Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные идеи философии и науки Нового времени

  • Представители Нового времени

  • Список литературы

  • Эссе без титула. Наука Нового времени представители, идеи


    Скачать 28.36 Kb.
    НазваниеНаука Нового времени представители, идеи
    Дата19.01.2020
    Размер28.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭссе без титула.docx
    ТипРеферат
    #104745

    Эссе по предмету:

    «История и философия науки»

    на тему:

    Наука Нового времени: представители, идеи


    Москва, 2019 г.

    Содержание


    Введение 3

    1.Основные идеи философии и науки Нового времени 4

    2.Представители Нового времени 6

    Заключение 9

    Список литературы 10

    1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. - М.: Проспект, 2012. 10

    2.Энциклопедия гуманитарных наук [Электронный ресурс]: статья / Наука Нового времени. Развитие науки в 17 веке – Электрон. журн. — 2019 год. — Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/nauka-novogo-vremeni.html (дата обращения 13.12.2019) 10

    3.Миронов В.В. Философия: учебник для ВУЗов. - М.: Норма, 2005. 10

    4.Википедия [Электронный ресурс]: статья / Философия Нового времени – Электрон. журн. — 2019 год. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Философия_Нового_времени (дата обращения 13.12.2019) 10


    Введение

    Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, одновременно - это и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

    Значение науки понималось уже в глубокой древности, и в разные периоды истории ее роль была неодинакова. Становление собственно научных, обособленных и от философии, и от религии форм знания обычно связывают с именем Аристотеля, заложившего первоначальные основы классификации различных знаний и сегодня, пройдя многоэтапные стадии своего развития, наука несомненно играет ведущую роль в развитии Вселенной. Человечество ныне находится на таком рубеже своей истории, когда от него самого зависит решение поистине жизненных вопросов, когда достижения науки, являясь движущей силой прогресса, одновременно стали угрозой жизни самого человека. Иначе говоря, прогрессирующее развитие науки неизбежно порождает множество проблем, которые носят жизненно важный, нравственный характер.

    Исследование истории возникновения, логики и закономерности становления и развития науки дает возможность человеку принимать лучшие решения при выборе правильного пути использования достижений науки в своих целях.

    В ходе данной работы было проведено ознакомление с основными идеями философии и науки и приведены имена ключевых представителей того времени.

    1. Основные идеи философии и науки Нового времени


    XVII столетие можно с полным правом назвать веком пауки и научной революции. Наука Нового времени – период, когда начинает активно развиваться капитализм, и поэтому наука нового времени связана с экономическими, социальными политическими условиями. Этот период иногда называют эпохой научной революции. До этого времени наука развивалась в рамках и в тесном единстве с философией, религией и искусством. Наука в 17-18 вв. набирает большой фактический материал и приобретает доминирующее значение в постижении бытия, т.е., знания становятся силой и единое знание, ранее именуемое философией, начинает расчленяться на собственно философию (которая также начала делиться на философские предметы – философию науки, философию истории, философию природы) и науку, которая теперь четко обособляется, начинает существовать в чистом виде. Она, в свою очередь, также начинает делиться на конкретные науки: механика, астрономия, математика (все эти три науки назвали одним словом – естествознанием).

    Исходной посылкой науки Нового времени является натурализм – признание объективности существования природы, управляемой естественными, объективными закономерностями, т.е. единственной подлинной реальностью признается материальный мир, существующий вне и независимо от человеческого сознания.

    В науке формируются фигуры ученых в их современном виде, которые раньше были исключениями. Например, в XVI в. таковым являлся Н. Коперник. Теперь они существуют во множестве. Среди них особого упоминания заслуживают такие великие имена, как Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, У. Гарвей, Р. Бойль, Э. Мариотт, Э. Торичелли.

    Наука не только стала самостоятельным явлением, но и в каждой из ее конкретных областей была совершена настоящая революция. В математике и физике се осуществили в первую очередь Г. Галилей, Р. Декарт, В. Паскаль, И. Ньютон и др., в астрономии — И. Кеплер, в биологии - У. Гарвей, в химии - Р. Бойль. Благодаря открытиям и достижениям названных и других ученых были созданы фундаментальные теории практически всех явлений окружающего мира — жидкости, газа, твердого тела. Земли, неба и всей Вселенной.

    XVII век стал также началом научно-технического прогресса. Именно на это время приходятся такие важные технические изобретения, как часы с маятником, ртутный барометр, телескоп, микроскоп и др. Во многом они явились логическим следствием успехов науки. В то же время их создание послужило мощным ускорителем развития науки. Благодаря телескопу и другим оптическим приборам была создана современная астрономия. Микроскоп явился основой для прогресса биологии [1].

    Более сложной выглядит ситуация с философией. Она также обособляется от других областей культуры — в особенности от религии и литературы, с которыми у нее вплоть до XVI в. сохранялись довольно тесные связи. Даже у Д. Бруно философия все еще переплетается с религией, мистикой и поэзией. По сравнению с ним Леонардо да Винчи был гораздо большим еретиком и атеистом, хотя и не пострадал от инквизиции. В XVII в. грань между философией и религией становится вполне отчетливой.

    В философии Нового времени стала все больше доминировать идея о том, что разум человека не имеет пределов своего могущества, а наука имеет неограниченные возможности в своем познании окружающего мира и человека.

    Особенно характерна для данного периода развития философии тенденция все объяснять с точки зрения материализма. Это было связано с тем, что естествознание было в приоритете в то время и оказывало сильное влияние на все сферы жизни социума.

    Что касается ее отношений с наукой, то они остаются очень тесными, однако существенно меняются. Раньше типичной была фигура философа, который наряду с собственно философскими исследованиями занимался еще и научными, рассматривая их в качестве второстепенных и прикладных. Философия преобладала над наукой, включая ее в свою компетенцию.

    1. Представители Нового времени


    В Новое время ситуация существенно поменялась. По своей значимости наука по меньшей мере уравнивается с философией. Многие философы начинают рассматривать науку не только в качестве главного средства познания природы, но и ее изменения. К такому пониманию науки приходят английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) и французский философ Р. Декарт (1596-1650).

    Бэкон является создателем эмпиризма, признающего чувственный опыт основным источником наших знаний. Он строго отграничивал науку от религии, считая, что последняя не должна вмешиваться в научные дела, что наука является главной формой подлинного знания. Бэкон является автором известного лозунга: «Знание — сила!»

    Фрэнсис Бэкон разработал научную программу под названием «Великое восстановление наук», для чего разработал метод индукции. Рациональным выводам он не доверял, считая их олицетворением средневековой схоластики, а прогресс науки олицетворял с эмпирическим исследованием, считая источником познания чувственный опыт.

    При познании природы ее надо рассекать на составные части, т.е. простые свойства. Основа познания – наблюдение за свойствами. Бэкон выделял три пути познания:

    1) «путь паука» – получение знаний путем размышлений без опыта;

    2) «путь муравья» – способ познания, построенный исключительно из наблюдений и опыта, когда сбор разрозненных фактов не дает знаний о сущности предметов;

    3) «путь пчелы» – идеальный путь познания, названный им индукцией, когда совершается сбор фактов на основе исследования отдельных свойств, их обобщение и выявление общих закономерностей в предметах.

    Декарт — в отличие от Бэкона — стал родоначальником рационализма, согласно которому источником знания является разум, а не чувства. Он является автором знаменитого афоризма: «Мыслю, следовательно, существую». О нем трудно сказать, кем он был больше — философом или ученым, ибо был не только философом, но и выдающимся математиком, физиком и физиологом, внесшим огромный вклад в развитие этих наук. Декарт развивает идеи о культуре, в основе которой будут лежать разум и наука, а не религия.

    Бэкон и Декарт создали не только эмпиризм и рационализм, составившие методологию развития науки: вплоть до наших дней. Возможно, более важным является то, что они ясно видели и всячески подчеркивали определяющую роль науки в жизни общества. Независимо друг от друга оба они поставили перед человечеством совершенно новую и грандиозную задачу: с помощью науки сделать человека «господином и повелителем природы». Тем самым они пошли гораздо дальше гуманистов Возрождения.

    Утверждая существование трех реальностей — Бога, природы и человека, гуманисты Возрождения в основном ограничивались возвышением человека, его уподоблением Богу, а также поэтическим восхищением и воспеванием природы. Бэкон и Декарт смотрят на все это иначе, как ученые и практики[2].

    В их концепциях прежний гуманизм и антропоцентризм принимают новую конфигурацию. Бог у них отходит на задний план, а человек не просто находится в центре мироздания, но заявляет о своих притязаниях на власть над миром. В воззрениях Бэкона и Декарта человек впервые вполне определенно предстает как преобразователь и покоритель природы. Наука при этом выступает главным средством покорения природы. Таковым человек будет оставаться до середины XX в., когда разразится экологический кризис и перед человеком вновь встанет гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?»

    Новое в отношениях между философией и наукой проявляется также в том, что некоторые философы начинают воспринимать науку как образец или модель построения своих исследований. Эта черта, в частности, хорошо видна у голландского философа Б. Спинозы (1632-1677), назвавшего свой основной труд весьма своеобразно: «Этика, доказанная в геометрическом порядке». В этом труде этические положения действительно излагаются в форме геометрических теорем. Примечательно, что в отличие от гуманистов, смотревших на свободу как на высшую ценность, Спиноза понимает ее рационально, как ученый, и определяет как осознанную необходимость. Такое определение для гуманистов звучало как смертный приговор свободе[3].

    Также стоит упомянуть немецкого философа Лейбниц Готфрида Вильгельма (1646—1716). Он был очень разносторонним ученым, но наибольшее значение имеют его работы по философии. Он считал, что мир состоит из мельчайших элементов — монад, духовных и материальных начал, обладающих вместе с тем движущей внутренней силой. В этом он близок к античному философу Аристотелю. Из философии Спинозы он «изъял» пантеистического Бога, считая его действительным творцом всего сущего, «виновником и господином» бытия. Единство монад есть результат Богом «предустановленной гармонии».

    Отрицал существование пространства и времени отдельно от материи, считая пространство местом существования вещей, координирующим их положение, а время — фактором, описывающим последовательность состояний объектов. Внес существенный вклад в развитие математики (ввел понятие бесконечно малых величин), указал на значимость доказательства в рациональном познании. Считается основателем символической и математической логики[4].

    Заключение


    Большой интерес философами Нового времени уделялся социально-политическим проблемам. Они не только стремились объяснить суть познания и бытия, роль человека в этом мире, но и занимались поиском причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты по оптимизации реально существующего государства. В области социальной философии началось формирование учение о двух стадиях общественного развития – естественного состояния и гражданского общества.

    Нет сомнения, что мировоззренческие взгляды того периода формировались под непосредственным влиянием естествознания, рассматриваемого как результат свободного рационального исследования природы. В возможность свободного исследования верили, на нем основывались, его оспаривали. Само же развитие естествознания и философии, которая была с ним неразрывно связана, свидетельствуют о том, что узловой момент эпохи – это стремление к познанию закономерностей объективного материального мира для создания логических законов и категорий, которыми объясняется строение и функции живой и неживой природы. Данным механизмом во многом было предопределено теоретико-мировоззренческое основание и установки первых социологов, что можно утверждать на основании истории становления и развития социологии, как самостоятельной области знаний.
    Список литературы

    1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. - М.: Проспект, 2012.

    2. Энциклопедия гуманитарных наук [Электронный ресурс]: статья / Наука Нового времени. Развитие науки в 17 веке – Электрон. журн. — 2019 год. — Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/nauka-novogo-vremeni.html (дата обращения 13.12.2019)

    3. Миронов В.В. Философия: учебник для ВУЗов. - М.: Норма, 2005.

    4. Википедия [Электронный ресурс]: статья / Философия Нового времени – Электрон. журн. — 2019 год. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Философия_Нового_времени (дата обращения 13.12.2019)


    написать администратору сайта