Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2 Этническое своеобразие басков как народа

  • Науки и высшего образования российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


    Скачать 172.58 Kb.
    НазваниеНауки и высшего образования российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    Анкорchi da
    Дата16.06.2020
    Размер172.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаshafirov_soderzhanie.docx
    ТипДокументы
    #130619
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    ГЛАВА I. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ИСПАНИИ В ОТНОШЕНИИ БАСКОВ

      1. Историческая основа выстраивания отношений между басками и Центральной властью Испании



    Испания является таким государством, в составе которого издревле находились регионы с различными этносами, отличающихся от испанского. Для того чтобы состоять с этими регионами в экономической, политической и социальной гармонии, требовалось проводить определённую национальную политику. Одной из уникальных способов проведения этого мероприятия является национальная политика к баскскому народу.

    Для Испании ведение национальной политики по отношению к баскскому народу на протяжении её исторического развития, было делом непростым. По той причине, что баски являются таким этносом, с которым Испании долгое время было нелегко наладить дипломатические отношения. На протяжении истории центральные власти Испания выработали определенную модель ведения национальной политики по отношению к баскскому народу. Для полного представления ситуации необходимо рассмотреть временной отрезок от начала каких-либо взаимоотношений между центральной властью Испании и баскским народом до нашего времени.

    Одно из первых столкновений центральной власти Испании и баскского народа берет своё начало с Карлистских войн, длившихся в период с в 1833 – 1849 гг. и 1872 – 1876 гг. Причиной этих войн стало противостояние двух ветвей династии Бурбонов – Карла VI и Изабеллы II. Поскольку карлисты использовали крестьян басков в борьбе за власть, Испания проводила реконкисту по отношению к баскскому региону29. Именно поэтому тема такого документа, как Фуэрос, так же является одним из основных интересов Басков. Практически вся борьба за свои государственные права и свободы строится на таком течении, как «Фуэризм». Соответственно, воюющие стороны, в частности Дон Карлос, призывает крестьянство Страны Басков, Валенсии, Наварры, Арагона и Кастилии, переместиться на свою сторону, обещая вернуть утраченные пункты привелегий документа Фуэрос. После того,как прошла реконкиста и избавление от завоеваний, которое проводили арабы, регион теряет свое суверенное положение, становясь частью Кастильско-Арагонского госудаврства.

    Власти Испании, в попытках завладеть регионом, предлагали региону и народу басков большие привилегии. Данный факт позже отразился в фольклоре басков, а точнее – в народной сказке, где повествуется о том, как Королева Испании приглашала баска Ганиса к себе на службу, обещая большое жалование. Но баск не променял родину на службу при дворе. Эта народная сказка полностью отражает позицию басков по отношению к центральной власти, их ценности и патриотические чувства.

    В XIX века начинается принудительная Испанизация30 регионов. Постепенно регион, который действовал совершенно сам, начинает получать ограничения, которые вводит центр Испании. В середине XIX в.в власти Испании отменяют документ Фуэрос31, подчинив таким образом этот регион себе.

    Однако попытки противостояния не увенчались успехом, поэтому после первого поражения сохранялись частичные ограничения, но регион все равно лишается своих свобод. Это произошло в 1876 году.

    В ХХ в.в. Немаловажным аспектом исторических споров является национальная политика Испании по отношению к баскам во времена режима Франко . Влияние национальной политики этого режима на Баскский народ можно рассматривать как идеологическое, тоталитарное. И заключалась она в усилении целостности испанского государства, которого добивались с помощью следующих методов.

    Во-первых, в 1931 году была упразднена автономия Басконии, ликвидированы институты регионального и местного самоуправления, запрещены национальные и региональные партии и организации.

    Во-вторых, одним из принципов национальной политики по отношению к баскам являлось отрицание права национальностей на самоидентификацию - среди методов были запрет баскского языка. Ввиду того, что баскский язык в силу исторических обстоятельств не имел прочной базы в обществе, не был в такой степени разработан, систематизирован и унифицирован, ему пришлось особенно трудно. Другие языки национальных меньшинств так же запрещались. Согласно декретам Министерства Юстиции 1938-1941 годов, языки, помимо испанского, являлись тем, что «размывает» национальное сознание испанцев, подрывает единую государственную целостность. Следовательно, подлежат запрету в соотвествии с принятием национальной политики. В случае несоблюдения запретов имели место быть многочисленные репрессии. Репрессии, а так же ущемление баскского народа, создали исторический «маятник» из его пассионарной энергии, которая имела накопительный эффект.

