Акмеология _под ред. Деркача А.А._2004. Акмеология _под ред. Деркача А.А. Научноредакционный совет серии Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать 3.41 Mb.
|
3. "Акме" в контексте жизненного пути человекаПлан 1. Подходы к изучению жизненного пути человека. 2. Структура жизненного пути. 3. Личность как субъект жизненного пути. 4. Высшие достижения ("акме") в жизненном пути личности. Ключевые слова: жизненный путь, жизненная позиция, жизненная линия, жизненная перспектива, смысл жизни, личность как субъект жизненного пути, стратегия жизни, "акме". - жизненный путь – понятие, научно впервые представленное и разработанное концептуально немецким психологом Ш. Бюлер, в отечественной психологии – в философско-психологическом ключе – С.Л. Рубинштейном, в контексте человекознания – Б.Г. Ананьевым; - необратимое время и пространство жизни человека (от рождения до смерти), в котором осуществляется становление, изменение, развитие личности, ее самореализация, организация жизни своим индивидуальным способом и осуществление соответствующим своему типу личности стратегии; - жизненная позиция – интеграл основных жизненных отношений, ценностей, достижений и обеспеченных последними жизненных и личностных возможностей; - жизненная линия – способы связи во времени этапов (континуальный, дискретный) и направлений жизни (дивергентный, "веерный" и восходящий), характеризующие жизненное движение субъекта; - жизненная перспектива – будущее (временная перспектива личности); различаются 3 типа в.п.: когнитивная (преимущественно сознательное планирование и структурирование будущего), мотивационная (будущее гарантируется высокой мотивацией достижения), собственно жизненная (будущее "обеспечено" различными личностными, профессиональными и другими ресурсами); – смысл жизни – субъективное обобщение жизни по критериям ее подлинности-неподлинности и полноты самовыражения личности, относящееся к прошлому, настоящему и будущему; – личность как субъект жизни – личность достигает качества субъекта жизни, выступая ее организатором, определяя ее направление, оптимально разрешая ее противоречия и благодаря этому достигая максимальной самореализации и человеческого совершенства; – стратегия жизни – разрешение человеком жизненных противоречий и определение кардинального направления и способа жизни, соответствующего своему типу; – "акме"– (дословно) "вершина" как высший уровень развития самой личности, так и достижение высших уровней жизни. Подходы к изучению жизненного пути человека Первый (и наиболее ранний) идиографический подход к жизни как судьбе, независящей от человека, подчеркивал неповторимость личности. Второй – (биографический), близкий к первому по своему феноменологическому описательному характеру также выявлял неповторимый ансамбль жизненных обстоятельств. Третий (онтогенетический) – сложился в возрастной психологии как возрастная периодизация жизни личности, общая для всех людей. Четвертый – акцентировал определяющую роль детства (и сексуальных отношений с родителями) (З. Фрейд и др.) или роль врожденной потребности самоактуализации (Ш. Бюлер, А. Маслоу и др.), детерминирующей личность и ее жизненный путь. При этом Бюлер предпринимает попытку представить жизненный путь как закономерный процесс – "индивидуальную историю" и выделяет в качестве его единиц внешние и внутренние события. Но, минуя личность, ей не удалось их связать. Пятый – наиболее ярко представленный эпигенетической концепцией Э. Эриксона, – раскрыл особенности развития и новообразования личности, возникающие в каждом возрастном периоде через разрешение связанных с ним восьми кризисов. Однако Эриксон признает и роль психосоциальных, культурно-исторических и социальных условий, а развитие личности определяет через способы интеракции со все более расширяющимся кругом людей и контекстом жизни. Шестой подход связан с разработкой Б.П. Ананьевым, категории "жизненного цикла", ценен стремлением соединить возрастную и социальную периодизацию (зрелый возраст представлен ролями, статусом, профессиональной карьерой) жизни личности. Включив последнюю в исторический контекст и события, способы воспитания и т. д., Б.ПАнаньев исследовал закономерные комплексные связи развития разных психических функций, рассматривал личность как систему, вписанную в социальную систему и системы социальных групп. Его подход отличается своим эмпирическим характером и введением в поле зрения психологии и психологов проблем взрослой личности (поскольку большинство конкретных исследований личности имели своим объектом личность ребенка), ее зрелости, достижения ее вершин своей жизни – акме, раскрытием индивидуальности как высшего уровня развития и, наконец, включением (признанием) проблемы старости как закономерного этапа жизни человека, требующего своего изучения и осмысления (поскольку понятие геронтологии в отечественной науке практически отсутствовало). Он выделил интересные в личностном плане стадии юношеского "старта" и "финиша", достигаемого в старости. Идеи Б.Г. Ананьева о личности взрослого, о зрелости как особом ее качестве, об акме как высших ее жизненных достижениях открыли перспективу возникновения современной комплексной научной дисциплины - акмеологии. Она интегрирует все понятия индивидуального уровня бытия человека – "индивид", "личность", "индивидуальность", "субъект", – ставя своей задачей оптимизацию развития человека во всех качествах. Существенную роль в дальнейшем сыграло выделение им как специальных форм активности человека, понятий "субъекта деятельности", "субъекта познания", "субъекта жизненного пути". Уделив внимание развитию человека в качестве индивида, он провел принципиальное различие между биологией человека и животных, закономерности высшей нервной деятельности которых были перенесены И.П. Павловым и его последователями прямо на человека (например, вторая сигнальная система). Седьмой подход качественно отличается от предыдущих, поскольку, во-первых, сама личность определяется не как обособленная, наличная, данная субстанционально, а континуально, т. е. в пространстве-времени жизненного пути, его противоречий и способов их решения; самовыражение и самоактуализация – две важнейшие характеристики личностной сущности. Это способ объективации личности в формах и обстоятельствах, противоречиях жизни. Иначе говоря личность есть то, что она сумела сделать из себя при данных жизненных условиях, а жизнь есть то, что сумела сделать из нее личность своими усилиями, волей и сознанием, вопреки жизненным обстоятельствам. Личности как развивающейся системе присущи два способа детерминации и организации – объективный, независящий от нее и субъективный, присущий ей как субъекту. Сам жизненный путь рассматривается небезлично (согласно той или иной теоретической модели того или иного психолога), а в зависимости от личности, уровня ее активности, сознания, ее личностной зрелости, ответственности, способности принимать решения и организовывать время. Личность выбирает направление (сферу) жизненного пути, изменяет его направление, организует и координирует его события и ситуации. С.Л. Рубинштейн разрабатывает понятие "субъект жизненного пути", в качестве которого (только при определенных условиях) выступает личность. Если жизненный путь традиционно делится на прошлое, настоящее и будущее, то личность в качестве субъекта обладает способностью связывать их определенным образом своим сознанием, опытом и поступками. Критериями личности как субъекта жизненного пути являются: 1) способность к согласованию внутренней организации и условий, требований, обстоятельств жизни. Это и есть способ жизни, вырабатываемый и осуществляемый субъектом в соответствии со своими индивидуально-типологическими особенностями; 2) способность к оптимальному разрешению жизненных противоречий и развитию как личностному результату этих решений; 3) способность к движению по жизненному пути "по восходящей", т. е. к развитию как совершенствованию. Структура жизненного пути Структура жизненного пути – это его определенные качественные характеристики, выражающие способ функционирования личности в жизни. Мы считаем дискуссионным деление жизненного пути на отдельные кванты "события", при котором теряется их связь с личностью, их зависимость от личности и их влияние на личность, не улавливается связь внешних и внутренних событий. В итоге жизненный путь изображается через перечень – родился, поступил в школу, поступил в институт, поступил на работу, женился и т. д., – что не вскрывает личностного содержания и смысла жизни. Мы предположили, что жизненный путь может закономерно определяться в таких структурных составляющих: жизненная позиция, линия, перспектива и смысл жизни. Несомненно огромную роль играет концепция жизни, связанная с "Я-концепцией", но эти интегральные высшие образования являются обобщениями, присущими сознанию личности, хотя и находят свое выражение в поступках, рациональных решениях, поведении личности. Понятие "жизненная позиция" в данном содержании не имеет ничего общего с идеологемой "активная жизненная позиция", столь популярной при социализме. Итак, жизненная позиция – 1) это типичный для данной личности, обобщенный, ценностный способ отражения, выражения и осуществления ее потребностей, результат поиска условий и средств (как объективных, так и субъективных), их удовлетворения по ценностным основаниям, выработанным личностью критериям и параметрам; 2) совокупность – "ансамбль" объективных и субъективных отношений личности и способов их реализации, характеризуемых определенной степенью соответствия ее потребностям, ценностным ориентациям и принципам; 3) мера и соотношение необходимого, желаемое и реальных результатов активности; 4) присущий личности способ организации жизни и осуществления саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношений личности к жизни, с одной стороны, и требований социума к ней с другой; 5) выработанный личностью (при данных условиях) способ реализации своей общественной жизни, место в профессиональной деятельности, способы самоактуализации и самореализации в общении (семье), в различных формах жизни; 6) присущий личности способ объективации, самовыражения и самореализации в деятельности, общении, жизненном пути в целом. В отличие от субъективных отношений, смыслов, концепции жизни и т. д., позиция представляет собой совокупность уже реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации, который определяет и дальнейший ход жизни. Важнейшей характеристикой позиции являются противоречия, которые в результате принятия личностью той или иной позиции могут либо обостряться, либо сглаживаться. Позиция характеризуется способом разрешения противоречий, который показывает, способна ли личность соединить свои индивидуально-психологические, возрастные, статусные возможности, особенности и притязания с условиями и требованиями жизни. Если основные жизненные отношения личности интегрированно отвечают ее субъективным отношениям, то такая позиция характеризуется целостностью, гармоничностью, целенаправленностью, устойчивостью. Позиция же, построенная на не связанных между собой основных отношениях и способах их реализации (не соответствующих этим отношениям), очень быстро приводит к обострению противоречий и в конечном счете к новому кризису. Позиция - это личностное самоопределение. Основные характеристики процесса и результаты самоопределения, на наш взгляд, следующие: 1) процесс самоопределения – это преодоление психологического разрыва между наличным состоянием и необходимостью самореализации и самоосуществления; 2) процесс самоопределения двухвекторный – от переосмысления "Я" в ситуации к высшим смыслам личности и от высших смыслов к способам их объективации. Жизненная линия (понятие, в отличие от понятия "позиция", разрабатываемое в зарубежной психологии, – laiflain) это не стадии и переходы от прошлого через настоящее в будущее, а характеристика жизненного движения личности во временном и ценностно-смысловом отношениях и способы связи прошлого, настоящего и будущего, образовавшиеся личностью. Мы дифференцировали жизненные линии, характерные для разных типов личности: - континуальная, т. е. когда одна стадия (этап) жизни следует после предыдущей и вытекает из нее; такая жизненная линия закономерно однонаправлена, однолинейна. Такая жизнь, как правило, однообразна, хотя это однообразие имеет и обыденная, и – в некоторых случаях – научная жизнь (узко ограниченная избранным научным направлением, кругом проблем, интересов и общений); - дискретная линия, при которой образуются разрывы между этапами жизни, "перегибы" (Т.Н.Березина), отсутствие единой "логики": период подъема и успеха сменяется пассивностью или изменением направления активности, "центра тяжести", "расстановки сил" (по выражению С.Л.Рубинштейна), переменой работы (профессии), семьи и т. д. Это иногда сопровождается потерей власти над событиями (и даже поступками), преобладанием стихийно-эмпирического характера жизни; - дивергентная линия характеризуется расширением пространства – "веером" направлений активности, профессиональных интересов (ярчайшим примером такой жизненной позиции является жизнь княгини М.А.Тенишевой); - восходящая линия жизни характеризуется повышением ее качественного уровня (С.Л. Рубинштейн), связанного с совершенствованием личности как ее субъекта. Эта дифференциация носит, конечно, достаточно условный и схематичный характер. Она углубляется, если соотнести ее с типами личности, выделенными (В.И. Ковалев) по двум параметрам – активности и времени: - активно-ситуативный тип, как правило, функционер, использующий все объективные возможности данной ситуации и соотносящий максимум активности с ее "пиком"; - пассивно-ситуативный, не являющийся субъектом жизни и единой, отвечающей внутренней логике генеральной линии жизни; в его жизни, как правило, преобладает внешняя детерминация, роль событий, в которых он пассивно участвует; – активно-пролонгированный тип, является творцом своей жизни, поскольку реализует практически свою жизненную концепцию на всем ее протяжении; – пассивно-пролонгированный тип, описан К.Юнгом как человек, осознающий всю сложность мироздания и жизни, не рискующий выделить в ней свои цели и задачи, а потому предпочитающий бездействие. Можно говорить о безусловной субъектности личности активно-пролонгированного типа, хотя ее активность может развертываться и сохраняться на высоком уровне не только во времени, но и в пространстве жизни. Жизненные перспективы, как отмечалось, наиболее изученные в зарубежной психологии, личностные временные проекции. Однако их исследование касалось 1) отдаленности и 2) степени структурированности жизненных перспектив. Мы дифференцировали жизненные перспективы (психологическое будущее) на три следующих: – когнитивные, когда человек строит планы и постоянно планирует будущее, но не обязательно их реализует; – мотивационные, когда при отсутствии четких сознательных планов личность успешно самореализуется на основе высокой мотивации достижения; – жизненные, когда будущее гарантировано совокупностью: жизненного опыта (мудростью), способностей, компетентности, зрелости личности и ее практическими жизненными достижениями (социальной, профессиональной позицией, материальным благополучием и т. д.). Смысл жизни, в отличие от жизненных перспектив, это не только главный мотив движения личности в будущее, это и оценка ее прожитой жизни (иногда как бессмысленной) и ее настоящего по основному критерию подлинности жизни - адекватности способа самовыражения самой личности. Иногда соотношение внешних и внутренних детерминант (и соответствующих мотивов) складывается в пользу "надо" (необходимости) за счет "хочу", и личность превращает свою жизнь в выполнение далекого от ее желаний и целей долга, необходимости. Тогда и ее способности и ее энергия реализуются в полсилы, она живет не своей жизнью, а потому не переживает удовлетворенности жизнью, которая и питает жизненный смысл. Потеря смысла жизни – это потеря субъектной позиции в жизни. Личность как субъект жизненного пути Как отмечалось, особое качество личности, которое возникает во взаимодействии с обстоятельствами и в решении жизненных противоречий, это качество ее как субъекта. Категория личности в качестве субъекта жизни означает не только то, что личность осуществляет, создает, направляет свою жизнь, но и то, как, на каком уровне, с какой степенью полноты и глубины она проживает свою жизнь. С.Л. Рубинштейн связывал характеристику субъекта жизни с тремя способностями: способностью к рефлексии, с мировоззренческими чувствами и с ответственностью ("за все содеянное и упущенное"). Способность рефлексии – это способность "простраивать" ход жизни, в который втягивается личность текучкой дел, обязанностей, событий, переживаний, и взглянуть на нее объективно, оценив себя, свои достижения, неудачи, способ жизни, сформулировать свои проблемы. То же, фактически, отмечал Г.Олпорт как чувство реальности, реалистическое восприятие, способность видеть себя таким, каков есть, а не хотел бы казаться. Он связывал это со способностью самопознания, чувством юмора и обладанием жизненной философии. Мировоззренческими чувствами Рубинштейн назвал ценностно-смысловые эмоциональные обобщения жизни – чувство трагического, комического, чувство оптимизма, которые у каждого человека находятся в определенной взаимосвязи, выражающей семантику и смысл жизни (например, "оптимистическая трагедия"). Под ответственностью он подразумевал "дух серьезности", т. е. принятие жизни как жизни всерьез (а не начерно), как необратимой, охватывая ответственностью судьбы других людей, за которых отвечаешь. Здесь его взгляды также близки идее Г. Олпорта об ответственности человека за планирование и осуществление жизни в соответствии с планом. Опираясь на эти философско-психологические идеи, мы разработали теорию личности как субъекта жизненного пути, критериями которого являются: – способность построить оптимальную гармоничную жизненную позицию; – реализовать ее во времени как жизненную линию, которая отвечает типу личности (ее способностям, потребностям, мотивам и ее семантическому интегралу – притязаний, саморегуляции, удовлетворенности) и оптимальному для нее способу самовыражения, самореализации в совокупности наличных обстоятельств; – иметь соответствующую своему типу жизненную перспективу и, главное, переживать, проектировать и реализовать смысл своей жизни. Личность как субъект жизненного пути обладает, как отмечалось, высшими жизненными способностями – сознанием, активностью и способностью к организации времени. Такое понимание разрешает дискуссию, касающуюся характеристики личности в психологии в связи с сознанием: одни психологи считают, что определение личности связано с наличием у нее сознания (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе), другие не только не считают сознание главным стержнем и уровнем личностной организации, но и убеждены, что она детерминирована независимо от сознания, что ведущую роль играют бессознательные влечения (З. Фрейд). Сознание как способность личности проявляется в организации жизненного пути. Оно связано с его масштабами, его ценностями, его изменениями. Сознание способствует сознательному, т. е. рациональному способу организации жизни, оно способствует сохранению идентичности личности при резких жизненных изменениях и одновременно направляет ее развитие посредством рефлексии, выявления и решения жизненных проблем. Оно одновременно позволяет личности и концентрироваться на главном направлении и включать свою жизнь в широкий контекст – психосоциальный, культурно-исторический, социальный. Сознание субъекта жизненного пути – предпосылка и механизм культуры личности (А.А.Деркач). Активность в отечественной психологии фактически рассматривалась как идущая от субъекта детерминация, т. е. инициатива. Термин был несколько дискредитирован идеологическим тезисом об "активной позиции личности". В гуманистической психологии активность связывалась с потребностью в самоактуализации (А.Маслоу), самовыражении (Ш.Бюлер) и трактовалась как имманентная движущая сила развития личности, а не ее инициативы, тем более направленные вовне. Мы определяем активность как высшую личностную способность личности как субъекта жизненного пути, его целенаправленно организующего в соответствии со своим индивидуально-психологическим типом. Активность проявляется и в познании, и в общении, и в деятельности, но, согласно теории отношений В.Н.Мясищева, только при позитивном отношении к соответствующей сфере. Активность имеет у разных типов личности разный способ связи ее форм – инициативы и ответственности (преобладание одной или другой), включая их противоречие, погашающее уровень активности, разные уровни, включая и нулевую активность – пассивность. А.Адлер, хотя и пользовался другим понятием – не жизненный путь, а стиль жизни, также считал, что уровень активности играет конструктивную или деструктивную роль. Он построил типологию по двум основаниям; одним из них, так же как в нашей типологии, была активность, другим – не время (как в типологии В.И.Ковалева), а способ интеракции, который он назвал "социальным интересом". Наконец, жизненной способностью является способность к организации времени жизни, проявляющаяся не только в жизненной перспективе, но и ряде других форм: в соотношении последовательности – одновременности деятельностей (актов поведения, поступков и т. д.) (в качестве частного примера одновременности можно назвать способность синхронного перевода, когда человек одновременно и слушает, и переводит, и говорит, но такие примеры имеют место и в масштабах жизни), в своевременности как оптимальном согласовании пика (максимума) своей активности с решающим моментом ситуации, события и т. д., в способности ускорения – как оптимального, конструктивного способа осуществления активности (деятельности) во времени (примером ускорения в познавательной деятельности являются исследования скорочтения в работе с текстами) (К.А. Абульханова, Т.Н. Березина). Эти способности и разный уровень их развития позволяют личности как субъекту более (менее) оптимально организовать свою жизнь, жизненный путь. Таким образом, первый аспект акмеологического понимания субъекта жизни – это, кроме вышеупомянутых способностей личности, составляющих предпосылку ее субъектного качества, специфический способ организации (под организацией имеется в виду качественная определенность системы, которую придает ей субъект своей активностью). Субъект, во-первых, самоорганизуется, во-вторых, вырабатывает способы взаимодействия с жизнью, и если эти способы являются оптимальными, они могут быть названы организованными, и, наконец, субъект организует свою жизнь как целое, находя свое место в социуме, место деятельности, познанию и общению в своей жизни, строя ее в соответствии со своими ценностями, целями, мировоззрением, "Я-концепцией". Понятие организации в данном случае связано с ее семантическим – ценностно-смысловым и ценностно-практическим характером: личность трудится в силу своих профессиональных мотивов и интереса, своих притязаний на определенные успехи (достижения) и роль в профессиональной среде, но жертвует (т. е. ценой) временем общения (с друзьями, коллегами) или свободным временем (для удовлетворения культурных потребностей или потребностей в развлечениях). Активность субъекта проявляется не только в деятельности, общении, познании, но и в постоянном разрешении противоречий, которые возникают между той сложной системой, которой является личность, включая ее цели, мотивы, притязания (даже эмоциональные состояния, уровень работоспособности и т. д.), и объективными жизненными системами, с которыми он взаимодействует, осуществляет свои способы организации, преобразуя объективно существующие системы (технические, социально-психологические, социальные и т. д.). Свой способ организации он и вырабатывает, разрешая эти противоречия. Таким образом, само теоретическое определение субъекта как системы организации с присущим ей способом функционирования имеет в своей основе противоречие, несоответствие его возможностей и ограничений тем объективным сферам жизни-труда, общения, семьи, т. е. той системы, в которой он должен функционировать. Личность как субъект жизни решает и противоречия между разными способами своей организации жизни на ее разных этапах в связи с изменениями и развитием ее самой, социальными изменениями, изменениями самой жизни. Постоянно разрешая кардинальные и множество конкретных противоречий, личность развивается, совершенствуется. Она становится более зрелой, уверенной, рациональной и тем самым приобретает как субъект жизни новые ресурсы. Субъект постоянно решает задачу совершенствования, и в этом его акмеологическая специфика, человеческая сущность и постоянно возобновляющаяся жизненная задача. Ценность и полнота жизни человека не только в ее "благополучное", упорядоченности и продуктивности, но и в самом способе ее осуществления субъектом. Способ жизни может быть и гораздо ниже личностных возможностей, не ведет к их развитию, не дает удовлетворенности, переживанию своей жизни, как имеющей смысл. Итак, личность – это то, что человек сумел сделать из себя при данных обстоятельствах в ходе своей жизни, и личность постольку личность, поскольку она сумела сделать из своей жизни то, что соответствовало ее способностям, потребностям, смыслу жизни. Субъект жизненного пути вырабатывает жизненную стратегию, и в этом его важнейшая функция. Стратегия жизни в самом общем определении – это способ жизни, который соответствует типу личности, ее индивидуальности. Стратегия – приведение личностью как субъектом в соответствие свою жизнь своему типу. Стратегия является индивидуальным достоянием, достижением каждого. Как очевидно из термина "стратегия" (в отличие от "тактики"), это реализация наиболее принципиальных для человека направлений его жизни, решение кардинальных задач и соответственно способность эти направления и задачи выявить, определить и затем реализовать. Стратегия предполагает наличие обратной связи между тем, чего личность достигла, и ее последующими притязаниями, целями и т. д. Эти связи пронизаны жизненным смыслом и придают личности уверенность (через удовлетворенность – неудовлетворенность жизнью, деятельностью и т. д.) и чувство подлинности жизни. Отсутствие стратегии – тактика жизни – преобладание внешней необходимости, уступка личностью своих внутренних индивидуальных целей и задач требованию времени, обстоятельств. Стратегия – это оптимальная организация жизни, регуляция ее хода и осуществление избранного направления. Стратегия жизни предполагает наличие ответственности за свой способ жизни. Ответственность определяется Рубинштейном как ответственность за все "содеянное и упущенное"*. Ответственность – гарантированное своими силами достижение цели, решение задачи, сохранение верности себе при встрече с непредвиденными трудностями, препятствиями. Вырабатывая стратегию жизни, одни преимущественно опираются на социально-психологические тенденции, на окружающих людей, используют социальные ситуации, другие же – на внутренние возможности, свои силы и самостоятельно поддерживают определяющую линию жизни, третьи оптимально их объединяют, четвертые постоянно решают противоречия между ними. * Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. Типы активности человека – характерные для него способы соединения личностью внешних и внутренних тенденций жизни с целью превращения их в движущие силы своей жизни, они представляют собой умноженные личностные ресурсы, т. е. способности субъекта жизни. Высшие достижения – "акме" в жизненном пути личности Понятие "акме", как известно, было выдвинуто Б.Г.Ананьевым и лишь десятилетия спустя благодаря развитию акмеологии стало не метафорой, а научным термином. В "Основах общей и прикладной акмеологии" А.А.Бодалев всесторонне проанализировал его многопараметральность, общие, особенные и единичные характеристики, "стартовые" (по выражению Б.Г.Ананьева) предпосылки его достижения, факторы, содействующие и препятствующие его достижению, возможные типы "акме". Акмеология – активно развивающаяся наука. Сделанные исследователями выводы постоянно уточняются. И к посылкам можно сделать существенные дополнения. Во-первых, понятие "акме" в жизненном пути связано с качеством субъекта жизни. Вышесказанное позволяет говорить о том, что акме – это не отдельно высший уровень развития личности или высший уровень ее достижений, а это кульминация способа самореализации субъекта жизненного пути. Поэтому для одного типа личности эта кульминация достигается один раз в жизни, и он удерживается на этом предельном уровне все оставшееся (профессионально, жизненно) время. Эта кульминация имеет таким образом пролонгированный характер. Другой тип достигает своей кульминации ("акме") как самореализовавшаяся на протяжении всей жизни личность только в старости. Это высшее качество и уровень развития личности, ее гармоничности, оптимальность, но остается краткий отрезок жизни – год-два старости, на протяжении которого личность может ее реализовать (и только в определенных ограниченных формах самой жизни). Третий тип достигает вершин жизни неоднократно, но в силу жизненных противоречий, изменений жизни и целей самой личности (прерывистая линия жизни), достигнув вершины, он либо опускается на обычный уровень, либо стремится к следующей. В данном случае возможно говорить об иерархии жизненных "пиков" или вершин. Одним из важнейших поставленных С.Л. Рубинштейном вопросов является вопрос о соответствии-несоответствии кульминации жизненным силам, ресурсам личности. Он пишет об этом, будучи еще очень молодым, в некрологе на смерть Н.Н. Ланге – известного русского психолога. Рубинштейн ставит проблему жизни и смерти, соотношения вершины жизни со смертью и соотношения возможностей человека с ее вершиной. Последнее, на наш взгляд, главное для акмеологии. Он пишет, что одни люди, достигнув своей вершины, исчерпывают все свои силы ("ресурсы") и вся их последующая жизнь оказывается бессмысленной и пустой. И напротив, другие, достигнув кульминации, вершины, не исчерпываются ею ("их личность не измеришь осуществленной ею работой, в них всегда остается еще нечто бесконечно нереализованное). Это и есть проблема соотношения возможностей личности и ее достижений, решаемая двумя способами: при одном достигнутое исчерпывает возможности личности. При другом мы находим образ движения линии жизни по восходящей: образ лестницы, при подъеме на которую достижение каждой ступени открывает новые горизонты (и, добавим, умножает силы личности). Мы предполагаем, что понятие "акме", если его раскрыть в контексте категории субъекта, позволяет говорить об умножении (о неисчерпаемости) личностных возможностей на основе и благодаря достижению кульминации. Развитие субъекта, таким образом, носит не просто характер его совершенствования, но и умножения его человеческих ресурсов. Выше речь шла о соответствии уровня развития личности ее индивидуальным возможностям и пределам. Для психологии это так. Но для акмеологии, в которой кульминация субъекта рассматривается в контексте духовной человеческой культуры, личность, вбирая в себя все ее богатства, начинает развиваться по принципу прогрессии. Резюме По отношению к предшествовавшим подходам к жизненному пути личности акмеология останавливается на новом субъектном подходе. Он позволяет структурировать жизненный путь не по возрастным периодам или некоторым единицам, биографическим этапам, а по обобщенным жизненным образованиям: позиции, линии, перспективе и смыслу жизни. В свою очередь, в личности удается выделить те высшие жизненные качества, которые релевантны ей именно как субъекту жизни: сознание, активность, организация времени жизни, – и дать характеристики личности как субъекта жизненного пути: – способ организации жизни (включающий самоорганизацию); – способ разрешения противоречий; – способ совершенствования. Последним интегральным качеством субъекта является способность строить стратегию жизни, соответствующую своему типу личности. Наконец, как раскрытие способа совершенствования субъекта рассматривается понятие "акме": высшие жизненные достижения (кульминации) бывают разных типов, приходятся на разные периоды жизни и находятся в разном соотношении с личностными ресурсами: они либо исчерпывают, либо умножают их. Список литературы Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности. Время жизни. М., 2001. Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды. М., 198О. Т.1, 2. Джидарьян И.А. Счастье и удовлетворенность жизнью в русском обществе // Российский менталитет. М., 1997. Психология личности в социалистическом обществе. 4.2. Личность и ее жизненный путь. М., 1990. © Абульханова К.А., 2002 |