Главная страница
Навигация по странице:

  • Ой, да как же нам расставаться с тобою

  • курсовая работа (1). Народное художественное творчество в календарных праздниках и обрядах летнего цикла (Зеленые Святки, Иван Купало)


    Скачать 73.32 Kb.
    НазваниеНародное художественное творчество в календарных праздниках и обрядах летнего цикла (Зеленые Святки, Иван Купало)
    Дата28.01.2022
    Размер73.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая работа (1).docx
    ТипКурсовая
    #345020
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Глава 2. Календарный обряд летнего цикла – Иван Купало: история и современность

    2.1 Характеристика праздника Иван Купало




    Иван Купала (иванова ночь, иванов день) – один из главных праздников календаря славян, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя. Купальские обряды, совершаемые в канун праздника («ночь накануне Ивана Купалы»), составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные бесчинства.

    Предшествует Иванову Дню Русалочья неделя (она же в Православии Троицына Неделя), она же Зеленые Святки. Ниже приведены дни этой недели в язычестве и Православии.

    Понедельник: Духов День, День Духа;

    Вторник: Проводы Русалок, Похороны русалки, Изгнание русалки, Вода именинница, День воды, Кострома, Проводы Весны, Родительский день.

    Среда: Конец Зеленым святкам, Бураломы, Сухая среда.

    Четверг: Русальская пасха, «Русалчин Великдень», Кривой четверг.

    Пятница: Игрище Ярилы.

    Суббота: Клечальный День.

    Воскресенье: Игрище Ярилы, Развивание венков (воронеж.), Русальское воскресенье.

    В понедельник устраивали «провожание русалок»: делали чучело русалки из соломы, наряжали в девичий сарафан, водили хороводы, пели песни. Самая бойкая и уважаемая молодица плясала с «русалкой». Затем, выйдя за черту города, чучело разрывали и разбрасывали по полю. Понятно, что в этот день никто не купался, чтобы не разгневать изгнанниц.

    Во вторник и среду на Русалочьей неделе было принято «пение песенок». За работой девушки пели веселые песни, чтобы показать, что им и без русалок не грустно и чтобы «выпровоженные» водяные девы обиделись и не возвращались.

    В четверг устраивали «велик день для русалок». В этот день девушки и женщины не работали, а плели венки и разбрасывали их в лесу. Считалось, что, если венок понравится, русалка найдет девице на выданье хорошего жениха, а молодой хозяйке поможет сохранить корову и другую домашнюю скотину. «Именины» отмечали в пятницу. По народному поверью, этот день духи просят дать им имена, поэтому плещутся и хлопают в ладоши на поверхности прудов и озер, хохочут и мяукают на берегах рек и ручьев.

    В субботу готовились к Иванову дню, или к празднику Ивана Купалы.

    Купайла – с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни.

    Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом – символом солнца.

    Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица. После перехода на новый стиль праздник Ивана Купала приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Некоторые европейские страны отмечают Иванов день или День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния – с 20 по 26 июня.

    Рассмотрим более подробно традиции и обряды праздника.

    Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев. Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Поутру в Иванов день купаться – обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца.

    Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры. Через них бросали венки, прыгали. В день Ивана Купалы купались в росе и воде. Считалось, что Иванова роса помогает от угрей и прыщей, если ей окропить стены дома и кровати, то перестанут водиться клопы и тараканы. По народным представлениям, в этот день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой. Есть несколько народных примет на этот день. «Сильная роса на Ивана – к урожаю огурцов», «На Ивана ночь звездная – много будет грибов», «Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться».

    Июль – месяц летнего солнцестояния. Корни этого праздника уходят в эпоху язычества, но до сих пор сохранились некоторые элементы купальской обрядности в современном быту людей, живущих в отдалении от крупных населенных пунктов, прежде всего – в сельской местности.

    Праздновать Иванов день начинали 6 июля. Первый день называют по-разному: День Купальни, Иван, Купальня, Пятенка, Травный Иван, Иван-Травник, Цветной Иван, Иванов день, Иван Купальный. Раньше в этот день, как и сейчас, собирали травы и цветы, которые в настоящее время в народной медицине используются как лечебные.

    Также днем собирали цветы для гадания – богатки. Рвали богатки, загадывали желание на суженого и клали под подушку или на потолок; если распустится цветок, значит, желание сбудется.

    В день перед Иваном вяжутся веники на весь год. Вечером перед Ивановской ночью женщины и девушки пели песни, но в разных деревнях они отличались. Называют эти песни иванские.

    По поверью, Ивановская ночь (это можно назвать вторым днем) считалась временем разгула нечисти: на болотах устраивались сборища колдунов и ведьм. В старое время в ночь на Ивана Купалу девушки плели венки и бросали их в воду.

    Повсеместно в Ивановскую ночь жгли костры. Их обычно раскладывали на возвышенностях в ржаном поле, на берегу водоема или на месте традиционных гуляний молодежи. Жгли бочки, пни, надетые сверху на шесты колеса и пуки соломы. В некоторых местах с горящим пуком соломы ходили по полям. Около костров веселилась молодежь: пела песни, плясала, качалась на качелях, установленных поблизости. Любимым развлечением молодежи было перепрыгивание через костер, в одиночку или парами. В Ивановскую ночь, как и в Святки, молодежь не придерживалась обычных норм поведения. Девушки и парни рядились, т.е. надевали вывернутые наизнанку шубы. Загоняли в рожь Иванов и Марий; шалили в деревне: закладывали печные трубы или подпирали ворота и двери изб; катались и боролись во ржи.

    Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под берёзкой, освящаются водой и огнём присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина). Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Праздник начинается около четырёх часов дня.

    Далее на примере празднования Ивана Купало опишем различные виды народного художественного творчества – хороводы, песни и др., без которых данный летний праздник не мог бы существовать.

    Девушки выстраивались вокруг берёзки. По рядам пускали братину – ковш с хмельным напитком. После читали любое из известных прославлений Ярилы. Вокруг деревца все участники заводят хоровод, наигрывают в гудки, трещётки, бубны да колокольцы, запевают песни проводов Ярилы (обычно поют «Кострому») (Приложение 3).

    После этих слов кто-либо из пляшущих внутри хоровода ненароком задевает чучело Ярилы и оно падает. Тут народ начинает кричать, что «Ярила» умер. Хоровод останавливается. Мужчины поднимают «Ярилу», тормошат его, стараясь разбудить. Девушки причитают:

    «Ой, Господи! Помер он, помер!

    Какой же он был хороший!

    Не встанет он больше!


    Ой, да как же нам расставаться с тобою?

    И что за жизнь, коли нет тебя!

    Приподнимись хоть на часочек!»

    Парни поднимают «Ярилу» и несут его вокруг деревца, пятясь задом наперёд, девушки неутешно плачут:

    «Батюшка Кострома, свет Ярила,

    На кого ты нас покинул!

    Закрылись твои ясны оченьки!» и т.д.

    Шествие доходит до погребального костра, поверх которого кладут «Ярилу». Костёр зажигают и, пока изображение сгорает, Ярилу поминают, пьют медовый напиток за него, едят яства, говорят о его возрождении по весне. По другому правилу «Ярилу» не сжигают, а разламывают его изображение (глиняное) и бросают в реку; соломенные изображения Ярилы топят или зарывают в поле. Яства, лежавшие перед «Ярилой», употребляют на его поминках.

    Проводив весну, встречают красное лето. Все выстраиваются либо полукругом возле капища, либо вокруг берёзки. Волхв, встав перед Богами и подняв руки к небу, творит зачин (Приложение 4):

    Клич подхватывается всеми. Волхв или обавник читает славление Триглава, каждую строку которого, вслед за волхвом, произносят все собравшиеся (Приложение 5):

    Все творят земной поклон.

    Жрец от каждого собирает требу Купале (хлеб, блины, пироги, зерно, горох, печенья), кладёт её на капище, где освящает со словами:

    «Божия треба - свети освящайся,

    От земли до неба - свети освящайся,

    От соли да хлеба - свети освящайся,

    Пребуди лепа - свети освящайся!»

    Затем, выбрав самый большой каравай, проходит с ним вдоль ряда. Каждый должен коснуться хлеба правой рукой, загадав желание. Треба полагается в Огонь, горящий на капище. Тогда же, пред ликом Божества, на отдельном блюде освящается пища, для раздачи частей её на пиру. Девушки заводят хоровод вокруг берёзки и поют:

    «Как ходили девочки

    Около Мареночки

    Около Купало

    Солнце заиграло...»

    Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить берёзку. Тот, кому это удаётся, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от берёзки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки - плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор:

    «Плыви, Купало, за водою,

    Да за святою росою...»

    В воду кидают цветы, освящённые травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру - Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещётки да колокольцы наигрывают, да поют громко.

    Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?».

    Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво – обязательно). Каждому в руки полагается по куску освящённой еды, принесённой с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы.

    После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют (Приложение 6):

    На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре - Купальце, кто спать пойдёт, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов. Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу, срезают волшебные травы (девясил, чертогон, Чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.

    С днем Ивана Купалы люди связывали представления о чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки...

    В полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты.

    Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся.

    Подводя итоги, сделаем выводы. Православная церковь в этот день чествует память Иоанна Предтечи, который крестил самого Иисуса Христа. Может, потому и сошлись вместе эти два праздника, что очищение происходило в обоих случаях водой.

    Купальские игрища и праздники совершались в честь солнечной свадьбы, одним из актов которой было купание солнца в водах. Отсюда и название этих праздников - «купальские». В песнях, которые распевались в деревнях, Купала называется любовным, чистоплотным, веселым. В одной из купальских песен прямо говорится: «Ай, Купала наш веселый, князюшка наш летний, добрый».

    Самый главный обычай на Купальскую ночь – это обязательное купание в воде. Кроме того, в эту ночь именно вода считалась целебной и обладала магической силой, которая помогала очиститься от всякого зла, исцелиться и приобрести хорошее здоровье. По народному поверью, именно в это время вода входит в священный союз с огнем, и это считалось огромной природной силой, символом которого стали купальские костры, которые, и по настоящее время разжигаются по берегам озер, рек и водоемов.

    Огонь на Купальскую ночь обладает большой магической силой, также как и вода, имеет очищающее свойство. По старинной традиции костры разводились не маленькие. Люди водили хороводы, плясали, и конечно, самым любимым занятием молодых парней и девушек в Купальскую ночь было перепрыгивание через огонь костра. Считалось, кто перепрыгнет выше и не заденет пламя, будет счастливым

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта