Главная страница

Нагиса Осима как представитель японского кинематографа


Скачать 152.47 Kb.
НазваниеНагиса Осима как представитель японского кинематографа
Дата10.12.2021
Размер152.47 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаSetikhanova_N_S_GNB-21.docx
ТипКурсовая
#299456
страница5 из 6
1   2   3   4   5   6

2.4 Фильм «Табу» (1999)



Снятый в 1999 году кинофильм «Табу» - завершающий в творчестве Н. Осимы масштабный кинематографический проект. В нем затрагивается тема гомосексуализма в среде японских самураев. Нагиса Осима вспоминал: «Моя жена, она же мой постоянный продюсер Акико Койама, порекомендовала мне экранизировать книгу «Табу» Риотаро Сибы. Он знаменит в Японии, как Дюма во Франции, но больше не этим романом, а другими своими книгами. «Табу» – исторический фильм в том смысле, что его герои реально существовали. Они были даже не самураи, а бойцы своего рода милиции, которая защищала интересы клана Шогунов. После событий, изложенных в романе и фильме, в Японии была восстановлена абсолютная монархия. Это было начало конца самурайской эпохи и трех столетий замкнутости Японии, отгороженной от остального мира»48. Как считает А.Е. Куланов, ««Табу» Осима Нагиса – довольно точно передает голубоватое свечение самурайских будней и отношение суровых воинов к этой слабости рода человеческого – одновременно»49.

Съемки кинокартины Осима начинал дважды. Завершить работу над фильмом ему в 1995 году помешал инсульт. «Еще больным Нагиса Осима в инвалидном кресле снова появился на съемочной площадке и в 1999 году фильм был снят»50.

Как указывает М.А. Тукльнова, «трансформации в ценностной сфере культуры отражаются в изменении норм, одним из видов которых являются табу – негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Знаком возрастающего интереса к теме запретного является появление ряда художественных фильмов, в названии которых содержится лексема «табу»»51. Среди них – «Табу».

В этом фильме он обращается к исторической тематике. Действие происходит в Японии в 1865 г. В это время страна доживала последние мирные дни оторванности от всего остального мира. Социум средневековья, стоявший на пороге больших перемен, еще почитало кодекс чести воина бусидо. «По древней традиции, молодой человек, удивительно распрекрасный внешне и по доблестным качествам, которого называют Кано Содзабуро, бесстрашный воин, блестяще владеющий мечом, поступает на службу в самурайский «эскадрон смерти» – Синсэнгуми. Содзабуро еще не знает, что для самурая любовь и смерть всегда неразделимы. Однако вскоре ему предстоит не только осознать, но и почувствовать это, став объектом тайных желаний сразу же нескольких своих именитых соратников, которые, вступают между собой в смертельную схватку за него. Содзабуро своим приходом разбивает каноны идеального мужского сообщества, более того, домысливая веками отшлифованную систему власти в Японии»52.

Фильм «Табу» не типичен для режиссера по своей тематике. Как указывает Е.Л. Катасовнова, «художественно, фильм снят необычайно красиво, напоминает исторический»53. Эта картина на каннском фестивале получила Гран-при 2000 года, также в этом же году она получила «Золотого Грифона» на петербуржском кинофестивале.

В последние годы жизни Н. Осима не снимал. Он был болен. В это время он был удостоен звания почетного президента Ассоциации кинематографистов Японии, и его имя всё ещё будоражит сердца, умы кинозрителей мира, которые желают и пытаются стремящихся понять этого загадочного творца54.

Таким образом, фильм «Табу» – последний крупный успех Нагисы Осимы в кино. Он не типичен для режиссера по своей тематике, и по своей сути является костюмным историческим боевиком.

Вывод по 2 главе
С 1975 г Н. Осима, сотрудничая с европейскими кинематографистами, обращается к теме любви в ее разных аспектах. Плотскую любовь он изображает в первом фильме дилогии «Империя чувств», который был создан под определенным влиянием японского «розового кино». Для последнего были характерны изображение садомазохистского секса, сцен насилия и большое количество эротического контента. Во втором фильме «Призраки любви» он рассматривает проблему противостояния людей, находящимися в поиске счастья и видящими его друг в друге или в окружающем мире, а также режисёр исследует вызовы привычным обществу устоям. Но при этом в своих работах он продолжает поднимать острые проблемы современности. В своих фильмах известный, выдающийся японский режиссёр Н. Осима воплощает свои философические идеи, суть которых определяется им как столкновение личности с обществом.

Тема гомосексуальной встречи и привязанностии затронута в «Табу», который стал его заключительной масштабной картиной. Эта кинолента не в стиле автора, она выбивается из ряда его философских рассуждений, поскольку по сути представляет собой карнавальный триллел с исторической подаплёкой.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта