Главная страница
Навигация по странице:

  • Поэзия Ф.И. Тютчева. Романтическая концепция мира и человека. Трагический пафос.

  • «Неуловимое» и «мимолетное» в лирике А.Фета. Импрессионистический характер поэзии. Философские мотивы поздней лирики.

  • Вопросы по литературе. Национальное своеобразие русской литературы. Периодизация русской литературы первой половины 19 века


    Скачать 361.81 Kb.
    НазваниеНациональное своеобразие русской литературы. Периодизация русской литературы первой половины 19 века
    АнкорВопросы по литературе.docx
    Дата02.05.2017
    Размер361.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы по литературе.docx
    ТипДокументы
    #6623
    страница17 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

    Писатели «натуральной школы»:Д. В. Григорович, В. И. Даль, А. Я. Кульчицкий, А. И. Герцен.Как авторы, работающие в духе «натуральной школы», начинали свой творческий путь и многие русские реалисты, чей талант впоследствии не мог уложиться в ее тесные рамки: Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Н. А.Некрасов, А. Н. Островский. Безусловно, в их творчестве ярко прослеживаются гоголевские традиции, а именно с именем Н. В. Гоголя обычно связывают «натуральную школу».

    1. Поэзия Ф.И. Тютчева. Романтическая концепция мира и человека. Трагический пафос.

    Поиск гармоничного сосуществования человека и окружающей действитель¬ности является одной из величайших тем в русской клас¬сической поэзии и ведущей темой в творчестве такого яр¬кого писателя как Федор Тютчев.Особо ценным качеством поэта является понимание связи человека с бесконечностью. Глубокие личные пере¬живания находят воплощение в стихотворениях на раз¬ные темы, но в творчестве Тютчева они сконцентрирова¬лись в особую философскую категорию. Концепция мира и человека — особое мировоззрение, которое направлено на то, чтобы понять место человеческого существа во Все¬ленной и найти те идеалы поведения, которые помогут достичь гармонии, золотой середины в жизни человека. Тютчев посвятил не один час раздумий поиску ответа на вопрос, каким должно быть отношение человека и мира, природы.Стремление понять природу и Вселенную Тютчев преподносит как важную, трудную, хотя и до конца не осуществимую задачу каждой личности, если она хочет зваться человеком.Федор Тютчев призывал приоткрыть завесу над тайной мирозданья для тех, кто находит время прислушаться к голосу природы, звучащему в листве деревьев, в шепоте волн и в сиянии звездного неба. Поэт осознает, что чело¬век раздираем внутренним противоречием: с одной сто¬роны, он чувствует себя слабым и незащищенным в этом огромном мире, но с другой стороны, человек обращается к миру как к своему желанному наследию, чувствуя единство с природой. Такие мудрые суждения находим, например, в строках:

    И человек, как сирота бездомный,

    Стоит теперь, и немощен, и гол,

    Лицом к лицу пред пропастию темной

    На самого себя покинут он...

    И в чуждом, неразгаданном, ночном

    Он узнает наследье родовое.

    («Святая ночь на небосклон взошла»)

    Лирический герой Тютчева осознает природу как ис¬точник своей жизни, он верит в то, что в глубине души всегда найдется частичка, связующая человеческое су¬щество со всем сущим на земле. Нужно лишь очистить свою связь с природой, преодолеть разлад с ней, надеясь найти гармонию отношений с миром:

    Лишь жить в самом себе умей — Есть целый мир в душе твоей...

    ( «Silentium!» )

    Ведь мир и человек едины, и это поэт провозглаша¬ет торжественными словами «Все во мне, и я во всем!..» («Тени сизые смесились»).

    Таинства природы и мирозданья волнуют воображе¬ние Тютчева сильнее, чем общественные процессы. В эпо¬ху поворота к реализму в литературе (60-е гг. XIX ст.) Тютчев остается верен себе и своей тяге к философскому осмыслению жизни. Злободневные вопросы не в силах оторвать поэта от решения вечной проблемы смысла су¬ществования человека в этом мире. Не навязывая нико¬му своих выводов, Тютчев осознает трагичность разлада души человека и души природы.На закате творчества грусть преобладает в его стихах, но это естественное чувство угасания на последнем эта¬пе жизни. И все же поэт понимает, что взамен получает духовную просветленность. Проблема человека и мира встает теперь у Тютчева в форме сжатых философских суждений-миниатюр. Человек ответственен перед ми¬ром за свои слова и дела, поэтому должен в жизни ру¬ководствоваться принципом «не навреди». Причастность к окружающему миру, умение поставить себя на место другого, почувствовать вместе с ним видится поэтом как благо: «Нам сочувствие дается, как нам дается благодать» («Нам не дано предугадать...»).Стихи Федора Тютчева всегда направляют нас к са¬мому источнику знания человека о мире и о самом себе. И пускай в них нет готовых ответов, строки его поэзии насквозь пронизаны желанием дойти до истины своим путем. Путь Тютчева — это предельное отстранение от мелких неурядиц жизни и максимальное единение с при¬родой, со Вселенной. Более чем полтора столетия назад Тютчев писал о гармонии мироздания. Теперь вопросы о месте человека в мире должен задать себе каждый и, помня о мыслях великого поэта, найти свой ответ.Тютчев, несомненно, великий трагический поэт. Стихи Тютчева — великолепный по точности и тонкости камертон, отзывавшийся на глубинные процессы жизни. Свет и тени в его поэзии отражают свет и тени самой действительности, столь богатой событиями, столь сложной и противоречивой. Трагические ноты усиливаются у него в 1850—1870-е годы, и это вполне объяснимо как фактами биографии, так и фактами истории, по-своему отразившимися в сердце и сознании художника. «Когда в воздухе собирается гроза, то великие поэты чувствуют эту грозу», — эти слова, сказанные художником, внутренне близким Тютчеву, многое объясняют и в его поэзии. Тютчев мог страшиться социальных бурь, но он остро чувствовал и художественно-гениально показал разложение, распад старого, устойчивого, «спокойного» мира, показал, не столько воспроизведя самую действительность, сколько отобразив чувства, ощущения, мысли человека, рожденные этой действительностью. Покоя нет, уюта нет — этой прославленной поэтической формулой можно определить внутреннюю, то скрыто, то явно выступающую центральную тему тютчевской поэзии, с такой страстной силой зазвучавшую в начале XX столетия в творчестве Блока. Мотивы безысходного страдания, отчаянья и одиночества, какое бы значительное место они ни занимали в поэзии Тютчева, далеко не исчерпывают собой всего творчества.

    1. «Неуловимое» и «мимолетное» в лирике А.Фета. Импрессионистический характер поэзии. Философские мотивы поздней лирики.

    Первый сборник Фета (1820-1892) "Лирический пантеон" был издан в 1840 г. за подписью "А. Ф.". Одним из первых его стихотворений было «Я пришёл к тебе с приветом». Родная природа в ее непосредственной реальной жизни выступает в поэзии Фета как главная сфера проявления прекрасного. Но и "низкий быт", скука длинных вечеров, дисгармония души делаются в его творчестве предметом поэтического осмысления. В следующем сборнике 1850 г. сфера непосредственно гражданских эмоций оказывается начисто исключенной из круга поэтических тем. Вместе с тем ряд отдельных произведений этого сборника и целых циклов, входящих в него, косвенно, через посредство ассоциаций, отражает самосознание человека 40-х гг., ощущающего свою связь с эпохой. В этот сборник вошли цикл «Снега», стихотворения «Деревня», «Фантазия», «Диана». Параллелизм в изображении человека и природы как типичная черта поэзии Фета отмечался неоднократно исследователями творчества Фета. В случае «Шёпот, робкое дыханье…» этот параллелизм выступает как основной конструктивный принцип построения стихотворения, он отмечает те содержательные мгновения, когда в состоянии природы и человека происходят изменения. Описание даётся точно и чётко. Фет любит описывать точно определённое время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе («На заре ты ее не буди...», «Заря прощается с землей…»).Любовная лирика А. Фета представляет собою весьма уникальное явление, так как практически вся обращена к одной женщине — безвременно ушедшей из жизни возлюбленной Фета Марии Лазич, и это придает ей особый эмоциональный колорит («Неотразимый образ», «Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю»).Можно говорить и об импрессионизме поэзии Фета; именно с уклоном к импрессионизму связано новаторство в изображении явлений природы: предметы и явления изображены поэтом такими, какими они ему показались в момент написания. И описание фокусируется не на самом изображении, а на впечатлении, производимом им. Объектом искусства, по убеждению Фета, является красота. «Мир во всех своих частях, — писал Фет, — равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию». Весь поэтический мир А. Фета располагается в этой области красоты и колеблется между тремя вершинами — природа, любовь и творчество. По словам Л. Озерова, «русская лирика обрела в Фете одного из наиболее музыкально одаренных мастеров». В 1856 году Фет начал сотрудничество с журналом «Современник», редактором его стихотворений стал И.С.Тургенев. В борьбе против субъективности Фета Тургенев нередко проявлял рационалистический подход к лирике. Вместе с тем Тургенев тонко понимал многие особенности поэзии Фета. Взгляды Фета и Тургенева по основным политическим вопросам не совпадали. С годами, по мере углубления консервативных, а затем и реакционных черт в политических взглядах Фета их полемика приобретала все более резкий характер. Тургенев горячо спорил с Фетом по вопросу о значении поэзии. Фет отстаивал бессознательность и субъективность творчества. Не веря в исторический и социальный прогресс, Фет верил в природную способность людей к взаимному пониманию и видел в общении источник счастья и выражение полноты жизни. Само ощущение "недостаточности" словесного выражения, логической речи у Фета возникает из жажды полноты духовного общения. Этот лирический мотив становится одним из "сюжетов" его поэзии. Этому посвящены стихотворения "Какое счастие: и ночь, и мы одни..." и "Что за ночь! Прозрачный воздух скован..." В 1859 г. наступил разрыв Фета с журналом «Современник». В преддверье 60-х гг. Фет включается в литературную и эстетическую полемику, поначалу как бы разделяя взгляды таких своих друзей, как Л. Н. Толстой и И. С. Тургенев, выдвигавших категорические возражения против материалистической эстетики и бурного вторжения политической проблематики в искусство. Фета же выступления отражали взгляды, формировавшиеся на фоне все более укреплявшегося консерватизма, стремления отделить искусство от всего, принадлежащего интересам общественной жизни. В политической обстановке 60-х гг. Фет, принципиально отстаивавший независимость искусства вообще и поэзии в особенности от "злобы дня" и позволивший себе вместе с тем ряд грубых выпадов против "нигилистов", т. е. революционной молодежи, критиковавший пореформенное положение в деревне с консервативных позиций, вступил в острый конфликт с той частью публики, которая создала успех его поэзии,- с демократическим читателем. Интерес к его творчеству резко упал, в течение ряда лет он почти не печатался. В поэзии Фет выражал чувства и мысли современного человека, волнуемого философскими вопросами и таящего в глубинах сознания боль и скорбь своей эпохи, но утоляющего се в общении с природой. Эта особенность поэзии Фета сделала возможным обращение его к философской поэзии. Философские вопросы по существу составляли неотъемлемую часть духовной его жизни во все ее периоды. В 1882 г. после длительного перерыва выходит новый сборник стихотворений Фета "Вечерние огни", вслед за чем поэт издает под тем же названием еще три сборника, обозначая их как второй (1884), третий (1887) и четвертый (1890). Теперь низкой действительности и жизненной борьбе поэт противопоставляет не искусство и единение с природой, а разум и познание. Именно эти качества подымают, как утверждает Фет в эти годы, человека над толпой, дают ему власть над миром и полную внутреннюю свободу. В "Вечерних огнях" появляется целый цикл стихов (не выделенных формально в цикл), посвященных Марии Лазич. Произведения из этих сборников: «Ты отстрадала, я ещё страдаю», «Сияла ночь», «Майская ночь», «В душе, измученной годами», «Учись у них — у дуба, у берёзы», «Как беден наш язык! — Хочу и не могу». Эстетические воззрения А.Фета были близки к воззрениям немецкого философа Артура Шопенгауэра. Шопенгауэр утверждал, что наш мир — худший из всех возможных миров», что страдание неотвратимо присуще жизни, и единственно возможный выход из этого мира — смерть, что рождает в этике Шопенгауэра апологию самоубийства. Опираясь на учение Шопенгауэра, да и до знакомства с ним, Фет не уставал твердить, что жизнь бессмысленна, скучна, что основное ее содержание — страдание, только одна таинственная сфера чистой радости — сфера красоты («Какая грусть! Конец аллеи…»). Поэтическое состояние — это очищение от всего слишком человеческого, пробуждение от сна, но прежде всего поэзия — преодоление страдания. Об этом говорит Фет в своем поэтическом манифесте «Муза», эпиграфом к которому берет слова Пушкина «Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв».

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта