Главная страница
Навигация по странице:

  • Фотогальванография

  • Меркулография

  • Вюдбюротипия

  • Пигментогравюра

  • Нестандартные способы позитивной фотопечати. Позитивные процессы на солях брома. А.Рябов 2002 год. Ннеесстт


    Скачать 0.73 Mb.
    НазваниеНнеесстт
    АнкорНестандартные способы позитивной фотопечати. Позитивные процессы на солях брома. А.Рябов 2002 год
    Дата03.10.2022
    Размер0.73 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаNestandartnye sposoby fotopechati.pdf
    ТипДокументы
    #711758
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Антракотипия Бумагу покрыть 4% раствором желатина, высушить, очувствить в 4% раствором бихромата калия и сушить в темноте. Время копирования слоя под негативом определить опытным путем, ориентируясь на изложенное в описаниях других процессов. Отмыть вводе от хромовых солей. Обсушить. Обсушенную копию покрыть мягкой кистью порошком графита или ламповой копотью. Покрытую копию подогреть до вплавления порошка в желатиновый слой и очистить сырой губкой от излишка краски. Печать сажей Бумага для акварели, ноне слишком зернистая, покрывается 4% раствором желатины, просушивается и очувствляется 3% раствором бихромата калия и вновь просушивается в темноте. Инсолировать через диапозитив, до выявления изображения, тщательно промыть в холодной воде для удаления бихромата. Положить на стекло и просушить фильтровальной бумагой.
    Черную сажу смешать с водой, дополучения жидкой однородной массы. Несколько раз кистью равномерно покрыть снимок, погрузить вводу и проявлять оттиранием, по мере того, как сажа впитывается в желатин. Пока бумага еще влажная ее подвергают легкому нагреванию, опять погружают вводу и, проводя губкой, окончательно смывают сажу с тех мест, где она не проникла в желатиновый слой. Последнюю процедуру делают пока снимок не охладится. Окончательное изображение доработают кистью, растирками, тампонами. Печать на тканях (шелке, полотне, холсте) Тщательно выстиранную, обезжиренную ткань распрямить на рамке и пропитать раствором:
    Воды..........…………… 100 мл Бихромат калия 4 гр Аммиак крепкий ....….....2 мл Сушить в темноте. Копировать светом через негатив до выявления на ткани нормального изображения. Промыть в холодной воде и для вымывания из ткани хрома добавить в нее немного известковой воды. Ткань промыть и опустить в раствор натурального красителя нужного цвета и плотности (упоминается краситель из каштанового и фернабукового дерева.

    75 Для очистки в изображении светов обработать в нужных местах хлорной водой.
    Карминно-красный способ Крахмальный клейстер смешать с кармином (краской) и растворить в водяной бане при температуре до С. Бумаге дать плавать на поверхности раствора чистой стороной вверх либо нанести раствор на бумагу другим способом и высушить. Слой очувствить в растворе 35 г бихромата калия и 500 мл воды и высушить в темноте. Печатать вести через нормальный негативна солнце в течение 6 минут, в тени до 1 часа. Альбуминная печать Приготовить светочувствительный раствор Воды. 200 мл. Сухого альбумина. 35 г Бихромат аммония. 6 г Все тщательно растворить и профильтровать 2-3 раза. Раствор можно хранить до 2 месяца в сосуде из темного стекла, холодном месте. Берут обезжиренную металлическую (латунную, медную) либо иную пластину и равномерно наносят на нее приготовленный раствор, несколько просушивают и вторично покрывают раствором, слив избыток. Для равномерного нанесения на пластину раствора его лучше наносить на вращающуюся пластину. Сушку слоя производят в темноте при температуре не более 50 -С, иначе альбумин может свернуться. Готовый слой должен как бы отливать цветами радуги и быть несколько жирноватым. Копирование через негатив либо позитив (в зависимости оттого какой результат желают получить- рельеф либо углубление) прямым солнечном свете ведется летом 1,5 минуты, зимой 15-20 минута рассеянным светом летом 15-20 и зимой 1,5-2 часа. Пластину ворсовым валиком закатать литографской краской, присыпать сухой краской, чтобы она легла тонким слоем, и поместить ее в кювету сочень холодной водой. Затем в проточной воде протереть (проявить) клочком ваты. Либо подсушить и присыпать асфальтом или канифолью, после чего пластину равномерно нагреть над спиртовкой до спекания в местах изображения асфальта канифоли) с краской и травить в растворах, растворяющих (протравливающих) металл. Травление металлической пластины или наращивание металла на открытых участках можно производить гальваническим путем, например медную пластину в ванне с раствором сернокислой меди с присоединением соответственно анода или катода батареи. В этом процессе можно применить другие светочувствительные растворы

    76 Воды. 375 мл Альбумин от двух взбитых и отстоявшихся яичных белков Бихромата аммония г Альбумин г. Вода 1000 мл Бихромат аммония. 3 г Копировать через негатив либо диапозитив, закатать литографской или другой жирной краской, проявить промыв вводе и растворяя альбумин. Высушить и поместить, закрыв оборотную сторону нерастворимым лаком, в 35% раствор хлорного железа. Протравить 15 секунд. Промыть вводе, высушить, чуть- чуть нагреть и накатать валиком еще немного краски. Излишки краски убрать чистым желатиновым валиком. Альбумин с копии удалять тампоном, смоченным в аммиаке. Для гравирования на металлах предлагалось приготовить раствор Дистиллированной воды. 60 мл Альбумина. 40 мл Бихромат аммония г Аммиака 10% (прибавлять по каплям дополучения окраски соломенного цвета) Полученный раствор нанести на бумагу, экспонировать под негативом либо позитивом. Окрасить анилиновой краской, затем с бумаги холодной водой смыть незадубленный альбумин. Оставшийся, еще не высохший слой, сокр а- шенным изображением, тщательно притереть к металлической пластине, бумагу сжечь и травить металл в кислотах либо в щелочах.
    Следует помнить, что раствор аммиака усиливает растворение альбумина.
    Фотогальванография Чистое обезжиренное стекло поливают горячим (до С) расплавом из
    13 г желатина, 120 мл воды с примесью г бихромата калия и высушивают в темноте. При поливе избегают образования в слое воздушных пузырьков, которые осторожно удаляются прикосновением к ним уголком листа фильтровальной бумаги. Негатив для печати применяют сильный, отчетливый и прозрачный. Слой экспонируют в течение 2-3 минут, после чего следует промывка в холодной воде для удаления из слоя хромовой соли и его сушка при комнатной температуре. На слой мягкой кистью наносится горячий насыщенный раствор азотнокислого серебра в спирте и после просушки нанесение еще двух слоев указанного раствора.

    77 Высушенную матрицу окуривают парами пирраголовой кислоты. Матрицу погружают вводу для образования рельефа. На образовавшийся рельеф аккуратно прикрепляют проводники, не повреждая токопроводного слоя и производят известным способом в гальванической ванне наращивание металла (меди, цинка, серебра и т.д.). Для медной гальванической ванны берется 20% раствор сернокислой меди, подкисленный 6% раствором серной кислоты. Для работы применяют источник постоянного тока из расчета 2,5-5 А на квадратный дециметр слоя. Для серебряной ванны- 15% раствор азотнокислого серебра в дистиллированной воде, на литр которого добавляют 9 литров 2 % раствора железосинеродистого калия.
    Меркулография Яичный белок, сахар, глицерин и хромовая соль растворялись вводе при С. Раствор равномерно наносился на плотную, проклеенную бумагу, которая высушивалась в темноте, экспонировалась под негативом в течение 5 минут и тщательно промывалась в холодной воде до удаления следов хромовой соли. На полученный слой, с участками различной липкости, накатывалась жирная краска, посредством чего и воспроизводилось изображение. Для изготовления гравюр в манере XII в. рекомендовали. В коробку, с открывающимся дном, насыпать порошок канифоли, несколько раз встряхнуть коробку над отполированной и обезжиренной медной пластинкой, после чего дно коробки открыть. Пыль канифоли равномерным слоем осаждалась на медной пластике. Пластинка осторожно нагревалась над пламенем спиртовой горелки до сплавления боковых граней пылинок. В результате не пластине получался слой с чрезвычайно мелкими промежутками. К пластине тщательно притиралась пигментная бумага с готовым изображением (см. пигментный процессс с переносом. После просушки пластина поочередно протравливалась в растворах хлорного железа 45-43-40 и 37 % крепости. Слой канифоли с пластины смывался растворителем. Далее пластина покрывалась гравюрной краской и с нее велась печать на бумагу.
    Негрография Проклеенную бумагу равномерно покрыть слоем раствора Вода. 100 мл Гуммиарабик г Бихромат калия. 7 г Просушить в темноте и копировать через негатив 5-10 минут до выработки изображения Промыть вводе до образования рельефа. Сушить. Сухую копию покрыть краской Спирта 100 мл Шеллака. 15 г Ламповой копоти или любой нерастворимой вводе краски г

    78 Копию опустить вводу, содержащую 2-3 % раствор соляной или серной кислоты, и держать до размягчения слоя. При обработке кистью краска будет сходить, и на листе останется изображение. Проявленную копию промыть и высушить.
    Вюдбюротипия На пленку либо стекло нанести 4% раствор желатина. Слой высушить, очувствить раствором бихромата калия либо аммония и вновь высушить в темноте.
    Проэкспонировать через негатив и тщательно промыть в холодной воде до исчезновения желтой окраски. Готовое изображение покрыть раствором желатины с квасцами, примесью порошка угля либо иных красящих веществ. Под давлением лист прикатать желатиновым слоем к той бумаге, на которой будет конечное изображение. Желатин вместе с красящими веществами пристанет к бумаге лишь теми местами, на которые подействовал свет.
    Пигментогравюра Сухой фотоотпечаток на бромистой бумаге покрывался липким желатиновым валиком, либо кистью смесью казеина с акварельной краской, высушивался и погружался в смесь растворов бихромата калия, красной кровяной соли и калия бромистого (см. растворы озобромного процесса. При необходимости, для замедления процесса фотобумагу обрабатывают раствором квасцов, чтобы процесс не происходил бурно и тщательно промывают. Через 10-15 минут завершался процесс превращения серебряного изображения в казеиновое красочное изображение. Отпечаток промывался в холодной, воде с небольшой добавкой щелочи ив этой же воде велось его окончательное проявление. Отмечалось, что процесс проявления идет довольно долго, но его можно ускорить, постепенно доведя температуру воды до С. Холодная вода действует медленнее, но тщательнее прорабатывает на слое детали и дает более контрастные результаты. Добавлять вводу много щелочи не рекомендовалось, т.к. изображение может вообще исчезнуть. Готовый отпечаток задубливали квасцами либо формалином, промывали, фиксировали в гипосульфите и вновь тщательно промывали. Изображение получалось совершенно матовое с красивой бархатистой поверхностью. В других изданиях процесс описывался так “250 г пресованного творога казеина) тщательно перемешать с 40-60 г акварельной краски. Смесь равномерно нанести на квасцованный отпечаток и дать высохнуть. Поместить отпечаток на 10-15 минут в ванну из раствора бихромата калия г, бромистого калия- 10 г, красной кровяной соли- 10 г, воды 1 литр. В раствор ввести 1 г лимонной кислоты. Проявку пигментогравюры вести в слабом растворе двууглекислого натрия.

    79 Перенос пигментного изображения на ткань. Готовый отпечаток на пигментной бумаге, не очень просушенный, изображением вверх кладут на лист плотного картона, накрывают тонкой материей, снова листом бумаги и слегка проглаживают горячим утюгом. Изображение отстает от подложки и входит в ткань. Способ печати с хлорным железом Хорошо проклеенную писчую бумагу опускают в раствор Хлорного железа г Лимонной кислоты. ... 5 г Воды. 120 мл Лист сушат в темноте, экспонируют под негативом дополучения на бумаге слабого рисунка и накладывают на раствор желатина с краской либо тушью. В итоге получится блестящий позитив, так как окрашенный желатин пристанет к бумаге только в тех местах, на который подействовал свет. Импровизированный проявитель Скорлупу грецкого ореха измельчают в ступе, затем вымачивают вводе до тех пор, пока не получится темная коричневая жидкость. К полученному объему жидкости прибавляют равный объем насыщенного раствора соды. Полученной жидкостью покрывают лист бумаги и сушат его в темноте. Печатать под негативом ведут дневным светом и фиксируют изображение раствором аммиака. Упрощенная вюдбюрографии Обезжиренное стекло покрыть смесью желатины и бихромата калия либо аммония. Просушить в темноте. Печать слоя произвести под диапозитивом и опустить пластину вхолодную воду. Места не подвергнутые инсоляции (тени) будут разбухать вводе более, чем света. Рельефна матрице смазать тонким слоем вазелинового масла и залить гипсовой смесью для получения копии. Для устранения образовавшихся в гипсовой массе воздушных пузырьков ее верхний слой снимают кистью. Затвердевшую массу опускают в расплав воска и полируют маслом. Для снятия оттиска с формы на лист бумаги наливают не очень густой раствор акварельной краски в желатине, кладут на него гипсовую форму с небольшим грузом. Когда желатина затвердеет, форму снимают.
    Гидротипия Хорошо промытый и обезжиренный лист стекла покрывают раствором жидкого стекла и сразу же протирают его чистой тряпкой. Стекло настрого горизонтальной поверхности обливается расплавом, приготовленном на водяной бане из 9 г желатины (предварительно для разбухания замачивают вводе г. глицерина и 10 куб. см воды. Застывший слой очувствляют в 3% растворе бихромата аммония в течение 3 минут и быстро высушивают в темноте. Печатать светом ведут через диапозитив до выяснения на слое всех деталей в светах и тенях. Слой

    80 тщательно промывается в холодной воде до удаления хромовой соли и просуши- вается. Проявлять погрузив слой в красящий раствор из гидротипной (анилиновой) краски и после печатать на слегка увлажненной бумаге. С использованием описанного процесса печатались оттиски в один, два и более тонов, а также цветные изображения с трех матриц аддитивным способом.
    Фоторельеф на металле На очищенную обезжиренную металлическую пластину наносят слой расплава (Сиз желатины 30 г, воды 100 куб. см, глицерина 5 куб. см, нес о- держащего пены и воздушных пузырьков.
    Для удержания расплава желатины на пластине ее края смазывают жиром. Для полива пластины форматом х потребуется около 30 куб. см расплава. Просушенный слой очувствляют в течение 15 минут в растворе 60 г бихромата аммония, 1000 куб. см воды с добавкой к раствору аммиака, до придания раствору соломенного цвета и высушивают его в темноте. Инсоляцию ведут через негатив в течение 10-30 минут на солнце или при лампе накаливания до появления на слое коричневого рисунка. Слой проявляют нагревая оборотную сторону огнем горелки. Желатин при нагревании в светлых местах съеживается, а в темных местах и полутенях становится выпуклым. Полученный рельеф очень точен. С него можно получать репродукции из гипса и воска. Таким образом рекомендовалось изготавливать надписи, рисунки, номограммы и барельефные изображения. Фотоцинкография Воды куб. см Альбумина г Раствор бихромата аммония с добавкой аммиака дополучения соломенного цвета.
    Смесь профильтровать и ровно полить на очищенную цинковую пластинку. Когда слой слегка подсохнет, пластину прогреть над обогревателем. Эти операции производить при неактиничном освещении. Слой экспонировать под позитивом (время устанавливается опытным путем, после чего окрасить анилиновым красителем, погрузить в теплую воду и осторожными движениями тампона получить изображение. Промыть вводе, просушить, поместить в 35% раствор хлорного железа, выдержать в нем 10-12 секунд и промыть. Валиком по нагретой до 50 градусов пластине нанести смесь из черных копировальных чернил с лаком. Глубокие части полученного изображения очищаются гладким валиком, которым несколько раз быстро проходят по изображению. Пластину протирают тканью, смоченной аммиаком для растворения альбумина и еще раз прокатать валиком с краской. Красочный слой припудривают канифольной пылью, нагревают до сплавления канифоли с краской и еще раз протравливают.

    81 Печать водными (анилиновыми) красками. На плотную, проклеенную бумагу нанести равномерный слой, приготовленный из желатины- 6 г, воды- 100 куб. см, бихромата аммония от 16 доги высушить его в темноте. Время экспозиции слоя под негативом определяется визуально, как в гум- миарабиковом и других описанных процессах. Далее бумагу отмывают в холодной воде до полного вымывания из слоя остатков бихромата аммония и помещают вводу подкисленную 1 куб. см серной кислоты на 100 куб. см воды. Слой проявляется в растворе краски. Полученное избирательно окрашенное изображение печатается на увлажненную бумагу. Изготовление витражей истекла для украшения окон. Стекло тщательно промыть, очистить его смесью магнезии с нашатырным спиртом и полить его на горизонтальной поверхности ровным слоем раствора Альбумина жидкого …………………. 60 г Аммиака. 2 куб. см Жидкой китайской туши. 4 куб. см Раствора бихромата аммония (1 г на 6 куб. см воды. Слой сушить в темноте. Печать через негатив вести в течение 2-3 минут. Поместить вхолодную воду, произвести ее смену несколько рази проявлять изображение, работать мягкой кистью по слою. Полученное изображение промыть, высушить на спиртовой горелке, чтобы выявить (коагулировать частицы) изображение из альбумина. Протравить изображение в растворе из 90 куб. см воды, фтористого натрия- 5 куб. см, спирта- 30 куб. см, уксусной кислоты- 2 куб. см. После травления альбумин убрать со стекла раствором щелочи либо содой или аммиаком. Промыть и высушить. В результате получим на стекле матовый рисунок.
    Фотополиграфия Плотный лист гладкой бумаги покрыть 3 или 8 % раствором желатины и высушить его. Бумагу очувствить в течении 4 минут в 3-5 % раствором бихромата калия, предварительно положив ее на стекло для удаления избытка раствора и выравнивания слоя. Бумагу высушить в темноте. Слой инсолировать под позитивом на солнце в течении 4 минут либо установив время экспозиции опытным путем. Хорошо промыть до удаления бихромата и появления на бумаге рельефа. На рельеф кистью нанести насыщенный раствор краски, например метиленового фиолетового или другую краску с прибавкой для повышения липкости слоя нескольких капель глицерина, сахара или глюкозы.

    82 Фильтровальной бумагой с матрицы снять избыток краски, которая останется только там, где на слой подействовал свет. Печать на бумагу производить как в фототипии. Матрица может служить бесконечно долго. Проверка этого способа печати показала, что экспозицию надо производить в течение 15-20 минут. Для печати использовать краску консистенции густого сиропа из горячей воды и сахара с красителем, добавленным дополучения темного цвета. После этого к смеси прибавить глицерин. Бумагу можно заменить стеклом от фотопластинки с желатиновым слоем, обработав его 3 % раствором бихромата калия и, закрепив его путем выставления на яркий свет на 2 минуты. Покрыть пластинку 8% раствором желатины. После инсоляции под диапозитивом, размочить и полить краской на 20 минут. Избыток краски слить, наложить на слой фильтровальную бумагу и протереть слой, после чего произвести печать на тонкой бумаге прокаткой валиком. Качество печати со штриховых позитивов значительно выше, чем с полутоновых. Способ, основанный на липкости слоя перцовой настойки Натереть мелко перец и просеять его от крупных частей.
    250 г такого перца настоять в 500 куб. см спирта, периодически взбалтывая выдержать в темной комнате несколько дней, после этого профильтровать и покрыть перцовым раствором бумагу, после чего ее просушить в темноте. Экспонировать слой под негативом, при этом различные его участки при окуривания парами алкоголя будут иметь различную липкость. На слой накатать краску, либо обработать его порошком сухой краски с применением в работе различных кистей, скребков и других инструментов для ретуши.
    Фотоофорт Изображение с матрицы, обработанной масляным пигментом, переносится на покрытую офортным лаком металлическую пластину. На платине образуются подтравленные (открытые) участки от масла, содержащегося в пигменте. Далее следует травление металла по известной технологии.
    Панатипия Стекло, предварительно политое раствором желатина, очувствляют в растворе хромовой соли, сушат в темноте и инсолируют через позитив. После тщательной промывки и образования на слое рельефа, его опускают в панатипную краску и производят печать на увлажненную бумагу. Такие изображения изготавливались цветными с цветоразделенных негативов. В описаниях процесса отмечалось, что с одной пластинки можно получить до десяти отпечатков и особенно хорошо смотрятся отпечатки в сочетании коричневого и зеленого цветов для пейзажей, а также зеленого и синего. При этом рекомендовалось один из негативов, для более темной краски, изготовить с некоторой недодержкой.
    Мариотипия

    83 Лист плотной бумаги проклеить 2% раствором желатина, высушить и настелить его еще раз на этот же раствор желатина на одну минуту. После просушки желатинового слоя лист настелить на 2 минуты на поверхность раствора Двухромовокислого калия. 75 г
    10% раствора аммиака ..........…………..... 5 мл Вода. 1000 мл
    Очувствленный лист желатиновой бумаги высушить в темноте и произвести печать под негативом до выяснения всех деталей в тенях и светах. Негатив должен быть мягкий и средней силы. После этого взять лист пигментной бумаги, очувстить его в течение 1-2 минут в растворе Двухромовокислого калия. ………25 г Уксусной кислоты. 35 мл Вода. 1000 мл Под очувствляемый лист пигментной бумаги, когда он расправится, подвести отпечаток на желатиновой бумаге, изображением к пигментному слою, вынуть оба листа дать стечь лишнему раствору, положить листы между фильтровальной бумагой, притереть валиком и между двух стекол оставить под легким грузом. Через 2-3 часа приступить к проявлению изображения, как в пигментном способе.
    Очувствление желатиновой пленки Вода мл Двухромовокислый калий ..…….....…..2 г Вода мл Бихромат калия брать соответственно 30,50 либо 10 г- для нормального, жесткого и слабого негатива. Раствор крепкого аммиака добавлять в раствор до приобретения им соломенного цвета. Для получения эффектов в пастельных тонах (стиль Flou)
    1. Для этого при печати между негативом и очувствленной бумагой клался лист тонкой папиросной бумаги либо лист тончайшего стекла. В результате изображение наконечном отпечатке приобретало впечатляющий эффект в пастельных тонах.
    2. Негатив перед печатью с тыльной стороны обрабатывался мелким порошком наждака. Благороднее смотрятся отпечатки, изображение которых несколько выступает над поверхностью. Для этого готовился нужного размера вырез в картоне, снимок размачивался, вкладывался в подготовленное в картоне отверстие и вырезанным прямоугольником вдавливался под прессом. Или отпечаток накладывается

    84 на более толстый лист бумаги. Теснение производилось по линейке по периметру снимка твердым предметом (ложкой) по краям. Большие снимки окончательно оформлять без паспарту, малые с паспарт у. Чем меньше снимок, тем больше паспарту. Для раскрашивания готовых отпечатков Отпечаток обрабатывается (натирался) мелким порошком пемзы и раскрашивался пастелью, карандашом. Цвета клались на густые переходы и после растирались. Для местного усиления отпечатков Отпечаток размачивался вводе, слегка просушивался и по еще несколько влажному слою избирательно покрывался тонкой кистью раствором
    Насыщенный раствор бихромата калия мл
    Вода. ................. 15 мл
    Соляная кислота. ....... 30 капель
    Для удаления желтой окраски снимок тщательно промывался, обрабатывался проявителем и фиксировался. При раскрашивании снимков акварелью Поверхность отпечатка покрывалась слоем фиксатива или из пульверизатора раствором 2-3 грамма канифоли в 100 мл ацетона либо раствором белого шеллака в спирте. ДЛЯ ЗАМЕТОК
    90

    91

    92

    93

    94

    95

    96

    97

    98

    99

    100

    101

    102

    103
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта