Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. По мере высыхания обработанного раствором хромовой соли слоя он приобретает светочувствительность.

  • Нестандартные способы позитивной фотопечати. Позитивные процессы на солях брома. А.Рябов 2002 год. Ннеесстт


    Скачать 0.73 Mb.
    НазваниеНнеесстт
    АнкорНестандартные способы позитивной фотопечати. Позитивные процессы на солях брома. А.Рябов 2002 год
    Дата03.10.2022
    Размер0.73 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаNestandartnye sposoby fotopechati.pdf
    ТипДокументы
    #711758
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    ), а также кислоты, щелочи и др. вещества должны быть иметь марку "чистые" либо "химически чистые. Считалось, что бихромат аммония, по сравнению с бихроматом калия, имеет большую светочувствительность и легче вымывается из слоя, что является главным требованием в обработке слоя после его инсолирования либо химического воздействия на него. При этом, слои с бихроматом калия дают более жесткие и контрастные изображения с высоким рельефом, слои с бихроматом аммония дают более нежные, сбалансированные изображения с сохранением полутонов. Красное синькали- красная кровяная соль- калия гексацианноферриат- калий железосинеродистый- синеродистое кали- K
    3
    [Fe (CN)
    6
    ]. Квасцы калийные- квасцы обыкновенные- квасцы калиевые- квасцы ал- люмокалиевые- Al
    2
    (SO
    4
    )
    3 ·
    K
    2
    SO
    4
    ·
    24H
    2 0 Квасцы хромовые- хромокалиевые квасцы Cr
    2
    (SO
    4
    )
    3
    K
    2
    SO
    4 24H
    2
    O Асфальт в скипидаре- асфальтовый лак. Применялся для покрытия пластин, приготовленных для резьбы по меди. Другие клеящие вещества картофельный крахмал варили несколько часов в уксусной кислоте в соотношении 1:1. Сваренная таким образом застывшая масса промывалась вводе. Продукт застывал, как прозрачное желе, распускался под действием тепла и обладал всеми свойствами желатины и использовался в процессах с солями хрома.

    11
    В описанных процессах встречается клеящее вещество -альбумин. Его готовили из взбитых яичных белков, отстоявшихся в холоде и профильтрованных от волокон и образовавшейся при взбивании пены. Так как светочувствительность хромированных коллоидов и других слоев, применяемых в описанных процессах, довольно низка, что требует продолжительного времени экспозиции, тона практике всегда применялась контактная печать со стеклянных фотопластинок, пленок с негативным или позитивным изображением. Они, к сожадению, в настоящее время практически недоступны для широкого круга фотолюбителей и дороги. По причине низкой светочувствительность слоя не практиковалась проекционная печать, хотя в описаниях встречаются опыты по применению проекторов со светом дуговых ламп и магния. В процессах широко предлагалось использовать печать с бумажных негативов или позитивов
    , которые, по мнению разработчиков, дают на практике более художественные отпечатки с большими подробностями в деталях, светах и тенях и предоставляют автору широкие возможности по внесению в изображение, в соответствии сего замыслом, существенных корректив. Считалось, чтоб у- мажный негатив, если он был правильно проявлен, всегда имеет более подробностей снятого предмета с детально правильным соотношением передачи его цветов, чем негативна стекле или пленке. Особенно широко такие негативы использовались в масляном, пигментном, гуммиарабиковом процессах, где требуются большие увеличения. Считалось, и это очевидно, что с такими негативами безопасно и удобнее работать, их легче хранить. Бумажные негативы и позитивы рекомендовалось изготавливать на тонкой фотографической бумаге, при необходимости ретушировать их либо обрабатывать другими приемами, применяя растушевки, осветления, зачернение, дорисовки краской, карандашом, трафареты, составление или совмещение изображений с нескольких негативов, позитивов и т.д. Интересные результаты получались при печати с негативов, обработанных по слою наждачной бумагой, печати на хромированном коллоиде с применением прокладок из тонкой папиросной бумаги, матовой пленки, тонкой ткани и др. материалов, придающих окончательному изображению некую размытость, текстуру. Предлагалось при печати использовать листы стекла с нанесенным по нему слоем густого вазелина по которому кистью наносились характерные для живописи мазки. Приготовленному бумажному негативу либо позитиву различными способами придавалась прозрачность негатив натирался (пропитывался) со стороны оборота смесью из 5 частей скипидара и 1 части канадского бальзама, смолы ели или сосны, разведенной в скипидаре или ацетоне со стороны оборота негатив обрабатывался тампоном, увлажненным чистым керосином до равномерной прозрачности. Для восстановления первоначального вида бумажный негатив следовало высушить в печи или прогладить утюгом прозрачность на долгое время бумаге сообщалась втиранием досуха в оборотную сторону смеси их парафинового масла 10 г, касторового масла 5 г, лавандового масла 10 г и бензина 75 г. Таким образом изготавливались бумажные

    12 транспоранты и диапозитивы для проекции светом. В этих целя также применяли расплав смеси 40 частей парафина и 10 частей льняного масла, которым при температуре до 80 С градусов до совершенно прозрачного слоя с оборота натирался лист фотобумаги смесью вазелина и керосина, смесью скипидара и терпентина, пропитыванием бумаги касторовым маслом. Для приготовления бумажных негативов рекомендовалось фотобумагу проявлять в неконтрастно работающем растворе, в частности содержащем Воды. …..100 мл. Сульфит натрия. 5 г. Глицин. …….1 г. Вода. 100 мл. Поташ 20 г. Проявление прекращали, как только станут затягиваться света вуалью. В нужных местах негатив ослаблялся кистью 1-2% раствором гипосульфита с 0,5 % раствором красной кровяной соли. Работа велась раствором красной кровяной соли, после чего следовала ее смывка кистью с водой и обработка гипосульфитом. Рекомендовалось мелкие части рисунка обрабатывать со стороны фотослоя, а большие части с оборотной стороны. Приготовленный там способом негатив, как отмечал С. Саврасов, "промасливать совершенно нет необходимости. Даже в пасмурный зимний день света обычно бывает достаточно для нужной инсоляции. Другие разработчики процессов для печати применяли негативы и позитивы изготовленные на стекле посредством других, описанных ниже процессов. Понятно, что в современных условиях также потребуется немало времени и расходных материалов для изготовления приконтактной печати требуемого формата именно бумажного негатива (съемка на фотопленку, проекционная печать позитива на фотобумаге, контактная печать с него на фотобумагу негатива и т.д.), однако для фотолюбителя владеющего необходимыми знаниями и навыками это проблемы составить не должно. Например, съемку объекта можно осуществлять на обратимую фотопленку и с полученного позитива на фотобумаге воспроизвести негатив, или с негатива, отснятого на фотопленке, контактным способом на позитивной фотопленке низкой чувствительности получить требуемый позитив, с которого также изготовить бумажный негатив. В этой связи пристального внимания заслуживают опыты ряда фотомаст еров, связанные с разработкой ими способов придания хромированным коллоидам более высокой светочувствительности и использования в процессах проекционной печати. Некоторые авторы предлагали несложные конструкции фотографических аппаратов для экспозиции вместо негативной фотопленки на фотобумагу с линзовыми объективами и камер, в которых вместо объектива используются отверстия малого диаметра. Причем в описаниях последних, по существу камеры обскуры (стеноп), отмечается, что используя малые отверстия можно легко получить негативы требуемого формата, с которых изготовить позитивные снимки, отличающиеся необыкновенной гармоничностью, точностью передачи всех деталей, сюжета и перспективы, "изображений настолько естественных и максимально приближенных к тому, что видит человеческий глаз, что не в состоянии воспроизвести самый совершенный фотографический объектив. Среди окружающей нас

    13 природы в жизнь вносит диссонанс все, что неестественно действует ли это на слух или на зрение. Таки в этом случае, как и везде, победа будет на стороне правды. Для т.н. «безлинзовых» камер предлагалось руководствоваться следующими правилами
    № иглы 12- дает фокусное расстояние 16 см ( рекомендуемый формат изображениях см х 10 32 см х 9 40 см х При увеличении фокусного расстояния экспозиция (выдержка) соответственно увеличивается. Для определения точного времени экспозиции (инсоляции) светочувствительного слоя через негатив или позитив приконтактной печати использовались фотометры, сложные в изготовлении и не во всех случаях, оправдывавшие себя положительными результатами. По этой причине в описанных процессах редко встречаются рекомендации о точном времени экспозиции (инсоляции) слоя и указывается, что результат достигается постоянной практикой и устанавливается, как правило, опытным путем Рекомендовалось производить печать без фотометра, для чего "сделать на черном свободном месте негатива киноварью или черной краской небольшой крест, который будет непроницаем для света. Когда при инсоляции крест начнет проступать, «выкопировываться» на коричневом фоне бумаги (слоя, копирование прекращают. Это верный признак того, что свет начал пробивать темные места на грунте негатива. Как показала практика, описываемый способ более надежен нежели применение фотометра. Рекомендовалось "всегда вести наблюдения за печатью на хромированном слое. Изображение должно быть видно на просвет через пигментный слой, при обращении его к свету. При этом, когда на просвет становились видны пропеча- танными тени (наиболее глубокие, тоне дожидаясь появления, следовало печать прекратить и приступать к проявляют отпечатка. Отмечалось, что при инсол я- ци, например в пигментном процессе, лучше всегда несколько перепечатать.
    Цветоразделенная печать. Цветная печать Съемка, как правило неподвижного объекта, производилась через красный, зеленый и синий (фиолетовый) светофильтры. Полученные желатиновые матрицы обрабатывались соответственно краской синей, красной, желтой. Краска на лист с конечным изображением печаталась в порядке красная, желтая, синяя. При этом рекомендовалось желатиновый слой готовить на стекле или пленке и печатать в цвете с матриц, обработанных в корешковом растворе из глицерина и гипосульфита.

    14 В описаниях встречалось, что

    1 мл воды содержится в 20 каплях
    1 мл серной кислоты. 29 капель мл азотной кислоты. 27 капель
    1 мл эфира. . 83 капли мл уксусной кислоты. 38 капель
    1 мл 96 0 спирта. 62 капель мл скипидара. 55 капель мл масла прованского. 47 капель
    1 мл воды при 20 С - равен 1 см 3 воды В 1 мл 10% содержится 0,1 грамма вещества ( например вместо 0,5 г. сухого вещества берут 5 мл его 10% раствора. Для приготовления 10% раствора вещества берут 10 г основного вещества, растворяют его в небольшом количестве воды и объем воды доводят до 100 мл. Для приготовления 30% раствора 30 г вещества разводят небольшим количеством растворителя (воды) и объем доводят до 100 мл. В любых процессах в работе с растворами хромовых солей необходимо помнить

    1. По мере высыхания обработанного раствором хромовой соли слоя он приобретает светочувствительность.
    2. Работу с растворами хромовой соли допускается производить в помещениях с нормальным освещением (при отсутствии яркого солнечного света.
    3. Просушку любых слоев, обработанных раствором хромовой соли и работу сними (до полного вымывания из слоя хромовой соли, о чем будет свидетельствовать отсутствие в слое желтой окраски, производить только в затемненном помещении либо при неакти-
    ничном освещении. Пигментный (угольный) процесс

    15 Угольное печатание представляет собой единственный процесс при котором изображение остается неизменным в продолжении любого времени, вовсе не так труден, как это о нем думают и многим дешевле других способов. Встречаются различные описания техники пигментного процесса, но все они, так или иначе схожи. Отличие может заключаться только в том, вводится ли первоначально в пигментный раствор, предназначенный для покрытия бумаги хромовая соль, либо лист пигментной бумаги по просушке очувствляется (сенси- билизируется) в растворе, содержащем хромовую соль. Есть отличия ив технике работы с пигментной бумагой, заключающиеся в том, какой вид переноса изображения на постоянную основу избран простой, двойной либо многократный. Для того, чтобы уяснить содержание пигментного процесса, целесообразно привести краткое описание варианта с двойным переносом, изложенное в популярном журнале "Вестник фотографии" за 1913 год.
    1. Готовят пигментную бумагу.
    2. Готовят переносную бумагу, для чего гладкую бумагу обрабатывают раствором желтого воска, нанесенного на тампон (обыкновенного бензина 150 куб. см, воска 3 г- в большинстве рецептов упоминается, что желтый воск гораздо лучше пригоден, чем белый для переносов в пигментном процессе. Лист после нанесения воска нагревают дополучения равномерного слоя и испарения бензина.
    3. Пигментную бумагу очувствляют в растворе бихромата калия (бихромата аммония. Неиспользованный раствор хромовой соли бесконечно долго хранится в бутылках из темного стекла. Время очувствления пигментной бумаги в растворе 1-1,5 минуты, пока края бумаги не начнут закручиваться кверху. Бумагу кладут очувствленным пигментным слоем на стекло и после снятия излишка раствора сушат, сначала недолго слоем на стекле (дают слегка подсохнуть, после наоборот до тех пор пока края бумаги не начнут подниматься. Лучше готовить бумаги с вечера, чтобы утром можно было начать работу. Сушку проводят в теплом, свободном от пыли месте ив темноте.
    4. Перед экспонированием пигментной бумаги через негатив, его окантовывают рамкой из светонепроницаемой бумаги. Делается это для того, чтобы в пигментном слое остался кант из незадубленной под действием света желатины. Наличие такого канта, при проявлении в теплой воде, позволит легко разъединить сложенные листы пигментной и переносной бумаги.
    5. Производят экспонирование (копирование) дневным светом через негатив. Проявление. В кювету с холодной водой изображением вниз опускают откопированный на пигментной бумаге отпечаток и мочат его, пока края не начнут закручиваться кверху. На чистое стекло кладут бумагу для переноса, обработанную воском, на нее накладывают размоченный вводе пигментный отпечаток (изображением к восковому слою, листы притирают через клеенку рукой и несильно прокатывают валиком. Как только отпечатки хорошо соединятся, их снимают со стекла и кладут под небольшой пресс на 10 минут или более, но так чтобы бумага не высохла.

    16 Далее проявление ведут следующим образом. Сложенные листы переносят вводу с температурой от 37 до 45 градусов, не более, пигментной бумагой кверху. Как только по краям сложенных бумаг начнет выступать вводу краска (благодаря печати с использование рамки из светонепроницаемой бумаги, лист пигментной бумаги берут за угол и осторожно ее поднимают (отделяют, "отчего она отойдет чистою, оставляя красочное изображение на навощенной переносной бумаге. По отделении листов, восковую бумагу поворачивают в кювете изображением вниз, и слегка покачивая кювету, ведут физическое проявление, которое заканчивают поворотом отпечатка кверху. После этого, при необходимости, из ложки или чашки изображение избирательно поливают этой же водой для выяснения в теневых местах подробностей в деталях. Когда вода перестанет окрашиваться от пигмента, проявление заканчивают. Отпечаток помещают вхолодную воду на 5 минут, после этого в течение 5 минут дубят в 10% раствор формалина и подвешивают сушить.
    7. По совершенном высыхании изображения проводят его повторный окончательный) перенос на желатиновую бумагу, покрытую 6 % раствором желатина, задубленным квасцами. Для этого навощенную переносную бумагу с изображением, размоченную вводе при 25 С помещают на стекло, настилают на нее желатиновую бумагу, на которой останется окончательное изображение и, накрыв клеенкой, сильно прикатывают листы валиком, сушат под прессом. По высыхании осторожно за угол удаляют восковую подложку. Изображение остается на желатиновом слое без признаков воска.
    Переносной лист навощенной бумаги можно использовать несколько раз. Для изготовления больших изображений рекомендуется применять шероховатую бумагу. В приведенных ниже описаниях в деталях даны рекомендации по подбору реактивов, материалов, порядку приготовления растворов, технике исполнения процесса и т.д. Изложенные по процессу рекомендации могут быть учтены на практике ив других процессах с солями хрома. Пигментная бумага изготавливается следующим образом. В сосуде с теплой водой готовят раствор мыла, сахара и смешивают его расплавом желатина, распущенного в водяной бане при температуре до о С. Либо желатине дают разбухнуть вводе, прибавляют к ней сахар и мыло и распускают смесь в водяной бане при о С. Мыло и сахар добавляются для лучшей растворимости растворов. Отмечалось, что оптимальная температура плавления желатина для пигментного процесса должна составлять о С.
    Далее краску растирают в ступке с небольшим количеством приготовленного раствора, соединяют с остальными компонентами и по растворении профильтровывают через фланель или холст.

    17 В качестве красок применяются нерастворимые вводе сухие уголь , графит и другие краски (пигменты. Благородные гравюрные оттенки конечного изображения достигаются применением черной, коричневой красок, сепии, морской зелени, ламповой копоти, туши, "алазарина" и индиго. В отдельных изданиях упоминается о "высочайшем качестве угля для печати, изготовленного путем сжигания скорлупы кокосового ореха. Для приготовления пигментного слоя также рекомендовалось к желатиновому раствору в концентрации от 10-25 % добавить нерастворимую вводе краску или смесь красок различных цветов, как сухую, таки жидкую в тюбиках акварельную или темперу. Краску рекомендовалось к расплаву приливать в горячем виде, после чего также фильтровать расплав через стиранное полотно, фланель (для фильтрования под давлением рекомендовалось применять водоструйный насос. К смеси в качестве консерванта прибавить салициловую кислоту либо карболовую кислоту- 10-20 мл. 1% раствора на 1 литр смеси. Угольную бумагу всегда готовят впрок. Рецепты пигментных растворов для полива бумаг, предложенные П.В.
    Клепиковым: Вода 200 200 400 мл Желатина 60 60 -80 100-300 г Мыло 6 8 12 г Сахар 10 0-20 20 г Краски 10-15 10 -15 3-6 г Салициловой кислоты 0,25 Другие рецепты приготовления пигментного раствора для полива бумаги
    *** Вода 2400 мл 400 мл Желатина 330 г 100-130 г Мыло белое 75 г 12 г Сахар 105 г 20 г Краска 5 г 20 г
    *** При изготовлении пигментной бумаги "Таубе" предписывалось брать мало краски и мало хромовой соли. Такая бумага рекомендовалась для печати с вялых негативов. При необходимости приготовления сенсибилизированного слоя для печати с нормальных негативов, к пигментному раствору рекомендовалось прибавить 10 г хромовой соли. Желатина г Мыла. 3 г Сахар. 4,2 г Краска порошок, жженая кость 0,8-1 г Вода ........................ 100 мл.

    18 Далее готовят чистый лист стекла нужного размера. Накладывают на него слегка увлажненный лист бумаги. Бумага для процесса берется гладкая, плотная, со слабой проклейкой, необходимой для промокания при обработке. Стекло с бумагой кладется строго горизонтально на фотокювету, наполненную водой с температурой о С. Приготовленный для полива раствор наносится на бумагу и осторожно разравнивается стеклянной палочкой (Г- образной формы. После получения равномерного слоя, стекло осторожно снимается сван- ночки и после некоторого застуднения слоя, оберегая от попадания на него пыли, в строго горизонтальном положении, высушивается в затемненном месте при комнатной температуре.
    П.В. Клепиков рекомендовал полив на бумагу производить на стекле, установленном по горизонтальному уровню, и подогревать его снизу горячей водой. При температуре о Сна лист форматом х брать 300 мл. смеси и производить полив на бумагу, после чего слой разравнивать стеклянной палочкой. Необходимо при этом предотвратить образование в слое воздушных пузырьков, которые могут испортить слой. Прибавление к раствору небольшого количества спирта предупреждает их образование. После полива необходимо вынести стекло с бумагой в прохладное место во избежании осадка краски в слое. Такую бумагу, сняв через некоторое время со стекла, сушат в темном помещении в течении ночи. Бумага хорошо сохнет в помещении при хорошей циркуляции воздуха (достаточно в камере для сушки пламени свечи для создания хорошей циркуляции воздуха в определенном объеме.
    Другие авторы рекомендовали, по их мнению, наиболее удобный способ покрытия пигментным раствором временной подложки, дающий всегда стабильный результат, заключающийся в том, что лист увлажненной бумаги, слегка изогнутый полумесяцем осторожно протаскивается по поверхности подогретого пигментного раствора, налитого в фотокювету. Также предлагалось стекло покрыть раствором желтого воска в бензоле
    1:100 и протереть, чтобы удалить излишки воска. Лист стекла установить горизонтально. На середину налить теплую массу, быстро распределить по всей поверхности пальцем или кистью. Удалить пузырьки. Кагда масса застынет, на нее положить лист хорошо смоченной бумаги. Класть медленно, с угла. Когда бумага и желатин высохнут, лист снять. Получится великолепный слой с гладкой и блестящей поверхностью. При изготовлении пигментной бумаги рекомендовалось листы сушить следующим образом. Два одинаковых по размеру листа покрыть (проклеить) 2% раствором желатины. Сложить их в сыром состоянии оборотными сторонами и подвесить на просушку. По завершении сушки обрезать сложенные листы с четырех сторон и разъединить. Листы должны получиться абсолютно ровными.

    19 Другое описание техники приготовления бумаги для пигментного процесса. Берут слабопроклеенную, гладкую бумагу. Краску применяют преимущественно светопрочную. Рекомендуется китайская тушь, сажа, жженая кость, окись железа, главное, чтобы краска была без примеси, без квасцов и формалина. Краску следует мелко измельчить и растереть до консистенции густого теста на толстом зеркальном стекле с водой и добавкой небольшого количества глицерина. Такую краску хорошо хранить в густом виде в закрытом сосуде. Краску рекомендовалось готовить и непосредственно перед работой, растер ев ее сне- большим количеством воды, с последующим прибавлением желатинового раствора и других компонентов. Предлагались следующие растворы для полива бумаги.
    Желатин. 100-130 г
    Мыла г
    Сахара г
    Краски г.
    Воды. 400 куб.см Желатин г Сахара г Сухого мыла г Краски г. Воды куб. см Желатин г Глицерина г Краски г Воды литр Раствор для полива готовили так
    1. Растворить сахар, мыло, глицерин, вводе ив этом количестве размочить в течении часа весь, предварительно раздробленный, желатин.
    2. Сосуд поместить в водяную баню до полного растворения желатины. После этого, перемешивая, добавить небольшими порциями приготовленную, как сказано выше, краску, и размещать раствор до образования однородного состава.
    4. Полученное профильтровать через влажную фланель в сосуд, который помещен в теплую воду.
    5. Краску на бумагу нанести путем полива или протягивания листа по поверхности расплава (фабричный метод, либо полить расплавом чистое стекло и на застывшую поверхность наложить бумагу (расход производят из расчета на
    100 кв. см около 16,5 куб. см расплава. Прим. При домашнем приготовлении пигментной бумаги предлагалось бихромат калия прибавлять непосредственно к желатиновой массе. Перед поливом на каждые 200 куб. см раствора прибавляли 4-5 гр бихромата калия и 1,5-2,5 г


    20 кристаллического углекислого натрия. Углекислого натрия брали тем меньше, чем менее температура плавления желатины и чем выше температура воздуха, при которой работали со слоем. Отмечалось, что такие бумаги долго не хранятся. Бумага, предназначенная для переноса покрывалась раствором желатины
    1:5, задубленного хромовыми квасцами. Для однократного переноса этот слой делался полностью нерастворимым, для двойного таким образом, чтобы слой желатины не утратил возможность растворяться в теплой воде. В технике процесса упоминалось о применении бумаги для предварительного переноса обработанной раствором желтого воска, растворенном в бензоле либо переносе на стекло, предварительно облитое 3% раствором желатины, задубленным в 5% растворе формалина. Для переноса применяли гибкие и негибкие подложки стекло, целлюлои д- ную пленку, обработанные любым способом, бумагу и другие материалы, главное, чтобы они были недоступны пропусканию воздуха и воды.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта