Попова-О.В.-использование-квест-платформы-Learnis. Научная работа Использование квест платформы Learnis на уроках литературы
Скачать 0.7 Mb.
|
ГЛАВА II. Разработка методических подходов применения технологии веб-квест в обучении литературы 2.1. Требования, принципы и рекомендации к использованию образовательной платформы «Learnis» После изучения исследования современных квестовых технологий Бернса Доджа и Тома Марча, можно сформулировать общие принципы и рекомендации к разработке веб-квеста. Для разработки познавательного, продуктивного и увлекательного квеста для студентов, преподаватель должен быть готов к устранению любых проблем, которые может возникнуть во время проведения квеста, и которые могут помешать успешному внедрению современных технологий в учебный процесс. Например: Необходим ли нам для работы компьютерный класс или проектор? У всех студентов есть доступ к компьютеру вне аудитории? У всех ли имеется доступ к сети Интернет? Веб-квест направлен на развитие у студентов творческого и аналитического мышления. Преподаватель должен учитывать тот факт, что интернет – это мультимедийное огромное пространство для обучения, позволяющее увидеть изучаемое явление с самых разных позиций. Таким образом студенты могут рассмотреть какой-либо вопрос в более широком контексте, провести анализ данного вопроса, структурировать всю полученную информацию, что является неотъемлемым навыком в XXI веке. Квест является универсальной технологией, которую можно использовать в любых учебных дисциплинах. А также можно провести как душе угодно, учитель должен выбрать более ориентированную на своих подопечных вид квеста. Но, хотим отметить, что у квест-технологии, кроме множества положительных эффектов и имеются также, стороны минуса. К минусам мы можем отнести, то, что это затратный метод (атрибуты, много времени на подготовку), также нельзя повторять часто, не чаще 1 раза в месяц и из-за этого этот метод у нас, в России, не каждый учитель применяет на уроках. Но, мы хотим показать вам одну платформу, где учителю не надо будет тратить много времени, атрибутов, также эту платформу, мы считаем, можно использовать не только раз в месяц. И это образовательная платформа “Learnis”. 18 И как мы отмечали ранее, сейчас в 21 век- век цифровых технологий, где на уроках можно использовать разные интернет ресурсы. Квест- технологии тоже не стоит в стороне и он совершенствуются. “Learnis”- это популярная российская платформа для создания интерактивного контента. Learnis ( https://www.learnis.ru/ можете посмотреть сайт нажав на эту ссылку) электронный набор инструментов для эффективного обучения на основе игровых методов. Регистрация довольно простая: сайт не требует указать место работы, какой предмет преподаете и для каких целей будете использовать ресурс. Нужна только имя, пароль и почта. Есть бесплатная версия и премиум аккаунт, который можно купить индивидуально или для команды учителей. Конечно, в бесплатной версии представлено ограниченные возможности работы с платформой, но и в таком виде здесь много полезных инструментов. Преимущества сайта: — простой и удобный интерфейс; — экономит время, так как все уже готово, нужно только добавить задания по своему предмету; — разработан под интерактивные доски, которые используются сейчас во многих школах; — подходит для всех школьных предметов; — адаптирован под учеников любого возраста; — не требует установки дополнительных приложений. — можно использовать как и в оффлайн обучении и в дистанционном обучении, что в наше время очень актуальна. Ресурс предлагает 4 вида интерактивных инструментов для учебы: • Веб-квесты «Выберись из комнаты»; • Интеллектуальная игра «Твоя викторина»; • Терминологическая игра «Объясни мне»; • Веб-сервис «Интерактивное видео». А нам, в данное время, интересует веб-квесты: 19 Learnis – система генерации веб-квестов с возможностью добавления любых предметных заданий. Сервис предполагает создание веб-квеста в жанре «выберись из комнаты». Чтобы создать квест-комнату, нужно зайти во вкладку «Продукты» и нажать на первую карточку «Начать игру». Откроется галерея комнат, которые отличаются по уровню сложности, тематике и количеству заданий. В бесплатной версии доступно 15 комнат из 21 и только 2 уровня – легкий (зеленый круг) и средний (желтый круг). Сложный (красный круг) предоставляется только в формате премиум. Основная цель игры учащиеся должны угадать кодовое слово, чтобы выбраться из комнаты. И чтобы выбраться из комнаты, необходимо ввести ключ от двери. Его можно узнать только после того, как будут выполнены все спрятанные задания. Чтобы их найти нужно кликать на вещи в комнате и искать подсказки. Однако, не всегда задания могут быть на виду, иногда необходимо выполнить несколько действий прежде чем упражнение появится у ученика. Например, в «зеленой комнате» необходимо залить в чайник воду и вскипятить. После чего пар попадает на зеркало и проявится первое упражнение. Второе спрятано в книгах. После того, как все задания были выполнены, ученик может нажимать на дверь и вводить ключ. Как правило, ключ – ответы заданий, которые учитель указывает во время подготовки к уроку. Ученик вписывает ответы и если задания выполнены правильно, то дверь открывается. Можете также загрузить песню или звук, который будет играть когда откроется дверь. Это очень простой и удобный ресурс для учителей. Не требует много времени на подготовку и при этом делает обычные задания вовлекающими и мотивирующими. Также можно разбавить домашнее задание квест-игрой, из которой не так просто выбраться. Как предлагает сама платформа «Откройте мир увлекательного обучения», а Learnis в этом обязательно поможет. Следующий шаг после того, как преподаватель выбрал тему веб-квеста отбор доступного и подходящего материала, необходимого для выполнения квеста. Для создания квеста учителю необходимо: 1) Выбрать задания для учащихся. 2) Оформить их в виде изображений (для этого удобно использовать сохранение презентации в виде отдельных изображений, но об этом поговорим в другой раз). 20 3) Выбрать обстановку квеста из списка, доступного на сайте. 4) Загрузить задания. 5) Получить код и перейти к квесту. Для того, чтобы пройти веб-квест, участникам нужна только ссылка; никакой регистрации им не требуется. Результата прохождения квеста может быть два: обучающийся открыл дверь комнаты, либо не открыл, т.е. смог собрать код полностью, найдя все задания и решив их, либо не смог. Исполнителем и активным участником процесса является сам студент. В веб-квесте преподаватель представлен в роли консультанта, помощника. В этой роли преподаватель подталкивает учеников к поиску и собственному анализу, систематизации полученной информации. Плюсы и минусы Learnis: Плюсы: • Оригинальный подход создания веб-квеста • Русскоязычный интерфейс • Комфортный бесплатный тариф • Адаптивный дизайн • Ученикам не обязательно регистрироваться. Минусов мы предполагаем нет. Также проведение квеста оказывают положительное влияние на студентов, а именно развивают критическое мышление, так как работа над ним подразумевает такие умения, как умение сравнивать, анализировать информацию, классифицировать, мыслить абстрактно. Благодаря этому у студентов повышается уровень мотивации, появляется желание к изучению новой темы, таким необычном способом, они воспринимают задачу как нечто реальное, что ведет к повышению эффективности деятельности. Преподаватель создает специальные условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности студентов, поддерживает их инициативу. В свою очередь, обучающиеся становятся равноправными «соучастниками» процесса обучения, разделяя со своим учителем ответственность за процесс и результаты обучения. [17] Веб-квест развивает у учащихся следующие умения: осуществлять поиск информации; выделять ключевые слова; определять тему и проблему; 21 отделять основную информацию от второстепенной; фиксировать необходимую информацию; детально или сокращенно излагать содержание прочитанного; обобщать информацию из текста; детально или кратко передавать содержание; выделять факты, примеры, аргументы в соответствии с поставленными вопросами (проблемами); делать выводы; выражать и аргументировать свою точку зрения; определять причинно-следственную связь событий, оценивать поступки и давать характеристику персонажей, фактов и событий; участвовать в беседе-обсуждении; - приглашать и обмениваться информацией; уточнять и детализировать информацию; прогнозировать развитие ход событий. Преимущества данной технологии в том, что ее можно применить для любого школьного предмета, для организации как урочной индивидуальной или групповой работы, так и внеклассной. Основная ошибка учителя при организации веб-квеста – это однократное использование этой технологии в рамках одной учебной темы или раздела, чтобы легко разнообразить учебную деятельность. Очень важно использовать эту технологию именно комплексно: постепенно усложняя задания, вводя новые элементы работы, можно увидеть прогресс в развитии ученика. В конечном итоге с помощью этой образовательной технологии при не в однократном использовании могут быть достигнуты следующие метапредметные результаты: развивать способность учащихся самостоятельно определять свои учебные цели и планировать способы их достижения, в том числе альтернативные, сознательно выбирая наиболее эффективные способы решения образовательных задач, познавательные задания, самостоятельный поиск и подбор необходимой информации. Одна из причин, по которой учителя отказываются использовать технологию веб-квестов, - неправильное представление о том, что она требует высокого уровня компьютерной грамотности. Однако есть много советов по созданию веб-задачи, есть множество простейших шаблонов для создания веб- квеста, которые совершенно бесплатны, легки в использовании и отнимают немного времени. Например, самый удобный конструктор сайтов - это тот, у которого есть готовые макеты для веб-задачи, которые вам просто нужно заполнить контентом. И по всем этим критериям отлично подходит исследуемый нами образовательный сайт «Learnis». 2.2 Пример использования образовательного онлайн веб-квеста на сайте «Learnis» для урока родной литературы 22 Для полного анализа и проверки теоретических результатов исследования, веб-квест необходимо разработать и применить на практике. Практическое применение данной технологии мною был проведен в марте 2021 года. Место проведения исследования: село Майя Мегино-Кангаласского улуса, Майинская средняя общеобразовательная школа имени Ф. Г. Охлопкова. В исследовании приняли участие ученики 9 “а” класса, количество- 23 ребенка - 10 девочек и 13 мальчиков. Целью исследования является: повышение интереса к учебе с помощью применения квест игры, повышение мотивации к учебе. Задачи исследования: 1. Провести урок с элементами игры посредством сайта «Learnis», 2. Работа в группах, 3. Усиление мотивации и интереса детей к урокам. Задачи веб-квеста: – развитие у участников навыков познавательной и исследовательской деятельности; – повышение уровня владения информационно-коммуникативными навыками; – главная суть в использовании на уроке литературы квест-игру это то, чтобы пройти квест учащимся необходимо прочесть произведение и тот, кто прочел произведение, понял всю суть, быстрее и легче пройдет квест на сайте. На практической части была рассмотрена то произведение, которую учащиеся только начали читать, это произведение нашего народного писателя В.С.Яковлева-Далана “Тулаайах оҕо”. В учебнике представлены отрыки из этого романа. Предмет: родная литература Тема: Проведение квест-игры по произведению В.С.Яковлева-Далан- «Тулаайах оҕо». Мы классифицировали наш квест согласно различным системным и инструментально-значимым признакам по классификации Сокола И.Н: 23 1. По форме проведения: компьютерная квест-игра; 2. По режиму проведения: в комбинированный режим; 3. По сроку реализации: краткосрочный - цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно занятие; 4. По форме работы: групповой; 5. По предметному содержанию: межпредметный квест; 6. По структуре сюжетов: кольцевые (это тот же линейный квест, но заключенный в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу); 7. По информационной образовательной среде: виртуальная образовательная среда; Исследование был проведен в два этапа, т.е на первых уроках мы читали, рассуждали произведение, а на втором этапе провели квест-игру через сайт «Learnis», где участникам необходимо было угадать кодовое слово и открыть дверь, чтобы выйти из виртуальной комнаты. Мы выбрали именно этот класс, потому что, их учитель сказал то, что этот класс на уроках литературы не проявляют большого интереса. И на практике нашей главной задачей было заинтерисовать их, и замотивировать на дальнейшую работу, и это конечно можно было добится посредством проведения нетрадиционного урока. И мы поробовали провести нетрадиционный урок для них, а именно квест-игру. Преполагаем, что благодаря квест-игре ребята будут более заинтерисованы происходящим и уже на уровне подсознательного начинать понимать суть произведения так и игры. Нынешнему поколению нравятся компьютерные игры, так и в нашем исследуемом квест сайте ребята будут находится в виртуальной комнате из которго они выйдут если, только прочли произведение, вниклись в суть. Квест игра содержит этапы поисково-рассудительного навыка, также этапы устного выступления, насчет чего ребята научатся выражать свои мысли, и конечно же работать в группе. Так, учащиеся работали по группам, в группе было по 3-4 человека. Предлагаем разделить группу на небольшие количества учащихся, так все игроки будут задействованы, никто не будет сидеть в стороне. При формировании команды также, советуем разделить учащихся смешанно по знаниям, так как в квест-игре есть и логические части и вопросы будут 24 требующие более рассудительного положения. И в уроке литературы, конечно, некоторые учащиеся более знают произведение, некоторые подключаются медленнее. После формирования команд учителю необходимо объяснить, показать правила игры и как пользоваться сайтом. Также нужно еще раз проверить и удостовериться, что у всех ли имеются сотовые телефоны, которые имеют выход на интернет. Но в нашем случае, для команды нужен только один гаджет, может сотовый телефон либо ноутбук, которые выходят в интернет. И после объяснения правил, формирования команды дети начинают играть. Учитель ничего не подсказывает, просто может указать технические вопросы. Но до всего этого, конечно, учителю необходимо придумать вопросы, в нашем случае это вопросы для произведения, которые учащиеся читали на уроке литературы. Учителю нужно придумать вопросы, которые затрагивают проблематики произведения, эмоции героев и т.д. Считаем, что квест должен дать чувства, учащиеся должны подключить критическое мышление. На сайте “Learnis” мы выбрали комнату с 5 вопросами, и где придумали вопросы опираясь на прочитанные учащимся части произведения. Вопросы представлены на таблице 1. На основе сформулированных принципов представляем разработанный нами веб-квест на сайте “Learnis” ( https://www.learnis.ru/591432/ игру можете посмотреть нажав на эту ссылку, также задание прикреплено в Приложении 1). [Приложение 1]. Данный веб-квест развивает такие умения, как умение сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. У учащихся повышается мотивация, интерес к выполнению, они воспринимают задачу как нечто реальное, что ведет к повышению эффективности деятельности. Ребята на уроке отлично справились, работали слаженно, так как времени было только 40 минут из урока, но за 40 минут успели все команды. Было видно, что они были заинтерисованы, они погрузились в эту комнату реально и работали всей командой. Можем сказать, что благодаря этой игре учащиеся в классе еще более сплочились, открылись, работали во благо их команды, никто в стороне не сидел, у всех была своя задача. 25 И мы можем сказать, что мы добились поставленных задач. Нам удалось: развить у участников навыков познавательной и исследовательской деятельности, ребята работали с учебником искали ответы, общались рассуждали, что привело повышение уровня владения информационно- коммуникативными навыками; и самое главное учащиеся вникли в суть произведения, обрели нужную информацию. Представленный нами цель был достигнут ребята были заинтерисованы уроком, замотивированы на дальнейшую работу. Уже в начале этапа, когда была сказана, что после прочтения будет проведена квест-игра, из которой сумеют выйти только те, кто прочел и понял суть произведения, ребята подключились, были заинтерисованы, мы предполагаем, то, что это им дало толчок. Таким образом, можно выделить следующие причины для использования веб-квестов в школе: - веб-квест – легкий способ включения интернета в учебный процесс; - веб-квест может выполняться индивидуально, но лучше, если он выполняется группой. При этом достигаются две основные цели обучения – коммуникация и обмен информацией. Во время работы в группе сильные ученики могут помогать другим, таким образом каждый может использовать свои способности.[16] Также, в результате проведенного урока в форме квеста было выявлено, что подобные технологии наилучшим образом отражают требования стандарта и позволяют ученикам с разным уровнем знаний полностью реализовать себя, проявить возможности и способности, так как в процессе квеста учащиеся обменивались информацией, помогали друг другу, что привели к лучшим ожидаемым результатам. 26 Заключение. Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что применение квест-технологии вносит разнообразиие в учебный процесс. Сегодня в сфере образования становится актуальным сочетание активных и интерактивных методов и технологий обучения. Именно такой подход к обучению в практике у передовых учителей определяется как инновационный. Одна из основных проблем обучения - отсутствие учебной мотивации у студентов и, как следствие, низкий уровень познавательной активности на уроках. В последние десятилетия появилось много новых и многообещающих обучающих информационных технологий, с помощью которых учитель получает эффективный способ формирования мотивации к обучению, творческого понимания предмета и тщательного закрепления знаний. Одна из них - технология веб-квестов. Целью нашей работы было целью исследования было изучение и применение квест-игры при помощи платформы Learnis на уроке литературы, как способа повышения мотивации на уроках родной литературы у детей. Для достижения поставленной цели необходимо было не только дать характеристику технологии «веб-квест», но разработать и применить её на практике. В результате работы над обозначенной темой, были сформулированы следующие выводы: во-первых, при грамотно сформулированном квест-игре, студенты развивают необходимые для учебного процесса компетенции, такие как: быстрый поиск и умение работать с необходимой информацией, навыки самостоятельной работы, умение анализировать свою деятельность, умение организовывать индивидуальную или коллективную деятельность; во-вторых, использование этой технологии способствует увеличению мотивировать студентов к учебному процессу. Вместо того, чтобы делать упражнения в тетради и проверять их, учитель может выполнять одно и то же упражнение через интерактивную доску, включив в нее различные программы, находящиеся в режиме реального времени. Тогда и мышление ребенка в другой ситуации меняется. Веб-квесты помогают достичь предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Хорошо структурированный, интересно оформленный квест инициирует рассмотрение проблем с различных точек зрения, заставляет думать, требует от участника критического мышления. Распределяя роли в 27 проекте, студенты оценивают свои знания и возможности с позиции максимально эффективного их использования в совместной деятельности, что, в конечном итоге, должно привести к правильному решению поставленной проблемы. Участвуя в веб-квесте, ребята активно используют информационное пространство Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности. Таким образом, поставленные в начале работы задачи успешно реализованы, а цель достигнута, выдвинутая гипотеза исследования доказана. |