    Франкистская Испания совершала нападки на басков в виде запрета на национальную самоидентификацию, запрета родного языка. После смерти Франко, с 1975 года на территории государства Испании начались процессы демократизации. Одним из их проявлений являлось событие, произошедшее в 1979 году – был принят закон, устанавливающий статус автономии страны басков.

    В-третьих, помимо запрета языка и религии, подвергалась притеснению и политическая свобода басков . Лидеры и представители политических партий басков были арестованы , не имея возможности влиять на политическую ситуацию в стране. Всё это соответствует авторитарному режиму.

    Франко опирался на национальную идею "испанизма" , которая заключалась в отождествлении единства испанской нации с ее конфессиональной (католической) общностью.

    Религия, в данном случае — Католичество, сыграло, в руках диктатора объединяющую функцию. С помощью религии насильно насаждались определенные нормы поведения и принципы, которые были не сопоставимы и не свойственны баскскому народу.

    Главными Чертами являлись антикоммунизм, влияние института церкви на государство, авторитарный режим, и, как следствие, отрицание демократического режима, как такового.

    Но не только политическая составляющая влияла на взаимоотношения Страны Басков и Испании, экономика тоже играла одну из важных ролей.

    С Экономической точки зрения Испания пользуется тем, что Страна Басков находится на территории, где присутствует благоприятные агроклиматические ресурсы32, благодаря которым можно выращивать сельскохозяйственные культуры с целью продажи в различные страны Евросоюза. Более того, такая обстановка помогает процветать рекреационному бизнесу. Немаловажными отраслями являются так же металлургия, машиностроение, рыболовство, целлюлозно-бумажная промышленность. Все это приносит Испании большой доход, как и впрочем обилие лесных и водных ресурсов. Все вышеперечисленное делает Страну Басков одним из наиболее выгодных регионов.

    Говоря об экономической политике, которая проводит Испания по отношению к Автономному Сообществу33, на протяжении истории сложились зависимые отношения, которые были поддержаны системой, состоящей из норм и договоров. Поэтому, Испания проводит политику налогообложения в Стране Басков. Правительство Региона отправляет взнос в государственный бюджет34, который компенсирует расходы на оборону, иностранные дела, королевский дом, и во все то, что не входит в состав страны басков.

    Власти сейчас могут определять квоты расходов государства, поскольку Страна Басков дает огромный вклад в ВВП Испании. Поскольку Страна Басков является регионом, который приносит значительную выгоду ВВП Испании, он располагает правом регулировать ставку подоходного налога. А так же у него есть возможность сбора своего внутреннего налога, например, на алкогольно-табачную продукцию, топливо. Так же он имеет право облагать налогом предприятия которые находятся на территории Страны Басков без учета того, что они находятся за ее пределами. Правовой основой для этого служит экономическое соглашение между Страной Басков и Центральной властью Испании.

    Можно отметить, что экономическое развитие регионов Испании нельзя назвать равномерным. Финансирование так же колеблется в зависимости от региона. Однако, страна Басков получает от региона наиболее значительную помощь, и именно поэтому регион развивается быстрее остальных.

    Помимо сугубо экономических причин, выгодными для Испании мотивами являются самостоятельно прогрессирующие темпы развития Региона, которые представляют для Испании интерес. Всё дело обстоит в её экономическом и индустриальном развитии. Интенсивная индустриализация, которая началась в XX в., сделала Страну Басков одним из самых богатых регионов, ввиду развитого хозяйства и благоприятных агроклиматических ресурсов. Для этого приведем в пример статистику: страна приносит 10% дохода в ВВП, поставляет 18% национального дохода и 9% - в промышленность. Иногда достигает 32 %35. Следовательно, страна Басков выходит на лидирующие позиции среди регионов.

    Европейский союз отметил, что Страна Басков богата топливными ресурсами и полезными ископаемыми, такими как нефть. Стоить отметить, что регион Страна Басков, несмотря на относительно небольшую площадь в 7234 км², имеет территориальную хозяйственную специализацию. Например, город Бильбао является финансово-экономическим центром Страны Басков, и располагает он еще со времен средневековья предприятиями, где добывают и обрабатывают уголь и металлы. А в настоящее время он так же специализируется на химической и легкой промышленности. Что же касается Ла-Риохе-Алавеса, Наварры, Алавы, то они располагают хорошими аграрными ресурсами, а в первой так же выращивают виноград. Если же говорить о провинции Гипускоа и Баскайя, находящие рядом с железной рудой и углем, то они делают уклон на промышленную специализацию.

    Ещё одной характерной чертой является то, что бюджет Испании на 87% создается из налогов, то есть бюджет отдельных регионов зависит от средств, которые поступают из Мадрида. Размер государственного бюджета зависит от того, насколько регион развит. Одни автономии получают средства на развитие здравоохранение и образование, то другие переведены на автономный уровень. Соответственно, уменьшается неравенство финансирования36. Соответственно, промышленное развитие региона, а так же хорошие географические условия и соответствующие финансовые операции Королевства Испании способствуют тому, что уровень и тенденции к сепаратизму с каждым разом неизбежно возрастают.

    Если мы говорим о перспективах и прогнозах, то, можно сказать, что центральная власть взяла курс на уравнение финансирования регионов, который включает различные инструменты, в экономической программе государства.

    Попыткой сближения центра и регионов могла бы стать новая экономическая политика, которая бы создала условия для роста рынка регионов, но помимо этого убрала вероятность того, что на него будут влиять ограны местного самоуправления. Это означает, что происходит обособление и автономизация экономической политики регионов.

    Таким образом, страна Басков, как регион, с экономической точки зрения имеет огромный потенциал, являясь ресурсной базой для Испании.

    На современном этапе, национальная политика Испании в отношении басков особо не претерпела изменений. Хотя можно сказать о том, что ситуация медленно? но верно пошла на улучшение, а именно самим улучшениям способствовал сам Мадрид ,идя на сближение со Страной Басков, то есть придавая намного больше возможным местным органам власти на местах. Баски получили возможность автономии собственной полиции, что позволяет теперь бороться с наркобизнесом, терроризмом на своей собственной территории. Хотя до этого, это входило в компетенцию лишь органов центральной власти страны.

    Кроме того, на данный момент внимание национальной политики Испании нацелено и состоит в том, чтобы тщательно и верно распределить обязанности между регионом и центральной властью. Задача состоит в том, чтобы предоставить самостоятельность общностям, которые располагаются на этой территории. Главной целью является построение взаимоотношений, которые отвечают следующим требованиям: учет не только потребности в самоопределении народа Басков, но и преобразование экономики Испании, для того, проще слиться с европейской экономикой, а как известно, в Европе стремительно происходят процессы интеграции.

    Испания так же поднимает вопрос о взаимоотношении с регионом и в суде. Цель заключалась в том, чтобы пользуясь декретом о предоставлении власти Страны басков департамента, который предусматривает попытку открытия офиса для защиты интереса народа Басков при ЕС.

    Испанский Конституционный суд был согласен с решением правительства Басков. Он отметил, что для того, чтобы тщательно исполнить свои полномочия, автономное сообщество имеет право воплотить в жизнь определенную деятельность не только на своей территории, но и за пределами Испании. Помимо этого, суд добавил, что деятельность автономий, которая затрагивает внешнюю политику, имеет ограничения. Главное из которых состоит в том, чтобы не идти в ущерб государству, так как оно – член международных отношений.

    Для того, чтобы воплотить в жизнь право баскского народа на самоопределение, был предпринят план Х.Ибарретче. Который представлял собой концепцию о преобразовании Страны Басков в полноценное госудраство, которое может присоединиться к Испании. В баскском парламенте план поддержали, но центральная власть Испании не одобрила его. Помимо этого, нижняя палата конгресса депутатов Испании инициативу о смене статуса отвергла.

    Заслуживает внимание еще одно действие центральной власти Испании в отношении региона, а именно cогласно современному законодательству Испании, разрешает региону отделиться от страны, только в том случае, если референдум согласован с центральной властью, одобрен с точки зрения конституции, и проводится на всей территории страны .

    По мнению центральной власти Испании, должны быть созданы условия, чтобы все мнения можно было защищать на равных позициях, но возможностей таковых нет. Потому что центральная власть Испании это не выгодно, ввиду экономических причин.

    Однако, история XX в. показала, что баски являются таким этносом, на долю которого выпало достаточно много испытаний в плане политики, к нему проводимой. Как следствие, имел место быть огромный протест. Однако, как показывает экономическая составляющая, Испании крайне невыгодно терять регион с таким огромным потенциалом. Дабы избежать проблем с протестами и проявлением сепаратизма, центральная власть Испании, куда входит Испанская Социалистическая Рабочая Партия (далее ИСРП), настаивает на проведении политики по укреплению самоуправления в Стране Басков. Как заявил генеральный секретарь ИСРП Педро Санчес, данная партия является одним из приверженцев улучшения и развития самоуправления в Стране Басков. Как подчеркивает глава партии, организованное самоуправление принесет огромную пользу баскскому обществу. Он так же добавил: "Есть достаточные ресурсы, есть достаточные компетенции и есть достаточная воля, нужно только направить ее на граждан"37.

    Правовой основой такой национальной политики является статут об автономии Страны Басков. Согласно этому постановлению, поскольку Баскский народ является полноправной национальностью на территории Испании, то для того, чтобы ему осуществить свое самоуправление, он образует автономное объединение в Испанском государстве, которое называется Страной Басков, в соответствии с конституцией и настоящим законом38.

    Таким образом, в рамках национальной политики центральная власть не должна препятствовать образованию автономии и вести какие-либо действия «разрушающего рода», напротив, помочь в реализации и налаживании самоуправления. Иными словами, центральная власть пришла к компромиссу с властью Баскской автономии.

    Таким образом, он пояснил, что социалисты " хотят сделать Статут инструментом на службе всех граждан и граждан, а не средством установления различий между ними и ними”, и поэтому “мы не поддерживаем проекты, которые приводят к расколу, расколу, разрыву и конфронтации, как отстаивают суверены”. "Мы, социалисты, хотим построить будущее баскского общества путем укрепления его институтов и самоуправления в рамках множественной Испании в рамках Европейского Союза”.

    Еще одной целью такого компромисса является укрепление в стране Басков институтов, которые будут полноценно функционировать и приносить благо населению страны Басков. Как подчеркивает глава партии ИСРП, огромную роль играет диалог между регионом и центральной властью. Функционирование институтов не только обеспечит соглашение между регионом и властью, но так же и поможет устранить многие проблемы, связанные с нищетой, безработицей и повышением преступности. Глава Партии, Педро Санчез сообщил: “Мы должны договориться - как защитить компетенции, как разработать инструменты сотрудничества, как планировать государственные инвестиции в инфраструктуру и оборудование, или как улучшить представительство CCAA в решениях, принимаемых в Брюсселе”39.

    Однако, в Баскском обществе так же много тех, кто отстаивает право на самоопределение и консультации. Как правило, это приводит к недопониманию между Испанией и Европейским сообществом. В ответ на это проводится политика по модернизации уровня жизни Басков. Поскольку партия является социалистической, большое внимание уделяется среднему, рабочему классу40.

    По мнению членов парламента, представители ИСРП проводят лояльную национальную политику к автономии Страны Басков. Несмотря на то, что правительство порой сталкивается с трудностями 41.

    Таким образом, рассмотрев исторические основы национальной политики Испании в отношении басков можно сделать выводы: Во-первых между басками и Испанией сложились вассальные и зависимые отношения. Во вторых, регион экономически выгоден центральной власти Испании и она не хочет его терять. В третьих, Испания не обращает внимания на национальный характер и поведение этого народа. То есть иными словами, выгоду больше получает центральная власть Испании, и свои отношения с ними она выстраивает безе учета интересов этого народа.

    1.2 Этническое своеобразие басков как народа
    Происхождение баскского народа на данный момент является одной из самых ярких дискуссий. Одна из гипотез основана на предположениях средневековых авторов, и заключается она в гипотетическом родстве грузинского и испанского народа. Это предположение исходило из языкового и этимологического сходства, которое впоследствии стало основой для лингвистической баскско-кавказской гипотезы. И означала она связь басков и иберов.

    Однако происхождение басков является открытым вопросом. На протяжении истории этот этнос смог сохранить не только свою самобытность, но и обычаи и язык. Баски являются единственным народом Пиренеев, который не постигла участь романизации и ассимиляции.

    Язык Басков отличается своей уникальностью, так как это единственный язык, который не имеет индоевропейских корней среди языков Западной Европы. Народ Басков имеет характерные черты древних цивилизаций, ибо у них свой собственный язык, быт и собственное географическое положение, что доказывает его уникальная структура.

    Так как иберские и кельтские племена переселились в Испанию, многие ученые стали полагать, что Баски – потомки древнего населения севера Пиренеев, обосновавшихся в горных районах42.

    Российский ученый А.В. Мишулин говорил, что баскский народ сформировался в результате эволюции на территории племен Пиренейского полуострова. А основанием для этих предположений является их культура и название местностей.43

    По погребальной культуре баскского народа можно сказать следующее: сравнение антропологических данных останков а так же современного представителя народа, говорит об их автономном характере. Историк Испании Хуан Де Мариана говорил о том ,что у бискайцев до сих есть язык варваров. Что возможно, что он настолько древний, что сохранился еще с момента римского периода. Что это народ никогда не был полностью под чьи-то гнетом , поэтому он и сохранил язык древней, как и своей древней земли44. Есть еще такой вариант, что у басков есть родство и с ликургами, и с этрусками и другими народами.

    Есть такая легендарная история-предположение, что мол баскский народ потомки самих атлантов, которые по легенде –носители высокой культуры. А для того, чтоб убедить в этом, специалисты стараются провести некие параллели между языком Страны Басков и языками Южной и Северной Америки.

    Другие ж, наоборот предполагают, что мол баски, их происхождение начинается от франко-кантабрийской ветки.

    Но все же баско-кавказская теория самая популярная. По ней Иберийцы и Кавказцы связаны. В древности она была поддержена большинством. А фольклор с историей лишь подтвердили ее. Интересно, что баски говорят, что он пришельцы Востока, так как по одной из историй, они и правда переселились от туда.

    Хуан де Мариана, в своем сочинении «Всеобщая история Испании»45, говорит что Иберцы жили на берегах Черного моря, потом, огромной толпой пришли в Испанию, разжились, построили Иберу, потом уже дали название и реке, и провинции46.

    Предположение этого автора имеет значительный вес, так как он ставил цель тщательно подойти к вопросам, которые были приняты для рассмотрения. Хуан де Мариана считал, что басни и народные предания нельзя обозначать как исторический источник. Возможно Мариана изучал древние записи или документы, которые были утрачены, для того чтоб говорить и заявлять о том, что иберы имели происхождение с Кавказа. Ведь он был иезуитом. А в монастыре были древние документы, по которым он и сделал это предположительный постулат . А слово «Кельтерберия» состоит из двух слов «кельты» и «иберы», как говорил сам Мариана. А ведь это старое название Испании.

    Басколог А. Доринг, тоже предполагавший, что баски начинают свое начало с Кавказа, говорил, что это связано с грузинскими городами Исгаура, Диоскурия,Искурия47. Так как с этих портов ,многие из басков перебрались на Запад.. На Перенеи, Иберы привезли способность делать оружие, вещи и инструменты из меди, железа и стали.

    А Нварро в своем романе «Амала» говорит о том, что есть аналогия между населенными пунктами Кавказа и Перенеев48

    Баскский язык – склоняемый. Его происхождение так же вызывает множество вопросов. Большинство гипотез по поводу этого родились благодаря тому, что он индоевропейского происхождения. Так же, он не имеет абсолютно никаких связей с языками, приближенных к нему стран. Поскольку он имеет некую грузинских корней, из-за этого большинство считает, что он связан с языками Кавказа. А некоторые соединяют его с языками северной Африки, которые не имеют отношения к арабскому.

    Таким образом, баскский язык, не имеющий связей и родства с другими языками, развивался непосредственно на территории Страны Басков. Это же подтвердили антропологические исследования, которые исключали факт ассимиляции. Это же перенеслось на лингвистический аспект. Его эволюция была, в какой-то степени, изолирована. Приведем пример: слово"aizkora" или "haizkora" (баск. «топор»), имеет тот же корень, что и слово, обозначающее скалу: "aitz" или "haitz" (баск. «скала»).

    На протяжении многих веков язык Басков вобрал в себя слова не только из латинского, французкого и кастильского языков, но и, кроме того, из кельтского и арабского. Хотя, кастильское слово izquierda (каст."левый") и chatarra (каст."клочок") и англо-французское bizarre (фр."причудливый"), были заимствованы из баскского языка49. Возможно, баскский язык и его распространение было намного шире, гранича на севере с Аквитанией а на Юге – с рекой Эбро.

    В баскских областях, под названием Лабцурдан, Субероа и Нижняя Наварра (Французская страна басков), а вдобавок в Гипускоа, Бискайа, Алаба и Наварра (Страна басков) на данный момент имеется 600000 тыс. носителей баскского языка. Более того, в провинциях Испании, принадлежащих баскам, насчитывается 520000 человек, которые говорят на баскском языке. Эта цифра составляет 25% всего населения50.

    Баскский язык до 16-го века не имел письменности51. Однако, с помощью устного народного творчества было создано множество культурных явлений в их обществе, такие как традиционные пения, носящие названия берчоларица, пастораль. Первые написанные тексты на баскском языке содержатся в Эмилианских глоссах. Они имели вид пометок в кодексе монастыря «Сан-Мильян-де-Сусо». Содержат они ранний пример кастильских баллад.

    Далее мы можем встретить примеры баскского языка на полях Испанской рукописи под названием «Кодекс Каликста». Там упоминается о некоем словаре людей, которые жили по пути паломников у города Сантьяго-де-Компостела. Существовала так же книга, которую написал на баскском языке Бернар Этксепард. Название ее было «Linguae Vasconum Primitia» (лат. Первый язык Басков). Но, к сожалению, она не издавалась по каким-то причинам до 1545 года.

    После этого баскская литература начала процветать, но были определенные трудности. Лирическое творчество басков не закреплялось письменно, но передавалось из уст в уста. Стихи носили название Бертсоларис, и имели вид стихотворной импровизации определенной метрической форме. Стихотворения имели как сатирический, так и лирический характер. В большинстве своем они имели юмористический характер. В настоящее время существует такая традиция – в регионе по сей день проводятся соревнования по чтению стихотворений. Это мероприятие позволяет распространять этот вид литературы и повышает к ней интерес с культурной точки зрения.

    Поскольку жизнь языка басков никогда не была простой, так как приходилось вступать в конкуренцию с мощными соседями, такими как кастильский и французские языки. В период тоталитарного режима баскский язык был под запретом. Что повлекло за собой гражданскую войну. В очень долгий период дети были обязаны учить незнакомый им язык, а если говорили на родном, то наказывались очень жестко. И появилось сильное движение за то, чтобы баскские школы, под названием «Икастола»52, были открыты.

    После серьезных усилий большинства людей ввиду потребности обучения молодежи баскскому языку, была создана школьная сеть. В настоящий момент школы басков уже стали частью баскской государственной школы.

    В результате долгих и систематических усилий множества людей, в целях удовлетворения потребностей в обучении на баскском языке, была основана параллельная школьная сеть. На сегодняшний момент школы для баскских детей становятся частью тех, которые пренадлежат самой самой стране,но вот во Французкой части Региона и в Наваре баскская школа-это единственное место учащее исключительно баскскому языку .

    Кроме того,мы можем сказать про то,что для людей старщего возраста язык тоже начинает возрождаться. Уже почти что ежегодно множество людей,чей язык не похож на язык региона начинают учить баскский язык. Так был похоронен миф, о том, что баскский язык невозможен для изучения .

    Исследования французкого ученого Луи Бонапарта, который кроме того, был еще и автором и создателем Лингвистической Хартии53, смогли подтолкнуть к мысли, что баскский язык состоит из семи основных диалектов и множества поддиалектов . Причина довольно таки проста-во-первых географическое расположение, а во-вторых, то что до настоящего времени язык басков не имел роли в сельской местности . Для того, чтоб язык хоть каким-то образом смог модернизироваться, использоваться для коммуникации в культуре, в 1964 году унификация языка начинает набирать обортты. Начиная с 1968, Euskaltzaindia54 (баск. «Баскская Академия Языка»), основанная в 1918, выполнила эту задачу. Объединенный баскский язык был назван Euskara Batua (баск. «объединенный»), и основан он главным образом на ряде диалектов областей (с основной литературной традицией) и Gipuzkoa. Несмотря на естественную критику и возражения, в современное время именно Euskara Batua самый частый вариант, который часто используют и в СМИ, и в литературе, и в образовании, и в науке.

    Генетические связи языка не установлены, однако баскский язык традиционно включается учёными в состав так называемых палеоиспанских языков, а в более широком смысле — в неклассифицированную и, вероятно, разнородную группу средиземноморских языков.

    Общее число носителей составляет около 800 000 человек, большая часть которых (700 тыс.) проживает на территории Страны Басков, из них более 500 тыс. в её испанской части. Небольшое число носителей проживают в других регионах Европы, в Америке и Австралии

    В пользу родства баскского языка с сино-кавказской макросемьёй языков говорит исследование Георгия Старостина. В его исследовании55приведено пятьдесят примеров, в большинстве своём с совпадающим семантическим значением. Это позволяет сделать выводы о том, что баскский язык, на определенном этапе своего исторического развития, так же как другие языки сино-кавказской макросемьи, представляли собой языковое единство. После этого исторического этапа ветви этих языков начали распространяться, видоизменяясь. В дополнение к лингвистическим анализам, имеет место быть теория родства языка Айнов с Басками. По их языки имеют схожесть, как и происхождение многих японских названий удивительным образом схожи с языком басков. По предположениям ученых, Айну, на определенном этапе своего исторического развития, ходили на Аляску за оленьими шкурами. А вот Ирландцы, Шотландцы и Баски путешествовали в северную Норвегию.56

    Культура баскского народа строится на привязанности к их родине, которая проявилась в культе предков. Это народ с ярко выраженным чувством патриотизма. Выражался он, в первую очередь, через мифологию. В мифологии баскского народа есть тенденция к сакрализации своего поселения, родного дома. Более того, он выступает источником энергии рода для ныне живущих людей. В связи с этим в баскскую культуру входит множество магических ритуалов. Это так же объясняется тем, что баскский народ разделяет мир, как и сущность всего живого на естественное потустороннее начало. Примечательно, что в баскском языке существует пословица: «Всё, что имеет имя – существует». Среди магических ритуалов были популярны не только приобщения к умершим предкам, но и жертвоприношения.

    Институт семьи и брака у Басков отличается от европейского феодального общества неярко выраженной ролью патриархального начала. Законным наследником может стать лицо как мужского пола, так и женского.57 Объяснить это можно особенностью пантеона Баскских Богов. Главными из них являются Богиня Солнца (баск. Eguzki) и Богиня Луны (баск. Illargui). Поскольку Баскской Мифологии присуща двойственность реальности, о которой уже упоминалось выше, считалось, что свет солнца, рассвет способен отпугивать злых духов. Более того, согласно Баскской Мифологии, матерью Солнца является Земля, которая тоже отождествляется с женским началом. Безусловно, мифология, как основа мировоззрения, повлияла на институт семьи и брака у Басков.

    Женское начало так же тесно переплетается с погребальной культурой Басков. Выражается оно в культе солнца – именно его изображают на предметах погребения. Погребальные сооружения так же ориентированы с востока на запад, что говорит в пользу культа Солнца. Данную теорию подтверждают так же праздники и ритуалы, посвященные солнцестоянию. Например, праздники зимнего и летнего солнцестояния. В ночь летнего солнцестояния во всех населенных пунктах зажигаются огни, интересна так же забава перепрыгивания через костёр. Таким образом, можно сделать вывод, что сакрализация праздника солнцестояния напрямую связано с женским началом в мифологии Басков, которое перерождается в многочисленные культы, ими соблюдаемые.

    Ещё одной чертой баскской мифологии, оказывающей влияние на менталитет, является сакрализация власти, как это присуще многим народам. Связано это с легендой о Богине Мари, которая, по преданию Басков, является родоначальницей дома Лордов Бискайи. Сакрализация власти заключается не только в объяснении божественного происхождения этих Лордов, но и то, что Богиня Мари – богиня подземного царства. По преданиям, ей служит Ангел Смерти. И именно они решают судьбу людей. Иными словами, объяснение полномочий власти и право на её реализацию оправдывается божественным происхождением правителей. 58

    Процесс принятия Христианства у басков был достаточно трудным. По той причине, что географическое расположение их поселений было почти недоступным для экспансии. Это относится как влиянию Римской Империи, так и Арабов. Так же проблема заключалась в том, что полностью подчинить Баскский народ не удавалось ввиду, опять же, географических причин. В период средневековья, когда парадигмой сознания европейцев был теоцентризм, разнообразие магических ритуалов у басков, и попытки сделать, своего рода, «синтез» христианства и народных верований, как это произошло на Руси, очень не нравились инквизиции. В XVII веке испанская инквизиция предпринимает попытку искоренить баскские верования и магические ритуалы, что получило название Баскских процессов над ведьмами.59 Что интересно, инквизиция не только сделала попытку искоренения «ереси», но и предприняла попытку навязывания патриархального начала, как это было распространено в Европе с феодализмом. Проявилось это в том, что среди обвиненных в колдовстве было огромное количество женщин, которые преобладали над мужчинами.

    Если речь идет о синтезе Христианства и Баскских верований, то появление первого нашло отражение в мифологии басков – легенда о пришествии Христа (баск. Kixmi), который явился в форме облака60. В Баскской мифологии эта легенда носит название «Легенда о таинственном облаке», в конце которой все язычники были заперты облаком под камнем. Эту легенду можно считать своеобразной метафорой к деятельности инквизиции. Однако, многие источники сообщают, что христианство проникло на землю басков уже в III веке. На древних надписях встречаются упоминания как Иисуса Христа, Иосифа и Марии. Более того, есть изображения распятия и голгофы61. Однако, как уже было сказано выше, полноценного распространения христианство не получило у басков в ранний период по двум причинам – географическая удаленность. Отсюда следует неважность той роли, которую эта религия выполняла в Европе – объединение населения, внушение ему смирения и подчинения. Как можно заметить, на земле басков это сделать было практически невозможно.

    Баскский фольклор62 имеет несколько характерных черт, следующих из мифологии. Во-первых, контакт животного с человеком. Животные, обладающие духом по приданиям басков, передают мудрость людям, учат их чему-то. Например, в сказке «Как жил в Пиренеях лис Акериа»63 повествуется о том, как Лис поделился мудростью с человеком. Не менее показательна сказка «Как мухи отучили двух лентяев от лени»64, где, казалось бы, простая муха смогло донести до людей такую добродетель, как стремление к труду, предлагая свою помощь. Более того, зная почитание Басками всех живых существ, читатель не удивится тому факту, что с животным считаются наравне с людьми: в сказке муж и жена отдают плату мухам за труд. Не менее важной для баска является сказка «Про баска Ганиса и испанскую королеву»65. По сюжету, испанская королева предлагает баску службу у себя при дворе. Но он не соглашается, ссылаясь на то, что родные пейзажи и отечество ему дороже всего.

    Сказки, как и мифология, способны отразить систему ценностей и менталитет баскского народа. Среди них почитание живых существ и духов, сильная национальная самоидентификация, патриотизм, бережное отношение ко всему живому.

    Теория66 Шведского ученого Уппсала Маттиас Якобссона о том, что древние Иберийцы – предки современных басков. В подтверждение этой теории рассмотрим факты, это доказывающие:

    Во-первых, генотип басков остается индивидуальным, несмотря на то, что с 711 года Пиринейский полуостров покорили мусульмане с северной Африки. Родственная линия, в отличие от испанцев, у басков отсутствует.67

    Во-вторых, несмотря на схожесть языка басков с сино-кавказской макросемьёй, генетические компоненты, берущие свое начало на северном Кавказе и Азии – отсутствуют. И это еще раз подтверждает ту мысль, что баски являются потомками древних европейских земледельцев.

    Сами Баски считают себя древним народом Пиренейского полуострова, и считают, что они произошли от кроманьонца. Этой точки зрения придерживаются 99,9% населения Страны басков68.

    Так же существует теория принадлежности Басков к средиземноморской расе. Генетически их вполне можно отнести к такой, но отсутствие лингвистических доказательств осложняет эту теорию.

    О традициях Басков имеется достаточно много сведений. Важное место в жизни Басков занимают танцы. Их существует три типа:

    1. Паломнические

    2. Танцы мечей

    3. Заключительные

    Примечательно то, что в каждой местности у басков существуют свои, не похожие на другие танцы69. В Бискайе популярен танец «каксаранка». Исполняется в честь святого Петра – покровителя рыбаков. В день святого Михаила исполняется Ксемеинго Дантса. Не меньшую популярность имеют такие танцы, как Арку Дантса и Синта Дантса. Так же устраивается маскарад Субероа. Танцы могут быть рассмотрены, как синтез язычества и Христианства.

    Не менее яркой является Басксая кухня. Кулинария является своеобразным культом, которая позволяет собирать людей по интересу. В Стране Басков существует множество гастрономических сообществ, в которые вступают только мужчины. Они носят название "чоко" (choco). 70

    Кухня представляет собой синтез как испанской, так и французской. Особенностью баскской кухни является минимальное количество специй – чтобы не испортить вкус мяса, а так же употребление его с кровью.71

    Таким образом, исключительность ситуации этноса басков заключается в том, что не смотря на свою изоляцию с точки зрения рельефа и географического положения, сложного исторического происхождения языка, культура басков многое заимствовала из разных культур ее окружающих. Однако при всем при этом, баски сумели сохранить свою уникальность,в своем языке, который до сих пор вызывает споры, в особых праздничных традициях, особой культуре народного творчества, быте и традициях. Объясняется это просто- этому способствовал тщательный синтез составляющих культур, пришедший еще в древности на земли басков, через фильтр уникального менталитета, а так же системы представления о мире.

    То есть можно утверждать , что у Страны Басков своя собственная и неповторимая культура, которая не схожа не с одной другой и отличная от самих испанцев.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта