Главная страница

Нагиса Осима как представитель японского кинематографа


Скачать 152.47 Kb.
НазваниеНагиса Осима как представитель японского кинематографа
Дата10.12.2021
Размер152.47 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаSetikhanova_N_S_GNB-21.docx
ТипКурсовая
#299456
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6

Глава 1. Ранние работы Нагиса Осимы в кинематографе (1959-1962 годы)



    1. Фильмы, снятые в кинокомпании «Сётику»



Нагиса Осима (приложение 1) появился на свет в городе Окаяма 31 марта 1932 года. Его отец был инженером и работал в Министерстве сельского и лесного хозяйства. Своему сыну он дал имя «Нагиса», что означает побережье. Когда Нагисе Осиме было шесть лет, его отец умер, и он с матерью переехал в Киото.

В 1950-1954 гг. Нагиса Осима проходил обучение в Киотском университете. Он обучался политической истории на факультете юридических наук. В студенческие годы его привлекает театральная деятельность, он занимается в студенческой авангардной театральной секции: играет роли и пишет пьесы для постановки3. Как оказалось, это был первый шаг на пути к выбору специализации и к делу его жизни.

После того, как Нагиса Осима закончил учебное заведение, он получает информацию о том, что кинокомпания «Сётику» («Shochiku Ltd.»), находившаяся в Токио, обновляет состав и ищет активных, талантливых молодых ребят. В апреле 1954 года он, успешно выдержав отборочный конкурс, прошёл в секцию и стал ассистентом режиссера студии «Офуна» («Shochiku Ofuna») этой кинокомпании. Он стал работать в качестве помощника у режиссеров Хидео Охба и Йошитаро Номура. Он также учился секретам профессии кинорежиссера у таких прославленных мастеров как кинорежиссер, сценарист и продюсер Ёситаро Номура и кинорежиссер и сценарист Масаки Кобаяси и у многих других специалистов. «Под их руководством он прошел хорошую кинематографическую школу: от мальчика с хлопушкой до монтажера и сценариста. За пять лет работы в качестве ассистента режиссера он принял участие в создании 15 фильмов, написал несколько сценариев, а в 1956 году занялся кинокритикой, основав вместе с известным кинокритиком Тадао Сато журнал «Эйга хихё» («Кинокритика»)»4.

«Сётику» была одной из шести наиболее крупных японских «фабрик грез», которая специализировалась на ориентированных на женскую аудиторию мелодрамах с эротическими эпизодами жанра «дзёсэй эйга» и фильмах жанра «сёмингэки», предназначенных для простого народа. 1950-е годы были самыми успешными в ее истории. Однако «Сётику» вступила в полосу кризиса по завершении 1950-х, и ее, казалось бы, самый продающийся контент начинает падать в рейтинге и терять зрителя. В связи с этим руководитель «Сётику» Сиро Кидо дал возможность некоторым особо отличившимся талантливым новичкам делать фильмы самим. «Среди них были Нагиса Осима, Сёхэй Имамура, Ёсисигэ Ёсида, Масахиро Синода. Их творчество впоследствии получило название «новой волны «Офуна»»5.

В первых фильмах Нагисы Осимы, снятых в этой киностудии, появился новый в японском кинематографе герой – циничный, не веривший в нравственные ценности молодой человек.

Дебютом Нагисы Осимы стал фильм «Город любви и надежды» (1959), первоначальным названием которого было «Мальчик, продающий голубей». Эта кинокартина стала первой в молодежной трилогии Осимы. В основу сценария фильма легла история бедного японского юноши, вынужденно обратившегося к мошенничеству, чтобы заработать на жизнь – продавал прирученных им голубей, которые после того, как поднимались в небо, вновь возвращались к нему. Это продолжалось до тех пор, пока голубя не купила девочка из богатой семьи, с которой мальчик подружился. «Продавец голубей пытается через ее отца устроиться на работу, но мир толстосумов не принял его. В знак протеста он продолжает свою нехитрую торговлю. Обозленная его упрямством и не понимающая степени его бедности подружка покупает у него голубя, выпускает на волю и заставляет своего брата подстрелить птицу»6. Осима сумел придать киноленте острое социальное звучание, показав сцену убийства голубя. Это было символом того, что люди и нищих слоёв никак не смогут подружиться с зажиточными людьми в это время. «Жесткий и бескомпромиссный финал фильма нес в себе достаточно горькую мысль о социальном неравенстве в обществе, о попранном идеале, рождающем в людях разрушительную энергию и т.д.»7.

Следующей его работой в этой студии стал вышедший в 1960 году кинокартина «История жестокой юности» (альтернативное название: «Жестокие истории о молодежи»), который стал одним из лучших ранних произведений режиссера. Это второй фильм молодежной трилогии Осимы. В основе сценария фильма лежит история любви студента университета Киеси Фудзи и ученицы старшей школы Макото. Сильная страсть, которая связывает эти две сложные личности, заставит их грабить людей высокого происхождения, чтобы заработать немного денег и увенчать их «больную» историю любви. В главных ролях фильма в роли несовершеннолетних правонарушителей и любовников снялись М. Кувано с Ю. Кавадзу. Осима не показывает их жертвами несправедливости в обществе или бунтарями. Его посыл заключается в том, чтобы показать, как благородный бунт, насаждаясь на почву порочности социума превращается в жалкое и бессмысленное преступление против закона. И в этом режиссёр видит жестокость истории8.

Это стало новым явлением в японском кино и в творчестве Нагисы Осимы. «Показ жестокости, насилия и секса, которые четко обозначились в этой картине, отразил новые тенденции в творчестве мастера и, прежде всего, в интерпретации молодежной темы»9.

«Историю жестокой юности» можно отнести к направлению «Нуберу багу» (или к «Японской новой волне»). Японские режиссеры, работавшие в русле «Нуберу Багу», стремились отказываться от традиций и условностей классического японского кино в пользу более сложных тематически и с точки зрения формы работ. «Фильмы «Жестокая история молодости», «Ночь и туман в Японии», «Смерть через повешенье» Нагиса Осима стали тремя из самых лучших примеров «Новой волны»»10.

Толчком для появления этого течения стала появившаяся в 1950-х годах во французском кинематографе «Новая волна» («Nouvelle Vague»), представителями которой были Жан-Люк Годар, режиссёр Ф.Трюффо и К. Шаброль. Они экспериментировали с формой. В их картинах в ход шли эксперименты с монтажом, структурная эксцентрика в сюжете и не только.. Многие эксперименты даже сейчас покажутся зрителю и специалисту удивительными и даже революционными11.

В Японии это направление развивалось на фоне социальных перемен и волнений в стране. Фильмы этого направления («Онибаба» («Старуха-демон») (1962) режиссера Канэто Синдо, «Женщина в песках» (1964) режиссера Хироси Тэсигахара, «Иди, иди, вечная девственница» (1969) режиссера Коджи Вакаматсу и другие) были посвящены запретным ранее в стране темам – изображение социальных изгоев, сексуального насилия, гомосексуализма, бандитизма, радикализма, изменения роли женщин в обществе, расизма и положения этнических меньшинств в Японии, корейской дискриминации, последствий мировой войны. Профессионалы, относящиеся к этому направлению «ломали многие нравственные преграды, ниспровергали романтическую любовь, сводили ее к чувственному желанию, проводя через извращения, преступление и насилие»12. Фильм «История жестокой юности» Нагимы Осимы в 1960 году получил награду «Голубая лента» 1960 как лучший «Фильм начинающего режиссера». После выхода на экраны фильма режиссёр взял на себя лидерство в этом направлении.

Завершающий фильм молодежной трилогии Осимы – «Захоронение Солнца» (1960). В основе его сценария лежит история о соперничества двух банд в трущобах Осаки. Молодые люди без будущего занимаются воровством, нападениями и грабежами, проституцией и торговлей удостоверениями личности и кровью. В этом фильме молодой кинорежиссер пошел наперекор направлению киностудии «Офуна», которая специализировалась на коммерческих фильмах. Итогом формирования философского взгляда режиссёра становится циничная реплика о том, что в современном мире существовать могут только люди чёрствые и сильные.13.

Четвертым и последним фильмом Осимы, снятым в «Сётику», стала лента «Ночь и туман в Японии» (1960), повествующая о проблемах японского студенческого движения. Режиссёр фильма был связан с этим движением в юности и впоследствии продолжал ему симпатизировать. Еще в студенческое время режиссёр узнаёт о позиции левых, которым он симпатизировал в такой степени, что многие годы после этого он придерживается левых взглядов и в жизни, и в работе14. В основе сюжета фильма – дискуссия об актуальных темах между преподавателями и обучающимися. Они затрагивают темы японской политики, студенческих движений в период до и после борьбы против Закона об обороне, принятого почти сразу по итогам завершившейся Второй мировой. Кинокартина «Ночь и туман в Японии» показал разочарование Осимы в отношении традиционных политических левых.

Картина «Ночь и туман Японии» по своему киноязыку ближе к стилистике журналистики, а не кинематографа. По словам Елены Катасоновой фильм собой представляет ничто иное, как действительно снятый разговор преподавателей со студентами, обсуждающих вопросы политики и политических движений, соображения безопасности в мире, проблему японо-американского договора безопасности и другое15.

Этот фильм был далек от направления студии «Сётику». Но администрация «Сётику», желающая выйти из кризиса и безденежья, решила рискнуть, понимая, что терять особо нечего. Они пытались использовать известность режиссёра и его фильмов16. Фильм после первых дней проката ждал кассовый провал, и он был снят с показа через четыре дня после выхода. Руководство «Сётику» объясняло это тем, что после недавно произошедшего убийства главы социалистической партии Японии Инеджиро Асанумы ультранационалистом Отоей Ямагучи прокат фильма мог бы вызвать беспорядки. Осима в знак протеста покинул компанию.

Таким образом, в ранних работах Нагиса Осима выступает как представитель «Новой японской волны». Его фильмам присуще острое социальное звучание.


1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта