   показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;

    §   познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

    В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется по пяти направлениям.

    1.        Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.

    Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз — без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.

    2.        Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

    Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически так: →. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.

    Логопед говорит о том, что на письме такие предложения обозначаются точкой. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это точка — точка-одиночка». После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений. Выделяя их, дети поднимают карточки с точкой.

    Примерный текст:

    Два цвета

    Саша нарисовал синюю собаку и красного зайца. Папа посмотрел и удивился: «Разве бывают синие собаки и красные зайцы?» Но у Саши было только два карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и синюю сумку.

    Затем детям предлагаются различные тексты и дается задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встречается в тексте.

    3.        Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения

    Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически:

    Для обозначения вопроса предлагается знак ? Демонстрируется карточка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:

    Это кривоносый

    Вопросительный знак,

    Задает он всем вопросы:

    «Кто? Кого? Откуда? Как?»

    После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.

    Примерный текст:

    Хомяк

    Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в нору перекатывать.

    Затем детям предлагается при предъявлении текстов и стихов выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.

    4.        Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

    Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями типа «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:

    §   Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)

    §   Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)

    §   Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!) И т. д.

    Затем детям снова последовательно показываются подобранные картинки и дается задание: назвать слово, соответствующее данной картинке. Потом логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» После этого детям показывается, что восклицательно можно произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически следующим образом:

    Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения. Для обозначения восклицания дается соответствующий знак: «Восклицание мы будем обозначать вот таким знаком !» Заучивается стихотворение про восклицательный знак:

    Чудак — восклицательный знак.

    Никогда он не молчит,

    Оглушительно кричит:

    «Ура! Долой! Караул! Разбой!»

    После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.

    Примерный текст:

    Самый важный

    «Я самый важный! Я всех бужу», — говорил будильник. «Я важнее! Всех вожу! — говорил автобус. «А я важнее вас! Я построил этот дом», — говорил подъемный кран. Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало: «Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!»

    Затем при предъявлении текстов и стихов дети выкладывают перед собой столько фишек (записывают столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.

    5.        Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи

    Логопед повторяет с детьми, какие виды интонаций они знают: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопрос, восклицание; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям дается задание определить интонацию предложений в тексте. На каждый интонационный тип предложения поднимается карточка с соответствующим грамматическим знаком. Примерный текст:

    Сорока и мышь

    - Мышка-трусишка, ты треска боишься?

    - Ни крошечки не боюсь!

    - А громкого свиста?

    - Ни капельки не боюсь!

    - А страшного рева?

    - Нисколечки не боюсь!

    - А чего же ты боишься?

    - Да тихого шороха.

    Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.

    2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

    В задачи этого этапа входит:

    §   формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;

    §   последующая их дифференциация в экспрессивной речи.

    В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции

    Упражнения по развитию голоса

    1.        Удлинение произнесения звуков (при средней сила голоса)

    2.        Усиление голоса (беззвучная артикуляция – шепот – тихо – громко)

    3.        Ослабление голоса (громко – тихо – шепот – беззвучная артикуляция):

    4.        Те же упражнения, но без паузы.

    5.        Усиление и ослабление голоса без паузы на одном выдохе:

    6.        Усиление голоса с увеличением длительности звучания:

    7.        Ослабление голоса с увеличением длительности звучания

    8.        Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса.

    9.        Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса.

    10.    Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:

    понедельник, вторник — беззвучная артикуляция;

    среда, четверг — шепот;

    пятница, суббота — голосом средней силы;

    воскресенье — громко;

    суббота, пятница — голосом средней силы;

    четверг, среда — шепот;

    вторник, понедельник — беззвучная артикуляция.

    11.    Произнесение предложений с изменением силы голоса:

    12.    «Эхо».

    Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Дети первой группы произносят слова громким голосом, дети второй группы — тихим. Затем группы меняются ролями.

    В лесу кричу: «Ау! Ау!»

    А мне в ответ: «Ау! Ау!»

    Горе кричу: «Ау! Ау!»

    Гора в ответ: «Ау! Ау!»

    13.    «Игра на пианино».

    Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие, изменяя силу голоса в соответствии с текстом.

    Ударяй тихонечко: стук — стук — стук (тихо),

    И тогда услышишь ты нежный звук (тихо).

    Ударяй сильнее: стук — стук — стук (громко),

    И тогда услышишь громкий звук (громко).

    14.    Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.

    А сова — все ближе, ближе (голосом средней силы),

    А сова — все ниже, ниже (голосом средней силы)

    И кричит (громко)

    В тиши ночной (тихо):

    Поиграй, дружок, со мной! (громко)

    (С. Маршак)

    Была (голосом средней силы)

    тишина, тишина, тишина... (тихо)

    Вдруг (громче)

    грохотом (еще громче)

    грома (громко)

    сменилась она (голосом средней силы).

    И вот уже дождик (голосом средней силы)

    тихонько (очень тихо) —

    ты слышал? (тихо)

    Закапал, закапал, закапал по крыше (голосом средней силы).

    (А. Барто)

    На полянку, на лужок

    Тихо падает снежок (тихо).

    Но подул вдруг ветерок —

    Закружился наш снежок (громче).

    Пляшут все пушинки,

    Белые снежинки (громко).

    Сто ребят и сто девчат

    Все лежат и все молчат (очень тихо).

    Ты лежишь и я лежу... (тихо)

    Муха села мне на палец

    И спросила: «Вы проспались?» (громко)

    Пальцем муху я ловлю... (громко)

    Засыпаю (тише).

    Сплю (тихо).

    Вдруг все громче голоса:

    «Ой, оса! Летит оса!

    Вон у Витьки на носу!

    Ну, ловите же осу!» (громче)

    Все несутся за осой,

    Витя прыгает босой,

    Сто ребят и сто девчат

    Все хохочут и кричат.

    Настоящий тихий час! (громко)

    Улетела прочь оса,

    И замолкли голоса (тише).

    Сто ребят и сто девчат

    Все лежат и молчат (тихо).

    Тихо тикают часы.

    Это сон насчет осы?

    Я осу во сне ловлю...

    Сплю... (очень тихо)

    (А. Барто)

    Упражнения по развитию высоты голоса

    Проводятся путем подражания звучанию различной высоты с опорой на движения руки и графические изображения.

    1.        Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков.

    2.        Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух или трех звуков.

    3.        Повышение и понижение голоса при произнесении слогов.

    4.        «Укачивание (имитация укачивания ребенка, куклы)

    5.        «Ступеньки»

    6.        Проговаривание стихотворений, соблюдая изменения голоса по высоте.

    Бьют часы,

    Бьют часы: динъ –дан – дон

    На дереве, на веточках

    Воробышки сидят:

    «Чирик –чирик , чирик -чирик ,

    Чирик - чирик » — кричат.

    Бежал ручей по камешкам —

    Бежал , бежал , бежал .

    Потом в глубокой лужице —

    Лежал, лежал , лежал

    ***

    Дали туфельку слону

    Взял он туфельку одну

    И сказал: «Нужны пошире

    И не две, а все четыре»

    7.        «Вопрос — ответ».

    Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

    - Ну, Весна, как дела? (высоко)

    - У меня уборка, ( низко)

    - Для чего тебе метла? (высоко)

    - Снег мести с пригорка, (низко)

    (О. Высотская)

    - Это кто? Это кто

    По дороге скачет? (высоко)

    - Это наш озорной

    Непоседа-мячик, (низко)

    - Где купили вы, синьор,

    Этот красный помидор? (высоко)

    - Вот невежливый вопрос:

    Это собственный мой нос! (низко)

    - Был сапожник? (высоко)

    - Был. (низко)

    - Шил сапожки? (высоко)

    - Шил. (низко)

    - Для кого сапожки? (высоко)

    - Для пушистой кошки, (низко)

    - Почему корова эта

    Маленького роста? (высоко)

    - Это же — ребенок,

    Это же — теленок, (низко)

    (А. Шибаев)

    8.        Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.

    9.        Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).

    Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в направлении 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале, 2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

    Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по четырем направлениям.

    I. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения

    Так как оформление повествовательной интонации во многом обусловлено изменением высоты ударного слога, большое внимание уделяется выделению ударного слога и работе над ритмикой слова. Поскольку в предложениях, составляющих единое целое — синтагму, как и в слове, можно выделить предударную—ударную или предударную—ударную—заударную части, то работа над ритмикой слова имеет своей целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помощью соответствующих звуковых средств (изменения высоты голоса, длительности гласных звуков). В процессе работы детям предлагается проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно различный речевой материал.

    Упражнения по освоению ритмики слова

    1.        Произнесение односложных слов:

    а) простых: да, но, ты, мы, он, ем, сел, там, сук, мак, суп, сыт, сам, дым, нос, лес, дом, сон, лом, сыр и т. д.;

    б) со стечением согласных: сто, сталь, волк, свет, страх, гном, стук, стол, старт, мост, куст, лист, танк и т. д.;

    в) в структуре нераспространенных предложений: Соль стоит. Сом спит. Сын ест. Волк пьет. Снег скрипит. И т. д.

    2.        Произнесение пар слов с гласными У, Ы, И, находящимися в ударной и безударной позиции:

    а) слова с гласными в ударном и предударном слогах: суп — супы, лист — листы, куст — кусты, лис — лиса, зуд — зудит и т. д.;

    б) слова с гласными в ударном и заударном слогах: сам — сами, сок — соки, соль — соли, зуб — зубы и т. д.;

    в) слова различной слоговой структуры и местом расположения гласного по отношению к ударению в слове: умный, устный, улица, удар, урюк, уроки, изучать, музыкант, август, градус, выпуск и т. д.

    3.        Произнесение пар слов с гласными Э, О, А, находящимися в ударной или безударной позиции.

    Гласный звук Э:

    а) в первом предударном слоге: цвет — цветы, смех — смешной, взгляд — глядеть, стены — стена, взял — взяла, связь — связать и т. д.;

    б) во втором предударном слоге: серый — серебро, белый — белизна и т. д.;

    в) в других предударных слогах: перенести, перевезти, переезжать и т. д.;

    г) в заударном слоге: занять — занятый, девятый — девять, смотреть — просмотренный и т. д.;

    д) в различной структуре слов: веселый, зеленый, секрет, певец, среда, месяц, палец, мастер, повесть, вывесить, зверинец, земляника, путешественник и т. д.

    Гласные звуки А, О:

    а) в первом предударном слоге: сам — сама, стар — старик, стол —столы, мост — мосты, дом — дома и т. д.

    б) во втором предударном слоге: сама — самолет, создать — создавать, сказать — рассказать, балет — балерина и т. д.;

    в) в других предударных слогах: сопровождать, прополоскать, заболевание и т. д.;

    г) в заударных слогах: мороз — заморозки, золотой — золото, слова — слово, сказать — высказать и т. д.

    4.        Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения:

    а) с ударением на первом слоге: Утром холодно. В восемь вечера. Слушали радио. Видел сына. Поздняя осень. В разных странах. И т. д.;

    б) с ударением на одном из средних слогов: Домашнее задание. Последняя остановка. Строительство завода. И т. д.;

    в) с ударением на конечном слоге: Задать вопрос. Самолет летит. Ходил в кино. Пришел в магазин. И т. д.;

    г) в различных комбинациях по месту ударения: Новый рассказ. Станция метро. Несколько секунд. Не было дождя. Художественные фильмы. И т. д.

    Упражнения по отработке интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении

    1.        Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения:

    Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Сегодня на улице сыро. Стоит сухая погода. Мне понравилась сказка.

    2.        Отработка повествовательной конструкции с передвижением интонационного центра в неконечную позицию:

    Я хожу в детский сад. И мой друг ходит в детский сад. Он уехал на дачу. И его соседи уехали на дачу. В моей комнате стоит стол. И в комнате сестры стоит стол.

    II. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения

    В процессе работы детям показывается, что при воспроизведении вопросительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят сопряженно с логопедом, повторяют за ним, произносят самостоятельно предложенный речевой материал.

    Упражнения

    1.        Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.

    а. Резкое повышение тона в односложном слове:

    твой? — твой сок? суп? — твой суп?

    стол? — там стол? нос? — это нос?

    дом? — твой дом? сад? — там сад?

    сам? — ты сам?

    б. Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:

    солдаты? — там солдаты?

    в столовой? — он в столовой?

    старушка? — идет старушка?

    снежинки? — летят снежинки?

    в. Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:

    этот? — этот сад?

    весело? — вам весело?

    очень? — очень вкусно?

    ласковый? — ласковый кот?

    г. Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на последнем слоге:

    письмо? — вам письмо?

    хорошо? — здесь хорошо?

    далеко? — тебе далеко?

    коньки? — твои коньки?

    д. Выделение вопросительной интонацией слова в начале, середине и в конце предложения:

    Можно взять санки? Все играют? Долго нам спать?

    Вам все понятно? Тебе хорошо видно? Ты можешь достать сливу?

    Ты идешь домой? Сказка тебе понравилась? Вы письмо получили?

    Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка?

    2.        Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом.

    а. Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения:

    Кто пришел? Какое сегодня число? Сколько тебе лет? Когда вы обедаете?

    б. Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в середине предложения:

    Тебе сколько лет? Ты когда пойдешь гулять? Ты что будешь есть?

    3.        Закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряженно с логопедом, по подражанию, самостоятельно).

    Примерный речевой материал:

    Что такое? Что случилось?

    Отчего же все кругом

    Завертелось, закружилось

    И помчалось колесом?

    (К. Чуковский)

    Куда вы пропали?

    Или в канаву упали?

    Или шальные собаки

    Вас разорвали во мраке?

    (К. Чуковский)

    Что за шум? Что за вой?

    Как ты смеешь тут ходить,

    По-турецки говорить?

    Крокодилам тут ходить воспрещается.

    (К. Чуковский)

    Который час? Чем занята?

    Двенадцать бьет. Штанишки шьет.

    Кто вам сказал? Кому?

    Знакомый кот. Супругу своему.

    А мышка где? А кто ее супруг?

    В своем гнезде. Барон Кукарекук.

    (Французская песенка)

    Что мне делать?

    Как мне быть?

    Отвернулись все ребята,

    Не хотят со мной дружить.

    Что делать после дождичка?

    По лужицам скакать.

    Что делать после дождичка?

    Кораблики пускать.

    Что делать после дождичка?

    На радуге качаться.

    Что делать после дождичка?

    Да просто улыбаться.

    (В. Данько)

    - Черная курочка, Куда ты пошла?

    - На речку.

    - Зачем ты пошла?

    - За водичкой.

    - Зачем тебе водичка?

    - Цыпляток поить.

    - Как цыплята просят пить?

    - Пи, пи, пи...

    (Потешка)

    III. Работа над интонацией восклицательного предложения

    В процессе работы детям показывается, что при восклицательной интонации голос значительно повышается на логически главном слове предложения, затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении интонации восклицательного предложения сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.

    Упражнения

    1.        Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов.

    Читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподра жания:

    Но, увидев усача,

    Ай!-Ай!-Ай!

    Звери дали стрекоча.

    Ай!-Ай!-Ай!

    По лесам, по полям разбежалися,

    Тараканьих усов испугалися.

    ...Но однажды поутру

    Прискакала кенгуру

    Увидала усача,

    Закричала сгоряча:

    Разве это великан?

    Ха!-Ха!-Ха!

    Это просто таракан!

    Ха!-Ха!-Ха!

    (К. Чуковский)

    Гуси начали опять

    По-гусиному кричать: ГА-ГА-ГА!

    Лягушата квакают: КВА-КВА-КВА!

    А утята крякают: КРЯ-КРЯ-КРЯ!

    Кошки замурлыкали: МУР-МУР-МУР!

    Поросята хрюкают: ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ!

    Птицы зачирикали: ЧИК-ЧИРИК!

    Лошади заржали: И-И-И!

    Мухи зажужжали: Ж-Ж-Ж!

    Мурочку баюкают мою:

    Баюшки-баю!

    Баюшки-баю!

    (К. Чуковский)

    Как на пишущей машинке

    Две хорошенькие свинки:

    Туки-туки-туки-тук!

    Туки-туки-туки-тук!

    И постукивают,

    И похрюкивают:

    Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

    Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

    (К. Чуковский)

    На улице две курицы

    С петухом дерутся.

    Две маленькие девочки

    Смотрят и смеются:

    Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!

    Ой! Как жалко петуха!

    Бабка охает и стонет:

    Ой! Белье мое утонет.

    Ой! Попала я в беду.

    Ой! Спасите! Пропаду!

    (С. Михалков)

    2.        Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование, восклицание (проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно).

    Примерный речевой материал:

    Саша! Смотри! Соня, дай сумку! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

    3.        Закрепление интонации восклицательного предложения в стихах.

    Катит лыжа впереди,

    Я — за лыжей позади.

    Я кричу ей: «Погоди!

    Лыжа, лыжа, не кати!»

    Я кричу ей: «Хватит!»

    А она все катит.

    Правую лыжу

    Я уже не вижу.

    (Э. Мошковская)

    «Мама! Мама! Посмотри!

    Я пускаю пузыри.

    Желтый, красный, голубой —

    В каждом я и ты со мной.

    Посмотри-ка, посмотри!» —

    Просит маму Галка.

    Ой, а где же пузыри?

    Лопнули, как жалко.

    (Ф. Бобылёв)

    И вскричал Гиппопотам:

    - Что за стыд, что за срам!

    Эй, быки и носороги,

    Выходите из берлоги

    И врага на рога

    Поднимите-ка!

    (К. Чуковский)

    Бармалей, Бармалей, Бармалей!

    Выходи, Бармалей, поскорей!

    Этих гадких детей, Бармалей,

    Не жалей, Бармалей, не жалей!

    (К. Чуковский)

    Не плачь! Не плачь!

    Куплю калач!

    Не плачь, дорогой!

    Куплю другой!

    Не плачь, не кричи!

    Куплю три!

    IV. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи

    Эта работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны учиться подражать голосам, интонациям героев.

    Примерный речевой материал: «Дядя Степа» (С. Михалков), «Волк и лиса», «Разговор лягушек» (переводы английских баллад С. Маршака), «Телефон», «Путаница», «Айболит», «Федорино горе» (К. Чуковский), «Девочка-ревушка» (А. Барто), «Три медведя» (Л. Н. Толстой), русские народные сказки и т. д.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта