Главная страница

Нестандартные способы позитивной фотопечати. Позитивные процессы на солях брома. А.Рябов 2002 год. Ннеесстт


Скачать 0.73 Mb.
НазваниеНнеесстт
АнкорНестандартные способы позитивной фотопечати. Позитивные процессы на солях брома. А.Рябов 2002 год
Дата03.10.2022
Размер0.73 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаNestandartnye sposoby fotopechati.pdf
ТипДокументы
#711758
страница7 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
Гуммиарабиковый процесс В гуммиарабиковом процессе в роли основного клеящего вещества вместо желатины используется гуммиарабик, отсюда и название процесса. Хромовая соль, краска и другие компоненты вводятся в светочувствительный раствор, как правило, одновременно. После нанесения светочувствительного раствора на бумагу и ее просушки, слой экспонируется под негативом и проявляется вводе. В местах, подверженных инсоляции задубленный гуммиарабик и содержащийся в нем краситель будет в меньшей степени подвержен растворению вымыванию из слоя) и останется на подложке красочным изображением. Процесс и отдельные его модификации предоставляет автору неограниченные возможности в достижении художественного замысла. Так, требовалось взять не слишком шероховатую средней плотности и зернистости, хорошо проклеенную, чертежную, акварельную либо рисовальную бумагу (ватман не годится. Главное, чтобы наносимый в дальнейшем на бумагу гум-

63 миарабиковый красочный слой не проник в ее поверхность, иначе на бумаге останутся неисправимые пятна краски. Краска должна лежать в слое и находиться на поверхности бумаги. Вообще, в описываемом процессе, перед нанесением на бумагу гуммиар а- бикового раствора ее рекомендовалось проклеить желатиновым раствором, который наносить на подогретый, слегка увлажненный лист бумаги широкой кистью во всех направлениях. Раствор для проклейки Желатин 2 г Вода. 100 куб.см Алкоголь. 10 куб. см Для проклейки грубых бумаг берется приготовленный в водяной бане расплав раствор желатины с 2-3 куб. см 5% раствора хромовых квасцов. Высушенный лист такой бумаги кнопками прикрепляется к доске и на него в течение 1-2 минуты быстрыми движениями кисти наносится раствор гуммиарабика с краской. Другие авторы считали, что очувствлять слой лучше всего на стекле после предварительного увлажнения листа и его легкой просушки фильтровальной бумагой.
Гуммиарабиковый раствор наносится до тех пор, пока слой не станет несколько сухими начнет оказывать некоторое сопротивление движению кисти. Главное при нанесении красочного слоя работать быстро, не давая слою загустеть. Работу вести при искусственном неярком освещении. Краску наносить не очень густо, сначала грубой щетинистой кистью по всему формату листа, после широкой мягкой кистью, работая по листу во всех направлениях сильно, а после все слабее и слабее, пока слой не перестанет поддаваться кисти. После этого бумага высушивается в темном помещении. Покрытая гуммиарабиком бумага больше 3 дней не хранится. Красочные светочувствительные растворы готовятся с применением сухой сажи, жженой кости, ламповой копоти либо другими сухими краскам при необходимости прибавляя для придания тона синюю. Пастель применялась для затирки. Рецепт гуммиарабикового ратсвора: Раствор бихромата аммония. 2 весовых части
(200 г. на 100 к.с. воды) Гуммиарабик, растворенный 1:1 вводе части Краски части
(г сажи, растворенных в 10 куб. см спирта с 50 куб. см воды) Карболовой кислоты капель Гуммиарабика г Воды. 40 куб. см

64 Взять 2 куб. см этого раствора и прибавить к нему 6 куб. см бихромата аммония, разведенного вводе в соотношении 1:15. Все это затереть с 0,3-0,5 г сухой краски.
Гуммиарабика 40 г
Сахара. 20 г
Краску тщательно растереть шпателем или в ступке, смешать с небольшим количеством раствора гуммиарабика. Краски берется столько, чтобы ее раствор читался текст на белом листе бумаги. После к раствору прибавить к раствору все остальное.
Раствор удобно длительное время хранить в закрытой банке из темного стекла.
Бумаги, покрытые двумя последними растворами по мере необходимости очувствляются тампоном, смоченным в 10% растворе бихромата калия, лучше аммония (10 г на 100 куб. см воды, пока слой не станет равномерно желтым около 2 минут. Излишки раствора со слоя удаляются фильтровальной бумагой, после чего бумага в течении 10-15 минут высушивается в темноте и готова для экспонирования.
Для копирования берутся прозрачные, с проработанными деталями, нежные негативы. Для печати удобны бумажные негативы, хотя в описаниях процесса встречаются заметки о том, что “ в настоящее время экспонирование производят и с прямым освещением посредством дуговых ламп. Необходимое время экспонирования- от 30 минут до 2 часов (на солнце до 5 минут) подбирается опытным путем, как в пигментном и других процессах. При передержке получаются вялые и мягкие копии. При недодержке проявление идет быстро и при этом получается контрастная копия. Проявление конечного изображения ведется водой, при этом техника проявления предоставляет широкое поле деятельности для художника можно работать по отдельным участкам слоя, размягчать его отдельные места при помощи различных средств, удалять в изображении лишние детали, выделять главное и т.д. Это достигается варьированием температуры воды, применением растворов кальцинированной соды или поташа, применение который ускоряет растворение слоя. Проявление можно вести струей воды, поливом слоя водой с мелкими древесными опилками, применять распылители, ватные тампоны, кисти и другие средства. Для этого инсолированную копию кладут слоем вниз вхолодную воду, меняют ее через каждые 5 минут пока вода не перестанет окрашиваться в желтый цвет, что покажет, что из слоя вымылась не окислившаяся под светом хромовая соль. После этого в ванну наливают раствор поташа или соды в соотношении
1:400 с температурой С. Слой начинает постепенно размягчаться и света выступать. По поверхности осторожно водят куском мокрой ваты. Рисунок становится все более отчетливым Когда проявление закончено, то копию кладут на стекло и ведут окончательную доработку рисунка всеми описанными выше средствами. Проявление Здесь предоставляется широкое поле деятельности для художника, можно работать по участкам, размягчать при помощи различных средств удалять, что мешает, выделять или отбеливать. Варируя температуру воды и применение соды или поташа, можно ускорять растворение слоя. Проявление можно вести струей воды, применять распылители, литьем воды с мелкими опилками, применять ватные тампоны, кисти и т.д. Копию кладут слоем вниз вхолодную воду, меняют ее через каждые 5 минут пока вода не перестанет окрашиваться в желтый цвет, что покажет после засветки из слоя вымылась не окислившаяся под светом хромоваясоль. После этого в ванну наливают раствор поташа или соды 1:400 с температурой градусов. Повышение температуры и щелочности раствора заметно ускоряет процесс проявления.
Слой начинает размягчаться и света начинают мало -помалу выступать. По поверхности осторожно водят куском мокрой ваты. Рисунок становится все более явственным. Когда проявление достаточно закончено, то кладут на стекло и ведут окончательную доработку рисунка всеми средствами. Копию ополоснуть и положить в осветляющую ванну. 200 к.с. воды 15 г. Кристаллического сернистокислого натрия Na
2
SO
4 7H
2
O c 5 г. концентрированной серной кислоты. Выдержать до совершенно чистых тонов около 1 минуты и промыть тщательно и высушить. Для изготовления гуммиарабиковых бумаг, предназначенных для долгого хранения, предлагалось приготовить запасные растворы А. Воды. 100 куб. см
Порошка гуммиарабика. 35 г
Салицилового натрия. 0,25 г Гуммиарабик растворять вводе при некотором нагревании и хранить раствор до 2-3 месяцев в закрытой банке. В. Воды 100 куб. см
Хромовых квасцов. 3 г
Рабочий гуммиарабиковый раствор готовить из запасных растворов А к.с.
В. 1 к.с.
Воды. 1 к.с.
Краски-ламповой сажи г. Все это следовало смешать в ступке, без образования сгустков и равномерно покрыть раствором бумагу. Бумаге дать хорошо просохнуть, чтобы слой не был растворим в холодной воде. Такую бумагу допускалось хранить неограниченно долгое время.

66
Очувствлять бумагу в 5 % растворе бихромата калия и просушить в темноте. Печатать рассеянным дневным светом через негатив в течение 5 -15 минута на солнце 7 минут. Копию промыть в холодной воде до тех пор, пока не вымоется незакрепленный бихромат калия и проявлять водой, повышая либо понижая ее температуру с применением мягких кистей. В описании процесса отмечалось, что использование в качестве краски древесного угля дает поразительные эффекты, особенно для передачи на отпечатке солнечного света. Для этого рекомендовалось уголь тщательно истолочь в ступе, просеять через мелкое сито (З ниток на 1 см) и полученную пыль смешать в ступке. Необыкновенные результаты достигаются применением угля из кокосового ореха. Гуммиарабиковый раствор предлагался следующий А куб.см
В куб.см
Воды куб.см
Уголь г или
А.……………….......………...10к.с.
В.………………........………..1куб.см
Порошок красного мела г Отмечалось, что чем гуще бумага покрыта пигментом, тем сильнее будет цвет в тенях отпечатка. Слой должен лежать на поверхности бумаги, не проникая в нее, а только сцепляясь с ней. Бумагу, проклеенную 2% раствора желатина, покрывают слоем гуммиарабика, приготовленного из запасных растворов
А. Гуммиарабика. 100 г
Воды куб.см
Фенола капли.
В. Воды куб. см
Глицерина куб. см
Уксусной кислоты (кристаллической куб. см К 16 куб. см раствора А добавляют раствор В и небольшое количество жидкой акварельной краски из тюбика, все это тщательно перемешивают. Полученный пигментный раствор на бумагу наносят мягкой кистью, вдоль и поперек до образования ровного слоя, предварительно положив лист бумаги на ровное стекло. Просушивают, обрабатывают озобромным раствором (см. озо бромный процесс, вводят в контакт с позитивным бромосеребряным отпечатком и прикатывают на время, необходимое для получения матрицы и проявляют ее водой Либо, гуммиарабиковую бумагу очувствляют раствором 4 гр бихромата калия в 200 куб.см воды, сушат в темноте, экспонируют под негативом, тщательно промывают в холодной воде и проявляют вышеописанными способами.
Также предлагалось из запасных растворов Аи В, хранящихся бесконечно долго, приготовить рабочий раствор А. Воды 100 куб. см Гуммиарабика. 35 г Салициловой кислоты г В. Воды ………………………100 куб. см
Хромовых квасцов г Рабочий гуммиарабика А 10 куб. см В. 1 куб. см Воды. 1 куб. см Голландской черни 0,1 г Краску с небольшим количеством рабочего раствора тщательно растереть в ступке, прибавить оставшуюся часть раствора и щеткой равномерно покрыть бумагу.
Очувствлять в 5% растворе бихромата калия, сушить в темноте, экспонировать на солнце. Промывать до удаления следов хрома в холодной воде и тут же проявлять водой с кистью, тампонами, покачиванием листа в кювете, струей воды и т.п. Для получения изображения, схожего с рисунком карандашом или сангви- ной, предлагались следующие рабочие гуммиарабиковые растворы А куб. см В. 2 куб. см Воды ...………………………….....2 куб. см Карандашного угля в порошке г А 10 куб. см В. ……………………………………1 куб. см
Сангвины в порошке. 0,5 г Отдельные авторы предлагали в описываемых процессах гуммиарабик заменять раствор желатины, причем считалось, что отпечатки при этом получаются более мелкого зерна и детальнее, а изображение становится более крепким. Так как желатиновый слой очень быстро застывал, его наносили на постоянно подогреваемый лист бумаги либо к раствору прибавлялось вещество, которое придало бы замедляло студенение желатины, например хлорал-гидрат. Раствор готовился так

68 Воды. 1000 куб. см
Хлорал-гидрата……......250 г Желатина. 400 г Краски
Очувствленный лист желатиновой бумаги инсолировался, сушился в темноте, промывался. Проявление велось горячей водой с поташем, при этом структура бумаги не имела значения. Полагалось, что приготовленный таким образом слой более чувствителен к свету и отпечатки выходят более контрастными. Вместе стем отмечалось, что “хлорал-гидрат очень резок, поэтому предлагали его заменять ледяной уксусной кислотой. Французские фотомастера предлагали к 1 весовой части распущенной краски (например китайской черной туши) прибавить 2 части раствора гуммиарабика (в 100 куб. см воды 40 г, профильтровать раствори прибавить к нему 2 части водного раствора бихромата калия или аммония. При использовании акварельных красок, предлагалось брать медовые иго- товить гуммиарабиковый раствор из 100 куб. см воды и 7,4 г хромовой соли. Для получения отпечатков под сангвину брать сепию и красно-коричневую краски, а раствор готовить смешивая 100 куб. см воды и 9 г хромовой соли. Смешивание компонентов производить в фаянсовой ступке и мягкой кистью наносить на бумагу, после чего сушить в темноте. Главными условиями при этом являлись хорошая проклейка бумаги желатиновым раствором, просушка. Печать под негативом велась солнечным светом в течение 10 -20 минут. Прибавление к раствору небольшого количества крахмала позволяло улучшить передачу на отпечатке полутонов. Отпечаток проявляли в холодной воде, что давало лучшую проработку полутонов, чем проявление в теплой и горячей воде. Кроме этого предлагалось к 40% раствору гуммиарабика прибавлять 20 г сахара для получения лучших результатов. По типу гуммиарабикового процесса была разработана клеевая печать. Лист непроклеенной бумаги покрывался раствором Вода …………………...................... 100 100 мл Столярный клей (очищенный 40 г Салициловый натрий. 2 4 г Клей замачивался на сутки вводе с добавлением салицилового натрия после чего распускался в водяной бане. Раствор, особенно в густом виде разрешалось хранится до 6 месяцев или более продолжительное время. Для листа бумаги х бралось 3-4 куб. см раствора, который наносился на него кистью и высушивался. Все операции рекомендовалось производить при неярком искусственном освещении. Лист прикрепляли к чертежной доске, равномерно наносили (очувствля- ли) на него ватным тампоном 10% раствор бихромата калия и сушили в темноте.

69 К 2 мл 20% клеевого раствора добавляли 2-3 мл. воды, хорошо смешивали его с 1 мл полужидкой краски (темпера, акварель. Густота краски выбирается таким образом, чтобы через нее читался печатный текст.
Красящий раствор наносился щетинистой кистью на очувствленную бумагу, не допуская образования полос, разравнивался барсуковым флейцем, затем следовала сушка листа в теплом помещении и инсолирование под негативом. Печать велась снежного негатива, зимой в пасмурный день в течении до 1 -1,5 часов. Недостаточное экспонирование давало неисправимый контрастный рисунок. Засвеченный лист клали слоем слое вверх в ванну с холодной водой, которую меняли каждые 10-15 минут до тех пор, пока вода не переставала окрашиваться в желтый цвет. После этого лист еще оставляли вводе на 30 минут, так как хорошо размоченный слой облегчал дальнейшее проявление. Для проявления на литр воды С брали 10-15 грамм мелких древесных опилок и из поливали этой смесью лист, лежащий кружки на наклонной плоскости. Если через 5 минут изображение не появлялось, то температуру воды повышали до С, хотя считалось, что повышение температуры может отрицательно отразиться на качестве печати. Смесь лили от верхнего левого угла к правому, добиваясь равномерной обработки слоя. Работая смесью по определенным местам, добивались их осветления и проработки. Далее следовала окончательная промывка в чистой воде и выделение деталей чистой мягкой кистью. Чрезмерно перепечатанные слои проявляли, добавив вводу небольшое количество поташа (на литр 0,5-1 грамм. Работать с этим раствором рекомендовалось очень осторожно, т.к. проявление могло пойти слишком интенсивно. Высушенный отпечаток для устранения желтоватого оттенка опускали в раствор из 40 г двухсернистого натрия на литр воды и хорошо промывали. Считалось, что полученный слой гораздо прочнее, чем слой гуммиарабика.
Фотосепия и фотосангвина Для изготовления фотосепии рекомендовалось использовать листы бумаги форматом хи хи отмечалось, что особенно хороши пейзажи, изготовленные этим способом. Фото-сангвину рекомендовали для исполнения портретов, копий с офортов, пейзажей, а также снимков памятников и архитектуры. Для фотосепии готовился 40% раствор гуммиарабика ( 40 г порошка гуммиарабика на 100 мл воды, для чего гуммиарабик размачивался в теплой воде и рапускался в водяной бане и фильтровался через кисею, если раствор содержал какие-либо примеси. Далее готовился 10% раствор бихромата калия (10 г бихромата на 100 мл воды) при умеренном его подогревании. При неактиничном освещении смешивали равные объемы растворов гуммиарабика и хромовой соли с акварельной краской из тюбика нужного цвета из расчета около 1 г краски наг раствора. Такой раствор долго не хранился.

70 15 куб. см раствора бихромата с 15 куб. см гуммиарабикового раствора было достаточно для покрытия до 10 листов бумаги форматах. Смесь рекомендовалось готовить за 24 часа до употребления. Для этого процесса лучше всего было брать любую, хорошо проклеенную бумагу, для того чтобы к ней плотно прилегал негатив, с несколько глянцевой поверхностью, например для работы акварелью или тушью, чтобы раствор крыл листа не проникал в бумагу. Предпочтение отдавалось мелкозернистой бумаге, хотя все зависело от замысла художника. Из красок брали акварельную сепию, охру, либо графит для получения карандашного рисунка, а также китайскую тушь высокого качества. К сепии для теплоты тона рекомендовалось добавлять охру в соотношении или 1:4. Для сангвины- бурокрасную краску с сепией, к красной охре примешивать синюю краску. Китайская тушь, густо разведенная вводе в виде сиропа, давала лучшие результаты. Работая мягкой кистью по всей плоскости листа бумаги и во всех направлениях при неактиничном освещении, лист покрывали раствором, затем сушили в темноте. Считалось, что для работы лучше пользоваться бумагами, приготовленным заранее за 2-3 дня. Экспозицию производили через негатив средней плотности и контраста рассеянным дневным светом, летом в течение 30 минут, зимой до 24 часов. На солнечном свете летом печатали в течение 10 минут ив течение одного часа зимой. Проявление отпечатка производили в этот же день (после воздействия света процесс разложения бихромата еще некоторое время продолжался) при помощи мягких и жестких кистей, при полном, ноне очень ярком свете, в кювете с водой около С. Для этого отпечаток на непродолжительное время окунался вводу, закреплялся зажимами на листе стекла и проявлялся путем полива водой на нужный участок, работой по отпечатку губкой, либо поливом воды через воронку. При проявлении также применялась смесь воды с древесными опилками. Готовый отпечаток промывался, сушился, ретушировался и натирался воском, разведенном в скипидаре. Последняя операция придавала рисунку большую законченность отделки. В отдельных изданиях предлагалось в гуммиарабиковый слой вводить добавки желатины, крахмала, рыбного клея, декстрина или альбумина (отстоявшегося белка куриных яиц, что давало более чистые отпечатки. Положительные результаты достигались заменой гуммиарабика альбумином, что считалось лучшим по сравнению с использованием гуммиарабика. Прибавление к раствору некоторого количества крахмала придавало отпечатку и слою матово -бархатистую структуру. Спирт и более высокая температура сушки слоя позволяли получить более сочные отпечатки в тенях, с чистыми светами. В гуммиарабиковом процессе рекомендовалось готовить более тонкие слои, не допускать перепечатывания.

71
Гуммиарабиковую бумагу предлагалось очувствлять в ванне из 30 -40 г. бихромата калия на 1000 мл. воды с прибавлением аммиака или раствора крепкого поташа, до приобретения лакмусовой бумагой синего оттенка. При печати с контрастных негативов количество бихромата калия рекомендовали увеличить дог, при вялых- дог Для больших форматов, например х, рекомендовалось брать от 1,5 дог сухой краски, от дог раствора гуммиарабика. Все это хорошо смешать путем растирания и разбавить 15-25 куб. см раствора бихромата калия, пока не станет очевидным, что раствор готов для покрытия. Качество гуммиарабиковой бумаги без хромовой соли, а также бумаги с хромовой солью, ноне подверженной свету, проверялось ее размачиванием вводе С. Так, если через 30 минут слой с краской без всякого труда сходил с бумаги, она считалась готовой для дальнейшей работы.
Считалось, что при проявлении самые сильные света должны проявиться на слое через 30 минут с момента погружения вхолодную воду (основное правило, если этого не происходило, то температуру воды несколько повышали. Недопеч а- тывание слоя под светом приводило к его полному отделению от бумаги. Проявление слоя предлагалось вести водяной пылью из пульвелизатора и время от времени ополаскивать отпечаток холодной водой.
Для заблаговременного приготовления гумми краски предлагалось смешать краску и гуммиарабик с необходимым количеством воды, растереть ее в ступе до пастообразного состояния ив таком виде хранить, налив в плотно закрытом сосуде. Для употребления пасту смешать с бихроматом калия, причем для этой цели иметь две краски. Одну с высокой пропорцией гумми краски, другой с низкой. После этого вести комбинированную печать с двойным покрытием бумаги красящим слоем в соединении слабого и сильного цветов.
Для создания двух и много тоновых, а также красочных (трехцветного печатания) гуммиарабиковых отпечатков предлагалось вторично отпечаток покрыть более слабым раствором и повторить весь процесс. Краткое описание других процессов Печать красками в порошке (порошковая печать) Тщательно очистить и обезжирить лист стекла либо другого материала, избранного в качестве подложки, и полить его предварительно профильтрованным раствором Бихромата калия (Бихромат аммония г Меда. 75 г спирта. 30 г Глицерина 15 г Воды (дистиллированной. 200 мл Излишек раствора слить с угла. Слой сушить строго в горизонтальном положении ив темном помещении.

72 Печатать вести через слегка негатив, рассеянным светом в течение 1 -3 минут либо время устанавливать экспериментально. Слой осторожно запылить бронзовым порошком и выявлять детали, работая мягкой кистью. Для лучшего принятия слоем краски периодически увлажнять его, слегка подышав на стекло. Готовое изображение покрыть бесцветным лаком. Другой способ Вода дистиллированная мл Глюкоза. ......... .......………………….... 9 г Декстрин. ........ ..........………………... 8 г Бихромат аммония. .......……………... 4 г Главное подготовить стекло обработать его аммиаком, спиртом, мелом. Сушить при температуре С, экспонировать через негатив- 30-40 секунд солнечным светом и 5-8 минут рассеянным светом. Запыление сухой краской вести при слабом или желтом свете. При необходимости слой увлажнять дыханием, работать кистью и после залить изображение лаком. Другой способ печати порошком краски Воды 180 куб. см Сахар ………………………………………10 г Декстрин 10 г Бихромата калия г , предварительно растворенный в
30 куб. см горячей воды Компоненты, подогревая на водяной бане смешать и прибавить к смеси от
10-30 капель глицерина. Количество глицерина зависит от условий работы со слоем, чем суше помещение, тем глицерина прибавляется больше. Раствор ровным слоем при неактиничном освещении поливается на обезжиренное стекло и высушивается в темноте на подогретом камне. Печать ведется через негатив от 1,5 до 8-10 минут и с появлением на слое четко видимого изображения прекращается. Порошок сухой краски на слой наносится мягкой кистью. Слой при необходимости также увлажняется дыханием. При печати порошком сухой акварельной краски возможен перенос полученного изображения на увлажненный лист акварельной бумаги, а также печать в один два, более тонов и цветная печать аддитивным способом. Каучуковое печатание- метод "Аскау" (резинотипия) В описываемом процессе фигурирует раствор каучука в бензине, нанесенный тонким слоем на различные подложки (бумагу, картон, стекло и т.д.), окуренный парами французского скипидара.

73 В основу процесса положено свойство каучука под действием света изменять липкость слоя и тем самым в большей или меньшей степени принимать порошок краски. Лист со слоем экспонируется под диапозитивом, помещается в коробку с бортиком и обсыпается порошком краски, смешанной с мелким просеянным морским песком. Проявление ведется равномерным покачиванием коробки из стороны в сторону и распределением по слою порошковой смеси. После первого проявления, при необходимости, отпечаток осветляют таким же образом, но только чистым песком. Усиление отдельных участков изображения производят после его окуривания парами скипидара, работая кистью с порошком краски либо тампоном из губки и других материалов. Восприимчивость слоя к порошку краски может быть усилена парами воды или нагреванием. Полученное изображение закрепляют бесцветным лаком, фиксативом из пульверизатора либо иными доступными способами. Окончательная доработка изображения достигается варьированием количества краски и песка. В процессе широко применяются различные кисти, порошки различных цветов и свойств и другие приемы. По аналогичной технологии предлагалось желатиновую бумагу либо другую подложку сне очень тонким слоем желатины очувствить раствором бихромата калия или аммония и высушить в темноте. После печати через диапозитив лист тщательно отмыть от хромовой соли и поместить вгорячую Своду до образования рельефа. Высоту рельефа и следовательно будущий контраст изображения регулировать температурой воды. Образовавшийся рельеф аккуратно обсушить тампоном, засыпать порошком и разровнять его кистью по поверхности. Слой при необходимости увлажнять дыханием, как при печати порошком на стекле. Для печати использовать краску, приготовленную из сплава канифоли и порошка краски нужного цвета, растертой в ступе и просеянной мелкое сито. Черная краска сажа голландская- 10 г, канифоль- 10 г. Краска тепло-черного цвета мумии- 10 г, сажи- 10 г, канифоли- 20 г. Коричневая краска умбра- 30 г, канифоли- 5 г. На хорошо проклеенный, несколько нагретый лист картон, кистью равномерно нанести раствор Воды дистиллированной. 100 мл Бихромат калия. 4 г Гуммиарабик. 8 г Виноградный сахар (глюкоза. 6 г Глицерин. 12 мл

74 Рекомендовалось также подогретый картон равномерно протягивать по поверхности приготовленного раствора. Лист высушить в темноте при температуре С.
Копировать под негативом до появления видимого изображения и, используя различную липкость слоя, проявлять запылением порошком краски. По мере необходимости отдельные места увлажнять дыханием либо паром.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта