Главная страница
Навигация по странице:

  • Нации и национализм. 1. Основные теории нации национализма. На́ция

  • Проблемы определения нации.

  • Проблемы типологии нации

  • Проблемы определения национализма.

  • Проблемы типологии национализма.

  • Эрнест Геллнер как исследователь национализма.

  • Бенедикт Андерсон как исследователь национализма .

  • Эрик Хобсбаум как исследователь национализма.

  • Мирослав Хрох как исследователь национализма.

  • Нации и национализм. Основные теории нации национализма. Нация


    Скачать 105.93 Kb.
    НазваниеНации и национализм. Основные теории нации национализма. Нация
    Дата27.02.2018
    Размер105.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаNatsii_I_Natsionalizm.docx
    ТипДокументы
    #37351
    страница1 из 3
      1   2   3


    Нации и национализм.

    1. Основные теории нации национализма.
    На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.

    Существует два основных подхода к пониманию нации как:


    Среди исследований национализма выделяют три ведущие школы: примордиализм, модернизм и этносимволизм.

    Примордиализм утверждает, что прототипы наций и национализм существовали всегда как данность с самого начала человеческой истории и что людям, принадлежащим к одной этнической общности, изначально и навсегда присущ некий набор культурных свойств, обусловливающих их поведение. Целью примордализма является поиск некого «подлинного» этнического фундамента. В настоящее время среди специалистов по национализму сторонников примордализма почти не осталось. Как показывают исследования, по-настоящему древних традиций не существует, а культурные нормы и ценности устойчивы настолько, насколько сохраняются формирующие их социальные институты.

    С точки зрения модернизма нации и национализм есть исторические явления, появившиеся на заре индустриальной эры и связанные с усилением государств и развитием капитализма. Согласно этой теории, по мере усиления прямого правления государства над жителями, культура и повседневная жизнь стали всё больше зависеть от страны проживания. Развитие коммуникационных технологий и экономического рынка способствовало возникновению общественных связей между людьми, никогда не общавшимися друг с другом напрямую. В результате в пределах каждой страны жизнь начала становиться всё более однородной, а между странами начали нарастать контрасты. Сторонники этого направления не отрицают, что этническая принадлежность играет роль в происхождении национализма, а культура — на финальной стадии формирования нации, но в целом находят связь национализма с этнической принадлежностью совпадением. Они считают, что национальная принадлежность определяется современным государством, осуществляющим единый контроль над ясно очерченной территорией, а существующие этнические отношения пересматриваются, чтобы они совпадали с границами государства или наоборот, чтобы в борьбе за власть они послужили основанием для формирования новых государств.

    Этносимволизм (перенниализм) отстаивает точку зрения, что корнем национализма, наряду с экономикой, является этническая принадлежность. Хотя этносимволисты не считают нацию исконным или естественным образованием, они полагают, что в её основе лежит относительно древняя история и национальное самосознание. Согласно этой теории, ещё в доиндустриальную эпоху возникло множество этнических сообществ, представлявших собой население с общими элементами культуры, историческими воспоминаниями, мифами о предках и обладавшими определённой мерой солидарности. Границы этнических территорий не были чётко обозначены. Поскольку мифы, символы, воспоминания и ценности переносятся медленно меняющимися элементами культуры и жизнедеятельности, то этнические сообщества весьма долговечны. Некоторые из этих сообществ перешли в новую фазу культурно-экономической интеграции и стандартизации, стали привязаны к определённой исторической территории и выработали отличительные законы и обычаи, — то есть, стали нациями. Появление же идеологии национализма в конце XVIII века радикально изменило качество наций и их форму.
    2. Проблемы определения нации.

    В древности слово нация обозначало «общее происхождение» и было синонимом понятия — «племя». Нации изначально являлись сообществами людей одного и того же происхождения, еще не объединившихся в политическую форму государства, но связанных совместным поселением, общим языком, обычаями и традициями». (Ю. Хабермас)

    В Средние века нацией начали называть местные сообщества, объединенные языковой или профессиональной общностью, а во времена М. Лютера термин «нация» стал иногда употребляться для обозначения сообщества всех сословий в государстве. Это понятие использовали применительно к гильдиям, корпорациям, союзам в стенах европейских университетов, феодальным сословиям, массам людей и группам, основанным на общей культуре и истории.

    Слово «нация» первоначально распространялось лишь на те группы населения, которые развили у себя чувство идентичности, основанное на общности языка, истории, верований, и стали действовать исходя из этого.

    Сейчас существуют две самые распространенные концепции нации: западная (территориальная) и незападная (этническая).

    1) В соответствии с западной концепцией нация - совокупность людей, что имеет собственное имя, свою историческую территорию, общие мифы и историческую память, общий язык, общественную культуру, общую экономику и единственные юридические права и обязанности для всех. Основным признаком нации за этой концепцией является национальное государство на определенной территории. При чем в западной концепции нация и народ отождествляются.

    2) Сторонники незападной или этнической концепции считают, нация – это историческое этническое, политическое, духовное сообщество людей с определенной психологией, самосознанием, общей территорией, экономической жизнью, культурой, языком; или же совокупность граждан определенного государства. Народ определяется как население определенной страны или отдельного региона.

    Важной и непременным признаком нации необходимо считать национальное самосознание. Это осознание нацией, человеком или определенной сообществом своей принадлежности к нации, своеобразия исторических факторов, неповторимости характера, темперамента, менталитета, психологии, культуры. Отсюда стремление нации сохранить эти особенности, не поддаться ассимиляции, развивать национальный язык, традиции, обычаи, религиозные верования и т.п. Отсюда и стремление к национально культурной и национально-территориальной автономии, экономическому, политическому суверенитету, созданию национального, гражданского общества, государства.

    3. Проблемы типологии нации

    Одна из первых попыток типологии наций была осуществлена немецким философом Гегелем в работе "Философия истории". Он разделял нации на исторические и неисторические. Исторические нации (западноевропейские) имеют собственную историю и государство. Неисторические (восточные) нации через социокультурные причины не способны на создание собственной государственности.

    Немецкий историк Фридрих Майнеке предложил разделение наций на культурные и политические (государственные). Культурная нация может существовать и без наличия государственных институтов. Примером таких наций могут служить поляки после потери своей государственности. Политическая нация характеризуется высоким уровнем политического сознания граждан, которые равны перед законом, независимо от их социального статуса, этнического происхождения и вероисповедания. Примером политических наций является Франция, США, Великобритания.

    Английский историк Хью Сетон-Уотсон разделил нации на новые и старые. К старым он причислил те сообщества, которые сформировались в эпоху Французской революции конца XVIII в. Старыми нациями могли считаться англичане, шотландцы, французы, голландцы, португальцы, датчане, шведы, венгры, поляки, русские. Новыми европейскими нациями стали чехи, словаки, сербы, хорваты и другие. Если в старых нациях процесс нации происходило медленно, естественным путем, то в новых нациях он проходил быстрыми темпами. Они перенимали богатый опыт «старых» наций.
    4. Проблемы определения национализма.

    Национализм - идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе.

    До нового времени понятие национализм в большинстве случаев имело универсальный характер, а не национальный. К примеру, группа людей выражало преданность феодалу и его поместью, династии или религиозной группе. Нередко правители своей этнической принадлежностью отличалась от основной массы населения (как династия норманнов в средневековой Англии и династия Рюриковичей в Киевской Руси).

    От средневековья и до новейшего времен национализм стал проявляться в том виде, в котором он существует сейчас. Даже историки склонны утверждать, что национализм — это продукт нового времени.

    Со временем само понятие национализма стало расплывчатым и приобрело негативный оттенок. Не без помощи фанатичных представителей нации, которые опирались на религиозное или расовое превосходство и считали себя выше, чем представители других наций, доказывая всеми возможными способами и методами свою исключительность.

    В современном мире национализм продолжает играть активную роль на международной арене и имеет множество проявлений. В большинстве стран крайний национализм официально осуждается и сталкивается с законодательными запретами.

    Национализм — это прежде всего идеология, которая включает следующие элементы:

    1. Существование наций. Человечество законами природы поделено на автономные и самодостаточные нации, которые отличаются набором определённых объективных характеристик.

    2. Суверенное право нации на самоопределение. Национальные проекты могут осуществляться только в собственном государстве. Нация имеет право сформировать своё государство, которое должно включать в себя всех членов нации. ТО, нация обладает суверенной властью над чётко ограниченной территорией, в пределах которой проживает достаточно однородное население.

    3. Первичность нации в государствообразующем процессе. Нация является источником всей политической власти. Каждый член нации имеет право непосредственно участвовать в политическом процессе. Тем самым национализм символически приравнивает свою нацию к элите, чем дискриминирует представителей других национальностей.

    4. Национальная самоидентификация. Национализм считает необходимой общность языка и культуры для всего населения. Люди отождествляют себя с нацией ради свобод и самореализации.

    5. Солидарность. Единообразие достигается за счёт объединения людей на почве любви и братства, а не путём навязывания определённой культуры.

    6. Нация как высшая ценность. Преданность индивида национальному государству становится превыше индивидуальных или других групповых интересов. Идеология национализма — нацелить всех граждан поддерживать легитимность своего национального государства.


    В современном обществе под национализмом понимается идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о приоритете нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов своей национальной общности в отношениях с государственной властью.

    В своей основе национализм проповедует превосходство своей нации над другими "работу на благо собственного народа", понятие которого ассоциирует с понятием нация, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей[1]. В той или иной степени, он также стремится оградить свою нацию от нежелательных внешних влияний. Он опирается на национальное чувство, которое чуждо патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы[2].

    Нацио¬нализм как социальное явление привлекает внимание исследователей уже более ста лет, и за это время появилось множество его опреде¬лений. С точки зрения Э. Геллнера, «национализм — это, прежде всего политический прин¬цип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать, а также, чтобы управляемые и управляю¬щие в данной политической единице принадлежали к одному этносу».

    В свою очередь, Ганс Кон определяет национализм как «состояние ума, акт сознания преобладающего большинства какого-либо народа, убежденного, что высшей ценностью личности должно быть нацио¬нальное государство», которое признается «в качестве идеальной фор¬мы организации народа, источника всей творческой культуры, энергии и экономического благосостояния». Для Г. Кона националистическое сознание тождественно национализму и включает также веру в то, что человек должен проявлять «высшую преданность» своему народу.

    Для ученика Э. Геллнера Энтони Смита национализм — это «идеологи¬ческое достижение и установление автономии, сплоченности и индивидуальности социальной группы, часть членов которой видит себя реальной или потенциальной нацией».

    Близкое по смыслу определе¬ние национализма сформулировал К. Янг: национализмом называют политическую идеологию, рассматривающую нацию как «сформиро¬вавшееся сообщество, к которому люди испытывают чувство высшей преданности, и оценивающую легитимность политического режима с точки зрения его приверженности этому принципу».

    Число определений этого феномена можно множить, в свя¬зи с чем в своей книге 1977 г. Хью Сетон-Уотсон приходит к выводу, что нет и не может быть никакой научной дефиниции нации и на¬ционализма, однако добавляет: «Феномен же существует издавна и будет существовать также и в будущем». Более того, национализм представляет собой легитимизирующий принцип политики и создания государств, так как никакой другой принцип не пользуется сопоставимой ло¬яльностью человечества.

    В то же время «теоретиков национализма, - пишет Б. Андерсон, — часто ставили в тупик... следующие три парадокса:

    1) Объективная современность наций в глазах историка, с одной стороны, — и субъ¬ективная их древность в глазах националиста, с другой. Не случайно К. Поппер говорил, что «нация являет собой общность людей, объединённых не своим происхождением, а общим ошибочным взглядом на свое происхождение".

    2) С одной стороны, формальная универсаль¬ность национальности как социокультурного понятия (в современном мире каждый человек может, должен и будет „иметь" национальность, так же как он „имеет" пол) — и, с другой стороны, непоправимая партикулярность ее конкретных проявлений.

    3) С одной стороны, «поли¬тическое» могущество национализмов — и, с другой, их философская нищета и даже внутренняя несогласованность».

    Следуя этой логике, можно добавить еще один парадокс: нацио¬нализм стремится одновременно уничтожить различия внутри нации, добиваясь ее культурной однородности, и умножить число суверенных сущностей.
    5. Проблемы типологии национализма.

    В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, типов действующих лиц и множества других факторов формируются различные типы национальных движений,

    Широкое распространение получило выделение «гражданского» и «этнического» национализмов, делающих акцент либо на общеполитических, либо на кровнородственных критериях групповой идентификации.

    Наряду с этим американский исследователь Дж. Брейли выделяет национализм сепаратистский, направленный на отделение той или иной нации от существующего государства; реформаторский, стремящийся придать более национальный характер структурам и отношениям уже существующего государства; ирредентистский, предпочитающий объединение нескольких государств или присоединение части одного государства к другому.

    Другой западный ученый Дж. Хол выделяет «интегральный» национализм, ориентированный на усиление монолитности как полинациональных, так и мононациональных обществ.

    А Б. Андерсон вычленил «официальный», или «правительственный», национализм, направленный на большее соответствие интересов нации интересам государства.

    Российская исследовательница Л. Дробижева выделяет: имперский (т.е. традиционный государственный национализм крупной нации, стремящейся навязать свои ценности и установки другим национальным группам, в том числе за счет насильственной ассимиляции), макрорегиональный (демонстрирующий деятельность интеграционных национальных образований, например ТНК, направленную на противостояние имперской политике отдельных государств и доказательство своей самодостаточности) и микрорегиональный (национализм «малых» наций и этнических групп, стремящихся обеспечить себе политические привилегии).

    Распространенным является и выделение различных типов национализма в зависимости от его политической программы, например, либерального (предполагающего сочетание национальных и государственных ценностей), радикального (ориентирующегося на резкий разрыв этих идеалов и даже на уничтожение части прежней элиты), реакционного (испытывающего недоверие к новым, демократическим ценностям и пытающегося всеми методами сохранить прежние идеалы).
    6. Эрнест Геллнер как исследователь национализма.
    Одним из самых известных представителей конструктивистского подхода к пониманию этноса и нации является английский ученый Геллнер. Суть его теории заключалась в том, что нации, не существовали испокон веков и не были следствием естественно-исторического процесса, а возникали в результате деятельности интеллектуальной элиты - писателей, ученых, политиков. Этничность оказывается выдуманной интеллектуальной конструкцией, навязанной обществом.

    Национализм, по мнению Гелнера, предшествует возникновению нации. Под национализмом он понимает идеологию, которая существует как государственный принцип, требующий, чтобы политические границы соответствовали границам этническим, а также, чтобы правители и большинство подчиненных внутри политического образования принадлежали к тому же этносу.

    Конструктивисты отмечают тесную связь нации и государства. Индустриальное общество постоянно развивается. Ему необходимы образованные и квалифицированные специалисты. От этого в конечном счете зависит мощь государства. Поэтому образование становится государственным приоритетом. Так происходит слияние двух сфер, которые в аграрном обществе были изолированы друг от друга - культуры и государства.

    Бенедикт Андерсон предлагал взгляд на нации как на воображаемые сообщества. Он считает, что каждая община, которая не основывается на непосредственных межличностных контактах является мнимой. Характерная особенность нации, в отличие от других сообществ, заключается в том, что она представляется как ограниченная и суверенная потому, что большинство членов нации окружены на границах миллионами членов других наций (а иногда и живут среди них) и не смешиваются с чужими, чувствуют свое отличие. А суверенная - потому, что нации появляются на свет тогда, когда буржуазные революции сметают с лица земли законность божественно установленного иерархического королевства и свобода становится высшей ценностью.
    7. Бенедикт Андерсон как исследователь национализма .
    Воображаемые сообщества — концепция в рамках теории нации, разработанная Бенедиктом Андерсоном в одноимённой книге, в которой тот рассматривает нацию как социально сконструированное сообщество, воображённое людьми, воспринимающими себя как его часть. Андерсон определяет нацию как «воображённое политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное». Воображаемое сообщество отличается от реального сообщества, потому что оно не может быть основанным на повседневном общении лицом-к-лицу его участников. Вместо этого, его участники удерживают в своём сознании ментальный образ своего сходства. Нация является воображённой, «поскольку члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев-по-нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живёт образ их общности», — отмечает Андерсон. Эти сообщества являются воображаемыми как нечто ограниченное и вместе с тем суверенное. Ограниченное — потому что нация всегда подразумевает существование других наций. Нация — это не всё человечество, и специфика её феномена именно в противопоставлении другим нациям. Суверенное — потому что нации всегда стремятся к автономии. Залог этой автономии — суверенное государство. Кроме того, нации являются сообществом, потому что «независимо от фактического неравенства и эксплуатации, которые в каждой нации могут существовать, нация всегда понимается как глубокое, горизонтальное товарищество. В конечном счете, именно это братство на протяжении двух последних столетий дает многим миллионам людей возможность не столько убивать, сколько добровольно умирать за такие ограниченные продукты воображения». По мнению Андерсона, возникновение наций стало возможно в результате изменившегося восприятия времени и появления печатного капитализма. В конце прошлого века британский ученый Бенедикт Андерсон изложил оригинальную теорию наций. Андерсон определяют как "воображаемые" или "сконструированные" все сообщества, кроме тех, которые состоят из знакомых друг с другом людей. Существование воображаемого сообщества становится возможным лишь потому, что люди удерживают в голове его ментальный образ.

    Нации возникли сравнительно недавно, после изобретения печатного станка, т.е. в эпоху, когда появилась возможность создания унифицированных систем образования и распространения информации, формирующих всякое общество определенным способом. Из этой теории некоторые люди либеральных или левых взглядов сделали удивительный вывод - наций не существует! Все они есть лишь искусственный конструкт, от которого людям сплошные беды. А потому национальный вопрос можно и нужно игнорировать, и, да здравствует космополитизм!
    8. Эрик Хобсбаум как исследователь национализма.
    «Изобретенная традиция» означает совокупность практик, как правило, направленных на привитие определенных ценностей и норм поведения путем повторения, которое автоматически подразумевает преемственность с прошлым. (Эрика Хобсбаум)

    Изобретенные традиции следует четко отличать как от обычаев, так и от установленных правил или общепринятых практик.

    Подобное «изобретение» характерно для Нового времени – когда в Европе возникают первые национальные государства (с идеей нации как объединяющего фактора), в период стремительных политических, экономических, социальных изменений (урбанизация общества, индустриальный рост и т.д.). Новые общества, создающие новую культуру, нуждались в неких основах, ориентирах, которые они находили в связи с прошлым. Люди испытывали потребность в стабильности в ситуации быстро меняющегося уклада, когда настоящие, традиции быстро отметались и угасали. Поэтому традиции потребовалось изобрести.

    Происходит поиск ритуалов, церемоний, любых других приёмов, которые связывают группу с прошлым, а также нацелены на «рутинизацию» новых обрядов. К таким приёмам Хобсбаум относит появление новых праздников и сопряжённых с ними обрядов и ритуалов, организация этнических фестивалей, «реанимация» национальных языков, преподавание по новым школьным учебникам, спортивные состязания, а также массовое возведение памятников.

    Таким образом, события прошлого посредством традиции включаются в обстановку настоящего.
    9. Мирослав Хрох как исследователь национализма.
      1   2   3


    написать администратору сайта