Все вопросы Мухин. Наука это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве
Скачать 0.71 Mb.
|
Социальная сторона научной революции XVII векаВ XVII в. наука стала наукой как социальная система. С самого начала века во многих странах появляется множество "мини" - академий, например, флорентийская Академия деи Линчеи ("Академия рысьеглазых" - намек на остроту научного взгляда), знаменитым членом которой был Г. Галилей. Во второй половине века возникают "большие" академии - сообщества профессиональных ученых. Становление науки выражало стремление к осмыслению мира, с одной стороны; с другой - стимулировало развитие подобных процессов в различных сферах общественной жизни. Концепции гражданского общества, общественного договора, обеспечения прав личности и многое другое разрабатывались усилиями Б. Спинозы, Т. Гоббса, Дж. Локка и др. Научное мышление позволяло выдвигать и обосновывать механизмы реализации этих концепций. В этом контексте ключевой является оценка Локком (друг Ньютона и член Лондонского королевского общества) парламента как социальной научной лаборатории, способствующей поиску, изобретению и реализации новых и эффективных форм синтеза частных интересов граждан, включая интерес государства. Краткий научный итог XVII векаСтарый Космос устарел и был разрушен. Новая картина мира, которая заменила старый Космос, больше всего походила на суперогромные часы - в ней не было ничего живого и неопределенного и, казалось, все можно было рассчитать ("кеплеровский детерминизм"). Наука обрела свои механизмы и процедуры конструирования теоретического знания, проверки и самопроверки, свой язык, прежде всего, в математической его форме, ставший "плотью" метода. Наука стала социальной системой - появились свои профессиональные организации, печатные органы, целая инфраструктура (включая специальный инструментарий). В науке возникли свои нормы и правила поведения, каналы коммуникации. Наука через распространение принципов научности становится мощной интеллектуальной силой - школой "правильного" мышления, - влияющей на специальные процессы в самых различных формах. Вырастая из мистицизма, наука постепенно преодолевала его. 13. Промышленная революция конца XVIII – середины XIX в. Создание универсального теплового двигателя и становление машинного производства. В этом периоде можно отметить несколько центров научной и промышленной активности. Так, во второй половине XVIII и начале XIX в. "падает интеллектуальное напряжение" в Британии, центр перемещается во Францию, во второй половине XIX в. - в Германию, а затем вновь возвращается в Британию. С XVIII в. к центрам научной жизни присоединяется Россия и Северная Америка. С конца XVIII в начинается промышленная революция в Британии и только потом перемещается в континентальную Европу. Общая продолжительность периода около двух веков - XVIII - XIX. Внутри могут быть выделены два этапа, также условно совпадающие с XVIII и XIX вв. Первый этап может быть назван периодом европейского освоения ньютонова наследия - Веком просвещения. Второй - созданием дисциплинарной структуры науки и Веком промышленной революции. Специфика познавательной моделиМеханистические представления широко распространялись на понимание биологических, электрических, химических и социально-экономических процессов. Механизм стал синонимом научности как таковой. Радикально новые техника и технологии развивались эмпирически, на собственном основании, и были инструментом практического познания и освоения единого социоприродного мира. Дисциплинарная структура науки развивалась по схеме: механика - физика - химия - биология. Век просвещенияПервая половина XVIII в., на первый взгляд кажется, периодом научного упадка - влияние Ньютона было столь мощным, что никто не решался даже продолжить его исследования - интерес сместился к медико-биологическим проблемам (ими Ньютон не занимался) и к частным вопросам. Однако авторитет научности, напротив, радикально и быстро возрастал, что коррелировалось с "общим духом" европейской культуры XVIII в. -в обществе наука стала модной. Обоснование рационального мировоззрения ("естественный свет разума") распространялось как на естествознание, так и на социальные процессы. Принцип историзма, концепция общественного Прогресса порождали "наивные" утопические идеи, господство над природой, возможности волевого рационального переустройства общества. Господствовал лозунг "Знание - сила". |