Главная страница

курсовая работа (1). Народное художественное творчество в календарных праздниках и обрядах летнего цикла (Зеленые Святки, Иван Купало)


Скачать 73.32 Kb.
НазваниеНародное художественное творчество в календарных праздниках и обрядах летнего цикла (Зеленые Святки, Иван Купало)
Дата28.01.2022
Размер73.32 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурсовая работа (1).docx
ТипКурсовая
#345020
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6

Глава 1. Теоретические аспекты изучения народного художественного творчества в календарных обрядах



1.1  Характеристика календарных  праздников и обрядов весенне-летнего цикла.



В условиях современности актуальными являются вопросы, связанные с традиционным народным художественным творчеством. Его история включает явления всей жизни прошлого, получившие материальное воплощение: жилище и хозяйственные постройки, мебель, орудия труда, домашнюю и курительную утварь, средства передвижения, ткани, одежду, предметы народного прикладного искусства, предметы религиозных культов и др. История календарно-обрядового народного художественного творчества тесно связана с эволюцией традиционного быта и нравов, историей религий.

Основными видами народного художественного творчества этносов выступали ремесло, обрядовый и игровой фольклор и др.: «…в родных напевах, – пишет И.П. Сахаров, – которые так сладко говорят русской душе о родине и предках; в наших сельских думах, которые так умильно вспоминают о горе дедовском; в наших сказках, которые так утешно радуют русских детей; в наших играх, которыми утешается молодёжь после тяжких трудов; в наших свадьбах, в которых так резво веселится пылкая душа мужающих поколений; в суеверных поверьях нашего народа, в которых отражается общая мировая жизнь, – вмещается вся русская жизнь».

Большую роль народное художественное творчество играло в календарных обрядах и праздниках. Рассмотрим далее определение данных понятий.

Праздник – сложная социокультурная система, охватывающая различные стороны духовной жизни общества и состоящая из множества структурных элементов, связанных между собой и изменяющихся во времени и пространстве.

Праздники – сложное, содержательно насыщенное явление народной жизни. Они ярко раскрывают богатство духовного мира народа, его лучшие народные качества. По своему живому, общительному характеру тувинцы расположены к праздникам. Общность условий жизни, близость к природе, а точнее – растворение в ней, подлинные взаимопонимание и взаимопомощь, характерные для прошлой жизни тувинцев, наполняют традиционно – обрядовые действия высоким, вдохновенным, поэтическим чувством, которое охватывает, вероятно, почти всех участников праздничного действия.

В разных языках праздник преимущественно трактуется как «святой, священный день (евр., англ., польск., укр.)», «хороший, благоприятный день» (бур., монг.), «праздный день» (русск., бел.) и т.д. Истинной причиной возникновения праздников как элемента общечеловеческой культуры является результат накопления людьми, человечеством в целом культурного опыта, объективно нуждающегося в качественно иных, чем обыденная жизнь, проявлениях.

Обряды и праздники – важнейший элемент традиционно-бытовой культуры народа.

Обряд (ритуал) – совокупность символичных стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающие определённые коллективные чувства. Ритуалы возникли ещё в первобытном обществе, где они были важной формой объективизации мифов. В отличие от других социальных действий ритуал не имеет непосредственного предметного результата.

Обряд как составная часть обычая, той или иной традиционной деятельности подчиняет поведение, и действия людей единому эмоциональному настрою, создаёт такой нравственно - эстетический фон на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло.

Для обряда характерна впечатляющая, яркая, оказывающая эстетическое и психологическое воздействие форма. Многие обряды, их эстетическое оформление включают все основные виды искусства. Одна из особенностей обряда заключается в том, что, не смотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства.

Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется путём непосредственных личных контактов. Социальная природа обряда обусловила его коллективистский характер. Люди при этом удовлетворяют потребность коллективных переживаний, соучастия и общественной оценки важных для них событий. Обряд не только формирует, но и углубляет чувства людей, обогащает их эмоциональный миру. Если учесть, что в большинстве своём обряды совершаются сейчас редко, даже в узловые моменты жизни человека, семьи, народа, государства, то станет ясным, насколько велико их воспитательное значение.

Обрядами отмечались все трудовые циклы – пахота, сев, жатва, сбор урожая, охота, путина. Каждый обряд содержал в себе большой запас художественных средств народного праздничества.

В широком смысле слова обряд – это строй, порядок, уклад жизни семьи, трудовых коллективов. С помощью обрядов и обычаев определялись и регулировались все отношения, вся производственная деятельность людей, их досуг и развлечения. На обрядовой основе возникало и развивалось национальное самобытное искусство, создавались народные песни и танцы, художественные символы и орнаменты, народный эпос. Возникая на основе производственной деятельности людей, обряды являлись и средством их общения, и средством выражения коллективных и общественных эмоций. В противоположность религиозным народные обычаи и обряды соответствовали общественным, демократическим потребностям общества. В них отражались характерные черты трудовой деятельности и быта народа, его языка и искусства, и опыт, передаваемый новым поколениям. Люди пытались задобрить силы природы: солнце, чтобы оно хорошо согревало посевы; дождь, чтобы он вовремя поливал урожай; ветер, чтобы не было ураганов и бурь и. т. д. Цель всех обрядов была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни. До прихода христианства на Русь эти обряды были чисто языческими, а после крещения Руси в 988 году жизнь народа протекала в рамках православного христианского годового круга.

Слово «календарь» восходит к латинскому calendae (что в переводе означает «первый день месяца»), а оно, в свою очередь, идет от слова calare - «выкликать».

Календарь – исторически сложившаяся система членения, счета и регламентации годового времени, организующая обрядовый цикл (календарные обряды), хозяйственную и бытовую практику, в значительной мере также и верование, и бытование фольклора.

В структурном генетическом отношении народный календарь представляет собой сложное переплетение многих относительно автономных моделей: распорядка христианских праздников, постов и мясоедов, календарей солнечного, лунного и вегетативного; земледельческого, скотоводческого, охотничьего, пчеловодческого и т.д., брачного (свадебного) и поминального, демонологического, фольклорного. Каждая из этих моделей образуют особый цикл и соотносится с особым кругом верований о природе и человеческой жизни; вместе с тем они взаимосвязаны. Сам народный славянский календарь с его названиями месяцев родился безусловно в земледельческом обществе, так как он делит время по ходу земледельческих работ: сечень, сухой, березозол, травень, кветень, серпень, вресень (от «врещи» -молотить). Поэтому он назывался у славян месяцеслов. В былинном эпосе главнейшая фигура богатыря – Микула Селянинович, пахарь. Вместе с тем, возникла необходимость создания солнечного и лунного календарей у славян. Славянский солнечный календарь построен на астрономических расчетах зодиакальных знаков, а не созвездий, так как смена времен года и отличие природных явлений основаны на движении Земли вокруг Солнца и высоты его расположения над горизонтом. Разница между действительным расположением известных 12-ти созвездий и аналогичных им знаков Зодиака объясняется прецессией равноденствия. Это понятие, часто сокращаемое до «прецессии», относится к постепенному смещению точки весеннего равноденствия, а именно 1-го градуса Овна, вследствие вращения полюса экватора относительно полюса эклиптики. В результате этого знаки Зодиака смещаются относительно созвездий со скоростью примерно 50 секунд в год.

Главные единицы календаря соотнесены с разными природными явлениями: год и день – элементы большого и малого солнечных оборотов, месяц и неделя, хотя и привнесены христианским календарем, сохраняют соответствие с более древним счетом времени по лунным циклам (отсюда месяц луна и месяц отрезок года) и фазам луны. Об этом свидетельствуют хронологические значения древних славянских календарей и соответствующее им членение года, не совпадающее с юлианским календарем. Структура народного календаря определяется последовательностью и соотношением его единиц, членением года на периоды, чередованием праздников и будней, иерархией праздников. На годовой круг накладывается одновременно несколько систем разномасштабных единиц: последовательно неподвижных христианских праздников и фиксированных постов; порядок подвижных праздников, зависимых в своих сроках от Пасхи (первого после весеннего равноденствия, полнолуния), и связанных с ними отрезков постов и мясоедов; природные (сезоны и меньшие отрезки) и хозяйственные циклы, а также «культурной» календарной регламентации (время свадеб, поминальных дней, защиты от демонов и т.п.).

В народном календаре практически не существовало дней «неотмеченных», ибо каждый день рассматривался в едином целом со всем годом, был подготовлен днем предыдущим и готовил день последующий. В основе всех календарных систем лежат особенности восприятия времени человеком. Выделяют две основные функции времени, важные для жизни и развития общества. Первая – время позволяет сравнивать длительности процессов и явлений. Вторая – возможность при помощи времени устанавливать очередность, порядок событий. Это явление, обнаруживающее себя изменениями внутри и вне нас, и способ измерения изменений, и конструкт человеческого разума, позволяющий описывать и сопоставлять изменения друг с другом.

В каждом обществе люди своеобразным образом фиксируют течение времени и соответственно регулируют свою деятельность. Время при этом обусловлено культурными традициями и культурными потребностями народа и является одним из главных «регуляторов» данной культуры.

Традиционный календарный праздник играет большую роль в формировании мировоззрения человека, воспитании и удовлетворении его эстетических и этических потребностей, в релаксации и восстановлении жизненных сил индивидуума, не обходимых ему для дальнейшего существования. Праздник, возникший в глубокой древности как одна из «важнейших форм человеческой культуры» (В.В. Бахтин), в настоящее время продолжает выполнять многообразные функции: коммуникативную, регулятивную, эмоционально-психологическую, идеологическую, нравственно-воспитательную, компенсаторную.

Календарные обряды отражают традиционное мировоззрение.

Подводя итоги данному параграфу, сделаем следующие выводы.

Обряды и праздники – важнейший элемент традиционно-бытовой культуры народа.

Праздник – сложная социокультурная система, охватывающая различные стороны духовной жизни общества и состоящая из множества структурных элементов, связанных между собой и изменяющихся во времени и пространстве.

Обряд – совокупность символичных стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающие определённые коллективные чувства.

Календарь – исторически сложившаяся система членения, счета и регламентации годового времени, организующая обрядовый цикл, хозяйственную и бытовую практику, в значительной мере также и верование, и бытование фольклора.

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта