Акмеология _под ред. Деркача А.А._2004. Акмеология _под ред. Деркача А.А. Научноредакционный совет серии Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать 3.41 Mb.
|
Глава VIВершины в развитии человека (или его "акме ") и их основные характеристики1. Феномен "акме" и его главные характеристикиПлан 1. "Акме" как одно из основных понятий новой науки. 2. Более широкое и более узколокальное понимание "акме" при прослеживании развития человека на ступени взрослости. 3. "Микроакме" как промежуточные вершины в развитии человека, предваряющие достижение им "макроакме". 4. Основные характеристики "акме" человека. 5. "Псевдоакме" как антипод подлинной вершины в развитии человека. 6. "Акме" в развитии малых и больших общностей людей и их главные характеристики. 7. "Псевдоакме" в развитии общностей. Ключевые слова: "акме", "макро- и микроакме", основные характеристики "акме" человека и общностей людей, "псевдо-акме", развитие; – развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов; – "макроакме " – наивысший уровень о развитии, достигнутый человеком или общностью людей; "микроакме" – вершины, предваряющие достижение макроакме людьми или большими или малыми общностями; – основные характеристики акме человека и общностей людей – сущностные особенности вершины в их содержательном, пространственно-временном, материальном и идеальном выражении, которых достигают в своем развитии как отдельный человек, так и общность людей. Как известно, при нормальном развитии человека его младенчество, детство, отрочество, юность – этапы в его развитии, предшествующие его вступлению во взрослость и подготавливающие при их нормальном прохождении полноценную реализацию им себя на ступени взрослости в качестве физически здорового человека, законопослушного гражданина, надежного супруга, в воспитательном отношении умелого родителя, творчески проявляющего себя специалиста-профессионала в конкретной области труда. Взрослость во всех названных проявлениях своей природной и социальной сути человеком, таким образом, оказывается вершиной в его развитии, после которой следует пожилой возраст, старость, для которых характерно поступательное снижение уровня физического здоровья, ослабление гражданской активности, сокращение объема и содержания родительских обязанностей, выключение из сферы профессионального труда. При таком понимании, "акме" – это вся ступень взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость. Вместе с тем в акмеологии понятие "акме" используется и в более узколокальном значении, когда имеется в виду достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии его здоровья, когда его поведение как личности оказывается отмеченным наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта находит свое выражение в максимально возможном для него и получающим материальное или духовное воплощение конкретном результате его творчества. Наконец, в работах, в которых рассматривается развитие человека в онтогенезе, особенно когда хотят подчеркнуть роль самого человека в выстраивании своего развития по оптимальному варианту, термин "акме" употребляется еще в одном значении – пиков или оптимумов, которых человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных ступенях. Некоторые исследователи эти пики или оптимумы в развитии, всегда имеющие и очень определенные содержательные характеристики и конкретные формы воплощения, предваряющие достижение человеком на ступени взрослости большого "акме" или "макроакме", называют малыми "акме" или "микроакме". Когда более углубленно анализируют достигаемые людьми "акме", то, во-первых, стараются определить его содержательные характеристики и, прежде всего, по каким направлениям своего развития тот или иной конкретный человек его достиг: развиваясь физически, проявляя себя как личность, действуя как профессионал или при совокупном объективировании на высоком уровне всех этих характеристик развития. Во-вторых, устанавливается, образно говоря, величина достигнутого "акме" или его калибр. Далее также выделяются такие его показатели, как время достижения "акме" человеком и его продолжительность. Как противоположность подлинному "акме", в котором находит выражение наивысший уровень развития человека, проявляющийся в оптимальном для него состоянии здоровья, в имеющих неординарное для него положительное значение поступках и деяниях, являющихся вкладом в ценности жизни и культуры, у некоторых людей может наблюдаться псевдоакме или за кажимостью "акме" не быть действительного, подлинного "акме". Как было показано выше, "акме" может быть у малых и больших общностей людей. И в нем тоже в каждом случае прежде всего обнаруживаются и фиксируются содержательные характеристики, а именно: что из сущностных особенностей общности оказывается развитым наиболее сильно. У организованной, выступающей как относительно единое целое общности людей, занятых общей деятельностью, при прослеживании ее действительно поступательного развития, как правило, обнаруживаются и такие характеристики, как калибр или величина "акме", время его достижения и продолжительность действования на уровне "акме". И у общностей, как и у отдельных людей, их развитие необязательно идет по наиболее часто встречающемуся ординарному варианту. И необязательно этот процесс, происходящий в общности и означающий ее развитие, оказывается оптимальным для нее и непременно выводит ее на уровень "акме". Он опять же при стечении определенных объективных и субъективных обстоятельств может означать не прогресс, не движение общности по восходящей, а, наоборот, регресс и заканчивается ее распадом или исчезновением. И как в случае с развитием человека, одним из вариантов ущербного развития общности выступает достижение ею псевдоакме. Резюме В формировании и развитии отдельного человека как индивида, личности и субъекта, как и при развитии общности людей, решающих своей деятельностью социально необходимые задачи, всегда имеют место периоды движения по восходящей, относительно ровного плато, отступления назад. Вершины в развитии, когда человек достигает наиболее высокого уровня в состоянии своего здоровья, когда в своих поступках наиболее проявляет усвоенные им основные ценности жизни и культуры, а в своих деяниях в главной для него области труда устойчиво проявляет профессионализм, свидетельствуют, что он достиг в этом своем развитии "макроакме". И для нормально развивающихся общностей людей, выполняющих социально ценные функции, такое достижение макроакме тоже характерно. Предваряют это достижение человеком или общностью людей большого "акме", как правило, микроакме. И им, как и большим "акме", присущи очень конкретные и определенные характеристики. За "акме" в жизнедеятельности и отдельного человека, и общности и в ее результатах при поверхностной оценке их может быть принята иллюзия "акме" или псевдоакме. Список литературы Ананьев С.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М., 1998. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб., 2001. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М., 2001. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. © Бодалёв А.А., 2002 |