Главная страница

Нестандартные способы позитивной фотопечати. Позитивные процессы на солях брома. А.Рябов 2002 год. Ннеесстт


Скачать 0.73 Mb.
НазваниеНнеесстт
АнкорНестандартные способы позитивной фотопечати. Позитивные процессы на солях брома. А.Рябов 2002 год
Дата03.10.2022
Размер0.73 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаNestandartnye sposoby fotopechati.pdf
ТипДокументы
#711758
страница3 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
Очувствление пигментной бумаги осуществляется в растворах бихроматов с температурой 12-15 градусов. Очувствление пигментной бумаги, как изложено в журнале "Вестник фотографии" за 1911 год, производится раствором 1,5 -
5 г бихромата калия в 40 мл воды с прибавлением 60 мл ацетона. Раствор быстро и равномерно наносят на бумагу мягкой широкой кистью. Бумага после обработки сохнет в тепле в течении 15-20 минут. Очувствленная таким способом бумага после просушки хранится не более 3 дней. Рекомендовалось также бумагу очувствлять только в 4% раствор бихромата калия либо применять ванну 5-6 % раствора бихромата калия для получения мягких копий и 1-2 %- жестких копий.
В.П. Клепиков рекомендовал лист пигментной бумаги положить на очув- ствляющий раствор слоем вниз на 1-4 минуты (предпочтительнее 1-2 минуты, вообще чем короче время очувствления, тем выше светочувствительность икон- трастность слоя, следя чтобы подслоем не образовалось воздушных пузырьков. Когда бумага расправится, и края листа начнут загибаться кверху, бумага достается из раствора на просушку. Лист бумаги можно положить лицевой стороной вверх и покачивая ванночку, удаляя воздушные пузырьки перевернуть его лицевой стороной вниз и лишь только лист распрямится вынуть егоза углы и вывесить для просушки. Пригодность приготовленной сенсибилизированной пигментной бумаги определяется следующим образом опустить клочек бумаги вводу с температурой С. Если желатин не сходит с подложки или сходит неравномерно, то бумага для процесса непригодна, так как сильные света уже не выйдут хорошо. Растворы, рекомендуемые В.П. Клепиковым Воды. 1000 мл Бихромата калия г брать (летом) и 40 г брать (зимой.

21 При печати с сочных негативов раствор применяется в 6%, а при печати с нормальных негатив в 3-4% концентрации, что делает матрицы более контрастными, но несколько замедляет работу. Отмечено, чем ближе тон бумаги к синему, тем полнее происходит передача деталей негатива. Стандартный Вода ………………………. 200 мл Бихромат калия …………….40 г для нормального негатива
50-60 г для сильного негатива
10-20 г для слабого негатива Аммиака ……………………. 5 мл Раствор хранится долго. Перед употреблением его следует профильтровать, а при появлении темно-коричневого цвета раствор считается непригодным. Воды мл Двухромовокислого калия. 4 г Аммиака. 0,5 мл Увеличивая крепость раствора получаем более мягкие отпечатки и наоборот Для вялых негативов Для контрастных негативов Вода 100 100 мл Бихромат калия 5-6 1-2 г Аммиак 0,5 0, 5 мл Пигментную бумагу рекомендовалось очувствлять вили растворе бихромата калия.
Бумагу опускали слоем вверх в очувствляющую ванну, выдерживали 1,5 минуты, переворачивали и очувствляли еще около 3 минут, пока слой не становился клейким. Для слабых негативов применяли 1-2% раствор бихромата. К 100 куб. см раствора прибавли несколько капель нашатырного спирта. Растворы для бумаг с большим сроком хранения (до 5 недель) Воды мл Двухромовокислый калий. 20 г Лимонная кислота. 7 г Аммиак (примерно. 30 мл Аммиак прибавляют до тех пор, пока раствор не станет соломенно -желтого цвета. Прибавление к раствору щавелевокислого калия нейтрального повышает светочувствительность бумаги. Вода мл Двухромовокислый калий ...40 г Щавелевая кислота. 40 г Бумагу обработанную в растворе сушат 6-7 часов.

22 Воды ........1000 мл. Бихромата калия. 20 г Аммиака. 30 мл (10% раствора) Лимонной кислоты г. Растворы для приготовления быстросохнущих бумаг Вода мл Двухромовокислый аммоний г Углекислая сода г Для очувствления 30 частей раствора разбавляют 60 частями любого крепкого спирта. Смесь наносят кистью, причем, большая светочувствительность достигается нанесением большего количества раствора. Взять 10% раствор бихромата калия или аммония. На каждые 30 мл раствора прибавить 45 мл ацетона. Налить на бумагу и быстро распределить по всей поверхности кистью, пока кисть не станет несколько прилипать к слою. Просушить 15 минут. Воды. 100 частей Хромовой соли. 8 частей Ацетона. 120 частей Бумага к печати готова через 5-10 минут.
Бихромат аммония весовых частей,
Воды. 100 весовых частей
Ацетона 120 весовых частей Воды мл. Двухромовокислого аммония г Ацетон мл Бумага высыхает за 5-10 минут и готова к употреблению. Для больших форматов Вода мл Бихромат аммония. г Углекислой соды.......…..1г. Для очувствляющего раствора смешивают 30 мл этого раствора с 60 частями градусного спирта и наносят широкой кистью на лист. Для пигментной бумаги (рекомендовалась при изготовлении матриц для трехцветной печати) Бихромат калия. 9 г Воды .........................................300 мл Лимонной кислоты от 1 дог Прибавить 10% раствор аммиака дополучения окраски соломенного цвета. Последнее предполагает высокую светочувствительность и длительное время хранения материала. Бумагу очувствлять 3 минуты.
Очувствление бумаги производилось также погружением ее слоем вверх в холодный раствор бихромата калия, до образования сверху слоя раствора в 3 -5 см. Предлагалось убрать образовавшиеся воздушные пузырьки. Дождаться полного распрямления листа (признак, что слой пропитался в достаточной степени) и перевернуть лист слоем вниз. Лист достать, когда начнет распрямляться в обратном направлении. После этого лист и положить лицом вниз на стекло обработанное дамма ром в бензоле. и оставить на стекле до просушки, предварительно обтерев и прикатав гладилкой. Сушить при температуре от 17 до 20
о
С, около 4-5 часов. При этом, бумага должна быть высушенной "в меру, чтобы не прилипала к пальцам, но и не была пересушена. Сушить бумагу предлагалось, положив ее по центру на палочку, либо картон или на пропускную бумагу лицом кверху. Такую бумагу хранить до 12-14 дней и лучше на стеклах. Экспонирование (инсоляция. На приготовленную для экспонирования пигментную бумагу плотно прикладывают негатив, приготовленный способами, описанными выше и поверх него накладывают рамку из светонепроницаемой бумаги. Все закрепляют в изготовленной для печати фоторамке или другом фиксирующем приспособлении ивы- ставляют на свет. Для придания плотного контакта листу пигментной бумаге с негативом допускается применение листа стекла. Производя с негатива печать следует помнить о сохранении сторон (прямое или зеркальное изображение, т.к. полученное изображение в последующем будет переносится однократно либо двойными более переносом. При экспонировании всегда следует избегать попадания на негатив сильного лучей солнечного света, т.к. могут получиться слишком жесткие и контрастные копии. Лучше использовать рассеянный дневной свет. Для смягчения освещения следует использовать прокладки из прозрачной матовой (папиросной) бумаги, матовые пленки истекла. Отпечаток после засветки еще некоторое время можно оставить в темноте до нескольких часов, это удобно, когда печать осуществлялась при неблагоприятных условиях, особенно зимой, при слабом освещении. Процесс окисления в слое еще будет продолжаться некоторое время. Экспонирование также можно осуществлять и искусственным светом, содержащим коротковолновую часть спектра (ртутные источники света, галогенные лампы, лампы накаливания большой мощности и ). Говоря об экспонировании слоев, содержащих хромовые соли, необходимо еще раз подчеркнуть, что оптимальное время экспозиции того или иного материала устанавливается преимущественно экспериментальным путем. По завершении процесса экспонирования приступают к процессу проявления. Процесс проявления заключается в размачивании проэкспонированного через негатив пигментного слоя, его переносе на постоянную подложку -основу

24 при однократном переносе и окончательном проявление красочного слоя либо его переносе на временную основу, проявлении ив дальнейшем переносе на постоянную основу- при многократном переносе Все работы с пигментной бумагой производятся при слабом свете Простой перенос.
Проэкспонированную пигментную бумагу и желатиновую бумагу для переноса для размягчения кладут вводу с температурой 12-15 Си подводят вводе слой к слою. Удаляют образовавшиеся на слоях воздушные пузырьки. После того, как листы выпрямятся их достают из воды и между слоями фильтровальной бумаги прикатывают валиком слоями друг к другу. Оставляют в контакте на 10-20 минут. После этого сложенные вместе листы опускают вводу с температурой около Си постепенно поднимают температуру до 30 Си более. При медленном покачивании фотокюветы пигмент начнет растворяться и, когда края пигментной и переносной бумаги начнут отставать друг от друга, листы осторожно разъединяют за углы. Красочное изображение должно остаться на переносной бумаге. Дальнейшее его проявление ведется в теплой воде на наклонном листе стекла, при этом можно применять легкую струю воды воды, мягкую кисть, пульверизатор и др. приемы, позволяющие избирательно вымывать из слоя краску. Если перенос ведется на шероховатую бумагу, то температуру воды следует поднять до 35-40 С. При допущенном недоэкспонировании слоя проявление идет очень быстро. При переэкспонировании- медленно. Для интенсификации процесса проявления в раствор, которым проявляют красочное изображение, следует прибавить 10 г буры на 100 мл воды. Слой, оставшийся на переносной бумаге чрезвычайно нежен. Для остановки проявления лист с изображением погружают вхолодную воду либо в 5% раствор калиевых квасцов. Дубят, тщательно промывают до удаления из слоя желтого цвета и сушат. Либо пигментную бумагу и бумагу для переноса слой к слою опускают вхолодную воду, по выпрямлению пигментной копии через 1-2 минуты вынимают из воды, прокатывают резиновым валиком и вешают на 5 минут для просушки. Обсохший отпечаток (вместе с переносной бумагой) погружают для переноса вводу с температурой от 40-50 С. С появлением по краям выступающей краски листы разъединяют. Изображение переходит (пристает) на переносную бумагу. Изображение проявляют вводе в этой же ванночке или кладут на стекло и поливают струей теплой воды, пока стекающая с изображения на переносной бумаге вода перестанет окрашиваться.
Для более интенсивного проявления, выделения на красочном изображении отдельных участков, в зависимости от замысла, оно обливается водой в смеси с мелкими древесными опилками.
После этого изображение на переносной бумаге 15 минут дубят в 40% растворе квасцов и дубят, промывают и сушат. Изображение получилось- обращенное.

25
Другой вариант с простым переносом.
Инсолированную пигментную бумагу и желатиновую бумагу для переноса размачивали вводе при 10-15
о
С (лучше холоднее) до момента их распрямления полное распрямление пигментной бумаги говорит о готовности ее к дальнейшей обработке и является самым подходящим для контакта с подложкой. Клали на стекло оба листа, удаляли избытки воды, притирали гладилкой слоями друг к другу и осторожно прикатывали валиком, не допуская образования между листами воздушных пузырей. Работу вели при неярком свете. Склеившиеся листы помещали под стекло, подгрузи оставляли в таком состоянии на несколько часовне дожидаясь пока листы высохнут. Сложенные листы проявляли вводе с температурой до 30
о
С. Не забывали при инсолированнии применять кант из светонепроницаемой бумаги, иначе в дальнейшем было проблематичным легко разделить листы. Вводе выдерживали до тех пор, пока краска не начинала струйкой выделяться между сложенными листами. После этого их отделяли с угла. При необходимости ускорения проявления повышали температуру воды либо к воде прибавли нашатырный спирт, поташ, ускоряющие растворение желатины. Изображение в пигментной массе прилипало к желатиновой подложке, на которой и вели водой проявление. Признаком готовности отпечатка заключался в том, что с темных мест на красочном изображении не образовывалось подтеков краски. Отпечаток промывали в холодной воде, закрепляли в растворе хромовых квасцов 2:100. Для повторного переноса полученное изображение сильно не квасцевали, просушивали при нормальной температуре или сразу же работали с ним без просушки. Бумагу для второго переноса размачивали вводе, чтобы слой стал липким. Прикладывали ее под водой к листу с изображением, доставали из воды, убрали ее излишки и прикатывали валиком. Временная подложка удалялась, когда отпечатки совсем высохнут. Матовая структура изображения зависела оттого, на какую подложку, поверхность или материал осуществлялся перенос. Перенос также осуществлялся на временную подложку - бумагу, обработанную раствором воска пчелиного- 1 часть, канифоли -3 части, скипидара- 7,5 частей или переносили на лист целлулоида. Если изображение на переносной бумаге получилось крайне нежным, то для его укрепления оно предварительно проклеивалось для придания ему прочности и только после этого производился перенос Раствор для проклейки готовиться по рецепту Воды мл Желатина. 5 г Хромовых квасцов. 3 г

26 Применялись и многократные переносы- цветоразделенная печать (для двух и более тоновых изображений, изготовленных на разного цвета пигментных бумагах. Для получения многокрасочных и цветных изображений широко применялся аддитивный способ печати, маски, растушевки в светах и тенях и др. приемы. При окончательном переносе изображения на другие поверхности их предварительно матировали, полировали и проклеивали 5-8% раствором желатины. Не требующий переноса способ пигментного печатания Брали тонкую, прочную, однородную бумагу, по структуре похожую на матовое стекло. Бумагу окунали в теплую воду, распрямляли на стекле большего формата, убирали излишки воды фильтровальной бумагой и наносили на нее тонкий слой теплого пигментного раствора. Раствор готовился так 10 г желатины клали на ночь в теплую воду, давали ей разбухнуть. Растворяли желатин в 90 г воды до 40
о
С с прибавлением 2 г. сахара и растворенными в 10 г воды 2 г мыла. Немного полученной смеси смешивали с 3 г сажи (другой краски. Все это прибавляли к полученному студню из желатины и мыла. Далее, помешивая смесь, расплавляли ее в водяной бане и расплавом покрывали бумагу
Очувствляли пигментную бумагу в 5% растворе бихромата калия, намазывая его на оборотную сторону бумаги. Сушили в темноте. Печать производить со стороны, покрытой раствором бихромата калия и заканчивали ее тогда, когда рисунок выступал бурым на желтом фоне, а белые места не становились слегка серыми. Проявляли, почтив темноте, заставляя отпечаток плавать в холодной воде. Когда слой размякнет, то приступали к проявлению на свету. Отпечаток слоем вверх клали воду до 28
о
С или выше и проявляли, постоянно покачивая ванночку. Желатиновый слой сначала растворялся на поверхности слоя, не подвергнутому воздействию света, после растворялся в местах с глубокими тенями, а полутона оставались без изменения, "обрисовываясь лучше чем при других способах. Для устранения жесткости изображения при печати сочень сильных негативах для очувствления применяли 7% раствор бихромата калия (больший процент содержания в растворе бихромата даваал более мягкий результат. Если слой сходил с бумаги полностью, то это означало, что допущена передержка под светом. Проявление хорошо регулировалось повышением либо понижением температуры водного раствора. После проявления отпечаток помещали для дубления в
5% раствор квасцов. Когда при квасцевании исчала желтизна, отпечаток отмывали от избытка квасцов и 2-3 раза ополаскивали . Давали воде стечь и сушили на фильтровальной бумаге. Г. Беланьи из практики печатания на пигментных бумагах нашел, по его мнению, один из лучших рецептов очувствляющей ванны для слоев на основах желатины, придающий идеальную чувствительность слою, сравнимую со светочувствительностью фотобумаги- 1-1,5 % раствор бихромата калия.

27 По просушке бумаги он помещал его в фоторамку, делал прослойку из тонкого стекла и выставлял на солнце. Перенос красочного изображения осуществлял на навощенное стекло, используя пропускную (фильтровальную) бумагу вместо клеенки при прикатывании к нему изображения. В контакте листы держал
10 минут. Изображение проявлял вводе с температурой 37-39 С, применяя при этом мягкую кисть. Иногда температуру воды доводили до 80 градусов. Г. Беланьи советовал снимок класть вхолодную воду на неопределенное время (не повредит, проявлял же прибавляя теплую воду. Для второго переноса применял любые бумаги, в зависимости от замысла и желания получить определенный результат. Временная подложка при этом готовил так Матовое стекло покрывал восковым раствором. Это стекло 5 минут выдерживал в 10% растворе калиевых квасцов, хорошо промывал, делал на него переноси проявлял. После этого изображение промывал, ополаскивали дубил квасцами и промывают. Изготавливались и пигментные диапозитивы либо негативы. Для этого при исполнении диапозитивов пигментную бумагу инсолировали под негативом, а для изготовления негативов- под диапозитивом и переносили красочные изображения на стекло. Стекло предварительно покрывали расплавом, приготовленном в водяной бане, из 30 г желатины на литр воды. По каплям, к расплаву прибавляли раствор г хромовых квасцов в 100 мл воды. Если, вдруг, внезапно расплав густел, ток нему по каплям прибавляли уксусную кислоту, пока раствор вновь не становился жидким. В нагретом состоянии раствор отфильтровывали и после этого поливали чистое обезжиренное стекло. Для приготовления пигментных диапозитивов (негативов) рекомендовалось пигментную бумагу в течение 1-2 минут очувствить в растворе бихромата калия крепостью от 10 дог на 1000 куб. см воды 10 г- для слабого негатива,
40 г- сильного, плотного негатива) с примесью 3 куб. см 10% раствора NaOH. Перенос осуществлялся также на стекло, предварительно покрытое 3% слоем раствора желатины с добавкой 100 куб. см 2% холодного раствора хромовых квасцов и высушенное при комнатной температуре. Перенос с пигментной бумаги производился наложением ее на приготовленное стекло в ванной с водой с последующим помещением под пресс. Бумажную подложку удаляли вводе с температурой 40-50
о
С и образовавшееся на стекле изображение после проявления дубили в растворе хромовых квасцов. Для изготовления диапозитивов (негативов) также предлагалось нанести ватой на стекло смесь насыщенного раствора бихромата калия и 10% с раствора гуммиарабика и выставить его на яркий солнечный свет для просушки и задубливания слоя под светом.
После этого осторожно, чтобы не образовалось воздушных пузырьков наложить на него откопированную и размоченную вводе пигментную бумагу с позитивным либо негативным изображением и прикатать. Проявить вводе. Отмечалось, что пигментное изображение пристает настолько сильно, что даже нет необходимости при печати делать предохранительную черную рамку. После проявления на белых местах легкую желтую окраску легко удаляли в ванной из раствора квасцов или бисульфита.

28 Также предлагалось проэкспонированную и размоченную пигментную бумагу прикатать не к стеклу, а к листу бумаги, предварительно тщательно навощенной (на бумагу положить кусочек желтого воска с горошину и растереть воск слегка отжатым ватным тампоном, смоченном в чистом бензине и просушить. После прикатки копии к навощенному листу и короткого пребывания под прессом, пигментную бумагу снимали обычным способом и проявляли на навощенной бумаге изображение. При этом отмечалось, что "не стоит преждевременно волноваться, что изображение как-то плохо проявляется. Оно на просвет мягко, сбоку ясно выступает рельеф. Проявляют до тех пор, пока вода не будет совершенно чистою от краски. Далее осуществляли перенос на стекло. Размоченную переносную бумагу с изображением прикатывали к стеклу, покрытому раствором из воды -100 куб. см, мягкой желатины- 5 г, хромовых квасцов г либо на стекло, предварительно облитое 3% раствором желатины, задубленным в 5% растворе формалина.
Иногда стекло для переноса обрабатывали раствором воды с фуксовым стеклом (раствором жидкого стекла. Изображение переносили на него вышеуказанным способом, также для переноса использовали и любые другие прозрачные подложки. Такие диапозитивы, при необходимости, окрашивали в разные цвета.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта