Главная страница
Навигация по странице:

  • Технология критического мышления

  • Классификационные параметры игровых технологий :По уровню применения

  • По характеру содержания

  • По подходу к ребенку

  • По категории обучаемых

  • Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)

  • По уровню применения

  • По концепции усвоения

  • По типу управления познавательной деятельностью

  • По преобладающему методу

  • Технология саморазвития (М.Монтессори)

  • Классификационные параметры По уровню применения

  • Концептуальные положения

  • Картотека педагогических технологий. картотека педагогических технологий. Название педагогической технологий


    Скачать 60.14 Kb.
    НазваниеНазвание педагогической технологий
    АнкорКартотека педагогических технологий
    Дата03.06.2022
    Размер60.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакартотека педагогических технологий.docx
    ТипДокументы
    #568064
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    1   2   3   4

    ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМООБУЧЕНИЯ

     Преимущества этой технологии:

    1). В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления;

    2). В процессе взаимного общения включается память, используется прошлый опыт и полученные ранее знания;

    3). Каждый учащийся работает в индивидуальном темпе, чувствует себя непринужденно;

    4). Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за деятельность коллектива;

    5).  Отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий;

    6). Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей;

    7). Обсуждение информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

            Занятие при этой технологии может быть организовано по-разному. Это зависит от объема материала. времени на его подготовку и усвоение.


     Технология критического мышления

     Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже.

             Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: 

     

     ·         На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

     

     ·           На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

     

     ·        Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

     

     В ходе работы в рамках этой модели обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

     

    Функции трех фаз технологии развития критического мышления

    Вызов

     

       Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

     

       Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

     

       Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)        

     

    Осмысление содержания

     

       Информационная (получение новой информации по теме)

     

       Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)         

     

    Рефлексия

     

     Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

     

     Информационная (приобретение нового знания)

     

     Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

     

      

    Проектная технология

    Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

     

        Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль обучающихся в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

     

        Цель технологии – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

     

        Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

         В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь  в 1980-х – 90-х годах, в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.

     

    Практическое применение элементов проектной технологии.

     

         Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:

     

     1.     характеризуется высокой коммуникативностью;

     2.    предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

     3.  особая форма организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников на уроке истории;

     4.  основана на цикличной организации учебного процесса.

     

        Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.


     Игровые технологии

    Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

    По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

    - развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

    - коммуникативную: освоение диалектики общения; - самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

    - игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

    - диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

    - функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

    - межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социальнокультурных ценностей; - социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

    свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

    • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

    • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

    • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

    В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

    Классификационные параметры игровых технологий:

    По уровню применения: все уровни.

    По философской основе: приспосабливающаяся.

    По основному фактору развития: психогенные.

    По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.

    По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН

    По характеру содержания: все виды + проникающие.

    По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.

    По организационным формам: все формы.

    По подходу к ребенку: свободное воспитание.

    По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.

    По направлению модернизации: активизация.

    По категории обучаемых: массовая, все категории.
    В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

    Особенности содержания:

    Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр

     


    Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)

    Лобок Александр Михайлович - учитель начальной школы, руководитель лаборатории начального образования, кандидат философских наук, г. Екатеринбург.

    Классификационные параметры

    По уровню применения: общепедагогическая.

    По философской основе: антропософская.

    По основному фактору развития: психогенная + социогенная.

    По концепции усвоения: гештальт + ассоциативно-рефлекторная.

    По ориентации на личностные структуры: СУД + СУМ.

    По характеру содержания: обучающая, светская, гуманистическая,

    общеобразовательная.

    По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.

    По организационным формам: альтернативная, индивидуальная + групповая.

    По подходу к ребенку: педоцентрическая.

    По преобладающему методу: проблемная, творческая, диалогическая, саморазвивающая.

    По направлению модернизации: альтернативная.

    По категории обучаемых: массовая, все категории.
    Концептуальные положения

    • Во главу угла поставлен индивидуальный мыслеобраз, а не стандарты программ.

    • Суть образования есть насилие.

    • Ребенок ценен своим индивидуальным своеобразием.

    • Образование - это мир, стоящий между личностью ребенка и взрослого; это древнейшее порождение цивилизации есть насилие над личностно-индивидуальным бытием человека.

    • Ценность образования в том, что именно оно представляет собой поле, на котором вызревает в ситуации личностного протеста «Я»-концепция личности. Принимая феномен образования как совершенно гениальное культурное изобретение и как неизбежное зло, необходимо научиться эффективно и с наименьшими потерями взаимодействовать с ним.

    Особенности содержания

    Содержание образования не в том, чтобы транслировать знания, а во множественных проблематизациях, максимально провоцирующих ребенка на самостоятельное движение в

    пространстве культуры.

    Основные шаги технологии:

    1. Провокация ребенка на высказывание, чтобы достичь речевой активности.

    2. Торможение речевого акта: учитель записывает высказывания ребенка.

    3. Введение стиха: демонстрация тайной поэтики текста - интонационное чтение

    высказывания как стихотворения (возвышение устной речи до письменной и разбивка ее

    на паузы строк).

    4. Упражнение: учитель - эхо (возникновение рефлексивного эффекта: ребе нок сам

    почувствует, как построена речь).

    5. Упражнение: учитель - машина для записи речи ученика. Внутреннее

    редактирование текста, который диктует ребенок.

    6. Упражнение: ученик идентифицирует записанные учителем строки, слова в строке,

    начало, середину и конец слов, слогов.

    7.Узнавание букв не как бессмысленной абстракции, а как необходимого рабочего

    инструмента.

    8. Преодоление первого психологического барьера: спонтанное начало чтения.

    9.Преодоление второго психологического барьера: спровоцированное начало письма.

    10. Письмо сразу фразами и сразу свое. Поэтический образ как первая и основная форма

    авторского самовыражения младшего школьника в письменной речи оказывается

    фантастически эффективным средством мотивации к письменной речи как таковой.

    11. Школа образа: сочинение стихов без рифмы; критерий - образность (многомерность,

    объемность, глубина). Свободное поэтическое самовыражение становится нормой для

    детей.

    12. Используются богатства жизненной информационной среды ребенка, провоцируется

    потребность обогатить лингвистический багаж.

    13. Чтение сразу стихов (сколь угодно сложных и взрослых, например «Евгений

    Онегин»).

    Технология саморазвития (М.Монтессори)

    Монтессори Мария (1870-1952) - итальянский педагог, реализовала идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе. Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века. М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы - поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.

    Классификационные параметры

    По уровню применения: общепедагогическая.

    По философской основе: антропософская.

    По основному фактору развития: биогенная + психогенная.

    По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.

    По ориентации на личностные структуры: СУМ + СУД + СДП.

    По характеру содержания: воспитательная + обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

    По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + «консультант» + «репетитор».

    По организационным формам: альтернативная, клубная, индивидуальная + групповая.

    По подходу к ребенку: антропоцентрическая. По преобладающему методу: игровая + творческая. По направлению модернизации: природосообразная.

    По категории обучаемых: все категории

    Концептуальные положения

    • Обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с развитием - ребенок сам себя развивает.

    • Обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому» - девиз педагогики Монтессори.

    • Вся жизнь ребенка - от рождения до гражданской зрелости - есть развитие его независимости и самостоятельности.

    • Учет сензитивности и спонтанности развития.

    • Единство индивидуального и социального развития.

    • В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах.

    • Сущность разума в упорядочении и сопоставлении.

    • Отказ от миссии обучать детей; вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры.

    • Мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предмет нодейственного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень.

    • Сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики - организовать окружающую среду для такого «впитывания».


    написать администратору сайта