Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Список литературы

  • Акмеология _под ред. Деркача А.А._2004. Акмеология _под ред. Деркача А.А. Научноредакционный совет серии Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации


    Скачать 3.41 Mb.
    НазваниеНаучноредакционный совет серии Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
    АнкорАкмеология _под ред. Деркача А.А._2004.doc
    Дата29.01.2017
    Размер3.41 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАкмеология _под ред. Деркача А.А._2004.doc
    ТипДокументы
    #1115
    страница23 из 44
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   44

    4. "Акме" в личностном развитии человека



    План

    1. Постиндустриальный вызов.

    2. Личностная зрелость как основание профессионализма.

    3. "Я" – социальное качество личности с психологическим статусом "Мы".

    4. Профессиональная самореализация как путь личности к "акме".

    Ключевые слова: постиндустриальное общество, личность, акмическая личность, "Я", экзистенциональный, миссия, акме.

    - постиндустриальное общество – стадия общественного развития, приходящая на смену индустриальному обществу. Главная характеристика – тенденция этого общества – науко-емкость. Массовое внедрение наукоемких технологий (ноу-хау) во все сферы жизни общества приводит к революционным изменениям в требованиях к личности как субъекту жизни. На первый план выходят: уровень образованности, духовная и гражданская культура; профессионализм как форма реализации жизненного замысла личности. Акмеологическая значимость постиндустриализма заключается в том, что онтологическая реальность этого общества ставит вопрос о расширенном воспроизводстве человеческих, гуманистических, т. е. акмеологических основ общественной жизни;

    личность – социальная способность индивида жить через свое "Я", выступать самоопределившимся, активным и авторским субъектом. Чем выше уровень социального и духовного развития личности, тем более ярко и рельефно сформировано и выражено ее ядро - "Я". Зрелость "Я" проявляется как способность личности жить через свой социальный и психологический выбор и ответственность за него;

    акмическая личность – личность, ведущей потребностью и доминирующей жизненной ценностью которой выступает стремление "быть личностью". Данное потребностное стремление у акмической личности воплощено в способности "быть личностью". И потребность, и способность "быть личностью" у акмической личности имеют духовную и гражданскую направленность;

    "Я"– центральная, "ядерная", "соборная" характеристика личности, интегральное выражение самопознания и самосознания. В абсолютном смысле "Я" – это и есть личность. Все личностное совпадает с "Я – выражением". Все, что человек не идентифицирует (не отождествляет) со своим "Я" (личностный смысл), не является для него психологически личностным;

    экзистенциональный (от лат. exsistentia – существование) – относящийся к существованию. Основной принцип существования – быть в мире. "Быть" – значит то же, что "быть при", "жить при", "быть приобщенным к", "быть посвященным в". Причем "быть при" – это всегда мое существование: "мое владение" и "моя ноша". Экзистенциальность в подлинном смысле - это стремление принять вызов времени (жизни, судьбы), устремленность вперед через свой выбор и свою ответственность, т. е. через свой жизненный путь. В этом и заключается психолого-акмеологическое содержание данного понятия;

    - миссия стратегическая смысловая цель личности, реализуемая через жизненный и профессиональный путь;

    Постиндустриальный вызов, перед которым стоит Россия (вместе с остальным миром), подразумевает преобразование производства и всех форм жизнедеятельности на основе наукоемких технологий (ноу-хау). По-новому в этих условиях встает вопрос и о субъекте деятельности, субъекте труда. Субъект этот должен быть "наукоемким". И дело не только в уровне образования, качестве подготовки. Вопрос – о пожизненной эффективности специалиста, о его способности быть адекватным постоянно развивающейся профессии, ее научному (технико-технологическому) оснащению. Такой субъект может быть только личностным, авторским. В этом его главное, базовое отличие от работника индустриального общества, где доминирует субъект в статусе общественного индивида – носителя и выразителя нормативной детерминации. В этом (не всегда выделяемом моменте) и заключается историческая (антропологическая) знаковость постиндустриализма. Впервые современное массовое производство (в предельно широком понимании) востребовало (тенденция эта проявляется все более и более четко) субъекта труда в статусе не "исполнительской", а именно творческой личности. И само выступает основанием развития такой личности. Именно личностная зрелость предопределяет профессиональную высоту постиндустриального субъекта.

    Личностная зрелость (если предельно коротко выразить ее суть) выступает как переход к самодетерминации и проявляется в способности индивида жить через свое "Я", т. е. через свой жизненный выбор и ответственность за него. Эта черта является главной и в характеристике творческого, авторского субъекта профессиональной деятельности. Отсюда необходим новый взгляд и на содержание профессионализма.

    Высокий профессионализм – это не просто знания, навыки и умения (умелость), но всегда и страстность, жизненный порыв личности. Профессионал в современном значении слова – это прежде всего стремление личности предъявить миру свое "Я" (составляющие его смыслы) через "деловое поле" той или иной социальной деятельности, зафиксироваться (определиться) в ее результатах. Именно этот момент является ключевым в подлинном профессионализме.

    Возможно, что многих насторожит сама мысль связать профессионализм с такой личностной характеристикой, как "Я". Чаще его связывают с государственным и общественным интересом, с таким социальным образованием, как "мы". Но здесь нет противоречия. Психологически "Я" – центр самопознания (самосознания) и саморегуляции. В основе содержания системы Я (Я-конструктов) лежит социальная память и механизм идентификации. В итоге – открытие личностного смысла в явлениях окружающей действительности и психологическое слияние с ними (персонификация). То, что человек пережил как "свое", входит в содержание его "Я". И чем более развита личность (как тип социальности и индивидуальность), тем более ярко, рельефно сформировано и выражено ее соборное ядро -"Я". Именно это позволяет сделать вывод, что "Я" – это социальное качество индивида с психологическим статусом "Мы". Главным отсюда в нашем аспекте анализа выступает ответ на вопрос: входит ли в систему смыслов, составляющих содержание "Я" конкретной личности (ее базовых жизненных ценностей), чувство Отечества, народа, человека? Способна ли она откликаться на их проблемы, ожидания, надежды? Откликаться сердцем (социальным сопереживанием) и прежде всего предметным делом.

    В мировосприятии, в концепции жизни субъекта обозначенного типа происходит как бы слияние личностного и профессионального: жизненного пути и профессионального пути в единый путь – цель. Происходят качественные изменения и во взаимоотношениях работника и деятельности, работника и предмета труда. Как мы уже отметили, личность "несет" в себе потенциал не только субъекта деятельности, но и субъекта жизни (жизненного пути). Работник "исполнительного" (функционального) типа реализует в деятельности необходимое, но ограниченное в пространстве и времени "субъект-объектное отношение". Работник творческого (авторского) типа реализует в деятельности еще и открытое в бесконечность смысловое (смысложизненное) отношение "человек – мир". Происходит не только функциональный процесс деятельности, но и акт экзистенциальный – самореализация работника как личности. Этот акт и переживается как акме – чувство самоактуализации (чувство жизни). Происходит акмеологический синтез личностного и профессионального. Профессиональные цели и смыслы деятельности коррелируются с целями и смыслами жизненного пути личности. Происходит, с одной стороны, расширение и углубление смыслового поля деятельности, а с другой – рождаются новые смыслы жизненного пути, которые интегрируются в личностные структуры, обогащают ее базовые ценности, "смысловую вертикаль"*. Деятельность (со своей логикой) включается в драматургию жизненного пути личности. Ее цель и задачи, не теряя своей функциональной определенности, одухотворяются жизненным замыслом личности. Ведущие мотивы деятельности обретают характер миссии. Субъект не просто работает ("для себя", "для других", "для тех, кто после нас"). Он еще и творит – для Вечности. И в этом проявляется подлинно творческое измерение деятельности как формы жизни.

    * Бобнева М.И. Феноменология ценностных систем личности // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. № 1. С. 137–147; Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М., 1999. С. 284-298.
    "Акме" в этих условиях не просто жестко фиксированная "объектная" точка отдельного достижения, а процесс жизнетворчества, самореализация и качественный рост человека как личности в профессиональном пространстве. "Акме" выступает здесь как дело самого человека – реализация стратегии жизни и жизненного замысла через участие в делах социума, в творении Мира.

    "Человек и мир... – писал С.Л. Рубинштейн, – вершина философской проблематики. Нет верного отношения к человеку без верного отношения к миру, нет верного отношения к миру без верного отношения к человеку"*. И важно отметить, что развитие Мира, Деятельности и Личности только тогда достигают социальной, экологической и духовной сбалансированности, когда в них (в их взаимоотношениях) фиксируются и сознательно развиваются основные акмеологические закономерности человеческой жизни**.

    * См.: Рубинштейн С. Л. Человек и мир. - М., 1997.

    ** См.: Бодалев А.А., Ганжин В. Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. 1999. № 2. С. 11-23.
    Резюме

    Новый этап общественного развития – постиндустриальный и, прежде всего, наукоемкая экономика впервые ставят вопрос (социальная потребность) об опережающем и именно личностном развитии массового человека, а не только элиты.

    Только личность, живущая в режиме акме (профессиональной и жизненной самореализации), выступает носителем и выразителем универсальных ресурсов развития цивилизации (и каждого отдельного социума). В роли универсальных ресурсов развития выступают: ВРЕМЯ (прежде всего, время человеческой жизни); ИНФОРМАЦИЯ (в том числе как новая форма капитала – ноу-хау, банки данных; основание образованности и духовности); КРЕАТИВНОСТЬ (творческие способности человека, профессионализм).

    Все это и ставит так остро вопрос об самоопределяющейся, самоорганизующейся акмической личности как субъекте социального развития и его ведущем критерии.

    Список литературы

    Бобнева М.И. Феноменология ценностных систем личности // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. № 1.

    Бодалев АА., Ганжин В. Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. 1999. № 2.

    Братусъ Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятель-ностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М., 1999.

    Деркач А.А. Развитие ценностной сферы профессионала. М., 2001.

    Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.

    © Маркин В.Н., 2002

    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   44


    написать администратору сайта