Античная. Натуралистыдосократики
Скачать 99.13 Kb.
|
НАТУРАЛИСТЫ-ДОСОКРАТИКИ ИОНИЙЦЫ Фалес Милетский Фалес Милетский из Ионии жил в 610 - 546 г. до н.э. Был первый европейский философ и выдающийся политик, один из семи мудрецов. Он первым придумал, что в основе бытия есть некая константа. Известен тем, что поставил воду в начало (архе) всего. Земля у него плавает на воде как доска. И эта вода разумна и божественна. Солнце и небесные тела питаются ее испарениями. Семена и зерна всего сущего имеют влажную природу, говорил Фалес. Поэтому высыхание всего - смерть. Жизнь - влага, водная стихия, значит, все приходит из воды, начинается в воде и в ней заканчивается. Таким образом, Фалес все знание сводит к единой основе. О том, что Фалес искал физическое начало мироздания говорят его труды: "О началах", "О солнцестоянии", "О равноденствии", "Морская астрология" Он считается первым античным астрономом (Фалес предсказал солнечное затмение в 585 году до н. э, открыл годовое движение солнца, современный календарь) и математиком (док-ва равенства углов). Анаксимандр из Милета Ученик Фалеса. Жил в 624 – 547 г. до н. э. Его трактат "О природе" - первый философский трактат в прозе. Как Фалес, участвовал в политиках. Вводит термин "апейрон" (бесконечный, безграничный). Апейрон дает начало всем вещам. Он все окружает и все держит в себе. Свойства апейрона: Вечен, никем не сотворен; С полным основанием бесконечное все рассматривают как первоначало…Будучи началом, бесконечное не возникает и не уничтожается, ведь то, что раз возникло, по необходимости получает завершение, и всякое уничтожение приводит к концу. Поэтому мы и говорили, что у бесконечного нет начала, оно само есть начало всего прочего, оно все объемлет и всем управляет, как утверждают те, кто не допускает помимо бесконечного ничего другого, даже разума или любви. Это начало божественно, ибо бессмертно и неразрушимо, так говорили Анаксимандр и большинство философов физиса. Аристотель, Физика Апейрон содержит в себе воду, землю и огонь, которые по необходимости находятся в борьбе. Мир Анаксимандра существует одновременно с бесконечным количеством других миров. Космосом управляют два начала - холодное и горячее. Огненная сфера разделена на три части: солнце, луну и звёзды. Под действием солнца из жидкого элемента возникли первые простейшие животные. Из них возникли более сложные живые существа. Земля - неподвижный цилиндр, на верхней поверхности его - обитаемый мир (Ойкумена). Вселенная Анаксимандр - первым предположил, что Земля свободно покоится в центре мира без опоры. Анаксимен из Милета Ученик Анаксимандра. Написал "о природе". Поставил воздух в начало всего, обожествлял его. Спорил с Фалесом о том, что вода не может быть первоосновой всего, потому что она вещь, а вещь не может быть веществом всех вещей. Воздух - самая подвижная среда и хорошо способствует превращению других вещей. Воздух, охлаждаясь, становится водой, затем землей. Разряжаясь и расширяясь, он становится огнем. Душа тоже состоит из воздуха. Как наша душа, будучи воздухом, скрепляет вместе каждого из нас, так дыхание и воздух соединяют весь космос. Анаксимен Свойства воздуха: Когда он однороден, то невидим, а обнаруживается, когда становится холодным, горячим, влажным и подвижным; Движется он всегда, ибо если б не двигался, то ничто не менялось бы; Сгущаясь и разрежаясь, приобретает видимые различия. Растекшись до сильной разряженности, он становится огнем; в среднем состоянии он возвращается к природе ветра; по мере сгущения воздух становится облаком; сгустившись еще больше, становится водой; еще больше — землей, а на предельной плотности — камнем; Горячее и холодное как противоположности предшествуют возникновению всего. Земля плоская и ее несет воздух, так же Солнце, Луна и другие звезды, состоящие из огня, плавают по воздуху благодаря своей плоской форме. Светила родились от Земли вследствии испарений, когда испарина разрежается, рождается огонь, а из поднявшегося огня скручиваются звезды. Светила, полагал Анаксимен, движутся не под землей, как думают некоторые, а вокруг Земли, словно берет на нашей голове. Солнце прячется не потому, что заходит под Землю, а потому, что скрывается за более высокими сторонами Земли. Зима происходит от того, что Солнце удаляется. Звезды не греют из-за удаленности на большое расстояние. Ветры дуют, когда чрезмерно сжатый воздух в результате разрежения приходит в стремительное движение. Когда он скучится и загустеет, рождаются облака, которые затем превращаются в воду. Когда падающая из облаков вода замерзнет, образуется град. Когда влажные облака замерзнут, возникает снег. Когда облака расщепляются силой воздушных потоков, рождается молния. Радуга возникает, когда солнечные лучи падают на загустевший воздух, землетрясение — результат изменений земли вследствии перегрева и охлаждения. Таковы мнения Анаксимена, расцвет которого пришелся на первый год пятьдесят восьмой олимпиады Ипполит. Опровержения, 17 Анаксимен. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен были стихийными материалистами, так как за основу полагали вещество. Ставили вопросы, выходящие за мифологическую тематику, и все жили в Милете. Гераклит из Эфеса Родился примерно в 540 г. до н.э. Будучи аристократом, жил бедно и одиноко. Враждебно относился к демократии - власти толпы. Власть должна принадлежать меньшинству лучших граждан. Закон именно в том, чтобы повиноваться воле одного Охарактеризовал реальность как становление. Считается родоначальником диалектики. Мир двигает борьба противоположностей. Основной тезис - "все движется и ничего не покоится". Ничто не остается неизменным, ничего постоянного нет, все течет, все изменяется. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, мы есть — и вместе с тем не есть. Кажется, река остается одна и та же, но на деле ее воды сменяются. Все возникает через борьбу. Становление - есть непрерывный переход одной противоположности в другую. Холодное разогревается, горячее охлаждается, влажное высыхает, сухое увлажняется, молодое стареет, живое умирает. Из мертвого рождается новая жизнь - и так бесконечно. Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое, ибо эти [противоположности], переменившись, суть те, а вновь переменившиеся суть эти Эти переходы, война противоположностей называется Гераклитом началом всего сущего. Polemos (война) есть отец всего, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит рабами, других — свободными Первоначало мира - огонь, совершенный образ движения. Мир не сотворен богами, а существует вечно. Этот космос, один и тот же для всех, не создан никем из богов, никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий За мировой неустойчивостью приходим к относительности моральных норм. Относительными являются и удовольствия. Вывод - все относительно и все едино. Они [невежественные] не понимают, как враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение (гармония), как гармония лука и лиры Предназначение человека - постичь божественный Логос, который правит миром. Познать мир, значит уяснить его гармоничность и противоречивость. Это доступно тем, у кого огненная душа, сухая. Выслушав речь не мою, а речь логоса, должно признать: мудрость в том, чтобы узнать все как единое Гераклит вошел в историю с прозвищем Темный (надменный нрав и замкнутость). Его трактата "О природе", написан в форме афористических изречений оракулов. Свои мысли он адресовал лишь мудрым. ИТАЛИЙЦЫ В конце VI в. до н.э. центр зарождающейся европейской философии переносится в полисы-колонии на побережье Южной Италии и Сицилии. К италийской школе относится пифагорейский союз, школа элеатов и Эмпедокл. (Пифагорейцы связали философию с математикой и поставили вопрос о числовой структуре мироздания; элеаты развили понятие субстанции до понятия бытия как такового. Они выявили диалектичность времени, пространства и движения) Здесь появляются и элементы метафизики (как антидиалектики). Пифагор Пифагор родился на Самосе. Расцвет его жизни пришелся на 530 год до н. э., а умер в начале V века. От физических начал совершился переход к абстрактным. Пифагорейцы положили число в начал всего. Основу реальности образуют числа. Но не только они, а еще и их элементы и свойства. Даже космос численно упорядочен и познается во всех частях. В четных величинах преобладает неопределенное и неограниченное, в нечетных - предел. Пифагорейцы первыми научились применять математические понятия... Элементы числа в их представлении были элементами самих вещей, а весь универсум — числовой гармонией. Аристотель Беспредельное есть просто окружность, внутри которой рождается мир. Пифагор первым назвал определенный порядок всего мирского космосом. Небо, земля, боги и люди соседствуют друг с другом не как попало, а согласно некоему закону. Мудрецы говорят, что небо, земля, боги и люди соединены порядком, мудростью и правдой: именно по этой причине весь мир они называют космосом [т.е. порядком] Платон, Горгий Небеса вращаются согласно числовой гармонии, небесная музыка движения сфер прекрасна, но наш слух, привычный к этим звукам, не в состоянии ее услышать. О душах они думали как орфики, верили в переселение (метемпсихоз) и в искупление грехов. Но орфики процесс очищения (катарсис) связывали с ритуалом, а пифагорейцы - с научным поиском. Душа, благодаря науке, должна освободиться от всего телесного. Элеаты Ксенофан из Колофона Родился в Колофоне около 570 г. до н. э Первоначало Ксенофана - земля и вода. Космос - это наша планета. Всего элементов сущего четыре, а космосов бесконечно много. Он критикует описания богов Гомера и Гесиода. Он считает ошибкой представлять богов антропоморфными. Из-за этого, богам приписывют человеческие страсти, пороки, слабости. Все на богов возвели Гомер с Гесиодом, что только У людей позором считается или пороком: Красть, прелюбы творить и друг друга обманывать тайно... Если бы руки имели быки и львы или кони, Чтоб рисовать руками, творить изваянья, как люди... Образы рисовали богов и тела их ваяли Точно такими, каков у каждого собственный облик. Истины точной никто не узрел и никто не узнает Из людей о богах и всем, о чем толкую. Если кому удастся вполне сказать, что сбылось, Сам все равно не знает, во всем лишь догадка бывает Сущность бога шарообразна и ничуть не схожа с человеком: он весь целиком видит и слышит, но не дышит, он всецело — Логос и как сознание вечен. Он также первым сказал, что все возникающее гибнет и что душа — дыхание Парменид Основатель элейской школы Парменид (VI — V вв. до н. э.) прославился тем, что описал разные пути познания. Вот три из них: 1) путь абсолютной истины; Здесь определяется, что бытие есть, а небытия не существует. Отсюда следует: 1. Есть только бытие. Мышление тоже бытие, потому что нельзя мыслить ни о чем. 2. Бытие никем и ничем не порождено, потому что оно было бы в небытии, а небытия нет. 3. Бытие не умирает, иначе превратилось бы в небытие. 4. У бытия есть только настоящее. Нет ни прошлого, ни будущего (иначе рано или поздно исчезло бы), бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, 5. Все, что чувства определяют как изменчивое и множественное, по сути, ложно 2) путь ошибочных мнений; Доверяя чувствам, мы допускаем реальность становления. Так возникает ошибка, состоящая в допущении небытия. На ошибочном пути и те, кто считает, что небытие и бытие существуют совместно и что вещи переходят из одного в другое. 3) путь приемлемых мнений. Среднее между двумя противоположностями. Так свет и ночь совпадают в бытии. Чувственные показания надлежит радикально переосмыслить в ключе разума Космологические понятия у него становятся онтологические (онтология — теория бытия). Свое учение вкладывает в уста богини. Он изображает себя в повозке, запряженной лошадьми в поэме "О природе" О том что бытие никем не сотворено и никогда не исчезнет Остается один только мысленный путь, [Который гласит]: "Есть". На нем — очень много знаков, Что сущее нерождено, оно и не подвержено гибели, Целокупное, единородное, бездорожное и законченное. Оно не было когда-то и не будет, так как оно едино и есть сейчас, Одно и непрерывно. Ибо что за рожденье будешь выискивать ему? Как и откуда оно выросло? Из не-сущего? Этого я не разрешу Тебе высказывать или мыслить, ибо нельзя ни высказать, ни помыслить: "Не есть". Да и какая необходимость побудила бы его Скорее позже, чем раньше, начав с нуля, родиться на свет? Следовательно, оно должно быть всегда или никогда. Равно как из сущего сила достоверности никогда не позволит Рождаться чему-либо, кроме него самого. Вот почему Дикэ не отпустила [сущее] рождаться или гибнуть, ослабив оковы, Но держит крепко. Тяжба по этому делу вот в чем: Есть или не есть? Так и вынесен приговор, как этого требует необходимость, От одного отказаться, как немыслимого и безымянного, ибо это не верный Путь, а другой признать существующим и верным. Каким образом то, что есть сейчас, могло бы быть потом? Как оно могло бы быть в прошлом? Если оно было, то оно не есть, равно как если ему некогда лишь предстоит быть. Так рожденье угасло и гибель пропала без вести Зенон Ученик Парменида. Жил на рубеже VI и V в. до н. э. Опровергает диалектиков в том, что можно мыслить пустоту, множество и движение. Пустота Пустотой считалось пространство, отдельное от вещества. По Зенону все существующее находится в пространстве, а чтобы и пространство существовало, надо чтоб и оно где-нибудь находилось, и это где-нибудь должно тоже и так до бесконечности, что невозможно. Значит, пустота немыслима. Множество В большинстве случаев доказывали, что для существования множеств необходимы многие единицы. Подобные единое и единицы немыслимы, ибо влекут к непреодолимым противоречиям. Множества единств абсурдны, следовательно, их нет Движение Тут Зенон предлагает апории: «Дихотомия»: Предполагают, что некое тело, начав движение из пункта А, может достигнуть некой поставленной цели. Однако, полагает Зенон, тело, прежде чем оно достигнет цели, должно пройти половину пути, прежде той половины — еще половину, а значит, половину половины половины, и так до бесконечности, где нет нуля. "Ахиллес" Самый быстрый бегун никогда не догонит самого медленного, ибо необходимо, чтобы догоняющий прежде достиг точки, откуда стартовал убегающий, поэтому более медленный бегун остается хотя бы чуть-чуть впереди того, кто догоняет. «Стрела» Если летящая стрела в определенный миг находится в определенной точке, то она не летит, потому что тело, находящееся в точке, покоится. Зенон доказывает, что видимый, чувственный мир противоречив и неистинен. Истинным может быть только сверхчувственный мир. |